Эмоциональная незрелость взрослого человека признаки

Эмоциональная незрелость взрослого человека: причины, признаки и как исправить

Физиология определяет эмоцию как изменение поведенческих реакций с целью увеличить или минимизировать активное возбуждение участков мозга, специализирующихся на закреплении положительных или отрицательных переживаний. Число их по содержанию исчисляется десятками. Все виды эмоций связаны с физиологическими реакциями организма на раздражители. Однако внешне их проявления вторичны по отношению к мозговой деятельности. То есть дрожь от страха появляется как результат испуга, а не наоборот, что доказано экспериментами по сознательному управлению эмоциями.

Особенности переживаний

Отличительная черта эмоций — это способность к возникновению их в виде идей о воображаемых событиях. Можно испортить настроение, только представив грядущую или воображаемую неприятность.

Другая особенность — коммуникативная, делает возможным обмен переживаниями между людьми, их группами и даже с животными. Эмоциональный опыт может накапливаться и передаваться в процессе наблюдения за произведениями искусства, прослушивания музыкальных произведений и сопереживания атлетам на спортивных соревнованиях.

Эмоции валентны, то есть со знаком плюс — положительные, со знаком минус — отрицательные. Полярность эта несимметричная, и обозначений для неприятных эмоций значительно больше, чем для хороших. Из четырех основных (радость, грусть/печаль, страх/ужас и гнев) — три с негативом.

Продолжительность их тоже неравномерна не в пользу положительных: по наблюдениям, продолжительность печали — рекордсмен.

Эмоции различаются по силе и, соответственно, по физиологической реакции организма. В зависимости от интенсивности их подразделяют на стенические (сильные — мобилизующие усилия на активные противодействия или созидающие поступки) и астенические (бессильные) — парализующие деятельность, деструктивные. Сила эмоций зависит не только от деятельности мозга. Функциональные дефекты вегетативной и центральной нервной системы могут влиять на этот показатель. Например, при повреждении шейных сегментов позвоночника зафиксировано тотальное понижение эмоционального фона.

Формула Смирнова

Взаимосвязь интенсивности переживаний и их полярности отражены в постулате о том, что эмоция – это разность между необходимым и полученным объемом обрабатываемой мозгом информации. Эта формула носит имя Смирнова и гласит, что эмоции становятся отрицательными при дефиците поступающей информации и положительными при ее избытке.

Убедительной иллюстрацией служит пример потребности удовлетворения голода. Человек, проголодавшись, разыскивает запасенный заранее провиант. При нахождении нетронутой порции переживания нейтральны, потоки информации равны. Если пища не обнаружена — эмоции отрицательны, их интенсивность пропорциональна доли утраченного, если внезапно еды стало больше — оценка происходящего меняется на положительную.

Вывод пригоден для управления эмоциями и формулируется следующим образом: положительные ощущения психики возникают при получении приятной информации и усиливаются при увеличении ее объема, отрицательные формируются при ее дефиците.

Причины

Источниками инфантильного поведения являются психологические травмы ранних периодов жизни и особенности отношений с родителями. В период взросления ребенок обращает внимание на удовлетворение потребностей, которые формируют опорные личностные права на жизнь, независимость, свободу выражать свое мнение, любовь и личную точку зрения. Если базовое чувство безопасности не обретено, то во взрослом состоянии психика будет проявлять эмоциональную незрелость, причины которой не были выявлены своевременно.

Инфантилизм, имеющий органическое происхождение

Эмоциональная незрелость у подростка может быть вызвана травмирующими факторами на ранних стадиях развития организма, вплоть до внутриутробного. Эти состояния психики изучаются и корректируются врачами и относятся к патологиям, которые характеризуются нарушениями поведенческих реакций без признаков понижения умственных способностей. Эмоциональное взросление замедляется по темпу или останавливается в развитии на подростковом уровне.

Различают 4 вида аномалий:

  1. Заторможенное развитие в условиях отсутствия родительского воспитания или применения аномальной педагогики.
  2. Органические дефекты головного мозга, внешне проявляющиеся в видимых замедлениях мыслительных процессов, поверхностностью переживаний и заметной эмоционально-волевой незрелостью.
  3. Проявление патологий характера в виде эгоизма, лживости, конфликтности, любовь к эксцессам и провокационным поступкам.
  4. При нормальном уровне интеллекта отсутствует терпение при выполнении обучающих занятий, интересны только игры и развлечения, при необходимости адаптации возникают расстройства невротического типа.

Эмоциональная незрелость детей и подростков подобного сценария онтогенеза корректируется строго под наблюдением психологов соответствующей квалификации, так как прогнозы положительные, но требует усилий родителей и врачей.

Физиологические механизмы

Мозг контролирует поведенческие моторные реакции организма, эмоциональную составляющую обеспечивает деятельность его участка под названием миндалевидное тело.

Выработка гормонов и медиаторов запрограммирована на уровне генов, волевое вмешательство крайне ограничено. Если запущены механизмы миндалевидного тела, то наступившая базовая реакция мозга доминирует в любой ситуации, даже при отсутствии угроз или поощрений, и режим успокоения наступает не скоро. Зная эти нюансы, можно воздействовать на указанные виды эмоций и выработать навыки управления их интенсивностью. Следовательно, методы воздействия должны подбираться заранее, с учетом существующих возможностей, тем более что большинство эмоциональных процессов необходимы для жизнедеятельности организма.

Черты эмоциональной незрелости

Для высокоорганизованного общества характерно продление периода взросления граждан. Последний российский закон официально считает молодежью людей до 35 лет. Нередко биологический возраст не соответствует уровню проявляемой ответственности, и тогда встает проблема: как исправить эмоциональную незрелость взрослого человека и синхронизировать ее?

Для полноправного члена общества есть признаки поведения в социуме, отсутствие которых сигнализирует о том, что в теле взрослого живет дурно воспитанный ребенок. Эмоциональная незрелость проявляется, если:

  • Человек считает, что происходящие с ним неудачи зависят от злой воли обстоятельств или происков недоброжелателей. Личная ответственность за совершенные поступки полностью отрицается, собственные недоработки игнорируются.
  • Он испытывает бесконечную жалость к себе и холоден к чувствам других. Человек не способен к сопереживанию, не может поставить себя на место других и не чувствует обязательств перед остальными членами общества.

  • Переживания других для него малозначимы. Человек спокойно манипулируют окружающими для решения собственных задач без оглядки на эмоциональную реакцию ближних. К чувствам других он относится предельно равнодушно.
  • Еще один признак эмоциональной незрелости — любовь к крайностям. В работе он трудоголик, в любви — ревнивец, в религии — нетерпимый фанатик и мученик.
  • Человек с большим трудом идет на компромисс, искренне не понимая, что может быть неправ или существует другая точка зрения. Соглашаясь, он чувствует, что оказывает великое благодеяние или проявляет недопустимую слабость, поэтому делает это в исключительных случаях. Чаще он не принимает поражения и старается победить любым способом.
  • Свои желания и цели для него приоритетны. Для их выполнения он готов приложить непропорциональные результатам усилия, без пощады для себя, а тем более для вовлеченных лиц. Если ему уступают, то усилия наращиваются уже с целью демонстрации собственной значимости и превосходства во всем.
  • Человек обладает повышенной амбициозностью и стремится всегда и во всем быть первым. Реакцией на внезапное поражение может стать выходящая за пределы нормы истерика, сходная с валянием на полу двухлетнего ребенка. Лозунгом поведения становится «что хочу, то мое любой ценой».
  • Человек обладает повышенной неуверенностью в себе и компенсирует это агрессией. Одноразовый выигрыш требует постоянного подтверждения, и подобное поведение становится нормой, в ущерб окружающим.
  • Человек не может планировать долговременную деятельность для достижения поставленной цели. Он может быть мечтательными и деятельными короткое время, но длительные волевые усилия для него нехарактерны.
  • Для него обычной реакцией на жизненные сложности является стремление уйти от ответственности в виртуальный мир. Для них выходом часто служит алкоголизм, наркотики, азартные игры, уход в сектантские движения и прочие средства самооправдания.

Перечисленные признаки сложно встретить у одного человека в полном наборе, чаще они представлены комбинацией одной-двух и выражены не явно. Педагогические приемы коррекции поведения для взрослого человека малоэффективны, они работают в период становления личности, поэтому в этом возрасте работоспособны только самоанализ и самовоспитание.

Проявление эмоций

Есть несколько путей улучшения качества жизни в эмоциональной сфере, и они изложены ниже.

Но прежде следует понять, что проявление чувств и их сущность могут различаться. Различают вербальный способ их обозначения, невербальный и ситуативные действия или поступки. Применение их обусловлено врожденными особенностями характера, культурными традициями и гендерными различиями.

Например, мужчина выражает симпатию противоположному полу поступками, подарками, но может казаться черствым и сухим молчуном, для женщин важно именно словесное подтверждение чувств. Невербальное проявление эмоций сложно в реализации, оно более надежно и искренне, но требует расшифровки и понимания. Отмахнувшись от незначительного презентика, можно серьезно задеть чувства дарителя, для которого подарок может представлять огромную ценность.

Вербально проявлять эмоции проще и понятнее, но велика вероятность фальсификации. Частое устное заверение преданности девальвируется, существует пример, изложенный в восточной пословице: «Ты сказал — я поверил, ты повторил — я усомнился, ты еще раз произнес — я перестал верить».

Проявление чувств через поступки, как правило, относится к неконтролируемым, или к неосознанно провокативным. Оно носит картинный, демонстрационный характер. Если это искреннее выражение недовольства, то, как правило, оно непродуктивно, потому что адресат послания за внешним эффектом не в силах понять внутреннего содержания этого эмоционального взрыва.

В цивилизованном обществе принято использовать возможности вербального способа выражения чувств. Рекомендации предлагают начать с анализа собственных эмоций и причин, их вызывающих. Далее следует отметить реакцию окружающих на их проявления и научиться выражать чувства так, чтобы не обидеть других и не нанести ущерб собственной психике сдерживанием естественных реакций организма. Конфликты происходят из-за недопонимания собеседников, и продуктивнее всего решать их словами.

При выражении чувства действиями снимается собственное напряжение, но увеличивается тревожность партнера по диалогу. Невербальные способы применимы только в общении с близкими и дорогими людьми, с которыми налажена устойчивая эмоциональная связь. Для самоанализа применяются опробованные методы контроля за внутренним состоянием психики.

Метод поощрения победителя

Признаком эмоционально незрелого человека является заниженная самооценка. Для ее повышения необходимо постоянно напоминать в автоматическом режиме о достигнутых успехах в жизни. Таким образом, текущие негативные переживания начинают восприниматься объективно, и эмоциональный фон выравнивается. Опыт подсказывает: то, что сейчас воспринимается как катастрофа, завтра будет выглядеть мелкой неприятностью.

Отложенное переживание

Несколько неожиданные результаты психологических экспериментов показывают, что прямая команда мозгу заняться беспокойством позднее работает. Пример из «Унесенных ветром»: «Я об этом подумаю завтра» — прекрасно иллюстрирует, что интенсивность эмоций даже через час значительно понижается.

Как выражать свои эмоции правильно

Причины недовольства следует правильно формулировать, обращаясь к себе как к независимому арбитру, который подтверждает справедливость реакции психики на происходящее. Последовательность обращения к себе должна иметь закрепленную структуру: «я испытываю. (название эмоции: горечь, недоумение, отвращение и прочее)» ⇒ «повод — . (не премировали по итогам месяца)» ⇒ «аргументы несправедливости происходящего (я принес прибыль)». Происходит перенос акцента с бессилия на необходимость действия по улучшению ситуации, и острота переживаний снижается.

Метод ужасного сценария событий

Размышления о более тяжелых вариантах нейтрализует накал эмоций и позволяет держать их под контролем. Притча-случай: колесо автомобиля, в котором едут монах и пассажир, получает пробоину. Монах начинает его менять на запаску и горячо благодарит бога. На недоумение попутчика, в чем радость, следует ответ: «А вдруг эта задержка в пути отвратила нас от автокатастрофы».

Посмотреть на свое отражение

Восточная практика по укреплению внутренних сил через рассматривание собственного отображения в зеркале — вид медитации, отвлекающий от непродуктивных эмоций и усиливающий положительные.

Перечисленные способы контроля за переживаниями следует осваивать поочередно и практиковать комплексно.

Источник

Эмоциональная незрелость. Как распознать в себе и других

Эмоциональная незрелость — хорошо изученный феномен, о котором много и давно пишут. Эмоциональная незрелость отрицательно влияет на способность человека справляться со стрессом и строить эмоционально близкие отношения с другими. Зачастую эмоционально незрелые люди выросли в семейном окружении, ограничивавшем их эмоциональное и интеллектуальное развитие. Ограниченное самоощущение делает таких людей эгоцентричными, подрывает их способность быть чувствительными к потребностям и эмоциям других людей. Это в особенности касается их отношений с собственными детьми.

Эмоционально зрелые люди могут действовать независимо и при этом сохранять глубокие эмоциональные связи, с лёгкостью находя место обоим проявлениям в своей повседневной жизни. Они прямо и открыто идут к поставленным целям, но при этом не используют других людей в своих интересах. Они отделились от своей родительской семьи в достаточной степени для того, чтобы построить свою собственную жизнь (Bowen 1978). У них хорошо развито чувство собственного «я» (Kohut 1985) и ощущение идентичности (Erikson 1963). Они высоко ценят близкие отношения. Эмоционально зрелые люди не стесняются своих чувств и честно говорят о них. Они прекрасно ладят с другими людьми, благодаря хорошо развитым эмпатии, контролю над побуждениями и эмоциональному интеллекту (Goleman 1995). Им интересен внутренний мир других людей, им нравится открываться и делиться своими чувствами, формируя таким образом эмоциональную близость. Если возникает какая-то проблема, такие люди открыто работают с другими над разрешением разногласий (Bowen 1978). Эмоционально зрелые люди справляются со стрессом, реалистично оценивая ситуацию и стараясь смотреть вперёд. При этом они внимательно анализируют свои мысли и чувства. При необходимости они могут контролировать свои эмоции, предугадывать будущее, адаптироваться к реальности и использовать эмпатию и юмор для разрешения сложных ситуаций и укрепления своей связи с окружающими (Vaillant 2000). Они объективны и знают себя достаточно хорошо, для того чтобы признать свои слабости (Siebert 1996).

Личностные черты, присущие эмоционально незрелым людям:

  • Они не умеют проявлять гибкость, и их трудно в чём-либо переубедить.

Там, где есть чёткий путь, по которому можно следовать, эмоционально незрелые люди могут достигать неплохих результатов, иногда добиваясь больших успехов и уважения окружающих. Но в том, что касается отношений или ситуаций, где необходимо принимать решения, исходя из собственных чувств, их незрелость становится очевидной. Они либо демонстрируют полное отсутствие гибкости, либо действуют импульсивно и пытаются справиться с реальностью, сведя её к чему-то, что они в состоянии контролировать. Сформировав своё мнение о чём-либо, они больше не принимают альтернативных точек зрения. Для них существует лишь один правильный ответ, а если кто-то думает по-другому, они воспринимают это в штыки и быстро занимают оборонительную позицию.

  • У них низкая стрессоустойчивость.

Эмоционально незрелые люди плохо справляются со стрессом. Они действуют реактивно и стереотипно. Вместо того, чтобы оценивать ситуацию и предугадывать её развитие, они используют механизмы психологической адаптации, основанные на отрицании, искажении или подмене реальности (Vaillant 2000). Им сложно признавать свои ошибки, поэтому они часто отказываются признавать факты и винят во всём других. Они плохо умеют контролировать свои эмоции и часто реагируют слишком остро. Расстроившись, они с трудом восстанавливают эмоциональное равновесие и ожидают, что окружающие сделают то, чего они хотят, чтобы их успокоить.

  • Они делают то, что вызывает приятные чувства.

Маленькие дети руководствуются исключительно чувствами, в то время как взрослые принимают во внимание возможные последствия своих действий. По мере взросления мы узнаём, что делать только то, что вызывает приятные чувства, не всегда является лучшим выбором. Эмоционально незрелые люди продолжают вести себя, как дети, и делать только то, что им нравится (Bowen 1978). Они принимают решения, исходя из того, что кажется им самым привлекательным в данный момент, и часто выбирают путь наименьшего сопротивления.

  • Они смотрят на всё субъективно, а не объективно.

Эмоционально незрелые люди оценивают все ситуации субъективно, а не объективно. Они не склонны к бесстрастному анализу. Для интерпретации произошедшего то, как они себя чувствуют, гораздо важнее, чем то, что фактически происходит. Истина не имеет такого значения, как то, что ощущается как истина (Bowen 1978). Пытаться заставить человека, смотрящего на всё субъективно, быть объективным бесполезно. Факты, логика, история — эмоционально незрелые люди абсолютно глухи к любым доводам.

  • Они не уважают различия.

Эмоционально незрелые люди с раздражением воспринимают мысли и мнения, отличающиеся от их собственных, поскольку уверены, что все должны думать так же, как они. Они не в состоянии принять тот факт, что другие люди имеют право на собственную точку зрения. Они могут вести себя бестактно, поскольку не замечают чужих особенностей и могут сделать обидный комментарий. Эмоционально незрелые люди чувствуют себя комфортно только в отношениях с чётким распределением ролей, где все придерживаются одних взглядов. Более спокойные и приятные ведут себя точно так же, но более спокойно и приятно.

Эгоцентризм присущ всем нормальным детям, однако эгоцентризм эмоционально незрелых взрослых скорее является проявлением инфантилизма, чем детскости. В отличие от детей, им недостаёт радости и открытости. Зацикленность эмоционально незрелых людей на себе напоминает одержимость, в ней нет детской невинности. Маленькие дети ставят себя на первое место, потому что их поведение всё ещё определяется инстинктами, эмоционально незрелыми взрослыми руководят тревога и чувство незащищённости. Они чем-то напоминают раненых, которые всё время трогают больное место.

Тревожная зацикленность на себе — общая характеристика всех эмоционально незрелых людей. Они постоянно следят за тем, все ли их потребности удовлетворяются, и не задело ли их что-нибудь. Их самооценка поднимается или падает в зависимости от того, как на них реагируют окружающие. Они не переносят критики, поэтому стараются свести к минимуму ошибки. Поскольку они полностью поглощены собой, их потребности затмевают чувства других людей.

  • Они всё воспринимают на свой счёт, но не склонны к самоанализу.

Эмоционально незрелые люди всё воспринимают на свой счёт, т.е. при любом взаимодействии всё всегда вращается вокруг них. При этом они не склонны к самоанализу. Они сосредоточены на себе не ради того, чтобы лучше понять себя; им просто хочется быть центром внимания. Общаясь с таким человеком, вы заметите, что, о чём бы вы ни завели речь, он всегда переводит разговор на себя. Примером этого может служить мать, которая слушает рассказ дочери о сложностях в её отношениях с мужем и использует это как повод поговорить о собственном разводе.

  • Они часто меняются ролями с детьми (если они есть).

Смена ролей — это отличительный признак эмоциональной незрелости родителей в отношениях с детьми. В этом случае родитель ведёт себя с ребёнком так, как будто ребёнок является для него родителем, ожидая от него внимания и утешения.

  • У них плохо развита способность сопереживать другим, и они нечувствительны к эмоциям.

Оценка уровня эмоциональной незрелости родителей (можно проводить как самооценку).

Прочитайте следующие утверждения и отметьте те из них, которые описывают вашего родителя.

  • Мой родитель (я) часто чрезмерно эмоционально реагировал на незначительные события.
  • Мой родитель (я) не часто проявлял эмпатию или интересовался чувствами.
  • Когда дело доходило до эмоциональной близости или проявления чувств, моему родителю (мне) становилось не по себе, и он закрывался.
  • Моего родителя (меня) часто раздражали индивидуальные различия и другие точки зрения.
  • В детстве родитель (я) часто делился со мной своими проблемами, но не был готов выслушать меня.
  • Мой родитель (я) часто говорил и делал что-то, не думая о чувствах других людей.
  • Мне редко доставалось родительское внимание и сочувствие, разве что когда мне серьёзно нездоровилось.
  • Мой родитель (я) был непоследовательным — иногда он проявлял мудрость, но иногда вёл себя совершенно неразумно.
  • Если мне было грустно (когда кому-то грустно), родитель (я) либо говорил что-то поверхностное и бесполезное, либо злился и отпускал саркастические комментарии.
  • Все наши разговоры в основном вращались вокруг интересов родителя (моих интересов).
  • Даже вежливое несогласие могло спровоцировать защитную реакцию моего родителя (меня).
  • Мне было неприятно рассказывать родителям о своих успехах, потому что мне казалось, что им всё равно.
  • Мой родитель (я) не основывал своё мнение на фактах и логике.
  • Мой родитель (я) не был склонен к самоанализу и редко задумывался о своей роли в сложившейся ситуации.
  • Мой родитель (я) видел всё в чёрно-белом свете и плохо воспринимал новое.

Сколько утверждений справедливы для вашего родителя? Если вы отметили более одного высказывания, велика вероятность того, что в детстве вам пришлось иметь дело с эмоционально незрелым родителем, ведь все перечисленные проявления являются признаками эмоциональной незрелости.

Боль, которую испытывает человек, когда его не замечают другие, столь же реальна, как боль из-за физической травмы, но она незаметна со стороны. Эмоциональное одиночество непросто увидеть или описать, ведь это очень смутное и личное чувство. Кто-то говорит о нём, как об ощущении пустоты или того, что ты один во всём мире.

Мы можем научиться поддерживать себя и таких людей, соблюдая баланс любви и границ. Постепенно научаясь выстраивать общение, где соблюдаются потребности обеих сторон.

В статье использованы материалы из книги Линдси К. Гибсон «Взрослые дети эмоционально незрелых родителей. Как научиться ценить себя и наладить отношения с родителями».

Источник

Оцените статью