- Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Ангел» по плану
- 1. История создания
- 2. Литературное направление
- 3. Род
- 4. Жанр
- 5. Проблематика
- 6. Тематика
- 7. Идея
- 8. Пафос
- 9. Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- 13. Композиция
- 14. Художественные особенности
- 15. Размер, рифма, строфика
- 16. Средства художественной выразительности
- 17. Значение произведения
- 18. Актуальность
- 19. Моё отношение
- 20. Чему учит
- Анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова
- Тема и идея произведения
- Композиция и построение стиха
- Художественные средства
- «Ангел» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – идея, история создания, рифма, стихотворный размер
- Краткий анализ
- История создания
- Композиция
- Средства выразительности
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Ангел» по плану
1. История создания
Стихотворение Лермонтова «Ангел» очаровывает с первых строк. Всё в нём дышит тайной. Шестнадцатилетний юноша, расслышавший песню ангела, — этот образ стоит запомнить, чтобы после сравнить его с мятежом и бунтом будущих лет жизни поэта.
По мнению большинства литературоведов, основой стихотворения, написанного в 1831 году, стало воспоминание о матери поэта Марии Михайловне Лермонтовой, которую он потерял в раннем детстве.
Материнская колыбельная стала для поэта образом потерянного рая. Самые трогательные стихи Лермонтова о Боге и мироздании выросли оттуда. Одновременно с «Ангелом» поэт создал стихотворение «Моя душа, я помню, с детских лет // Чудесного искала…».
Два произведения связаны темой иного мира, духовного поиска, жажды чуда.
2. Литературное направление
Стихотворение «Ангел» написано поэтом-романтиком. Типичная картина романтического двоемирия явлена в образах земного и небесного, прошлого и настоящего.
Литературное направление — романтизм.
3. Род
«Ангел» — образец духовной лирики. Лирическое начало связано с образом лирического героя, передачей сокровенных ощущений его детства через образы неба.
4. Жанр
«Ангел» — это лирическое стихотворение, но по содержанию и стилистике оно приближается к притче. История о скитаниях ангела в аллегорической форме описывает путь всякой человеческой души.
5. Проблематика
Поэт затрагивает важнейшие проблемы человеческого бытия: тайну рождения и смерти.
Песня ангела повествует о небесном блаженстве и не может сравниться со скучными песнями земли.
6. Тематика
Тема произведения – песня ангела.
Из этой темы вырастают все остальные темы лермонтовского творчества: одиночество, оторванность от мира, внутренний бунт, тоска по миру подлинных ценностей.
7. Идея
Идея произведения состоит в том, что душа, рождаясь на свет, теряет знание о небесной родине и забывает, как общалась с ангелами. Вся земная жизнь – попытка вернуться в райское прошлое, тоска по небесной музыке.
8. Пафос
Пафос стихотворения – тоска по миру, не знающему греха, плач о несовершенстве земли.
Небесным созданиям неведомы ложь и притворство, песня ангела хрустальна и чиста. Опускаясь в мир людей, ангел печалится, не находя покоя.
9. Система образов
Образы стихотворения соотносятся с традиционной христианской символикой. К ним добавляются природные образы неба: месяц, звёзды, тучи.
Два мира, земной и небесный, противопоставлены друг другу. В одном слышатся «печали и слёзы», в другом – песни «о блаженстве безгрешных духов».
Человеческая душа, посылаемая в мир, — жертва всевышней воли. Она обречена на страдания в земном мире, и ангел заранее печалится о том, какие испытания ей уготованы.
10. Центральные персонажи
В стихотворении описаны или косвенно названы следующие персонажи: Ангел, безгрешные духи, великий Бог, человеческая душа.
Бесспорно, важнейшим звеном в этой цепи для Лермонтова является человек, судьба которого не столь завидна, сколь участь ангелов. Душа, рождённая в мир, на время разлучается с божественным блаженством и отправляется в мир страданий.
11. Лирический герой
Проводя аналогию с материнской колыбельной, Д. С. Мережковский в статье о Лермонтове озвучил догадку о том, что душа, несомая ангелом, – это душа самого поэта. В ней живы воспоминания детства, звуки рая.
Ангел уносит душу в далёкий и странный мир людей, где она будет вечно чувствовать себя одинокой.
12. Сюжет
Сюжет стихотворения описывает путь ангела, несущего с неба на землю душу рождающегося ребёнка. Полёт сопровождается чудной песней, в которой ангел рассказывает о блаженстве и любви, Боге и Его святых.
Чем ближе ангел к земле, тем слышнее стенания и слёзы людей. Ангелу жаль новорождённую душу, ведь ей нескоро предстоит воссоединиться с небом. «Скучные песни земли» не заменят ей райской музыки.
13. Композиция
Композиция произведения – линейная.
- В первом четверостишии содержится завязка – начинает звучать песня ангела.
- Во втором следует развитие темы: поэт перечисляет то, о чём поёт ангел.
- В третьем четверостишии сообщается о молодой душе, которую переносят в мир людей. Здесь же кульминация – звук ангельской песни остался в душе навсегда, теперь она понесёт эту память в мир.
- Стихотворение завершается мотивом тоски по утраченному раю.
14. Художественные особенности
Язык стихотворения сочетает в себе общелитературную и церковно-славянскую лексику. Встречаются книжные слова и выражения: «безгрешных духОв», «кущи райских садов».
Автор усиливает художественный эффект с помощью анафоры («он пел»), рядов однородных членов, повторов, инверсии.
Цветовой контраст чёрного полуночного неба и светлой фигурки ангела делает звучание основной мелодии пронзительным, приковывает к себе внимание с первого взгляда.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано трёхстопным амфибрахием.
Поэт использует только мужские рифмы.
Рифмовка – парная или параллельная: ААББ.
Стихотворение состоит из четырёх четверостиший или катренов.
16. Средства художественной выразительности
В стихотворении используются следующие тропы:
- эпитеты: «песни святой», «звук… без слов, но живой», «скучные песни земли»;
- олицетворения: «И месяц, и звёзды, и тучи толпой // Внимали той песне святой»;
- метафора: «мир печали и слёз», «звуки небес».
Аллитерации с «п», «л», «н» передают плавное движение ангела, нежность его голоса, лёгкость полёта. Кажется, что он держит «душу младую» с нежностью и теплом.
Изобилие ассонансов с «у» отсылает читателя к глубинным смыслам бытия, по насыщенности звука напоминает церковное пение. Переходы к протяжному «и» расширяют перспективу изображения, вызывают чувство щемящей грусти.
17. Значение произведения
Стихотворение «Ангел» – световая вспышка лермонтовского гения, озарившая весь 19 и 20 век, пронзительное свидетельство о том, что иной мир есть. Поэт коснулся небесных сфер, подарив миру неописуемый опыт путешествия от неба к земле и обратно.
18. Актуальность
Стихотворение Лермонтова остаётся в душе каждого человека и приходит на ум в те редкие минуты, когда мы вспоминаем тех, кого уже нет рядом, думаем о прошлом и будущем своей души, задаёмся вопросом о жизни после смерти. Это главные вопросы человеческого бытия, основная загадка мироздания. Вот почему лермонтовский «Ангел» будет актуальным всегда.
19. Моё отношение
Каждая строчка стихотворения «Ангел» — живое волшебство. Музыка, которой наполнено это произведение, на самом деле похожа на песню ангела.
Я очень люблю это стихотворение Лермонтова за его искренность и нежность. Поэт говорит о самом сокровенном: своей тоске о матери, вечном одиночестве на земле. Когда читаешь «Ангела», понимаешь, насколько одинок на свете каждый человек.
20. Чему учит
Стихотворение «Ангел» учит душевной чуткости. Память о прошлом напоминает нам о детстве человеческой души, её близости к небу. Чтобы не терять эту связь, нужно беречь душу от лжи и других искушений. Тогда можно будет услышать ангелов и на земле.
Источник
Анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова
Стихотворение «Ангел» было написано Лермонтовым в 1831 году, когда поэту было всего 16 лет. Это одно из немногих произведений, которое Лермонтов считал достойным внимания публики, и включил его в сборник прижизненных стихов. Заслуживает внимания точка зрения, высказанная в анализе стихотворения лауреатом Всероссийской литературной премии им. М.Ю. Лермонтова Ю.Н. Беличенко:
Тема и идея произведения
Темой стихотворения является рождение человека. Читателю не надо задумываться над тем, о чем это стихотворение. В последних строках заложены основная мысль и идея этого произведения.
Тем самым Лермонтов хотел сказать, что человек всегда будет стремиться к Божественному небу. Желание чудное – это желание оказаться рядом с Богом, слышать ангельские песни.
Биографы считают, что на создание этого произведения Лермонтова вдохновило воспоминание о колыбельной песне матери, которую она пела ему в детстве. Существует также мнение, что это произведение посвящено отцу, который умер в 1831 году от чахотки. И возможно, Михаил Юрьевич знал о болезни отца. Вероятнее всего, обе эти версии имеют право на существование. Песня матери послужила формой стихотворения, а непростая судьба отца, легла в основу содержания стихотворения. Отец, хоть и был характером не подарок, и на него возлагалась ответственность за гибель жены, все же находил сочувствие в душе сына. Родителей, как известно, не выбирают, и дети любят их такими, какие они есть. Михаил Юрьевич тоже любил отца, и страдал от разлуки с ним.
Композиция и построение стиха
По жанру это произведение можно отнести к восторженной песне. Это лирико-эпическое произведение философско-религиозной направленности. Оно состоит из двух частей. На долю первой части приходится три строфы. В этом произведении два лирических героя. Ангелу отводится главная роль. О нем повествует первая часть произведения. Ангел – вестник Бога, несет в мир молодую душу, которой предстоит непростая жизнь. Ангел счастлив оттого, что на него возложена замечательная миссия – дать жизнь новому человеку.
Вторая часть короче – всего одна строфа из четырех. Она – о молодой душе, которую принес ангел в мир. Этой молодой человеческой душе отводится роль второго плана. В 4 поэтические строки поэт вместил целую человеческую жизнь.
Каждая строфа представляет собой цельное предложение. В конце каждой второй строки стоит точка с запятой, в конце каждой четвертой – точка, завершающая предложение. Произведение написано 3 и 4-стопным амфибрахием. Рифма сильная, рифмовка в строфах смежная, парная.
Художественные средства
В первой строфе встречается многосоюзие: и месяц, и звезды, и тучи. Тем самым поэт подчеркивает важность каждого из названных объектов. И месяц слушал песню ангела, и звезды и тучи, и каждый из них – по-своему. Союз «И» в начале стиха встречается в первой, третьей и четвертой строфах. В первой и второй строфах союз и служит соединением сложных предложений. Это сближает стихотворение с библейским стилем. В стихотворении часто встречается звук Л, что усиливает мелодичную напевность произведения. И только 5 раз встречается звук Р.
Религиозную возвышенность произведения подчеркивают архаизмы: святой, блаженство, под кущами райских садов, о Боге великом, младая душа, внимали.
В этом стихотворении использованы следующие средства художественной выразительности:
- эпитеты – тихая, святая (песня), великий Бог, младая (душа), живой (звук);
- метафора – душа томилась.
Стихотворение было опубликовано в 1840 году, при жизни автора. Лермонтов сам отобрал это произведение для печати. Это произведение нашло отклик не только у читателей. Лучшие композиторы того времени положили это произведение на музыку. Известно также, что стихотворение «Ангел» было переведено на английский язык.
Источник
«Ангел» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – идея, история создания, рифма, стихотворный размер
Стихотворение “Ангел” изучается на уроках литературы в 7 классе. В нашей статье вы сможете ознакомиться с полным и кратким анализом “Ангел” по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Ангел.
История создания – стихотворение написано в 1831 году, основано на воспоминаниях поэта о матери.
Тема – тема человеческого одиночества, поэта и толпы и веры.
Композиция – четыре четверостишия, описывающих историю начала земной жизни новой души.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – разностопный амфибрахий (в основном – трёхстопный), парная рифмовка (ААВВ), женская и мужская рифмы.
Метафоры – “и месяц, и звёзды, и тучи толпой”, “мир печали и слёз”.
Эпитеты – “чудное желание”, “молодая душа”, “святая песня”, “безгрешные души”, “райские сады”, “непритворная хвала”, “скучные песни”.
Антитеза – “скучные песни земли” и “ангела песня святая”.
История создания
Доподлинно не известно, что послужило мотивом к созданию автором стихотворения “Ангел”. По одной из версий, Лермонтов соотносит образ ангела с образом своей матери Марии Михайловне, которая умерла, когда мальчику было три года. Её колыбельная, чистые и светлые воспоминания, нежность и теплоту поэт помнил всю жизнь. Написанное в шестнадцатилетнем возрасте (1831 год) стихотворение, поэт отобрал для печати в своём единственном сборнике стихотворений. Оно было очень значимо для автора, имело некий особый смысл и характер для всего творчества поэта. Впервые опубликовано оно было в 1839 году. Образ матери, несущей новую жизнь, отождествляется с прекрасным ангелом, который стал главным героем стихотворения.
В стихотворении затронуто несколько тем: одиночество, поэт и толпа, вера. Тема одиночества развивается во всём творчестве Лермонтова: поэт, талант, изгнанник – всегда одинок; непонимание и осуждение, зависть и презрение – судьба талантливого человека. В стихотворении упоминается, что “младую душу” ждёт “мир печали и слёз”, “песни земли” будут ей неинтересны, она другого сорта. Эта тема сливается с темой поэта и толпы, ведь душа всю свою жизнь томилась желанием создать те чудные мотивы, которые когда-то слышала, человеческого счастья невозможно обрести, имея высокую и непонятную обычным людям цель. Тема веры особенно ярко звучит в стихотворении. Ангел, воспевает Бога живой, “непритворной” хвалой, чувствуется иная, лучшая реальность, сокрытая от человека. Лирический герой покорно отдаёт душу в мир, где его ждёт земная жизнь, понимая, какой нелёгкой будет его доля. Он выполняет волю Всевышнего, таков порядок. Главная мысль стихотворения – показать рождение новой души, чьё ремесло будет состоять в том, чтобы описать ту красоту и величие мира, которую когда-то показал ей ангел.
Композиция
Стихотворение состоит из четырёх строф, объединённых общим движением сюжета. В первой строфе лирический герой передаёт образ небес, где летит ангел, поющий песню, ему “внимают” луна, звёзды и тучи. Вторая строфа повествует о содержании ангельских песнопений. Третья – создаёт картину, на которой ангел несёт новую душу для земной жизни, которая вот-вот начнётся. В заключительной строфе сосредоточена нерешаемая проблема: этот человек будет всю свою жизнь томится в поисках: “и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли”. Стихотворение написано в форме, характерной для романтического направления.
Произведение молодого автора можно отнести к жанру элегии. Это подтверждается наличием возвышенного стиля, аналогичной лексики, песенность и общим пафосом стиха. Стихотворный размер – разностопный амфибрахий, в основном – трёхстопный. Рифмовка – парная (ААВВ). Такое сочетание рифмовки и размера очень музыкальное, отличается мягкостью и песенностью. Не зря произведение положено на музыку многими композиторами.
Средства выразительности
Традиционны для Лермонтова образные, живые эпитеты: “чудное желание”, “молодая душа”, “святая песня”, “безгрешные души”, “райские сады”, “непритворная хвала”, “скучные песни”. Интересна метафора, объединяющая небесные объекты в “толпу”, именно так на небе и располагаются месяц, звёзды и тучи. В первой и в последней строфе стихотворения анафора придаёт ему музыкальность и элегичность: “и тихую песню он пел, и месяц, и звезды, и тучи толпой…”, “И долго на свете томилась она, желанием чудным полна, и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли…”. Инверсия в предложениях делает лирическое повествование более торжественным, возвышенным, помогает выделять интонационно важные мысли: “О Боге великом он пел, и хвала его непритворна была”. Антитеза, подчинённая общей идее стихотворения, подчёркивает контраст между “святой песнью” ангела и “скучными песнями земли”. Само описание “блаженства небес” противопоставлено миру “печали и слёз”, что придаёт элегии философскую направленность, связанную с библейскими мотивами.
Источник