Эмоции регуляция эмоционального поведения

II. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Глава 6. Эмоциональная регуляция поведения

§ 1. Понятие об эмоциях

Эмоции (от франц. émotion – чувство) – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции возникли как приспособительный «продукт» эволюции, биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. «Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, т. е. определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие»[1].

Эмоции возникают в ответ на ключевые особенности явлений, отвечающие или не отвечающие потребностям индивида.

Эмоции двувалентны – они или положительны, или отрицательны – объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение.

Эмоции – механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой. Уже элементарный эмоциональный тон ощущения, приятные или малоприятные простейшие химические или физические воздействия придают соответствующее своеобразие жизнедеятельности организма. Но и в самые трудные, роковые мгновения нашей жизни, в критических обстоятельствах эмоции выступают как основная поведенческая сила. Будучи непосредственно связанными с эндокринно-вегетативной системой, эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения.

Эмоции являются внутренним организатором процессов, которые регулируют внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях. Так, эмоция страха, возникая в крайне опасной ситуации, обеспечивает преодоление опасности путем активизации ориентировочного рефлекса, торможения всех побочных текущих деятельностей, напряжения необходимых для борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, изменения состава крови, повышения ее свертываемости на случай ранений, мобилизации резервов из внутренних органов.

По механизму происхождения эмоции связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков – оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз.

Некоторое сглаживание эмоций у социализированного человека происходит за счет возрастания роли волевой регуляции. В критических же ситуациях эмоции неизменно вступают в свои права и нередко берут руководство «в свои руки», осуществляя диктатуру над разумным поведением человека.

Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека. Мы уже отмечали, что психическое отражение есть сигнальное отражение, чувствительность к тому, что так или иначе ориентирует организм в окружающей среде. Это отражение пристрастное, заинтересованное, потребностно направленное, деятельностно ориентированное. Каждый психический образ дает информацию о возможности взаимодействия с объектом отражения. Из множества вариантов поведения человек избирает тот, к которому у него «лежит душа». Все живое изначально расположено к тому, что соответствует его потребностям, и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены.

Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции и являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения.

Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Длительное лишение положительных эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим деформациям. Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию.

Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции – чувства, обусловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками. Исторически сформированные устои социального сотрудничества порождают у человека нравственные чувства – чувство долга, совести, чувство солидарности, сочувствия, а нарушение этих устоев – чувство возмущения, негодования и ненависти.

В практической деятельности человека сформировались практические чувства, с началом его теоретической деятельности связано зарождение его интеллектуальных чувств, а с возникновением образно-изобразительной деятельности – эстетических чувств.

Различные условия жизнедеятельности, направления деятельности индивида развивают различные стороны его эмоциональности, нравственно-эмоциональный облик личности. Формирующаяся в процессе становления личности эмоциональная сфера становится мотивационной базой ее поведения.

В мозаике чувств конкретного индивида отражается структура его потребностей, строение личности. Сущность человека проявляется в том, что его радует и печалит, к чему он стремится и чего избегает.

Если чрезмерно сложная жизненная ситуация превышает приспособительные возможности индивида – происходит избыточное перевозбуждение его эмоциональной сферы. Поведение индивида при этом смещается на более низкие уровни регуляции. Избыточная энергетизация организма при блокировании высших регуляционных механизмов приводит к соматическим нарушениям и нервным срывам. (Когда «Титаник» потерпел крушение в результате столкновения с айсбергом, подоспевшие через три часа спасатели обнаружили в шлюпках множество умерших и сошедших с ума людей – взрыв эмоций страха подавил их жизнедеятельность. Запредельное эмоциональное напряжение вызвало у многих из них инфаркты и инсульты.)

Во множестве эмоциональных проявлений выделяются четыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически организованной системой потребностей. Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может вызвать различные эмоции. Так, потребность самосохранения при угрозе со стороны сильного может вызвать страх, а при угрозе со стороны слабого – гнев.

Особенно интенсивное эмоциональное обеспечение получают те стороны поведения, которые являются «слабыми местами» для данного индивида.

Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опережающего подкрепления. Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании будущего поведения.

Итак, эмоции, как и ощущения, – это базовые явления психики. В ощущениях отражается материальность бытия, в эмоциях – субъективно-значимостные его стороны Познание дает знание – отражение объективных свойств и взаимосвязей действительности; эмоции придают этому отражению субъективный смысл. Спонтанно определяя значимость воздействий, они мгновенно замыкаются на импульсивные реакции.

Эмоции – механизм экстренного определения тех направлений поведения в данной ситуации, которые ведут к успеху, и блокирования бесперспективных направлений. Эмоционально воспринимать объект – значит усматривать возможность взаимодействия с ним. Эмоции как бы расставляют смысловые метки на воспринимаемых объектах и актуализируют соответствующую ориентировочную деятельность индивида, влияют на формирование внутреннего плана поведения. В многообразных жизненных ситуациях эмоции обеспечивают мгновенную первичную ориентировку, побуждая к использованию наиболее результативных возможностей и перекрывая бесперспективные направления поведения. Можно сказать, что эмоции – механизм интуитивного смыслообразования, спонтанного распознания первоочередных возможностей и необходимостей, механизм экстренного определения полезности или вредности внешнего воздействия, механизм стереотипного поведения в соответствующих ситуациях.

[1] Анохин П. К. Предисловие к книге: Гелъгорн Э., Луффборру Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. М., 1966. С. 11.

Источник

Эмоции

Эмоциональная регуляция поведения

; Эмоции (лат. еmoveo – потрясаю, волную) — психическое отражение в форме

непосредственного и пристрастного переживания . Эмоции обусловлены отношением различных предметов и явлений к потребностям чувствующего субъекта.

Можно также сказать, что эмоции – это реакции организма на раздражители, исходящие из внешней и (или) внутренней среды, направленные на усиление или ослабление состояний, вызванных этими раздражителями.

Эмоции – простейшая форма психического отражения, при которой отражаются не предметы или явления реального мира, а субъективное отношение этих предметов к потребностям человека (по К.К. Платонову). Эмоции стоят на грани с физиологическим отражением и осуществляют саморегуляцию в случае воздействия на человека раздражителей, связанных с его потребностями. Самые простые эмоции – это переживание удовольствия и неудовольствия. Большую часть эмоций могут переживать высшие животные. Одни эмоциональные состояния способны активизировать деятельность человека, тогда как другие, наоборот, снижают активность. Состояния, стимулирующие активность, называются стеническими (стеничный = сильный). Состояния, вызывающие пассивность — астенические.

Появление стенической или астенической эмоции зависит и от конкретной ситуации, и от личностных особенностей человека. Например, одна и та же ситуация может вызвать и чувство страха, тревоги (астеническое), и чувство гнева, раздражения (стеническое).

; Чувства , в отличие от эмоций, более сложные эмоциональные состояния. Они

сильно зависят от целей, ценностей и других элементов направленности личности. Чувство обычно носит предметный характер (возникает по поводу конкретного объекта). Выражение и развитие чувств зависит от воспитания человека; в ходе жизни они совершенствуются и проходят путь от непосредственных чувств у детей до высших чувств, связанных с духовными ценностями. В зависимости от направленности чувства можно разделить на моральные, интеллектуальные, праксические, эстетические.

; Моральные (социальные) чувства – это переживание отношения к другим людям, к правилам и нормам общежития, к обществу вообще.

; Интеллектуальные чувства – это чувства, связанные с процессом познания. Всякое

приобретение знаний небезразлично для человека. Пытаясь что-то понять, мы испытываем напряжение мысли; поняв что-то, радуемся; испытываем чувство любознательности, иногда – жгучее любопытство и т.п.

; Праксические чувства возникают в процессе любой деятельности и сопровождают её. Процессы труда и учения могут вызывать как положительные, так и отрицательные

эмоции, причём положительные чувства при этом способствуют творческому решению задач, тогда как отрицательные чувства в процессе работы резко снижают её эффективность.

; Эстетические чувства – это переживание прекрасного, возвышенного, но также и безобразного, отвратительного, комичного или трагичного.

; Аффекты – это особые, очень сильные эмоциональные состояния, сопровождаемые изменениями поведения субъекта . В отличие от эмоций,

аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются сильнейшими двигательными реакциями. Как правило, они препятствуют рациональной организации поведения. При патологическом аффекте человек теряет контроль над своим поведением.

; Стресс – особое эмоциональное состояние, возникающее под влиянием длительного и сильного психического напряжения . Стресс дезорганизует поведение, может оказывать негативное влияние на состояние здоровья. Вместе с тем, стресс – это проявление адаптационных возможностей организма.

; Страсть – это особое эмоциональное состояние, которое, судя по всему,

встречается только у человека. Страсть представляет собой сплав очень сильных эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определённого предмета или вида деятельности . Объектом страсти может быть и другой человек .

; Настроения – это эмоциональные состояния, протекающие со средней или слабой интенсивностью, но достаточно заметные, так как они окрашивают собою все остальные психические процессы и вызывают изменения в психическом состоянии . Склонность к переживанию тех или иных настроений является личностной особенностью человека.

Физиологический и поведенческий компоненты

В любом эмоциональном явлении можно выделить физиологический и поведенческий компоненты.

Прямая электростимуляция головного мозга с помощью вживлённых электродов (опыты на животных) приводит к «беспричинному» возникновению сильной эмоции. Выявлено, что есть структуры мозга, отвечающие за формирование эмоций. Это –

лимбическая система и ретикулярная формация . Эти структуры относятся к подкорковым образованиям, они – одни из самых древнейших в эволюционном плане. Следовательно, эмоции имеются у всех высших животных (у всех позвоночных). Чем сложнее мозг животного, тем богаче спектр его эмоциональных проявлений. У человекообразных обезьян (шимпанзе), по-видимому, имеются все эмоции, которые есть и

Некоторые участки ретикулярной формации выделяют вещества, влияющие на возникновение эмоций. Примеры: норадреналин, связанный с депрессией и (или) стрессовым возбуждением; дофамин, влияющий на возникновение состояния эйфории.

В головном мозге также имеются рецепторы, воспринимающие действие опия и опиатов (морфина, героина). Это происходит потому, что производные опия очень похожи на эндорфины по своим химическим свойствам и строению. Именно поэтому приём наркотиков изменяет психическое (эмоциональное) состояние человека. Эндорфины (эндогенные морфины) вырабатываются самим мозгом для регуляции эмоциональных

процессов. Например, у спортмена – марафонца к концу дистанции в мозгу очень большая концентрация эндорфинов.

«Запускает» эмоции и регулирует их возникновение и протекание центральная нервная система, но реализуются они главным образом вегетативной нервной системой. Поэтому человек практически на может подавить волевым усилием протекание какойлибо эмоции или устранить её внешние проявления (слёзы, дрожание тела, потение, изменение окраски кожи и т.п.)

Физиологические показатели эмоций используются в так называемых «детекторах лжи». Большая часть таких детекторов измеряет артериальное давление (АД) и кожногальванический потенциал (КГП). Другие физиологические проявления эмоций: частота дыхания и серддечных сокращений, ширина зрачков, секреция слюны, мышечные сокращения и т.п.

Эмоции и личность

Восприятие любых событий и их эмоциональная окраска зависят от того, насколько значимыми являются эти события для человека. Также проявление эмоций связано с тем, насколько вероятным является удовлетворение какой-либо потребности. Когда вероятность такого удовлетворения повышается, настроение также «поднимается». Эту закономерность советский психолог П.В. Симонов выразил в своей информационной теории эмоций и обобщил в такой формуле:

Э = F (П, (И н – И с ))

Где Э – сила и качество эмоции, П – величина напряжённости и значимости потребности, Ин – информация о необходимых условиях для удовлетворения потребности, Ис – информация о имеющихся средствах. Таким образом, Ин – Ис – вероятность удовлетворения потребности.

Вывод: сила и качество эмоции определяется силой и качеством потребности и оценкой вероятности её удовлетворения .

Поведенческий компонент эмоций

У человека кора головного мозга полностью формируется к 7-11 годам. С этого момента кора начинает контролировать (сдерживать) работу подкорки и вегетативной нервной системы. В поведении это выражается у ребёнка прохождением так называемого «кризиса 7 лет», в ходе которого человек приобретает волевой контроль над своим поведением, выстраивается иерархия мотивов, ребёнок начинает руководствоваться последствиями своих поступков, а не только желаниями. До 7 лет у детей выражение эмоций более непосредственное, чем у взрослых. Однако и у взрослых теряется контроль над эмоциями в том случае, если действует раздражитель необычайной силы или субъективной значимости, или если имеется переутомление и в случае алкогольного или наркотического опьянения.

В поведении проявление эмоций происходит главным образом через мимику, пантомимику и тембр голоса. Каждой эмоции соответствует свой мимический и пантомимический паттерн. Ещё Дарвин отметил, что мимика и пантомимика человека и шимпанзе необычайно сходны.

Функции эмоций

1). Регуляторная функция — отражение и оценка.

Эмоции — это сигнал для организма. Они указывают на то, как идёт процесс удовлетворения потребностей.

2). Подкрепляющая функция .

Обеспечивает заинтересованность человека в полезном поведении и предотвращение вредного поведения.

3). Компенсаторная (защитная) функция .

При эмоциональном возбуждении человек активизирует все свои ресурсы, чем может скомпенсировать свою обычную недостаточность или слабость (в момент опасности человек находится в состоянии стресса и может выдержать большее физическое и психическое напряжение)

4). Коммуникативно-экспрессивная функция

Благодаря эмоциональной, выразительной мимике и жестам субъект сообщает окружающим о своём состоянии и об отношении к ситуации.

Базовые эмоции

К. Изард выдвинул теорию базовых эмоций. Её основные положения:

1). Мотивация человеческого поведения – это система 10 основных эмоций (интерес, радость, удивление, горе (печаль), гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.)

2). Каждая такая эмоция уникальна и несводима к другим, то есть эти эмоции имеют элементарную, атомарную природу.

3). Различные эмоции характеризуются чётким различием в поведенческих проявлениях и мимике.

4). Эмоции взаимодействуют между собой и способны ослаблять или усиливать друг друга.

5). В ходе процесса эмоционального реагирования эмоции закономерно сменяют одна другую.

6). Все эмоции связаны с познавательными процессами и регулируют поведение.

Стресс как эмоциональное явление

Слово «стресс» очень широко используется во многих популярных журналах и книгах. Причём зачастую использование этого слова неправильное. Тысячи пособий по практической психологии обещают научить, как избавиться от стресса или справиться с ним. Английское «stress» означает давление, напряжение.

Но, согласно Гансу Селье, крупнейшему авторитету в этой области, « Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование ».

; Стресс – это состояние повышенной готовности к нагрузкам , иными словами, он

далеко не всегда плох. Стрессовое состояние помогает организму справиться с подготовкой к экзаменам, подготовиться к важному выступлению на соревнованиях или к ответственным переговорам.

; Стрессором (фактором, вызывающим напряжение) может быть как что-то

неожиданное и неблагоприятное (опасность, боль, страх, унижение, холод, перегрузки), так и ситуации повышенной сложности (работа авиадиспетчера при перегруженных воздушных путях, необходимость быстро принять ответственное решение и т.п.)

Источник

Оцените статью