Эмоции у приемных детей

Особенности развития эмоциональной сферы у детей оставшихся без попечения родителей
статья по теме

Особенности развития эмоциональной сферы у детей оставшихся без попечения родителей

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития эмоциональной сферы у детей оставшихся без попечения родителей

То, что происходит в обществе в наше время – экономический кризис, а в связи с этим снижение благосостояния значительной части населения, рост безработицы, слабая защищенность семьи и детей, как социальной ценности со стороны государства и общества и другие проблемы привели за последние годы к возрастанию количества детей — «социальных» сирот (сирот при живых родителях). Современная образовательная и воспитательная системы специальных учреждений, где проживают до определенного возраста дети-сироты, не эффективна с точки зрения создания условий для полноценного развития личности. Как следствие материальных и нравственных проблем, происходит распространение психических и соматических заболеваний среди детей-сирот. Воспитание детей в учреждениях закрытого типа нарушает естественный процесс формирования личности и социализации индивида, что обуславливает одну из общественных проблем — социальную депривацию детей-сирот. В настоящее время остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей и живущих в домах-интернатах. Имея глубокие исторические корни, современное общественное воспитание детей-сирот в силу различных причин оказалось не в состоянии эффективно решать проблему их социальной адаптации.

В специализированные учреждения обычно поступают дети, уже давно лишенные родительского тепла, страдающие от психической депривации. Прекращение длительной депривации в раннем младенчестве приводит к очевидной нормализации, но лишь во внешнем поведении и в общих интеллектуальных функциях, однако развитие речи может быть задержано, даже если депривация была прекращена до 12-месячного возраста. В целом, чем раньше младенца (до года) избавят от депривации, тем легче будет протекать его последующее развитие. При этом менее обратимыми являются нарушения речи, мышления и способности к длительным и сильным межличностным привязанностям.

Следовательно, наиболее тяжелый след в психологической жизни ребенка оставляет «социальное» сиротство. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психологического развития. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития. Социализация, воспитание, проживание детей-сирот в современной России происходит в условиях государственной системы призрения, которая основана на принципах сепарации от общества. Исторически такая система социализации восходит к педагогическим проектам эпохи Просвещения, когда считалось, что через систему интернатного воспитания можно получить породу новых, свободных от пороков людей. Эти педагогические проекты давно показали свою несостоятельность, но принципы организации государственной системы призрения в основном не изменились. Есть такие проблемы и у российских интернатных учреждений. Наблюдения за деятельностью детей, оставшихся без попечения родителей, позволили увидеть проблемы детей – частые конфликты, агрессивность, неуверенность в себе, отклоняющееся поведение. Проблемой является и то, что педагоги не знают, как правильно оценивать различные поведенческие реакции ребенка, специфику его развития, особенности эмоционального состояния в момент общения, мало кто связывает эти проявления с состоянием тревоги у ребенка. Хотя зачастую подобное поведение не всегда отражает реальное состояние воспитанника, а направленно исключительно на то, чтобы взрослые обратили на него внимание. Данное наблюдение подтверждают исследования Власовой Т.А., Певзнер М.С. (1967), А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых (1990) и др.

В нашем исследовании была предпринята попытка изучить особенности эмоциональной сферы, уровень тревожности детей оставшихся без попечения родителей, а также способность адекватно оценивать и интерпретировать жизненные ситуации, умение воздействовать со взрослыми и сверстниками. Мы опирались на гипотезу, что эмоциональное благополучие ребенка зависит от уровня создания благополучного климата, полноценного общения и конструктивной тревожности в коллективе.

В детском возрасте закладываются те основы, та почва, на которой дальше развивается личность. От этого фундамента зависят развивающиеся качества ребёнка — лидера или жертвы, самооценка, которая, конечно, может видоизменяться, но его основа постоянна. Если ребёнку говорили каждый день, что он слабый, ничего не может сделать сам, то он, в конце концов, поверит в это и будет жить с этим. В детском возрасте закладывается тот жизненный сценарий, который будет реализовываться в течение всей жизни.

Дети, воспитывающиеся в детских домах, лишены общения с детьми из обычных семей. Причины для попадания детей в детский дом разные, но, несмотря на это, все дети испытывают похожие чувства — это тоска, отчаяние, агрессивность по отношению к детскому дому и тем, кто в нем работает и живёт. И причиной является разрушение уже сложившихся отношений. Это нарушение ребёнок не может восполнить ничем. Кроме того, при попадании в детский дом происходит ограничение потока информации, к которому привык человек, прежние отношения разрушились, а новые ещё не сложились, и ребёнок оказывается, как бы, не вписанным ни в какие отношения. А это состояние откладывается в личном опыте детей как неудача, имеющая последствия для всей жизни. И исходя из данного контекста воспитание в детском доме нельзя рассматривать ни как альтернативу семейному, ни как замену.

Первичной и наиболее важной проблемой в процессе развития детей-сирот, воспитывающихся в детских домах, является проблема интеллектуального развития воспитанников. Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в несформированности или неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического, вербального и др.), низкой эрудиции и т.д. Причины низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды (педагогическая запущенность). Психолого-педагогические исследования уровня и особенностей интеллектуального развития воспитанников детских домов свидетельствуют о том, что уровень развития внимания и памяти воспитанников не имеет существенных отклонений от среднестатистической нормы. Однако исследования выявляют слабо сформированную картину мира, повышенную ситуативность, которая в познавательной сфере проявляется в неспособности решения задач, требующих внутренних операций, без опоры на практические действия, снижение развития абстрактно-логического мышления, особенно у детей старшего дошкольного возраста. Наиболее выражено снижение вербально — логического мышления. Большую трудность для дошкольников представляет вне ситуативно — личностная беседа. Как правило, вопросы «Кто вам больше нравится?», «Что вы любите?», «Какое у вас настроение?» и т.п. вызывают смущение детей, и они ничего не могут на них ответить. Одной из причин является отсутствие качественного, содержательного общения с взрослыми, которое было бы адекватно для детей, воспитывающихся в детском доме. Поэтому одной из центральных проблем является проблема эмоционально-волевого развития воспитанников детских домов. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности («силы личности»), неадекватной самооценке, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству. Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т.д. Подобные нарушения объясняются всем предыдущим развитием детей, а также условиями пребывания воспитанников в учреждениях закрытого типа. Значительная часть детей поступает в детские дома из домов ребенка, где они воспитывались до трех, иногда до четырех лет. Результаты исследований, проведенных академиком В.С. Мухиной, свидетельствуют: воспитанники домов ребенка аутичны, у них слабо выражена потребность к общению, наблюдается общая задержка развития. Эти дети часто отстают в речевом развитии, не умеют играть, не умеют общаться. Условия воспитания в закрытых учреждениях задают ребенку пассивную тенденцию в поведении. Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью.

Отчужденность, эмоциональная холодность, неумение эмоционально общаться, отсутствие навыков общения — вот далеко не полный перечень отклонений в развитии. У детей в детских домах ярко проявляется так называемый эмоциональный голод: они легко вступают в контакт с любым человеком, который приходит в учреждение. Однако совместной деятельности, игре, внеситуативному общению, беседе с взрослыми дети предпочитают непосредственный физический контакт: забраться на колени, обнять, погладить по голове, прижаться, взять за руку — это своеобразная форма ситуативно-личностного общения, в которой средства общения (даже включая речь, хоть и бедную по содержанию и лексико-грамматическому составу) не соответствуют мотивам и потребностям. Деловые контакты с взрослыми возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Дети с интересом могут наблюдать за игровыми действиями взрослого, выполнять его указания, охотно принимать все предложения, но включиться в игру, быть ее равноправными и активными участниками дети не могут. Активность в сотрудничестве, стремление и способность что-либо делать вместе с взрослыми у детей не возникает. Попытка взрослого аргументировать привлекательность совместной игры, деятельности может вызвать внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия, представляющего вариант защитного поведения, которое маскирует испуг, неуверенность в себе и т. п. Ребенок не умеет себя проявить в общении. Его никто не развивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения. Эмоции являются важнейшим компонентом в целостной картине поведения ребенка дошкольного возраста, его деятельности, отношения к миру, окружающим людям и самому себе. Специфические условия жизни в учреждении интернатного типа, эмоциональная депривация нарушают психическое развитие ребенка, искажают его эмоциональную сферу. Часто у детей дошкольного возраста двигательная расторможенность и повышенная возбудимость сочетаются с повышенной истощаемостью, социально-волевой неустойчивостью, повышенной утомляемостью, раздражительностью (так называемый церебрастенический синдром). Это говорит о том, что причинами эмоциональной незрелости и отклонений в эмоциональном развитии являются не только психическая, социальная, эмоциональная депривации, но и наследственная (наследственная отягощенность нервно-психической паталогией) и врожденная (например, органическое поражение центральной нервной системы в период внутриутробного развития) патология. Для более точного определения психолого-педагогических особенностей развития личности ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома нами были использованы данные результатов исследований, проведенных М.И. Лисиной, И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и других. Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других — гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности. Исследования, показывают, что детям, воспитывающимся в условиях детского дома к моменту поступления в школу не доступны пониманию такие эмоции, как гнев, страх, удивление, грусть. Это выражается в том, что дети данной категории не всегда правильно понимают выражение лица, не могут правильно оценить поступок, не понимают эмоциональные состояния людей, не могут воспринимать графическое изображение эмоций, не обозначают эмоцию словами, воспринимают ее выражение поверхностно, нечетко. Эталоны выражения эмоций у детей не сформированы, составляющие элементы эталонов у детей не дифференцированы. Воспринимая выражение эмоций глобально и поверхностно, дети данной категории выделяют отдельный, часто единичный элемент экспрессии.

  1. Адлер Г. Техника развития интеллекта. – М.: СПб.: Питер, 2001
  2. Асмолов А.Г. Психология личности . – М.: Смысл., 2001
  3. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М.: «Академический проспект», 2004.
  4. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М.: Просвещение,1988.
  5. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб.пособие/ под ред. О.А, Шаграевой, С.А. Козловой . –М., Академия, 2004

Источник

Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста, воспитывающихся в приёмных семьях

Вурсал Вероника
Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста, воспитывающихся в приёмных семьях

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

Эмоциональная сфера является важной в развитии ребенка, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.

В процессе развития ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка понимать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

Традиционно главным институтом развития эмоциональной сферы является семья. То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в развитии заключается в том, что ребенок находится в ней в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на ребенка ни один из институтов развития не может сравниться с семьей.

В соответствии со статьей 54 Семейного кодекса РФ закрепляет за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье. Государство обязало обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. В Семейном кодексе РФ предусмотрены три формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочерение, опека (попечительство, приемная семья Приоритетной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, бесспорно, является приемная семья.

Приемная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органов опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

При воспитании приемных детей, приемные родители часто сталкиваются с целым рядом проблем не только индивидуальных особенностей ребенка, но и его эмоциональной сферы, внутрисемейных отношений.

Поэтому проблема направленная, на эмоциональную сферу ребенка в приемной семье, очень актуальна и важна, так как эмоциональная сфера ребенка — это основа его поведения. Все дети разные, но все они нуждаются в нашей любви, ласке, заботе. И все они достойны этого.

Исследованиями эмоциональной сферы ребенка занимались и занимаются многие как зарубежные, так и отечественные психологи и педагоги. Такие как И. Алфорд, Р. Бэрон,, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, К. Изард, Х. Остер, А. А. Реан, Э. Фромм З. Фрейд, Э. Фромм, П. Экман и многие другие.

Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста в приемной семье будет эффективной, если психолого-педагогического сопровождение будет осуществляться поэтапно всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса: педагогами, психологами.

Работа специалистов, данного уровня которые, прежде всего, помогают с проблемами, возникающими в процессе принятия ребенка в приемную семью, а в дальнейшем и в процессе обучения и воспитания, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов. Хотя направления работы зафиксированы в квалификационной характеристике специалистов, на практике их круг значительно шире. Это объясняется тем, что им необходимо сотрудничество со всеми, кто обучает и воспитывает ребенка: воспитателя, администрации, родителей, ближайших родственников, а иногда и др. лиц, занимающихся воспитанием по должности или из чувства человеческой солидарности.

Работа данных специалистов, должна проходить поэтапно. Устраивать ребенка оставшегося без родителей в чужую семью, задача очень сложная, так как ребенок уже испытал стресс, при потери родителей и если с ним это повторится еще раз он может не выдержать. Поэтому, специалистам работающих, с приемными семьями, нужно подробно проработать все детали. Пока не произошла встреча, между ребенком и новыми родителями.

Этап 1. Информативно-аналитический (срок до 1 месяца)

Ключевым событием данного этапа является сбор информации о кандидатах в приемные родители.

По результатам своей деятельности специалисты делают заключение о возможности создания приемной семьи. Кандидаты в приемные родители информируются о решении специалистов, и в случае благоприятного заключения работа переходит на следующий этап.

2 этап. Подготовительный (может занимать от одного до трех и более месяцев).

Ключевые события этого этапа:

– подготовка кандидатов в приемные родители

– подбор и подготовка ребенка для передачи на воспитание в приемную семью.

О результатах своей деятельности и готовности к созданию приемной специалисты докладывают на малом педагогическом совете, который принимает решение о продолжении подготовки или о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

3 этап. Психолого-педагогическое сопровождение приемной семьи.

Ключевое событие этого этапа заключается в оказании приемной семье всесторонней помощи.

Адаптация детей в приемной семье сталкивается с множеством психологических проблем.

Определяются проблемные зоны приемной семьи:

Особенности развития кровных детей в условиях приемной семьи, их эмоционально-личностное благополучие и развитие.

Психологическая совместимость или несовместимость приемных детей и родителей-воспитателей, приемных и кровных детей.

Возникновение у родителей комплекса вины вследствие неудовлетворенности результатами своей воспитательной деятельности, иногда кажущимися неудачами.

Право ребенка покинуть семью и право родителей расстаться с ребенком в некоторых ситуациях.

Проблема вхождения приемных детей в семью, когда длительность процесса предполагает перестройку взаимоотношений в семье, смену социально-психологических ролей в семье.

Проблемы супружеских взаимоотношений.

Помощь и поддержка специалистов в этих ситуациях является крайне необходимой и должна оказываться регулярно и своевременно.

Встречаясь с различными трудностями при сопровождении, приёмные родители не всегда в состоянии самостоятельно решить их. Они нуждаются в профессиональной помощи, поддержке.

1. Воробьева, В. Н. В стране эмоций [Текст] / В. Н. Воробьева. — М. : «Академия Развития», 2007-315 с.

2. Бирюк, Л. В. Психология эмоций [Текст] / Л. В. Бирюк. — М. : «Март», 2006. — 256 с.

3. Былкин, Н. Д. Поговорим о детских эмоциях [Текст] / // Дошкольное воспитание. — 2005. №6 — С. 38-48.

4. Казакова, Е. И. Сопровождение развития – новая образовательная технология / Е. И. Казакова // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. – СПб., 2001. – 9–14с.

5. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 05.05.2014)

6. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст]/ Е. О. Смирнова. — М. : «Академия», 2008 -368с.

Статья «Ритм в движении» Статья «Ритм в движении»Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, воли, дарований и природных.

Статья «В гостях у сказки» » В мире много сказок грустных и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них » Одним из направлений деятельности нашего детского сада.

Статья «Зимние забавы» Воспитатель старшей группы МАДОУ-ЦРР №108. Сахаутдинова Гузель Муратовна. Статья на тему: «Зимние забавы». Вот и наступила наша любимая.

Инклюзивное образование. Консультация для воспитателей Тема: «Инклюзивное образование». Сегодня проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире. Она находится под пристальным вниманием.

Статья к Дню Победы «Мой героический дед». Мой героический дед! Правильно говорят, у нас, в бывшем Советском Союзе, война коснулась каждой семьи! Мы ее помним! И никогда не забудем.

Статья «Лечение» сказками «Лечение» сказкамиами[/b] Приводя ребенка в детский сад, родители рассчитывают получить определенные результаты: развить речь ребенка, его.

Статья «Мой песочный мир» Для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться.

Статья в газету Праздник Весны в Теремке Весенний праздник ясным днём Пришёл к нам в детский сад Мы песню о весне поём. И каждый очень рад. В нашем детском.

Статья в газету «Восход» УВАЖЕНИЕ К ТРУДУ ВОСПИТЫВАЕМ В ТРУДЕ Ошибаются родители, которые думают, что пора трудового воспитания наступает, когда ребенок достигает.

Источник

Оцените статью