Как научить ребёнка выражать свои эмоции
Вместе с психологом разбираемся, какие есть виды и способы выражения эмоций у детей и почему так важно обозначать эти состояния.
Полина Жданова
Координатор тьюторов и психологов в «Домашней школе Фоксфорда», магистр консультативной психологии и аспирант НИУ ВШЭ. Знает, как помочь выражать чувства и эмоции.
Для начала разберёмся с понятиями:
- эмоции — это психические реакции человека на ситуацию;
- чувства — это эмоциональные процессы, в которых отражается отношение.
Например: «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этой собаки» — чувство, связанное с отношением к определенному объекту.
Зачастую дети не знают, как им реагировать на ситуацию или как справиться с тем потоком ощущений, что зарождается в них. Поэтому задача родителя — не подавлять чувства и эмоции чада, а научить контролю и управлению. Внимание к эмоциям ребёнка — это важнейший компонент развития эмоционального интеллекта (ЭИ).
Виды и способы выражения эмоций
Современная психология выделяет три способа выражения эмоций:
- ненастойчивый — по человеку часто невозможно догадаться об истинном состоянии;
- агрессивный — так называемое «ты-послание», когда ответственность за вызванную эмоцию перекладывается на партнёра (например, «ты просто вывел меня из себя»);
- открытый (уверенный) — наоборот, «я-послание» (например, «я огорчена, потому что есть ощущение, что ты что-то не договариваешь»).
Американский профессор психологии Роберт Плутчик в 1980 году придумал концепцию, в которой обозначил восемь основных видов эмоций (на картинке они находятся в центре) и связанные с ними производные. Он также подчеркнул, что эмоция состоит из трёх компонентов:
- возбуждение в организме человека;
- особое переживание в теле, например, дрожь;
- экспрессия, например, повышающаяся интонация.
Как ребёнок выражает свои эмоции
Эмоции бывают положительными и отрицательными. Формы выражения эмоций могут быть разными: слова, действия или внутренние переживания.
Ребёнок может плакать, когда ему дискомфортно, больно или нужна мама рядом, и улыбаться, когда он сыт и доволен. Уже начиная с этого этапа, родители могут совершить типичную ошибку — говорить ребёнку: «Не плачь», «Прекрати себя так вести», «Тише, сейчас все разбегутся». В таком случае родители как бы запрещают ребёнку чувствовать, проявлять свои эмоции. Спрятанные ощущения малыша могут найти выход в других ситуациях, например, психосоматике или агрессивном поведении с другими детьми.
Когда ребёнок взрослеет, он уже может выражать эмоции словами. Например, говорить, что ему грустно или радостно. Здесь частая проблема — это чёрно-белый мир. Ребёнок не различает оттенки эмоций, а родители не стремятся расширить его представления об этом.
В раннем возрасте дети совершенно не контролируют свои эмоции, которые ярко вспыхивают и быстро гаснут. Ко второму году жизни у детей формируется интерес друг к другу, к третьему — чувствительность к отношениям со сверстниками, к четвёртому — появляется готовность оценивать поступки. Уже к 5–6 годам эмоция регулирует действия ребёнка, а к 7 — зарождается сопереживание. А дальше ребёнок учится контролировать эмоции.
Как научить ребёнка выражать эмоции
Выслушайте
Для того, чтобы ребёнок учился выражать эмоции, очень важно дать ему возможность выразить любые, даже самые сложные чувства в безопасной обстановке без осуждения.
Признайте важность эмоций
Подчеркните, что чувствовать и эмоционировать — это нормально. «Я понимаю, что ты расстроился», «Да, это неприятная ситуация». Не обесценивайте его чувства: то, что пустяк для вас, для него — целый мир.
Создавайте словарик эмоций
Например, «Я счастлив», «Я рад», «Я расстроен», «Я злюсь». Задавайте ребёнку вопросы: «Какое у тебя сейчас настроение? Какую эмоцию испытываешь из-за этого события?».
Обозначайте свои чувства
Ребёнок учится делать то же самое, что видит в поведении родителя. Если вы выражаете свои эмоции, ребёнку будет легче этому научиться, «Я рада, что ты съел целую тарелку каши», «Я расстраиваюсь, когда ты уходишь из дома, но забываешь мне сообщить».
Ищите альтернативные варианты выражения сложных чувств
Например, ребёнок может выместить злость на подушке или нарисовать свою грусть.
Планируйте пути решения
Например, если у ребёнка случился конфликт с одноклассником, подумайте вместе, как он может поступить и как отреагировать. Ситуацию можно проиграть по ролям.
Обсудите героев
Посмотрите вместе мультики или кино, обсудите поступки героев, их мотивы, эмоции и предложите ребёнку поразмыслить, как бы он поступил в сложившейся ситуации.
Формируйте «я-позицию»
Для того, чтобы ребёнок мог выражать свои чувства и эмоции, ему нужно научиться обозначать их через «Я»: «Я огорчён», «Мне было неприятно». Так ребёнок не будет винить другого человека (например, «Ты поступил отвратительно»), а будет выражать своё отношение к произошедшему.
Запишите ребёнка на курсы
Например, в «Домашней школе Фоксфорда» наставники помогают детям развивать такой важный навык, как эмоциональный интеллект, благодаря чему ребёнок сможет лучше понимать свои и чужие эмоции и чувства.
А при таких эмоциональных трудностях в поведении, как агрессивность и плаксивость, проблемах с контролем эмоций можно пройти консультации психологов, которые помогут выявить причины эмоциональных проблем и дадут рекомендации.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Источник
Эмоционален ли ваш ребенок
УЗНАЙТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА
Предлагаем Вашему вниманию цикл статей по теме: «Узнайте своего ребенка», для определения уровня РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА ДО 7ЛЕТ. Постарайтесь ответить на простые вопросы объективно. Содержание статей представлено в динамике накопления ребенком опыта в окружающей среде, освоения основных знаний, умений и навыков по каждому возрастному периоду.
Если у Вас возникнут вопросы, мы рады будем ответить на них.
Наше знакомство начинается с АНКЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, которая обратит Ваше внимание на эмоциональное состояние Вашего РЕБЕНКА.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ 1 ГОДА
- Начинает ли Ваш РЕБЕНОК проявлять самостоятельность: отказывается идти, куда его ведет взрослый, отказывается от помощи в предметной деятельности (например, отстраняет руки взрослого, пытающегося помочь)? Как часто он проявляет такую самостоятельность?
- Когда Ваш РЕБЕНОК что-то сделает сам (наденет кольцо пирамидки на стержень, прольет что-то на стол, отстегнет кнопку на одежде), как он на это реагирует? Стремится ли он продемонстрировать это взрослому, испытывает чувство радости от того, что сам сделал это?
- Понимает ли РЕБЕНОК словесные объяснения «можно» и «нельзя» (прекращает действия на «нельзя» или начинает что-то делать, когда говорят «можно»)?
- Как поступает Ваш РЕБЕНОК, когда его что-то заинтересовало, когда он что-то хочет достать: продолжает ли он настойчивые самостоятельные попытки, обращается за помощью к взрослому (привлекает внимание к заинтересовавшему объекту, показывает жестом, что ему нужно, куда его нести, что он хочет) или просто плачет, или злится?
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ 2 ЛЕТ
- Замечали ли вы ситуации, когда Вы показывали РЕБЕНКУ новое действие, а он потом воспроизводил его в других условиях ( например, показали, как «кормить» кубиком игрушечного мишку, а РЕБЕНОК потом «кормит» мишку колечком от пирамидки, или «кормит» кубиком другие игрушки; или показали, как пинать мячик ножкой, а ребенок так же пытается пинать разные предметы, попавшиеся по пути)? Кратко опишите такую ситуацию.
- Как Ваш малыш обычно реагирует на появление близких взрослых (встреченных случайно на прогулке, вернувшихся вечером с работы домой)? Как выражает свои чувства при встрече?
- Как ваш малыш обычно ведет себя, когда чего-то хочет? Как дает Вам понять, что ему нужно?
- Как бы Вы охарактеризовали обычное, наиболее часто проявляющееся состояние Вашего РЕБЕНКА по отношению к окружающим людям и окружающему миру (доброжелателен, общителен, насторожен, испуган, агрессивен, любопытен, любознателен, недоверчив или другое)?
- Как Ваш РЕБЕНОК реагирует на слова «можно», «нельзя», «не мешай» (обычно слушается; слушается, но не всегда; не обращает внимания; делает наоборот или другое)?
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ 3 ЛЕТ
- Интересуется ли Ваш РЕБЕНОК окружающим, задает ли разнообразные вопросы («Где? Куда? Почему?»), выслушивает ли разъяснения?
- Часто ли Ваш РЕБЕНОК проявляет двигательную инициативу (пытается забраться на сложные конструкции, пройтись по парапету, перелезть через препятствие или подлезть куда-то)? Нравится ли Вам такая активность РЕБЕНКА?
- Придумывает ли Ваш РЕБЕНОК новые слова? Как он поступает, когда хочет что-то сказать, но не помнит или не знает нужного слова? Какие забавные, придуманные Вашим РЕБЕНКОМ слова Вы помните?
- При чтении книг и просмотре мультфильмов (или по окончании) выражает ли Ваш РЕБЕНОК свои переживания, сопереживает ли герою (это может выражаться в непосредственных эмоциях или высказываниях ребенка)?
- Может ли Ваш РЕБЕНОК менять свое поведение в зависимости от реакции окружающих (поощрение, похвала стимулируют инициативные движения; неодобрение, осуждение тормозят нежелательные действия и поступки) или это не оказывает влияния на его поведение?
- Стремится ли Ваш РЕБЕНОК все делать сам (есть, одеваться)? Как реагирует на Вашу помощь, особенно в ситуациях, когда он может и хочет сделать все сам?
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ 4 ЛЕТ
- Любит ли Ваш РЕБЕНОК слушать сказки, музыку? Какие произведения предпочитает? Как долго способен их слушать?
- Чем занимается РЕБЕНОК в свободное время?
- Легко ли находит себе занятие сам или предпочитает все делать только вместе с мамой или папой?
- Когда в дом приходят родственники или знакомые люди, как ведет себя РЕБЕНОК (предпочитает общение со взрослыми, с детьми или предпочитает уединиться)?
- Во время прогулок на природе проявляет ли РЕБЕНОК интерес к растениям и животным (насекомым)? Как это выражается?
- Во время чтения книг или просмотра мультфильмов выражает ли РЕБЕНОК сочувствие героям? Каким образом?
- Как Вы думаете, имеет ли Ваш РЕБЕНОК представления о правилах безопасного поведения? Обсуждаете ли Вы с ним опасные ситуации? Как часто он попадает в разные «истории» из-за несоблюдения правил безопасности?
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ
- Любознателен ли Ваш РЕБЕНОК? Насколько часто «донимает» он Вас вопросами «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?» (очень часто, не часто, редко задает подобные вопросы)
- Отмечаются ли в Вашей семье семейные праздники? Какие? Как в них участвует Ваш РЕБЕНОК?
- Любит ли Ваш РЕБЕНОК слушать сказки, музыку, рассматривать иллюстрации? Какие произведения предпочитает? Как долго способен их слушать?
- Во время прогулок на природе проявляет ли РЕБЕНОК эмоциональное отношение к растениям и животным ( насекомым)? Выражает ли желание помочь? Каким образом?
- После чтения книг, просмотра фильмов, мультфильмов обсуждаете ли Вы с РЕБЕНКОМ увиденное (прочитанное)? Кто выступает инициатором подобного общения? Нравятся ли РЕБЕНКУ подобные обсуждения?
- Всегда ли РЕБЕНОК дома одевается и раздевается самостоятельно? В каких случая Вы помогаете ему?
- Как Ваш РЕБЕНОК реагирует на знакомых и незнакомых сверстников и взрослых (пугается, идет на контакт, агрессивен, доброжелателен, осторожен)? Как реагирует на радостные и печальные события в семье (бурно или тяжело переживает, остается внешне равнодушным, спокойным или др.)?
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ
- Как обычно ведет себя Ваш РЕБЕНОК в ситуациях затруднений (сохраняет позитивный настрой, пытается использовать различные способы преодоления затруднений, бросает начатое дело, раздражается или др.)?
- Сочиняет ли Ваш РЕБЕНОК разные истории? Кажутся ли они Вам интересными? Придумывает ли он новые слова или, может быть, необычно использует знакомые? Проявляет ли творчество в своей речи? Как?
- Чем интересуется Ваш РЕБЕНОК?
- Насколько эмоционально чуток Ваш РЕБЕНОК? Понимает ли он Ваши состояния, переживания близких в семье? Или Вы считаете, что он еще мал и пока таких вещей понимать не может?
- Делится ли РЕБЕНОК с Вами своими впечатлениями? Может ли обратиться к взрослому за помощью или предпочитает решать свои проблемы сам?
- Обычно Ваш РЕБЕНОК ведет себя в соответствии с правилами поведения (в общественных местах, в природе; соблюдает элементарные правила поведения во время приема пищи, правила безопасности) или это сложно пока для него?
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ
- Чем любит заниматься Ваш РЕБЕНОК?
- Интересуется ли Ваш РЕБЕНОК познавательными передачами, книгами, спектаклями, выражает ли самостоятельно желание что-то узнать, посмотреть, послушать?
- Как реагирует Ваш РЕБЕНОК на эмоциональные состояния окружающих? Понимает, стремится помочь или пока не может понять состояние близких людей?Любит ли Ваш РЕБЕНОК животных? В чем это выражается?
- Бывают ли у Вас проблемы с поведением Вашего РЕБЕНОК в общественных местах, на улице, за столом, при общении с другими людьми?
- Есть ли у Вас в семье сложившиеся традиции? Знает ли о них РЕБЕНОК ? Как он приобщается к ним?
Источник