- ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТА Р.ЖИЛЯ
- Для исследования межличностных отношений в семье
- Ольга БАРАНОВА
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
- РУССКИЙ ВАРИАНТ
- ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ
- ПОЗИЦИЯ РЕБЕНКА И ОЖИДАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
- Методика Рене Жиля
- Методика Рене Жиля
- Методика Рене Жиля для школьников младших классов: как правильно использовать
- Сущность методики тестирования Рене Жиля для школьников младших классов: цели, способы, результат
- Проведение исследования
- Обработка результатов тестирования и итоговые выводы
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТА Р.ЖИЛЯ
Для исследования межличностных отношений в семье
Ольга БАРАНОВА
Выводы о характере межличностных отношений должны, в первую очередь, базироваться на наблюдении. Однако далеко не всегда у психолога имеются возможности для глубокого и всестороннего наблюдения, и тогда ему приходится моделировать межличностные связи клиентов. Нередко даже взрослому человеку бывает трудно с помощью речевых конструкций обозначить тонкие оттенки отношений, поэтому многие подобные тесты носят невербальный характер.
Для моделирования межличностных отношений широко используются неоднозначные рисунки (например, ТАТ и его многочисленные модификации, тест Розенцвейга и т.п.). Оценивая ситуацию на рисунках, испытуемый руководствуется личным опытом, своим знанием сферы отношений, собственной интерпретацией изображенных людей и предметов.
Особенности стимульного материала в каждой методике определяются задачей исследования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Тест Рене Жиля (Le Test-Film, Rene’ Gille) был сконструирован для исследования личности, для выявления особенностей отношения испытуемого к близким людям (в первую очередь к членам семьи), для определения референтной группы испытуемого. Это проективная визуально-вербальная методика. Она была опубликована Р. Жилем в 1959 году и предназначалась для обследования детей.
Методика представляет собой нечто среднее между анкетой и проективным тестом. Стимульный материал теста Р. Жиля состоит из 69 стандартных картинок, на которых изображены дети, дети и взрослые. Он также содержит тестовые задания, направленные на выявление особенностей поведения ребенка в разнообразных жизненных ситуациях, актуальных для него и затрагивающих отношения с другими людьми.
Например, на картинке нарисована семья, расположившаяся за столом. Ребенку нужно выбрать себе место. В тестовых заданиях предлагается ответить на вопросы, например: «С кем ты любишь играть? С детьми твоего возраста, младше тебя, старше тебя?»
Завершается обследование опросом, в процессе которого уточняются интересующие психолога данные.
Тест дает возможность описать систему личностных отношений ребенка. В результате исследователь получает следующие показатели:
— характеристики конкретно-личностных отношений ребенка с другими людьми: матерью, отцом, обоими родителями, братьями и сестрами, бабушкой и дедушкой, другом (подругой), учителем (воспитателем или другим авторитетным для ребенка взрослым);
— особенности самого ребенка: любознательность, стремление к доминированию в группе, стремление к общению с другими детьми в больших группах, отгороженность от других, стремление к уединению, социальная адекватность поведения.
Все показатели, помимо качественной оценки, получают свое количественное выражение. Несмотря на то что необходима дальнейшая работа по изучению валидности и надежности теста Р. Жиля, проведенные исследования свидетельствуют о значительной диагностической ценности данных, получаемых с его помощью.
РУССКИЙ ВАРИАНТ
Русскоязычная адаптация методики Р. Жиля была сделана в 1976–1978 годах И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой. Они использовали тест для исследования социальной приспособленности ребенка, особенностей его личностных отношений с окружающими, некоторых поведенческих характеристик и черт личности.
По мнению этих исследователей, методика «позволяет получить информацию, существенно дополняющую представление о внутреннем мире ребенка, и поэтому может использоваться в целях коррекции его личности и поведения. Выявление нарушенной системы отношений ребенка дает ключ к пониманию того, как, воздействуя на эти отношения, можно влиять на дальнейшее развитие личности ребенка и корректировать его» (Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. «Методика исследования межличностных отношений ребенка. Методическое пособие». Серия: Психодиагностика детей и подростков. Выпуск 7. М.: Фолиум, 1994. c. 3)
Данная адаптация проходила с учетом речевого развития здоровых детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также подростков с разными формами патологий (например, стеснительных, робких, замкнутых, аутичных) или с задержками развития.
Методика может использоваться при работе с детьми от 4–5 до 11–12 лет. Особенно эффективна она для испытуемых, которые отличаются недостаточным развитием речи, а также для тех, кто вследствие интеллектуальных или эмоциональных нарушений испытывает трудности при интерпретации неоднозначного стимульного материала. При обследовании от испытуемого не требуется развернутого рассказа, психологу достаточно знать его выбор на картинках: кто выбран и в каких ситуациях, где и на каком расстоянии от определенных лиц помещает себя субъект, какие варианты поведения предпочитает в предлагаемых ему текстовых заданиях.
И.Н. Гильяшева и Н.Д. Игнатьева указывают на важность раннего обследования ребенка. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте начинает формироваться его личность и складываются важные для него личностные отношения, в первую очередь в ближайшем социальном окружении. Поэтому необходима своевременная коррекция отклонений в этой сфере, так как негативные межличностные отношения могут неблагоприятно отразиться на адаптации ребенка в детском саду и в школе, препятствовать гармоничности формирования его психики, способствовать развитию невроза.
Русскоязычный адаптированный вариант методики Р. Жиля состоит из 42 заданий: это 25 картинок с кратким текстом и вопросами, обращенными к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ
Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам.
Содержание картинок различно. На некоторых из них изображена семья, расположившаяся за столом, на природе, на прогулке. На некоторых — группа детей, играющих во что-то или слушающих взрослого.
Рисунки достаточно схематичны, несущественные детали опущены, что облегчает идентификацию испытуемого с тем или иным персонажем. Последние же представляют собой скорее соотношение позиций, нежели эмоциональный настрой по отношению друг к другу.
Ребенку предлагается выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе (указать на него, отметить крестиком на рисунке). Авторы рекомендуют после выбора, сделанного ребенком, дополнять инструкции вопросами обо всех нарисованных, но не обозначенных на картинках людях (однако эти данные учитываются лишь как дополнительные и анализируются и интерпретируются только на качественном уровне), а также записывать порядок называемых персонажей.
В текстовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения в определенных ситуациях.
По окончании исследования психолог в беседе с ребенком выясняет все те моменты, о которых испытуемый не сообщил сам. При необходимости полученные данные дополняются результатами бесед с родителями, педагогами, воспитателем, лечащим врачом, а также результатами игровых методик.
И.Н. Гильяшева и Н.Д. Игнатьева предлагают не только качественно анализировать результаты, но и высчитывать количественную оценку, строить графический профиль межличностных отношений испытуемого.
В комплект методики входят:
— методическое пособие;
— набор заданий;
— регистрационный лист;
— таблицы распределения заданий по шкалам.
Количественные результаты помогают получить дополнительную информацию для сравнительного анализа экспериментально-психологических данных, полученных при обследовании больших групп испытуемых.
Однако в процессе количественного анализа «возможны потери важной психологической информации и исходных целей проективного тестирования: выявление малодоступных обобщенному пониманию индивидуальных особенностей ребенка, а также скрытых для окружающих проблем ребенка» (А.К. Осницкий).
Изучение структуры конкретно-личностных отношений здоровых детей и детей-эпилептиков в исследовательской работе И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой подтвердило текущую валидность теста. Напомним, что под текущей валидностью понимается характеристика теста, отражающая его способность различать испытуемых на основании диагностического признака, являющегося объектом исследования в данной методике. Основной процедурой определения текущей валидности является корреляционный анализ связи результатов теста с критериальными характеристиками исследуемого свойства. Распространенным способом характеристики диагностической эффективности методики является сравнение контрастных групп. Текущая валидность может определяться и на основании сопоставления оценок и заключений по валидизируемому тесту с результатами другой методики, валидность которой является установленной (Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999).
ПОЗИЦИЯ РЕБЕНКА И ОЖИДАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
А.К. Осницкий в 1996–1997 годах расширил область применения теста Р. Жиля. Он использовал тест в индивидуальном консультировании для обнаружения проблем ребенка и его близких, возникающих в процессе семейного взаимодействия. Автор отмечает, что данная методика наилучшим образом заменяет традиционную беседу первичного знакомства психолога с ребенком и способствует быстрому установлению контакта. Он также уточняет возраст испытуемых и рекомендует использовать этот тест с 5–6 лет.
А.К. Осницкий предлагает проводить семейную консультацию по следующему плану.
Сначала ребенок отвечает на вопросы теста Р. Жиля, раскрывая свои жизненно важные проблемы.
Затем ребенок получает задание для самостоятельной работы (сделать рисунок, ответить на вопросы и т.п.). В это время психолог работает с родителями, предлагая им угадать на картинках теста Р. Жиля позиции, выбранные их ребенком. Так выстраивается картина понимания родителями отношений ребенка с окружающим миром.
Далее высчитывается степень совпадения выборов ребенка и угадывания их родителем.
Автор обращает внимание на часто встречающуюся ситуацию, когда позиции ребенка не соответствуют ожиданиям взрослых.
Далее психолог либо сразу ищет пути разрешения или смягчения проблем ребенка, либо предварительно подводит родителей к пониманию собственных ошибок в восприятии его проблем.
Для удобства работы А.К. Осницкий разработал бланк регистрации ответов с окошками, который позволяет увидеть совпадение/несовпадение ответов взрослого и ребенка.
Источник
Методика Рене Жиля
Методика Рене Жиля
Методика Рене Жиля предназначена для изучения отношений ребенка в семье, в его окружении. Методика поможет при выяснении причин агрессивности и тревожности. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
Методика является визуально-словесной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.
Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.
Простота и схематичность, отличающие методику Рене Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого ребенка, но дают возможность относительно большей ее формализации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.
Методику Рене Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой переходную форму между анкетой и проективным тестам. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности.
Источник
Методика Рене Жиля для школьников младших классов: как правильно использовать
Осуществить многогранную психологическую диагностику младших школьников помогут разнообразные методики, которые будут одновременно интересны детям и не приведут к интеллектуальному и эмоциональному перенапряжению. Исследование на основе методики рене Жиля окажет существенную помощь в формировании более глубокого понимания внутреннего мира ребёнка, его потребностей и психологических проблем. В дальнейшем полученные данные помогут специалистам определить важные направления профилактических и коррекционных мер психологического воздействия на развивающуюся личность ребёнка.
Содержание Свернуть
Сущность методики тестирования Рене Жиля для школьников младших классов: цели, способы, результат
Полупроективная визуально-вербальная методика «Фильм-тест» Рене Жиля используется в диагностике уровня социально-психологической адаптации ребёнка, особенностей его взаимоотношений с окружающими людьми, а также для выявления доминирующих черт характера и приоритетной поведенческой модели.
Методика была презентована Рене Жилем в 1959 году, её цель была определена как исследование личности ребёнка.
Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать её в своём ребёнке, начиная с той минуты, когда ребёнок почувствовал своё «я» и отделил себя от окружающего мира.
Писарев Д. И.
Отечественный адаптированный вариант тестирования был предложен И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой в 1972 году и приобрёл известность и признание у профессиональных психологов как «Фильм-тест» Р. Жиля. Преимуществом этой методики является её промежуточная форма между анкетированием и тестами проективного характера.
Принципы «Фильма-теста»:
- Проективный перенос — глубинные стереотипы и поведенческие мотивы проявляются прямо или опосредованно в проигрывании тестовой ситуации, не провоцируя при этом защитной реакции тестируемого.
- Символическая линейность — прямые расстояния между персонажами, изображёнными на картинке в вымышленной ситуации, обнаруживают эмоциональную дистанцию в отношениях с реальными людьми. Выбор короткой, близкой дистанции свидетельствует о положительном характере эмоциональных связей.
Методика широко используется школьными психологами при диагностике детей в возрастном диапазоне от четырёх до двенадцати лет, но в случаях наблюдаемого инфантилизма или отсталости психоэмоционального развития допускается применение и в более старшем возрасте. Стоит учитывать, что тестирование одиннадцатилетних детей резко утрачивает характер проективности, поскольку ответы приобретают прямолинейный характер. Особую эффективность исследование продемонстрировало в процессе работы с детьми, имеющими проблемы речевого развития, так как от ребёнка не требуется развёрнутого ответа, специалисту достаточно знать его выбор на карточке с изображением конкретной ситуации, расстояние, которое определяет для себя ребёнок от нарисованных объектов, его поведенческие приоритеты.
Наиболее значимым диагностическим плюсом теста является широкий диапазон социально-психологических характеристик ребёнка:
- Личные эмоциональные отношения ребёнка с кругом близких и дальних родственников, друзьями и сверстниками, другими взрослыми (учитель, тренер и т. д.).
- Личностные характеристики самого ребёнка: познавательная активность, общительность или замкнутость, стремление лидировать в коллективе сверстников или обособленность, враждебность или добродушие, реакция на жизненные ситуации фрустрации (преграда, помеха, препятствие на пути к достижению цели).
Методика предлагает тринадцать показателей и аналогичное количество шкал:
- «Отношение к матери»;
- «Отношение к отцу»;
- «Отношение к обоим родителям», «Родители как чета»;
- «Отношение к братьям и сёстрам»;
- «Отношение к дедушке и другим родственникам»;
- «Отношение к другу»;
- «Отношение к учителю»;
- «Любознательность»;
- «Стремление к доминированию»;
- «Стремление к общению в больших группах детей»;
- «Конфликтность, агрессивность»;
- «Реакция на фрустрацию», «Социальная адекватность поведения»;
- «Стремление к уединению, отгороженность».
Содержание теста: ребёнку предлагают внимательно рассмотреть сюжетные картинки, ответить на сопровождающие их вопросы, определиться с местом своего «я» на рисунке, рассказать о своей реакции на происходящие события и выбрать сценарий своего поведения. Исследователь во время проведения тестирования беседует с ребёнком, уточняет ответы, просит подробнее рассказать о причинах того или иного выбора, осуществлённого испытуемым, узнаёт информацию о членах семьи и других персонажах, которые изображены на карточках, но не определены (важно фиксировать порядок, в котором ребёнок их называет).
Помимо тестирования самого ребёнка некоторые исследователи предлагают активно сотрудничать с родителями, обращаясь к ним с просьбой предположить и показать позиции, которые предпочёл бы их ребёнок («какое бы место выбрал ваш сын или ваша дочь»). Таким образом, психолог получает расширенную информацию по поводу представлений родителей о характере отношений их ребёнка с окружающим миром. Отмечается высокий уровень несовпадений ожиданий родителей и реального выбора их ребёнка.
«Фильм-тест» очень популярен в практике консультирования, поскольку помогает не только выявить проблемы, но и проследить дальнейшую траекторию результативности психологической терапии. Специалисты рекомендуют вместе с методикой Рене Жиля использовать графический тест «Рисунок семьи», который поможет уточнить показатели отношений ребёнка с родственниками, что сделает итоговые выводы более достоверными и объективными.
Проведение исследования
Тест является эффективным инструментарием, помогающим установить контакт с ребёнком и выстроить доверительное взаимодействие. Порядок проведения тестирования:
- Психолог предлагает внимательно рассмотреть рисунки, изображающие вполне знакомые и понятные ребёнку ситуации, прочитать задание (при слабом владении техникой чтения ученикам первого-второго класса задание поможет прочитать взрослый).
- Ребёнок озвучивает своё решение или показывает позицию, наиболее приемлемую для него в конкретном эпизоде.
- С помощью дополнительных уточняющих вопросов психолога ребёнок сопровождает свой выбор рассказом, моделирующим и объясняющим его поведение.
- Выбор ребёнка в виде графической отметки фиксируется психологом или самим тестируемым в стандартном бланке карточек стимульного материала, в дальнейшем этот бланк не используется, особенно если речь идёт о групповом варианте методики.
Рекомендуется использовать рабочую тетрадь для схематичного изображения тестовых ситуаций и упражнений. В таком своеобразном тестовом блокноте со слов ребёнка исследователь отмечает его выбор и делает записи-комментарии о сопутствующих репликах и поведении ребёнка, в этом случае бланки стимульного материала не используются.
Пример схематичного оформления тестового задания.
Стимульный материал.
Авторский комплект стимульного материала включает 69 карточек с изображением стандартных жизненных ситуаций, которые могут быть важны для ребёнка, а также задания в форме тестов. Русифицированный вариант насчитывает сорок два задания (двадцать пять из них в виде карточек с картинками, а семнадцать представлены в качестве тестовых заданий). Рисунки не передают информацию об эмоциональном настрое изображённых фигурок. Стимульные карточки лишь схематично передают расположение изображённых людей и оставляют за испытуемым право самостоятельно «наполнить эмоциями» лицо любого персонажа. Все эпизоды условно можно отнести к трём примерно равноценным группам, каждая из которых соответствует определённому типу взаимодействия между тестируемым и объектами на картинке:
- отношения ребёнка со взрослым окружением (1, 3, 7, 14, 26, 27, 28, 29, 32, 37, 38, 41);
- взаимодействие со сверстниками (20, 21, 22, 23, 24, 25, 33, 34, 35, 39);
- тестируемый одновременно выстраивает взаимоотношения с детьми и взрослыми (2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 30, 40, 42).
Тестирование применяется как в индивидуальном, так и коллективном формате, однако, стоит заметить, что индивидуальное общение позволяет полнее отследить разнообразные реакции и получить более подробную и ценную информацию, повышающую уровень валидности итоговых выводов исследования. На практике психолог сталкивается с различной реакцией детей на тестирование: некоторые из них общаются непринуждённо и с интересом, другие же предпочитают свои ответы зафиксировать письменно и не вступать в вербальный контакт с исследователем. Стоит проявлять деликатность и уважать право выбора ребёнком способа проведения обследования.
Обработка результатов тестирования и итоговые выводы
Построение профиля базируется на внимательном прочтении и творческой интерпретации каждого тестового сюжета. Оформление итоговых выводов проходит три этапа.
Этап 1. Создание профиля взаимоотношений ребёнка с окружающими его личностями.
Исследователь работает в системе координат, состоящей из двух параметров:
- номер задания по шкале, например, шкала № 2 «Отношение к отцу»;
- задания, относящиеся к этой шкале по таблице, например, к шкале № 2 относятся двадцать вопросов.
Если ребёнок выбирает позицию в непосредственной близости к отцу, то такой выбор даёт основание исследователю зафиксировать положительную эмоциональную реакцию на личность отца. Заполнение проводится в соответствии с ключом.
№ шкалы | Название шкал | № заданий | Общ. количество заданий |
1 | Отношение к матери | 1–4, 8–15, 17–19, 27, 38, 40–42 | 20 |
2 | Отношение к отцу | 1–5, 8–15, 17–19, 37, 40–42 | 20 |
3 | Отношение к матери и отцу как родительской чете | 1, 3, 4, 6–8, 13–14, 17, 40–42 | 12 |
4 | Отношение к братьям и сёстрам | 2, 4–6, 8–13, 15–19, 30, 40, 42 | 18 |
5 | Отношение к бабушке, дедушке и другим родственникам | 2, 4, 5, 7–13, 17–19, 30, 40, 41 | 16 |
6 | Отношение к другу (подруге) | 4, 5, 8–13, 17–19, 30, 34, 40 | 14 |
7 | Отношение к учителю (или авторитетному взрослому) | 5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28–30, 32, 40 | 12 |
8 | Любознательность | 5, 26, 28 ,29, 31, 32 | 6 |
9 | Общительность в больших группах детей | 4, 8, 17, 22–24, 40 | 7 |
10 | Доминирование, лидерство в группе детей | 20–24, 39 | 6 |
11 | Конфликтность, агрессивность | 22–25, 33–35, 37, 38 | 9 |
12 | Социальная адекватность поведения | 25, 33–38 | 7 |
13 | Стремление к уединению, отгороженность | 7–10, 12, 14–18, 22–24, 29, 30, 40–42 | 18 |
В шкалах под номерами от одного до семи обычно выбор осуществляется в пользу одного персонажа, поэтому значок положительной реакции заносится в одну из шкал, связанных с этим заданием. Если ребёнок позиционирует себя между нарисованными фигурками родителей, то отметка положительного восприятия заносится в шкалу № 3 («Отношение к родителям как к чете»).
Этап 2. Создание профиля, раскрывающего личностные характеристики испытуемого.
Шкалы № 8, 9, 10, 11, 13 раскрывают особенности характера личности испытуемого (стремление к приобретению новых знаний, общительность, склонность к конфликтным ситуациям, отстранённость). Необходимо иметь в виду то обстоятельство, что некоторые задания могут положительно оцениваться одновременно по нескольким параметрам, то есть позиция, выбранная ребёнком, может иметь многозначную интерпретацию.
Карточка № 22 Это игровая площадка. Определи и отметь значком свою позицию на рисунке. Расскажи о происходящих на картинке событиях.
Если испытуемый выбирает фигурку в центре событий и описывает свои активные действия, например, такими словами: «Я объясняю правила игры», то его поведение получает положительную оценку одновременно в шкалы, относящиеся к общительности (№ 9) и проявлению лидерских качеств (№ 10). В случае если в ответе ребёнка присутствует агрессивная интонация, например, «Из-за меня началась драка, это я её начал», к положительным знакам напротив позиций № 9 и 10 добавляется «+» в шкалу № 11, обозначающей склонность к проявлению агрессии, повышенную конфликтность поведения.
Таблица соответствия шкал и заданий.
№ задания | № соответствующих шкал | № задания | № соответствующих шкал |
1 | 1, 2, 3 | 22 | 9, 10, 11, 13 |
2 | 1, 2, 4, 5 | 23 | 9, 10, 11 |
3 | 1, 2, 3 | 24 | 9, 10, 11, 13 |
4 | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9 | 25 | 11, 12 |
5 | 2, 3, 4, 5, 6, 8 | 26 | 7, 8 |
6 | 3, 4 | 27 | 1 |
7 | 3, 5, 13 | 28 | 7, 8 |
8 | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 13 | 29 | 7, 8, 13 |
9 | 1, 2, 4, 5, 6, 7, 13 | 30 | 4, 5, 6, 7, 13 |
10 | 1, 2, 4, 5, 6, 13 | 31 | 8 |
11 | 1, 2, 4, 5, 6, 7 | 32 | 7, 8 |
12 | 1, 2, 4, 5, 6, 13 | 33 | 11, 12 |
13 | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 | 34 | 6, 11, 12 |
14 | 1, 2, 3, 13 | 35 | 11, 12 |
15 | 1, 2, 4, 13 | 36 | 12 |
16 | 4, 13 | 37 | 2, 11, 12 |
17 | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 13 | 38 | 1, 11, 12 |
18 | 1, 2, 4, 5, 6, 7, 13 | 39 | 10 |
19 | 1, 2, 4, 5, 6, 13 | 40 | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 13 |
20 | 10 | 41 | 1, 2, 3, 5, 13 |
21 | 10, 13 | 42 | 1, 2, 3, 4, 13 |
Этап 3. Анализ поведенческой реакции ребёнка (шкала № 12).
Разработчики теста предлагают обратить внимание на такие варианты реакции на ситуацию фрустрации:
- демонстративно-агрессивную, направленную вовне и выражающуюся в раздражительности, враждебности, гневе, злобе, крике, физическом и психологическом насилии, активном протесте, оскорблении и сарказме и т. д.;
- скрыто-страдальческую — обида, отчуждённость, плачь;
- спокойно-адекватную — нейтральная, уравновешенная и умиротворённая линия поведения.
Во время анализа результатов исследования оценивается уровень социальной адекватности поведения ребёнка, а также моменты, искажающие эту адекватность. И. Н. Гильяшева и Н. Д. Игнатьева считают, что ребёнок социально адаптирован и умеет сдерживать и контролировать негативные эмоциональные всплески в случае проявления уравновешенной, нейтральной реакции на ситуацию фрустрации.
Пример ответов по шкале № 12
Номера заданий | 25 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 37 |
Типы ответов ребёнка | «Жаловаться» | «Обзывать, бить» | «Обзывать, бить» | «Жаловаться» | «Начну злиться» | «Надуюсь» | «Ничего не скажу» |
В результате анализа ответов респондента можно прийти к выводу, что у ребёнка в равной мере присутствуют агрессивные и страдальческие реакции за исключением сферы отношений с матерью. Область контактов со сверстниками демонстрирует напряжённость и конфликтность, но во время взаимодействия с матерью ребёнок умиротворён и покладист.
Стоит обратить особое внимание на то, что в шкалу № 12 фиксируют положительную реакцию исключительно в случае нейтрального поведения, агрессивные реакции заносятся в шкалу, обозначающую конфликтность, реакции страдания не регистрируются.
Ситуация, предлагаемая заданием № 35, классифицируется как спорная, поскольку она не предполагает вариант адекватной реакции:
- Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что ты будешь делать?
- Плакать?
- Жаловаться?
- Попытаешься отобрать?
- Начнёшь его бить?
Статистический анализ детских ответов приводит к выводу, что большинство респондентов вне зависимости от гендерных различий склоняются к варианту «отобрать». Исследователи полагают, что этот ответ можно считать нормой для данной возрастной категории, поэтому ребёнок получает положительную оценку одновременно в шкалы фрустрации и конфликтности.
Пример заполнения показателей теста.
- Вот стол, за которым сидят разные люди. Покажи или обозначь крестиком, где сядешь ты. Шкала №1 – (+); Шкала №2 – (0); Шкала №3 – (0)
Комментарий ребёнка: «Все играют, а я рядом гуляю…» Шкала № 9 – (0); Шкала № 10 – (0); Шкала № 11 – (0); Шкала № 13 – (+)
Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Покажи или обозначь крестиком, где будешь ты. Расскажи, что произошло? Шкала № 9 – (0); Шкала № 10 – (0); Шкала № 11 – (0); Шкала № 13 – (0)
Ответ ребёнка: «Я с бабушкой» Шкала № 1 – (0); Шкала № 2 – (0); Шкала № 3 – (0); Шкала № 4 – (0); Шкала № 5 – (+); Шкала № 6 – (0); Шкала № 7 – (0); Шкала № 13 – (0)
В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты? Шкала № 1 – (0); Шкала № 2 – (0); Шкала № 3 – (0); Шкала № 5 – (0); Шкала № 13 – (+)
Состав семьи: отец, 38 лет (инженер), мать, 36 лет (учитель музыки), сестра Анна, 12 лет, Андрей, 7, 8 лет.
Итоговые выводы, основанные на методике Р. Жиля:
- Наблюдается склонность к агрессивному поведению и повышенный уровень конфликтности, преобладают ярко выраженные враждебные реакции по шкале ситуации фрустрации. Таким образом, показатель социальной приспособленности ниже нормативного.
- Доминирует стремление к обособленности от сверстников (шкала № 13 «Отгороженность»), замкнутость и слабая общительность (шкала № 9), при этом ребёнок проявляет потребность в признании его лидерских качеств (превышение нормы по шкалам лидерства и конфликтности). Сфера взаимодействия со сверстниками является для мальчика конфликтной и напряжённой.
- Ребёнок достаточно социализирован и интеллектуально развит (шкалы № 7, 8), однако, наличие внутренних опасений приводит к заниженной самооценке и к проявлению агрессивных реакций самозащиты, что создаёт проблемы в общении как со взрослыми, так и со сверстниками.
- В семейных взаимоотношениях ребёнок полностью игнорирует контакты с отцом, предпочитая общение с матерью (явно завышенный показатель по шкале № 1). Можно сделать вывод о сильной привязанности к матери, что, возможно, является причиной неверия в собственные силы и хронического нежелания посещать школу.
Таким образом, вышеперечисленные тенденции свидетельствуют о невротическом развитии ребёнка.
Любой метод исследования не претендует на абсолютную истину, все выводы необходимо делать после всестороннего и комплексного обследования личности. Исследовательская методика «Фильм-тест» помогает получить ценную информацию об уровне социальной адаптации, сфере межличностных отношений, а также личностных характеристиках ребёнка. Результаты тестирования подскажут психологу, какое дополнительное обследование необходимо провести для выявления причин установленных проблем, а также понять характер и направленность коррекционных действий.
Источник