- Ученые выяснили, что происходит с мозгом человека при чтении стихов
- Как стихи развивают мозг?
- Чтение стихов развивает мозг
- Необычные эпитеты и образы в поэзии мобилизуют нервную систему
- Поэзия — это интеллектуальный наркотик
- Искусство структурирует мозг человека
- Музыка развивает вербальную память
- Настоящую живопись обыватели воспринимают интуитивно, но точно
- Каким чувством проникнуто стихотворение? Как ответить на такой вопрос без воды
Ученые выяснили, что происходит с мозгом человека при чтении стихов
Ученые из Института Макса Планка выяснили, что поэзия доставляет мозгу большее удовольствие, чем музыка. Исследователи попросили группу людей читать стихи вслух и нажимать на специальную кнопку всякий раз, когда они почувствуют озноб и «мурашки» по телу. В это время ученые отслеживали частоту сердцебиения, мимику и даже движение волосков на коже испытуемых.
Интересно, что даже те, кто не читал стихи в это время, а только слушал, чувствовали «мурашки» на своем теле, а 40% респондентов отмечали их появление несколько раз. Такие ощущения мы также можем испытывать, когда слушаем музыку или смотрим эмоциональную сцену из фильма. Однако реакция головного мозга на поэзию уникальна: слушая стихи, активизируются участки мозга, которые не задействованы во время других занятий.
Также нейробиологи установили, что поэзия создает состояние так называемого «предварительно холодка», то есть это постепенно нарастающее удовольствие по мере того, как мы слушаем стихи. В эти моменты в головном мозге появляется сильный эмоциональный всплеск, который начинается примерно за 4,5 секунды до того, как мы чувствуем озноб.
Любопытно, что эти эмоциональные пики фиксируются именно тогда, когда мы читаем последние строфы или конец стихотворения: это подтвердили 77% тех испытуемых, которые никогда не слышали поэзии.
Нейробиологи из Университета Эксетера провели похожее исследование и пришли к тем же результатам, а также выяснили, что поэзия стимулирует память, способствует самоанализу и расслабляет нас.
Оба этих исследования доказывают нам, что в стихотворной форме есть что-то поистине удивительное, что создает ни на что не похожее удовольствие.
Читайте стихи, ведь это не только положительно влияет на работу мозга, но и добавляет жизни больше красок и радостных эмоций!
Источник
Как стихи развивают мозг?
Я никогда не задумывалась над тем, как стихи могут влиять на жизнь человека. Бесспорно, образы или картины воспетые в стихах могут вызвать определенные яркие ассоциации с чувством радости, сочувствия, печали или воодушевления. Но, как оказалось, влияние стихов намного глубже и сильнее чем я могла себе представить.
1. Хорошие стихи действуют на людей как наркотик
Ученые из Ливерпульского университета в Великобритании решили изучить свойства, которыми обладает поэзия. Наблюдая за людьми, читавшими сочинения Шекспира, Вордсворта, Томаса Стернза, Элиота, исследователи одновременно анализировали, как в это время работает их мозг.
Высокая поэзия, как обнаружили ученые, вызывает избыточное возбуждение в мозгу. Самое удивительное, что этот эффект сохраняется еще некоторое время: обработав необычное слово или оборот, мозг не возвращается в прежнее состояние, а сохраняет некий добавочный импульс, который подталкивает к продолжению чтения. Наверное поэтому Бродского хочется читать снова и снова.
В рамках эксперимента ученые сравнили реакцию Центральной Нервной Системы испытуемых на те же истории, но рассказанные обычным языком. Произведения классиков переписывали в прозе и давали на прочтение тем же чтецам. При чтении поэзии нейроны реагируют буквально на каждое слово. Особо же остро мозг реагирует на необычные поэтические обороты. Например, когда шекспировский эпитет «безумный» в адрес ветра заменяли на более простое в данном контексте слово «яростный», мозг воспринимал это прилагательное как само собой разумеющееся. Но именно необычный эпитет «безумный» заставлял нервную систему мобилизоваться, словно мозг пытался осознать, что делает здесь это слово.
(Более подробно можно прочитать об эксперименте здесь).
2. Читая стихи, мы переосмысливаем собственное прошлое
Невероятно, но читая стихи, мы активируем правое полушарие мозга, а точнее его зону, ответственную за автобиографические воспоминания. То есть когда мы, к примеру, читаем «Гамлета», то волшебные строки Шекспировской трагедии вызывают из глубин памяти воспоминания о возможном предательстве произошедшем с нами в прошлом или непонимании со стороны окружающих, которое мы могли ощущать ранее. Возможно, стихи Есенина о любви вытягивают из нас яркие картины прошлого, где мы рядом с любимым человеком. Это очень сильный инструмент, который может использоваться в психотерапии, наряду с рисованием.
3. Сочинение стихов помогает контролировать эмоции
Не только чтение стихов оказывает необычное воздействие на человека, но, как оказалось, даже написание стихов может оказывать влияние на человека. По словам профессора Мэтью Либермана из Калифорнийского университета, собственные воспоминания, выложенные на бумагу, а также сочинение историй на основе личного опыта увеличивает активность в области мозга, отвечающей за контроль эмоций, и замедляет работу области, отвечающей за эмоциональные расстройства.
Профессор уточнил, что не имеет значения какого качества будут написанные стихи. Главное, что процесс написания будет обладать смягчающим эффектом на эмоциональное состояние человека, позволяя восстановить ментальный баланс. Единственное условие в том, что выложенное на бумагу должно быть как можно менее ярким и лишенным подробных деталей.
4. Декламировать стихи — полезно для развития памяти
Когда мы учим стихи, то мы тренируем ту область мозга, которая несет ответственность за развитие и сохранение памяти. В век информационных технологий, когда весь мир начинается от простого нажатия пальца на экран, люди перестали запоминать. Мы полагаемся на память компьютеров, мобильных телефонов и других девайсов. Но это притупляет нашу способность запоминать и наш мозг начинает медленно деградировать. Очень важно держать свой мозг в тонусе. Самый простой способ — разучивайте стихи, а потом декламируйте их вслух.
Читать и писать стихи, оказывается, не только приятно, но и полезно.
Оригинал статьи можно прочитать в моём личном блоге.
Источник
Чтение стихов развивает мозг
Стихи не только облагораживают нас духовно, но и развивают наш мозг. Ученые наблюдали нейронную активность в сером веществе добровольцев, читавших шедевры классической поэзии. Они заставляли активизироваться зоны мозга, ответственные за воспоминания о прошлом опыте. Выходит, что читая «Евгения Онегина», мы можем переосмыслить собственное прошлое?
Они не ошиблись. Наблюдая за людьми, читавшими сочинения
- Шекспира,
- Вордсворта,
- Томаса Стернза,
- Элиота
- и других светил английской поэзии,
экспериментаторы анализировали, как в это время работает их мозг. Чтобы сравнить, как реагировала бы ЦНС испытуемых на те же истории, рассказанные обычным языком, произведения классиков переписывали в прозе и давали на прочтение тем же добровольцам.
Необычные эпитеты и образы в поэзии мобилизуют нервную систему
Оказалось, что при чтении поэзии нейроны реагируют буквально на каждое слово. Особо остро мозг реагирует на необычные поэтические обороты. Например, когда шекспировский эпитет «безумный» в адрес ветра заменяли на более простое в данном контексте слово «яростный», мозг воспринимал это прилагательное как само собой разумеющееся.
Но именно необычный эпитет «безумный» заставлял нервную систему мобилизоваться, словно мозг пытался осознать, что делает здесь это слово.
Поэзия — это интеллектуальный наркотик
Высокая поэзия, как обнаружили ученые, вызывает избыточное возбуждение в мозгу. Причем этот эффект сохраняется еще некоторое время: обработав необычное слово или оборот, мозг не возвращается в прежнее состояние, а сохраняет некий добавочный импульс, который подталкивает к продолжению чтения. Можно сказать, что хорошие стихи действуют на людей наркотически!
Чтение поэзии, по словам ученых, активировало также правое полушарие мозга, а точнее — его зону, ответственную за автобиографические воспоминания. Читатель словно обращался к пережитому личному опыту в свете только что полученных впечатлений.
Получается, что читая «Гамлета» и «Вордсворта», мы можем переосмыслить собственное прошлое. Интересно, возьмут ли психологи на вооружение эту методику. К примеру, людям, находящимся в кризисе, можно было бы рекомендовать ежевечерне читать классическую поэзию.
Исследователи обещают проверить эту догадку, а заодно и то, не будет ли похожего эффекта от чтения прозы (ливерпульские ученые собираются проверить это на примере Диккенса и других своих соотечественников — корифеев).
Искусство структурирует мозг человека
Пока же можно сделать вывод о том, что искусство — это не просто сложение рифмованных слов, нот или беспорядочный хаос мазков на полотне. И теперь это подтверждено научно. Прошлые исследования доказывают, что и музыка, и живопись удивительным образом развивают и «структурирует» мозг.
Музыка развивает вербальную память
Музыка, никак, казалось бы, не связанная с остальными школьными дисциплинами, помогает школьникам лучше учиться. После длительного исследования обнаружилось, что музыка развивает вербальную память (то есть способность запоминать слова и текст).
Эксперимент, подтверждающий это, был проведен в Гонконге. Китайские ученые набрали 90 мальчиков, половина из которых играла в школьном оркестре, а другая половина музыкой никогда не занималась. При этом все мальчики учились в одной школе, то есть качество образования, которое они получали, было одинаковым. Но ребята, которые играли на каком-либо инструменте, запоминали слова и фразы намного лучше, чем их немузыкальные сверстники.
Спустя год экспериментаторы попросили тех же мальчиков снова пройти тестирование. Из 45 участников оркестра занятия продолжили только 33 человека. А еще 17 школьников пришли на занятия музыкой, узнав о результатах первого исследования. Группа начинающих продемонстрировала худшую вербальную память, чем те, кто занимался уже долго.
То есть чем дольше вы занимаетесь музыкой, тем лучше ваша память. У тех 12 учеников, которые бросили занятия, способности к запоминанию сохранились на прежнем уровне — не улучшились, но и не ухудшились. Можно предположить, что человек, который хотя бы несколько лет занимался музыкой в школьном возрасте, на долгие годы сохранит хорошую память.
Настоящую живопись обыватели воспринимают интуитивно, но точно
Эксперименты с живописью показали, что картины знаменитых художников отвечают некоему необъяснимому чувству гармонии, которое есть у большинства людей. Сотрудница Бостонского колледжа (США) Анджелина Холи-Долан решила проверить, правда ли, что современное искусство — мазня, подобная детским каракулям ли рисункам, которые создают животные. Ведь существует немало сторонников такой точки зрения.
Участники ее эксперимента рассматривали пары картин — либо творения известных художников-абстракционистов, либо каракули любителей, детей, шимпанзе и слонов — и определяли, какая картина нравится им больше, кажется более «художественной».
Согласитесь, немногие обыватели узнают картины абстракционистов «в лицо», поэтому повальное узнавание картин было вряд ли возможно. А чтобы еще больше запутать участников эксперимента, подписи имели только две трети произведений — причем некоторые таблички еще и сообщали ложную информацию. К примеру, подпись гласила, что зрители рассматривают «творения» шимпанзе, тогда как в действительности видели перед собой картины известного художника.
Но обмануть добровольцев не удалось. Люди чувствовали произведения, созданные художниками, и, невзирая на неправильно расставленные подписи, выбирали именно их в качестве «настоящих» картин. Объяснить причину своего решения они не могли. Получается, что художники, даже творящие в жанре абстракционизма, следуют некоему чувству визуальной гармонии, которое воспринимают практически все зрители.
Но не обманывают ли они сами себя, считая ту или иную комбинацию фигур и цветов совершенной? К примеру, на одном из полотен Мондриана большой красный квадрат уравновешивается небольшим синим на противоположной стороне. Есть ли в этом какая-то особенная гармония? Экспериментаторы при помощи компьютерной графики поменяли квадраты местами — и картина перестала вызывать у зрителей неподдельный интерес.
Наиболее узнаваемые картины Мондриана представляют собой цветовые блоки, разделенные вертикальными и горизонтальными линиями. Взгляд участников эксперимента останавливался на определенных частях картин, которые нашему мозгу казались наиболее выразительными. Но когда добровольцам предлагали перевернутые версии, они безучастно скользили глазами по полотну.
Впечатление от таких картин волонтеры впоследствии оценили намного ниже, чем эмоциональный отклик от оригинальных полотен. Заметим, что добровольцы не были искусствоведами, способными отличить «перевернутую» картину от оригинальной, и в оценке ее выразительности опирались исключительно на субъективные впечатления.
Похожий эксперимент провел Ошин Вартанян из Университета Торонто (Канада). Он переставлял элементы самых разных картин, от натюрмортов Винсента Ван Гога до абстракций Жоана Миро. Но оригиналы всегда нравились участникам больше.
В картинах великих мастеров были найдены и другие закономерности, которые «нравятся» мозгу. Алекс Форсайт из Ливерпульского университета (Великобритания) с помощью технологии компьютерного сжатия изображений установила, что многие художники — от Мане до Поллока — использовали определенный уровень детализации, который не был скучным, но и не перегружал мозг зрителя.
К тому же, многие произведения знаменитых живописцев имеют черты фрактальных узоров — мотивов, многократно повторяющихся в разных масштабах. Фракталы — распространенное явление в природе: их можно увидеть в зубчатых вершинах гор, в листьях папоротника, в очертании северных фьордов.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Источник
Каким чувством проникнуто стихотворение? Как ответить на такой вопрос без воды
«Что хотел сказать автор?» — мучительный вопрос для многих выпускников. За годы работы репетитором я заметила, что анализ стихотворений многим дается тяжелее, чем анализ прозы. Но есть несколько лайфхаков, которые облегчат вам жизнь, по крайней мере, во время ЕГЭ по литературе. Мы готовим для вас целый цикл полезных советов по лирике, и начнем с ответа на вопрос: «Каким чувством проникнуто стихотворение?»
На такой вопрос в ЕГЭ по литературе хочется ответить односложно: веселым, патриотическим, печальным. Но эксперты ждут от вас связного и логичного ответа, состоящего из 5-10 предложений. Что же писать?
— обращаем внимание на пафос произведения . Пафос — это настроение, эмоция, которая должна передаться читателю, которую закладывает автор. Например, пафос «Войны и мира» гуманистический и патриотический, пафос «Мастера и Маргариты» сатирический, пафос стихотворения Сергея Есенина «Черный человек» — трагический и так далее. Вместо слова «настроение» лучше использовать в ЕГЭ слово пафос, в данном вопросе действительно стоит начать ответ с определения того, какой он.
— пытаемся понять, почему пафос именно такой, почему вообще стихотворение выстроено именно с такой эмоцией , как это связано с историей его создания или с литературным направлением, в русле которого творит автор. Например, трагизм любовной лирики Лермонтова можно объяснить и моментами его биографии, и тем, что он поэт-романтик, для которого характерна некая неудовлетворенность действительностью. Почему стихотворения Фета практически никогда не касаются тяжелых, серьезных социальных тем? Потому что поэт творит в русле «чистого искусства», которому чужд такой подход. Вместо того, чтобы размазывать свои мысли о настроении на 10 предложений, попробуйте подкрепить их чем-то конкретным. Так эксперты увидят, что вы склонны к анализу, вы в теме и действительно хорошо подготовлены.
— не забываем про средства выразительности , которые помогают поэту передать ту самую эмоцию. Вы анализируете лирику, поэтому здесь крайне важно обратить внимание на метафоры, сравнения, приемы звукописи, цветописи. Выберите несколько особенно ярких, характерных для этого стихотворения и поэта. И проанализируйте их в вашем небольшом сочинении.
Источник