Эмоциональная функция семьи психология

Центр психологического лечения алкоголизма «Сенс»

О центре

Материалы для помощи страдающим алкоголизмом

Алкоголизм и семья

Методические материалы центра

Определение дисфункциональной и функциональной семьи. Функции семьи: эмоционально-психологическая, бытовая-экономическая, воспитательная, социальная, духовно-ценностная. Влияние дисфункциональной родительской семьи на формирование зависимости.

Основную часть психологической предрасположенности к зависимости человек получает в семье.

Для того, чтобы обеспечить нормальное становление человека, семья должна выполнять определенные функции, которые способствуют психологическому здоровью, развитию, социальной стабильности, духовному здоровью и т.д. как всей семьи, так и отдельных ее членов.

Семья, выполняющая эти функции в полной мере – функциональная, не выполняющая – дисфункциональная.

Семья, в которой не выполняются необходимые семейные функции способствует развитию зависимости и созависимости у ее членов (и других психологических растройств). Чем в меньшей степени выполняются эти функции, тем в большей степени есть вероятность возникновения зависимости.

Функциональная семья

Дисфункциональная семья

Эмоционально-психологическая функция семьи – обеспечение семьей эмоционального комфорта и психологического здоровья ее членов.

Теплая, поддерживающая атмосфера

Преобладают положительные эмоции

Эмоциональная открытость (открытое выражение эмоций)

Право на отличные от других эмоции, мысли, взгляды и т.д., эмоциональная разделенность

Холодная, обвинительная атмосфера

Преобладают негативные эмоции

Эмоциональная закрытость (есть эмоции, которые выражать запрещено)

Нет права на отличные от других эмоции, мысли, взгляды и т.д., эмоциональная слитность (вся семья по одному событию должна испытывать одинаковые эмоции)

Бытовая-экономическая функция – обеспечение материальных, бытовых потребностей, физического здоровья.

Равномерное распределение обязанностей, участвуют все работоспособные

Выполняются все бытовые функции

Достаточный доход семьи

Договоренности по распределение обязанностей

Неравномерное распределение обязанностей, участвуют не все работоспособные

Выполняются не все функции быта

Недостаточный доход семьи

Нет договоренностей (диктат либо догадки)

Воспитательная функция – обеспечивает рождение, нормальный рост, воспитание и т.д. новых членов семьи

Здоровая сексуально-эротическая атмосфера в семье (родители при детях могут обняться, поцеловаться, детей вовремя информируют о том, откуда берутся дети и т.д.)

Воспитание меняется в соответствии с потребностями возраста ребенка

Здоровые примеры для подражания

В воспитании гармонично соединены контроль, любящая забота и свобода

Нездоровая сексуально-эротическая атмосфера (запреты на проявления сексуальности и на сексуальные темы, либо развращенность)

Воспитание не соответствует возрасту (относятся либо как к слишком маленькому, либо как к слишком взрослому), отсутствие нормального воспитания

Нездоровые примеры для подражания (выпивка в семье, нездоровое поведение кого-то из членов и т.д.)

Либо только серхконтроль, либо только сверхзабота, либо попустительство

Социальная функция семьи – помогает становлению человека за пределами семьи.

Семья – открытая социальная система

Поддержка в социализации (человек сам выбирает свой социальные путь, идет по нему, а семья его в меру надобности в этом поддерживает)

Поддержка в сложные периоды

Семья – закрытая социальная система (не контактирует с другими, либо ее отвергают другие)

Отсутствие поддержки либо выбор пути социализации за человека (к примеру, родители выбирают куда идти учиться ребенку)

Отсутствие поддержки в сложные периоды либо сверхопека в легкие периоды

Духовно-ценностная функция – обеспечение прав членов семьи, развитие семейных, культуральных и общечеловеческих ценностей

В семье поддерживаются семейные, культуральные и общечеловеческие ценности. На первом месте стоят общечеловеческие ценности, на втором культуральные, на третьем семейные.

Духовное равенство (каждый член семьи ценен одинаково).

Безусловная любовь, равная для всех членов

Право и уважение личной территории

Уважение прав другого на свой свободный выбор

Главенство ценности всей семьи над ценностью отдельных членов

В семье отсутствует воспитание ценностей, либо ценности прививаются жестко, безальтернативно (фанатично религиозная семья, фанатично националистическая семья, культ личности кого-то из родственников в семье).

Духовное неравенство (кто-то более ценен, кто-то менее)

Условная любовь, нелюбовь, неравная любовь к разным членам

Смешанные границы либо барьеры

Неуважение права другого на свой свободный выбор

Главенство ценности отдельных членов над ценностью всей семьи

Важно понимать семейное происхождение своей зависимости, что снимает необоснованную вину за становлением зависимым с себя, но при этом:

1. Снимая вину с себя принимать ответственность за свое выздоровление (а не продолжать употреблять, так как «больной и иначе не могу»).

2. Не перекладывать вину на семью. Здоровым отношением является принятие факта формирования зависимости в семье таким, как есть и принятие своей семьи с ее членами такими, как есть. Выход заключается не в обвинении родных и попыток их изменения, а принятия родных и изменения себя.

Задания к теме «Дисфункциональная семья»:

1. Выберите, какие характеристики дисфункциональной семьи подходят к семье, в которой вы воспитывались. Кратко опишите, как каждая из этих характеристик проявлялась в вашей семье. Кратко опишите, как каждая из характеристик повлияла на развитие у вас зависимости.
2. По каждой характеристик функциональной семьи опишите, как вы будете стараться поддерживать их в своей сегодняшней (или будущей) семье.

С уважением, практический психолог Денис Старков http://www.starkov.kiev.ua/

Рекомендуемые материалы по теме:

Другие лекции из раздела видеокурс психолога
Дениса Старкова «Лекции по химической зависимости «.

Источник

Функции семьи. Основные понятия психологии семьи Функции семьи Структура семьи Динамика семьи

Основные понятия психологии семьи

  1. Функции семьи
  2. Структура семьи
  3. Динамика семьи

Определение семьи:
Семья — это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестёр), которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство. Важнейшие характеристики семьи это её функции, структура и динамика.

Функции семьи

Под функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением членами семьи своих определённых потребностей.

Классификация потребностей по Маслоу — 6 уровней. Более простая — потребность в безопасности, привязанности и достижений.

Функции семьи по потребности:

1. Воспитательная функция

Состоит в удовлетворении членами семьи их психологических потребностей в отцовстве, материнстве, взаимодействии с детьми, воспитании детей и самореализации себя в детях.

Функция семьи относится не только к индивидуальным потребностям человека, но она имеет отношение и к социуму. В отношении к обществу семья, воспитывая детей выполняет функцию социализации подрастающего поколения. Они воспитывают сына или дочь, а также и члена общества. Функция эта является достаточно длительной — от рождения до взрослости. Эта функция ещё и обеспечивает преемственность поколений. Чтобы себя продлить в детях, важно чтобы дети могли продлить себя. А для этого нужно им дать максимум психического, физического и социального здоровья.

2. Хозяйственно — бытовая

Она заключается в удовлетворении членами семьи своих биологических и материальных потребностей и в удовлетворении потребности в сохранении их здоровья — физического, психического и социального. В ходе выполнения семьёй этой функции происходит восстановление физических и психических сил, которые были затрачены в сфере работы.

3. Функция эмоционального обмена

Семья образуется людьми, которые находятся в родственных связях. Эти связи основаны на эмоционально-позитивных контактах, которые называются привязанностью. Эта нормативная привязанность исходно существует между членами семьи и проявляется в переживаниях и выражении своего отношения одного члена семьи к другому. Привязанность мы выражаем в форме эмоций. Их выражать — это для нас аксиома. Постепенно эта привязанность выражается в серьёзной психологической потребности. Это потребность в любви, симпатии, уважении, признании другому, эмоциональной поддержки другого и его психологической защите. Эта функция нормативно предполагает, что члены семьи знают что такое чувства и умеют их выражать и переживать, что ведёт к тому, что в семье возникает эмоциональный обмен. Соответственно поскольку семья — это целостное образование, то не только члены семьи обмениваются эмоциями внутри, но и семья как целое выражает определённую эмоцию и направляет её в окружающую среду. Поэтому эмоциональный обмен выражается не только внутри семьи, но и по отношению к другим семьям и социальным группам. Часто внутри семьи эмоциональный обмен носит один характер, а между семьями совершенно другой. Есть тип семьи «семья – крепость». Внутри неё любовь и симпатия и ненависть к другим семьям. Эмоциональный обмен носит другой характер.

Эта функция считается реализуемой, если между семьёй и окружающей средой происходит постоянный эмоциональный взаимообмен. Это значит, что семья выделяет в виде эмоций в окружающую среду и получает в ответ какие-то переживания. Если этот взаимообмен нарушается, семья переполняется невыраженными и неосознаваемыми чувствами. Это приводит к болезням семьи в целом.

4. Коммуникативная функция

Она состоит в удовлетворении потребности семьи в совместном проведении времени (досуг), взаимном культурном и духовном обогащении и эта функция способствует духовному развитию членов общества. Степень развитости коммуникации в семье соответствует степени развитости коммуникации в обществе. Благодаря коммуникации происходит серьёзный личностный рост. Реализация этой функции ведёт к серьёзному личностному росту членов семьи.

5. Функция первичного социального контроля

Цель общества — не только помочь человеку выжить, но она предполагает и функцию контроля — введение ограничений и запретов, которые помогают выживать их создавшему. Семья — малая социальная группа, в ней новый член общества рождается. Обеспечение выполнения членами семьи социальных норм — важная черта. Особенно те члены семьи, которые не обладают достаточной способностью строить своё поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Такими факторами, ограничивающими способность строить своё поведение являются возраст (семья контролирует детей, престарелых и пожилых членов семьи), факт болезни кого-то из членов семьи, приводящей к инвалидизации (родственники должны осуществлять социальный контроль, как опекуны)

6. Сексуально — эротическая функция

Существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.

Также как и человек имеет дату рождения и смерти, также и семья существует во времени, на каком-то этапе возникает и затем исчезает. У неё также имеются свои фазы развития. Динамический компонент состоит в том, что с течением жизни семьи удельный вес каждой из функций может меняться. Какие-то функции могут выходить на 1-й план, а какие-то на 2-й или вообще исчезать. Появление детей в семье выдвигает на 1-й план функцию воспитания и быта. В молодой семье на 1-м месте может быть секс, в пожилой семье функция воспитания может исчезать. Функции меняются не только в самом цикле развития семьи но и в историческом цикле. В истории были этапы, когда семья из поколения в поколения передавала частную собственность (дворцы), социальное положение (палата Лордов в Британии).

Семья, которая адекватно выполняет всю совокупность своих функций называется функциональной. Если в семье отмечаются нарушения какой-либо функции или нескольких функций вместе, то такая семья называется .дисфункциональной. Она является основным объектом социальной работы, семейного консультирования или семейной терапии. Психолог помогает семье в целом, а не отдельному её члену.Все эти функции связаны друг с другом и на практике очень редко можно столкнуться с изолированным нарушением функции. Восстанавливать приходится 2-3-4 и т.д.функции.

Нарушение функции семьи — это такие черты её жизни, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьёй её основных функций. Например, в семьях моряков нарушаются сексуально-эротические функции семьи.

Источник

Лекция по психологии семьи «Функции семьи»

Тема 2. Ведущие функции семьи и их влияние на семейный уклад.

Функция семьи — это сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов.

Репродуктивная функция состоит в воспроизводстве жизни, т.е. в рождении детей:

Формирование личности ребенка, развитие его способностей, передача подрастающему поколению накопленного обществом опыта.

Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого его члена в течение всей его жизни.

Постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

В основе репродуктивной функции должны учитываться индивидуальные запросы и права каждого из супругов.

Хозяйственно-бытовая функция включает в себя:

Организацию питания в семье;

Приобретение и содержание домашнего имущества;

Благоустройство жилища, создание уюта;

Организация жизни и быта семьи;

Создание и расходование бюджета семьи.

В каждой семье происходит взаимный обмен услугами, именно поэтому необходимо разделение домашних обязанностей между членами семьи.

Также в хозяйственно-экономическую функцию входит передача имущества и финансовые сбережения детям по наследству.

Коммуникативная функция (функция интеллектуального общения):

Посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством;

Влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей средой и характер ее восприятия;

Организация внутрисемейного общения.

Самореализация родительских чувств.

Также эта функция направлена на передачу детям общепризнанных социальных ценностей, обучение детей социальным ролям, признанным в обществе.

Психотерапевтическая функция ( эмоциональная функция) : семья играет огромную роль в снижении уровня негативных переживаний и нервно-психического напряжения членов семьи. Психотерапевтическая функция семьи сопряжена с получением удовольствия от простого общения друг с другом, наблюдения за деятельностью друг друга, с включением с кем-то из членов семьи в совместную деятельность или развлечение. Также удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите.

Функция психотерапевтического общения реализуется более успешно, если семья поддерживает широкие контакты и дружественные отношения со своими родственниками (бабушки-дедушки, тети-дяди и тд.)

Сексуально-эротическая функция : ориентация на сексуальные потребности и отношения является одной из важнейших ориентаций молодых людей при вступлении в брак.

Функция социального контроля: это ответственность одних членов семьи за поведение других ее членов в обществе, различных сферах деятельности.

Тема «Ведущие функции семьи и их влияние на семейный уклад»

Выполните задание: ответьте на вопросы

вопрос № 1
К функциям семьи относится

социализация личности
определение минимального размера оплаты труда
установление системы школьного образования
определение размеров коммунальных платежей

Вопрос № 2
Кризис современной семьи вызван

увеличением рождаемости
отсутствием равноправия мужчин и женщин
возрастанием трудовой занятости женщин вне дома
различием политических взглядов супругов

Вопрос № 3
Кризис современной семьи связан с

ростом стремления людей к личной свободе и автономии
возрастание роли женщины как матери и хозяйки дома
подчинение старшим младших
раздельное проживание разных поколений родственников

Вопрос № 4
К основам патриархальной семьи относится

главенствующее положение отца семейства
возрастание роли женщины как матери и хозяйки дома
подчинение старшим младших
раздельное проживание разных поколений родственников

Вопрос № 5
Что характеризует репродуктивную функцию семьи

воспитание детей в традициях семьи
опека над малолетними и престарелыми
воспроизводство населения
создание благоприятного психологического климата в семье

Вопрос № 6
Взрослая внучка Л. ухаживает за своей бабушкой: помогает по дому, приносит продукты, готовит еду. Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример

воспитательную
социального контроля
хозяйственно-бытовую
регулирование отношений полов

Вопрос № 7
Верны ли следующие суждения?
А. Малообеспеченным семьям необходима государственная поддержка.
Б. Поддерживая неблагополучные семьи, государство ослабляет стабильность в обществе.

верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

Вопрос № 8
Верны ли следующие суждения?
А. В современном обществе возрастает трудовая занятость женщины.
Б. В современном обществе возникают новые формы семьи.

верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

Вопрос № 9
Верны ли следующие суждения?
А. В современном обществе преобладает патриархальный тип семьи.
Б. В ряде стран увеличивается число «свободных союзов».

верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения?
А. В современном обществе трудовая занятость женщин вне дома снижается.
Б. Семья остается одной из ценностей общества.

верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

Вопрос № 11
Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья является одним из институтов социализации подрастающего поколения.
Б. Основой семьи может стать брак или кровное родство.

верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

Вопрос № 12
Найдите в приведенном ниже списке характеристики традиционной (патриархальной) семьи.

отец семейства занимает главенствующее положение
главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни
представители нескольких поколений ведут совместное хозяйство
взрослые дети живут отдельно от родителей

Источник

Оцените статью