Эмоциональные нарушения у детей
Эмоции ребенка связаны с его внутренним миром и различными социальными ситуациями, переживание которых вызывает у него определенные эмоциональные состояния. В результате нарушения социальных ситуаций (изменение режима дня, образа жизни и т.п.) у ребенка может возникнуть стрессовое состояние, аффективные реакции, страх. Это вызывает негативное самочувствие ребенка, эмоциональное неблагополучие.
Причины
Детские психологи полагают, что основными причинами возникновения эмоциональных нарушений у детей могут стать: перенесенные в детстве заболевания и стрессы; особенности физического и психоэмоционального развития ребенка, в том числе задержки, нарушения или отставания в интеллектуальном развитии; микроклимат в семье, а также особенности воспитания; социально-бытовые условия проживания ребенка, его близкое окружение. Нарушения в эмоциональной сфере у детей могут быть вызваны и другими факторами. К примеру, психологическую травму детскому организму могут нанести фильмы, которые он смотрит или компьютерные игры, в которые играет. Эмоциональные нарушения у детей проявляются чаще всего в переломные периоды развития. Ярким примером такого психически нестабильного поведения может служить так называемый «переходный возраст».
Виды эмоциональных нарушений
Эйфория — неадекватно повышенное, радостное настроение. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.
Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого. Дисфория является разновидностью депрессии.
Депрессия, в свою очередь, — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.
Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного. Этот синдром выражается в частой смене настроений, плаксивости, ослаблении аппетита, сосании пальцев, обидчивости и чувствительности. Тревога часто переходит в страхи (фобии).
Страх – это эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности – мнимой или реальной. Ребенок, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.
Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. При апатии утрата эмоциональных реакций сочетается с поражением или отсутствием волевых побуждений. Только с большим трудом можно ненадолго растормозить эмоциональную сферу, способствовать проявлению чувств.
Эмоциональная тупость — характеризуется не только отсутствием эмоций (на адекватные или неадекватные раздражители), но и невозможностью их появления вообще. Введение возбуждающих медикаментозных средств приводит к временному беспредметному двигательному возбуждению, но не к появлению чувств или контактности.
Паратимии или неадекватность эмоций – расстройство настроения, при котором переживание одной эмоции сопровождается внешним проявлением эмоции противоположной валентности. Необходимо отметить, что и паратимии, и эмоциональная тупость характерны для детей, страдающих шизофренией.
Синдром гиперактивности и дефицита внимания(СДВГ) представляет собой сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Отсюда следует, что основные признаки данного синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Таким образом, ребенок, страдающий СДВГ, непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.
Агрессия – разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. Может быть физическая, вербальная (нецензурная брань), косвенная (смещение агрессивной реакции на постороннее лицо или предмет). Может проявляться в виде подозрительности, обиды, негативизма, чувства вины.
Кроме указанных групп эмоциональных расстройств можно выделить и эмоциональные трудности в общении. Они представлены у детей аутичным поведением и трудностями в адекватном определении эмоциональных состояний людей.
Лечение
Эмоциональные нарушения у детей лечатся также, как и у взрослых: сочетание индивидуальной, семейной психотерапии и фармакотерапии дают наилучший эффект.
Ведущим методом коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте является имитация детьми различных эмоциональных состояний. Значимость данного метода обусловлена рядом особенностей:
1) активные мимические и пантомимические проявления помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию;
2) благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций;
3) у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что позволяет, в ряде случаев, найти первопричину нервного напряжения ребенка и нивелировать его реальные страхи.
Имитация детьми эмоциональных состояний способствует расширению их системы знаний об эмоциях, дает возможность наглядно убедиться в том, что различные настроения, переживания выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Эти знания позволяют дошкольникам грамотнее ориентироваться в собственных эмоциональных состояниях и эмоциях окружающих
Источник
Узнаваемые симптомы и признаки детской шизофрении
Детский тип шизофрении отличается злокачественностью течения. Чем раньше проявляется расстройство, тем существеннее впоследствии патологические изменения личности.
Характерные черты
Симптомы и признаки расстройства у детей соответствуют симптомокомплексам взрослой формы, они выражаются:
- продуктивной симптоматикой – бред, галлюцинации;
- негативной симптоматикой – снижение интенсивности выраженности эмоций;
- кататонией;
- нарушением мыслительной деятельности;
- расстройством речи.
Однако все проявления скуднее, проще, беднее, нежели у взрослых.
Аффективные нарушения способны зародиться еще в младенчестве. Отличаются они следующими признаками:
- тревожный плач;
- беспокойный ночной сон;
- слишком серьезный взгляд;
- повышенное беспокойство, возбуждение днем. Сопровождается однообразными, монотонными движениями конечностями на скудном эмоциональном фоне;
- утеря приобретенных навыков;
- торможение психомоторного развития;
- вялость, отсутствие двигательной активности;
- безразличие к игрушкам, голоду;
- эмоциональная холодность по отношению к родителям.
Особо показательным признаком детской шизофрении является повышенное двигательное возбуждение с эмоциональной скупостью, подпитываемое однообразными, регрессирующими движениями рук.
Детей, страдающих шизофренией, возрастом старше 1 года, отличает:
- безэмоциональность;
- двигательная инертность;
- нежелание контактировать с окружающим миром;
- нежелание общаться со сверстниками, родителями;
- аутичность;
- примитивная деятельность, привлекающая непосредственно исполнением моторных движений – перекладывание предмета, взмахи руками;
- отсутствие сюжета игры;
- упрощение двигательных навыков, возвращение к уровню более раннего возраста – ходьбу заменяют ползаньем;
- отказ выполнять привычные ежедневные навыки: одеваться, кушать, умываться;
- патологические изменения речи;
- впоследствии нарушение развития интеллектуальной деятельности;
- неадекватные эмоциональные реакции;
- плохая концентрация внимания;
- проблемы учебного процесса.
Общая картина заболевания детского возраста характеризуется частичным или полным угасанием одних навыков и заменой их более примитивными. При этом последние не соответствуют таковым на предшествующих ранних этапах развития, отличаясь незрелостью, патологичностью, деструктивностью.
Малыш, страдающий шизофреническим расстройством, выражает страх необычного характера, например, боится травы, облаков, языка. Боясь утонуть, маленький шизофреник отказывается напрочь купаться. Опасаясь отравиться, отказывается принимать пищу, хотя аппетит сохраняется. Заставить поесть ребенка невозможно: кричит, упирается, убегает.
Нередко появляются тревожные мысли вокруг собственной или чужой безопасности. Ребенок переживает, что потеряется, останется один в незнакомом месте, его забудут забрать из садика. Возникают навязчивые, беспочвенные страхи за жизнь близких: мама заболеет, младший братик умрет. Подобные мысли изматывают деток, однако избавиться от них невозможно. Маленькие больные продолжают размышлять о страшных событиях.
Шизофренические малыши четко проявляют поведенческую агрессию, негативизм. У них рождается непреодолимое желание совершить опасный поступок: выбежать на дорогу, коснуться огня, исследовать открытый люк. Детей охватывает тревога, беспокойство.
Нередко посторонние, даже близкие люди подвергаются агрессии со стороны маленького шизофреника.
Неугодных людей больные толкают, бьют, обзывают, плюются, способны помочиться, испражниться во «вражескую» обувь, прогоняют ненавистного человека, говоря: «Уходи, ты чужой» или «Уходи, ты черный».
Патологическое фантазирование
Это довольно ранний и частый симптом детского типа шизофрении. Такое явление также называют грезоподобным фантазированием, золотой порой детской лжи. Синдром сопровождает детей различных возрастов, начиная с полутора лет, однако наиболее ярко выражается у индивидов старше 5 лет.
Патологическое фантазирование проходит два уровня развития:
- невротический;
- психотический – бредоподобные фантазии.
Различают следующие виды патологических фантазий невротического типа:
- сверхценные игры, увлечения;
- игровые перевоплощения;
- патологии влечений;
- оговоры, самооговоры.
Фантазийные сверхценные игры, увлечения проявляются уже к 3 годам и выражаются грезами наяву. Например, маленький шизофреник представляет полет на другую планету, прогулки по облакам. Рисунки детей отображают тематику грез. Малыши составляют схемы маршрутов транспорта, присваивая остановкам фантастические названия, рисуют несуществующие города.
Интересы больных нередко противоречат возрасту: строение двигателя, человеческой клетки, схемы приборов.
Игры отличаются однообразной тематикой, сохраняясь длительное время. Носителей данного вида фантазирования сопровождают вычурные страхи, нелепости, гипомании. Впоследствии нарастает аутичность, эмоциональная тупость.
Подростковый возраст подобных детей знаменуется реально существующими увлечениями – музыкой, рисованием, приобретающих вычурный характер.
Фантазийные игровые перевоплощения детей 2–4 лет характеризуются склонностью сопоставления с различными предметами, живыми существами. Детки подражают поведению, свойственному определенному животному. Если речь идет о кошке, маленький шизофреник ползает на четвереньках, мяукает, крепит веревку на пояс, имитирующую хвост, трется о ноги «хозяев», требуя погладить или почесать за ушком, ест на полу из блюдца. Нередко малыши глубоко захватываются образом, теряя связь с реальностью.
5–7-летние детки отождествляют собственную личность со сказочными персонажами, часто не соответствующие их полу, придерживаются соответствующих элементов одежды любимого персонажа, называются их именем, подражают поведению. Некоторые копируют неживые предметы, становятся ручками, дверями, столами, вагонами поезда.
Старшие дети копируют агрессивных персонажей. Подобная тенденция присуща мальчикам. Перевоплощения девочек носят сексуальный характер: они воображают себя невестой принца, придумывают вымышленного друга мужского пола. Фантазии сопровождаются манией величия, особой значимости.
Патологические фантазийные влечения затрагивают младенческий возраст. Груднички проявляют извращенные способы акта дефекации, мочеиспускания, осуществляют манипуляции каловыми массами.
3-летний возраст характеризуется эмоциональными изменениями. Отчетливо выражается холодность к близким людям, бесчувствие. Характерной особенностью является жестокое отношение к животным, особенно мелким, а также младшим, более слабым, детям. Игры сопровождаются садистскими наклонностями: отрывают куклам, игрушечным животным конечности, головы, вспарывают живот.
Маленьких шизофреников привлекают грязные, заброшенные местности – свалки, мусорки. Особое наслаждение они получают, пачкая собственную одежду.
6–7 лет является возрастом наибольшего проявления болезненных влечений, обладающих агрессивно-садистическим характером. Больные красочно представляют насильственные сцены различной тематики: пытки, смертные казни, поедание животными людей. Представляют себя в роли палача, убийцы. Описывают, как снимают человеку скальп, сжигают на костре или подвергают пыткам в газовой камере, протыкают железным штырем, топят в пруду. Способны приписывать подобные действия выдуманным персонажам.
Фантазии подкрепляются извращенными действиями, сопровождаемыми актами дефекации, мочеиспусканием. Характерны болезненные влечения к бродяжничеству, поджогам, клептомании. Особо показательными являются игры с погребением, самоповешаньем.
Фантазийные оговоры часто проявляются утверждениями о неродных родителях. Дети заявляют о жестоком отношении со стороны близких, обвиняют их в избиении, отсутствии должного ухода (забывают кормить, купать, отказываются покупать новую одежду). Говорят, что родители хотят их убить, сексуально домогаются.
Смена невротических фантазий бредоподобными является показателем ухудшения патологического процесса. Бредоподобные фантазии сопровождаются манией величия, могущества, стремлением реализовать собственные болезненные идеи. Дети становятся одержимыми, не поддаются разубеждению нереальности своих замыслов.
Например, мальчик придумал собственную страну Зинидию. Нарисовал карту, распределил города, каждому придумав название. Создал собственный язык. Назначил себя правителем страны. Руководил военными действиями, разрабатывал стратегию войны, пытал военнопленных.
Дети живут двумя жизнями. Бредовые фантазии полностью поглощают их сознание. Больные приобретают образ вымышленного героя: надевают соответствующую одежду, рисуют растительность на лице, снаряжаются соответствующими атрибутами. Ходят подобным образом на улице. Поведение больных полностью отображает характер действий придуманного персонажа.
Мысли шизофреников занимают порой извращенные идеи (мечтают стать мусорщиками, похитителями маленьких детей), носят агрессивный характер.
Девочка 13 лет, поглощенная собственными фантазиями, выкрала грудного ребенка, затем выбросила малыша с балкона 5 этажа.
Довольно часто маленькие шизофреники подвергаются извращенным фантазиям сексуального характера.
Девочка фантазировала, что вступает в интимную связь с женщиной, затем с мужчиной.
Бредоподобное фантазирование является крайней степенью развития патологических фантазий детей, страдающих шизофренией. Оно полностью поглощает детскую изначальную личность, выключает сознание малыша.
Шизофренический бред детской шизофрении подкрепляется слуховыми галлюцинациями – весьма показательным симптомом расстройства. Голоса разговаривают с малышом или между собой. Детки принимают возникшие слуховые галлюцинации за голос родителей, прочих близких людей, сказочных, мультяшных, персонажей. Нередко владельцами голосового сопровождения становятся герои фильмов ужасов. Встречаются также императивные галлюцинации, побуждающие маленького шизофреника действовать, склоняют к агрессивным, насильственным актам.
Виды детского шизофренического расстройства
Шизофрения детского возраста отличается тяжелым течением, влекущим значительные личностные изменения. Различают следующие варианты течения заболевания:
- непрерывно текущий;
- приступообразно-прогредиентный;
- рекуррентный.
Непрерывно текущий тип шизофрении ярко проявляется к 2–3 годам. Клиническая картина характеризуется постепенной аутизацией, отсутствием природного интереса и любознательности, свойственной данному возрасту. Дети отличаются особым упрямством, раздражительностью. Типичным является наличие страхов разнообразного происхождения. Закономерна изменчивость настроения: приступы подавленности сменяются периодами дурашливости, приподнятого настроя.
Обострения болезни сопровождаются неярко выраженными галлюцинациями, интенсифицированием эмоциональных расстройств. Постепенно наступают речевые нарушения, задержка развития психических функций.
Приступообразно-прогредиентная форма характеризуется повторяющимися приступами с тенденцией прогрессирования деструктивных изменений. Впервые заболевание способно проявиться в грудном возрасте. Сопровождается сильным, пронзительным плачем, отличающимся монотонностью. Нередко подобный звук несопоставим с нормальным детским плачем. Характерна резкая смена вялости неестественной жизнерадостностью, активностью. Выражены страхи: людей, посторонних звуков. Далее наблюдается задержка речевого, психомоторного развития, освоения элементарных навыков.
Характерны кататонические нарушения. Периоды сильнейшего возбуждения сочетаются с бездействием. Возбуждение проявляется бесцельными, монотонными движениями: хождение кругами, раскачивание, беспорядочный бег. Такое состояние сохраняется часами. Сопровождается безудержными приступами плача, смеха, агрессии. Детки становятся неконтролируемыми, игнорируют обращенную к ним речь, оклики.
Изменяется походка, приобретает нескоординированные, размашистые черты. Теряется ритмичность, содружественность движений. Наблюдается тенденция многочасовых хождений без признаков утомления. При попытке взрослых остановить такие блуждания, вырываются, идя дальше. Выражение лица – отрешенное.
Импульсивность внезапно сменяется вялостью, адинамией. Маленькие больные долго лежат бездействуя. Принимают вычурные положения тела. Сон нарушается. Просыпаются посреди ночи, долго не засыпают. Малышей сложно уговорить поесть, пойти погулять.
Приступно-прогредиентная шизофрения наделяет деток депрессивно-бредовыми нарушениями, слуховыми, зрительными галлюцинациями.
Рекуррентный вид заболевания детского возраста встречается редко. Он определяется чередованием приступных периодов с ремиссией. Вызывает незначительные личностные изменения. Приступы провоцируются инфекциями, травмами, стрессами.
Рекуррентная шизофрения часто сопровождается усиленным чувством беспочвенного страха, осложняющегося галлюцинациями, бредом. Присоединяется возбуждение, изначально возникающее исключительно вечером, впоследствии оно принимает более выраженную форму, достигающую степени гебефрении – безудержного веселья. Каждое повторное обострение расстройства сопровождается более сильными патопсихологическими симптомами.
Детская шизофрения опасна не только болезненными изменениями, но и нарушением формирования незрелой детской личности. Играет роль возрастной период дебюта болезни, тяжесть течения. Просматривается закономерность: раннее проявление расстройства вызывает более грубое, тотальное недоразвитие личности ребенка, нарушая формирование важнейших элементов мозга, процессов и свойств психики.
Источник