Эмоциональная атмосфера урока была

Бим-Бад Б. М. Психологическая атмосфера урока

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА УРОКА

ЗДОРОВАЯ атмосфера и благоприятный климат на уроке, создающиеся рядом факторов, многое решают в сложном деле обучения и воспитания. Об этом свидетельствует опыт школ, многих учителей. Теоретическая база под это утверждение подведена педагогической психологией, дидактикой и теорией воспитания.
Среда, обстановка и атмосфера урока должны благоприятствовать обучению и учению. Педагог воспитывает каждым своим жестом, интонацией голоса, направленностью своих интересов, Отношением к делу, выражением своего лица, улыбкой и т. д.
Обучение, воспитывающее любовь к познанию, к труду, мышлению, творчеству, самостоятельности, к учебному предмету, науке и учителю — а в современной нашей школе допустимо только такое обучение — возможно лишь в атмосфере мажорного, полного радостями открытия труда учителя и учащихся. Как создают передовые учителя такую атмосферу? Прежде всего влиянием на учащихся своей личности — личности учителя, влюбленного в науку, в свою работу, в детей. На ребят завораживающе действует пример личности людей, много знающих, разносторонних, глубоких и волевых.
Все мы понимаем, однако, что это — условие необходимое, но недостаточное. Ибо без учета некоторых психологических закономерностей передачи знаний и воспитательного процесса успеха не достигнет ни одна самая выдающаяся личность. Остановимся на тех из них, от учета которых зависит создание желаемой обучающей и воспитывающей атмосферы на уроке. Умный, обладающий психологической культурой учитель всегда обеспечит возможность каждому школьнику пережить радость успеха вне зависимости от способностей и степени его подготовки. Это обеспечивается искусством индивидуализированного обучения, чуткого, внимательного подхода к каждому ученику. Фронтальная работа в классе эффективна тогда, когда доступна самому тугодумающему, но предусматривает и другие виды труда для более сильных школьников и, конечно же, для нескольких выдающихся ребят. Важно только, чтобы такая дифференциация учебных заданий проводилась незаметно, естественно, без акцентирования индивидуальных различий между школьниками.

Стоит не учесть этих требований, сделать школьную работу или для кого-то непосильной, или для кого-то оскорбительно простой, как неминуемо, в ста процентах случаев, в детях актуализируются те компенсаторные процессы, которые в лучшем случае приводят к нарушениям школьной дисциплины. Стоит сколько-нибудь длительное время сталкивать ребенка с неудачами, показывать ему, что он хуже других, подчеркивать в нем Плохое, и. Нет, не будем Говорить о трагических исходах. Ясно только, что нормальная деловая атмосфера урочных занятий — эффективнейшая профилактика антиобщественного поведения, а также разного рода и разной тяжести нервных срывов у детей и подростков.
Но ведь известно, что трудности и неудачи при овладении знаниями неизбежны. И была бы пагубной попытка избавлять от них школьников, не закалять их ум и волю преодолением препятствий в учении. Но плохо, когда провал ученика при выполнении того или иного задания сопровождается угрозой, наказанием педагога и родителей, насмешкой сверстников, издевкой учителя. Между тем неопровержимо доказано и то, что при нормальной атмосфере учебных занятий, когда иному ученику не слышны отдаленные или близящиеся раскаты «грозы», он может безбоязненно сколько угодно ошибаться, проваливаться, валять дурака, закреплять у себя дурные привычки поведения. Это тоже, разумеется, плохо. Необходимо знать индивидуальные особенности учеников, нужна умная, гибкая система педагогических воздействий на их психику.

Здоровая атмосфера урока предполагает, что движущие побудительные силы (мотивация) учения заложены в самом учении и не нуждаются в каких бы то ни было «кнутах и пряниках». Школьник при нормальных условиях должен учиться не для отметок, не из страха перед неприятностями и не в ожидании наград, а из чувства ответственности, из любви к учителю и из интереса к учебному материалу. В нормальной атмосфере урока отметки — это как бы отчет учителя и учащихся (именно обеих сторон!) за результаты учения перед обществом, перед собой. Всякая попытка изменить назначение отметок, превращая их в основную побудительную силу учения, вредна и опасна.
В наш век кибернетики, когда люди научились моделировать и воспроизводить с помощью различных устройств некоторые аспекты познавательной деятельности человеческого мозга, стало с абсолютной очевидностью ясно, что всякий познавательный и мыслительный процесс у человека — в отличие от «думающих» и «обучающих» машин — обуславливается сложнейшей гаммой эмоций. Не делать из этого факта практических выводов — значит обрекать учебный процесс на то, что он станет неэффективным. Всякая попытка учить бесстрастно, буднично, серо, воздействовать на мышление и память в обход чувств неминуемо приводит к тому, что урок идет с ничтожным коэффициентом полезного действия. Эмоциональность не может не быть существенной чертой нормальной атмосферы урока. Речь идет о прочувствованном, искренне заинтересованном предметом изложения слове учителя, об опоре на положительные эмоции — интерес, любознательность, удивление, радость узнавания, нелегкого успеха.

И последнее, что совершенно необходимо сказать для того, чтобы хотя бы предельно кратко раскрыть предложенную нами тему. Ни один ответ ребят нельзя оставлять без какой-либо, хотя бы краткой рецензии, какого-либо оценочного суждения. Ибо без быстрой, объективной, точной, краткой, понятной и доброжелательной информации о результатах познавательных усилий детей процесс усвоения ими знаний, умений и навыков значительно затормаживается. Учитель должен быть как бы зеркалом познавательных усилий своих учеников. И как зеркало он должен быть объективен, точен и нелицеприятен в своей информации о том, правильно или неправильно что-то усваивает, осмысливает, делает школьник. Не зная этого, школьник недоумевает, отчего, например, недовольно поджала губы учительница и, не сказав ни слова, вызвала отвечать на тот же вопрос другого ученика. И этот другой старается уже не понять суть дела, а догадаться, какой формулировки ждет и добивается от них учительница.
Чтобы не было такого положения, в учебный климат хорошего урока входит как его важная часть постоянная быстрая и объективная оценка работы детей учителем.
Имеются в виду простые выражения типа «Точно», «Правильно», «Молодец», «А вот этого решения и я не знал — обсудим на занятиях кружка», «Здорово», «Неправильно», «Подумай, в каком звене рассуждений ошибка», «Вот пример, факт, опровергающий такое мнение, Найди-ка более правильное объяснение» и т. д. И все это — без упреков, нотаций, скучного «душеспасительного» морализирования, выговоров и обвинений в лености. И все это — доброжелательно, с искренним признанием права каждого на ошибку.
Учитель — зеркало психологических, умственных, нравственных сдвигов в поведении ученика и потому он учитель.

В школьной действительности есть два равно неприемлемые явления: методический нигилизм (отрицание практического значения методики) и методический фетишизм (вера в чудодейственную силу методики и техники урока). Между тем ясно, что без методики, адекватной природе учебного материала, природе живого, мыслящего, чувствующего, развивающегося человека, урок не может быть эффективным и что сама по себе методика еще не сила, а лишь потенциальная возможность проявления силы педагога и его питомцев.
Успех учебной работы обеспечивает лишь органическое слияние совершенной методики с благоприятным климатом урока, его атмосферой, дающей радость познания, пробуждающей и развивающей умственные и нравственные силы ученика.
Урок! Ответственный процесс, процесс сложнейший и тончайший. Как важно учесть требования к его общей атмосфере — здоровой, жизнеутверждающей, гуманной, доброжелательной.
—————————-
«Народное образование». 1981. № 3. С. 44-45.

Источник

«Психологическая атмосфера урока: с чего начать и как поддержать»
материал по теме

Скачать:

Вложение Размер
Психологическая атмосфера урока 22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Психологическая атмосфера урока: с чего начать и как поддержать».

Дисциплина на уроке – это высокий деловой настрой при выполнении

учебных заданий учителя. Подлинная дисциплина учащихся на уроке

характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней

сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого

порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда.

Одним из ведущих факторов, положительно влияющих на формирование сознательной

дисциплины школьников, является РАЗУМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА КАК ОСНОВНОЙ

Хорошая дисциплина учащихся на уроке бывает тогда, когда педагог обладает

способностью организовать целенаправленную деятельность учащихся, увлечь их

не развлекательностью приемов, а умением раскрыть значение учебной работы и

знаний, четко определить цель и задачи учебных заданий на каждом этапе урока,

вовлечь каждого школьника в работу.

Многое зависит от умения учителя организовать себя и свой труд, направленный

на руководство познавательной деятельностью школьников.

Изучение широкой школьной практики показало, что основными недостатками

организации уроков в школе являются:

а) слабая занятость всех учащихся учебно-познавательной деятельностью в целом

на уроке и отдельных его этапах. Это проявляется в том, что деятельность

школьников конкретно не определена: не поставлены задачи, не указано, чем,

как и почему должны заниматься учащиеся. Поэтому работа в классе идет в основном с опорой на возможности сильных учеников;

б) нерациональная занятость учащихся на уроке учебно-познавательной

деятельностью. Недостатки такой организации состоят в том, что хотя все

учащиеся на уроке участвуют в учебной работе, учебные задания по своей

сложности не учитывают реальные возможности школьников. В результате сама

организация учебного процесса на уроке закладывает предпосылки к низкой

учебной продуктивности школьников и создает у них неудовлетворенность своим

трудом, порождает недисциплинированность.

Целостность уроку, как динамической системе, придает дидактическая цель, в

которой как в модели желаемого результата реализуется основная

педагогическая идея и функция урока.

В общеобразовательной школе сложились три основные формы учебной работы на уроке:

Фронтальной работе уделяется в дидактике большое внимание. Необходимость

таких занятий обуславливается едиными учебными программами, обязательными для

изучения всеми учащимися, и развитием индивидуальных способностей и дарований

учащихся класса. При фронтальной работе ученик проявляет себя как личность,

демонстрирует свои знания, эрудицию, память, желание и умение трудиться в коллективе. Учитель при этом ставит перед учащимися одну или несколько общих, единых задач. В процессе их решения учитель имеет возможность наблюдать и оценивать общий настрой учащихся в работе, их отношение к изучаемому материалу и взаимоотношения друг с другом.

Однако эта форма работы имеет и свои слабые стороны, так как она в определенной степени усредняет задания по объему и рассчитана на единый темп работы. Наиболее страдают при этом учащиеся, выполняющие задания значительно быстрее остальных (остается время), а также те кто работает в замедленном темпе (у них создается нравственный дискомфорт). Не всегда на пользу

фронтальная работа и учащимся, которые не хотят напрягать свои умственные

усилия и пользуются готовыми, прокомментированными решениями, сделанными

товарищами по классу. Фронтальная работа при неудачной ее организации,

создает видимость коллективного труда хотя и силами части учащихся, а не

всеми учениками класса. Все это показывает, что необходимо сочетание

фронтальной работы с другими формами(индивидуальной и групповой ) на различных

этапах разных типов уроков. Поскольку в условиях большой наполняемости

классов общеклассная работа применяется широко, необходимо искать пути ее

дальнейшего совершенствования, например при одном и том же задании классу

помощь при его выполнении оказывать различную, привлекать к этому учеников-

консультантов и т.д.

С целью оптимальной занятости учащихся на уроке постоянно используются

индивидуальные формы занятий. При этом каждый ученик получает свое задание,

которое он выполняет независимо от других. Чаще всего это задания – карточки,

где учитель имеет возможность их дифференцировать.

Индивидуальные занятия особенно важны для школьников с негативным отношением

к учебе. Определяя индивидуальные учебные работы для учащихся, потерявших

веру в свои силы, учитель исходит из того, что для них посильно.

Необходимо предварительно убедить ученика в посильности выполнения задания.

Это могут быть карточки-инструкторы, карточки с пропусками.

Когда же задание выполнено учеником, учитель должен заметить это, поднять

престиж в глазах класса.

Большое значение имеет подбор индивидуальных учебных заданий для учащихся с

усложненным содержанием. Они важны в плане максимальной мобилизации

способностей школьника, а иногда в целях предупреждения возможного

зазнайства. Индивидуальные задания применяются и для развития познавательной

деятельности – подготовка докладов, семинаров, конференций и т. д.

При этом необходимо четко определять для себя и учащихся цели конкретного задания.

Возможность работать в индивидуальном темпе получают учащиеся при сдаче

зачетов различных видов (тематических и текущих, открытых и закрытых). Задача

учителя удачно подобрать материал. Объем зачета, его обязательной части, а

также дополнительных заданий планируется так, чтобы их выполнение было

посильно успевающему ученику в отведенное для зачета время.

Открытость требований, их посильность, возможность повторно ответить

неусвоенный материал позволили вовлечь учеников в процесс учебного труда,

повысить уверенность в собственных силах. Вместе с тем, условия организации

зачетов приводят к тому, что ученику уже не удается даром, без всяких усилий

получить положительную оценку. Многим из них приходится упорно работать,

чтобы добиться отметки “зачтено”. Но эта работа приносит результат, а значит,

Изменяется отношение и к оценкам “4” и “5”, повышаются требования к ученикам,

претендующим на их получение.

На пример, при групповой работе группа временно делится на группы, которые создаются по

мере необходимости (по 4 чел., 2 чел., 6 чел.). В эти группы включаются учащиеся с различными возможностями, что создает условия для наиболее плодотворного обмена информацией, осуществляя взаимопомощи. Контактируя в группе, учащиеся начинают лучше понимать друг друга, давать объективную оценку знаниям, умениям и поступкам друг друга. Групповая форма учебной работы позволяет учитывать особенности и запросы школьников и выступает в качестве переходного звена, соединяющего индивидуальное обучение с коллективным.

Учащиеся работают самостоятельно, учитель наблюдает, дает необходимый совет, учащиеся осуществляют в группе взаимопроверку и контроль, докладывают о результатах работы, идет обсуждение, делаются окончательные выводы, дается оценка работы групп и всего коллектива в целом.

При работе группой наиболее подготовленный ученик выступает в роли учителя, он обязательно должен добиться, чтобы каждый из группы усвоил материал. Данная форма работы на уроке также способствует формированию сознательной дисциплины школьников.

Одним из ведущих средств воспитания учащихся, развития их творческого

мышления является самостоятельная работа школьников. Самостоятельная учебная

часть — это всегда деятельность ученика, протекающая без посторонней помощи,

хотя и под руководством учителя. Самостоятельная работа становится средством

активной познавательной деятельности при определенных условиях, а именно:

а) если четко поставлена цель работы

б) если ученик осознал и принял эту цель

в) если в процессе работы ученик преодолевает интеллектуальные затруднения,

проявляя при этом волевые усилия

г) если в процессе работы закрепляются или приобретаются новые знания и

д) если в процессе выполнения работы ученик развивает свои нравственные и

Организованная таким образом самостоятельная работа предъявляет к учащемуся

определенные требования, заставляя его мобилизовать внутренние силы,

преодолевая инерцию, проявляя волевые усилия. Самостоятельная работа должна быть

посильна для каждого школьника. Задания для учащихся необходимо давать разные

по сложности. Вариантность заданий является одним из условий, при соблюдении которого самостоятельная работа становится средством активизации мышления каждого школьника на уроке.

Одним из признаков недисциплинированного поведения школьников на уроке можно

назвать отсутствие ВНИМАНИЯ.

Действительно, в практике нередко можно наблюдать, что ученик не слышит того,

что происходит в классе. Бывает, что учащиеся сидят на уроке тихо, спокойно,

но настоящего внимания и сосредоточенности все-таки нет: взгляд рассеянный,

движения ленивые, работа делается нехотя. На вопрос школьникам: “Считают ли

они себя внимательными на уроках?” – каждый третий отвечал, что на уроках

бывает недостаточно внимательным. На вопрос: “Почему?” – были ответы: “Трудно

быть внимательным на всех уроках”, “Неинтересно”, “Есть жизненные моменты, от

которых не можешь отвлечься”, “Сказывается усталость”, “Лень заставить себя” и другие.

ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь

предмете, явлении или деятельности.

Внимательность рассматривается психологами как ведущая черта личности.

Человек с развитым вниманием умеет легко сосредоточиться, способен лучше

воспринимать окружающее, быстрее реагировать на события, глубже их

переживать, переключать внимание.

Несформированность внимания, бесспорно, является серьезным препятствием в учении школьника.

Невнимание школьников на уроке порождается разными причинами.

Чтобы слушать учителя, быть внимательным к ответам товарищей, нужны волевые

усилия. Воспитанию у учащихся внимательности как черты личности мешает частая

смена видов деятельности на уроках или однообразия ее форм, т.е. когда на

уроке создается видимость активности учащихся, но недостает спокойной

углубленной сосредоточенности. Однако стремление учителя заставить школьников

весь урок трудиться на высоком умственном напряжении приводит к тому, что

ученик устает и теряет внимание.

В.А. Сухомлинский очень верно подмечал: “Не потерять на уроке ни одной

минуты, ни одного мгновения без активного умственного труда – что может быть

глупее в таком тонком деле, как воспитание человека. Нет, нельзя такой ценой

добиваться внимательности, сосредоточенности, умственной активности ребят.

Умственные силы и нервная энергия учащихся – это не бездонный колодец, из которого можно черпать и черпать.”

Сохранять и поддерживать внимание учащихся на уроке позволяет чередование

заданий воспроизводящего и творческого характера, а также четкая постановка

целей и задач урока, разумное включение в урок различных форм учебной

деятельности, предоставление возможности школьникам учиться на уроке

В основе воспитания сознательного и ответственного отношения к учению лежит

формирование у школьников положительных, социально значимых мотивов учения.

Различают два основных вида мотивов деятельности:

1. Это социально значимые мотивы (долг, ответственность)

2. Это мотивы познавательного интереса.

Среди педагогических условий, активно влияющих на воспитание школьников

является единство требований педагогов к учащимся школы. Под единством

требований понимается единство взглядов на цель обучения и воспитания

учащихся; единство подхода к учащимся в требованиях, в оценке их поведения, во

взаимоотношениях с ними.

Психологическая атмосфера или микроклимат урока – это эмоционально-

психическое состояние учащихся и учителя на уроке. Оно может

характеризоваться как оптимистическое , когда на уроке есть радость общения,

доверия между учителем и учениками, бодрость и взаимопонимание. Такое

состояние отношений в коллективе А.С. Макаренко называл мажорным. При этом у

учащихся нет чувства страха, они уверены в себе, им присуща сознательная

дисциплина. Вместе с тем хороший микроклимат урока характеризуется высокой

требовательностью учителя к учащимся, а учащимися друг к другу.

Нездоровый климат на уроке – это неуверенность учащихся, скука, нервозность,

боязнь, что спросят и т.д. Все это создает гнетущую атмосферу на уроке, что

может вызвать психический стресс, влекущий за собой грубое нарушение

дисциплины. Знание преподаваемого предмета и владение методами обучения,

понимание, в каком направлении надо воспитывать детей, — все это, конечно,

необходимо учителю для воспитания сознательной дисциплины учащихся.

1. Опираться на природную смышленность учащихся и не ограничиваться

только чисто механическими навыками; желательны дискуссии между учителем и

2. Вызывать активность учащихся

3. Повышать заинтересованность учащихся при обучении.

4. Давать мотивировку необходимости изучения нового материала.

5. Развивать способности учащихся к абстракции; создавать педагогические

ситуации, способствующие самостоятельному выяснению новых свойств.

6. Использовать таблицы, схемы, кино, специальные игры.

7. Развивать мышление учащихся, использовать эвристические методы.

1. П.В. Стратилатов “О системе работы учителя математики”

2. “Методика преподавания математики в средней школе”

3. Ю.К. Бабанский “Оптимизация учебно-воспитательного процесса”

4. Т.И. Шамова, К.А. Нефедова “Воспитание и обучение”

5. К.Д. Ушинский “Избранные педагогические сочинения”

6. А.К. Маркова, А.Б. Орлов “Мотивация учения и ее воспитания у школьников”

7. В.А. Онищук “Урок в современной школе”

8. Журналы: “Математика в школе” № 6 – 1998, № 3 – 1999 и т.д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация может быть использована на уроке математики в 5 классе для иллюстрации при рассмотрении вопросов как зародился счет, древние способы счета, первые цифры.

Комфортная психологическая атмосфера на уроке английского языка как основа успешного обучения иностранному языку.

Презентация к выступлению » Психологическая атмосфера урока в рамках здоровьесберегающих технологий».

Технологическая карта урока по теме » Из чего состоит атмосфера и как она устроена» -один из возможных вариантов проведения урока с использованием интерактивной доски «Promethean».

Выступление на педагогическом совете школы«Конспект урока… С чего начать?»Работа учителя при подготовке к урокам не лишена рутинной работы. Писать поурочные планы на каждый рабочий день – отличительна.

Презентация «Психологическая атмосфера урока физической культуры в рамках здоровьесберегающих технологий» предназначена для информации в удобной форме.Это удобный способ восприятия информаци.

Источник

Оцените статью