Эмоциональная незрелость взрослого человека как исправить

Инфантилизм. Как повзрослеть взрослому человеку

Конечно у меня есть своё мнение! Маам, а какое оно?

Иногда кажется, что современный мир застрял в детстве и взрослеет медленнее, чем раньше. Раньше дети бегали во дворе без присмотра до самой ночи, а сейчас студенты даже не могут устроиться сами на работу — мамы буквально водят их за ручку на собеседования.

Наше ощущение в целом верное — меняется культура, условия жизни, отношение к взрослению

Мотивируем жить и развиваться!

В сегодняшней статье вы узнаете, что такое инфантильность и откуда она берётся. Научитесь отличать действительно инфантильного взрослого от человека, который просто любит дурачиться, сможете проверить себя на склонность к детскому поведению. И, конечно, узнаете, как стать взрослым и ответственным.

Инфантильность — что это?

Инфантильность, или инфантилизм — незрелость в развитии, которая сопровождается сохранением у взрослого человека психических детских черт и поведения. Важно отличать значение термина «инфантилизм» в медицине и психологии. В медицине под этим термином обычно скрывается отставание в физическом или умственном развитии

Здесь и далее примеры с форумов.

«Рос с бабушкой и дедушкой, родители постоянно работали. Деды так опекали, буквально говорили мне: “Вова, сейчас ты хочешь кушать, садись за стол. А сейчас ты хочешь поиграть в машинки”. В сад не ходил, с детьми на улице не играл — заобижают. Школа стала ударом — все дружат, компании свои, а я в углу сижу и сопли жую. Так и жую до сих пор. Ни семьи, ни друзей, ни работы хорошей, вообще не понимаю, что дальше делать.»

В этом случае инфантильность — результат излишней опеки. Ребёнок привык, что за него всё решают, не умеет планировать и принимать решения — ему просто не дали возможности научиться.

Детское поведение становится привычкой, неудобной и дурной, но вполне поддающейся изменению. В этом случае родственники ребенка не дали ему возможности развить навыки коммуникации, вот почему ему так сложно действовать во взрослой жизни.

Какие же ещё причины могут приводить к выученному инфантильному поведению?

Причины инфантильности

Чрезмерная опека

Дети рождаются беспомощными и полностью зависят от родителей. В норме, по мере взросления ребёнок постепенно отделяется и учится быть самостоятельным. Ходить, есть, одеваться, убирать игрушки, собирать портфель в школу, планировать время для уроков и т. д. Если ребёнку в этом процессе мешают родители — решают за него, когда ему холодно, какую одежду выбрать, ограждают от естественных последствий* — то ребёнок просто не получит навыков выбора и планирования, не научится нести ответственность за свои поступки. Конечно, часто это просто проявление заботы, но оно может помешать ребёнку взрослеть.

Деспотизм в воспитании

Педагогическая запущенность

Как ни странно, но полная свобода действий, предоставляемая ребёнку, также может привести к тому, что человек не повзрослеет. В норме навык самостоятельности развивается постепенно, по мере взросления и созревания мозга. Поэтому ноша ответственности может оказаться непосильной, и подросший ребёнок будет пытаться скинуть её при первой же возможности.

Примечание. В раннем детском возрасте преждевременно говорить об инфантильности. Все дети плохо контролируют свои эмоции и поступки, не умеют смотреть далеко вперёд и т. д. Инфантильность можно заподозрить только с подросткового возраста.

Неуверенность в себе

Человек, который не верит в свои силы, будет отказываться от принятия решений, от ответственности за свои поступки, от каких-либо действий. Зачем пробовать, если всё равно не получится?

Инфантилизм как симптом заболеваний

Мы перечислили только основные, наиболее явные причины. На самом деле их может быть больше и они не всегда очевидны. Поэтому больший результат принесёт работа с проявлениями, а не поиск причин. Так что же отличает взрослого человека от психологического ребёнка? По каким признакам мы можем понять, что человек ещё не повзрослел?

Признаки инфантильности

Но если детям такое поведение простительно — они в процессе развития и взросления — то такое же поведение у взрослых людей может выглядеть несколько неуместным. Стоит учитывать, что о психологической инфантильности говорят в различных ситуациях, поэтому разные люди, в том числе и специалисты, наделяют его отличающимися смыслами.

Дети Взрослые
Эмоциональны, капризны и часто плаксивы. Эмоции служат способом общения и способом достижения своих целей Взрослый человек четко понимает свои чувства и умеет их корректно проявлять, а также осознает свою ответственность за любое их выражение
Обвиняют окружающих, вещи и события в своих неудачах, например, винят скамейку в том, что споткнулись об неё Могут брать ответственность за результат своих поступков на себя
Лгут, чтобы избежать неприятностей Готовы столкнуться с последствиями
Делают акцент на внешнем виде или личности другого человека, например, обзываются Делают акцент на поступках и проявлениях личности
Не фильтруют свои мысли и говорят то, что приходит в голову. Они не задумываются о последствиях своих слов Следят за тем, что они говорят и просчитывают последствия своих слов
Стремятся быть в центре внимания и считают, что окружающие обязаны всегда заботиться о них Понимают, что мир не крутится вокруг них
Не думают о чужих границах и часто нарушают их, с трудом переживают отказ, обижаются, если окружающие отказываются выполнять их прихоти Уважают чужие границы и стараются не нарушать их, признают за другими право на отказ в помощи и т. д.
Плохо учатся на своих ошибках и часто делают одно и то же неудачное действие несколько раз Умеют анализировать происходящее и делать из этого выводы
Не умеют планировать и думать на много шагов вперёд Умеют ставить долгосрочные цели и идти к ним
В первую очередь опираются на взрослых (родителей), родители для них — как высшие существа, от которых зависит счастье и благополучие Опираются в первую очередь на себя, видят источник счастья внутри себя

Вот так говорят о себе люди, которые не чувствуют себя взрослыми:

«Я ничего не хочу, мне всё лень. Мне бы хотелось, чтобы кто-то пришёл и сделал всё за меня. Я ищу себе мамочку, которая будет меня обслуживать, я ищу старшего товарища, который решит всё за меня. Я как ребёнок в теле взрослого. Хочу отдохнуть на Мальдивах, а отдыхаю там только в мечтах».

«Мама всю жизнь тянула нас одна, и я старалась заботиться о себе, подрабатывала по мелочи. Сейчас мне 21, 3-й курс закончила, впереди лето. Стало туго с деньгами, и за лето надо собрать крупную сумму. И я не представляю, что мне делать и где работать. Я БОЮСЬ! Пробоялась уже 2 недели, время уходит. Сходила на собеседование, но так мне стало страшно, что я сбежала. Завтра в другую контору идти, а мне страшно! И ещё стыдно за себя, мама нас тянула, а я вот такая неправильная получилась, не готова ко взрослой жизни, не справляюсь. Спать нормально не могу, жить тоже, не знаю, сбегу завтра или получится что-то».

Особенности женской и мужской инфантильности

Основная часть признаков является общей и для мужчин, и для женщин. Однако есть некоторые особенности, которые важно выделить.

Инфантильность у мужчин

Эта проблема чаще проявляется в быту. Выражение «мужчина как второй ребёнок» нередко вызывает согласие и одобрение среди женщин. Мальчиков могут не приучать к домашнему труду в процессе воспитания, например, говорят: «Не мой посуду, это не мужское дело» [1] . В итоге мужчины ждут, что кто-то приготовит для них еду, уберёт за ними, постирает и погладит вещи и так далее.

При этом мальчиков могут приучать к тому, что они должны нести ответственность не только за себя, но и за свою семью (жену и детей). В итоге мальчики бегут от этой ответственности — отказываются заводить серьёзные отношения или жениться — так как ноша кажется им непосильной.

«Ну и зачем мне жена? Покупай ей шубы и цацки и терпи вынос мозга из-за перегоревшей лампочки. С любовницей встретился раз в неделю на её территории, пусть у неё голова болит, чем меня кормить. И дома я не мусорю, вещи у матери дома стиралка стирает, а кружку от кофе ополоснуть несложно».

Инфантильность у женщин

В случае женщин это состояние меньше осуждается обществом. Связано это с тем, что главой семьи, то есть человеком, который принимает основные решения, считается только мужчина. От женщины реже ждут твёрдости характера и самостоятельности вне семьи. Некоторых девочек учат перекладывать ответственность за себя на других: сначала на папу, потом на мужа. [1] В итоге девочка может ничего не решать, а только «хотеть платьишко».

Женщины, особенно те, которые долгое время «тянут» на себе всю семью (например, если бывший муж не участвует в воспитании детей), устают от чрезмерной ответственности и при появлении возможности стремятся переложить ответственность на других.

«Образование, да хоть два или три, любая тупица получить может. На колготки себе заработать тоже не проблема. А вот быть женщиной настоящей… Для этого расти надо, через боль и страдания. Учиться так просить у мужа, чтобы сам всё покупал, соглашаться с ним во всём, быть покорной и делать так, как он решит. Мужчина главный, пусть он думает о том, как денег заработать, а наша задача — украшать собой дом».

Мы специально взяли яркие примеры, а ведь инфантильность может быть не такой явной. Например, человек зарабатывает деньги и обеспечивает себя, но при этом требует от окружающих исполнения его желаний и считает, что все обязаны помогать ему, чересчур наивно относится к быту и своим задачам.

Чтобы понять, где нужно «подтянуть» взрослость, лучше пройти полноценное психологическое тестирование. Но для начала вы можете пройти наш короткий тест и определиться, нужно ли вам вообще менять что-то в этом направлении.

Тест на инфантильность

Чтобы определить, есть ли у вас проблема, прочитайте утверждения и ответьте «да» или «нет»:

У меня недостаточно опыта, чтобы принимать решения самому.

Часто я совершаю необдуманные поступки.

Людям часто не нравится то, что я говорю.

Мои поступки часто выходят за рамки общепринятых норм поведения.

У меня нет особых целей в жизни.

Мне сложно справляться со многими вещами в жизни.

Я не считаю нужным анализировать причины своих поступков.

Если вы ответили «да» на 3 и более утверждений, вероятно, вам свойственна некоторая незрелость. Мы рекомендуем уделить внимание развитию своей самодостаточности.

Как избавиться от инфантильности

Как мы уже успели выяснить, инфантильность — результат привычки, точнее, её отсутствия. Например, если у нас есть опыт преодоления жизненных трудностей, нам будет легче справляться с ними в дальнейшем. Мы будем знать, что задача посильна и смысла избегать её нет. Если же опыта преодоления жизненных трудностей нет, то любая проблема будет казаться нам более сложной, чем есть на самом деле. Тоже самое с принятием решений, с контролем над расходами и т. д. Это всё навыки.

И чтобы вести себя как взрослый человек, нам нужно овладеть навыками взрослого и думать, как взрослый. Для этого, в первую очередь, нужно найти слабые места, то есть ситуации, в которых мы ведём себя по-детски.

Одними из самых научно-обоснованных направлений являются когнитивно-поведенческая и поведенческая терапии. Моделирование поведения, или обучение желаемым стратегиям — один из самых простых и доступных методов лечения инфантильности. Повзрослеть и избавиться от инфантильности поможет курс модификациия поведения 7Spsy. Этот метод подойдёт вам и в том случае, если вы стесняетесь общаться с психологом на личные темы, но при этом хотите стать более самодостаточным и уверенным в себе. После прохождения вами тестов, психологи подберут для вас конструктивные стратегии поведения и помогут закрепить их.

Мотивируем жить и развиваться!

Вы можете попробовать самостоятельно выявить ситуации, которые стимулируют несамостоятельность, и изменить привычное поведение, либо обратиться за помощью к специалистам. И какой бы способ вы ни выбрали, помните — вы можете управлять своим поведением.

  1. Ю. Гусева, «Нежные мальчики, сильные девочки».
  2. Использованы материалы книги Вирджинии Квинн «Прикладная психология».

Источник

Когда ЗПР переходит в умственную отсталость

Невооруженный взгляд может не увидеть разницы между детьми с задержкой психического развития и признаками умственной отсталости. На самом деле их отличия принципиальны. И, что главное, это дает возможность первым в дальнейшем наладить психическое развитие и стать полноценной ячейкой общества при соответствующем обучении. Вторые, к сожалению, остаются вне игры, исключая психический прогресс. Однако может быть и третий вариант, когда менее утрированная задержка психического развития (ЗПР) усугубляется, приобретая черты умственной отсталости (УО).

Чтобы понять механизм данной трансформации, следует четко разграничить оба понятия.

Дети с ЗПР

Задержка психического развития – это пограничное состояние между нормой и умственной отсталостью, выражающееся в замедлении темпа нормального психического развития данного возрастного периода. Сопровождается отставанием в развитии функций психики, таких как мышление, память, внимание, эмоции, волевая сфера. Это проявляется в скудной интеллектуальной деятельности, ограниченности знаний и представлений, доминировании игровых интересов, быстрой утомляемости от интеллектуальной работы.

Иными словами, ребенок ведет себя инфантильно. Его поведение не соответствует реальному возрасту. Оно как будто откатывается назад, на несколько ступеней ниже, повторяя поведение детей более младшего возраста.

Однако в условиях корректного обучения такой ребенок способен достаточно хорошо приспосабливаться к жизни в обществе, повышая уровень своего развития.

Среди причин, провоцирующих патологию, можно выделить биологические и социальные факторы. К биологическим относят патологии во время беременности, недоношенность, родовые травмы, генетические заболевания, тяжелые соматические заболевания, травмы, инфекции в раннем возрасте, проблемы слуха и зрения. К социальным факторам относятся:

  • педагогическая запущенность;
  • систематические психотравмы;
  • неприемлемые условия воспитания;
  • ограниченность жизнедеятельности ребенка.

Интересно, что с 1997 года термина «задержка психического развития» официально не существует. С введением МКБ-10 это понятие входит в категорию «расстройства психического развития».

В зависимости от причины, ЗПР может проявляться в нескольких формах.

1-ая форма носит конституциональный характер и встречается у детей с инфантильным типом телосложения. Такие дети проявляют яркие, живые эмоции, превалирующие в поведении. Их развитие отстает от возрастной нормы, соответствуя более ранней стадии развития. Они с головой вовлекаются в игровую деятельность, творчески проявляя себя, очень подвижны.

Это именно те школьники, которым сложно усидеть на уроке и соблюдать дисциплину. Из-за сниженной способности контролировать свое поведение, мышление, эмоционально-волевую сферу вне благоприятных условий такое положение дел может свестись к социальной дезадаптации.

2-ая форма имеет соматогенную природу, то есть возникает в связи с хроническими заболеваниями, вызывающими упадок сил, снижается активность деятельности. Это формирует такие особенности характера, как неуверенность в своих силах, различного рода опасения, сомнения, робость.

Гиперопека в связи с болезнью дополнительно подкрепляет уже имеющийся инфантилизм. Ребенок неспособен сконцентрироваться, направить внимание в нужное русло. Он эмоционально нестабилен, его легко вывести из равновесия, обладает заниженной самооценкой и высокой тревожностью.

3-я форма развивается вследствие педагогической запущенности. Такие дети физически совершенно здоровы и являются обладателями изначально нормальной нервной системы. В условиях дефицита информации, воспитания и эмоциональной близости со значимыми людьми, у них наблюдается недостаточное развитие должных навыков, умений, знаний.

При данной форме ЗПР преобладает мозаичное мышление. Это отрывочное восприятие, знания понемногу обо всем, которые не подкрепляются опытом и переживаниями. Так вот, дети с 3 формой ЗПР очень хорошо ориентированы и сообразительны в знакомых для них ситуациях или в том, что вызывает неподдельный интерес. Если ребенок развивается в условиях дефицита внимания, он приобретает такие черты, как бесконтрольность над собственными эмоциями, импульсивность, безответственность.

Гиперопека приводит к эгоцентризму, безволию, тунеядству. В целом, ребенок имеет хорошо развитые психические функции (память, мышление, внимание), но при этом может не уметь читать, считать, не знает элементарных геометрических, математических понятий. Однако образное мышление высокоразвито.

4-я форма обусловлена органическим поражением ЦНС во время беременности, родов и на протяжении первого года жизни. Незрелость и инфантилизм проявляются во всех сферах. Нарушение моторики выражается в виде повышенной возбудимости, неловкости движений, нарушении сна. Эмоции примитивны, неяркие. Игра – стереотипная и однообразная, но преобладает над учебной деятельностью.

Такие дети условно делятся на две категории: с повышенным настроением (импульсивность, расторможенность) и пониженным (боязливость, страхи, несамостоятельность). 4-я форма ЗПР вызывает парциальное, то есть частичное нарушение познавательной деятельности.

ЗПР не является тотальным недоразвитием, а выражается в замедлении темпа психического развития. Следует понимать, что состояние носит обратимый характер, но при условии должного специфического обучения.

Умственная отсталость

Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.

Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:

  • тотальность поражения – нарушаются все нервно-психические функции. В особенности страдает речь – грамматическая сторона, активный словарный запас очень скудный. Эмоции плоские, однообразные, мало контролируемые;
  • в первую очередь среди психических процессов страдает мышление. Его дефицит приводит к недоразвитию элементарных процессов психики: память, речь, восприятие.

УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.

Различают три степени олигофрении:

Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.

Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.

Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.

Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.

Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.

Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница

Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом. Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели.

Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:

Источник

Оцените статью