Эмоциональная экспрессивность что это

Дипломная работа Понимание невербальной эмоциональной экспрессии младшими подростками

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

2. Эмоциональная экспрессия как проявление эмоционального интеллекта

Термин «экспрессия» переводится на русский язык как выразительность, яркое проявление чувств, настроений. В общем, экспрессия определяется как выразительное поведение человека (В.А. Лабунская, 1986). Экспрессия толкуется так же, как предъявление вовне (другому человеку, группе лиц) скрытых для непосредственного наблюдения психологических особенностей личности. Экспрессивность означает степень выраженности того или иного чувства, настроения, состояния, отношения и т. д.

Таким образом, в существующих определениях экспрессии и экспрессивности имеются указания на связь данного явления с духовным и душевным миром человека.

Суть данной связи в контексте психологии видится в том, что экспрессии отводится место не просто внешнего сопровождения психических явлений. Она трактуется как часть этих явлений, как форма их существования. Поэтому можно говорить об экспрессии как о личностном образовании, как инструменте познания внутреннего мира человека, как о его внешнем Я (В.А. Лабунская, 1999).

Все явления экспрессии подразделяются на следующие относительно самостоятельные области изучения: выразительные движения и физиогномику.

Физиогномика — это экспрессия лица и фигуры человека, взятая безотносительно к выразительным движениям и обусловленная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей.

Под выразительными движениями понимаются широко развитые периферические изменения, охватывающие при эмоциях весь организм. Захватывая систему мышц лица, всего тела, они проявляются в так называемых выразительных движениях, выражающихся в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения всего тела) и «вокальной мимике» (выражение эмоций в интонации и тембре голоса)». Иногда все выразительные движения обозначаются термином «жест». Так, Г. Гибш и М. Форверг пишут: «Под жестами следует понимать определенные более или менее отчетливо воспринимаемые и описываемые свойства общей моторики преимущественно поверхности тела (лица — мимика, всего тела — пантомимика, рук и кистей рук — жестикуляция)». Нетрудно заметить, что эти два определения имеют отношения к одному явлению — выразительным движениям человека, так как в них подчеркивается связь этих движений со скрытыми для внешнего наблюдения психологическими явлениями (В.А. Лабунская, 1986).

Выражение — это нечто устойчивое, присущее только данному человеку, даже если имеет отношение к динамическим структурам личности (однотипно радуется, гневается, проявляет агрессию и т.д.).

Существует несколько типов выражения:

1. Толкование выражения в широком смысле, ставящее его в один ряд с такими понятиями, как отражение. В этом случае субъект выражения — это все его «максимальное бытие», представленное во всех внешних проявлениях.

2. Толкование выражения в узком смысле как категории, охватывающей персональное, личностное бытие. Субъект выражения — это несколько устойчивых черт, стиль, манера.

3. Выражение как однотипное проявление какого-то чувства или отношения, состояния.

4. Выражение как динамическое явление, соответствующее конкретным состояниям, отношениям личности (В.А. Лабунская, 1999).

Понимание эмоциональной экспрессии можно трактовать как проявление эмоционального интеллекта , включающего, по мнению П. Сэловья и Д. Мейера, способность отслеживать свои и чужие эмоции, различать их между собой и использовать эту информацию для управления своими мыслями и действиями (Д.В. Ушаков, 2009, с.20). Несмотря на существование разных подходов к трактовке эмоционального интеллекта, все авторы имеют в виду способность к познанию эмоционального мира людей. Может показаться, что эмоциональный интеллект — частный случай социального интеллекта. Однако нам представляется, что эти два понятия — скорее пересекающиеся множества. Эмоциональный интеллект может направляться человеком как на других людей, так и на самого себя, т. е. на познание собственных эмоций. Именно этот второй его аспект выходит за рамки традиционного понимания социального интеллекта (Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков, 2004, с.6).

Испытывать чувства и понимать их – не одно и то же. Эмоциональный интеллект заключается фактически в том, чтобы поставить эмоциональность на службу решению тех или иных задач, формулируемых в рамках рациональной системы поведения. Таким образом, следует ожидать, что условиями высокого развития эмоционального интеллекта должны выступить достаточные показатели общего интеллекта на фоне развитой эмоциональной сферы (Д.В. Ушаков, 2009, с.28).

3. Невербальное проявление эмоциональной экспрессии

До последнего времени является остро дискуссионным вопрос о том: «Могут ли невербальное поведение, экспрессия, невербальные коммуникации рассматриваться в качестве кода, имеющего четкое психологическое значение?»

В результате анализа и сравнения различных подходов к проблеме кодирования коммуникативных интенций напрашивается вывод о том, что элементы невербального поведения, экспрессии могут сознательно выбираться с целью кодирования и последующей передачи состояний, отношений, но в структуре кода также будут находиться элементы, степень осознания которых будет заметно различаться.

Одним из решений проблемы определения индикативных возможностей невербального поведения является разработка классификаций, учитывающих природу, источники формирования, тип кода, условия общения, связь невербального поведения и речи. Такое решение проблемы было предложено П. Экманом и У. Фризеном (цит. по В.А. Лабунская, 1999). На основе вышеназванных параметров ими выделены пять типов невербального поведения:

1) «эмблемы» — устойчивые коды, имеют вербальный эквивалент, культурно-специфичны, употребляются осознанно;

2) «иллюстраторы» — связаны с речью, кодом в прямом смысле слова не являются, употребляются как осознанно, так и неосознанно;

3) «регуляторы» — невербальные коды, поддерживающие общение;

4) «экспрессивные» лицевые знаки;

5) «адапторы» — это остаточные формы когда-то целесообразных действий, сопровождающих потребности человека, их функции в общении заключаются недостаточно осознанно в поддержке, защите себя. Употребляются «адапторы» тогда, когда человек находится в состоянии дискомфорта, значение их, как и «иллюстраторов», неустойчиво (потер нос, схватился за мочку уха), появляется в соответствии с контекстом общения.

Противоречия в оценке кодирующей функции невербального поведения возникают тогда, когда рассматриваются естественные, произвольные, неосознаваемые комплексы невербальных движений. Знаковая функция символических, аситуативных, осознаваемых элементов невербального поведения фактически не вызывает сомнения. К ним относятся конвенциональные мины, жесты, позы, ритуалы приветствия и прощания, фиксированное культурой пространство общения (В.А. Лабунская, 1999).

4. Особенности невербальной экспрессии у младших подростков

Подростковый возраст — период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11—12 до 14—15 лет) (О.П. Солодилова, 2004, с.210).

Подростковый период — период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости (И.В. Шаповаленко, 2004, с.242).

В этом возрасте ребенок овладевает своим поведением. Он более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома и в общественных местах, улавливает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои эмоции, особенно негативные . Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные (чувство товарищества, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости). Тем не менее, для младшего школьника вполне характерны неустойчивость нравственного облика, непостоянство переживаний и отношений (И.В. Шаповаленко, 2004, с.238).

В психологической науке существует несколько принципиальных позиций рассмотрения периода 9—11 лет. Некоторые исследователи считают этот возраст началом стабильного подросткового периода (Л.С. Выготский), другие — частью критического (в целом) подросткового возраста (Л.И. Божович и др.) или окончанием детского возраста, латентной стадией (3. Фрейд). Д. Б. Эльконин рассматривает этот период как кризис между стабильными младшим школьным и подростковым возрастами. Данный возраст часто обозначают как младший подростковый (И.В. Шаповаленко, 2004, с.238).

Характерной чертой младших подростков является их склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Для детей на пороге их перехода в новый возраст важным оказывается расширение психологического времени жизни, которое, по данным многих исследователей, связано с реорганизацией представления о себе. (К.Н. Поливанова, 2000, с.153).

В 12—14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием “подросткового кризиса”. Внешне он проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д.

Подростковый кризис, по мнению Л.И. Божович, связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию. Механизмом развития самосознания является рефлексия. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания особенно возрастают в силу замечаний учителей об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам (О.П. Солодилова, 2004, с. 217).

Основным психологическим содержанием предподросткового кризиса является, по мнению К.Н. Поливановой, рефлексивный « оборот на себя ». Сформированное в предшествующий стабильный период рефлексивное отношение к мере собственных возможностей в учебной деятельности переносится в сферу самосознания.

Во время перестройки всей социальной ситуации развития ребенка возникает «ориентировка на себя», на свои качества и умения как основное условие решения разного рода задач. Поведение детей не просто теряет непосредственный характер, в это время наблюдается стремление к нарочитой взрослости. Общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития (И.В. Шаповаленко,2004, с.239).

Общение является для подростков очень важным информационным каналом (О.П. Солодилова, 2004, с.234). Главная тенденция в развитии подростка — переориентация общения с родителей и учителей на сверстников (О.П. Солодилова, 2004, с.233).

Общение — специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права.

Общение — специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения. Проблема эмоционального контакта младших подростков заключается, по мнению Д. Майерса (Р. Майерс, 2012, с.45), в том, что эмоции иногда предшествуют мыслям, анализу ситуации и своего поведения в ней.

Психологи считают, что общение включает две противоречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников.

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость (О.П. Солодилова, 2004, с.234).

5. Методы изучения и развития эмоционального интеллекта и эмоциональной экспрессии

Было установлено, что задачные тесты эмоционального интеллекта коррелируют с общим интеллектом, хотя и не очень сильно (Д.В. Ушаков, 2009, с.21).

Если рассмотреть с этой точки зрения существующие тесты эмоционального интеллекта, то становится очевидно, что они апеллируют к рефлексии высокого уровня, поскольку сама процедура стандартизированного тестирования отдаляет испытуемого от непосредственного контакта с другим человеком, предоставляя суррогат этого контакта: часто – текст, иногда – фотографию либо рисунок, редко – видео- или звукозапись.

Неудивительно, что построенные таким способом тесты, с одной стороны, не исследуют способностей человека, отличных от интеллекта, а с другой – мало что добавляют в плане предсказания его социальной эффективности (Д.В. Ушаков, 2009, с.28).

Опросники эмоционального интеллекта с общим интеллектом почти не коррелируют. Однако они, в отличие от задачных тестов, значимо коррелируют с личностными чертами (Д.В. Ушаков, 2009, с.21).

В то же время опросниковые тесты тоже не являются радикальным решением проблемы, поскольку, как уже отмечалось, передают измеряемое свойство, переломленное через призму самооценки и самопрезентации испытуемого (Д.В. Ушаков, 2009, с.28).

Все это означает, что двух связанных между собой способов оценки эмоционального интеллекта не существует. Опросники и задачные тесты не измеряют одну и ту же способность (Д.В. Ушаков, 2009, с.22).

Следовательно, ключ к решению проблемы эмоционального интеллекта следует искать в анализе живой эмоциональности (Д.В. Ушаков, 2009, с.29).

«Методика диагностики уровня развития способностей к адекватному пониманию невербального поведения» (Е.А. Петрова, А.А. Родионова упоминают о ней, как о методике «Адекватность интерпретации невербального поведения» (Е.А. Петрова, А.А. Родионова, 2004, с.84)) (В.А. Лабунская, 1999) состоит из восьми задач, которые предлагаются испытуемым для решения и основаны на адекватности понимания состояний и отношений человека в оценке (цит. по Д.В. Ушаков, 2004, с.144):

•его позы (предъявляются 6 схематических изображений фигуры человека в определенной позе, необходимо определить, какому состоянию они соответствуют);

•его мимики (предъявляются 6 фотографий человека, необходимо определить его эмоциональное состояние);

•его интеллектуально-волевых состояний (предъявляются 6 рисунков, изображающих человека с характерным выражением лица и жестами, испытуемый определяет интеллектуально-волевое состояние персонажа);

•невербальной интеракции (предъявляются 6 рисунков с изображением поведения группы людей, необходимо определить отношения между ними, а также их социальный статус);

•различных элементов невербального поведения (предъявляются 8 изображений позы человека и фотографии людей (по 3 к каждой позе), выражающих с помощью мимики определенное эмоциональное состояние; нужно подобрать соответствующее позе выражение лица);

•регуляции отношений между людьми в эмоционально-отрицательную сторону (предъявляется картинка, на левой стороне которой изображена конфликтная ситуация из теста Розенцвейга, на правой — фото человека, выражающего определенную эмоцию; испытуемый выбирает то выражение лица, которое усиливает конфликт);

•регуляции отношений между людьми в эмоционально-положительную сторону (используется тот же стимульный материал, но испытуемому нужно выбрать то выражение лица, которое способствует разрешению конфликтной ситуации);

•установления связей между вербальным и невербальным поведением человека (необходимо подобрать к предъявляемым выражениям лица соответствующую им фразу).

Оценка параметров осуществляется по трехбалльной шкале.

Близким к социальному интеллекту является понятие эмоционального интеллекта, для оценки которого также были разработаны различные тесты. Наиболее известный из них — Многофакторную шкалу эмоционального интеллекта — разработали Саловей и Майер (Mayer, Salovey, 1997). Тест направлен на выявление четырех основных типов способностей (Д.В. Ушаков, 2004, с.144).

Источник

Оцените статью