- Консультация педагога-психолога на тему: «Способы снятия психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста с ОВЗ» учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Консультация педагога-психолога на тему: «Способы снятия психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Консультация предназначена для воспитателей, родителей. В ней представлено подробное описание психоэмоционых напряжений, причины появления, признаки. А так же рассказывается как можно помочь ребенку справится с этим состоянием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_psiholga_snyatie_psem_napryazheniya.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация педагога-психолога на тему:
«Способы снятия психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста»
Что такое психоэмоциональное напряжение?
Психомоциональное напряжение – негативные эмоциональные состояния, которые связаны с неудовлетворенными потребностями. Основная причина — неумение выплескивать негативные эмоции.
Часто «психоэмоциональное напряжение» связывают с разнообразными неблагоприятными эмоциональными состояниями, связанными с неудовлетворенностью основных жизненных потребностей: фрустрация, дискомфорт, стресс, тревога, депрессия, состояние неудовлетворенности…
Стадии психоэмоционального напряжения?
Психоэмоциональное напряжение развивается в несколько стадий.
1. Мобилизация активности . Происходит повышение физической и умственной работоспособности, возникает вдохновение при решении нестандартных, творческих задач или при дефиците времени. Если такая мобилизация организма недостаточна, возникает вторая стадия эмоционального напряжения.
2. Стеническая отрицательная эмоция . Происходит максимальная мобилизация всех ресурсов организма и сопровождается яркими эмоциональными реакциями (злость, ярость, одержимость). Если и этого недостаточно, возникает третья стадия.
3. Астеническая отрицательная эмоция . Проявляется в виде угнетения эмоциональных проявлений (тоска, «подкашиваются» ноги, «опускаются» руки). Эта стадия является своеобразным сигналом опасности, она призывает человека сделать другой выбор, отказаться от поставленной цели либо пойти другим путем к ее достижению. Игнорирование требований 3-й стадии неизбежно приводит к возникновению 4-й стадии
4. Невроз: отсутствие выбора, в свою очередь провоцирует психосоматические заболевания.
Признаки психоэмоционального напряжения
- В области Чувств: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным
- В области Мыслей: о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.
- В области Действий: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.
Объективные признаки психоэмоционального напряжения:
- Трудность засыпания и беспокойный сон.
- Усталость после нагрузки, которая совсем недавно не утомляла.
- Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность.
- Рассеянность, невнимательность.
- Беспокойство, непоседливость.
- Отсутствие уверенности в себе.
- Проявление упрямства.
- Боязнь контактов, стремление к уединению.
- Снижение массы тела или, напротив, проявление симптомов ожирения.
10. Повышенная тревожность.
11. Дневное и ночное недержание мочи, которого ранее не наблюдалось.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что человек или ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.
Причины возникновения психоэмоционального напряжения у детей
- Плохой сон
- Усталость
- Загруженность
- Проблемы в семье
- Конфликты в группе и т.д.
Способы снятия психоэмоционального напряжения
1. Дыхательные упражнения:
Вдох состоят из трёх фаз вдох – пауза – выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно увеличить время на все 3 фазы. Начните с 5 секунд. Долго дышать в таком ритме не нужно. Следите за результатом и по нему ориентируйтесь. Можно увеличивать длительность каждой фазы. Для того что бы поднять общий тонус, собраться с силами чередование фаз должно быть следующим вдох-выдох-пауза.
Медленное и глубокое дыхание – понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряжённость. То есть, изменяя ритмику дыхания, можно из расслабленного спокойного состояния перейти в более активное, бодрое.
2. Массаж и самомассаж
Задачами массажа здесь будут: нормализация психоэмоционального состояния, улучшение обменных процессов, метаболизма тканей, улучшение крово- и лимфообращения, снятие гипертонуса мышц, снятие образовавшейся доминанты в нервной системе, нормализация сна.
Методика массажа. Применяют поглаживание, растирание, неглубокое спокойное разминание. Исключаются ударные приемы и интенсивные техники. Массируют затылок, воротниковую область, спину, нижние конечности, грудная клетка, верхние конечности.
3. Психологические и релаксационные упражнения, медитации.
Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят: клин клином вышибают, и мы поступим точно так же. Что бы достичь максимального расслабления, нужно напрячься максимально сильно. Для этого подходит ряд упражнений, таких как «Сосулька», « Мышечная энергия», «Лимон» и др.
Упражнения на релаксацию
«Игра с песочком». Ребенок должен сесть на стульчик, упершись в его спинку. Он должен представить себе, что находится на берегу речки с сыпучим и прохладным песком. Малыш, закрыв глаза, на глубоком вдохе должен словно набрать его в кулачок. Пальцы необходимо как можно крепче сжать. В таком положении ребенок должен посидеть некоторое время. При выдохе воображаемый песок необходимо медленно «высыпать» на колени. По окончании упражнения руки следует «уронить» вдоль туловища.
«Дудочка». Это упражнение позволит малышу расслабить мышцы лица. Ребенок должен представить себе, что держит в руках дудочку. Для «игры» на инструменте малышу необходимо предложить набрать как можно больше воздуха в легкие, а затем вытянуть губы трубочкой и произносить длинный звук «у-у-у».
«Солнечный зайчик». Выполнение этого упражнения также способствует расслаблению лицевых мышц. Малыш должен представить, что лучик солнца «гуляет» по его личику. Сначала яркий «зайчик» прыгает на его глазки – их нужно зажмурить. Потом лучик перебирается на щечку, лобик, носик, рот и подбородок. Этого игривого «зайчика» малышу нужно ласково погладить.
«Сосулька». При выполнении данного упражнения достигается релаксация мышц всего тела. Взрослый предлагает малышам представить себя в роли сосульки, закрыв глаза и встав с поднятыми вверх руками. В такой позе следует находиться одну-две минуты. Затем детям предлагается представить, как медленно тает сосулька, согретая теплыми солнечными лучами. При этом следует расслабить кисти рук, а после этого мышцы шеи, плеч, туловища и ног. Одновременно могут быть применены тексты для релаксации. Для детей такая «игра» будет наиболее интересна. Так, во время выполнения данного упражнения воспитателю предлагается произносить следующие слова: «Под крышей нашего дома сосулька висит. Солнышко пригреет, она растает и упадет».
«Прогулка». При выполнении данного упражнения дети рассаживаются на стулья. Для напряжения мышц они должны приподнять ноги и, не касаясь пола, «побегать» и «походить». И в это время могут быть использованы тексты для релаксации. Например: Собрались мы погулять. Поскорей, не отставать! Все немного побежали, ножки наши подустали. Мы недолго посидим, ну а после поглядим.
Применение данных игр и упражнений должны помочь детям расслабится, тем самым снять психоэмоциональное напряжение.
Источник
«Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В специальной психологии и коррекционной педагогике закономерно растет интерес к изучению эмоционального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, обусловленные врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, приводящие к нарушению общего развития, и не позволяющие вести полноценную жизнь.
Эмоции играют очень важную роль в нашей жизни.
Они представляют собой особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.
Эмоции включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения деятельностью. Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают ребенка к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности.
Профилактика психоэмоционального напряжения — одно из приоритетных направлений работы с дошкольниками. Данная работа помогает предотвратить возникновение неврозов, ослабление иммунитета, проявление агрессии, тревожности у детей-дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Под психоэмоциональным напряжением понимается сложное психическое явление сложное по структуре, которое отражает взаимодействие человека с окружающей средой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_psihoemotsionalnogo_napryazheniya.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 39
«ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА г. ТОСНО»
«Профилактика психоэмоционального напряжения
у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Ленец Татьяна Анатольевна
В специальной психологии и коррекционной педагогике закономерно растет интерес к изучению эмоционального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, обусловленные врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, приводящие к нарушению общего развития, и не позволяющие вести полноценную жизнь.
Эмоции играют очень важную роль в нашей жизни.
Они представляют собой особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.
Эмоции включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Эмоциональная жизнь человека наполнена многообразным содержанием: эмоции выражают оценочное отношение к отдельным условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности (например, гнев, страх), к конкретным достижениям в ней (огорчение, радость), к сложившимся или возможным ситуациям.
Благодаря эмоциям люди лучше понимают друг друга; могут, не пользуясь речью, судить о состоянии другого человека, настраиваться на совместную деятельность и общение.
Замечательно и то, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.
Эмоции являются важнейшим фактором регуляции процессов познания. Они выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой человек узнает о потребности и значимости происходящего.
С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические.
Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Под влиянием таких эмоций человеку становится трудно промолчать, остаться бездействующим, проявляется готовность «горы свернуть».
И наоборот, иногда переживания вызывают своеобразную скованность, пассивность – тогда идет речь об астенических эмоциях.
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал знаменитый ученый Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
Очевидно, что эмоциональное развитие ребенка с ограниченными возможностями является одним из главных факторов, влияющих на развитие его личности в целом, именно поэтому этот вопрос заслуживает особого внимания.
Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения деятельностью. Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают ребенка к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности.
Профилактика психоэмоционального напряжения — одно из приоритетных направлений работы с дошкольниками. Данная работа помогает предотвратить возникновение неврозов, ослабление иммунитета, проявление агрессии, тревожности у детей-дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Детские эмоции влияют на будущее поведение человека, они способствуют социальному, нравственному развитию. Об эмоциональном мире детей писали такие ученные как Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Гальперин П.Я., Зейгарник Б.В.. Они считали, что педагогу необходимо не только увидеть сам факт переживания ребенка, но и выявить причину переживания. Это не простая задача, так как переживания могут оказаться беспредметными и немотивированными.
Ю.В. Вельтищев считает, что в дошкольном возрасте происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Это связано с быстрой истощаемостью, поэтому эмоциональные перегрузки сопряжены с ростом эмоциональных состояний. Например: частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость.
Под психоэмоциональным напряжением понимается сложное психическое явление сложное по структуре, которое отражает взаимодействие человека с окружающей средой.
Степени психоэмоционального напряжения:
Первая степень — Состояние активного бодрствования (по Немчину) – выполнение произвольных действий не имеющих эмоционального значения на фоне низкого уровня мотивации. Иначе говоря, это состояние покоя, не включение в сложную деятельность.
Вторая степень — Нервно–психическое напряжение наблюдается тогда, когда повышается уровень мотивации, появляется значимая цель, повышается сложность и эффективность деятельности, но человек справляется с поставленной задачей. Состояние психоэмоционального напряжения этой данной степени характеризуется повышение качества и эффективности деятельности.
Третья степень — Состояние психоэмоционального напряжения появляется в ситуации личностно значимой, при резком увеличении мотивации. Наблюдается отвлекаемость внимания, затруднение извлечения информации из памяти, уменьшается эффективность деятельности. Появляется волнение, тревога.
Основные признаки психоэмоционального напряжения у детей:
— плохой сон (с трудом засыпает и беспокойно спит),
— усталость после нагрузки,
— беспричинная обидчивость, агрессия,
— рассеянность, отсутствие уверенности в себе,
— кривляние и упрямство (трудность дисциплины),
— тремор рук, покачивание головой, ночной/дневной энурез,
— расстройство памяти, внимания, потеря интереса ко всему.
При планировании работы по профилактике психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста с ОВЗ актуальны следующие принципы:
1. ориентация на «зону ближайшего развития»
2. учет направленности интересов ребенка
3. обеспечение свободы выбора
4. безоценочный подход к детям.
В дошкольном детстве соблюдение права ребёнка на охрану здоровья имеет особое значение. По мнению учёных, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка.
Причин для этого много. Так, академик Ю. Е. Вельтищев связывает это с тем, что в данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности.
Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью, поэтому эмоциональные перегрузки сопряжены с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций.
Неслучайно именно в этом возрасте родители и педагоги нередко сталкиваются с таким проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, быстрая утомляемость. Малыши грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, случается, много и бесцельно двигаются.
Деятельность дошкольного учреждения по обеспечению сохранности физического и психического здоровья детей раннего возраста — это:
а) Профилактическая работа;
б) обеспечение психологической безопасности личности ребёнка;
в) оздоровительная направленность образовательного процесса;
г) социально — педагогическая и психологическая поддержка детей и их семей.
Профилактическая работа включает: закаливание, сон, диетическое питание; тщательный уход за детьми и воспитание у них привычек здорового образа жизни.
Психологическую безопасность личности ребенка обеспечивает режим комфортной для малыша жизнедеятельности, строгое дозирование интеллектуальных и физических нагрузок.
Под оздоровительной направленностью образовательного процесса подразумевается система мер, не травмирующих нервную систему ребёнка во время образовательных занятий.
Ребёнка раннего возраста характеризует повышенная эмоциональность. Раннее формирование положительных эмоций — залог становления личности, основа проявления познавательной активности.
Психика ребёнка дошкольного возраста устроена так, что его невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные, упражнения. Малышу должно быть интересно это делать не потому, что надо и полезно, а потому, что ему это нравится.
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности.
Из этого следует, что наиболее эффективным методом коррекции психоэмоционального напряжения у детей является игровая терапия. Игра естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельности способна осуществлять позитивные изменения в эмоциональной сфере ребенка, формировать новые формы поведения. Игротерапия не меняет и не переделывает ребенка, не учит его специальным поведенческим навыкам, а просто дает возможность прожить в игре ситуации, которые пугают, волнуют ребенка, при этом он чувствует полную поддержку, внимание взрослого.
Используемая методическая литература:
1) Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций.
2) Алябьева Е.А. «Психогимнастика».
3) Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере.
4) Хухлаева О.В. Лесенка радости: Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы.
5) Чистякова «Психогимнастика в детском саду».
6) Традиционные и инновационные технологии в образовании детей с ОВЗ. Сборник методических материалов, ЛОИРО 2017.
Источник