Эмоции способствующие внутреннему подъему появлению активности называются

Эмоциональные проявления

Эмоции

Эмоции — одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком дей­ствительности, отношение его к окружающему и к само­му себе. Они имеют большое значение в регулировании психических и соматических процессов.

Без эмоций невозможна высшая нервная деятель­ность.

Эмоции есть и у животных, но чувства, особенно выс­шие, присущи человеку.

Физиологическая роль эмоций в жизнедеятельности организма исключительно велика. Они участвуют в под­готовке организма к той или другой деятельности.

У высших животных эмоции достигают высокой степени дифференцировки и сложнос­ти и обеспечивают им возможность оценивать любые воз­действия внешней и внутренней среды на организм и по­буждать адекватные реакции.

Эмоциипсихическое отражение в форме непосред­ственного пристрастного переживания жизненного смыс­ла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их субъективных свойств к потребностям субъекта. Эмо­цииэто психический процесс, отражающий субъек­тивное отношение человека к действительности и к самому себе.

Наибольшее значение имеет разделение эмоций в свя­зи с удовлетворением общественных потребностей.

Раз­личают чувства интеллектуальные, моральные, эсте­тические и практические. Практические связаны с процессами трудовой деятельности, с решением различ­ных практических задач.

Высшие эмоции развиваются на соответствующей ин­теллектуальной базе.

Низшие эмоции основаны на инстинктах (голод, жажда, чувство самосохранения и т.д.), они еще называются ви­тальными.

положительные (дружба, родительское чувство) и

отрицательные (отвращение, антипатия, оскорбленное самолюбие и т. д.).

Физиологические основы и внешнее выражение эмо­ций и чувств.Физиологический механизм эмоций и чувств довольно сложен. Он включает в себя деятельность не толь­ко коры и ближайшей подкорки, но и других нервных образований. При сильном переживании какого-либо чув­ства у человека наблюдаются изменения многих жизненно важных физиологических функций: меняется частота и глубина дыхания, учащается или замедляется деятельность сердца, расширяются или суживаются кровеносные сосу­ды, усиливается или ослабляется функция желез внешней и внутренней секреции, меняется тонус мышц и обмен веществ в организме; другим становится выражение лица, голос, жесты, поза, движения человека.

Многие из этих реакций организма непроизвольны. Нельзя заставить себя не краснеть при гневе или не блед­неть при страхе. Физиологически эмоциональное пере­живание представляет собой целостную реакцию организ­ма, в регулирования которой принимают участие почти все отделы нервной системы.

Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, имеют рефлекторную природу. Ведущая роль в их механизме принадлежит коре больших полушарий.

Эмоции и чувства физиологически означают сложное взаимодействие между условными и безусловными рефлексами различ­ных видов.

Эмоции имеют ряд свойств: качество, содержание, направленность, длительность, выраженность, источ­ник возникновения и т.д.

Внешне эмоции проявляются мимикой, пантомими­кой, особенностями речи и сомато-вегетативными фено­менами.

Мимика — координированные движения мышц лица, отражающие эмоции человека.

Пантомимика — жестикуляция —движения тела и рук, которые сопровождают и выража­ют различные эмоциональные переживания и психичес­кие состояния.

Параметрами речи, выражающими эмоциональные переживания, являются ее темп, сила и напряженность голоса, его интонации, тембр, звучность.

Стресс. Стресстермин, используемый для обо­значения обширного круга состояний человека, возни­кающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

Первоначально понятие стресс возникло для обозначения неспецифической реакции организма (об­щего адаптационного синдрома) в ответ на любое небла­гоприятное воздействие.

Г. Селье считает, что в момент действия любого по качеству и силе раздражителя (стрессора) в организме происходят глубокие изменения его биологического то­нуса, т.е. возникает реакция стресса. Основными эта­пами стресса, по Селье, являются:

Стадия стресса — это проявление общего адаптацион­ного синдрома. Начальный этап стресса — это эмоцио­нальные реакции.

Эмоции — это удивительная и совершенная биологи­ческая структура, тесно связанная с анализаторами, среди которых доминирующую роль играют дистантные (зре­ние и слух), обеспечивающие организму соответствующий уровень адаптации и работоспособности.

В зависимости от непосредственной формы переживаний, направленности, длительности, выраженности, напряжен­ности и источника возникновения, эмоциональные прояв­ления делятся на: чувственный тон,

аффект и эмоционально-стрессовые состояния.

Чувственный тонотносительно постоянный, об­щий, недифференцированный эмоциональный фон, на котором протекают психические процессы.

Он отражает степень и качество отношения человека к объекту в целом. Источником чувственного тона, не имеющего своего содержания, является непосредственное ощущение или восприятие отдельных объектов или мира в целом. Чувственный тон обеспечивает полноту, яркость непосредственного восприятия окружающей действитель­ности и лежит в основе осознания субъективной принад­лежности психических процессов.

Настроение — это длительное, относительно уравно­вешенное и устойчивое эмоциональное состояние, не достигающее значительной интенсивности и не имеющее су­щественных колебаний в течение достаточно длительно­го периода, окрашивающее отдельные психические про­цессы и поведение человека.

Настроение определяет общий соматический тонус и общее состояние внешней среды. Продолжительность положительного или отрицательного настроения — от нескольких часов до нескольких дней и даже недель. На­строение обеспечивает соответствующий уровень жизнедеятельности.

Чувство — эмоциональное отношение, отличающееся относительно четкой ограниченностью во времени, ин­тенсивностью переживаний и отражающее конкретную содержательную субъективную оценку человеком опреде­ленного объекта.

Страсть — стойкое, сильное чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к со­средоточению на предмете страсти всех устремлений и сил. Причины формирования страсти разнообразны. Они могут определяться осознанными идейными убеждения­ми или исходить из телесных влечений, иметь патологи­ческое происхождение.

Страсть может быть принята, санкционирована лич­ностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Признаком страсти являет­ся ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов.

Изучая типологию той или иной личности, всегда мож­но прийти к выводу, что те или иные страсти играют огромную роль при выборе профессии. Сами страсти мо­гут быть разделены на веселые, печальные и смешанные. Хронические болезни желудка, внутренностей, печени, поджелудочной железы, селезенки, меланхолия, ипохон­дрия больше всего производятся честолюбием, ревнос­тью, завистью или продолжительным или глубоким горем. Из 100 больных раком 90 обязаны его возникнове­нием грустным нравственным потрясениям.

Страсти. Для страсти харак­терна чрезмерность, повышенная деятельность желатель­ной части души, желания, влечения, не оправданная нор­мальными физиологическими потребностями организма.

Страсть есть неестественное влечение и пожелание. Вторая особенность страсти — чрезмерность, повышенный тонус чувства, пре­вышающий нормальный физиологический уровень. В этой ненормальной, повышенной деятельности в страсти эти силы души теряют свои первозданные черты разумности и естественности и становятся неразумными.

Аффект, — это предельно выраженная, но кратковре­менная эмоция, внезапно возникшее сильное душевное волнение. Большой силы эмоциональная реакция, быст­ро овладевающая человеком, протекающая с бурными пан­томимическими, вегетативными проявлениями и сопро­вождающаяся проявлениями нарушения контроля над сво­ими действиями, поведением.

Для состояния аффекта характерно сужение сознания. Аффект развивается в критических услови­ях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных или неожиданно сложившихся ситуаций. Аффект тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает стереотипный способ разрешения ситуации — оцепенение, бегство, агрессия и т.д.

Аффект представляет собой состояние, когда воз­никающее чувство на короткое мгновение как бы ускользает от влияния рассудка. Наблюдаются аффекты ярос­ти, ревности, гнева, радости и др. Аффект обычно сопровождается бурной двигательной реакцией. Находящийся под контролем рассудка аффект носит название физиоло­гического.

В отличие от него при ряде болезненных состояний наблюдается патологический аффект. Человек, находя­щийся в состоянии патологического аффекта, утрачивает способность руководить своими поступками, отдавать от­чет в своих действиях и не помнит, что делал в период аффекта (амнезия). Он может совершить преступление, вплоть до убийства человека, вызвавшего у него такое со­стояние, покончить жизнь самоубийством. Патологичес­кий аффект наблюдается у лиц, страдающих психопатией, эпилепсией, органическим поражением головного мозга.

Эмоционально-стрессовое состояние— это эмоцио­нальная реакция, отражающая отношение человека к действительности в ситуациях, вызывающих эмоциональ­ное напряжение. Эти состояния проявляются в опреде­ленной поведенческой реакции, которая называется эмо­ционально-стрессовой.

Чувства делят на стенические и астенические.

Те чувства, которые способствуют внутреннему подъему, появлению активности и придают человеку бодрость, энер­гию, уверенность в действиях, называют стеническими.

Если же возникшие эмоциональные переживания ослаб­ляют или парализуют волю, снижают жизнедеятельность и предрасполагают к пассивно-оборонительным действи­ям, их относят к астеническим.

Чувства украшают личность, делают ее привлека­тельнее, ярче. Эмоции способствуют творческому подъ­ему, интенсифицируют интеллектуально-мнестические процессы, способствуют стойкости внимания.

Психология жизненного пути.

Психика человека находится в состоянии постоянного разви­тия. Развитие человека связано с наследственными факторами (определяющими телесное развитие), с социальными, и с активностью самой личности.

Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений.

Особенности возраста определяются мно­гими условиями:

1) системой требований, которые предъявляются человеку на дан­ном этапе его жизни;

2) отношениями с окружающими;

3) знаниями и умениями, которыми он овладевает;

4) метрическим возрастом и пр.

Условия, определяющие специфику возраста, можно разделить на три группы:

физиологические условия, соци­альные, психологические.

Движу­щей силой психического развития является активность личности. У человека, благодаря активности, способности к саморегуляции, сознательной деятельно­сти, проявляется возможность осознанно влиять на свое развитие.

Традиционно выделяют следующие периоды возрастногоразвития:

►пренатальный (внутриутробный период);

►младенчество (от рождения до 1 года жизни);

►раннее детство (1-3 года);

►младший и средний дошкольный возраст (3-4 года);

►старший дошкольный возраст (от 4-5 лет до 6-7 лет);

►младший школьный возраст (от 6-7 лет до 10-11 лет);

►подростковый возраст (от 10-11 лет до 13—14 лет);

►ранний юношеский возраст (от 13-14 лет до 16-17 лет);

►юность (17-21 год);

— ранняя (21-25 лет);

— средняя (25-40 лет);

— поздняя (41-55 лет);

► старость (от 55 лет, а по международной классификации от 75 лет)

Переход от одного этапа развития к другому происходит в усло­виях возникновения ситуации, напоминающей возрастной кризис.

Психологическое развитие имеет ряд закономерностей, реализа­ция которых зависит от условий жизнедеятельности личности.

Каждый из возрастных периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.

1. ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОДвключает три стадии.

а) предзародышевая стадия — длится 2 недели, соответствует развитию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки;

б) зародышевая (эмбриональная) — длится с начала 3-й неде­ли после оплодотворения до конца 3-го месяца развития. Происходит анатомическая и физиологическая дифференци­ация различных органов;

в) стадия плода начинается с 3-месячного развития и завер­шается к моменту родов.

2. ПЕРИОД ДЕТСТВАвключает стадии:

а) стадия новорожденности и младенчество (от рождения до 1 года);

б) стадия раннего детства (с 1 года до 3 лет) — период раз­вития функциональной независимости и речи

в) стадия дошкольного детства (от 3 до 6 лет) — характери­зуется развитием личности ребенка и когнитивных (познава­тельных) процессов;

г) стадия младшего школьного детства (с 6 до 11 лет) — соответствует включению ребенка в социальную группу и раз­витию интеллектуальных умений и знаний.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Укажите, какой психологический феномен имеет место

Самоконтроль по ситуационным задачам.

Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы

Перечень вопросов для самоподготовки по теме семинарского занятия.

Примерная тематика НИРС по теме.

1. Проблемы и пути развития творческого мышления.

2. Средства развития мышления.

3. Сравнительный анализ мышления человека и искусственного интеллекта

4. Интеллект и творческие способности.

1. Тема занятия «Эмоции и волевая деятельность»

2. Формы работы:

— Подготовка к семинарскому занятию.

Подготовка с использованием лекции и основной литературы.

Проведение психологического исследования эмоционального состояния, оформление протоколов исследования и составления заключения по результатам.

— Подготовка материалов по НИРС.

Работа с дополнительной литературой, написание рефератов по предложенным темам.

1. Понятие эмоций и чувств. Значение эмоций в жизни человека.

2. Виды эмоциональных состояний.

3. Физиологические основы эмоций и чувств.

4. Развитие эмоциональной сферы у человека.

5. Классификация эмоций и чувств.

6. Понятие о воле. Основные признаки воли как психологического явления.

7. Первичные, вторичные и третичные волевые качества личности.

8. Этапы волевого процесса

9. Становление волевых качеств личности

10. Когда мы говорим о сильной воле?

11. Что такое навыки, привычки?

12. Понятие об утомлении, усталости.

13. Законы волевой активности

1. ВИДЫ ЭМОЦИЙ ПО ВЫРАЖЕННОСТИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ:

2) стенические, астенические

3) эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональный фон

4) нейтральные, умеренные, высокие, очень высокие

5) высшие, низшие

Правильный ответ – 2

2. САМАЯ СТАРАЯ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ И НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННАЯ СРЕДИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ФОРМА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ.

1) любовь, ненависть

2) спокойствие, паника

3) удовольствие, неудовольствие

4) восторг, отвращение

Правильный ответ – 3

3. К ВИДАМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ, КЛАССИФИЦИРУЕМЫМ ПО ИНТЕНСИВНОСТИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ, ОТНОСЯТ:

Правильный ответ – 2

4. ЧТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОТЛИЧИЕМ ЭМОЦИЙ ОТ ЧУВСТВ:

1) эмоции есть у животных, а чувства только у человека

2) чувства более кратковременны, чем эмоции

3) эмоции всегда имеют внешнее проявление, чувства – нет

4) в эмоциях отражаются простейшие потребности, а чувства – высшие потребности.

Правильный ответ – 2

5. НАЗОВИТЕ ОТЛИЧИЕ ЭМОЦИЙ ОТ ЧУВСТВ:

1) чувства возникают раньше эмоций

2) чувства не заметны для постороннего лица

3) чувства возникли на базе эмоций при взаимодействии с разумом

4) чувства основаны на ощущениях

Правильный ответ – 3

6. ОДНО ИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ, ОТРАЖАЮЩЕЕ НАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ:

Правильный ответ – 4

7. ЭМОЦИЯ, СВЯЗАННАЯ С ВОЛЕЙ, СПОСОБСТВУЮЩАЯ ВНУТРЕННЕМУ ПОДЪЕМУ, ПОЯВЛЕНИЮ АКТИВНОСТИ:

Правильный ответ – 1

8. ФОРМАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЯВЛЯЮТСЯ ВСЕ, КРОМЕ:

Правильный ответ – 1

9. ЭМОЦИИ ЛИЧНОСТИ НЕ СКАЗЫВАЮТСЯ НА:

1) функционировании тела

2) уровне интеллекта

4) когнитивных процессах

Правильный ответ – 2

10. КАК НЕ КЛАССИФИЦИРУЮТСЯ ЭМОЦИИ:

3) по связи с волей

4) по мотивам деятельности

Правильный ответ – 4

11. ВОЛЯ — РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СВОЕГО ПОВЕДЕНИЯ, СВЯЗАННОЕ С ПРЕОДОЛЕНИЕМ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ПРЕПЯТСТВИЙ. ЭТО РЕГУЛИРОВАНИЕ:

Правильный ответ – 1

12. ВОЛЕВОЙ АКТ СОСТОИТ ИЗ ЭТАПОВ, КРОМЕ:

3) выбор ведущего мотива;

Правильный ответ – 4

13. ТРЕТИЙ ЭТАП ВОЛЕВОГО АКТА – ЭТО:

2) борьба мотивов;

Правильный ответ – 2

1. Студент на экзамене испытывает чувство неуверенности, психическую скованность из-за страха перед преподавателем. В результате отвечает ниже своих возможностей, несмотря на то, что материал ему знаком.

Ответ:Студент находится в состоянии эмоциональной напряженности, что мешает ему сосредоточиться и нарушает продуктивность его деятельности. Данный феномен связан с тормозящим действием аффекта на интеллектуальную деятельность.

2. За время экспериментально-психологического исследования настроение испытуемого несколько раз изменялось от грустного до несколько повышенного по незначительному поводу.

Оцените эмоциональное состояние пациента. Для каких заболеваний оно характерно?

Ответ:Имеет место эмоциональная лабильность. Она характерна для астенических состояний или может быть чертой характера у эмоционально-лабильных личностей.

3. Больной тихий, малообщительный, большую часть времени лежит в постели или сидит на кровати, согнувшись. Выражение лица печальное, углы рта опущены. Аппетит почти отсутствует, страдает запорами. Жалуется на угнетенно-подавленное настроение. Говорит, что он, по-видимому, никогда не поправится и болен тяжелой, неизлечимой болезнью, «на душе тяжесть». Мысли текут медленно, не может заставить себя чем-либо заняться.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью