Эмоциональная культура ребенка это

Эмоциональное развитие ребенка в семье: почему это важно

Как развивать эмоциональную сферу ребенка?

Некоторые родители даже не догадываются, что существует эмоциональное воспитание, и пускают развитие детских эмоций на самотек. Ребенку не даны от рождения нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, он не умеет самостоятельно их выражать.

Эмоция – это состояние психики, которое выражает отношение человека к себе и окружающему миру. С помощью эмоций человек откликается на все происходящее вокруг, выражает свои чувства. Эмоциональное развитие — это процесс формирования умений откликаться на явления окружающего, контролировать свои чувства и управлять их проявлениями.

Что вы чувствуете?

Кажется, простой вопрос, но он полностью связан с эмоциями. Ответьте на него. Сколько вариантов ответа вы можете дать? Оказывается, что не так много. В обиходе, как правило, несколько эмоций: радость, грусть, обида, скука, злость. Мы не умеем правильно оценивать свое состояние, поэтому делаем ошибки при планировании действий. Все начинается с эмоций.

Какие бывают эмоции

Радость

Грусть

Гнев

Стыд

Беспокойство

Восторг
Воодушевление
Гордость
Благодарность
Надежда
Нежность
Безмятежность Умиротворение
Любовь
Восхищение
Симпатия
Умиление
Ликование
Предвкушение

Печаль
Разочарование
Сочувствие

Тоска
Сожаление
Жалость

Отчаяние
Скорбь
Горе

Недовольство Возмущение Раздражение
Бешенство
Обида
Отвращение
Презрение
Злость
Досада
Злорадство
Ревность
Негодование
Зависть
Неприязнь

Волнение
Страх
Опасение
Тревога
Настороженность Ужас
Боязнь

Паника
Испуг
Трепет

Прислушайтесь к себе и попробуйте описать свои чувства. При этом одна эмоция может дополнять другую. Может быть, сейчас вы испытываете легкую печаль с нежностью, а может, обиду с беспокойством. В любом случае учитесь точно определять свое состояние. А какие эмоции знает ваш ребенок?

Как развиваются детские эмоции

Эмоциональное развитие начинается сразу после рождения. Хотя, если быть честными, то еще в утробе матери. Но тогда мы не видим детскую реакцию. Новорожденный ребенок пытается выражать свое отношение к окружающему миру с помощью плача, а чуть позже — улыбки и смеха.

Плач – это сигнал о потребностях: в еде, питье, недостатке внимания, дискомфорте. Улыбка – выражение радости. По мере развития ребенка появляются удивление, испуг, интерес. Ребенок интересуется чем-то, исследует объект, происходит познавательное развитие, которое провоцирует новый интерес. Так происходит интеллектуальное развитие ребенка.

В раннем возрасте (от года до трех) большинство эмоций также подчинены детским потребностям, однако сами потребности расширяются. У ребенка появляется привязанность к близким людям, поэтому могут возникать ревность, тоска, радость от встречи, восторг. На этом этапе ведущим видом деятельности является предметная, поэтому положительные эмоции может вызвать все новое, интересное, необычное.

Ребенок с восторгом принимает новую игрушку, радуется возможности действовать с предметами (кидать, катать, трогать, гладить и т.д.). Ребенок познает окружающий мир и при этом естественной реакцией будут удивление и восторг. Появляются первые обиды. Свое недовольство ребенок выражает плачем. При этом спектр плача очень широк: боль, обида, потребности, ревность. А еще появляется первый гнев и даже злость. Эмоции очень импульсивны. При этом очень важно давать детям проявлять свои эмоции.

Дошкольный период – очень важен для развития интеллекта и эмоций. Именно сейчас закладывается будущая личность: развивается речь, коммуникативные навыки, творческие способности, познавательные интересы. Ребенок откликается на все: музыку, литературу, произведения изобразительного искусства, природу. Он способен переживать за героев мультфильма или книги, проживает события героев спектакля, радуется встрече с друзьями, учится любить и заботиться о близких людях и домашних животных. В то же время он учится контролировать свое эмоциональное состояние, вызванное потребностями (можно потерпеть, если голоден). Эмоции уже менее импульсивны, а если это не так, то нужно работать над умением их контролировать. В дошкольном возрасте формируются устойчивые высшие чувства.

Почему важно развивать эмоции

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки. Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении.

Без чувств или Почему нельзя не замечать эмоций ребенка

Информатизация современных детей не всегда под контролем. С экрана телевизора потоком льются жестокость и насилие. Простое объяснение терминами «хорошо» или «плохо» не поможет воспитать нравственного человека. Принятие или неприятие должно быть изнутри: из чувств и эмоций.

Нужно помнить, что дети учатся на примере взрослых. Взрослые не управляют эмоциями детей, а постоянно проявляют свои. Если родители живут в негативе и обиде на мир, постоянно демонстрируют гнев, злость, обиду, то их дети будут жить с таким же отношением к жизни. У тревожной испуганной неуверенной матери вырастет такая же дочь. И только счастливые родители научат своего ребенка радоваться жизни.

Последствия неправильного эмоционального воспитания

Постоянное сдерживание детских эмоций, эмоциональная холодность к детям, отсутствие эмоционального восприятия мира могут привести к серьезным последствиям.

Тревожные дети вырастают в неуверенных в себе взрослых. Они боятся взять на себя ответственность и рисковать, а, значит, неспособны побеждать. У них постоянное чувства вины, они заранее уверены в том, что есть повод, чтобы ими были недовольны окружающие. Такие люди не доверяют миру, ждут от него беды, уверены, что все вокруг желают им зла.

Ребенок, который не прислушивается к своим желаниям и чувствам, учится полностью подчиняться окружающим. Но это не осознанное послушание, а подчинение: отсутствие инициативы, желаний и вкуса к жизни. Жизнь полностью идет по чьей-то указке. Хорошо, если указания даются с добром, а если в качестве командующего возникает негативный сверстник? Страшно подумать, к чему может привести конформное поведение.

Постоянное сдерживание отрицательных эмоций может вызвать накопительный эффект, при котором негатив накапливается, а потом выходит сильным всплеском в виде агрессии к окружающим.

Техника контейнирования эмоций: справляемся с сильными детскими эмоциями за пять шагов

Правила эмоционального воспитания

Эмоциональное воспитание ребенка не требует больших физических и временных затрат. Нужно только соблюдать некоторые правила.

1. Добровольность выражения. Учите ребенка проявлять свои эмоции, называть их, понимать свои чувства. Это особенно важно для маленьких детей, которые должны выплескивать все накопленное внутри. Обсуждайте с ребѐнком его чувства, давая ему возможность самому справиться с возникшими эмоциями.

2. Сила выражения. Дети постарше должны учиться контролировать свои эмоции: смеяться тише, собраться с мыслями, сдерживать гнев, справиться с волнением. Учите детей простым навыкам самоконтроля и следите за собственным поведением.

3. Сопереживание. Дети не должны быть равнодушными. Если ваш ребенок не переживает за героев мультфильма или других людей, то эмпатии его нужно учить. Спросите у него, что он чувствует, жалко ли ему героя, хотел ли ребенок помочь. Обсуждайте с ребѐнком жизненные ситуации. Предлагайте описывать чувства и ощущения участников событий. Подумайте, как можно проявить свое участие по отношению к другому человеку: поздравить, выразить сочувствие, помочь в чем-то. Избавьте детей от зависти и злорадства с самого детства, это сделает их счастливыми.

Дорогие взрослые! Учитесь радоваться жизни. Перестаньте копить негатив. Чаще улыбайтесь. Пусть эмоциональный опыт, который вы передаете своим детям, будет богат, разнообразен и позитивен.

Источник

Эмоционально — нравственная культура детей дошкольного возраста
статья на тему

Данная работа поможет педагогам и родителям раскрыть особенности воспитания эмоционально- нравственной культуры детей дошкольного возраста.

Скачать:

Вложение Размер
vospitanie_zmotsioealno-nravstvennoy_kultury_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc 224.5 КБ

Предварительный просмотр:

Глава 1. Теоретические основы изучения эмоционально – нравственной культуры детей дошкольного возраста .

  1. . Понятие эмоционально – нравственной культуры в психолого-педагогической литературе………………………………………………………6
  2. . Особенности эмоционально – нравственной культуры детей в дошкольном возрасте……………………………………………………………10

Глава 2. Исследование эмоционально – нравственной культуры дошкольников.

2.1. Уровни эмоционально – нравственной культуры детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….15

2.2. Методы и приемы воспитания эмоционально – нравственной культуры детей дошкольного возраста…………………………………………………. 21

Список используемой литературы …………………………………………. 33

Актуальность исследования определяется тем, что в современном российском обществе предъявляются совершенно другие требования к воспитанию подрастающего поколения. Мамы и папы уделяют повышенное внимание только интеллектуальному развитию своих детей: рано учат их читать и считать, с четырех-пяти лет отдают в мини-лицеи и прогимназии, платят порой немалые деньги за обучение крохи иностранному языку. Воспитание эмоционально-нравственная культуры нередко оказывается «в загоне»: ни семья, ни детские учреждения им сейчас почти не занимаются. А это серьезно сказывается на формировании личности ребенка.

Нравственный кризис в современном обществе, отчуждение человека от культуры, как способа сохранения и передачи ценностей, нарушение связи и духовно-нравственной преемственности поколений, трудности социализации, снижение воспитательной роли семьи актуализируют проблему целенаправленного и последовательного формирования эмоционально — нравственной культуры личности. Основы, которой закладываются в детском возрасте, являющемся важным этапом становления морального облика ребенка, формирования нравственного сознания, развития его нравственных качеств, приобретения субъектного опыта деятельности и поведения. Поэтому так важно именно с детских лет заложить основы нравственности, сформировать первые моральные представления, чувства, привычки, отношения, которые в дальнейшем помогут стать растущему человеку «действенным субъектом человеческого сообщества». По своей актуальности проблема воспитания эмоционально-нравственной культуры личности считается одной из самых важных и сложных социально-педагогических проблем.

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического развития в этот период позволяет ребенку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. Ребенок идет по этому пути не в одиночестве, рядом с ним постоянно находятся взрослые – родители, воспитатели, психологи.

Отсюда следует, что работа, направленная на воспитание эмоционально- нравственной культуры, очень актуальна и важна.

Объект исследования: процесс воспитания эмоционально – нравственной культуры детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: эмоционально – нравственная культура дошкольников

Цель исследования : раскрыть особенности воспитания эмоционально- нравственной культуры детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: воспитание эмоционально – нравственной культуры детей дошкольного возраста будет успешно организовано воспитателями и родителями, если:

1.Учтены возрастные особенности детей дошкольного возраста.
2.Использованы методы и приемы воспитания (беседа, игры, чтение художественной литературы).

1.Провести анализ психологической и педагогической литературы по проблеме эмоционально — нравственной культуры личности.

2.Изучить особенности эмоционально — нравственной культуры детей дошкольников.
3.Определить уровни эмоционально — нравственной культуры дошкольников
4.Подобрать методы и приемы повышения уровня эмоционально — нравственной культуры дошкольника.

— теоретические (анализ литературы по данной проблеме, обобщение, выделение главного);

— эмпирические (беседа с детьми, тестирование по методикам «Сюжетные картинки», «Закончи историю», наблюдение).

Методологическая основа:: теории возрастного развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.К. Дусавицкий, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин); теории, отражающие закономерности развития эмоционально-нравственной сферы личности (Л.Н. Антилогова, Н.А. Корниенко, А.Н. Леонтьев, Л. Рубинштейн, Л.И. Рувинский, П.М. Якобсон.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: в работе проанализирован, обобщен, систематизирован теоретический и практический материал по проблеме воспитания эмоционально – нравственной культуры.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования методик и упражнений в воспитании эмоционально – нравственной культуры в практической деятельности педагогов и родителей.

Экспериментальная база : исследование проводилось на базе МДОУ №105 «Мальвина» г. Волжского. В исследовании приняли участие дети старшей группы в количестве 10 человек.

Структура работы : курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения. Общий объём 35 листов.

Глава 1. Теоретические основы изучения эмоционально – нравственной культуры детей дошкольного возраста

  1. Понятие эмоционально – нравственной культуры в психолого-педагогической литературе

Что же такое эмоционально — нравственная культура? Разберем два понятия: эмоциональная культура и нравственная культура.

Одним из первых дал определение эмоциональной культуры Якобсон П. М. По его мнению, эмоциональная культура есть комплекс явлений, представляющих собой в значительно мере развитие и совершенствование тех качеств эмоциональной жизни, которые в ограниченном виде проявлялись на более ранней возрастной ступени. » [35, с. 64].

Эмоциональная культура понимается нами как целостное динамическое личностное образование, имеющее собственную структуру, представленное системой знаний о развитии эмоций, умений и способов анализа эмоций, управления ими, направленных на адекватность реагирования, что способствует вербализации эмоций человека, его эмоциональной открытости, эмоциональной эмпатии и оказания эмоциональной поддержки окружающим.

Таким образом, эмоциональная культура – область деятельности, регулируемая общепринятыми нормами выражения эмоций, которая оказывает влияние на развитие личности.

Эмоциональная культура включает эмоциональную компетентность и эмоциональную грамотность . При этом под эмоциональной грамотностью надо понимать целенаправленное повышение эмоциональной компетентности, а под эмоциональной компетентностью владение методикой, личностную и интеллектуальную готовность, возможность справиться с данной профессиональной задачей, что включает все стороны деятельности.

Эмоциональная культура тесно связано с понятием «эмоциональный интеллект», которое впервые стали употреблять Питер Сэловей и Джон Мейер в 1990 году. [35, с. 64].

Эмоциональный интеллект в научных психологических концепциях определяется как совокупность интеллектуальных способностей к пониманию эмоциональных состояний и управлению ими. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью.

Взаимосвязь эмоциональной культуры и эмоционального интеллекта может быть наиболее полно реализована в эмоциональной среде.

Под эмоциональной средой мы понимаем организацию ситуаций социально-педагогического сопровождения, способствующих максимальному проявлению определенного качества, свойства личности, адекватной реакции на происходящее, основанной на самопознании и самоконтроле. Находясь в эмоциональной среде, личность реализует себя, проявляя те или иные эмоции, воздействует на другого (или других) участника этих отношений, тем самым либо создавая среду, либо преобразовывая ее.

Эмоция может быть подавлена, если человек внешне остается спокойным. Проблема заключается в том, любая эмоция даже в случае торможения ее произвольных компонентов обязательно распространится на деятельность внутренних органов, не поддающихся произвольному контролю. Предотвратить последствия негативных эмоциональных состояний помогает положительная эмоция. В этих условиях большое значение приобретает умение управлять эмоциями, которое заключается не в умении подавлять определенные (внешние) компоненты эмоций или в разрядке уже возникшей эмоции (в частности, физической нагрузкой). Умение управлять эмоциями заключается в том, чтобы эта эмоция в определенной обстановке не возникла вообще.

Нравственная культура общества конкретизируется и персонализируется прежде всего в нравственной культуре личности. Она представляет собой совокупность и меру развитости нравственного сознания и мировоззрения, нравственных качеств, полноту и последовательность их проявления в саморегуляции, в поведении, общении и деятельности личности.

Структуру нравственной культуры личности составляют:

а) развитость нравственного сознания (нравственные знания о добре; чести и т.д.; нравственные чувства и эмоции, нравственная воля, нравственные ценности);

б) развитость нравственного мировоззрения (нравственные идеалы, нормы и принципы, нравственные ориентации и интересы, убеждения и верования);

в) совершенство нравственных качеств (человеколюбие, уважительное отношение к людям, сострадание, сочувствие, справедливость, совестливость, доброта, честность, достоинство, чувство и понимание долга, ответственность и др.);

г) последовательное проявление нравственных качеств, соблюдение норм и принципов морали.

Смысл того, что называется нравственной культурой, — зависит не только от той или иной трактовки культуры, но и от наших представлений о том, что такое нравственность. Последнее важно хотя бы потому, что в русском языке и в отечественной этике привычно употребляются два понятия: “нравственность” и “мораль”. [2, с. 62].

Смысл того и другого в общем один, но употребление каждого из этих терминов проявляет некоторые оттенки смысла. В понятии “мораль” в большей мере акцентируется нормативность нравственности, ее социальное бытие, моменты долженствования.

При употреблении понятия “нравственность” чаще подчеркивается индивидуализованность морали, ее индивидуальное бытие, реализуемость норм, идеалов, должного в жизни людей, в их действиях, их сознании и самосознании.

И в том и другом случае речь идет об отношениях людей друг к другу. И не о любых межчеловеческих отношениях, а о тех, в которых выявляются «добро» и «зло»: «. нравственность вообще есть ценностная ориентация поведения, осуществляемая через дихотомию (разделение надвое) добра и зла». Какие бы мы ни взяли понятия, отношения, действия в сфере морали, нравственности, — все они, так или иначе, имеют в своей основе способность человека различать добро и зло. Большинство отношений в сфере морали это и есть конкретные модификации проявлений добра и зла в разных сторонах жизни. Честность — это явно добро, а нечестность — зло. То же самое со справедливостью и несправедливостью, порядочностью и непорядочностью, милосердием и жестокостью, и т. д. Стыд, совесть выражают то, что человек ощутил (осознал) значение своего отклонения от линии добра. Зло не является ценностью, а вот добро часто, и видимо правильно, считается ключевой нравственной ценностью. Добро не как абстракция, а как отношение, реализуемое в мыслях, чувствах, намерениях и действиях людей.

Говоря о нравственной культуре, тогда естественно предположить, что облагораживание, одухотворение жизни проявляется через реализацию в ней добра в его разных модификациях. Как бы по-разному ни проявлялись и ни понимались вообще нравственность и, в частности, добро в конкретных культурах, этносах, социальных слоях, — отсутствие нравственной культуры это все же именно неспособность человека к различению добра и зла, неумение, да и нежелание творить добро. Это такое состояние, при котором добро еще или уже не выступает как жизненно значимое для человека, как действенная ценность. В цивилизованных обществах такое дочеловеческое или монстрообразное состояние практически невозможно ни для отдельного человека, ни для социальных групп. Другое дело, что считается добром, а что злом в каждом частном случае? Цивилизованное общество требует хотя бы минимума нравственности. Поэтому вопрос о сути нравственной культуры является вопросом о ее характере и степени, то есть об ее уровне. А уровень культуры, в том числе и нравственной, определяется тем, какие базовые потребности доминируют в жизни данного человека, данной группы людей.

1.2. Особенности эмоционально-нравственной культуры детей в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств — принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д.

С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличие от двухлетнего уже может не показывать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них.

Эмоциональное развитие ребенка-дошкольника тесно связано с развитием его нравственных представлений и чувств.

Динамика и содержание представлений о нравственных качествах в дошкольном возрасте:

— 3-4 года. Складываются элементарные представления о том, что «такое хорошо, а что такое плохо». Формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков, развиваются представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости.

— 4-5 лет. Развиваются представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений.

— 5-6 лет. Развиваются обобщенные представления о правдивости, справедливости и, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах.

— 6-7 лет. Продолжают развиваться обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость и т.д.

Несоответствие между усвоением нравственной нормы и реальным поведением предопределяет изменение стратегии развития морально-нравственной сферы дошкольника. Эта стратегия должна быть направлена не только на осознание своих качеств и переживаний, усвоение правил и норм поведения, но в первую очередь на развитие сопричастности, чувства общности с другими, в целом на формирование доброжелательного отношения к людям.

Альтруистическое поведение связано не с полнотой понимания и принятия моральной нормы как правила поведения, а с особым отношением к другому, которое обеспечивает сочувствие и содействие ему в различных ситуациях межличностного взаимодействия. Такое отношение предполагает эмпатию: переживания другого воспринимаются через непосредственное эмоциональное заражение, через принятие чужих переживаний. Суть отношения к другому сводится, прежде всего к эмоциональной отзывчивости, и именно чувства являются первичными по отношению к пониманию и действию. Основой нравственного отношения к другому является способность увидеть и услышать именно другого человека, а не только себя в нем.

Мощным фактором развитие гуманных чувств является сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действия и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других.

Когда дети соревнуются друг с другом в игре, реально оценивая свои возможности, сравнивая себя с товарищем, то стремление к личному успеху, признанию собственных достоинств и достижений увеличивает силу экспрессий до самого высокого уровня. В групповых же соревновательных играх главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессий снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.

Сопереживание сверстнику в игре во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количеств негативных экспрессий в адрес ровесника. Ребенок не приводит никаких аргументов против сверстника, а просто (в речи) выражает свое отношение к нему, сопереживание товарищу снижается.

Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Даже 4-5 летний ребенок выполняет нравственные нормы, проявляя чувство долга, прежде всего, по отношению к тем, к тому симпатизирует и сочувствует. Взрослый организует совместную деятельность с дошкольником и в игре идет накопление первоначальных нравственных представлений: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо». Ребенок соотносит их со своими действиями и поступками.

Механизмом усвоения нравственных норм выступает идентификация — как в форме сочувствия, так и форме соотнесения себя с этическими эталонами. С.Г.Якобсон в своих исследованиях подчеркивает роль этического эталона в нравственном развитии личности ребенка. «Источником становления нравственной регуляции являются особые отношения со взрослыми, который формирует у ребенка его образ себя как соответствующего положительному эталону и одновременно строит действия соотнесения некоторых форм его поведения с отрицательным эталоном». В.С.Мухина указывает, что «нормы человеческих взаимоотношений становятся через игру одним из источников формирования морали самого ребенка» [20, с. 228].

В.С.Мухина подчеркивает, что стремление дошкольника следовать нравственному эталону опосредованно притязанием на признание со стороны других людей. Таким образом, уже в дошкольном детстве мир социальных отношений «требует от ребенка нравственного развития, которое определяется следующими образующими: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка». В.С.Мухина указывает на то, что «нормы человеческих взаимоотношений становятся через игру одним из источников формирования морали самого ребенка».

Д.Б.Эльконин подчеркивал, что игра имеет социальный характер, так как ее содержанием становится отражение разнообразных взаимоотношений между людьми. «Игра социальна по своему содержания именно потому, что она социальна по своей природе, по своему происхождению, то есть возникает из условий жизни ребенка в обществе» [22, с. 36]. С.Л.Рубинштейн так характеризует значение ролевой игры в жизни ребенка: «…в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются, через нее формируются все стороны психической жизни личности: в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обусловливающие готовность к обучению».

На социальный характер игры указывает В.В.Зеньковский, который замечает, что в игре ребенок завоевывает социальное пространство: «… в играх дитя хочет быть таким, каким оно видит взрослых, невольно подражает им, невольно видит в них пример и образец… С другой стороны, игры, в которых дитя играет какую-либо роль, расширяют круг переживаний ребенка».

В играх у детей развиваются такие отношения, которые вне игры им недоступны. Так, в игре дети часто становятся в отношения соподчинения и взаимной помощи. [21, с. 493].

Выводы по 1 главе

Современная наука охватывает самые разнообразные области жизни и деятельности людей, проникает в тайны законов природы и общества. Но одними из самых привлекательных, важных и сложных объектов познания являются культура и ее носитель и творец — человек.

Создание необходимых условий эмоционального комфорта, психологического благополучия способствует развитию и становлению личности. С точки зрения современной педагогики это означает установление доброжелательных взаимоотношений между детьми на основе развития нравственных качеств, удовлетворение потребности ребенка в общении со взрослым, адекватное восприятие эмоциональных проявлений других людей, характер собственных поступков. Одна из наиболее трудных задач воспитания – научить ребенка «видеть и чувствовать людей» [26, с. 4].

Установлено, что эмоционально чувственные люди лучше прогнозируют реакции, поступки, мнения окружающих, легче адаптируются в социуме, свободно контактируют. Эмоциональные переживания лежат в основе нравственных чувств.

Именно дошкольный возраст является сензитивным для развития детей. Этот период во многом предопределяет будущий облик человека и то же время исключительно благоприятен для взаимодействия взрослого и ребенка. У детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, формируются не только нравственные качества, но и чувства. Мир эмоции, чувств и нравственных переживаний у дошкольника тесно взаимосвязаны. В общении детей формируется их способность выражать свои чувства, давать им оценку, развивается способность к сочувствию, сопереживанию. «Коммуникативная глухота», то есть невосприимчивость к чувствам и желаниям сверстника, их потребностям может стать причиной конфликтов в дошкольном возрасте, и негативно сказаться на эмоционально-нравственном развитии ребенка.

Глава 2. Исследование эмоционально – нравственной культуры дошкольников

2.1 Уровни эмоционально – нравственной культуры детей дошкольного возраста

Исследование проводилось на базе МДОУ. В нем участвовала группа из 10 человек детей старшего дошкольного возраста. Исследование включало в себя 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.

1.этап. Констатирующий эксперимент.

Цель: выяснить уровни эмоционально – нравственной культуры детей дошкольного возраста.

Методика: «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Калининой Р.М) [26, с.38], предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам (см. приложение 1).

Исследование проводилось индивидуально. Перед ребенком раскладывались картинки. Каждому ребенку-испытуемому предоставлялась возможность высказать свободное суждение об изображенном персонаже, о его настроении, эмоциональном состоянии (табл. 1).

По результатам диагностики (табл. 2) были выявлены следующие результаты: только 30 % детей самостоятельно и правильно называют эмоциональное состояние человека (например, Катя П., 6 л., 5 мес. — гнев): «Я думаю, что это царица. У нее злое такое настроение, лицо все злое. Она очень сердится. Она думала, что они победят, а победили наши. Ее в тюрьму посадили за то, что она правила страной со своим королем».

60 % детей понимают эмоциональное состояние через приведенную, подсказанную им конкретную ситуацию; дети с трудом выбирают словесное обозначение (глаголом, а не прилагательным) эмоционального состояния из числа предложенных экспериментатором, т.е. с подсказкой (например, Матвей М., 5г., 12 мес. – гнев): «Она услышала гром какой-то, хотела выйти, а дверь закрыта… Наверно, сердится, что закрыли ее».

Еще 10 % детей не понимают эмоционального состояния, не могут его назвать или делают грубые ошибки.

Оценка эмоционального отношения к нравственным нормам у дошкольников по методике «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Калининой Р.М)

Источник

Оцените статью