- Краткий анализ стихотворения «Демон» (В те дни…) по плану
- 1. История создания
- 2. Литературное направление
- 3. Род
- 4. Жанр
- 5. Проблематика
- 6. Тематика
- 7. Идея
- 8. Пафос
- 9. Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- 13. Композиция
- 14. Размер, рифма и строфика
- 15. Средства художественной выразительности
- 16. Художественное своеобразие произведения
- 17. Значение произведения
- 18. Актуальность
- 19. Моё отношение
- 20. Чему учит
- Анализ стихотворения «Мой демон» Михаила Лермонтова
- «Мой демон»(1829), анализ стихотворение Лермонтова
- Анализ стихотворения Лермонтова Мой демон
- Анализ стиха Мой демон Лермонтова
- Картинка к стихотворению Мой демон
- Популярные темы анализов
Краткий анализ стихотворения «Демон» (В те дни…) по плану
1. История создания
Стихотворение «Демон» было написано поэтом в 1823 году, и впервые опубликовано в альманахе «Мнемозина» в 1824.
По мнению некоторых современников поэта, демон – это А.Н. Раевский, человек холодный, расчётливый и даже циничный. Именно эти качества характера присутствуют у «демона» в одноимённом стихотворении поэта.
Пути А.Н. Раевского и Пушкина неоднократно пересекались. В начале двадцатых годов они встретились в Одессе.
Как и Пушкин, Раевский был неравнодушен к жене графа Воронцова, генерал-губернатора Новороссийского края, в канцелярии которого служил на юге поэт.
Увидев в Пушкине соперника, Раевский сообщил графу о влюблённости поэта. В результате неприязни, возникшей между Воронцовым и Пушкиным, поэт был выслан из Одессы в село Михайловское под надзор местного начальства.
Существует и другое, более широкое, толкование смысла этого стихотворения: Пушкин говорит о том, что человеческая природа противоречива и часто двулика; почти в каждом человека есть как доброе начало, так и тёмная сторона личности.
2. Литературное направление
Стихотворение можно отнести к романтизму, поскольку речь идёт о чувствах.
Поэты-романтики на первое место ставили внутренние переживания, для них важна была эмоциональная жизнь личности, а не её разум и холодные наблюдения за действительностью.
3. Род
Произведение «Демон» лирического рода. Оно о чувствах – возвышенных и низменных.
4. Жанр
Стихотворение относится к жанру философской лирики. Автор сопоставляет и анализирует два разных видения мира.
5. Проблематика
Проблематика произведения – осмысление разных взглядов на жизнь.
Пушкин сам признавал, что в разных жизненных ситуациях люди ведут себя по-разному. Иногда верх берут сомнения. Противоречивые, негативные мысли толкают человека на неблаговидные и безнравственные поступки.
Пушкин не даёт решения, как бороться с этими внутренними «демонами», он лишь указывает на их присутствие в человеческой натуре.
6. Тематика
Основной мотив произведения – тема сомнений и искушений, которые присутствуют в молодости при становлении личности.
Романтические, возвышенные чувства лирического героя пытается принизить злой гений, чьи «язвительные речи вливали в душу хладный яд».
7. Идея
Идея произведения – противопоставление разных взглядов на одни и те же события и явления жизни.
Одни видят мир в положительном ключе, для них «новы все впечатленья бытия», «И взоры дев, и шум дубровы, / И ночью пенье соловья» пробуждают возвышенные чувства. Другие недоверчивы и подозрительны. Они не верят ни в любовь, ни в возвышенные чувства.
8. Пафос
Речь лирического героя эмоциональна. Для него мир полон ярких красок.
Пафос подчёркивается словами, выражающими абстрактные понятия. В первой части они позитивные, во второй – негативные:
- возвышенные чувства,
- свобода,
- слава,
- любовь,
- вдохновенные искусства,
- часы надежд и наслаждений,
- хладный яд,
- язвительные речи,
- неистощимая клевета и др.
9. Система образов
Система образов в стихотворении «Демон» – это взаимоотношения не только лирического героя и «демона», но и взаимоотношения каждого из них с окружающей действительностью.
Мир лирического героя светлый и радующий, он молод и на пороге первых открытий; ему кажутся прекрасными «все впечатленья бытия — /И взоры дев, и шум дубровы, /И ночью пенье соловья».
У «злобного гения» другой образ мира и иные с ним взаимоотношения:
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.
10. Центральные персонажи
В стихотворении два героя:
- молодой человек, открытый и позитивный
- и его антипод, холодный и циничный, которого автор называет демоном.
11. Лирический герой
Лирический герой – молодой, полный надежд человек, не знавший разочарований. Он полная противоположность «злобному гению».
12. Сюжет
Выраженного сюжета в стихотворении нет.
Автор пунктирно обозначает возраст лирического героя и его отношение к жизни. Также абстрактно во второй части произведения описывается его антипод. Поэт лишь перечисляет качества характера «злобного гения» и его отношение к жизни, не приводя конкретных примеров.
13. Композиция
Композиционно стихотворение делится на две части и построено на антитезе.
Первая часть стихотворения – описание светлых чувств лирического героя, – противопоставляется второй его части, где речь идёт о злом демоне, который не верит в существование прекрасных чувств, всё позитивное вызывает у него злую насмешку, он отвергает даже саму природу.
14. Размер, рифма и строфика
«Демон» написан четырёхстопным ямбом, которому придают естественность живой речи пиррихии и спондеи.
Мужская и женская рифмы чередуются.
Рифмовка перекрестная (АВАВ).
15. Средства художественной выразительности
В произведении используются:
- эпитеты: возвышенные чувства, чудный взгляд, злобный гений, язвительные речи, хладный яд, неистощимая клевета, прекрасная мечта, вдохновенные искусства, печальные встречи;
- метафоры: поэт называет приятеля иносказательно – демон;
Его язвительные речи / Вливали в душу хладный яд»; - олицетворение: «речи вливали».
16. Художественное своеобразие произведения
Для усиления художественной выразительности используется архаическая лексика (старославянизмы): бытие, взоры дев, возвышенный, наслаждение, осеня, хладный, провиденье, вдохновенье, благословить.
17. Значение произведения
Во все времена важным моментом в жизни общества было нравственное воспитание.
Негативное отношение к окружающему миру разрушает не только личность, но и общество, в котором живёт человек. Не зря Жуковский, прочитав «Демона», пишет Пушкину: «К чёрту чёрта! Вот пока твой девиз».
18. Актуальность
Период взросления и становления личности сложен. Человеческая природа противоречива. Восторженному восприятию открывающегося мира часто сопутствуют сомнения, которые могут усиливать недобрые друзья.
Важно не поддаваться негативному влиянию как внутренних, так и внешних «демонов» и сохранять позитивное отношение к действительности. Это избавит от неблаговидных поступков, о которых, возможно, придётся потом жалеть.
19. Моё отношение
Стихотворение вызывает противоречивые чувства. Восторженность лирического героя оправдывается его молодостью.
В то же время, нельзя, к сожалению, сказать, что злобный гений полностью неправ. Случается, что наряду с позитивными вещами в ней существуют также ложь и несправедливость.
20. Чему учит
Стихотворение заставляет размышлять о человеческой личности, помогает осознать, что мир очень сложен и противоречив. Нужно учиться противостоять деструктивным, разрушающим силам, неважно каким – внутренним или воздействующим на вас извне.
Источник
Анализ стихотворения «Мой демон» Михаила Лермонтова
Многие помнят известную поэму Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон». Стихотворение «Мой демон» является одним из набросков к этому творению, однако его можно воспринимать, как отдельное самостоятельное произведение. Разнообразных черновиков сохранилось множество, они переделывались автором год за годом. В повествовании менялись события, но лирический герой и его страдания оставались прежними.
Первый вариант, сохранившийся под названием «Мой демон», был написан пятнадцатилетним Лермонтовым в 1829 году. В этом стихотворении отражено всё одиночество, вся боль молодого поэта, его отсутствие веры в свет, любовь, добро.
Главным мотивом здесь выступает мотив демонизма, который является классическим в европейской культуре и её традициях. Эта история обязана своими корнями истории библейской, рассказывающей о падшем ангеле, который пошёл против бога и за это был обращён в демона. Также в основе произведения лежит и некоторая часть народного фольклора, в котором есть сказ о девушке-грузинке, которую поглотил горный дух.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом и имеет перекрёстную рифмовку, сочетая в себе чередование женской и мужской рифмы. Композиционно оно состоит из шестнадцати строк и является астрофическим, то есть, не разделённым на строфы, что придаёт целостность образу лирического героя — демона.
В первой половине стиха Лермонтов изображает его через природу и описания пейзажа в движении — пена рек, шум дубров. С помощью анафоры продолжает раскрывать сущность героя, начиная строки со слова «он». Также поэт использует такие средства выразительности, как ассонансы, эпитеты («бури роковые», «чистую любовь», «высоких ощущений»), метафоры («ветров онемевших», «пена рек»), чтобы придать величие создаваемого образа демона, для этого же он оперирует некоторыми устаревшими словами («неземных») и высокой лексикой («моленья», «очей»). В кульминации, которую содержит в себе вторая часть стихотворения, автор даёт понять, что демон, несмотря на свои пороки, всё же подвластен чувствам, но «звук высоких ощущений он давит голосом страстей».
Особенно интересным является то, что во всём стихотворении ни разу не было использовано само слово «демон». А в названии оно стоит рядом с притяжательным местоимением «мой», что может указывать на близость лирического героя произведения самому автору, его глубокая связь с этой фигурой в произведении.
Источник
«Мой демон»(1829), анализ стихотворение Лермонтова
Образ Демона привлекал ощущавшего свое глубокое одиночество Лермонтова всю жизнь. Впервые он обращается к этому образу в пятнадцатилетнем возрасте, написав в 1829 году стихотворение «Мой демон».
Слово «демон» ни разу не употребляется в самом стихотворении — оно вынесено лишь в название. Притяжательное местоимение «мой», означающее принадлежность кому-то, в сочетании со словом «демон» подчеркивает глубоко личностное видение и понимание Лермонтовым этой фигуры.
Композиционно стихотворение состоит из шестнадцати строк. Оно цельное, без разделения на строфы. Астрофические стихи служат в данном случае для создания цельного образа Демона и расширения интонационно-синтаксического звучания темы.
В первых восьми строках Лермонтов изображает Демона через природу, создавая при этом отчетливый мотив движения – шум дубров, пена рек, носясь меж облаками. Приносящему разрушения и страдания Демону по душе «роковые бури». Символ мятежного начала, Демон привлекает юного поэта силой духа, своим неутомимым стремлением к действию. Титан, презревший власть Бога, восседает на своем «недвижном троне», властвуя над миром человеческих чувств, страстей, пороков.
С помощью анафоры «Он» поэт раскрывает внутреннюю сущность образа Демона – равнодушный к страданиям людей («Он все моленья отвергает,// Он равнодушно видит кровь») Демон ненавидит мир, весь смысл его существования – губить все доброе. Поэт рисует фигуру Демона, этого воплощения зла («Собранье зол его стихия»), во всем своем страшном и одновременно притягательном величии. Но при этом лермонтовский Демон удивительным образом сочетает величие и мощь титана с печалью и унынием («Сидит уныл и мрачен он»): обрекший сам себя на такое существование, Демон бесконечно одинок в этом мире, его окружают лишь «ветры онемевшие», и ни одна живая душа не разделит его одиночество.
В ключевых строках, являющихся композиционной вершиной стихотворения: «И звук высоких ощущений// Он давит голосом страстей» подчеркивается, что Демон все-таки подвластен высоким чувствам, но он намеренно подавляет в себе любые порывы души.
Стихотворение написано придающим плавность четырехстопным ямбом. Перекрестная рифмовка в сочетании с чередованием мужской и женской рифмы придают произведению строгость и торжественность. Ассонанс «о» передает силу и величие образа Демона, а ассонанс «е» придает некоторую приглушенность внутреннему миру титана, ведь все доброе уничтожается им в своей душе.
Высокая лексика (очей, моленья, презрел) и устаревшие слова (неземных), помогают передать величие образа Демона. Этой же цели служат изобразительные средства: метафоры (пена рек, ветров онемевших) и эпитеты (бури роковые, недвижный трон, высоких ощущений, чистую любовь, неземных очей).
Ощущая трагическую раздвоенность своего мироощущения, Лермонтов воплощает ее в образе Демона – одновременно великого и бесконечно одинокого, отверженного создания, «лишнего» в мироздании.
Источник
Анализ стихотворения Лермонтова Мой демон
На написание данного произведения, автора подтолкнули некоторые жизненные «сладости». Которые появились в жизни молодого поэта ещё в детстве, утрата родителей, и воспитание строгой бабушкой ещё с младенчества показали Лермонтову, настоящий вкус жизни. После этого, беды и разочарования в его жизни не закончились. Одиночество, несчастная любовь, болезнь, все это способствовало очерствению молодой души. И это одна из причин возникновения данного стихотворения.
Следующая причина, же скрывается в библейных легендах о падшем ангеле. Тема демонизма стала популярной, многие европейские писатели прибегали к ней. На русских землях же, первым кто затронул данную тему, стал Александр Сергеевич Пушкин. Он написал стихотворение » Демон», которое воспроизвёл должное впечатление на юного Лермонтова. И спустя несколько лет, он пишет ответное стихотворение, но уже внося в него свои взгляды и чувства, что видно даже по кричащему названию стихотворения «мой демон».
В самом произведении, автор очень точно описывает своего внутреннего демона. С первых же строк видно, что давнее хорошее прошлое демона давно забыто, он чувствует себя как дома среди зла, вранья и войны. Все, что он любит, это страдание других, так как не видел счастья и любви в своей жизни, поэтому не хочет, чтобы другие испытывали эти чувства. Поэтому он часто строит козни другим людям, всячески пытаясь лишить их счастья и соблазнить на грех. И сам он не хочет ничего прекрасного и доброго, его трон скрывается в облетевших жёлтых листьях, и он сидит на нем, вселяя страх в любого. Он презирает чистую любовь, так как сам был нею ранен, и больше не верит в то, что люди могут любить друг друга просто так, он твёрдо знает, что во всех отношениях люди ищут выгоду лишь для себя, и им плевать на чувства других. И равнодушно видит кровь, его не задевают страдания и войны, он верит в то, что мы все это заслужили. Все мольбы он отвергает, и лишь со своего трона он наблюдает за тем, как люди подставляют друг друга, наблюдает за мучениями людей и за тем как они опускаются.
Этим стихотворением, Лермонтов хотел не только показать своё презрение к миру, а и то, что не бывает безгрешных людей, и в каждом из нас живёт свой собственный демон. Это обращении к тем людям, которые переживают в жизни то, что пережил он, и этим он пытается обратить их внимание, на то, что нужно найти в себе силы, чтобы совладать над своим демоном и не дать ему вырваться.
Анализ стиха Мой демон Лермонтова
Эта поэма считается основополагающей из всех романтических русских поэзий. Поэт работал над ней фактически на протяжении всей своей творческой карьеры, создал он 8 разных вариантов данной поэмы. В ней мы наблюдаем картину его любимого Кавказа, природой которого он вдохновлялся, также философское сравнение добра и зла в мире. Поэма была создана на основании мифа о падшем ангеле, узнав о котором, он сразу же решил раскрыть мысль и сотворить то, что читают до сих пор.
Главный герой — тот самый Падший Ангел, страдающий от своего душевного состояния (одной из проявляющихся черт его характера — дерзость). Теперь, давайте поговорим о всех героях этого произведения:
— Демон — Лермонтов сотворил «своего» демона, опираясь на уже описанного в Библии. Можно сказать, что главный герой наказан собственной жизнью потому, что она ему дана вечной, но счастливым не быть никогда. Но вот однажды, он встречает девушку необыкновенной красоты не только внешней, но и внутренней — душевной.
— Тамара — невероятного ума девушка, верующая в Бога. Хочет приносить только добро. Не зря Падший Ангел влюбился именно в неё, таким образом он хочет найти спасение. Поняв, что именно она — его судьба, он встаёт на путь истинные и решается творить только добро. Но из-за своей гордости и эгоизма, он не справляется и все его планы рушатся.
— Любовь — имеет невероятную силу. Именно она может давайте героям как безграничное счастье, так и бесконечными муками.
— Одиночество — сильнейшее чувство, которое рано или поздно испытывает каждый человек. Демон начинает ещё больше понимать, что он одинок, после любви к смертной девушке. Именно она пробудила в нем безграничные чувства. При чтении нам кажется, что иногда он даже готов преклониться перед Богом.
— Борьба — Демон больше не хочет находиться в этом мире, он не живёт, а существует. Даже зло ему больше не приносит счастья. Оставшийся шанс — любовь к искренней девушке, которая поможет ему.
— Вера — благодаря вере в Бога, Тамара спасётся от мучений в Аду. Жениха княжны губит именно то, что он спокойно относится к религии. Демон, привлекая внимание красивой девушки, говорит ей, что Бог только на небе и на земле его не существует, он не знает, что здесь происходит. Девушка не поддалась злу и вскоре её спас Ангел-Хранитель.
Лермонтов в своей поэме описал трагедию, которая была, есть и будет существовать в мире. Она связана, с проблемой духовных ценностей людей. Поэма привлекает внимание своим слогом, содержанием и актуальностью проблемы в любое время.
Мой демон 1829 кратко, по плану. Краткое содержание
Картинка к стихотворению Мой демон
Популярные темы анализов
Первое стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта было написано в 1890 году, когда ему было 23 года. К этому, столь раннему возрасту, Бальмонт успел жениться, а затем развестись, совершить попытку суицида и побывать в ссылке.
Большую часть творчества гениального русского поэта Ф. И. Тютчева занимает пейзажная лирика. Поэт посвятил русской природе прекрасные стихотворения, он описывает и утро в горах, и летний вечер, и весеннюю грозу, и уход зимы.
Это стихотворение Некрасова посвящено размышлениям о предназначении человека, о том, как он проводит свои земные часы, и к чему это приводит. В произведении представлен целый список пороков, которые овладевают людским естеством.
Игорю Северянину открылся дар поэта, когда ему было восемнадцать лет. В этом возрасте он влюбился в девушку, которую звали Евгенией, вскоре она стала музой для него, и молодой литератор стал называть её Златой. Именно в этом возрасте он
Произведение «На смерть князя Мещерского» весьма мало и не очень похоже на полноценное и великое стихотворение. Однако в нем содержится непростая глубокая атмосфера, чем и привлекает к себе внимание. Главная тема оды заключается
Источник