Классный час «Эмоции и здоровье»
классный час на тему
Классный час об эмоциях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_emotsii_i_zdorove.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоции и здоровье
Сегодня мы снова будем говорить о здоровье. Но вначале давайте поздороваемся друг с другом:
Ты пришёл и я пришёл,
Вместе нам хорошо.
Будем думать, отвечать
И друг другу помогать.
Я очень рада видеть вас, ребята. С каким настроением вы сегодня пришли на урок? (Ответы детей).
Я надеюсь, что после сегодняшнего занятия настроение у вас будет ещё лучше, потому что мы сделаем ещё один шаг в направлении к здоровому образу жизни.
Девизом нашего занятий станут слова:
Я умею думать, я умею рассуждать.
Что полезно для здоровья, то и буду выбирать.
Слова написаны на доске, прочитываются хором.
— Сегодня мы будем говорить о чувствах и состояниях человека, о том, как их можно выразить и как ими управлять.
— Для начала я предлагаю вам встретиться с героями мультфильма.
М/ф «Просто так», просмотр первых кадров.
— Вспомнили этот мультфильм? (Ответы детей).
— Кто герои этого мультфильма? (Ответы детей).
— Если наша цель выбирать, то давайте выберем название тому чувству, которое испытывает мальчик. (Радость).
— А ослик какое чувство испытывает? (Грусть.)
— Сможем мы с вами изобразить эти чувства? (Ответы детей).
— Давайте все вместе попробуем изобразить радость. (Используется зеркало.)
— А теперь — грусть. Молодцы!
Вы молодцы, правильно определили чувства и состояния героев мультфильма. Все чувства, состояния можно назвать одним словом — эмоции.
— Сейчас мы поговорим о тех чувствах, которые может испытывать человек.
Весела я, весела,
Ножками я топаю.
Ив ладошки хлопаю
— Какое чувство испытывает девочка? (Радость).
Зайку бросила хозяйка –
Под дождём остался зайка.
— Какое чувство испытывает герой? (Грусть.)
На дороге гуси ущипнули Люся,
И болела долго у неё нога.
— Я вам, злые гуси! – погрозила Люся.
А они в ответ ей: «Га-га-га»!
Лепит девочка из глины
Ушки, лапки, хвостик длинный.
вышла серенькая мышка.
— Какое чувство испытывает братик? (Удивление).
У опушки две старушки
Брали грузди и волнушки.
Филин: «У-у-х!», Филин: «У-у-х!»
У старушек замер дух:
В старой корзине на кухонном столике
Смирно сидели пушистые кролики.
Мама сказала: «Их трогать не нужно.»
Только, наверно, им, бедненьким, душно,
Маленьким крошкам жарко и тесно.
Сколько их там – посмотреть интересно.
— Какое чувство испытывает герой? (Интерес).
Ваза синяя разбита,
Лужа на паркете.
Мать на мальчиков сердита:
Кто из вас с цветами вазу
Уронил с окошка?
Может быть, ответить маме:
И Володя, и Сережа
Мама спрашивает строже:
—Кто же трогал вазу?
Младший прячется за брата,
Старший смотрит прямо, Говорит:
— Прости нас, мама,
— Какое чувство испытывают мальчики? (Стыд, вину).
— Давайте ещё раз повторим, о каких эмоциях мы говорили. (Ответы детей). Попробуйте самостоятельно поделить эти эмоции на две группы.
Детям раздаются карточки с названиями эмоций.
— Как вы назовёте эмоции 1-й группы? (Хорошие, приятные.)
— Их принято называть — положительные. А эмоции другой группы как можно назвать? (Плохие, неприятные). Отрицательные.
При общении очень важно уметь определять, какие эмоции испытывает человек в данный момент. Сейчас мы узнаем, можете ли вы это делать, а для этого заглянём в волшебный теремок, в котором живут герои разных сказок.
Посмотрите на это окно. Какое лицо на нем нарисовано? Какой герой живёт в теремке?
— Правильно! Молодцы, вы хорошо умеете определять эмоциональное состояние других
— Ребята, сегодня к нам на занятие прилетели волшебные воздушные шары. Давным-давно в одной сказочной стране жили-были волшебные воздушные шары. Кто-то был веселым, кто-то грустным, один шарик был злой, а другой всего боялся. Все они были разные, и им друг с другом было интересно. Но вот однажды случился сильный-сильный дождь, и личики шариков смыла вода. И теперь они стали одинаковые и неинтересные. Сделайте их снова разными.
Дети с помощью маркера рисуют на шарике.
— Молодцы, ребята, шарики очень обрадовались, а теперь им пора улетать. Шарики улетают под музыку.
— А сейчас мы поиграем в игру «Мои цыплята». Вы будете не просто мальчиками и девочками, а маленькими цыплятами, а я буду вашей мамой-курицей. Внимательно слушайте и выполняйте то, что я вам буду говорить.
Воспитатель вместе с детьми садится на пол и накрывает всех «волшебным платком».
— Раз, два, три, четыре, пять!
Будем мы в цыплят играть.
На солнышко похожие.
Долго-долго мама-наседка высиживала своих цыплят. И вот скорлупки начали трескаться, и цыплята стали появляться на свет.
Первый цыплёнок очень удивился:
Как просторно вокруг, а в скорлупке так тесно.
Ребенок изображает это соответствующей мимикой: брови подняты вверх, глаза и рот широко раскрыты (удивление).
Воспитатель: Второй цыпленок рассердился, нахмурив свои желтенькие брови: он так хотел появиться на свет первым, но его опередили.
Ребенок передает это состояние: брови сведены к носу, глаза прищурены, рот закрыт, губы сжаты.
Воспитатель: Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в скорлупке, а тут всюду опасность.
Ребенок передает состояние этого цыпленка: брови сведены к носу, глаза и уголки рта опущены вниз.
Воспитатель: Четвертый цыпленок очень обрадовался своему появлению на свет и воскликнул: «Какой чудесный мир вокруг!»
Ребенок повторяет слова: «Какой чудесный мир вокруг!» — улыбается и смеется.
Воспитатель: Пятому цыпленку, как только он родился, все было интересно, и он сразу же стал рассматривать своих братьев и сестер, заглядывал им в глаза, дотрагивался до них.
Ребенок выполняет действия, указанные воспитателем, при этом брови подняты вверх, глаза и рот широко раскрыты.
Воспитатель : Шестой цыпленок очень испугался, когда треснула скорлупка. Ему стало очень страшно, потому что он не знал, что будет дальше.
Ребенок передает состояние этого цыпленка: брови приподняты, сведены к переносице, глаза очень широко открыты, он дрожит от испуга.
Воспитатель: Седьмой цыпленок открыл глаза и увидел, что все уже вылупились и ждут его. Ему стало так стыдно, что он всех задерживал.
Ребенок передает состояние этого цыпленка: брови сдвинуты к носу, глаза опущены вниз.
Воспитатель: Мои хорошенькие цыплятки, я так
рада видеть вас (улыбается). Вы все такие разные, но я всех вас очень люблю: и грустных, и весёлых, и удивлённых, и тех, кто боится. Воспитатель накрывает детей платком.
Раз, два, три, четыре, пять!
Поиграли мы в цыплят.
И сейчас хотим опять
Превратиться мы в ребят.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, влияют ли эмоции на состояние нашего здоровья? (Ответы детей). Конечно, влияют. Мы выяснили, что эмоции бывают отрицательные и положительные.
— Как отрицательные эмоции влияют на здоровье? (Человек может плохо спать, пропадает аппетит, болит голова и т.д.)
— Как положительные эмоции влияют на здоровье? ( Человек будет бодрый, весёлый, будет хороший сон, аппетит, может вылечится от болезней).
— Вот представьте, что у вас плохое настроение. Оно заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются дети и взрослые. А после того как злость ушла, вам бывает грустно или неприятно. Открою секрет – каждый большой и маленький человек имеет право злиться.
— Есть много способов, которые помогают нам избавиться от плохих эмоций. Вспомните, пожалуйста, какие способы и приёмы вы знаете. (Снеговик, подушка для битья, стаканчик, мирилочка без слов, разрывание бумаги, упражнения на расслабление).
— Правильно! Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр вам подарит мокрый песок. Давайте с помощью песка вылепим собственную злость, а потом победим ее.
Дети работают с песком.
Воспитатель: о чём мы с вами сегодня говорили? (Об эмоциях). Правильно, что такое эмоции? ( Эмоции это чувства, состояния человека).
— На какие две группы оделяться эмоции? (Положительные, отрицательные).
— Итак, ребята, в жизни нам случается выражать и положительные, и отрицательные эмоции. Давайте вспомним наш девиз. Какие эмоции мы выберем для своего здоровья? Ответы детей.
— А как сделать, чтобы положительных эмоций стало больше? Быть всегда весёлыми, делать друг другу больше приятного, сначала хорошо подумать, а потом сделать, больше улыбаться.
— Вспомним совет Кота Леопольда: «Давайте жить дружно!»
(Сюрпризный момент: в класс влетают воздушные шарики с нарисованными на них весёлыми мордашками, к шарикам привязаны конфеты.)
Учитель. Ребята, это сюрприз! Держите шарики, ешьте конфеты, вы их заслужили!
— А теперь я попрошу вас и гостей выразить эмоции от нашего совместного общения с помощью смайликов.
Источник
Классный час «Эмоции, здоровье, красота»
классный час (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_emotsii_krasota.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровье, эмоции, красота»
Цель: научиться определять эмоциональные состояния, которые может переживать человек; показать воздействие эмоций на здоровье человека.
Ввести понятие “эмоции”;
Изучить виды эмоций;
Определить причины и следствия эмоций;
Развивать у учащихся логическое и критическое мышление;
Развивать умение работать в группах;
Развивать умение использовать свой жизненный опыт;
Развивать умения публичного выступления;
Воспитывать чувство коллективизма, умение слушать собеседника, уважать его точку зрения;
Воспроизведение разных эмоциональных состояний позволяет учащимся научиться сопереживать.
Тип урока: урок-дискуссия с использованием мультимедийных технологий.
Технологическое сопровождение урока:
Технология педагогики сотрудничества, здоровьесберегающий компонент;
Цветопись настроения, музыкальная пауза, возможность выбора формы работы и варианта задания.
Актуализация знаний (вступительное слово учителя).
Презентация “Здоровье, эмоции, красота”.
Психологические задания и упражнения.
Как погасить эмоциональный взрыв? Правила жизни.
Добрый день, ребята!
Какой сегодня день? Обычное буднее утро в многоквартирном доме. Жильцы спешат по делам, на работу, а вы в школу. Впереди у всех насыщенный день. Но одни встречают день с интересом, другие с тревогой или унынием, третьи – с энтузиазмом. Открыв дверь подъезда, все они попадают в светлое утро, видят знакомый двор. Но видят ли они в этот момент одно и то же? Веселый молодой человек заметит ласковое солнышко, а его сосед – весеннюю грязь, а малыш – полосатую кошку. Каждый из них видит то, что кажется ему самым важным или, точнее, на что направляет взгляд эмоциональное состояние – радость, раздражение, любопытство, озабоченность. Почему все увидели разное? Как вы думаете, то, что вы смогли увидеть, идя в школу, зависело от вашего настроения? Сделайте вывод, что влияет на все наши мысли и действия.
Итак, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какие вопросы и проблемы будем решать на уроке?
Посмотрите внимательно на картину. Что мы видим? Море! Дельфины! Лицо девушки! Что хотел художник показать нам с вами? Какова идея этой картины? Посмотрите эти лица? Что они все выражают?
Тема урока: “Здоровье, эмоции, красота”
Девиз урока: Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик (И. -В. Гёте)
Цели и задачи урока…
Что же такое эмоции?
Эмоции – это временные, преходящие переживания, возникающие в ответ на какое-либо воздействие или как реакция на определенные обстоятельства.
Эмоции даны нам природой, и даже если мы не осознаем своих эмоций, мы их испытываем. Человеку элементарные эмоции свойственны с раннего детства: плачь, смех. В дальнейшем эмоции начинают приобретать определенную взаимосвязь с нормами социального поведения.
Высшие эмоции и чувства возникают при наличии определенного уровня интеллекта человека.
— Как вы считаете, ребята, знаете ли вы себя? Давайте попробуем выделить самое важное в знании себя. Что это.
— Видите, это основное в отношениях человека ко всему окружающему:
а) отношение к Родине;
б) отношение к людям;
в) отношение к природе;
г) отношение к коллективу;
д) отношение к учебе:
е) отношение к друзьям, близким;
ж) отношение к самому себе.
Займемся самоанализом. Ответьте на вопрос, каково же это отношение у вас (учащиеся устно или письменно отвечают на эти вопросы).
— Вы постарались определить свое нравственное отношение к окружающему. Почему нравственное? Потому что понятие “отношение” — это понятие нравственное. Следовательно, этика поведения человека проявляется в этике отношений ко всему окружающему и людям. А это связано с эмоциями, настроением.
— Не хотите ли проверить себя? Продолжите следующее “когда”, исходя из привычного вам поведения:
Когда мама сердится, я …
Когда мне обращаются не тем тоном, я …
Когда от меня требуют послушания, я…
Когда меня просят не грубить, я…
— А теперь подумайте над своей реакцией. Какие выводы можете сделать для себя? Не следует ли задуматься о том, когда человек способен сам в себе растить человека? С чего же здесь следует начинать? Начинать надо с самого себя. Кто я? Я – биосоциальное существо. Я – человек. Я – личность.
Вывод: человек живет в мире эмоций. Культура общения человека связана с эмоциональным состоянием.
Эмоции – язык нашего внутреннего мира. Эмоции выступают как язык общения. Именно через эмоции происходит контакт матери с ребенком еще не умеющим говорить. Эмоции и чувства составляют существенную часть нашего внутреннего мира. Понимать себя – это во многом значит разбираться в тех эмоциональных состояниях, которые мы переживаем. Как вы понимаете “Чувство – это цвет мысли. Без них наши мысли – сухие безжизненные контуры, но не картины” (Н. Шелгунов).
Ч. Дарвин в работе “О выражении ощущений у человека и животных” писал, что эмоции необходимы для выживания. Страх помогает избежать опасности. Гнев и агрессия готовит к схватке, борьбе за пищу и место под солнцем. Сначала было Чувство. А уже потом — Мысль, Слово…
РОСКОШЬ И НИЩЕТА ОБЩЕНИЯ
Как вы понимаете — культура общения? Что мы с вами знаем об этом и что необходимо человеку, чтобы овладеть искусством общения? Постараемся выделить основные составляющие процесса общения. Как вы думайте, выражение своих эмоций и чувств помогают взаимодействию или препятствуют ему? Можно ли и нужно ли открыто выражать свои чувства? Когда их необходимо сдерживать?
— Попробуем проанализировать все эти вопросы.
Вспомните ситуации, которые были у вас сегодня в доме, в школе, в классе.
— Каждый человек имеет право на выражение возникающих у него чувств и эмоций. Их надо выражать и принимать без искажений, в этом и состоит естественность и искренность общения, и отношения людей.
Задание “Мой эмоциональный опыт”
Учащиеся на листах записывают по очереди слова, обозначающие разные эмоции. Это своеобразный словарь, отражающий эмоциональный опыт ребят. Затем, проводится обсуждение: какое из названных чувств тебе нравится больше других, какое самое неприятное чувство, какое из названных чувств тебе знакомо лучше (хуже) всего, как изменяется при этом ваше настроение. Приведите конкретные примеры.
Знаете, как вызвать положительную эмоцию?
Задание 1. “Анализ картины” (Репродукции выбирает учитель)
— Что можно сказать о внутреннем состоянии человека?
— По каким признакам вы это обнаружили?
— Чем оно вызвано?
— Попытайтесь охарактеризовать его духовный мир?
Задание 2. “Мой портрет в лучах солнца”
Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга, напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как больше лучей.
Закончите предложение: “На прошедшей недели, я была счастлива тем, что…”
Ответьте на вопросы:
Больше всего я люблю, когда учитель…
Больше всего я не люблю, когда учитель…
Больше всего мне нравится школа за то, что…
Мне радостно, когда в школе …
Осознайте свое отношение к себе…
Напишите свое имя и добавьте к нему определение, которое начинается с той же буквы, что и имя.
Неоконченное предложение: “Я такая же добрая, как…”. “Я добрее, чем…”. “Я не столь добрая, как…”. “Я не столь красива, как…”. “Я красивее, чем…”. “Я такая же красивая, как…”.
Какие предложения вам ближе всего подходят, такие и выберете.
Радость: причины возникновения и влияния на человека.
Гнев: причины возникновения и влияния на человека.
— Конечно, не всякое выражение чувств уместно, не всегда может быть приято другими.
Группа медиков, изучая связь между поведением, эмоциями и здоровьем человека, пришли к выводу, что люди несдержанные, вспыльчивые, не умеющие налаживать контакт имеют сердечно-сосудистые заболевания, неврозы, страдают гипертонией. Общение с ними является фактором риска и провоцирует заболевания у окружающих.
Вывод: сердечно-сосудистые заболевания – это болезни образа жизни!
Какие существуют “секреты” преодоления стресса и гнева.
Ситуация: из-за плохих отметок родители лишили карманных денег и запретили в течение месяца любые развлекательные мероприятия. Разрешите данный конфликт, используя 4-шаговую модель преодоления стресса:
Определить источник стресса.
Наметьте шаги преодоления стрессовой ситуации
Даны репродукции картин, на которых эмоциональное состояние людей передавались бы с помощью мимики, жестов или благодаря взаимоотношению между ними (например, Рокотов “Завтрак аристократа”, Брюллов “Последний день Помпеи”).
Запомни: “Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения” (А. Сент-Экзюпери).
Представьте, что перед вами картина: ученик сидит дома за столом, перед ним книги, тетради… Художник не изобразил лица ученика. Дорисуй его словесно, укажите, о чем он думает, что он чувствует?
Продолжи несколькими фразами: “звенит звонок, ученики садятся по местам, входит учитель и…” Укажите эмоции учителя и учеников.
Закончите предложение: “Последние дни меня огорчило…”
Ответьте на вопросы:
Я боюсь, когда в школе…
Я думаю, что хороший ученик это тот, кто…
Я думаю, что плохой ученик это тот, кто…
Когда я был маленьким, я думал, что в школе…
Если я не внимателен на уроке, то учитель…
Когда я не понимаю, что-нибудь на уроке, то учитель…
Дорога к самому себе…
В нашей жизни очень большое значение имеет представление о самих себе, и наше отношение к себе и другим. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе и их пересмотра. Прежде чем отправимся в путь, хочу предупредить, что самосознание – это очень не простое и нелегкое занятие. Будьте бережны к себе!
Бессердечье к себе – это тоже увечье.
Не пора ли тебе отдохнуть?
Прояви, наконец, сам к себе человечность.
Сам с собою побудь…
Как вы понимаете, в чем смысл этого стихотворения?
Английский писатель С. Моэм сказал, что он является самой важной фигурой, но при этом добавил “для самого себя”. Так как я для себя самая важная фигура, то я должен относиться к себе хорошо и удовлетворять свои потребности. Поэтому я должен знать, что я собой представляю и что мне нужно. Итак, познай самого себя. Прежде всего, я — биологический организм. Я — личность. И самая важная фигура – это я.
“Возлюби ближнего как самого себя”, — гласит евангельская заповедь. Вы сможете полюбить ближнего и пользоваться его взаимностью, только в том случае, если любите самого себя. В противном случае у вас нет никаких шансов на счастье. Если вы себя не любите, то вы несчастный человек. Любите себя и у вас будут великолепные отношения: с родителями, детьми, с друзьями и просто с людьми.Слайд № 16 Слайд № 18
“Мы и наше настроение”
Для успокоения в невзгодах надо часто обращаться к созерцанию живой природы. Спокойное, уважительное отношение к окружающему миру выразилось в японской поэзии. Какое у вас возникает настроение и ощущение, когда вы знакомитесь с поэзией японских поэтов?!
Чистый бежит ручей.
Я думал, всего на миг
И вот – стою долго-долго.
То хорошо, это худо …
Вспомни меж тем,
Много ли в нашем мире
Знаешь ты о самом себе.
Будит тихую поляну
В солнечных лучах.
Занятие можно завершить рефлексирующим, расслабляющим упражнением “Медитация”. Закройте глаза и ощутите себя в океане голубого цвета. Почувствуйте и поверьте, что вы – волна в этом океане. А теперь медленно вслушайтесь в себя … слушайте голос океана у себя в голове и ощущайте себя одним существом с этим голосом.
Чье лицо вы бы выбрали для обложки своего журнала?
Наше здоровье – в наших руках
Мы утратили чувства единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причиной этого разлада с окружающим миром нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в самих себе. Главное – научиться быть самим собой.
Возьми свою детскую фотографию. Посмотри на ребенка на снимке. Вспомните, о каком отношении других людей к себе мечтал этот ребенок. Неправда ли, ему очень хотелось любви, заботы, нежности? Вот именно так и относитесь к себе. Ведь внутри вас до сих пор лежит этот ребенок – любите его в себе! Он – часть вашей личности, самая бескорыстная, искренняя и творческая.
Заключительное слово учителя:
Я думаю, что этот урок вас заинтересовал. Мы затронули многие проблемы, которые волнуют как взрослых, так и подростков.
Будем ли мы здоровы?! Во многом зависит от нас самих.
Управлять эмоциями очень трудно. Существует целая система аутогенной тренировки, доступная каждому и особенно полезная учителю.
1. Проснувшись, подумай “сегодня трудный день, но я спокоен, я уверен в себе, все будет хорошо.
2. Я весел, я бодр, мне ничего не страшно”.
3. Встаньте, сделайте зарядку, пробежку, постарайтесь вспомнить приятное.
В школу войдите с улыбкой, чтобы не случилось не взрывайтесь! “Все живы?” Уже хорошо. В остальном разберемся.
Мудрецы утверждают: “Не позволяй презрению, недовольству, ненависти коснуться своего ума, помни, отрицательные эмоции отравляют умы тела, мешают работать, создают нездоровую обстановку, приводят к болезням.
Источник