Эмоциональная окраска стихотворения няне

Краткий анализ стихотворения «Няне» по плану

1. История создания

Пушкин написал одно из известнейших своих стихотворений «Няне», вспоминая о ссылке в Михайловском.

Поэт был общительной, увлекающейся, социально активной личностью, поэтому вынужденное двухлетнее заточение угнетало его.

И только няня, Арина Родионовна, помогающая воспитаннику в нелегкое время, приносила душевное спокойствие, утешение. Освободившись, поэт часто переписывался с ней, оставшейся в Михайловском.

Именно любимой няне Александр Сергеевич посвятил неоконченное произведение.

Стихотворение было опубликовано уже посмертно: только в 1855 году.

Оно так и не получило авторского названия. Известный заголовок «Няне» принадлежит не Пушкину, а издателям.

2. Литературное направление

Безусловно, это произведение относится к реализму.

3. Род

Род рассматриваемого стихотворения – лирика.

4. Жанр

Жанр – послание, потому что поэт обращается непосредственно к няне, которая одиноко ждет его в далеком Михайловском.

5. Проблематика

Произведение затрагивает проблемы материнской любви, преданности. Старушка осталась одна, но ни на минуту не забывает о своем воспитаннике, ожидая встречи с ним.

6. Тематика

В стихотворении Пушкин затрагивает тему нежных, родственных отношений между Ариной Родионовной и им.

Текст состоит из воспоминаний и предположений автора. Он наполнен душевностью, теплом и искренней любовью.

7. Идея

Идея пушкинского произведения проста и прозрачна: это своеобразное художественное признание в искренних чувствах, дань уважения доброй женщине, относящейся к воспитаннику, как к собственному ребенку.

И хотя во всем стихотворении нет ни одного слова о любви, но читатель чувствует трепетное отношение поэта, которое сквозит в каждой строчке.

8. Пафос

Эмоциональный фон насыщенный. Читателю передаются такие чувства, как любовь, уважение, некая ностальгическая грусть.

Одновременно ощущается глубокое одиночество покинутой старушки, ее тоска, ожидание встречи. Все это автор мастерски передал в своем коротеньком, неоконченном произведении.

9. Система образов

Центральный образ стихотворения – конечно же, няня. Поэт настолько точно, буквально филигранно рисует его, что читатель представляет старушку, как живую.

Вот она сидит у окна, медленно вяжет, постоянно поглядывая вдаль: не едет ли любимый воспитанник? Ждет, а сама переживает, волнуется за него. И тоска, печаль, смутные предчувствия не дают покоя старушке, разрывают ее многострадальное сердце.

10. Центральные персонажи

Центральными персонажами можно назвать саму няню и лирического героя, от лица которого идет повествование.

Все стихотворение пропитано искренней любовью к старушке. Воспитанник не может приехать, но тоже думает о ней, мысленным взором представляя такой знакомый и трогательный образ.

Няня бесконечно дорога лирическому герою, и возможно, где-то в глубине души он корит себя за то, что оставил ее одну.

11. Лирический герой

Лирическим героем произведения является художественная проекция Пушкина. Няня, к которой он обращается, – реальный человек, и чувства, испытываемые автором, тоже реальны.

Нельзя сказать, что поэт и лирический герой едины, но то, что в нем есть много от личности самого Пушкина, – бесспорно.

12. Сюжет

Как такового, сюжета в этом произведении нет. Автор просто представляет любимую няню и обращается к ней.

13. Композиция

Так как это классическое послание, четкой композиции оно не имеет.

По сути, произведение является одним воспоминанием, мысленным представлением дорогого человека, находящего далеко от автора.

Пушкин не имел возможности часто навещать няню, но не забывал о ней, и под таким ностальгическим, грустным настроение родились эти прекрасные строки.

14. Художественное своеобразие произведения

Создавая бессмертное творение, Пушкин, видимо, испытывал сильнейшие эмоции. Это ощущается в оформлении произведения: мысль льется потоком, разделения на строфы нет.

На писателя как будто нахлынуло воспоминание – и в одно мгновение родились трогательные строчки. По сути, все стихотворение является развернутым портретом няни и одновременно монологом, раскрывающим душу автора.

15. Размер и рифма

Стихотворение написано четырехстопным ямбом.

Рифмовка перекрестная по типу АБАБ.

16. Средства художественной выразительности

Автор использует бытовую, понятную лексику. В стихотворении много нежных, теплых слов.

Оно наполнено эпитетами: «наморщенные руки», «черный отдаленный путь».

Встречаются метафоры: «подруга дней моих суровых», «голубка дряхлая моя».

Кроме того, автор использует сравнение («горюешь, будто на часах»), инверсии: «дней моих суровых», «в глуши лесов сосновых».

Именно такие приемы приближают пушкинское произведение к фольклорным, которые так хорошо знала его любимая няня.

17. Значение произведения

Произведение имеет большое значение для понимания души его автора, чувств, двигающих творчество поэта.

Не только социальные изменения и общественная жизнь волновали Александра Сергеевича, но и близкие, родственные связи, которые он бережно хранил до трагической гибели.

18. Актуальность

Стихотворение остается актуальным до сих пор. Ведь у каждого читателя есть такие люди, которые его ждут и любят, несмотря ни на что.

19. Моё отношение

Мне очень нравится стихотворение «Няне» своей лиричностью и сентиментальностью. Оно вызывает ответные, очень теплые и душевные чувства.

20. Чему учит

Произведение учит ценить и беречь своих близких, и стараться находиться с ними как можно чаще, несмотря на перипетии непредсказуемой судьбы.

Источник

урок по теме Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне» план-конспект урока (5 класс) на тему

История создания

Пушкин написал одно из известнейших своих стихотворений «Няне», вспоминая о ссылке в Михайловском.
Поэт был общительной, увлекающейся, социально активной личностью, поэтому вынужденное двухлетнее заточение угнетало его.

И только няня, Арина Родионовна, помогающая воспитаннику в нелегкое время, приносила душевное спокойствие, утешение. Освободившись, поэт часто переписывался с ней, оставшейся в Михайловском.

Именно любимой няне Александр Сергеевич посвятил неоконченное произведение.

Стихотворение было опубликовано уже посмертно: только в 1855 году.

Оно так и не получило авторского названия. Известный заголовок «Няне» принадлежит не Пушкину, а издателям.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне»

Стихотворение «Няне» было написано в Михайловском в 1826 году. В 1824-1826 годах няня поэта Арина Родионовна вместе с Пушкиным жила в Михайловском, разделив с ним изгнание. Она оказала большое влияние на его творчество, занятия фольклором, увлечение народной поэ­зией, сказками. Время, проведенное вместе с няней, поэт неоднократно воспел в стихотворениях, а ее черты воплотил в образах няни Татьяны Лариной, няни Дубровского, женских образах ро­мана «Арап Петра Великого» и т. д. Арине Родионовне посвящено и знаменитое пушкинское стихотворение «Няне».
В стихотворении поднимается тема

самоотверженной материнской любви. Ее воплощением является няня, которой и посвящено произведение. Все стихотворение пронизано нежностью, любовью и бесконечной благодарностью лирического героя к ней. Обращаясь к няне, он находит самые трогательные и ласковые эпитеты: «подруга дней моих суровых», «голубка дряхлая моя». Поэт рисует образ женщины, все мысли и чувства которой посвящены прежде всего лирическому герою, питомцу. Пушкин использует очень выразительный образ, чтобы передать, с какой надеж­дой няня ждет его, как беспокоится о нем: спицы, которые то и дело замирают в ее руках, когда она смотрит в окно.

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

Средства художественной выразительности

Автор использует бытовую, понятную лексику. В стихотворении много нежных, теплых слов.

Оно наполнено эпитетами: «наморщенные руки», «черный отдаленный путь».

Встречаются метафоры: «подруга дней моих суровых», «голубка дряхлая моя».

Кроме того, автор использует сравнение («горюешь, будто на часах»), инверсии: «дней моих суровых», «в глуши лесов сосновых».

Именно такие приемы приближают пушкинское произведение к фольклорным, которые так хорошо знала его любимая няня.

«Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина

Всех детей в семье Пушкиных сразу после рождения воспитывала няня – Арина Родионовна. Она выпестовала не только будущего поэта, но также его сестру и брата. Это была простая и добрая женщина, крепостная крестьянка.

Няня любила своего воспитанника Сашу как родное дитя. Сказки, которые мальчик слышал от нее, легли в основу замечательных стихотворных сказок Пушкина, знакомых нам с детства. Арина Родионовна послужила прототипом няни Татьяны Лариной из романа «Евгений Онегин», других женских образов в творчестве своего воспитанника. Народные обычаи, предания старины, песни, пословицы, поговорки, подробности крестьянского быта, которыми она щедро делилась с будущим гением мировой литературы, стали неистощимым источником поэтического вдохновения Александра Сергеевича.

Для Пушкина няня стала близким другом и советчицей, всегда поддерживала его в трудные моменты жизни. Долгими зимними вечерами в Михайловском Арина Родионовна была постоянной собеседницей и слушательницей поэта. «Она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно», – писал брату Александр Сергеевич. Он посвятил Арине Родионовне несколько стихотворений. Одно из них, написанное в 1826 году, известно под названием «Няне», хотя сам Пушкин стихотворение не окончил и не назвал. Это произведение впервые было опубликовано в 1855 году в собрании сочинений поэта.

«Няне» – необыкновенно душевное стихотворение. Оно пронизано нежностью, любовью, безграничной благодарностью и глубоким уважением к женщине, ставшей по-настоящему родной. Поэт называет ее «голубка дряхлая моя» и «подруга дней моих суровых». В этих замечательных фразах, возможно, присутствует легкая ирония, но скрываются истинные глубокие чувства.

В начале стихотворения лирический герой обращается к няне, живущей далеко в сосновых лесах. Она ждет своего воспитанника, который давно не появлялся в родных местах, с тревогой и заботой. Старушка все прислушивается и приглядывается – не появится ли в воротах ее долгожданный любимец? Слова «горюешь», «ждешь», «предчувствия», «тоска» отражают настроение няни.

Герой произведения также скучает в разлуке. Он хотел бы уберечь свою старую няню от огорчений и тревог, но не может часто бывать в Михайловском. Поэт не говорит о своих чувствах, но они хорошо слышны в тех ласковых и добрых интонациях, с которыми он обращается к старушке. Таков сюжет этого короткого произведения.

По жанру стихотворение «Няне» можно отнести к посланию. Автор не разделяет текст на строфы, чтобы приблизить повествование к разговорной речи, обычной форме общения с дорогим человеком. Читатель словно присутствует при монологе поэта, обращенном к любимой няне.

Напряженное ожидание одинокой старушки автор передает разнообразными художественными средствами. Это эпитеты – «на черный отдаленный путь» и «в забытые вороты», сравнение – «будто на часах». Метафора о медлительных спицах в няниных руках говорит о том, что пожилая женщина невольно прислушивается и с надеждой поглядывает в окно. Противопоставление образа светлицы (доброго родного дома и черного отдаленного пути) подчеркивает тревогу о судьбе воспитанника. Повтор «давно, давно» усиливает чувство сожаления от долгой разлуки. В целом произведение создано в духе фольклорных традиций.

Стихотворение «Няне» написано четырехстопным ямбом. Автор использует перекрестную рифмовку с чередованием мужских и женских рифм. Длинные строки образуют медленный музыкальный ритм, навевают ощущение грусти. На последней строке «То чудится тебе…» произведение внезапно обрывается. Использование звуков «ж», «ш», «ч», «т», «п» создают мрачное настроение, имитируют шаги старушки, звук спиц. В последних строках многочисленные гласные звуки «о» и «у» передают тоску долгого ожидания и тревогу.

Пушкин, по словам современников, называл Арину Родионовну «мамушкой». Уважали и любили добрую старушку и друзья Александра Сергеевича. В письмах поэту они предавали приветы няне, а Николай Языков даже посвятил ей два стихотворения, одно из которых было опубликовано еще при жизни Арины Родионовны.

Почти двести лет трогательные строки стихотворения «Няне» хранят не только сердечную теплоту и благодарность великого поэта, но и остаются задушевным признанием в любви всем няням, мамам, бабушкам, посвятившим свою жизнь воспитанию детей.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
  • «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Метель», анализ повести Пушкина
  • «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
  • «Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина
  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
  • «Дубровский», анализ романа Александра Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
  • «Каменный гость», анализ пьесы Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина

По произведению: «Няне»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Анализ стихотворения Пушкина «Няне» (1)

Стихотворение — послание посвящено няне поэта — Арине Родионовне Яковлевой. С первых строк стихотворение волнует своей сердечностью. Любовь к няне, нежность и забота выражается в нем щедро и открыто. И в то же время произведение пронизано грустью, щемящей болью, чувством вины. Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Как и в стихотворении «Зимний вечер». поэт выражает признательность няне за дружеское участие в трудные для него времена. «Подруга дней моих суровых» — образ почти высокий, утверждающий равенство отношений и духовную связь. Во второй перифразе «голубка дряхлая моя» — выражение нежности и сыновней заботы. Сердечное, народное слово «голубка» соединяется с неожиданным, с легким оттенком дружеской шутки словом «дряхлая»; местоимение «моя» усиливает ласковый тон обращения.

Эта нежность и забота так понятны, когда представляешь преданность самой няни своему воспитаннику. Вся ее жизнь в думах о нем, в ожидании.

Стихотворение написано астрофической строкой, но его можно разделить на 4 части.

Первая — обращение лирического героя к няне. Строки второй части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов. Во третьей части. мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая все ее переживания и душевные движения. Вот она горюет «под окном своей светлицы», и сравнение «будто на часах» передает постоянство ее томительного ожидания.

Метафора «медлят поминутно спицы в ее наморщенных руках» позволяет предположить, что няне так и хочется прислушаться. не доносится ли издали звук колокольчика, не едет ли кто – нибудь… вот она подходит к воротам (или смотрит на них из окна) все с тем же чувством… Но нет никого… Эпитет «забытые» передает тяжесть одиночества няни. В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия: ведь не ясна его судьба, не устроена жизнь, и «черный отдаленный путь» превращается почти в символ разлуки… Об этом четвертая часть стихотворения.

Произведение очень лирично, эмоциональность усиливается повторами: «Давно, давно ты ждешь меня», в стихотворении прямо названы чувства няни: ждешь, горюешь, тоска, предчувствия, заботы, а также метафорически: «теснят твою всечасно грудь».

Звучание стихотворения создает музыкальный, почти песенный ритм. Длинные строки подчеркивают грустное настроение лирического героя, его тоску по близкому человеку. В стихотворении мы словно слышим вздохи бедной старушки, ждущей своего питомца. Четырехстопный ямб как нельзя лучше передает понятные всем переживания и няни, и поэта.

Лирический герой представляется мне глубоко переживающим человеком. Он печалится. Страдает от разлуки с няней, его терзает чувство вины за долгое отсутствие.

В этом небольшом стихотворении при всей его внешней простоте таятся пушкинская глубина и мудрость. Поэтом создан поразительный образ любящей женской души. В чувствах няни так много того, что близко каждой женщине- матери: самоотверженная забота о своих детях и бесконечная любовь к ним, тоска в разлуке с ними, постоянное ожидание встречи и горе одиночества. Удивительно образное представление состояния няни открывает и глубину души самого поэта, отражает его сердечное участие. Стихотворение пробуждает душевный отклик читателя вот уже почти два столетия и не может оставить равнодушным.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне».

Стихотворение А.С. Пушкина «Няне»- одно из самых душевных его творений .

Стихотворение — послание посвящено няне поэта- Арине Родионовне Яковлевой. С первых строк стихотворение волнует своей сердечностью. Любовь к няне, нежность и забота выражается в нем щедро и открыто. И в то же время произведение пронизано грустью, щемящей болью, чувством вины. Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Как и в стихотворении «Зимний вечер», поэт выражает признательность няне за дружеское участие в трудные для него времена. «Подруга дней моих суровых»- образ почти высокий, утверждающий равенство отношений и духовную связь. Во второй перифразе «голубка дряхлая моя» — выражение нежности и сыновней заботы. Сердечное, народное слово «голубка» соединяется с неожиданным, с легким оттенком дружеской шутки словом «дряхлая»; местоимение «моя» усиливает ласковый тон обращения.

Эта нежность и забота так понятны, когда представляешь преданность самой няни своему воспитаннику. Вся ее жизнь в думах о нем, в ожидании.

Стихотворение написано астрофической строкой, но его можно разделить на 4 части.

Первая- обращение лирического героя к няне. Строки второй части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов. Во третьей части. мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая все ее переживания и душевные движения. Вот она горюет «под окном своей светлицы». и сравнение «будто на часах» передает постоянство ее томительного ожидания. Метафора «медлят поминутно спицы в ее наморщенных руках» позволяет предположить, что няне так и хочется прислушаться. не доносится ли издали звук колокольчика, не едет ли кто – нибудь…вот она подходит к воротам ( или смотрит на них из окна) все с тем же чувством… Но нет никого … Эпитет «забытые» передает тяжесть одиночества няни. В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия: ведь не ясна его судьба, не устроена жизнь, и «черный отдаленный путь» превращается почти в символ разлуки… Об этом четвертая часть стихотворения.

Произведение очень лирично, эмоциональность усиливается повторами: «Давно, давно ты ждешь меня», в стихотворении прямо названы чувства няни: ждешь, горюешь, тоска. предчувствия, заботы, а также метафорически: «теснят твою всечасно грудь».

Звучание стихотворения создает музыкальный, почти песенный ритм. Длинные строки подчеркивают грустное настроение лирического героя, его тоску по близкому человеку. В стихотворении мы словно слышим вздохи бедной старушки, ждущей своего питомца. Четырехстопный ямб как нельзя лучше передает понятные всем переживания и няни. и поэта.

Лирический герой представляется мне глубоко переживающим человеком. Он печалится. Страдает от разлуки с няней, его терзает чувство вины за долгое отсутствие.

В этом небольшом стихотворении при всей его внешней простоте таятся пушкинская глубина и мудрость. Поэтом создан поразительный образ любящей женской души. В чувствах няни так много того, что близко каждой женщине- матери: самоотверженная забота о своих детях и бесконечная любовь к ним, тоска в разлуке с ними, постоянное ожидание встречи и горе одиночества. Удивительно образное представление состояния няни открывает и глубину души самого поэта, отражает его сердечное участие. Стихотворение пробуждает душевный отклик читателя вот уже почти два столетия и не может оставить равнодушным.

Источник

Оцените статью