Центр речевой неврологии
Диагноз «нарушения эмоционально-волевой сферы» означает проявление у ребенка симптоматики аутистического спектра при отсутствии неврологического или психиатрического диагноза. Несмотря на отсутствие «ярких» патологии центральной нервной системы, нарушения эмоционально-волевой сферы являются существенным фактором, препятствующим целостному развитию ребенка. Это могут быть нарушения социального взаимодействия, дезадаптация в коллективе, задержка речи, снижение когнитивных навыков, психологическая неготовность к школе или иному обучению.
Как правило, нарушения эмоционально-волевой сферы являются следствием перенесенной в той или иной степени неврологической патологии, это может быть как в перинатальном периоде, так и в родах, так и в первые годы жизни ребенка. В нашем центре речевой неврологии разработаны специализированные программы для лечения детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Мы всегда используем компексный подход, включающий врачей, современный метод реабилитации ТМС и работу коррекционных педагогов. Только так называемый, бригадный, то есть совместный, опыт работы врачей и коррекционных специалистов будет эффективен в этом случае.
Курс лечения детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы рассчитана на 1,5-2 месяца.
Этапы программы
Невролог и психоневролог
Во время первичных осмотров невролога и психоневролога происходит знакомство врачей с ребёнком и родителями. Специалисты получают информацию об истории заболевания, оценивают неврологический и психический статус пациента, при необходимости проводят дополнительное обследование с включением функциональной диагностики (ЭЭГ, УЗДГ). По результатам обследования назначается комплексная медикаментозная терапия.
На протяжении всего курса лечения врачи оценивают результаты назначенной ими терапии и, при необходимости, корректируют назначения.
Динамическое наблюдение в течение программы.
Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС)
В качестве эффективного метода лечения применяется транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС), признанный стандарт нейрореабилитации в Европе. Это современная неинвазивная методика терапии неврологических нарушений. Принцип действия ТМС заключается в безболезненном и безопасном воздействии кратковременных магнитных импульсов на нервные клетки коры головного мозга, за счет чего происходит улучшение межклеточного взаимодействия в тканях коры головного мозга.
У каждого ребенка своя история заболевания и уникальный патогенез. Мы не «штампуем» назначения и не ведем детей по схеме, которая не дает никаких результатов. Мы программируем аппарат ТМС на основании данных электроэнцефалограммы (ЭЭГ) конкретного ребенка так, чтобы сила и частота импульсов оказали оптимальное воздействие на его нервную систему.
ТМС в сочетании с назначенной неврологом терапией и коррекционной работой позволяет добиться максимальных результатов в короткие сроки.
Ежедневно (12 процедур, 5-6 дней в неделю)
Логопед-дефектолог
В рамках курса логопед-дефектолог работае с выявленными у конкретного ребенка нарушениями речи и высших психических функций (память, внимание, мышление, восприятие). Первоначально специалист выявляет речевые и когнитивные нарушения у ребенка, далее разрабатывает программу коррекции, ориентируясь на заключение речевого невролога и психиневролога.
Уровень профессионализма наших логопедов-дефектологов позволяет работать с любыми нарушениями: нарушения звукопроизношения (дизартрия, дислалия, ринололия), нарушения произношения слоговых структур, нарушения темпа и ритма речи (брадилалия, тахилалия, заикание), голоса (афонии, дисфонии, нарушения просодики), нарушения восприятия и понимания речи, ОНР, алалии, нарушения письменной речи, чтения (дислексия, дисграфия, аграфия).
Логопед-дефектолог занимается обучением и развитием детей с различными проблемами темпов созревания и отклонениями развития: задержка психического развития, задержка речевого развития, РДА, РАС, СДВГ, алалия, тики и т. д.
Два раза в неделю (8 занятий)
Нейропсихолог
Занятия с детским нейропсихологом необходимы при эмоционально-волевых нарушениях. Наши нейропсихологи имеют образование медицинских клинических психологов, поэтому их методы учитывают функциональное строение мозга каждого конкретного ребенка и его индивидуальные особенности. Нейропсихолог подбирает комплекс специальных методик и занятий, которые направлены на перестройку функциональных систем мозга и формирование высших психических функций:
- развитие всех видов восприятий – зрительного, слухового, тактильного;
- развитие всех видов памяти – слуховой, зрительной, двигательной;
- развитие мышления – синтез, анализ, логическое мышление и т.д.;
- коррекцию эмоциональной сферы.
Два раза в неделю (8 занятий)
Стоимость программы: 56 280 руб.
Источник
Органическое эмоционально-лабильное астеническое расстройство
В МКБ-10 это заболевание имеет код F06.6 и характеризуется возникшими вследствие органического нарушения перепадами эмоций и настроения в широком диапазоне (лабильность), неприятными физическими ощущениями и болями, утомляемостью.
Причины развития заболевания
Психоорганический синдром, которому подвержены дети и взрослые, может стать последствием:
- проблемной беременности и родов, сопровождающихся токсикозом, эклампсией, угрозой выкидыша;
- тяжелого состояния новорожденного, требующего применения ИВЛ;
- инфекции и серьезные болезни в раннем детстве;
- эпилепсии;
- ВИЧ;
- травмы головы
- опухоли, сосудистых заболеваний головного мозга – гипертонии (инсульта), атеросклероза;
- энцефалита, нейросифилиса и т. п.;
- последствия наркоза;
- интоксикации алкоголем, наркотическими веществами.
Существует и наследственная предрасположенность.
Органическое эмоциональное лабильное астеническое расстройство относится к истеричным. Его также считают пограничным, так как оно занимает промежуточное положение между шизофренией и такими расстройствами, как аффективное, личностное, невротическое.
Симптомы и последствия
Люди, страдающие этим органическим расстройством, вспыльчивы, гневливы, даже по незначительным поводам у них происходят бурные всплески эмоций. Близкие их раздражают, а неприятности воспринимаются буквально так: «всё пропало». Настроение резко и кардинально меняется, как погода весной. Негативные реакции возникают спонтанно, не поддаются регулировке.
Больные обидчивы, склонны к сентиментальности, плаксивы. Астения проявляется слабостью, быстрой утомляемостью – даже 2–3 часов работы им достаточно, чтобы устать. Потом наступает полное бессилие, требующее серьезного отдыха.
Такие люди испытывают частые головные боли, даже головокружения. Обычно подобные ощущения возникают при смене погодных условий. Они не переносят недостаток кислорода, духоты, поэтому им тяжело ездить в общественном транспорте. Солнечный свет режет глаза, нормальные звуки воспринимаются как очень громкие, даже слабое прикосновение вызывает боль.
Дети с психоорганическим синдромом могут разговаривать во сне или ходить.
По мере развития заболевания проблемы с эмоциями, мышлением и памятью становятся сильнее. Больной, рассказывая о чем-то, отвлекается от основной нити повествования, вдаваясь в малозначительные, ничего незначащие, подробности. Его мысли становятся вязкими, он часто повторяет одни и те же фразы, словарный запас обедняется, в обыденной речи проскакивают рифмы.
Поставленную задачу индивид выполняет медленно, так как психические процессы у него протекают инертно. Недавние события он помнит плохо, не говоря уже о давно произошедших.
Критические способности нарушаются, и, хоть больной и понимает грань между плохим и хорошим, может высказаться бестактно или совершить неприемлемое действие.
Ухудшается характер, и то, что человек раньше старался не демонстрировать, считая плохой своей чертой, выходит наружу. Он становится хвастливым, выпячивает свои заслуги, преувеличивая и патетически восхваляя их. Такая эйфория резко переходит в мрачность, тоскливость и вдруг – аффективная вспышка по мелкому поводу. В этот момент больной теряет самоконтроль, его сознание сужается и сосредотачивается на сиюминутной задаче – немедленно покарать того, кто его обидел, даже если на самом деле ничего подобного не произошло. И тогда может произойти трагедия: он совершит преступление, может даже убить.
Прогрессируя, расстройство приводит к негативному изменению личности, а именно: социальной дезадаптации. Отношения с близкими ухудшаются, возникают трудности в учебе и работе. Профессиональная деятельность настолько ухудшается, что приводит к увольнению.
К психоорганическим нарушениями прибавляются неврологические. Это могут быть судорожные припадки или ночной диурез (пароксизмы).
Чтобы отвлечься от проблем, больные начинают пить алкоголь и принимать наркотики. Это, в свою очередь, приводит к «белой горячке» и амнезии, повышая риск увеличения криминальных поступков и смерти.
Основная черта расстройства: потеря контроля над агрессивностью, вспышка которой возникает без всякой причины. Внутреннее напряжение для такого всплеска может вырасти за минуту или за несколько часов. После мгновенного приступа ярости больной отходит и раскаивается в случившемся, что отличает это заболевание от диссоциального расстройства личности.
Все вышесказанное ярко убеждает, что органическое эмоциональное лабильное астеническое расстройство необходимо начинать лечить на ранних стадиях. Этим должны заниматься совместно психиатр и невролог.
Очень часто сам больной и окружающие списывают вышеупомянутое поведение на плохой характер, не прибегая к терапии и теряя время. Опытный специалист поставит диагноз уже на первом приеме и назначит лечение. Результат терапии весьма благоприятный, если пациент будет следовать всем предписаниям и рекомендациям лечащего врача.
Диагностика
Если у человека часто болит голова, довольно сильно, нарушается зрение, шумит в ушах, повышается давление, то это явные сигналы для обращения к врачу. Обязательно надо пойти на прием, если кроме этого у индивида имеются описанные выше симптомы.
Врач определяет наличие органического эмоционально лабильного расстройства с помощью беседы с посетителем, который описывает свое состояние.
Для подтверждения диагноза пациента могут отправить:
- сдать кровь;
- на патопсихологическое исследование;
- пройти МРТ, КТ, ЭЭГ.
Специалисту необходимо дифференцировать расстройство от возрастных изменений и особенностей характера. Так обычно бывает с детьми, у которых в определенный период жизни возникают состояния, похожие на психоорганические нарушения, свойственные рассматриваемому психическому заболеванию: непослушание, безынициативность, капризность, неспособность сосредоточится, плаксивость.
Диагноз ставится на основании общих критериев эмоционально-лабильного астенического расстройства и наличию минимум трех из таких признаков импульсивности:
- нестабильное настроение;
- тенденция к конфликту, особенно если кто-то пытается воздействовать на импульсивный поступок или оказать ему препятствие;
- неожиданные действия, не думая о последствиях;
- неконтролируемые эмоциональные вспышки гнева, насилия;
- невозможность что-то делать без немедленного поощрения.
Должно также присутствовать хотя бы два из этого списка:
- постоянное ощущение внутренней пустоты;
- расстройство восприятия как себя, так и своих предпочтений в плане ценностей, друзей, карьеры, секса;
- стремление сделать что угодно, лишь бы не остаться в одиночестве;
- установление интенсивных личных отношений, отличающихся нестабильностью и приводящих к эмоциональным взрывам;
- угрозы нанести себе травмы и их выполнение.
Лечение
Психиатр подбирает тактику лечения индивидуально для каждого пациента. Оно комплексное, включает медикаментозные и психотерапевтические методы и, как уже упоминалось, способно ослабить или полностью устранить симптомы болезни.
Врач выписывает следующие препараты:
- антидепрессанты, нормализующие настроение и устраняющие тревожность;
- ноотропы – для улучшения кровоснабжения головного мозга и обменных процессов в нем;
- нейролептики, снимающие возбуждение, враждебность и злобу;
- вазо-вегетотропные – для стабилизации вегетативной нервной системы;
- противосудорожные – для предотвращения судорог, приступов агрессии, корректирующие поведение.
Что касается психотерапии, то это семейные и групповые сеансы, которые имеют цель сгладить последствия импульсивной враждебности.
Индивидуальные сеансы психотерапии направлены на обучение пациента умению расслабляться, контролировать свое поведение, выстраивать приоритеты и их придерживаться.
Используется БОС-терапия. В этом современном методе применяется компьютер и датчики. Последние прикрепляют к больному: они передают на ПК данные о работе сердца, частоте дыхания, артериальном давлении. Когда все показатели, благодаря инструкциям специалиста по релаксации, нормализуются, компьютер сообщает об этом. Больной приобретает навыки расслабления и потом использует их в напряженных ситуациях для стабилизации своих эмоций.
С успехом применяется когнитивная терапия – поведенческая и аналитическая терапия, а также трудотерапия.
Трудности лечения заключаются в том, что психотерапевту приходится выдерживать агрессивное поведение пациента, а это очень непросто.
Что касается вопроса, дается ли при органическом эмоционально-лабильном астеническом расстройстве инвалидность, то все зависит от степени тяжести заболевания. Следует иметь в виду и то, что мы имеем дело с недугом, часто возникающем при необратимом поражении мозга, вылечить полностью которое невозможно.
Источник