Эмоциональная грамотность для детей

Содержание
  1. Почему имеет значение эмоциональная грамотность
  2. Читайте также
  3. Эмоциональная грамотность Исходные положения
  4. Мотив имеет значение
  5. Что имеет значение
  6. Размер имеет значение
  7. Эмоциональная грамотность в старом городе
  8. Замаскированная эмоциональная грамотность
  9. Эмоциональная грамотность как предупредительная мера
  10. Меняет ли дело эмоциональная грамотность?
  11. Почему ситуация имеет значение
  12. «Автобиография» имеет значение
  13. Контекст имеет значение
  14. Чтение и понимание эмоций: что такое эмоциональная грамотность и как ее развивать
  15. Цвет имеет значение
  16. Почему фактура имеет значение: выстраивание жизненного опыта
  17. Развитие эмоциональной грамотности детей (памятка для родителей) консультация
  18. Скачать:
  19. Предварительный просмотр:
  20. Развитие эмоциональной грамотности детей
  21. Эмоциональная грамота: 5 способов научить ребенка выражать чувства
  22. Не преуменьшайте
  23. Назовите это
  24. Говорите о чувствах
  25. Игры с эмоциями
  26. Предлагайте альтернативы

Почему имеет значение эмоциональная грамотность

Почему имеет значение эмоциональная грамотность

Эмоциональное развитие ребенка первые три года жизни – наиболее важный аспект его взросления. Оно оказывает гораздо большее влияние на дальнейший жизненный успех, чем интеллектуальное развитие. (Согласно последним исследованиям интеллект определяет только 20 % карьерного и финансового успеха, в то время как эмоциональное развитие – умение управлять своими чувствами и чувствами других людей – определяет 80 %.) Эмоциональная грамотность – основа нашей человеческой эффективности. Это наш первый язык, который навсегда останется самым важным для нас. Если взрослый человек может передать свои чувства партнеру, скоординировать работу целой команды или оставаться спокойным, слушая разгневанного подростка, чьи чувства он задел, это значит, что он использует эмоциональную способность, которая была усвоена им в первые месяцы жизни. По мере взросления процесс продолжается; мы учимся распознавать более тонкие эмоции и правильно управлять людьми. Со временем в нас рождается то, что обычно мы называем мудростью[36].

Здесь кроется глубокая ирония. Пока бизнесмен или бизнесвумен работают допоздна, чтобы позволить себе дорогую школу для собственного ребенка, неприметные взаимоотношения между нанятой няней для ухода за малышом и самим ребенком определяют, станут ли когда-нибудь в будущем родители и дети друзьями или потерпевшими неудачу чужими людьми.

В деле воспитания ребенка – такова природа человека – все должно происходить само собой, без излишних усилий и трюков. Быть родителем – это не наука о ракетостроении. Вам не нужно быть суперродителем, пытаясь «стимулировать» младенца или дать ему «раннее образование». Наоборот, если вы попытаетесь это сделать, то все только испортите. То, что мы обычно делаем, заботясь о детях, – играем с ними, разговариваем, успокаиваем их, улыбаемся им – и есть самое лучшее, что мы можем сделать. Все это – необходимая пища для детского ума, преподнесенная в правильном эмоциональном тоне. Многие родители, передав своего ребенка в руки посторонней няне, часто делают это, потому что не имеют ни малейшего представления о том, сколько всего происходит в эти первые месяцы. Они полагают достаточным, если есть кому накормить ребенка и поменять ему пеленки, взять ребенка на руки, если он плачет, – тогда можно просто «подождать, когда он вырастет». Нет более глубокого заблуждения.

Наблюдения за работой штата яслей даже в лучших детских центрах указывают на то, что общение между воспитателями и детьми протекает очень быстро, зрительный контакт, если он есть, слишком короткий, детей утешают походя, а разговоры сводятся всего лишь к мимоходом брошенной фразе: «Вот умница». Это совсем не то долгое общение, которое происходит между родителем и ребенком. Исследователи заметили, что детские намеки, в особенности такие тонкие, как взгляды, и голосовые сигналы (требующие: «Посмотрите на меня!») часто вообще остаются без внимания[37].

Ребенок обучается через контакт, который должен быть постоянным и знакомым. Слово, которое ученые постоянно употребляют в своих работах снова и снова, – «чуткость». Это означает, что человек, который заботится о малыше, должен любить его, если хочет, чтобы ребенок вырос хорошим человеком.

В этом смысле новый совет исследователей акцентирует наше внимание на практическом определении, что такое любовь: это скрупулезное внимание и долговременная забота. Когда мы кого-то любим, то мы предельно внимательны к ним и ставим их потребности выше своих. В этом и заключается проблема – возложить роль родителей на оплачиваемого воспитателя, который ухаживает за целой группой детей. Воспитатели умеют заботиться о детях, но они редко их любят. Любовь нельзя купить, ее даже нельзя завещать. Любовь нужно чувствовать. Она должна быть единой у двоих людей. И она должна со временем развиваться естественным путем.

Вывод. Никто так не нуждается в любви, как новорожденные дети. Первые месяцы и годы жизни даны природой для того, чтобы научиться любить и быть любимыми – самому главному, что должен уметь человек в своей жизни. Кажется, это очевидно.

– Сканирование ЯМР показывает, что мозг ребенка главным образом развивается после рождения благодаря различному стимулированию первые три года жизни.

– Взаимоотношения на основе любви стимулируют развитие разных участков детского мозга.

– Посредством взаимодействия с родителями развивается эмоциональный язык, который используется детьми для сообщения того, что им требуется.

– Когда родители и воспитатели отзываются на детские эмоции, ребенок учится управлять ими: гасить страх, вызывать восторг, успокаивать гнев. Родители обеспечивают регулирование эмоций, пока ребенок сам не научится это делать.

– Быть эмоционально грамотными, способными любить и доверять – это первые уроки, которые получает ребенок, чтобы прожить счастливую жизнь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Эмоциональная грамотность Исходные положения

Эмоциональная грамотность Исходные положения Аксиома 1 Здоровый человек является эмоционально восприимчивым и ответственным: как способным испытывать эмоции под воздействием других людей, так и ответственным за то, какое эмоциональное воздействие он сам на них

Мотив имеет значение

Мотив имеет значение Случалось ли вам хотя бы раз отвечать самому себе на вопрос, зачем вам деньги и слава? Подумайте об этом прямо сейчас. Что даст вам звездный статус? Почему вы так хотите этого добиться?Я не случайно прошу вас хорошенько поразмыслить о своей мотивации.

Что имеет значение

Что имеет значение «Мне нравится находиться с женщинами, которые познали радость от того, что нашли свое место в жизни, которые знают, что значит больше, чем возраст, и что позволит им укрепить их творческий дух и прожить самобытную жизнь». * * *Что для вас имеет значение: то,

Размер имеет значение

Размер имеет значение Справедливое отношение общества к своим членам касается не только наград, но и ответственности. Например, в последнее время много писалось о том, должны ли банки и другие финансовые фирмы, представляющие собой серьезный системный риск, вообще иметь

Эмоциональная грамотность в старом городе

Эмоциональная грамотность в старом городе Скептики, вполне понятно, поинтересуются, даст ли нужные результаты курс обучения вроде «Науки о себе» в менее привилегированной обстановке, или его введение возможно исключительно в такой небольшой частной школе, как «Новая»,

Замаскированная эмоциональная грамотность

Замаскированная эмоциональная грамотность Поскольку курс обучения уже перегружен из-за постоянного увеличения количества новых тем и насущных проблем, некоторые учителя, вполне понятно ощущающие перегрузку, не соглашаются брать дополнительное время для еще одного

Эмоциональная грамотность как предупредительная мера

Эмоциональная грамотность как предупредительная мера Некоторые наиболее эффективные программы повышения эмоциональной грамотности разрабатывались в качестве вспомогательного средства для решения какой-либо конкретной проблемы, в особенности проблемы насилия.

Меняет ли дело эмоциональная грамотность?

Меняет ли дело эмоциональная грамотность? С некоторых пор всех учителей мучает один и тот же кошмар: однажды утром Тим Шрайвер развернул местную газету и прочел о том, что на одной из улиц Нью-Хейвена в Ламона, его любимца среди бывших учеников, было произведено девять

Почему ситуация имеет значение

Почему ситуация имеет значение В определенной социальной среде, где действуют мощные силы, человеческая природа иногда подвергается трансформациям, столь же кардинальным, как в замечательной истории Роберта Льюиса Стивенсона о докторе Джекиле и мистере Хайде. Интерес

«Автобиография» имеет значение

«Автобиография» имеет значение Трудно сказать, когда начинает развиваться эксплицитная память – осознанное восприятие воспоминаний. Она вступает в дело задолго до того, как ребенок овладевает речью, но только приблизительно к трем годам моменты настоящего достаточно

Контекст имеет значение

Контекст имеет значение Хотя Дуэк говорит, что установка на данность имеется примерно у половины из нас, контекст, в котором рассказывается история, тоже имеет значение.Более того, порой достаточно одной фразы, чтобы направить нас в нужную (или не в нужную) сторону. В ходе

Чтение и понимание эмоций: что такое эмоциональная грамотность и как ее развивать

Чтение и понимание эмоций: что такое эмоциональная грамотность и как ее развивать Об эмоциональной грамотности. Пять ее составляющих. О разнице между эмоциями, чувствами, настроениями и аффектами. Техники развития эмоциональной грамотности. Дневник переживания.

Цвет имеет значение

Цвет имеет значение На наши суждения влияет не только цена. То же относится и к цвету. Согласно исследованиям, восприятие человеком эффективности лекарства зависит также от цвета таблетки. Например, в ходе одного эксперимента участники дружно называли черные и красные

Почему фактура имеет значение: выстраивание жизненного опыта

Почему фактура имеет значение: выстраивание жизненного опыта Мы не замечаем, как фактура самых разных предметов, которых мы касаемся, воздействует на наши суждения, мысли и поступки. Прикосновения к гладкой, шероховатой, твердой или мягкой поверхности влияют на то,

Источник

Развитие эмоциональной грамотности детей (памятка для родителей)
консультация

Советы родителям по развитию эмоциональной грамотности у детей.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_emotsionalnoy_gramotnosti_u_detey_pamyatka_dlya_roditeley.docx 212.98 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной грамотности детей

(памятка для родителей)

Не секрет, что дети испытывают трудности при выражении своих эмоций. Когда ребенок чувствует что-то и не знает, как это выразить, скорей всего, он просто актерски разыграет свои ощущения. Обучение навыкам эмоциональной грамотности является залогом успеха и благополучия в будущем, помогает укреплению саморегуляции, что приводит к улучшению физического и психического здоровья ребенка. Исследования также показали, что эмоционально грамотные дети лучше учатся в школе. Эмоциональную грамотность или эмоциональный интеллект можно представить в виде четырех отдельных компонентов: идентификация (выявление) эмоций, признание эмоций (тех, которые вы чувствуете), знание способов управления и регулирования эмоциями и сопереживание (сочувствие) другим. Способы, с помощью которых вы можете помочь развитию эмоциональной грамотности у своего ребенка:

Иллюстрируйте связь ума и тела. Покажите ребенку, как эмоции могут быть связаны с физическими ощущениями. Например, гнев часто сопровождается покраснением лица, а волнение приводит к неприятными ощущениями в животе. Этот подход будет максимально увеличивать способность вашего ребенка познавать весь спектр возможных эмоций. К тому же, это станет увлекательным способом вынести скрытые эмоции вашего ребенка на поверхность, что поспособствует его самосознанию.

Учите ребенка навыкам самоконтроля. Объясните своему ребенку, что нет эмоций, которые были бы плохи сами по себе. Важно то, как мы управляем этими эмоциями, в частности такими, как гнев. Научите ребенка простому навыку сделать глубокий вдох, а уж затем спокойно описывать свое настроение. Это помогает дистанцироваться от тревожных и беспокойных эмоций и подключает к своим пяти органам чувств, успокаивая интенсивную реакцию. Дети с наличием навыка эмоциональной саморегуляции способны лучше противостоять неуместному поведению, такому как нападки или крики.

Выразите свои собственные эмоции. Сделайте словесное выражение эмоций частью вашей повседневной жизни, используя соответствующий возрасту язык, который будет понятен вашему ребенку. Например, вы можете сказать: «Я расстроена, что мы застряли в этой пробке. Я собираюсь сделать несколько глубоких вздохов, чтобы расслабить мое тело. Это поможет моему расшатанному эмоциональному состоянию». Дети, которые растут в среде, где принято принимать и понимать чувства, становятся более осведомленными об эмоциях и более склонными выражать их надлежащим образом.

Практикуйте обмен опытом. Для маленьких детей очень полезно видеть на практике проявление эмоциональной грамотности у взрослых. Если ваш ребенок борется за игрушку с другим ребенком, вмешайтесь и покажите им, как нужно правильно поделиться ею друг с другом. Например, играйте с игрушкой в течение 20 секунд и затем отдайте ее ребенку, говоря «Твоя очередь». Затем скажите «Его очередь» и предложите, чтобы ваш ребенок передал игрушку другому ребенку. Продолжайте эту образцовую модель поведения, пока они самостоятельно не начнут передавать ее друг другу по очереди. Эти навыки помогают приобретать и сохранять друзей, улучшать коммуникацию и способствуют урегулированию конфликтов.

Научите внимательному осмыслению. Внимательность – это как медитация – она якорем фиксирует ум в настоящем моменте времени. Покажите ребенку, как расслабить тело, которое потом расслабит ум и успокоит мысли. Просто пусть ребенок сядет в удобное положение и попытается заметить все свои мысли в данный момент. После чего перефокусируйте его внимание на расслабившиеся части тела. Исследования показали, что дети демонстрируют высокую исполнительную функцию и поведенческий контроль после приведения себя в состояние внимательного осмысления, что помогает им в учебе.

Используйте истории или фотографии, чтобы обсудить эмоции. Дети сильны в отождествлении себя с персонажами их любимых историй. Прочитайте детские книги, в которых герои испытывают различные чувства и эмоции, и обсудите с ребенком, что он чувствует, когда сам переживает те же эмоции. Для приведения более реалистичных примеров посмотрите на фотографии людей в различных эмоциональных состояниях и попросите, чтобы ваш ребенок определил то, что чувствует каждый из них.

Когда дети знакомятся со способами понимания, принятия и управления своими эмоциями, преимущества неоценимы. Эмоциональная грамотность – это один из величайших подарков, которые вы можете сделать как родитель.

Источник

Эмоциональная грамота: 5 способов научить ребенка выражать чувства

Экология жизни. Дети: И предотвратить крики и истерики. Помните, если вы делаете хоть одно из этих упражнений регулярно, это хороший.

И предотвратить крики и истерики.

Когнитивные способности детей такие же, как попытки съесть хлопья палочками. Вот представьте: все, чего хочет ваш ребенок – игрушки, любовь, снова игрушки – это хлопья. А неумение детей выразить свои желания – это палочки, и когда ребенок не может, символически говоря, схватить палочками ускользающую крупицу, то он взрывается от эмоций и кричит, пинается, бьется о пол и так далее.

Уменьшить это беспокойство можно простым трюком, который называется «эмоциональная грамота», с помощью которой вы учите ребенка расшифровывать его чувства таким образом, чтобы вы их поняли и помогли. Даже если ему нужно просто открыть пачку хлопьев.

Взрослые иногда путают понятия «эмоция» и «чувство», но дети их не понимают вообще. В то время, как исследования команды психологов из Университета Нью-Йорка и неправительственной организации MDRC показывают, что дети с развитой эмоциональной грамотностью менее склонны к тревоге и агрессии. Они развивают просоциальное поведение, направленное на решение проблем окружающих, а это улучшает способности к обучению и психическое здоровье.

Есть несколько способов помочь ребенку распознать его чувства и управлять ими:

Не преуменьшайте

Не отказывайте ребенку в чувствах, иначе он подумает, что испытывать что-то – нехорошо. Поэтому не самая лучшая идея – говорить ребенку, чтобы он не грустил и не злился, даже если у вас наилучшие намерения.

Назовите это

Убедитесь, что ребенок точно знает, как обозначить то или иное чувство, это поможет ему ориентироваться в этом бурном эмоциональном море. Попутно это поможет ему объяснить, что происходит, и вы найдете решение. Здесь ключевым фактором является поддержание беседы о чувствах. Когда дети орут, потому что кто-то взял их игрушку, помогите им назвать свои чувства. Вы можете сказать так: «Похоже, ты разозлился, потому что тот мальчик поступил плохо».

Говорите о чувствах

Даже если вы считаете разговоры о чувствах неуместными, с детьми это делать необходимо. Плачут все, включая взрослых и сильных мужчин и женщин. Ваш рассказ о своих чувствах позволит ребенку непосредственно распознать их в другом человеке. Лучше, если ребенок услышит, что вы опечалены и при этом не лежите на полу и не пинаетесь. Это покажет ему, как можно выражать чувства.

Игры с эмоциями

Дети обожают играть, поэтому обучение эмоциональной грамоте может проходить очень легко — во время ваших обычных игр, просто с несколькими небольшими дополнениями.

  • Попробуйте изменить вашу обычную игру с мягкими игрушками на ролевую с разными характерами. Включите сценарий со скверными персонажами, которые заставляют сердиться.
  • Станьте мимом. Покажите разные эмоции – ярость, грусть, счастье – и пусть ваш ребенок их отгадывает и называет.
  • Сделайте ремикс на песенку If You’re Happy And You Know It, заменяя «счастье» на другие эмоции и способы выражать их, а не просто хлопать в ладоши.

Предлагайте альтернативы

Когда ваш ребенок хочет «взорваться», покажите ему другие пути, как справляться с эмоциями. Покажите, что можно приплясывать вместо того, чтобы лягаться. Глубокий вдох – отличный способ справиться с подступающими слезами.

Помните, если вы делаете хоть одно из этих упражнений регулярно, это хороший способ найти эмоциональный центр вашего ребенка, и, что уж греха таить, и ваш тоже. опубликовано econet.ru

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Источник

Оцените статью