Раскройте понятие об эмоциях и чувствах. Классифицируйте и охарактеризуйте эмоциональные переживания
Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познаёт, к другим людям, к самому себе, называется чувствами и эмоциями.
Эмоции –простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Связаны с первоначальными впечатлениями на предметы окружающей действительности (страх, гнев, радость и т.д.), носят ситуативный характер.
Чувство –это более сложное, чем эмоции, постоянное устоявшееся отношение личности к тому, что оно познаёт и делает, к объекту своих потребностей.
Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни. Они включают в себя целую гамму эмоций. Чувства определяют динамику и содержание эмоций, конкретную форму протекания переживаемого чувства (например, чувство любви проявляется в эмоциях радости при успехах любимого человека, огорчении при неудаче, гордости за него).
Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных.
Источниками эмоциями и чувств являются:
1. Отражаемая в нашем сознании окружающая действительность.
2. Наши потребности. Те предметы и явления, которые не имеют отношения к нашим потребностям и интересам, не вызывают у нас заметных чувств.
Положительные эмоции вызывают предметы, явления, факты, которые соответствуют нашим потребностям или требованиям общества (удовольствие, радость, счастье, веселье, ликование, любовь). Отрицательные, наоборот, не соответствуют нашим потребностям, желаниям, интересам, стремлениям (неудовольствие, страдание, печаль, горе, отвращение, страх, ненависть). Выделяют также неопределенные (ориентировочные) эмоции, которые обычно не связаны с какими-либо эмоциями. Возникают в новой, незнакомой ситуации, при отсутствии опыта в отношениях с новым окружающим миром или при знакомстве с предметами деятельности (безразличие, равнодушие).
Есть особый вид эмоций — амбивалентные (полярные) – двойственное эмоциональное отношение, единство противоречивых чувств6 (радость – грусть, любовь – ненависть; страх – чувство смелости, боевого возбуждения). Это объясняется тем, что жизненные ситуации обычно бывают сложными и связи человека с ними не исчерпываются каким-либо одним элементарным отношением. Если возникают обстоятельства конфликтного характера, то в острых переживаниях переплетаются двойственные чувства.
Эмоции, которые повышают активность, энергию и жизнедеятельность, вызывают подъём, возбуждение, бодрость, напряжение, называются стеническими (от греч. «стенос» — сила): бурная радость, боевое возбуждение, «спортивная злость», гнев, ненависть и т.д. Человеку трудно молчать, трудно не действовать активно. Переживая сочувствие товарищу, человек ищет способ помочь ему. Астенические («астенос» — слабость, бессилие) эмоции уменьшают активность, энергию человека, угнетают жизнедеятельность (печаль, тоска, уныние, подавленность, тихая, спокойная радость).
В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности различают виды эмоциональных состояний:
Настроение – это эмоциональное состояние, которое отличается слабой или средней силой и значительной устойчивостью. Оно может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Это не специальное переживание по поводу какого-либо конкретного события, а «разлитое» общее состояние. Настроение обычно «окрашивает» все другие эмоциональные переживания человека, отражается на его активности, стремлениях, действиях и поведении. Обычно по преобладающему у данного человека настроения мы называем его весёлым, жизнерадостным либо, наоборот, грустным, апатичным. Такого рода преобладающее настроение является чертой характера. Причиной определённого настроения может быть какое-либо значимое событие в личной или общественной жизни, состояние нервной системы человека и общее состояние его здоровья.
Страсть — длительное и устойчивое эмоциональное состояние. Но, в отличие от настроения, страсть характеризуется сильным эмоциональным напряжением. Страсть представляет собой справ эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определённого вида деятельности или предмета (человека). Возникает при сильном стремлении к определённым действиям, к достижению какой-либо цели и помогает этому достижению. Позитивные страсти служат стимулом к большой сознательной деятельности человека (к науке, спорту, труду, искусству, литературе и др.). Отрицательные страсти могут нанести вред не только самому человеку, но и другим людям (к картам, фанатизм спортивных болельщиков, алкогольная или наркотическая зависимость).
Аффект – чрезмерно сильные, быстро возникающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты огорчения, ярости, ужаса). Действия человека при аффекте происходят в виде «взрыва». Сильное эмоциональное возбуждение проявляется в бурных движениях, в беспорядочной речи. Иногда может проявляться в напряжённой скованности движений, позы, речи (например, это может быть растерянность при приятном, но неожиданном известии). Аффекты негативно сказываются на деятельности человека, резко снижается уровень его организованности. В состоянии аффекта может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим поведением, человек может совершать необдуманные поступки. Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Аффект – это уже не радость, а восторг, не горе, а отчаяние, не страх, а ужас, не гнев, а ярость. Аффекты возникают при ослаблении воли и являются показателем несдержанности, неспособности человека к самообладанию.
Стресс – состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс вызывается экстремальными для данной личности условиями и переживается с большой внутренней напряжённостью. Стресс могут вызывать опасные условия для жизни и здоровья, большие физические и умственные перегрузки, необходимость принимать быстрые и ответственные решения.
При сильном стрессе учащается сердцебиение и дыхание; повышается кровяное давление, возникает общая реакция возбуждения, выраженная в той или иной степени дезорганизации поведения (беспорядочные, нескоординированные движения и жесты, сбивчивая, несвязная речь), наблюдаются растерянность, трудности в переключении внимания, возможны ошибки восприятия, памяти, мышления. Частые и длительные стрессы оказывают негативное воздействие на физическое и психическое здоровье человека. Однако при слабом стрессе появляются общая физическая собранность, активизация деятельности, ясность и чёткость мысли, сообразительность.
Источник
Вопросы по теме занятия. 1. Что такое биологические эмоции?
1. Что такое биологические эмоции?
2. Что такое эмоции и чувства?
3. Эмоции в античной философии?
5. Формирование эмоций у человека?
10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.
1.Эмоциональные процессы и состояния в жизни организма выполняют функцию (и):
1) только приспособительную.
2) только мобилизационную.
3) только приспособительную и интегративную.
4) приспособительную, мобилизационную и интегративную.
2. В том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды, выражается … функция чувств.
1) экспрессивная (выразительная).
3.Более или менее длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека называется:
1) собственной эмоцией.
4. Восхищение красотой природы это проявление:
2) эстетических чувств.
3) нравственных чувств.
4) практических чувств.
5) интеллектуальных чувств.
5.Эмоции вызывающие подъем сил, возбуждение называются:
3) эстетические чувства.
4) нравственные чувства.
11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
1. Какие функции эмоций угадываются за следующими репликами?
1) Использование занимательного материала на уроке — фактор, повышающий интерес учащихся к учебному предмету.
2) Б.М.Теплов заметил, что если атмосфера опасности создает атмосферу «боевого возбуждения», то она может усиливать и обострять работу ума.
3) По нахмурившимся бровям и сосредоточенному лицу студента преподаватель сразу понял, что вопрос для молодого человека непрост.
4) Е.А.Громова пишет о воспроизведении эмоционального состояния в ситуации, содержащей некоторые компоненты ранее пережитой ситуации.
5) Возмущенный выходкой ученика, учитель предложил ему покинуть класс.
6) По В. К. Вилюнасу, эмоциональное переключение — универсальный механизм развития мотивации, общий для биологического и социального уровней.
7) Конструктор был уверен в том, что данная сложная техническая задача имеет решение, но предложить его пока не мог.
8) Все ситуации, схожие с пережитыми, вызывают повышенное внимание.
9) В условиях вражеского налета матрос выбросил за борт неразорвавшуюся бомбу, которую никогда не смог бы поднять в обычных условиях.
10). О. Бароян заметил, что именно эмоциональное отношение к проблеме позволяет ученому видеть то, мимо чего проходят другие.
11) Говорят, что хорошие воспитатели получаются из тех, кто хорошо помнит себя в детстве.
Ответ: 1, 5, 6 — функция побуждения; 2, 9 — мобилизация активности в экстремальной ситуации; 4, 8, 11 — следообразования; 7, 10 — компенсации информационного дефицита; 3 — коммуникации.
2. Развитие какого профессионально значимого свойства личности изучалось у будущих педагогов с помощью предложенной им задачи? Как вы поступили бы на месте учительницы? Почему?
«Как обычно, вхожу в класс, здороваюсь, спрашиваю:
— Кто сегодня отсутствует?
Впрочем, и так вижу, что двоих нет. Через некоторое время дверь распахнулась, и в класс ворвались запыхавшиеся дети. В руках — ветки сирени.
— Это Вам! — сказали они, протягивая мне цветы.
— Спасибо, но по какому поводу?
— Это Вам в день рождения.
— А как вы узнали?
— Э-э. это секрет фирмы.
Но оказалось, что у «фирмы» есть и еще один секрет. Сирень как-то странно обломана.
— Ребята, а где вы ее взяли?
— Нарвали. За нами дворник до самой школы гнался!» (Э.Ш.Натанзон).
Ответ: Речь идет об эмпатии, точнее, о ее особой форме — межвозрастной эмпатии, означающей умение осуществить «поправку на детство».
Источник
Тема: Эмоции и чувства
Тема: ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА.
Эмоции и воля – это эмоциональный и волевой компонент любых психических процессов (при решении какой-либо проблемы процесс мышления включает в себя наше отношение к проблеме (эмоция), наши цели и усилие разрешить ее (воля)).
Термин «эмоция» (от лат. emovere — потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни.
Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляют как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга.
Эмоции — более простое, непосредственное переживание в данный момент. Чувство — более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда предметны, т. е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость.
Чувства и эмоции — это переживаемые человеком отношения к миру и к самому себе.
Виды эмоций и чувств:
- положительные и отрицательные (положительные эмоции — это приятные для человека чувства, отрицательные – неприятные).
Например: радость — грусть, любовь — ненависть, удовольствие — страдание, страх — смелость, благодарность — неблагодарность и т. п.
- Стенические и астенические эмоции — вызывают активное или пассивное состояние, повышают или угнетают жизнедеятельность человека.
Стенические (от греческого слова «стенос» — сила) эмоции вызывают подъем сил, возбуждение, бодрость, напряжение.
Астенические (от греч. «астенос» — слабость, бессилие) — уменьшают активность, энергию человека: это тоска, печаль, уныние, подавленность.
1) оценивающая — положительные и отрицательные эмоции показывают, как человек относится к чему-либо и оценивает это (недовольство, стыд и др. содержат те или иные оценки);
2) побуждающая — чувства могут побуждать человека к действию, а могут препятствовать этому;
3) направление внимания — то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно.
Основные различия в эмоциональной сфере людей:
1) на что направлены чувства и какое отношение они выражают. Гнев может быть благороден, а радость презренна в зависимости от того, на кого и на что они направлены;
2) каковы легкость возникновения и сила протекания эмоциональных состояний. Например, В. Солоухин: «Назвать остров или пролив именем любимой женщины — и взять женщину, не поинтересовавшись, как ее зовут. Посвятить женщине поэму и дать ей рубль. Преодолевать ради нее тысячеверстные расстояния — и не проводить до троллейбусной остановки»;
3) устойчивость и глубина чувства. Так, любовь отличается от увлечения прежде всего не интенсивностью чувства, а его глубиной, т. е. как глубоко в личность проникает это чувство, заполняет ли все сферы психической деятельности человека.
Эмоциональные состояния и высшие чувства
Настроение — длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние. У каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон обычного настроения.
Аффекты — эмоциональные состояния, противоположные настроению. Аффекты — бурные, кратковременные эмоциональные вспышки, которые захватывают всю личность человека. Это может быть сильный гнев, страх, радость и т. п.
Страсть — самое сильное и яркое эмоциональное состояние человека. В отличие от аффекта это стойкое, всеохватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности для своего удовлетворения.
Стресс (от англ. слова stress — напряжение) — эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических, психических перегрузках, т. е. в необычно трудной ситуации. Переживается оно с большой внутренней напряженностью.
Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к людям, с убеждениями и взглядами. Выделяют: нравственные, интеллектуальные и эстетические.
- Нравственные чувства в форме переживаний выражают отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе. Человеколюбие является основной ценностью нравственных чувств. Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами и творчеством. К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию, сарказм.
— В чувстве юмора проявляется беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или к кому-нибудь.
— Чувство иронии — это тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отношение к миру, людям, самому себе. Ирония не щадит никого и ничего.
— Сарказм — это язвительная насмешка, гневная ирония.
— Цинизм — издевка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всего, что лучше и выше его.
— Чувство комического заключается в том, что мы неожиданно обнаруживаем резкое несоответствие между тем, что собою представляет в действительности какое-либо жизненное явление, и тем, за что оно себя выдает, на что претендует.
- Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного, это любовь к красоте. Их источником являются природа, произведения искусства, люди.
физиологические основы и внешнее выражение эмоций и чувств
Физиология эмоций. Как и все психические процессы, эмоциональные состояния являются результатом деятельности мозга. Переживание человеком чувств обеспечивается совместной деятельностью коры и подкорковых центров: возникший в коре больших полушарий головного мозга процесс возбуждения (при восприятии человеком какого-то объекта как приятного или неприятного) распространяется на подкорку, где находятся различные центры физиологической деятельности организма — дыхательный, сердечно-сосудистый и др. Возбуждение подкорковых центров вызывает усиление деятельности некоторых внутренних органов.
Внешнее выражение эмоций.
Мимика — выразительные движения лица: улыбка, горестный взгляд, нахмуренные или поднятые в удивлении брови и пр.
Пантомимика — выразительные движения всего тела (поза, жесты, наклон головы и др.), вокальная мимика —выражение эмоций в интонации и тембре голоса.
Источник