- Анализ «Вхожу я в темные храмы», Блок: символы, атмосфера, история создания
- Кратко о поэте
- Анализ: «Вхожу я в темные храмы» (Блок)
- «Вхожу я в темные храмы». Эмоциональная атмосфера стихотворения
- В заключение
- Эмоциональная окраска стихотворений
- Серия уроков литературы в 11-м классе, посвященных изучению творчества А.Блока
Анализ «Вхожу я в темные храмы», Блок: символы, атмосфера, история создания
В статье представлен краткий анализ «Вхожу я в темные храмы». Блок написал это стихотворение в период расцвета символизма, будучи влюбленным и увлеченным философией В. Соловьева. Благодаря такому сочетанию мыслей и чувств поэта, оно наполнено яркими и загадочными символами, атмосферой любви и ожидания.
Кратко о поэте
Александр Блок был одним из ярчайших представителей Серебряного века. Из множества течений он выбрал символизм и следовал его основам на протяжении всего своего творческого периода. Известен поэт во многих странах благодаря стихотворению «Незнакомка», которое переведено на множество языков, а также стихотворению, которое мы будем изучать в статье и делать его анализ, — «Вхожу я в темные храмы».
Блок родился в дворянском роду, мать и отец его были образованными, талантливыми людьми. Он унаследовал от родителей любовь к литературе и искусству. Правда, все имеет две стороны. Темной стороной медали рода Блока оказалось наследственное психическое заболевание, что передавалось через поколения.
Первая публикация стихов поэта была в 1903 году в московском журнале Мережковского, и с этого момента он покорил сердца читателей своим легким слогом, скрывающим не всегда доступные символы и образы.
Анализ: «Вхожу я в темные храмы» (Блок)
Стихотворение создано в 1902 году. По данным литературоведов, это время было периодом возвышенной влюбленности поэта в свою будущую жену — Любовь Менделееву (дочь того самого Менделеева, который открыл таблицу химических элементов), и увлеченности концепцией философа Соловьева о высшей женственности и божественной сути любви к женщине. Два этих мотива сплелись в один и создали стихотворение «Вхожу я в темные храмы». Божественное начало любви и божественное женское начало создают незримый образ «Вечной жены» поэта. Его чувства светлые, духовные. Любовь его несет тоже платоническую, нематериальную форму. Любимая сравнивается с божеством, она незрима и недоступна взгляду, но автор, называя ее «Милая – ты!», говорит о том, что давно знаком с ней, ему привычен и близок ее образ, и такое вот мистическое свидание завораживает, удивляет, привлекает внимание и не оставляет равнодушным читателя.
В стихотворении описано дивное ожидание, предчувствие скорой встречи с «Прекрасной дамой». Влюбленность автора окрыляет его, темные холодные стены храма наполняются радостью ожидания.
Что же это за храм? Вспомним, что автор принадлежал к символистам, значит, понятие здесь не фактическое, а символическое. Возможно, темный храм символизирует душу поэта. Темнота же не тьма, а сумерки ожидания. Красная лампада символизирует любовь, огонь которой только-только загорелся, но уже томит своим ожиданием.
А Та, которую он ждет? Кто она, «Величавая Вечная Жена»? Скорее всего, здесь, как и в «Незнакомке», речь идет об образе любимой поэта. Он еще не видит ее, но уже чувствует и ждет. Слово «привык» говорит, что это ожидание ему не в новость, он привык ждать ее, образ в сердце светит подобно лампаде в храме. «Не слышны ни вздохи, ни речи» поэту, но он знает, что любимая рядом, и скоро она будет с ним.
«Вхожу я в темные храмы». Эмоциональная атмосфера стихотворения
Атмосфера поэзии обрушивается на читателя с первых строк. Это загадочные «темные храмы», строгость, аскетизм с примесью ожидания, предчувствия. «Дрожь от скрипа дверей» выдает напряжение, высокие ноты ожидания контрастируют с темнотой и тенями. Красные лампады придают остроту, кажется, будто мы находимся вместе с автором и так же, как он, ждем его дивную Даму.
Довольно трудным и неоднозначным может быть анализ «Вхожу я в темные храмы». Блок-символист так и не раскрывает нам, о каких же храмах идет речь, но его задача — не рассказать, а дать прочувствовать нам его поэзию. В этом стихотворении его замысел удался. Ощущение ожидания сливается с мистическим ощущением присутствия образа любимой автора рядом. Она невидима, не слышна, но поэт знает, что она придет в этот темный храм, наполненный тенями сомнений, и легко развеет их.
В заключение
Поэтами Серебряного века были созданы настоящие бриллианты поэзии. Проходят десятилетия, а их стихи все так же актуальны и ярки. К таким поэтам относится и Александр Блок. «Вхожу я в темные храмы» с его дивной атмосферой ожидания, томления и радости от осознания встречи, которая, может, будет лишь во сне, — удивительное стихотворение о любви и ожидании, о духовном начале чувств и о светлой мечте о любимой.
Источник
Эмоциональная окраска стихотворений
Многообразие изобразительных средств
Сделаем анализ художественного образа березы в стихотворениях С.Есенина «Береза» и «Печальная береза» А. Фета: какими средствами он создается, какой эмоциональной окраской отличается, как выражена авторская позиция.
А.Фет
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
Г.
Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. | И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. 1913г. |
Для создания определенного настроения оба поэта используют все многообразие изобразительно-выразительных средств: сравнение, метафору, эпитеты, олицетворение.
Фет | Есенин | |
Эпитеты | печальная, траурный | белая, пушистые, снежная, сонная, золотой, новый |
Сравнение | как гроздья винограда | точно серебром, снежною каймой, белой бахромой |
Олицетворение | прихотью мороза разубрана | береза принакрылась, сонная тишина, заря лениво обходит |
Метафоры | траурный наряд, игра денницы | кисти веток распустились бахромой, горят снежинки в золотом огне |
Инверсия | прихотью мороза разубрана она, ветвей концы висят, люблю игру денницы я замечать | а заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки |
Архаизмы и возвышенная лексика | денница ветви |
Стихотворение Есенина более образное, в нем больше олицетворений, эпитетов. Оно красочнее. Называются цвета: белый, серебряный, золотой. Упоминание зари напоминает алый цвет. Эпитеты в стихотворении Фета не рисуют, а передают ощущения. В нем более сложное построение предложений – инверсия. Есенин использует в основном более простые предложения. Фет стремится к архаичному поэтическому слогу (ветви, денница[1]), у Есенина слова общеупотребительные, простые, естественные (ветки, заря). Слова «ветви», «денница», свойственные стилю XIX века и стилю самого Фета, придают звучанию стиха высокопарность, торжественность.
Эмоциональная окраска стихотворений
Рассмотрим, каким настроением проникнуто каждое стихотворение?
У Фета — это настроение грусти и радости (смена настроения).
• радостен для взгляда.
У Есенина — это спокойствие и умиротворение, завороженность зимним пейзажем.
• лениво обходя кругом.
Оба поэта начинают стихотворение с прилагательного, определяющего существительное береза. У Есенина – “белая” – цветовой эпитет. У Фета “печальная” – эпитет для субъективной оценки. Очень важно, что именно с этих эпитетов начинается раскрытие художественного образа зимней березы, потому что каждое слово у поэта несет определенную смысловую нагрузку.
Белый цвет в старину отождествлялся с божественным. В древних памятниках прилагательное белый обозначало причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых. Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни. Она предстает перед нами легкая, изящная, ослепляющая белизной.
Олицетворяющий эпитет «печальная» одновременно передает и настроение березы. Поэт называет ее снежное убранство: «траурный наряд» (название это поддерживает эмоциональный тон образа, заданный эпитетом «печальная»). Самое удивительное, наверное, для современного читателя, почему белый цвет является траурным, ведь привычней ассоциировать траур с черным цветом. Возможно, в середине XIX века (а стихотворение написано в 1842 году), традиционней было воспринимать покойника в саване — погребальном наряде, а он, как правило, белого цвета. И все-таки этот наряд «радостен для взгляда» поэта.
У Фета береза — просто красивое дерево. У Есенина создается как бы живой образ березы, во многом похожий на женщину. Береза Фета разубрана прихотью мороза, а есенинская береза сама принакрылась снегом, словно принарядилась. У фетовской березы ветвей концы висят, как гроздья винограда. Она неподвижна — в стихотворении передано лишь движение света («игра денницы») и птиц, которые вот-вот «стряхнут красу ветвей». Наверное, именно из-за скованности морозом прекрасная береза печальна. А у есенинской — на пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой (сравнение из деревенского быта: береза как будто платком принакрылась, как девушка). Это стихотворение было написано Есениным в 1913-ом году, когда ему было всего восемнадцать лет. В это время Есенин жил в Москве, родное село Константиново далеко позади. И, может быть, когда он рисует березку, он с грустью вспоминает свою родной деревню.
У Есенина береза — кокетливая красавица, легкая, изящная. У Фета — печальная, ее не радует зимний наряд.
Выражение авторской позиции
В каком стихотворении лирический герой более активен, его присутствие более заметно?
Фет | Есенин |
у моего окна | под моим окном |
радостен для взгляда | |
я люблю замечать | |
жаль |
Фет любуется красотой зимнего пейзажа: «И радостен для взгляда Весь траурный наряд»; «Люблю игру денницы я замечать на ней», и жаль, если «краса ветвей» — снег — осыпается с дерева. Получается, что настроение березы («печальная») и эмоции автора (радость, восхищение, сожаление, если облетит «траурный наряд») — не совпадают, находятся в динамическом взаимодействии. В этом стихотворении больше рассказывается о чувствах автора и меньше о самой березе.
Есенин, напрямую, не называет своих чувств. Но он очень подробно описывает березу, ее ветки, и мы понимаем, что он любуется и восхищается березой и всем, что видно из окна. Береза изображена в единстве со всем окружающим ее миром, в тесном взаимодействии с ним, и выражено это именно образно. Говорит ли Есенин о красоте этого мира? Прямо, буквально ни разу не говорит. Но весь образный строй стихотворения представляет березу и мир вокруг нее прекрасными, и автор, явно любуясь, рисует эту зимнюю красоту. Его чувства находятся в полной гармонии с образом, вызвавшим эти чувства. Собственно, тихое любование красотой зимней природы он и стремится передать своим маленьким стихотворением, внешне очень похожим на стихотворение Фета и в то же время совсем другим.
Источник
Серия уроков литературы в 11-м классе, посвященных изучению творчества А.Блока
Разделы: Литература
Урок № 1. А.А. Блок. Личность и творчество.
- Познакомить учеников с атмосферой, в которой вырос Блок.
- Показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока.
- портрет А. А. Блока, фотографии разных лет;
- просмотр одного из учебных фильмов о биографии поэта.
- лекция с элементами беседы;
- выразительное чтение стихотворений.
1. Вступительное слово учителя о Блоке – великом поэте 20 века, который глубоко и полно выразил эпоху 3-х революций в России, который не примыкал ни к одной политической партии, не разбирался в их программах.
Блок интересен нам не только как представитель эпохи, но и как художник, который нам оставил эстетические ценности.
Всё, что волновало поэта: стремление к чистоте и гармонии человеческих отношений, вопрос о роли искусства, проблема подчинения личности народному волеизъявлению – всё это волнует и современного человека.
А. Блок – одно из ключевых имён русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего 19 века и открыл поэзию 20 века, соединив русскую классику и новое искусство.
2. Учащимся предлагается просмотр фильма о жизни и творчестве А. Блока. По ходу просмотра фильма учащиеся делают записи, выделяя самое важное, на их взгляд. Это могут быть слова, словосочетания или предложения, которые помогли бы понять творчество А. Блока
В тетрадях учащихся появляются записи:
«Что такое поэт? Это человек, который пишет стихи?» — нет. Это носитель ритма. (А. Блок)
- тревожная музыка,
- я – гений,
- каждый год моей сознательной жизни окрашен в определённый цвет,
- ощущение трагизма своей эпохи,
- лиловый цвет – цвет трагедии и отчаяния,
- уюта нет, покоя нет,
- мы, дети страшных лет России,
- испепелённые годы,
- дни войны,
- кровавый отблеск,
- страшный мир,
- пишу страшно и мутно,
- дышать нечем,
- жизнь потеряла смысл.
После просмотра фильма учащиеся делятся впечатлениями о фильме и говорят о том, что в личности А. Блока их наиболее поразило.
Домашнее задание. На основе статьи учебника по творчеству Блока составить таблицу. Учащиеся легко справляются с этим заданием, так как важнейшие особенности этапов творчества А. Блока подробно и доступно рассмотрены в учебнике.
Урок № 2-3 (творческая мастерская). Тема страшного мира в лирике блока. Мир стихий в лирике Блока.
- Показать особенности поэтики первой книги – «Стихов о Прекрасной Даме».
- Показать, как меняется настроение и тональность блоковской лирики во второй книге стихов.
- Дать анализ стихотворений Блока.
Проблема организации домашних заданий в системе уроков, посвященных творчеству Блока, приобщает особое значение. Познакомив учащихся на первом уроке со своеобразием идейно-художественного мира поэзии Блока, мы должны затем, согласно требованиям программы, в течение четырёх учебных часов прочитать и проанализировать несколько стихотворений поэта и поэму. Это станет возможным только в том случае, если каждый ученик будет участвовать в подготовке уроков, выполняя посильную для него часть коллективной работы. Помимо индивидуальных заданий по всей теме, учащиеся получают общие или групповые задания к каждому уроку. Задания распределяются заранее , чтобы учащиеся получили возможность проконсультироваться с педагогом, составить опорный конспект или схему к стихотворению (что является обязательной и неотъемлемой часть подготовки домашнего задания). С этим заданием дети справляются на удивление быстро и легко, оно необходимо для детального понимания стихотворений. Учащимся заранее выдаются карточки с вопросами
Если после первого урока у учащихся сложились представления об образной системе поэзии Блока (в этом и заключалась цель лекции учителя), то, выполняя одно из заданий ко второму уроку, каждый ученик не только найдет свое место в общей работе над темой, но и сможет показать, как полученные сведения о характерных особенностях блоковской поэзии помогли ему прочесть произведение поэта.
В системе уроков, посвящённых творчеству писателя, каждый урок должен быть продолжением и развитием того, что звучало на предыдущем уроке. Поэтому вступление учителя послужит как бы мостиком между тем, что уже постигнуто, и тем, что предстоит постичь.
Мы уже говорили о том, что А. Блок мучительно ощущал отсутствие гармонии в «страшном мире», его катастрофическую хаотичность. Не чувствовал он гармонии и в своей душе, а гармония была желанна, необходима, без неё было не возможно жить. Ее принесла поэту Любовь.
Любовь была призвана «заклясть хаос» не только в душе поэта, но и в окружающем его мире. Блок обожествлял Любовь, потому что она открывала ему сверхличный, высокий смысл жизни.
Нам стихи Блока о любви дороги чистотой и тонкостью поэтического чувства. Многие из них он посвятил своей жене Любови Дмитриевне. Их семейная жизнь была трудной и не ладилась отчасти потому, что Блок настойчиво приподнимал Любовь Дмитриевну над жизнью и обожествлял ее, тогда как она, по выражению А. Горелова, была «человек трезвой психики и вполне земных страстей», «склонна была рассматривать непонятную ей духовную деятельность поэта лишь как нервическую лихорадку его неуравновешенной натуры».
А. Блок воспринимал собственную жизнь только как часть «вселенской мистерии». И «вне понимания этой особенности Блока (. ) нет путей к миру его поэзии.
Чтение и анализ стихотворений Блока, посвященных теме любви, строится по типу семинарских занятий.
Возможны различные варианты опроса.
Вариант первый. Учитель опрашивает одного учащегося из каждой группы, остальные получают возможность дополнять его ответ и выступать с возражениями.
Вариант второй. Учащимся предоставляется право, посовещавшись до урока, выдвинуть от каждой группы одного отвечающего. Его ответ рассматривается как коллективная работа, а меру участия остальных в этой работе определяют сами члены группы.
Вариант третий. Одни из учащихся каждой группы отвечает устно, остальные сдают учителю результаты своих наблюдений над текстом стихотворения в письменном виде.
«Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья» «Вхожу я в темные храмы. ».
Какова эмоциональная атмосфера стихотворения?
Какими средствами она создается?
Каковы предметный ряд стихотворения, его цветовая гамма?
Каким предстает лирический герой стихотворения?
Прорисован, ли внешний облик Прекрасной Дамы?
Какими средствами создается ее образ?
Какие важнейшие мотивы участвуют в его создании?
Таинственная, волшебная, загадочная атмосфера стихотворения создается с помощью контрастной цветовой гаммы («темные» – «красные»). Эту атмосферу подчеркивает и психологическое состояние лирического героя, переданное выразительными глаголами жду, дрожу. Герой почти неподвижен, но это неподвижность напряженного ожидания, ожидания Прекрасной Дамы. Героиня стихотворения лишена внешних черт, ее облик возникает лишь в воображении героя, («Только образ, лишь сон о ней», «Мне не слышны ни вздохи, ни речи»). Но сама обстановка храма, глубокие цвета, величественные имена, которыми наделяет поэт возлюбленную, яркие, благозвучные эпитеты и эмоциональное состояние героя – все это создает образ возвышенный, божественный, неземной. Героиня прекрасна в своей невоплощенности, поэтому столь значимы в стихотворении мотивы, создающие ощущение непроясненности, невидимости, – мотивы тени и сна.
«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо. ».
Мотив ожидания, становящегося все более напряженным по мере приближения встречи («Предчувствую тебя. »), соединяется с мотивом страха («Но страшно мне. »), что придает лирическому сюжету особый драматизм, который подчеркивается образом-символом «весь горизонт в огне», эпитетами нестерпимо, горестно, низко, контрастирующими со словами ясен, лучезарность. Страстно жаждущий вочеловечения идеала, лирический герой боится разочароваться, обмануться, ибо, обретя земное воплощение, Прекрасная Дама может оказаться несхожей с его представлениями о ней, утратит свою «идеальность», свою божественность (употребление местоимения Ты с заглавной буквы подчеркивает, что она для героя – божество). Так, рядом с желанием встречи возникают глубокие сомнения в ее осуществимости, в достижимости воссоединения земного и небесного.
«Мне страшно с Тобой встречаться. ».
Какой поэтический прием создает ощущение острого драматизма стихотворения?
Какой мотив, только намечавшийся в рассмотренных ранее стихах, становится здесь основным?
Какие образы (звуковые и цветовые) создают атмосферу стихотворения?
Как они соотносятся с образным строем рассмотренных ранее стихов?
Как вы понимаете финальные строки стихотворения?
Какие образы в стихотворении усложняют повторяющийся лирический сюжет?
Стихотворение начинается с резкой антитезы: «Мне страшно с Тобой встречаться // Страшней Тебя не встречать», – и с первой же строчки в нем начинает главенствовать мотив страха. Образный строй этого стихотворения, одного из завершающих цикл, контрастно противопоставлен образному строю стихотворений «Вхожу я в темные храмы», «Я отрок, зажигаю свечи». Изменяются цвет («хмурое небо»), звук (звуки похорон), и хотя сохраняется предметный ряд, связанный с образом храма, он получает дополнительную психологическую окраску: вместо «сияния красных лампад» – «хмурое небо низко накрыло и самый храм». Строка «Ты здесь. Ты близко» выражает уверенность героя в существовании идеала, но в финальной строке («Тебя здесь нет. Ты – там») звучит отчаяние, ощущение невозможности земного воплощения Вечной Женственности. Краткие фразы и возникающие между ними паузы передают предельное волнение лирического героя. Лирический сюжет осложняется появлением «теней» («По улицам ходят тени»). В других стихотворениях цикла взгляд героя был устремлен в неземное пространство, к высшей реальности. Здесь впервые возникают еще неясные очертания реальности земной, которая мешает желанной встрече. Взор поэта все настойчивее обращается к окружающему миру; как следствие, нарастают сомнения в возможности скорого вочеловечения романтического идеала.
Герой оказывается перед выбором: остаться в мире идеальных иллюзий или окунуться в мир земных стихий. С этим моментом выбора связан завершающий 1-й том цикл с выразительным названием «Распутья».
На что направлен взгляд поэта в этом стихотворении?
Найдите в тексте предметные детали. Какова цветовая гамма стихотворения?
Какие ассоциации вызывает эпитет «жолты»?
В чем своеобразие его написания?
Какие образы в стихотворении связаны с миром зла?
Можно ли дать логическое истолкование этим образам?
Как названы в стихотворении фабричные рабочие?
Почему Блок не использует в тексте слово «рабочие»?
Можно ли назвать это стихотворение реалистическим?
Если в «Стихах о Прекрасной Даме» взгляд поэта был устремлен ввысь, к церковному своду, к небу, то в этом стихотворении он смотрит вокруг себя («В соседнем доме. ») и даже как будто сверху вниз, вглядываясь в черты земной реальности («Я слышу все с моей вершины»). Это определило изменение предметного ряда (болты, ворота, кули) и цветовой гаммы («жолты», «черный кто-то»). Эпитет «жолтый», обрамляющий стихотворение, привносит в создаваемую картину ассоциации болезненности, нездоровой лихорадочности (именно в таком значении этот цвет нередко встречался в произведениях русской классики, особенно значима символика «желтого» у Достоевского), а благодаря необычному написанию эпитет приобретает значение символа некой зловещей силы. С миром зла связан и другой символический образ – «недвижный кто-то, черный кто-то». Этот символ не стоит трактовать буквально. Конечно, можно представить себе страшное здание фабрики, «проглатывающее» приходящих рабочих, но эта картина не исчерпает всего содержания образа. Скорее, это символ некоего мирового, мистического зла. Называя жертв этого зла людьми, народом, нищими, Блок не использует слово рабочие. Вообще, обращаясь в конце первого тома к социальной действительности, поэт не дает ее явлениям социальных, реалистических мотивировок. Стихотворение «Фабрика» можно рассматривать как символическое изображение столкновения страдающего, обманутого человека с силой зла, воцарившейся в мире. Цикл «Распутья» знаменует поворот Блока от идеального мира Прекрасной Дамы к миру земных стихий.
Незнакомка (полный анализ дан в учебнике).
Из цикла «Страшный мир». «Ночь, улица, фонарь, аптека…»
В чём своеобразие композиции стихотворения?
Какое представление поэта о жизни она символизирует?
Как конструкция предложений, обрамляющих стихотворение, передает состояние окружающего мира?
Можно ли считать детали городского пейзажа образами-символами?
Какую роль играет симметричность построения произведения?
Как выражено в стихотворении новое блоковское понимание сущности жизни и смерти?
Стихотворение имеет инверсированную кольцевую композицию, что создает ощущение замкнутости, повторяемости, бесперспективности всякого движения, приводящего в конечном итоге к возвращению в исходную точку. Номинативные предложения, обрамляющие стихотворение, состоят из существительных, лишенных определений и логически не связанных между собой, что еще больше подчеркивает неподвижность, мертвенность, бескрасочность окружающего мира, утрату органической связи между его частями. Причем все образы, перечисленные в стихотворении, приобретают характер символов. Ночь здесь лишена таинственности, это мрак, хаос, пустота, в которую уходит городская улица. Аптека (деталь почти прозаическая) становится в данном контексте символом перехода из жизни в
смерть. И даже фонарь не разрушает этой бесконечной тьмы, излучая «бессмысленный и тусклый свет». Конструкция стихотворения отличается удивительной симметричностью: первая строфа зеркально отражается во второй, как городской пейзаж в «ледяной ряби канала». Кажется, что человек, вглядываясь в лицо этого мертвого, страшного мира, убеждается в бессмысленности жизни («Живи еще хоть четверть века. ») и обращает свой взор к каналу в поисках спасительного гибельного выхода, но и в нем видит лишь отражение все той же беспредельной скуки и приходит к парадоксальной идее бессмысленности смерти («Умрешь – начнешь опять сначала. »).
Россия в лирике Блока. «На железной дороге».
В чем своеобразие композиции стихотворения?
Как изображена, погибшая девушка?
Как конструкция предложений раскрывает авторское отношение к ней?
В каких образах предстает мир, окружающий героиню?
С какой целью использована метонимия?
Какие эпитеты раскрывают отношение мира к героине?
Как система контрастов выражает парадоксальность устройства мира?
Как чувствует себя в этом мире живая душа?
Почему к слову «тоска» Блок подбирает эпитеты «дорожная, железная»?
С какой целью в стихотворении дважды повторено слово «скользнул»?
Почему юность героини названа «бесполезной»?
Какие литературные ассоциации вызывает у вас сюжет и образный строй стихотворения?
Найдите переклички образов и мотивов этого стихотворения с «Тройкой» Н. А. Некрасова. В чем отличие композиции стихотворений?
Какой смысл приобретает слово «больно» в последней строке?
Почему это стихотворение Блок включил в цикл «Родина»?
Как оно связано с другими стихами цикла?
В центре внимания поэта – судьба погибшей девушки. Однако о том, что она мертва, сообщается лишь в обрамляющих стихотворение строфах, центральная часть произведения посвящена ее жизни. Многочисленные портретные детали подчеркивают красоту и одухотворенность героини («красивая и молодая», «нежней румянец, круче локон»). Даже о погибшей говорится – «как живая». Автор рассказывает о своей героине, используя определенно-личные предложения, не называя ее имени, не употребляя местоимения она. Отсутствие подлежащего сокращает дистанцию между поэтом и его героиней, создает ощущение, что она предельно близка и дорога ему. Иначе изображен окружающий героиню мир: это мир без людей, мир без лиц. Бездушие мира подчеркнуто метонимией «Вагоны шли привычной линией. Молчали желтые и синие» и пропуском подлежащего, который в этом случае играет совершенно иную роль («В зеленых плакали и пели. Вставали сонные за стеклами. »).
Последней поэме А. Блока уделено немало места и в учебнике, и в методической литературе. В практике сложились в основном два пути изучения этого произведения: либо комментированное чтение с последующим обобщением важнейших аспектов его содержания и художественного своеобразия, либо комплексный анализ поэмы, которому предшествует ее самостоятельное чтение. Я предпочитаю второй вариант изучения поэмы. При этом следует помнить, что поэма «Двенадцать» – одно из самых неоднозначных произведений Блока, поэтому необходимо предоставить ученикам свободу ее прочтения, интерпретации отдельных образов и мотивов, даже если их точка зрения не совпадает с позицией авторов учебника.
Цель урока: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности.
- иллюстрации к поэме;
- различные издания «Двенадцати».
Вступительное слово учителя.
Блок восторженно принял революцию «Он ходил молодой, весёлый, бодрый, с сияющими глазами» — вспоминали близко знавшие его люди.
3 марта 1918 года в газете «Знамя труда» на грубой, почти оберточной бумаге, на левой внутренней полосе, была напечатана поэма «Двенадцать». Это была первая поэма о революции.
Газет не хватало, и их расклеивали на улицах, а прохожие останавливались и читали.
Поэма Блока стала злобой дня. Контрреволюционно настроенные литераторы искали в ней издевку, скрытую иронию. Но вслед за «Двенадцатью» Блок опубликовал стихотворение «Скифы», в котором приветствовал революцию.
На Блока обрушился шквал бешеной ругани, грязной клеветы, прямых угроз. Его вчерашние почитатели, соратники,.«друзья» стали злобно травить его. В черновом варианте поэмы «Анна Снегина» С. Есенин вспоминает:
Возмездье достигло рока.
Рассыпались звенья кольца.
Тогда Мережковские Блока
Считали за подлеца.
«Двенадцать» вовсю гремело,
И разве забудет страна,
Как ненавистью вскипела
Российская наша шпана?
Блок стойко пережил нападки, держался мужественно и непоколебимо. «Всем телом, всем сердцем, всем дознанием – слушайте Революцию»,– призывал он в статье «Интеллигенция и революция».
Через неделю после публикации поэмы «Двенадцать» Блок получил письмо от двух начинающих поэтесс, бывших его восторженных поклонниц, курсисток:
«Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
И Вам не стыдно? Пощадите свои первые три книжки, «Розу и крест» и «Соловьиный сад»!
И, спускаясь по камням ограды,
Я нарушил цветов забытье,
Их шипы, точно руки из сада,
Уцепились за платье мое,
Как бесконечно жаль, что Вы не остались за оградой, высокой и длинной. Так оплевать себя».
На этом письме Блок сделал пометку: «Что за глупости?» Курсистки были неумные, сбитые с толку обывательницы. Но многие известные писатели (Вл. Пяст, Вячеслав Иванов, Г. Чулков) вели себя не умнее. Они не подавали Блоку руки. Не поняли и потому не приняли поэму И. Бунин, пушкинист П. Е. Щеголев, литературовед Ф. Ф. Зелинский. Зато рабочие восторженно приветствовали ее. Любовь Дмитриевна несколько раз выступала с чтением поэмы в переполненных аудиториях. Отдельные стихи из поэмы появились на плакатах.
В день первой годовщины Октября Блок видел на кумачовых полотнищах:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем!
Безоговорочно высокой была оценка «Правды».
Поэма была напечатана за рубежом и произвела большое впечатление на интеллигенцию Запада.
Изучение поэмы «Двенадцать» путем эвристической беседы, подготовленной домашним заданием.
В сильном классе можно обойтись без комментированного чтения. Учащиеся получают задание прочитать поэму самостоятельно и ответить на вопросы (задания выполняются в группах):
- Как из конкретных образов в поэме вырастает Символическая картина революции?
- Чьи голоса звучат в поэме?
- Как изображен старый мир в этом произведении?
- Однородна ли красногвардейская масса в Представлении Блока?
- Как противопоставлены друг другу Ванька и Петруха в их отношении к товарищам, к Катьке и К революции?
- Какое место в поэме занимает душевная драма Петрухи?
- Почему к концу поэмы дорога, по которой идут двенадцать, становится все более трудной, а их шаг – все более мощным и единым?
- Как Блок изобразил в поэме цели и характер Октябрьской революции?
Ответы могут оказаться разноречивыми. Оживленные споры вызывают, как правило, четвертый, пятый и шестой вопросы.
После выступления каждой группы, выбирается ряд таблиц и схем, составленных учащимися, которые наиболее точно передают авторский замысел поэмы (см. Приложение).
Источник