Эмоциональная лексика у детей это

Консультация для педагогов и родителей «Развитие эмоциональной лексики у дошкольников»
консультация по теме

В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа занимает одно из ведущих мест. Ведь именно слово обеспечивает содержание общения. Значительное место при общении занимает эмоционально-оценочная лексика, обозначающая эмоции и чувства, внутренние переживания человека, нравственные качества. Без развитой и культурной эмоционально-оценочной лексики ребёнок не сможет сформироваться как социально активная личность. Значение, особенности формирования и этапы постижения детьми эмоциональной лексики раскрываются в данной консультации.

Скачать:

Вложение Размер
emotsionalnaya_leksika_-_vystuplenie.doc 37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей: «Развитие эмоциональной лексики у дошкольников»

Речь является основным средством человеческого общения, посредством которой человек имеет возможность получать и передавать огромное количество информации. В общении человек использует в качестве орудия речевой коммуникации лексику, которая является критерием определения способности мышления и интеллекта личности, а слово, являясь единицей речи, представляет собой звуковое выражение понятия о предмете или явлении объективного мира. Речь обладает определенным смыслом, который выражается в личных мыслях, ассоциациях, образах, чувствах и таким образом характеризует личность человека. Общаясь, человек обогащается опытом других людей.

Лексика русского языка представлена в виде общеупотребительной или стилистически нейтральной лексики и эмоциональной лексики.

К стилистически нейтральной лексике относятся слова, представляющие собой обычные названия явлений окружающей нас действительности и являющиеся основными в повседневной языковой практике.

Эмоциональная лексика выражает чувства, настроения, переживания человека, для нее характерна неоднозначность в понимании места и роли эмоционального компонента в значении слова, что предопределяет многообразие классификаций данной лексики. Традиционно к сфере эмоциональной лексики принято относить:

• слова, называющие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом;

• слова – оценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление с положительной или отрицательной стороны всем своим составом, т.е. лексически;

• слова, в которых эмоциональное отношение к называемому выражается грамматически, т.е. особыми суффиксами.

В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа занимает одно из ведущих мест. Слово обеспечивает содержание общения. Внеситуативно — личностный тип общения, складывающийся в старшем дошкольном возрасте, характеризуется особым содержанием, мотивом и задачами, которые могут быть решены различными средствами. Значительное место среди них занимает эмоционально-оценочная лексика, обозначающая эмоции и чувства, внутренние переживания человека, нравственные качества. Эмоционально-оценочная лексика рассматривается как условие формирования социально активной личности старшего дошкольника.

При недостаточно сформированной эмоционально-личностной лексике страдает прежде всего коммуникативная сфера речи – такие дети не являются инициаторами общения, обычно мало разговаривают со сверстниками, не сопровождают игровые ситуации развёрнутыми речевыми высказываниями.

Существует четыре основных этапа постижения детьми словаря эмоциональной лексики, строящиеся в неразрывном единстве с развитием представлений об эмоциях и эмоциональной экспрессии:

  1. Младший дошкольный возраст. Слово замещает чувственный образ конкретного персонажа: злой волк, испуганный заяц.
  1. Младший и средний дошкольный возраст. Слово замещает чувственный образ ряда идентичных по эмоциональному проявлению героев: злые не только волки, но и медведи; радостные дети, птицы, звери. Увеличивается количество слов, характеризующих то или иное эмоциональное состояние.
  1. Средний и старший дошкольный возраст. Слово превращается в обобщённый сигнал, обозначающий эмоциональное состояние, относящиеся к различным группам явлений социальной и культурной жизни (удивлённый папа, продавец в магазине, Дед Мороз на утреннике и др.), пополняется количество слов, обозначающих настроения, причины эмоций.

4. Старший дошкольный возраст. Он связан с широким использованием сигнального значения группы слов, обозначающих эмоции, составлением обобщённых эмоциональных характеристик (упрямый Фома, Царевна — Несмеяна и др.), побуждением детей к называнию оттенков настроений (не очень радостный, совсем опечалился, немного уставший), раскрытию причин настроения; оценкой нравственной стороны эмоциональных проявлений.

Выделяют три основные задачи развития эмоциональной лексики у дошкольников:

Первая задача: Развитие невербальных (то есть паралингвистических) средств общения. Работа проводится поэтапно. Сначала обучаем детей различать эмоции по схематическим изображениям; затем формируем умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические, пантомимические средства и графические приемы; и на последнем этапе — развиваем способность понимать свои чувства и чувства других людей с помощью игровых и музыкальных приемов.

Вторая задача: Формирование интонационной стороны речи, которую следует начинать с упражнений по развитию воспроизведения ритма речи. Далее развиваем интонационную выразительность речи в процессе усвоения эмоциональных состояний, придерживаясь определённой последовательности: проговаривание звуков, слогов, фраз, заучивание стихотворений, инсценирование диалогов с разной интонационной окраской.

Третья задача: Формирование эмоционального словаря. Здесь также можно выделить определённые этапы работы. Сначала происходит формирование лексики, состоящей из слов, называющих чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом. Затем — формирование эмоциональной лексики, отражающей синонимические и антонимические отношения. И как завершение работы — формирование эмоциональной лексики с использованием сравнений, олицетворений, фразеологизмов, загадок, пословиц и поговорок.

В заключение напомним и отметим, что слово – это исключительная способность человека выражать гласно свои мысли и чувства. И в наших с вами силах сделать маленьких воспитанников счастливыми обладателями богатой эмоциями лексики русского языка.

Источник

Формирование эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
статья по развитию речи на тему

Помощь детям с нарушениями речи в коррекционных дошкольных учреждениях.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Логопедическая помощь детям с нарушениями речи в коррекционных дошкольных учреждениях осуществляется комплексно и направлено на взаимосвязанное формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, звукопроизношения. Формирование лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями происходит регулярно на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Лексическая система ребёнка представлена в виде общеупотребительной лексики (К общеупотребительной лексике относятся слова, без которых немыслимо общение ни в одной сфере человеческой деятельности. Эти слова выражают жизненно необходимые понятия и используются во всех стилях языка и речи. Так как общеупотребительная лексика отличается пустотой и естественностью, общепонятностью, четкостью и лишена эмоционально-экспрессивной окраской, то ее часто называют нейтральной.). эмоциональная лексика в дошкольном возрасте – наиболее адекватное средство выражения личного, субъективного отношения к тому или иному предмету высказывания, к той или иной ситуации, она может быть средством выражения личных чувств ребёнка, эмоциональных переживаний. Владение эмоциональной лексикой служит средством коммуникации между дошкольниками, выражением их симпатии или антипатия.

Дети с общим недоразвитием речи часто употребляют обиходные слова и выражения. Эмоциональная лексика используется выборочно и фрагментарно или в устойчивых сочетаниях.

Понятие «эмоциональная лексика» рассматривается в двух аспектах:

Для лингвистического аспекта характерна неоднозначность в понимании места и роли эмоционально — экспрессивного компонента в значении слова, что предопределяет многообразие классификаций. К эмоциональной лексики относят слова выражающие чувства, переживаемые говорящим или другим лицом: слова – оценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление или с положительной, или с отрицательной стороны; слова, в которых эмоциональное отношение к называемому выражается не лексически, а грамматически.

  1. В эту группу входят лексические значения, дающие оценку одному из аспектов объекта с определённой точки зрения.

Дети старшего дошкольного возраста характеризуются развёрнутой фразой, грубых лексико – грамматических и фонетических отклонений не наблюдается, отмечаются лишь отдельные проблемы в развитии фонетики, грамматики и лексики. Словарный запас дошкольника ограничен, часто нарушен адекватный выбор языкового материала, часто слова заменяются близкими по ситуации, назначению. В экспрессивной речи детей с речевыми нарушениями преобладает общеоценочный тип аксиологических значений.

Изучение употребляемой лексики у детей с ОНР выявилось, что наиболее ярко у дошкольников просматриваются психологические оценки. Объём и последовательность овладения вторым типом аксиологических значений зависит от многих факторов: интеллектуального уровня; речевого развития; возрастных особенностей; средового влияния.

С точки зрения психолингвистики слово рассматривается не как единица абстрактной языковой системы, а как речевая способность человека.

Особенность речевого развития детей с ОНР старшего дошкольного возраста свидетельствуют об существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников как в количественной, так и в качественной характеристике словарного запаса (Жукова Н.С., 1990; Основы теории и практики логопедии, 1968; Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., 1993).

Особенности лексики, как правило, проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Возникающие у детей специфические ошибки в виде различных замещений нужной лексемы словом, имеющим иное значение, свидетельствуют о несформированности системы значений.

Данная область освещается с различных позиций: педагогических, психологических, лингвистических, психолингвистических. Разработаны специальные методики, направленные на решение разнообразных вопросов, способствующих в конечном итоге развитию связной речи детей. Проблема обогащения лексики решается в игровой деятельности, различных форм вербальной коммуникации, фразовой речи детей.

При исследовании нейтральной лексики установлено незнание значения отдельных слов (названий действий, образованных от звукоподражаний, частей предметов, профессий). Незнание количественных и качественных особенностей при определении видовых понятий, в установлении синонимических и антонимических отношений, в понимании явлений многозначности, во фразовой речи (лексические замены слов; аграмматизмы; использование однотипичные конструкции; отсутствие начала и конца рассказа; наличие большого количества пауз, связанных с процессом поиска нужного слова; замена субъекта, объекта, наименования признака предмета личными и указательными местоимениями, а так-же указательными местоименными наречиями).

Употребление лексики, отражающей эмоциональные состояния и оценки в устной речи детей с ОНР, в два раза ниже, чем у дошкольников с нормальным речевым развитием. У дошкольников с общим недоразвитие речи наблюдаются своеобразные ошибки: лексические замены; названия одних предметов другими, ситуативно связанными с ними; названия признаков словосочетанием или предложением; точных слов – определений прилагательными, имеющими широкое значение; названия признаков названиями действий; одного названия другим, обусловленное неадекватным использованием суффиксов, за счёт недифференцированности лексических оттенков; на основе недостаточной дифференцированности эмоциональных состояний; одного названия другим на основе фонетической близости звуков; слов, называющих чувства словами – оценками и наоборот.

Всё указывает на то, что процесс развития лексической системы, и эмоциональной лексики у детей с ОНР, не может происходить спонтанно, для этого требуется систематическая, поэтапная логопедическая работа. Разработана система методических приёмов, направленная на формирование эмоционального «слой» лексики у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

Специальные приёмы должны быть включены в работу с разнообразными заданиями по формированию лексико – грамматических средств и развитию связной речи, а также в деятельность воспитателей и родителей.

Система методических приёмов должна прослеживать цель формирование эмоциональной лексики у детей с ОНР, опираясь на развитие вербальных и невербальных средств общения. В соответствии с данной целью на основе деятельностного и системного подходов к изучению и коррекции нарушений речи, принципов развития чувства языка, системности, коррекции и компенсации.

В алгоритм коррекционной работы должны включаться:

  1. Изучение и уточнение эмоциональных состояний, доступных возрасту.

В этот раздел входит изучение и уточнение эмоциональных состояний радости, грусти, злости, испуга, удивления. Реализуется в беседах с детьми на вводных занятиях.

2. Развитие паралингвистических средств общения.

В данном разделе осуществляются следующие задачи: научить различать эмоции по схематическим изображениям; сформировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические, пантомимические средства и графические приёмы; развивать способность понимать свои чувства и чувства других людей с помощью игровых и музыкальных приёмов.

3. Формирование интонационной стороны речи.

На этом этапе проводится целенаправленную работу по формированию воспроизведения ритма речи; воспроизведения выразительности речи; умения пользоваться средствами выразитель5ости в экспрессивной речи.

4. Формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов: называния чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом; оценок, квалифицирующих вещь, предмет, явление лексически с положительной или отрицательной стороны; передающих эмоциональное отношение путём морфологических преобразований.

В процессе проведения логопедических занятий расширяется словарный запас в области эмоциональной лексики и развиваются самостоятельные связные высказывания на основе эмоций, чувственных образов.

5.Рразвитие выразительных связных высказываний и речевой коммуникации.

В данном разделе ставится цель — введение в речь эмоциональной лексики и развитие вербальной коммуникации на основе интеграции лексических средств, интонационной стороны речи и паралингвистических компонентов в процессе игровой деятельности (развитие чувства эмпатии, сочувствия, сопереживания на основе сюжетно — ролевых игр; обогащение событийной стороны игры путём анализа собственных чувств и эмоциональных переживаний.

Воздействие необходимо осуществлять поэтапно. Этапы тесно связаны между собой и взаимообусловлены.

В результате специальной, целенаправленной работы с детьми, имеющими ОНР происходит автоматизация слов, обозначающих эмоции, и осуществляется введение их в экспрессивную речь. В процессе реализации основной цели достигается расширение диапазона эмоциональной лексики за счёт нюансирующих лексем, что позволяет дошкольникам свободно владеть данной лексикой и применять её в связной речи.

Систематическая, поэтапная, специально организованная коррекционная работа по формированию эмоциональной лексики у детей с ОНР позволяет качественно и количественно изменить уровень их лексического развития и речевого общения в целом.

Список использованной литературы

1. Стернин И.А. лексические значение слова в речи. Воронеж, 1985.

2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В 2ч. М.: Альфа, 1993.

3. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1967.

Источник

Оцените статью