Эмоции повышающие активность человека это

Влияние эмоций на активность

Влияние эмоций на активность. Принято различать стенические и астенические эмоции (Э.Кант). Стенические эмоции как бы мобилизируют энергетические ресурсы, повышают активность и поддерживают некоторое время деятельность в напряженном режиме; астенические эмоции, напротив, снижают уровень активности. Примеры стенических эмоций — гнев, ненависть, любовь, воодушевление, надежда. Примеры астенических эмоций — печаль, отчаяние, страх, разочарование, смущение. Полагают, что стенические эмоции сопровождаются выбросом в кровь адреналина, астенические эмоции — норадреналина (Лайкен, 1961).

Эмоции и напряженность. Различают, наконец, эмоции покоя и эмоции ожидания. Эмоции покоя переживаются с ощущением расслабленности, умиротворения, опустошенности, потери сил. Мотивационный компонент у эмоций покоя отсутствует, внешняя деятельность ослабевает или прекращается. Внутренняя активность сосредоточена на анализе своего душевного состояния и попытках спланировать, как выйти из него. Эмоции покоя возникают, если цель достигнута, если нет никакой цели, так как прежняя дискредитирована, или индивиду стало ясно, что препятствия на пути к цели для него непреодолимы. Эмоции ожидания переживаются с ощущением внутреннего напряжения и возникают при приближении к цели, при необходимости скорее сделать начатое, при затягивании ожидания нужного человека, какого-то иного объекта, при окончании паузы в бою и т. д. Такие эмоции обычно возникают и в ситуации конфликта между противоположными желаниями, побуждениями. Типично появление эмоций ожидания в ситуации выбора. Таких ситуаций множество, но, по К.Левину (1935), существует три основных типа конфликта:

Долгое пребывание в напряжении может вызвать нервное истощение. Что это и как с ним справиться?
  • ситуация выбора «из двух зол меньшего». Например, согласиться на рискованную операцию или предпочесть консервативное лечение, когда шансы на выздоровление очень невелики и там и там. Это наиболее травматичный вид конфликта;
  • ситуация выбора типа «и хочется, и колется». Вначале обычно перевешивает желание. С приближением цели становится все более явной и невыгодная сторона дела. Если ошибочное решение все же принято, затрачены немалые усилия, цель осталась недостигнутой, индивиду остается только одно: каким-то образом оправдать свой неудачный выбор и найти в нем преимущества, которых на самом деле нет. Если, например, после колебаний индивид решился все же пройти ритуал посвящения в секту или банду, то позже он будет превозносить эту секту или видеть в банде весьма милое сообщество. Подобные ошибочные действия ведут к внутренним негативным переменам, патологическому развитию личности. Это самый частый вид конфликта и нередко весьма чреватый неблагоприятными последствиями;
  • ситуация «буриданова осла», когда предстоит выбор между двумя одинаково привлекательными возможностями. Например: очень красивая невеста из бедной семьи или богатая невеста, но дурнушка; умный и порядочный жених или жених успешный и богатый, но глуповатый и весьма непорядочный. Такой выбор нередко влечет впоследствии драматические последствия, если индивид не утвердился в подлинных ценностях жизни.

Формы проявления эмоций. Это аффект, страсть, настроение и ситуативные реакции.

Аффект — бурное и относительно кратковременное (в пределах часа-полутора) проявление какой-либо эмоции, возникшей в ответ на важное и неожиданное для индивида изменение жизненной ситуации. Аффект может развиться в силу болезненных причин или в результате особых психологических приемов воздействия на человека. Аффект характеризуют:

  • появление в связи с причинами, которые актуальны только на данный момент; аффектов при воспоминании о чем-то или в ответ на представления о будущем не возникает (исключением являются психиатрические пациенты);
  • обобщенность — абсолютное господство одной эмоции и ее усиление под влиянием разного рода привходящих обстоятельств;
  • приближающаяся к предельной интенсивность эмоции аффекта, что замерить, правда, сложно;
  • наличие признаков нарушения самовосприятия: обычные эмоции воспринимаются индивидом «как состояния моего Я», а эмоции аффекта — как «состояния, происходящие во мне» (А.Н.Леонтьев);
  • изменения состояния сознания — разные степени его сужения с концентрацией внимания преимущественно или исключительно на ситуации, повлекшей аффект;
  • ослабление или утрата самоконтроля: не пациент контролирует эмоцию, а аффект всецело или в значительной степени владеет им; это как бы симптом аффективного овладения;
  • снижение способности или утрата способности продуцировать интерпретации, оценки и решения, противоречащие императиву аффекта;
  • импульсивность поведения, связанная с ослаблением или параличом процессов мотивации: пациент делает то, что первым приходит ему в голову, недостаточно или вовсе не взвешивания последствия своего поведения;
  • частичная или полная конградная амнезия на период аффекта;
  • приближающаяся к максимальной интенсивность соматовегетативных проявлений эмоции, что может повлечь немедленным или отставленным образом телесные нарушения;
  • относительно острое развитие и окончание аффекта, иногда внезапное начало и столь же внезапное завершение пиковой фазы аффекта;
  • наличие опустошения, расслабленности, прострации или сомноленции по окончании аффекта;
  • нарушение критической оценки содеянного в период аффекта; нередко пациент относится к содеянному так, будто совершил это не он, а кто-то другой, что также указывает на патологию самовосприятия;
  • полное несоответствие поведения индивида в период аффекта его личностным качествам, как если бы действовал не он сам, а некая его субличность;
  • наличие в некоторых случаях психотических включений в период аффекта, выпадение болевой чувствительности, а также иных видов элементарной чувствительности. Развитию аффекта могут способствовать органические повреждения мозга, скрытые психические заболевания, злоупотребление психоактивными веществами, соматические заболевания, нарушения или дефицит сна, расстройство питания, расстройство личности. Эмоции аффекта различны, но обычно ими являются гнев, страх, отчаяние, изумление, экстаз. Из расстройств поведения наиболее часты и потому особенно важны агрессия, аутоагрессия, ступор, беспорядочное бегство, разрушение предметов. Иногда поведение внешне напоминает вполне упорядоченное, как бы заранее продуманное, но тем не менее являющееся неадекватным. У стариков, детей и даже подростков собственно аффектов, по-видимому, не наблюдается или они встречаются редко.

Термины «аффект», «аффективный» в психиатрической литературе нередко и неточно используются как синонимы терминов «эмоция», «эмоциональный» и, что не очень хорошо, такое словоупотребление часто никак не оговаривается.

Страсть — интенсивное, стойкое и недостаточно контролируемое чувство с концентрацией внимания, мыслей, эмоций и поведения исключительно на объекте страсти. Страсть часто граничит с эмоциональной одержимостью, ослепляет человека и причиняет индивиду и объекту страсти немалые страдания (отсюда и производится термин «страсть»). Страсть целиком определяет круг возникающих в связи с нею эмоций и действий, не оставляя индивиду возможности разумного выбора. При ненависти, например, это враждебные проявления, злорадство, гнев, презрение, отвращение, месть. При любви — радость, восторг, восхищение, нежность, тоска при разлуке, ревность, ссоры, споры, мрачные мысли и взрывы воодушевления, периоды охлаждения или даже враждебности, которой она иногда завершается. Любовь у индивидов с метапотребностями отличается духовной близостью, рядом с которой все прочее отодвигается на второй план. Говорят, нигде человек так ярко не проявляет себя, как в любви и на войне. Любовь может стать и вершиной счастья, и бездонной пропастью падения.

Видов страсти множество. Не все они являются источником страдания, как это укоренилось в массовом сознании и даже зафиксировано в термине. Каковы люди, таковы и их страсти. Обычно человеком владеет одна какая-то страсть. Любая страсть сопровождается туннельным эффектом — сужением сферы сознания, психической активности и восприятия мира вокруг некоего центра притяжения эмоций, мыслей и действий. Поэтому страсти могут значительным образом деформировать личность, проявляться неадекватным и даже странным поведением. Бывает и иначе: «страсть превращает глупца в мудрого, а мудреца лишает разума». Во многих культурах издавна созданы барьеры для зарождения и проявления страстей. В Таиланде, например, к запретным причислено более 100 страстей. Страсти впервые формируются, по-видимому, в юности, к старости они затухают и нередко становятся объектом осуждения. Осуждается при этом именно страсть, а не сама личность, происходит как бы отчуждение страсти, если она владела индивидом и с нею были связаны серьезные проблемы.

Источник

Эмоции делятся также на стенические – повышающие активность и жизнедеятельность человека (гнев или радость) и астенические – понижающие жизнедеятельность и активность (печаль)

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ

Эмоциональные и волевые процессы выполняют многообразные регулятивные функции пси­хики в ее управлении психофизиологическим состоянием индивида, протеканием познавательных процессов и реализации программ целеобразования и самой деятельности и общения.

Эмоции и воля отличаются по критерию намеренности. Если эмоции и чувства; как правило, бывают ненамеренными, то волевая регуляция связана с намерением, сознательно принятым чело­веком по необходимости и выполняемым по своему решению.

Оба эти процесса зависят от отношений человека к предметам и явлениям окружающей дейст­вительности, к самому себе и характера его взаимодействия или общения с другими. Без интегра­ции эмоционально-волевых процессов была бы невозможна реализация поведенческих программ субъекта.

ЭМОЦИИ

Человек не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Отношения к событиям, к другим людям, к самому себе проявляются в эмоциях.

В психологии эмоциями называют процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту.

Решающей чертой эмоционального состояния является его интегральность, его исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний. Произведя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции сами по себе могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализации воздействия и конкретный механизм ответной реакции организма.

Эмоции – особый класс психических процессов, проявляющихся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла явлений, предметов и ситуаций.

Термин «эмоция» происходит от латинского глагола emovere – двигать, возбуждать, подбадривать, волновать. Эмоция – переживание отношения к тем или иным событиям, объектам.

Эмоции – процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту.

Чувства(высшие эмоции) проявляются в социально обусловленных переживаниях, отражают длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к реальным или воображаемым объектам. Такие переживания – вторичные эмоции, поскольку они формируются на основе первичных – базовых эмоций к объекту чувств. К ним относятся – морально-этические , эстетические, интеллектуальные чувства (честь, долг, дружба, уважение, любовь).

Эмоции отличаются от познавательных процессов:

1. Характеризуются полярностью. По субъективному тону эмоции и чувства подразделяют на положительные и отрицательные. Наряду с ними есть еще и амбивалентные эмоции, в которых сочетаются прямо противоположные по модальности переживания (любовь и ненависть, радость и печаль). С одной стороны, у здоровых людей – в критических ситуациях, с другой — аффективная жизнь больных шизофренией сопровождается постоянным присутствием в эмоциональном тонусе амбивалентных переживаний. Они испытывают наиболее сильные отрицательные чувства к людям, которых больше всего любят, которые близки им и значимы в социальных отношениях.

2. Энергетическая насыщенность. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки. Различают эмоции стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев) и астенические — сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль).

3. Интегральность, целостность. В эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм. Поэтому индикаторами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция.

Помимо этого, эмоции неотделимы от других психических процессов, они сопровождают их. Например, в ощущениях они выступают как эмоциональный фон ощущений (приятно — неприятно), в мышлении – как интеллектуальные чувства (вдохновение, интерес).

Итак, эмоции – сложный психический процесс, который включает в себя три основных компонента:

1. физиологический – представляет изменение физиологических систем, возникающих при эмоциях

2. психологический – собственно переживание (радость, горе, страх)

3. поведенческий – экспрессия (мимика, жесты) и различные действия (бегство, борьба).

ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ

Если познавательные психические процессы выполняют функцию отражения, посредством конструирования субъективной модели внешнего мира, то в эмоциях выражается отношение к происходящему. Эмоция – это всегда оценка значимости того или иного события.

То есть важнейшей функцией эмоций является оценочная, эмоции оценивают значимость объектов, ситуаций. Причем очень часто такая оценка осуществляется в условиях дефицита времени или информации об объекте или ситуации. Эмоционально окрашенное отношение возмещает невозможность полного логического анализа. Действительно, часто в ситуациях отсутствия информации возникающий эмоциональный фон помогает человеку сориентироваться и принять решение о том, полезен или вреден внезапно возникший объект, следует ли его избегать и пр. На эту функцию эмоций обращает внимание Симонов, который пишет, что возникновение эмоционального фона восприятия позволяет решать ряд жизненных задач (например, задача выбора спутника жизни, если бы мы решали эту задачу путем анализа всех сторон, достоинств и недостатков претендента, мы ее не решили бы никогда), наслаждаться произведениями искусства, выживать в условиях незнакомой среды.

Эмоции субъективно выступают показателем того как протекает процесс удовлетворения потребностей. Положительные – свидетельствуют о благоприятном протекании процесса. Отрицательные – обратное.

Поскольку эмоции тесно связаны с удовлетворением потребностей, они перестраивают поведение человека в связи с удовлетворением актуальной потребности, в этом проявляется регулирующая функция эмоций.

Эмоции выполняют также функцию побуждения к активности и стимуляции. Сильная, интенсивная эмоция подсказывает человеку что нужно делать, так интерес «приковывает» внимание и удерживает его на объекте, страх заставляет избегать опасных ситуаций и объектов.

Благодаря особо энергетической насыщенности эмоции стимулируют протекание остальных психических процессов и деятельности в целом. Однако, чрезмерное эмоциональное напряжение может отрицательно сказаться на результатах деятельности. Влияние эмоционально-мотивационных характеристик на продуктивность деятельности отражает закон Йеркса – Додсона (по имени двух американских исследователей), согласно которому по мере увеличения силы эмоционального подкрепления продуктивность деятельности, её успешность и качество сначала повышается, но затем после достижения максимальных показателей, дальнейшее увеличение эмоционально-мотивационного фактора ведет к ухудшению показателей деятельности.

Следующая, специфически человеческая функция чувств заключается в том, что чувства осуще­ствляют подкрепляющуюфункцию. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха-неуспеха обладают способностью привить любовь или навсегда угасить ее по отношению к тому виду деятельности, которой занимается человек, т. е. эмо­ции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности.

Еще одна функция эмоций и чувств — приспособительная. По утверждению Ч. Дарвина, эмоции возникли как средство, при помощи которого живые суще­ства устанавливают значимостьтех или иных усло­вий для удовлетворения актуальных для них по­требностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организмимеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

Благодаря особо энергетической насыщенности эмоции стимулируют протекание остальных психических процессов и деятельности в целом. Однако чрезмерное эмоциональное напряжение может отрицательно сказаться на результатах деятельности. Влияние эмоционально-мотивационных характеристик на продуктивность деятельности отражает закон Йеркса – Додсона (по имени двух американских исследователей), согласно которому по мере увеличения силы эмоционального подкрепления продуктивность деятельности, её успешность и качество сначала повышается, но затем после достижения максимальных показателей, дальнейшее увеличение эмоционально-мотивационного фактора ведет к ухудшению показателей деятельности.

Кроме того, еще одна важная функция эмоций – организация. В норме эмоции организуют психическую деятельность человека. Эмоциональная окрашенность – условие непроизвольного внимания, запоминания. При удивлении внимания сосредотачивается на причинах необычного явления, при страхе – на предвосхищении угрозы и возможности ее избежания. С нарастанием интенсивности эмоционального переживания процессы всестороннего гибкого познания действительности ограничиваются и нарушаются; сейчас эта особенность эмоций обсуждается в пределах проблемы эмоционального стресса. Сильная эмоция искажает восприятие, затрудняет регуляцию. Дезорганизующая функция эмоций – их способность нарушать целенаправленную деятельность.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ

Существует условное деление эмоций на положительные и отрицательные. Эмоции обычно отличаются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль. В сложных человеческих чувствах они часто образуют сложное противоречивое единство: например, в ревности любовь сочетается с ненавистью.

Эмоции делятся также на стенические – повышающие активность и жизнедеятельность человека (гнев или радость) и астенические – понижающие жизнедеятельность и активность (печаль).

Большинство авторов, приводя ту или иную классификацию эмоций, отмечают четыре основных эмоции человека: радость, печаль, гнев и страх. К. Изард называет эти четыре эмоции фундаментальными.

Описание физиологических и поведенческих компонентов радости, печали и гнева приведено в книге Г.Н. Ланге «Душевные движения». Радость, по мнению Г.Н. Ланге, «сопровождается усилением иннервации в мышцах внешних движений, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, она краснеет и делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и все физиологические отправления начинают совершаться лучше. Радость молодит, потому что человек довольный, находящийся в хорошем настроении, создает оптимальные условия для питания всех тканей тела.

Напротив, характерным признаком физиологических проявлений печали является ее парализующее воздействие на мышцы произвольного движения; возникает чувство усталости и, как это бывает при всякой усталости, наблюдаются медленные и слабые движения. Глаза кажутся большими, так как расслабляются мышцы глазной впадины. В то время как мышцы расслабляются, сосудодвигатели сжимаются и ткани обескровливаются. Человек постоянно ощущает озноб, с большим трудом согревается и очень чувствителен к холоду; мелкие сосуды легких при этом сокращаются и вследствие этого легкие опорожняются от крови. В таком положении человек ощущает недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и старается облегчить свое состояние продолжительными и глубокими вдохами. Печального человека можно узнать и по его внешнему виду: он ходит медленно, руки его болтаются, голос слабый, беззвучный. Такой человек охотно остается неподвижным. Огорчения очень старят, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей и зубов.

Эмоции представлены в психике человека в виде трех основных феноменов: это эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные свойства.

Эмоциональные реакции — непосредственное переживание, протекание какой-либо эмоции. Они базируются на первичных потребностях, как правило, связаны с действующими обстоятельствами, кратковременны и обратимы (например, испуг в ответ на резкий звук, радость при встрече).

Наиболее мощный вид эмоциональной реакции – аффект. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки, оказывающие влияние на сознание и деятельность человека и сопровождаемые изменениями в функционировании двигательной, эндокринной, сердечно-сосудистой и др. системах организма. Отличительными чертами аффекта являются его ситуативность, обобщенность, большая интенсивность и малая продолжительность. Для аффекта характерно сужение сознания, фиксация на раздражителях, при этом затрудняется сознательный контроль за своим поведением. По содержанию можно выделить аффекты радости, страха, гнева, отчаяния, экстаза и пр.

Чувства — более стойкие психические образования, их можно определить как сложный вид устойчивого эмоционального отношения человека к различным сторонам действительности. Чувства формируются, как правило, на основе вторичных, духовных потребностей, характеризуются большей длительностью. Чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. В соответствии с этим, они подразделяются на интеллектуальные, эстетические, нравственные.

Интеллектуальные чувства — переживания, возникающие в процессе интеллектуальной деятельности, такие, например, как любознательность, удивление, сомнение и др.

Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании прекрасного и представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве (например, чувство любви к музыке, чувство восхищения картиной).

Нравственные чувства — эмоциональное отношение личности к поведению людей и к своему собственному. При этом происходит сравнение поведения с нормами, выработанными обществом (например, чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, сочувствие и др.).

Эмоциональные состояния более длительны и устойчивы, чем эмоциональные реакции. Они согласовывают потребности и устремления человека с его возможностями и ресурсами в каждый конкретный момент времени. Для эмоциональных состояний характерно изменение нервно-психического тонуса.

Настроение – самое длительное («хроническое») эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают меньшая интенсивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.д.

Эмоциональные свойства — наиболее устойчивые характеристики человека, характеризующие индивидуальные особенности эмоционального реагирования, типичные для конкретного человека. К ним относится целый ряд особенностей.

Эмоциональная реактивность – быстрота эмоционального реагирования, длительность протекания реакции.

Эмоциональная лабильность — изменчивость эмоций и настроения, по разным, зачастую самым незначительным причинам. Эмоции колеблются в очень широком диапазоне от сентиментальности и умиления до слезливости и слабодушия.

Эмоциональная возбудимость характеризуется скоростью эмоционального включения.

Эмоциональная ригидность — негибкость, жесткость и ограниченный диапазон эмоционального реагирования.

Эмоциональная отзывчивость и эмпатия. Эмоциональная отзывчивость проявляется в том, что человек легко, гибко и быстро эмоционально реагирует на воздействия внешней среды. Когда объектом эмоциональной отзывчивости становятся люди, у человека проявляется особое свойство — эмпатия. Под эмпатией понимают способность входить в состояния другого человека, сопереживать, сочувствовать ему. Основу эмпатии составляет эмоциональная отзывчивость, важна общая сенситивность, чувствительность, а также интуиция и внимание, наблюдательность. Эмпатические способности составляют основу профессионально-важных качеств в социальных профессиях, то есть везде, где общение, понимание, взаимодействие являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности (врачи, педагоги, социальные работники и пр.).

Перечисленные эмоциональные свойства могут проявляться как индивидуальные особенности человека, в основе которых лежат особенности свойств нервной системы и темперамента, но могут быть и следствием патологических изменений мозга, результатом перенесенных травм или психосоматических заболеваний.

Эмоциональные реакции связаны, преимущественно, с действующими обстоятельствами: они кратковременны и, как правило, обратимы (например, реакция испуга в ответ на крик). Эмоциональные состояния более длительны и устойчивы, при них может не отмечаться явной связи с действующими раздражителями, характерно изменение нервно-психического тонуса. Эмоциональные свойства – наиболее устойчивые характеристики человека (например, эмоциональная возбудимость, эмоциональная лабильность, эмоциональная реактивность).

Наиболее распространенными эмоционально-негативными психическими состояниями являются: тревога, депрессия, агрессия, астения.

Тревожно-депрессивные, агрессивные и астенические расстройства являются наиболее распространенными в клинике внутренних болезней и в психиатрической клинике. Они так же сопровождают переживание трудных жизненных ситуаций – стресс, фрустрацию, депривацию, кризис, конфликт.

Эмоция тревоги рассматривается как переживание, возникающее в ситуациях неопределенности и ожидания – ситуациях психологической нестабильности с непредсказуемым исходом. Р.М. Грановская рассматривает тревожность как реакцию на неопределенную ситуацию, потенциально несущую в себе угрозу, опасность. Тревога – эмоция, направленная в будущее, связанная с ожиданием возможных неудач. Это ожидание реализуется в соответствующей психологической установке, согласно которой строится поведение. Слабая тревога мобилизует, сильная – дезорганизует интеллектуально-мнестическую деятельность человека.

Тревожность, как свойство личности, состоит в эмоциональном проявлении неуверенности в будущем, в то время как беспечность — в проявлении избыточной уверенности. Надежда занимает промежуточное положение между ними. Отчаяние – эмоциональное проявление уверенности в неуспехе действия, которое необходимо совершить.

Депрессивные состояния возникают, как правило, в ситуациях утраты: смерть родных, разрыв дружеских или любовных отношений, и т.п. В депрессивных состояниях актуализируется негативный опыт прошлого, происходит своеобразная «фиксация» на психотравмирующих обстоятельствах прошлой жизненной ситуации. Как отмечает А. Кемпински, «человек тянет за собой багаж прошлого в своих эмоциональных реакциях, которые, в результате нагрузки этим багажом, могут оказаться несоизмеримыми в актуальной ситуации».

У больного, находящегося в депрессивном состоянии, отмечается повышенная восприимчивость и переоценка отрицательных сторон, мрачная оценка прошлого и настоящего, пессимизм в оценке будущего; на этой почве могут возникать идеи самообвинения, самоуничижения, греховности.

В психологии описаны и другие эмоциональные состояния: например, состояние нервно-психического напряжения (стресс), или состояние, возникающее в ситуации, когда побуждение человека к достижению эмоционально значимой в данный момент цели наталкивается на непреодолимое препятствие (фрустрация).

Эмоционально-негативные состояния имеют значение при развитии, так называемых, психосоматических заболеваний. К психосоматическим заболеваниям относятся такие соматические расстройства, в этиопатогенезе которых существенная роль принадлежит психологическим, в частности, эмоциональным факторам. Например, к психосоматическим нарушениям относятся гипертоническая болезнь и ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма и другие. Рассматривая вопрос об особенностях эмоциональной сферы больных психосоматическими расстройствами, наиболее часто отмечают застойность эмоций, склонность к длительному переживанию, к хронизации эмоционально-негативных состояний, недостаточную гибкость, пластичность, вариативность эмоциональных реакций. Эмоции приобретают свойства патогенного фактора лишь в особых условиях, когда наблюдается развитие эмоциональных состояний необычной силы и длительности.

Источник

Оцените статью