Эмоциональная компетентность для родителей

Развитие эмоциональной компетенции в детско-родительских отношениях

“…человек более человек в том, как
он чувствует, чем как он думает”

В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Взаимодействие ребёнка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определённые модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.

Во второй половине нашего столетия в западной и отечественной психологии произошёл значительный рост исследований, посвящённым проблемам семейных отношений.

Демократизация общества в нашей стране в конце 1980-х — начале 1990-х годов, потеря стабильности и ухудшение социально-экономического положения населения привели к возникновению и росту количества детей и подростков, пострадавших от физического, эмоционального и сексуального насилия. В большинстве из этих случаев в помощи нуждаются не только дети, но и их родители. Подавляющее большинство взрослых являются обыкновенными родителями, они так или иначе любят своих детей и привязаны к ним. Несмотря на это, их нередко можно обвинить, причём заслуженно, в жестоком обращении с собственным ребёнком. В таких случаях с уверенностью можно говорить о нарушенных детско-родительских отношениях, пагубно влияющих на развитие ребёнка. Помимо непосредственного вреда для физического и душевного здоровья, перенесённое ребёнком, насилие со стороны близких больше всего влияет на то, как этот ребёнок в дальнейшем будет выстраивать отношения с окружающими людьми, и, прежде всего, со своими детьми. Возникающий, таким образом, цикл насилия (нарушенные отношения — насилие — нарушенные отношения) проявляются на разных уровнях: и в актуальных отношениях между ребёнком и родителями, и в отношениях между поколениями.

Насилием часто оказывается не только грубое и очевидно травмирующее применение силы по отношению к ребёнку, но и многие привычные “традиционные” формы наказаний, эмоциональные воздействия на детей.

Анализируя создавшуюся ситуацию, психологи пришли к выводу, что одной из основных причин нарушения детско-родительских отношений является отсутствие эмоционально насыщенных и устойчивых отношений, дефицит положительных эмоций в общении детей и родителей. Это приводит в свою очередь к эмоциональной депривации детей и подростков. У таких детей наблюдается доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и дома, и в социуме, закрепляется негативная агрессивная позиция, враждебность не только к другим людям, но и по отношению к себе: увеличивается количество суицидальных попыток и завершённых суицидов у подростков. Появляются специфические для подростковой субкультуры опасные групповые формы поведения — фанатизм и агрессия, жестокость. В подростковой среде распространяются наркотики, появляются новые формы зависимости, связанные с компьютеризацией.

Нарушенные детско-родительские отношения проявляются в различных симптомах: физические наказания, пренебрежение основными нуждами и потребностями ребёнка, эмоциональном насилии по отношению к детям, дефиците внимания и тепла, внутрисемейных конфликтах, и, как результат, уход детей из дома, воровство, употребление детьми психоактивных веществ и т.д.

Что же такое происходит в таких семьях?

Проблемными оказываются, во-первых, понимание родителями и детьми собственных эмоций и эмоций близких; во-вторых, умение регулировать, адаптировать свои эмоции и поведение в общении друг с другом. Таким родителям, соответственно и детям, очень трудно говорить о своих чувствах и эмоциях, а значит, и осознавать и регулировать их.

Современные психологи подчеркивают актуальность проблемы развития эмоциональной культуры человека, его эмоциональной компетентности — открытости своим эмоциональным переживаниям, связывая их возможности с гармоничным взаимодействием сердца и разума, аффекта и интеллекта.

“Чтобы интеллект преобразовать в разум, абсолютно необходимо открыть сначала свое сердце. Разум — это интеллект, настроенный в лад с вашим сердцем” — говорили древние философы.

В отечественной психологии идея единства чувств и интеллекта нашла свое отражение в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева.

В современном обществе проблема компетентности в понимании и выражении эмоций стоит достаточно остро, поскольку в нем искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни, воплощенный в образе некоего эталона — несгибаемого и как бы лишенного эмоций супермена. В то же время К.Д. Ушинский, подчеркивая социальный смысл эмоций, отмечал, что “…общество, заботящееся об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает”.
По мнению Е.Л. Яковлевой, осознание собственной индивидуальности есть не что иное, как осознание собственных эмоциональных реакций и состояний, указывающих на индивидуальное отношение к происходящему.

Известно, что запрет на эмоции ведет к их вытеснению из сознания; в свою очередь, невозможность психологической переработки эмоций способствует разрастанию их физиологического компонента. С особой силой и отчетливостью эмоциональные проблемы проявляются у людей с пониженным уровнем самоконтроля.

В современную научную психологическую литературу уверенно входит новый термин — “эмоциональный интеллект”.

Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблён в начале 90-х годов Дж. Мейером и П. Саловеем. Одно из определений эмоционального интеллекта, сформулированное этими авторами, звучит как “способность глубокого постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности”. Здесь речь идёт об эмоциональном постижении мира и эмоциональных способах приспособления к нему.

Важность такого подхода трудно переоценить, а для специалистов, в первую очередь психологов, работающих с детьми и подростками, с их семьями, и невозможно.

Самое главное, что эмоциональный интеллект поддаётся развитию и направленному обучению в большей мере, чем абстрактно-логический.

Структура эмоционального интеллекта, имеет четыре главных составляющих, которые можно обозначить как эмоциональные компетенции:

  1. самосознание: человек знает свои сильные и слабые стороны, то есть осознает свои эмоции;
  2. самоконтроль: следствие самосознания — человек, которому свойственна эта черта, способен управлять эмоциями, например способен сдерживать гнев, развивать положительные эмоции и направлять их в полезное русло;
  3. эмпатия: механизм взаимодействия с другими людьми — умение ставить себя на место другого, то есть учитывать в процессе принятия решений чувства других людей;
  4. навыки отношенийили социальная компетентность: умение налаживать взаимоотношения с другими людьми таким образом, чтобы это было выгодно для обеих сторон.

По результатам многих исследований, значительные изменения в эмоциональной сфере индивида происходят в течение всей жизни человека.

Для развития эмоциональной компетенции и владения эмоциями очень важно совершенствовать процесс восприятия и эмоциональную оценку действительности. Основной способ развития эмоционального интеллекта заключается в стимулировании фантазии, воображения. А что как ни игра является мощным и, по сути, главным средством развития эмоционального мира ребёнка. Особенно сейчас, когда в массовом порядке в домашнем воспитании детей усиливается ориентация на раннее развитие абстрактно-логического мышления, а это практически всегда приводит к трудностям внутриличностного развития в более старшем возрасте, и, в конечном итоге, к деформации личности взрослого человека. Общение оказывается невозможным без умения понимать состояние людей.

Мы приходим в этот мир и начинаем постигать его только с помощью чувств и эмоций. Только потом появляются знания, навыки и умения. Но при этом во многом теряется эмоционально-чувственная связь с окружающим социумом. Не в этом ли кроется причина многих проблем, связанных с семьёй?

Известный американский психолог, Вирджиния Сатир, считает, что семья — это микрокосмос всего мира. Чтобы понять его, достаточно познать семью. Проявление власти, интимности, независимости, доверия, навыков общения, существующих в ней, — ключ к разгадке многих явлений в жизни. Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью. Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступления, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами.

Есть уверенность, что если мы будем больше внимания уделять развитию эмоционального интеллекта, начиная с дошкольного возраста, не забывая при этом родителей, то и проблем, связанных с детско-родительскими отношениями будет гораздо меньше.

Литература

  1. Юркевич В. “Проблема эмоционального интеллекта”. — “Вестник практической психологии образования”, № 3, июль — сентябрь 2005 г.;
  2. Савенков А.И. “эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха”. — “Вестник практической психологии образования”, № 1 (6), январь — март 2006 г.;
  3. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. — Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб.: Речь, 2006 г.;
  4. Алексеева И.А., Новосельская И.Г. Жестокое обращение с ребёнком. Причины. Последствия. Помощь. — М.: Генезис, 2005 г.;
  5. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2005 г;
  6. Медведева И., Шишова Т. Разноцветные белые вороны. — М.: Семья и школа, 1996 г.;
  7. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта. Социально-психологические проблемы ментальности: 6 Международная научно-практическая конференция. — Смоленск: СГПУ, 2004 г.

Источник

Компетентность родителей как условие содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка

Компетентность родителей как условие содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка.

Название и адрес организации (полностью):

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 3 85» г. Перми.

Тел. (организации, бухгал.) №: Факс №:

ФИО руководителя проекта:

Должность в организации:

Контактный телефон, E-mail:

Заместитель заведующего по ВМР

ФИО директора организации:

Современная жизнь семьи происходит в ритме социально – экономических и социокультурных проблем российского общества, сложной современной действительности. И, как следствие, семья чутко реагирует на все изменениями либо в уровне жизни, либо в эмоциональной стабильности, либо в воспитательной дееспособности.

Семья меняется сегодня как ценность и социокультурная действительность. «…Стали иными экономические условия ее жизни, система норм и семейных ценностей. Разрушились традиционные уклады, преобразовались межпоколенные родственные, соседские связи, изменилось ролевое поведение мужчин и женщин в семье… Все это не может не отражаться на характере детско- родительского общения, приводит к дефициту его позитивных эмоциональных связей, что потенциально и реально уменьшает воспитательные возможности нынешней семьи…»[1].

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию, но и повышение уровня компетентности родителей как условия содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка.

Концептуальные основы проекта, прогнозируемый результат.

При изучении данной проблемы – компетентности родителей как условия содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка, изучены материалы таких авторов, как , , статей в периодической (педагогической) печати (Ж-л «Управление ДОУ», «Обруч», «Дошкольное воспитание» и др).

Анализ современных научных подходов к определению сущности понятия «компетентности родительства» позволяет говорить о нем как о многогранном феномене, обусловленном самыми разными факторами культурно – исторического, культурно – ценностного и прочего происхождения.

Не много родить, важно заново «взрослеть» вместе с ребенком, так как это дает возможность увидеть в своей жизни новые смыслы и пересмотреть прежние. Этим так же определяется смысл родительской компетентности. По выражению , «Доминанта на лицо другого» произрастает из того, что для истинного понимания ребенка она (Доминанта) необходима. «…Она возможна, когда самоутверждение перестает стоять заслонкою между людьми…»[2].

А значит, именно родителям отводится первая роль в воспитании и содействии нравственному и эмоциональному благополучию ребенка. «…Опыт эмоционального содействия и контакта ребенок получает в своей семье, адаптируясь к укладу ее жизни, степени гармоничности взаимоотношений, к которым ребенок принадлежит и в которых участвует. Здесь родительская компетентность представляет согласованное взаимодействие обоих супругов как родительской пары, как « команды»[3].

В размышлениях специалистов о качестве компетентного родительства подчеркивается интеграция разума, чувств и действий.

Таким образом, только осознанное родительство содействует нравственному и эмоциональному благополучию ребенка.

Осознавая все эти условия, в нашем детском саду решено проводить работу по повышению уровня компетентности родителей как условия содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка.

Цель проекта: Повышение уровня компетентности родителей как условия содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка. Актуализация в общественном сознании духовной потребности в осознании самоценности дошкольного периода как базиса для всей последующей жизни.

1. Формировать систему поддержки важных социальных функций семьи: репродуктивной, воспитательной, досуговой, влияющих на качество семейного воспитания детей дошкольного возраста.

2. Способствовать повышению потенциала взаимного доверия в системе «Семья – ДОУ»

3. Обеспечить научно – методическое, материально – техническое сопровождение данного направления в деятельности дошкольного образовательного учреждения.

4. Обеспечить подготовку и повышение квалификации педагогов ДОУ по данному направлению в работе.

5. Внедрить сотрудничество с родителями в практику ДОУ.

Данный проект позволит обеспечить:

1. Повышение чувств социальной и личной ответственности родителей за полноценное развитие и воспитание своих детей.

2. Повышение как профессиональной компетентности педагогических кадров, так и компетентности родителей.

3. Гармоничные родительско – детские отношения в семьях.

4. Пополнение методической базы ДОУ, материально – технического обеспечения ДОУ.

Критериями, позволяющими измерить результаты данного проекта, будут:

1. В общении с детьми – динамика физического, эмоционального самочувствия (согласно реализуемой воспитательно — образовательной программы в ДОУ «Детство»),

2. В общении с родителями – анализ характера затруднений родителей в воспитании детей (на основе опросов, экспресс – интервью), динамика отношения родителей к применяемым способам обращения с ребенком с точки зрения гуманности, этичности, безопасности и комфорта ребенка (на основе бесед с детьми и анализа проблемных ситуаций родителями). Положительное мнение родителей о собственной значимости в родительской роли, удовлетворение своими связями с ДОУ (критерии «хорошо – плохо», «нравится – не нравится», «затрудняюсь ответить»).

3. в общении с педагогами – динамика профессиональной компетентности в общении с родителями (анализ самооценок), динамика коммуникативной культуры общения (опрос и наблюдения).

Главной задачей взаимодействия педагогов с родителями является установление партнерских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий.

Решение этого вопроса требует от обеих сторон высокого уровня доверия и информированности. Здесь необходимо учесть, что направленность общения воспитателей с родителями является «зеркалом» просветительской работы учреждения и требует особой заботы со стороны администрации.

Успешность реализации проекта зависит от:

1. Признания педагогами ДОУ социальной функции семьи, которая поможет в воспитании детей дошкольного возраста.

2. Учет в содержании общения с родителями разнообразного характера социокультурных потребностей и интересов практики семейного воспитания.

3. Опоры содержания общения с родителями на укрепление детско – родительских отношений, а не дублирования образовательных функций ДОУ.

4. Практическую направленность сотрудничества с семьями на овладение родителями разных видов общения с детьми (вербального, невербального, игрового и т. д.).

5. Привлечения научного руководителя (ППК № 1, ПОИПКРО, ППГУ).

Анализ реализуемой программы в ДОУ – «Детство» (под ред. и др. – СПб., 1997) — показал вариант взаимодействия через задачу расширения представлений дошкольников о семье, родственных связях, истории семьи.

Т. о., можно выделить ряд программных задач, связанных с повышением воспитательной культуры родителей:

1. Устанавливать диалогические и партнерские отношения с семьями воспитанников, создавать атмосферу общности интересов на основе коммуникативной культуры общения.

2. обогащать воспитательные умения родителей быть с ребенком в контакте, развивать его физическую, духовно – нравственную, интеллектуальную компетентность, опираясь на педагогику игры.

3. Использовать эффективные методы включения родителей в продуктивную жизнь ребенка в ДОУ.

4. Помогать родителям осознавать собственный воспитательный опыт, его границы и возможности.

На подготовительном этапе необходимо:

1. Выбор, формирование проблемной группы педагогов для решения данного вопроса в рамках ДОУ

2. Изучение методической литературы, рекомендаций по организации практической помощи родителям в установлении «осознанного родительства».

3. Подготовка наглядной информации для родителей, включающей систематическое ознакомление родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказание практической помощи семье.

4. Выбор форм сотрудничества и методов активизации родителей.

1. Проведение анкетирования, тестирования, интервьюирования, дискуссионный опрос.

2. Обсуждение разных точек зрения.

3. Просмотр видео — и прослушивание аудиоматериалов по данной проблеме.

4. Игровые задания для домашнего общения.

Использование данных видов деятельности позволит вычленить наиболее «наболевшие» вопросы, разглядеть проблему с разных сторон и более вдумчиво подойти к пониманию законов детского развития.

1. Сотрудничество с родителями через использование :

— «Круглый стол» (дискуссионная встреча, вечер вопросов и ответов)

— практикумы в форме деловой игры и пр.

— досуговые формы общения с детьми (викторины, спортивные досуги, театральные действа и пр).

— библиотека семейного чтения

— день открытых дверей

— семейные маршруты выходного дня

— экоакции с участием детей и взрослых

2. Изучение опыта родителей по проблеме:

— общение с детьми, наблюдение их в различных видах деятельности

— общение с родителями в специально организованном взаимодействии

1. Анализ педагогических ситуаций

2. Решение проблемных педагогических задач

3. Управляемое игровое взаимодействие родителей и детей

4. Игровое моделирование способов родительского поведения

1. Систематизирование материала по проблеме «Компетентность родителей как условие содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка».

2. Опрос родителей по удовлетворенности проведенной работы в ДОУ.

3. Издательство малотиражной газеты «Мы – грамотные родители»

4. Трансляция опыта в рамках города («Программа развития образования города Перми до 2010 года) педагогами ДОУ

5. Привлечение к решению данной проблемы – повышение компетентности родителей как условие содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка, педагогов не только дошкольных учреждений, но и общеобразовательных школ (преемственность ДОУ и начального звена СОШ, психологических центров)

6. Построение работы по созданию бесплатного консультативного «Клуба молодой семьи» для родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения

Источник

Оцените статью