Научная электронная библиотека
Полушкина Т М, Коваленко Е Г, Якимова О Ю,
5.1. Малая социальная группа
Индивид, не может выражать свою сущность вне общения с другими людьми, вне взаимодействия с группой людей, как бы он не был ни был автономен и самостоятелен. В начале жизни самой первой социальной группой, в которой человек пребывает и в которой закладываются основы его личности, является семья, затем идут дружеские компании сверстников, учебные группы, любительские объединения и т.п. Тысячами нитей каждый из нас также связан с гигантским человеческим социумом, испытывая на себе его влияние.
Слово «группа» происходит от итальянского gryppo – связка. Нас, конечно же, интересуют социальные группы, в которых человек реализует себя при выполнении определённой трудовой деятельности.
Что же такое малая социальная группа? В отечественной социологии и психологии управления довольно много внимания уделялось изучению коллектива. Западная социология и психология не признавала такого понятия, как коллектив, и оперировала понятием малая социальная группа. В последние годы происходит взаимообогащение этих двух направлений исследования и теперь признаётся наличие и социальной группы, и коллектива и в зарубежной и в отечественной социологии и психологии управления, а также в менеджменте.
Весьма интересным для науки управления может стать предложенный когда-то Л.П. Буевой термин «коллектив», понятый как сплав «социальной группы и организации». В ряде исследований утверждается, что коллектив – это высшая форма организации группы (30).
В настоящее время круг накопленных знаний о социальных группах настолько широк, что им посвящено множество специальных монографий.
Однако открытие социальной группы принадлежит практичным американцам (Чарльз Кули и Джордж Мид). Случилось это в начале XX века. Они сконцентрировали внимание на межличностном взаимодействии – «интеракции». Поэтому направление, в рамках которого изучалась группа, называется символитическим интеракционизмом.
Известно несколько определений малой социальной группы (ее еще называют первичной, контактной, неформальной).
1. Советский энциклопедический словарь дает такое определение: малая группа – простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определенными отношениями между ее членами, специфическими ценностями и нормами поведения, складывающиеся во всех сферах жизни (семья, школа, производственная бригада и т.д.).
2. Под малой группой понимается малочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
3. Малая группа – относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединённых целями и задачами.
4. В американском менеджменте под группой понимают двух или более людей, взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждый из них одновременно и оказывает влияние на другого, и испытывает его влияние.
5. В отечественной социологии и психологии до настоящего времени общепринятым и значимым считается определение, данное Г.М. Андреевой. «Малая-группа, в которой общественные отношения выпускают в форме непосредственных личных контактов» (31).
Малая группа и межличностные отношения, характеризующие ближайшее социальное окружение человека, относятся к микромиру социологии управления.
Малой группой называют небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют. Примеры: спортивная команда, школьный класс, нуклеарная семья, молодежная тусовка, производственная бригада (32).
Референтной группой называется группа, чем то привлекающая человека, ценностей которой он придерживается или стремится к ним приспособится, членом которой он охотно бы стал, с которой он себя сравнивает, которая служит ему точкой отсчета для оценки самого себя и других.
Ингруппы – группы, к которым работник чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами группы таким образом, что расценивает членов ингруппы как «мы».
Группы, к которым работник не принадлежит будут для него аутгруппам, про которых он может сказать «не мы», «другие» (33).
Чаще всего ученые указывают следующие признаки малой социальной группы:
– ограниченное число членов группы. Верхний предел составляет 20 человек, нижний – два. Если группа превышает «критическую массу», то распадается на подгруппы, клики, фракции. Согласно статистическим расчетам, большинство малых групп включает не более 7 человек;
– стабильность состава. Малая группа в отличии от большой держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников;
– внутренняя структура. Она включает систему неформальных ролей, статусов, механизм социального контроля, санкции, нормы и правила поведения;
– число связей увеличивается в геометрической прогрессии, если количество членов возрастает в арифметической. В группе из 3 человек возможны всего 4 отношения, в группе из четырех – 11, а в группе из семи – 120 связей;
– чем меньше размеры группы, тем интенсивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще отношения теряют личностный характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы. В группе из 5 человек ее члены получают больше личного удовлетворения, чем в группе из 7. Группа из 5–7 человек считается
оптимальной;
– размер группы зависит от ее характера ее деятельности. Финансовые комитеты крупных банков, отвечающие за конкретные действия, обычно состоят из 6–7 человек, а парламентские комитеты, занятые теоретическим обсуждением вопросов – из 14–15 человек;
– принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов. Малая группа в отличие от большой удовлетворяет наибольшее число жизненно важных потребностей человека. Если размер удовлетворения. Получаемый в группе, падает ниже определенного уровня, индивид покидает ее;
– взаимодействие в группе лишь тогда устойчивое, когда оно сопровождается взаимным подкреплением участвующих в нем людей. Чем значительнее индивидуальный вклад в успех группы, тем сильнее стимул для других поступать точно также;
– группа предоставляет каждому максимум доступных преимуществ, поскольку являет собой объединение равно полезных друг другу индивидов. Каждый из них находит от пребывания в данной группе больше пользы, чем от любой другой.
Со свойствами малой группы тесно связаны элементы ее структуры. К ним относят:
– предмет, цели, задачи совместной деятельности;
– характер и содержание деятельности, систему статусов и ролей, формирующих межличностные отношения.
Наиболее общими качествами малой социальной группы с точки зрения управления можно считать следующие:
1) направленность группы (социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм);
2) организованность группы (как способность её к самоуправлению) и интегративность её (как мера слитности, единства, общности членов группы друг с другом в противоположность разобщённости);
3) микроклимат, или психологический климат, группы (который определяет самочувствие каждой личности, её удовлетворённость группой, комфортность пребывания в ней. Каждый стремится быть среди других людей, быть членом хорошей группы, иметь желание испытывать и получать в ответ дружеские чувства);
4) референтность (как степень приятия членами группы групповых эталонов) и лидерство (как степень ведущего влияния каких-то членов группы на группу в целом для решения определённых ею задач);
5) интеллектуальная активность и коммуникативность (характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка);
6) эмоциональная коммуникативность (межличностные связи эмоционального характера, удовлетворение социальной потребности в эмоционально насыщенных контактах);
7) волевая коммуникативность (способность группы противостоять влияниям других групп, обстоятельств, стрессовоустойчивость, надёжность группы в экстремальных ситуациях, её устремлённость и настойчивость в конкурентных условиях) (34).
Крупная группировка (не путать ее с большой социальной группой), например, цех или участок, а иногда сквозная бригада, может распадаться на несколько малых групп (клик). Численность готовой к распаду группы должна превышать 10–15 человек.
Клики внутри малой группы – это ее секторы или сегменты. Чем больше вероятность того, что в нее объединятся разнородные элементы, тем выше вероятность распада малой группы на клики. Клики сплачиваются по принципу однородности интересов и ценностных ориентаций и образуют группу в группе. Их можно назвать центрами сгущения. Управлять такой группой очень сложно, поскольку формальный руководитель имеет дело не с одним авторитетом, а с несколькими (несколько руководителей малых групп.
Английские специалисты по управлению М. Вудкок и Д. Френсис выделили наиболее типичные ограничения, препятствующие эффективной работе коллективов: непригодность руководителя (организаторские способности имеются далеко не у каждого); неквалифицированные сотрудники (эффективный коллектив должен представлять собой сбалансированный и полнокровный ансамбль, где каждый исполняет свою роль и все решают общую задачу); ненормальный микроклимат; нечёткость целей; неудовлетворительные результаты работы; неэффективность методов подготовки и принятия решений; закрытость и конфронтация; «неразвитые сотрудники» («развитые сотрудники», по определению Вудкока и Френсиса, энергичны, умеют совладать со своими эмоциями, готовы открыто излагать своё мнение, могут изменить свою точку зрения только под воздействием аргументов, хорошо излагают своё мнение); низкие творческие способности коллектива; неконструктивные отношения с другими коллективами.
Каждая организация, в которой происходит непосредственное взаимодействие работников, может быть рассмотрена и как малая социальная группа. Сплав организации и социальной группы составляет коллектив. Знание социально-психологических характеристик действующих в нём закономерностей помогает ориентироваться в обстановке рядовому её члену, оказывается важным подспорьем для руководителя любого ранга. Умение управлять коллективом, группами людей – необходимое качество менеджера.
30 Буева Л.П. Социалистический коллектив как разновидность социальной группы // Вестн. МГУ. Серия философия. – 1967. – № 5.
31 Психология управления: Курс лекций / Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшанцев, В.М. Николаенко; Отв. ред. М.В. Удальцова. – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1997. – С.38-39.
32 Социология управления: от группы к команде: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – С. 34.
33 Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. – М.: Гардарики, 2001. – С. 154.
34 Психология управления: Курс лекций / Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшанцев, В.М. Николаенко; Отв. ред. М.В. Удальцова. – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1997. – С.40-41.
Источник
ГОС / ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ / 32. Социально-психологические характеристики малых групп
32. Социально-психологические характеристики малых групп.Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и др. всевозможным признакам.
Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личностном общении. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, является семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.д.Факторы превращения группы в психологическую общность:
Совместная деятельность и общение — основа возникновения
групповых норм и
Мера психологической общности определяет сплоченность группы – одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.Малые группы могут быть разными по величине, характеру и структуре отношений, существующих между ее членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным взаимоотношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы на языке науки называется ее размером, индивидуальный – композицией.
Совокупность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами – структура группы
Структуру межличностного общения или обмена деловой и личностной информацией именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений – психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами.
Также, к социально-психологическим характеристикам малых групп относятся конформизм и референтность.
конформизм – характеристика позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта мнения, свойственного группе, меры подчинения индивида групповому давлению. Конформность регистрируется при наличии конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодолении этого конфликта в пользу группы. Различают внешнюю конформность (мнение группы принимается индивидом лишь внешне); внутреннюю конформность (индивид действительно принимает мнение группы). Степень конформности зависит от уровня сплоченности группы, величины группы (чем больше группа, тем меньше конформность) и от влияния психологических свойств личности. Конформность – склонность к поведению, основанному на пассивном следовании тем образцам, которые задаются малой группой. Среди факторов, способствующих формированию конформного поведения, были выделены следующие: опасение быть признанным некомпетентным, единогласие группы, привлекательность группы, отсутствие личностной позиции в отношении рассматриваемого группой вопроса и т.д.
референтность – приписывание индивидом важности группе или ее членам, связанное с его стремлением принадлежать, реально или виртуально, к данной группе, т.е. с отрефлексированной или неотрефлексированной идентификацией его с данной группой. Чем выше референтность того или иного социального образования, тем в большей степени оно выступает для индивида в качестве образца его собственного поведения, эталона оценок, ценностным нормативом. Референтная группа – это группа, с которой человек отждествляет себя в наибольшей степени
Типы референтных групп:
Референтная группа, к которой личность принадлежит, разделяет ее ценности.
Нормативная – одобряются ценности группы, стремление вступить в нее
Сравнительные группы- индивид не входит в них, не стремится расположить к себе, но использует группу как критерий для оценки своего статуса и поведения
Сплоченность – каждая группа имеет определенную совокупность относительно устойчивых связей между людьми. Эта совокупность говорит о том, что любая группа имеет свой уровень сплоченности. Он зависит от устойчивости и качества связей, которые существуют в данной группе. Устойчивость и качество связи зависит от: наличия тесных групповых целей; автономности данной группы в своем существовании; групповой композиции (пол, возраст, образование, свойства и качества участников группы).
В отечественной социальной психологии новые принципы исследования сплоченности разработаны А.В. Петровским. Они составляют часть единой концепции, названной ранее «стратометрической концепцией групповой активности», а позднее — «теорией деятельностного опосредования межличностных отношений в группе». Основная идея заключается в том, что всю структуру малой группы можно представить себе как состоящую из трех (в последней редакции четырех) основных слоев, или, в иной терминологии, «страт»: внешний уровень групповой структуры, где даны непосредственные эмоциональные межличностные отношения, т.е. то, что традиционно измерялось социометрией; второй слой, представляющий собой более глубокое образование, обозначаемое термином «ценностно-ориентационное единство» (ЦОЕ), которое характеризуется тем, что отношения здесь опосредованы совместной деятельностью, выражением чего является совпадение для членов группы ориентации на основные ценности, касающиеся процесса совместной деятельности. Социометрия, построив свою методику на основе выбора, не показывала, как отмечалось, мотивов этого выбора. Для изучения второго слоя (ЦОЕ) нужна поэтому иная методика, позволяющая вскрыть мотивы выбора. Теория же дает ключ, при помощи которого эти мотивы могут быть обнаружены: это — совпадение ценностных ориентации, касающихся совместной деятельности. Третий слой групповой структуры расположен еще глубже и предполагает еще большее включение индивида в совместную групповую деятельность: на этом уровне члены группы разделяют цели групповой деятельности, и, следовательно, здесь могут быть выявлены наиболее серьезные, значимые мотивы выбора членами группы друг друга. Можно предположить, что мотивы выбора на этом уровне связаны с принятием также общих ценностей, но более абстрактного уровня: ценностей, связанных с более общим отношением к труду, к окружающим, к миру. Этот третий слой отношений был назван «ядром» групповой структуры.
Эта характеристика предстает здесь как определенный процесс развития внутригрупповых связей, соответствующий развитию групповой деятельности. Три слоя групповых структур могут одновременно быть рассмотрены и как три уровня развития группы, в частности, три уровня развития групповой сплоченности (рис. 13). На первом уровне (что соответствует поверхностному слою внутригрупповых отношений) сплоченность действительно выражается развитием эмоциональных контактов (В). На втором уровне (что соответствует второму слою — Ценностно-Ориентационное Единство) происходит дальнейшее сплочение группы, и теперь это выражается в совпадении у членов
группы основной системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности (Б). На третьем уровне (что соответствует «ядерному» слою внутригрупповых отношений) интеграция группы (а значит, и ее сплоченность) проявляется в том, что все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности (А).
Сплоченность и конформизм тесно связаны с референтностью группы.Классификация малых групп.
Условные (номинальные) – реальные (действительные)
Формальные (официальные) – неформальные (неофициальные)Формальные и неформальные малые группы могут быть: 1. слаборазвиты и высокоразвиты; 2. корпорации и коллективы; 3. референтными и нереферентными.
Источник