- Виды эмоций в психологии: понятие, классификация, примеры, таблица
- Что это такое: понятие
- Роль и природа
- Функции
- Классификации: все основные виды эмоций
- Классификация Додонова
- Классификация Леонтьева
- Формы и примеры эмоциональных процессов
- Взаимосвязь чувственной и эмоциональной сторон
- Дифференциальные эмоции Изарда
- Статья:: Структура эмоций
- Об эмоциях
- Функция эмоций
- Эмоции-реакции и эмоции-иллюстрации
- Общая схема
- Информация
- Эмоции-реакции
- Важность
- Время события
- Уверенность
- Как это использовать
- Эмоции-иллюстрации
- Важность
- Пассивность — активность
- Подчинение – превосходство
- Уверенность – сомнение
- Направление
Виды эмоций в психологии: понятие, классификация, примеры, таблица
От эмоционального состояния зависит многое: принятие решений, реагирование на поступки и поведение других людей, продуктивность и даже самочувствие. Если мы перестаем контролировать наши переживания, они начинают управлять нами, что зачастую приводит к не самым приятным последствиям. В этой статье я приведу классификацию и опишу виды эмоций, чувств человека в психологии, объясню их основные особенности в схемах и таблицах.
Что это такое: понятие
Эмоциональность – это реакция психики на различные обстоятельства жизнедеятельности, которая определяет направленность действий личности. С внешним миром она связана отношениями взаимозависимости: происходящее вокруг (обстановка, общая атмосфера, люди, события) непосредственно влияет на психоэмоциональное состояние, которое, в свою очередь, может оказывать влияние на окружающее пространство.
Между эмоциями и чувствами есть некоторые отличия: первые являются краткосрочными, вторые – устойчивыми, более продолжительными.
Роль и природа
Эмоциональность — сложный психический процесс, состоящий из трех элементов:
- Физиологический. Отражает изменения, происходящие в организме при проявлении тех или иных настроений: частота дыхания, сокращений сердечной мышцы, преобразования гормонального фона, обменных процессов).
- Психологический. Характеризует само переживание: гнев, радость, грусть.
- Поведенческий. Проявляется в мимике, жестикуляции и действиях (заторможенная реакция, активность, агрессия, плач).
Первые два компонента представляют собой внутреннее формирование эмоционального состояния, тогда как третий отвечает за его внешние проявления. Зачастую человек оказывается в ситуации, когда открыто выразить свои чувства он не может. Возникает необходимость в сдерживающем факторе или отсрочки во времени. Но так или иначе, выплескивать лишнюю энергию, возникающую внутри, нужно обязательно. Это можно сделать с помощью двигательной активности или осуществления бытовых действий (заняться уборкой, переключиться на хобби).
Эмоции имеют ряд особых характеристик:
- Полярность. Они обладают положительной или отрицательной окраской хотя возможно и наличие противоречий (можно любить человека, но вместе с тем испытывать по отношению к нему обиду, гнев или беспокойство).
- Энергетическая заряженность. Существуют стенические переживания (вызывающие повышение активности – разъяренность, раздражение, воодушевление, восторг) и астенические (порождающие пассивность – грусть, страх).
- Целостность. Эмоциональность предполагает взаимодействие всех психофизических сторон личности, которые оказывают воздействие на весь организм, проявляясь и в действиях, и в теле, и в образе мыслей.
- Неотчуждаемость. Эмоции невозможно отделить от остальных процессов, происходящих в психике. Они сопровождают все – и работу органов чувств (отделяют приятное от неприятного), и функционирование интеллекта (вызывают интерес или скуку).
Функции
- Субъективная. Эмоциональное состояние способствует формированию у индивида определенной точки зрения, а также позволяет устанавливать связи с внешним миром. Все происходящее воспринимается человеком через призму его ощущений.
- Коммуникативная.С помощью такого свойства психики, как эмпатия мы можем определять настроение, в котором находится другой индивид, что помогает налаживать контакт или даже манипулировать окружающими.
- Поведенческая. Определение вектора поведения, отделение приятного от неприятного, важного от неважного.
Классификации: все основные виды эмоций
На протяжении жизни мы испытываем колоссальное количество переживаний. Не все из них можно описать двумя словами, многие противоречивы и неоднозначны.
Существует множество различных подходов к систематизации и классифицированию эмоционального состояния. Самый простой из них представлен в таблице ниже.
Тип | Описание | Примеры |
Позитивные | Доставляют удовлетворение, в совокупности создают ощущение довольства происходящим, счастья. | Симпатия, влюбленность, восторг, вдохновение. |
Негативные | Создают общую неудовлетворенность, плохое настроение. | Страх, печаль, зависть, горе, грусть, обида, злость, тоска. |
Нейтральные | Напрямую не влияют на действия индивидуума. | Равнодушие, удивление, интерес. |
Классификация Додонова
Эта схема более распространена в психологии и показывает распределение видов переживаний по функциям:
- Коммуникативные (возникают в процессе общения).
- Альтруистические (связаны с желанием приносить пользу людям).
- Праксические (появляются при успешном выполнении запланированного).
- Глорические (потребность в самоутверждении).
- Пугнические (тяготение к риску, опасности).
- Романтические (предполагают стремление к новому и необычному).
- Эстетические (возникновение определяется взаимодействием со сферой искусства).
- Гностические (формируются с тягой к познанию).
- Акизитивные (основаны на накоплении, собирательстве).
- Гедонистические (направлены на испытание удовольствия).
Классификация Леонтьева
Согласно этому подходу, типы эмоций делятся исходя из породившего их источника. Переживания могут быть вызваны:
- степенью удовлетворенности тех или иных потребностей;
- чужими желаниями и отношением к ним индивида;
- взаимоотношениями;
- презрением;
- проведением аналогий между собой реальным и идеальным (соответствие личности внутренним требованиям, ожиданиям, нормам);
- сравнение своего «Я» с общественными стандартами.
Однако этот вариант разделения вызывает множество вопросов, так как является нечетким. Например, что делать в случае, когда одно и то же ощущение может возникнуть в выстраивании отношений, и при самоанализе?
Формы и примеры эмоциональных процессов
- Сами эмоции. Могут появиться как в столкновении с действительно существующими ситуациями, так и при обдумывании воображаемых, несуществующих событий. Они позволяют выразить удовлетворенность или неудовлетворенность происходящим, дать ему оценку, основанную на личном опыте индивида.
- Чувства. Они всегда устойчивы (не сиюминутны) и отличаются яркостью выраженности. Можно чувствовать страсть, любовь, обиду.
- Настроение. Самое длительное состояние психики, которое влияет на действия и самочувствие личности в целом на протяжении долгого периода.
- Аффекты. Крайняя форма выражения переживаний, побуждающая краткосрочные неконтролируемые изменения в поведении. Полностью иррациональна и проходит очень бурно.
Взаимосвязь чувственной и эмоциональной сторон
Более стабильным проявлением эмоциональности являются чувства. Они, как правило, возникают на базе потребностей второго уровня (духовных) и формируют определенную позицию, точку зрения человека. Классифицируются по предмету, на который направлены:
- Интеллектуальные. Возникают во время умственной деятельности (удивление, сомнение, любопытство).
- Эстетические. Их развитие связано с восприятием прекрасного (любовь к искусству или некоторым его аспектам, восхищение красотой).
- Нравственные. Характеризуют отношение индивида к поведению других людей. Эта оценка в большинстве случаев зависит от существующих в обществе норм (гуманность, альтруизм, дружба, сострадание, жалость, любовь).
Существуют также такие понятия, как состояние и реакция. Они отличаются степенью длительности и соотносят потребности и стремления личности с ее возможностями и ресурсами на данный момент.
Дифференциальные эмоции Изарда
Ученый определил следующие фундаментальные переживания:
- Интерес. Это чувство напрямую связано с социальностью человека. Только с ним возможно обрести новые умения, знания, навыки, физически и умственно развиваться.
- Удовольствие. Является своего рода синонимом радости. Создает положительный фон, хорошее, бодрое настроение. Появляется при наличии возможности удовлетворить важную для индивидуума потребность. Способна повысить уверенность в себе, облегчить процесс налаживания коммуникации, избавиться от тревоги, стресса.
- Удивление. Краткосрочная реакция на только что произошедшее столкновение психики с определенным неожиданным событием, явлением или действием.
- Гнев. Негативное состояние, характеризующееся невозможностью получения желаемого, неудачей или неудовлетворенностью чьим-либо поведением. Неконтролируемой формой является ярость.
- Отвращение. Возникает из-за взаимодействия с неприятным для личности объектом. Сопровождается жаждой избавиться от провоцирующего фактора.
- Презрение. Проявляется в процессе возникновения разногласий убеждений и действий людей.
- Стыд. Формируется из-за несоответствия тех или иных сторон личности с собственными требованиями или общественным мнением. Его часто сопровождает неприятное ощущение беспомощности.
- Вина. Возникает в результате осуждения собственного поведения. Влечет за собой раскаяние.
- Страх. Связано с осознанием возникшей или надуманно угрозы для жизни.
- Горе. Реакция на негативные события.
Существует также шкала, позволяющая определить преобладающее эмоциональное состояние у личности.
Проявления | Сумма баллов | Категория | |||||
Внимательный | Сконцентрированный | Собранный | С1 Интерес | ||||
Наслаждающийся | Счастливый | Радостный | С2 Удовольствие | ||||
Удивленный | Изумленный | Пораженный | С3 Удивление | ||||
Унылый | Печальный | Сломленный | С4 Горе | ||||
Возбужденный | Гневный | Безумный | С5 Гнев | ||||
Неприязнь | Отвращение | Омерзение | С6 Отвращение | ||||
Презрительный | Пренебрегающий | Надменный | С7 Презрение | ||||
Испуганный | В ужасе | В панике | С8 Страх | ||||
Застенчивый | Робкий | Стыдливый | С9 Стыд | ||||
Сожалеющий | Виноватый | Раскаивающийся | С10 Вина |
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Источник
Статья:: Структура эмоций
Любимая забава в НЛП взять какую-нибудь человеческую характеристику – состояние, убеждение, поведение и т.д. – и разобрать на винтики, чтобы понять, как она работает. И на основе этого придумать, как ею управлять. Не обошло это веяние и эмоции. Одной из первых книг по НЛП была замечательная книга «Заложник эмоций» Лесли Камерон и Майкла Лебо. Где эмоции тщательно разбирались на винтики и гаечки. Но так на винтики и гаечки в НЛП можно разобрать разными способами, я хочу предложить немного другой вариант. Возможно он окажется более простым и удобным.
Подход здесь несколько более хитрый – разбирать не столько саму эмоцию, сколько причину её возникновения. А понимание причины поможет не только контролировать само переживание, но и изменить его. Изменив оценку причины.
Об эмоциях
Эмоции наполняют нашу жизнь и делают её захватывающей и интересной.
Или.
Эмоции отравляют нашу жизнь и превращают её в сплошной кошмар.
Или.
Эмоции – это то, что позволяет нам воспринимать мир.
Или.
Эмоции манипулируют нашей жизнью.
В принципе, можно продолжать список таких высказываний. Но при этом важно то, что эмоции являются неотъемлемой и крайне важной частью человеческой жизни. А так же то, что управлять ими считается делом довольно сложным. Но крайне полезным.
Я не буду здесь давать абсолютно строгое определение того, что такое эмоция. Если хотите – его можно найти в энциклопедии. Для нас будет важно, что
эмоция – это оценочное переживание
и то, что оно сильно задействует тело.
При этом не всякое состояние эмоция. Например: удовольствие, страх, радость, восторг, разочарование, интерес, счастье – это эмоции, а сон, сытость, жажда, опьянение, боль – нет.
Здесь я вступаю на довольно опасную стезю аналитического описания чувств. Мой опыт говорит, что карта здесь совсем не территория, и люди понимают эмоции очень сильно индивидуально. Тем более интерпретируют их, придают смысл. Так что воспринимайте написанное ниже именно как возможную карту, в которую стоит внести личные правки.
Функция эмоций
Эмоции выполняют сразу несколько функций.
Во-первых, они нас мотивируют. Положительные эмоции (радость, удовольствие, счастье) привлекают и поощряют нас на «правильное» действие, а отрицательные (страх, раздражение, горе) – наказывают за «неправильное» и отталкивают от него. В этом смысле эмоции нам дают необходимое топливо.
Во-вторых, эмоции дают нам доступ к определённым стратегиям поведения. Человек в злости будет действовать совсем не так, как в радости.
В-третьих, они сообщают определённую информацию. Например страх нам сообщает о том, что есть опасность и с ней можно справиться, счастье – что наши ценности удовлетворены, предвкушение – что желаемое событие точно произойдёт, раздражение сообщает о том, что ситуация развивается не так, как ожидалось, при чём в худшую сторону.
И в-четвёртых, эмоции крайне важны в коммуникации. Демонстрация эмоции сообщает окружающим об оценке ситуации, а это во многих случаях, намного важнее содержания.
Эмоции-реакции и эмоции-иллюстрации
Соответственно, мы получаем два основных направления использования эмоций. Эмоции внутрь (эмоции реакции) сообщают нам об оценке ситуации, мотивируют и предоставляют ресурсы. Эмоции наружу (эмоции-иллюстрации) – сообщают о моём состоянии окружающим. При чём одна из основ воспитания ребёнка как раз состоит в контроле эмоций – «нормальный» человек должен уметь демонстрировать окружающим «правильные» эмоции, а «неправильные» не показывать. А ещё лучше не испытывать.
Эмоции есть у всех высокоразвитых животных: собак, дельфинов, медведей, слонов, воронов, попугаев, обезьян… При этом наглядная демонстрация эмоций характерна для стайных видов. А вот медведи обычно ведут одиночных образ жизни и эмоции им демонстрировать незачем.
Эмоции-реакции (ему сказали – он огорчился) более «искренние», но при этом зачастую менее выражены. Эмоции-иллюстрации предназначены для демонстрации состояния, и они боле нарочиты и гротескны, зато более понятны. «Неправильная» их демонстрация — это как говорить очень невнятно и неразборчиво: «Хчу сбщть вм вжную ность.» Общаться с таким человеком очень сложно: «речь» неразборчива, что хочет сказать непонятно.
И если эмоции-реакции как раз полезнее калибровать — они сообщают об «искренней» оценке ситуации, — то эмоции-иллюстрации стоит научиться «правильно» показывать (то есть так, как принято это показывать в данной культуре) и правильно расшифровывать. Но, самое главное, тренируйтесь отличать первые от вторых. Эмоции-иллюстрации для получения информации о «искренней» реакции годятся мало.
При этом эмоции-иллюстрации ни в коем случае не являются чем-то «плохим» — мы постоянно их используем. На то они и «иллюстрации» — они помогают лучше понять слова, удержать внимание, передать «интонацию» и т.д. «Правильные» эмоции-иллюстрации один из главных инструментов оратора, политика, актёра. Да и в повседневной жизни, когда мы рассказываем что-то, то должны правильно транслировать эту самую невербальную информацию. И когда слушаем — показывать, что мы слышим и сочувствуем. И ещё одна важная вещь:
большинство людей одни и те же эмоции демонстрирует более-менее одинаково.
По крайней мере эмоции-реакции. С эмоциями-иллюстрациями бывают проблемы, так как не все понимают, как их правильно демонстрировать.
Общая схема
Информация
Все эмоции выполняют информационную функцию – то есть сообщают о смысле события. При чем
для каждой эмоции смысл будет свой.
- радость сообщает нам о том, что произошло или произойдёт желаемое событие;
- счастье – удовлетворены важные ценности;
- эйфория – удовлетворены важные ценности даже больше, чем ожидалось;
- ностальгия – было приятное событие в прошлом и оно не повторится;
- раздражение – ситуация развивается не в соответствии с ожиданиями (со знаком минус);
- восхищение – ситуация развивается не в соответствии с ожиданиями (со знаком плюс);
- предвкушение – уверенность в том, что произойдёт приятное событие;
- страх – опасность в будущем;
- сомнение – неуверенность в достижении цели;
- азарт — есть возможность выигрыша (в широком смысле этого слова).
При этом часть эмоций вполне социальны:
- вина – я нарушил важные ценности;
- стыд – другие узнали, что я нарушил важные ценности;
- презрение – ты нарушил важные ценности;
- обида — ты нарушил мои ценности;
- превосходство – я лучше тебя;
- зависть – у тебя есть что-то важное, чего нет у меня;
- уважение – сообщение о признании статуса.
Эмоции-реакции
Эмоцию-реакцию удобно характеризовать через оценку ситуации, которая эту эмоцию вызывает. Потому что эмоции-реакции не существуют сами по себе –
это всегда оценочное переживание по отношению к какой-то ситуации.
Здесь предложен набор характеристик именно оценки ситуации, которых более-менее достаточно для описания большинства эмоций. Они будут проявляться в эмоции определённым образом. Например, такой параметр оценки как «важность», в эмоции будет характеризовать «уровень эмоционального возбуждения», иногда называемый «уровень адреналина».
Итак, основные характеристики.
Оценка ситуации может быть положительной (хорошо, нравится), нейтральной или отрицательной (плохо, не нравится). Соответственно и все эмоции можно разделить на
- приятные (радость, счастье, восторг),
- нейтральные (спокойствие)
- неприятные (грусть, раздражение, страх).
Если у эмоции знак положительный, она нас мотивирует приближением (как будет хорошо, если это сделать), если отрицательный – мотивирует уклонением (как будет плохо, если этого не сделать).
Важность
Насколько важно то, что произошло. В эмоции будет проявляться как уровень эмоционального возбуждения (адреналина). Для примера, можно построить цепочки изменения эмоции в зависимости от уровня важности ситуации
- огорчение – раздражение – досада – злость – гнев – ярость;
- тревога – страх – ужас;
- одобрение – восхищение – восторг;
- радость – счастье – эйфория.
Время события
Ситуация может располагаться в прошлом, происходить сейчас или только предполагаться в будущем.
При этом сама эмоция всегда происходит прямо сейчас!
В соответствии с этим будут группироваться и эмоции: ностальгия, сожаление, горе, печаль – это чувства по поводу ситуации, которая была в прошлом; страх, надежда, опасение, предвкушение, вожделение, ожидание – по поводу ситуации в будущем, а испуг, раздражение, блаженство, удивление, разочарование, недоумение – по поводу того, что происходит прямо сейчас или только что произошло.
При этом часть эмоций «вневременные» — они могут быть связаны с ситуациями как в прошлом, так и в настоящем или будущем. Например: радость, счастье, сочувствие, жалость.
Уверенность
Следующая характеристика описывает, насколько достоверна информация. Или насколько я уверен в том, что было или произойдёт. Или с какой вероятностью произойдёт. С ситуациями в настоящем обычно всё проще – они сенсорно наблюдаемы и потому уверенность в них всегда высокая.
Как это использовать
Нужно помнить, что эмоция не существует «сама по себе» — она результат оценки определённой ситуации. И, в первую очередь, желательно осознать, к какой именно ситуации эмоция относится. И определение ситуации уже даёт прекрасную возможность контроля – мы понимаем, как её оцениваем. И, если оценка нас не устраивает, может переоценить ситуацию. А
характеристики эмоции помогут нам определить, что именно стоит изменить в восприятии ситуации.
Для чего можно использовать любые инструменты НЛП:
- добавить ресурсов в ситуацию при помощи якорей;
- сделать субмодальный сдвиг;
- диссоциироваться от ситуации;
- перенести ситуацию из настоящего в прошлое;
- сделать рефрейминг;
- сделать переоценку критериев ситуации;
- прошкалировать основные характеристики: знак, важность, при чем это можно сделать как для оценки, так и для эмоции;
- использовать любые другие техники НЛП.
Эмоции-иллюстрации
Эмоции-иллюстрации – это то, что мы показываем другим людям. Для достижения своих целей. Соответственно, здесь уже рассказ,
как «правильно» показать эмоции.
Для описания удобно использовать основные невербальные сообщения – нюансов они не передадут, но общий смысл передать смогут вполне. Что удобно как для расшифровки эмоций других людей, так и для определения, какую мне эмоцию нужно показать.
Итак, какие у нас будут характеристики. «Скорость» и «согласие – не согласие» для описания эмоций не очень полезны, так что их исключаем. Строить схему будем из фрейма: «Какое сообщение я посылаю другим людям, демонстрируя эту эмоцию».
Это не мета-сообщения, так как они включают в себя ещё и контекст и выражаются прямой речью. Но эта схема может быть полезна при калибровке и демонстрации мета-сообщений.
У всех эмоций есть знак, мы их делим на «положительные» и «отрицательные». Положительные: симметричная улыбка. Отрицательные: поджатые губы, сморщенный нос, ассиметричная улыбка.
Важность
Важность сообщения проявляется в виде уровне эмоционального возбуждения – уровня «адреналина». Чем важнее – тем уровень выше. Демонстрируется как увеличение мышечного тонуса и интонационности (напряжённости) голоса.
Пассивность — активность
Собственно, это переход к готовности к действию. Демонстрируется наклоном туловища вперёд (иногда назад, например при отвращении или испуге). И повышением тонуса мышц. Например, главное отличие внимания от интереса то, что интерес эмоция активная, в ней есть готовность к действию. А внимание — пассивная.
Эти три характеристики будут у всех эмоций. А вот остальные могут быть, могут не быть.
Подчинение – превосходство
Такие «социальные» эмоции – сигналы о статусе. Превосходство демонстрируется задиранием подбородка, подчинение – опусканием головы. Гордость, надменность и презрение сообщают о превосходстве, а вина, стыд и униженность – о подчинении.
Уверенность – сомнение
Уверен я в чём-то или нет. Уверенность: монотонный голос с понижением интонации в конце, симметричная поза, законченные жесты. Сомнение: голос изменчивый, покачивания и изменение позы, незаконченные жесты, почёсывания и поглаживания разных мест.
Направление
Эмоции, связанные с социальным контекстом, обычно различаются в зависимости от того, кто именно что-то сделал: сам человек или другие. Например, нарушение социальных договорённостей мной вызывает вину, а другими — отвращение. Моя большая потеря — это горе, потеря у другого человека — сочувствие (или злорадство).
При этом
саму эмоцию при общении мы, естественно, демонстрируем другим.
ЕГО
Нарушение социальных договорённостей
Источник