Агрессивность детей и подростков
Раздражительность, конфликтность, «непочтительное» отношение к старшим… Родители не всегда правильно реагируют на подобные проявления, не знают, как надо вести себя с агрессивным ребенком, куда обратиться за помощью. Особенно актуальна проблема оптимального совмещения методов воспитания с лечебным воздействием. В этой книге затрагиваются основные вопросы, возникающие в связи с проявлением агрессивности у ребенка, исследуется механизм агрессивного поведения, называются симптомы агрессии, ее мотивы и движущие силы, описываются ее ранние признаки, наиболее рациональные приемы терапии и профилактики.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Агрессивность детей и подростков предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
В этой книге приведены данные о проявлениях и симптомах детской и подростковой агрессии. Показано, как она начинается, развивается, оформляется в виде жестокого поведения.
Рассматриваются основные виды агрессии. Жестокость ребенка может быть направлена на родителей, младших братьев и сестер, животных, обитающих в квартире, т. е. ограничиваться домашним кругом. Она может выходить за пределы семьи, проявляться в школе, в конфликтах со сверстниками, учителями. Агрессивность — питательная среда, основа антисоциальности, индивидуальных и групповых насильственных актов, садизма, немотивированной, необъяснимой жестокости.
Отношение к агрессивности детей бывает разным. Она воспринимается, например, как нормальное возрастное поведение, как проявление «бури и натиска», свойственные растущему организму, созревающей личности. Родители долгое время не предпринимают действий для коррекции поведения такого ребенка. Другой тип отношения состоит в мощном «воспитательном» прессинге, когда агрессия расценивается как социальное зло. При этом любые протесты, любое, даже вполне оправданное недовольство, подлежит наказанию. Часто единичные проступки служат поводом вызова милиции, постановки на учет в комиссии по делам несовершеннолетних и т. д. В школе ребенок с трудным, проблемным характером, страдающий депрессией, проявляющий повышенную раздражительность и оппозиционность, встречает непонимание, категорический «социальный отпор», с ним обращаются как с хулиганом. Он подвергается дисциплинарным наказаниям; родители со своей стороны подключаются к проведению тактики репрессий. В результате глубинные проблемы личности, истинные причины агрессии не вскрываются и по-прежнему оказывают свое влияние. Невыясненные причины продолжают существовать, а наказания только способствуют их усугублению. Формируется «порочный круг».
Агрессия детей и подростков может восприниматься как психологическая проблема. В этом случае в дело идут многочисленные варианты психологической коррекции, масса всевозможных психологических тренингов, сессий. Наконец, и это бывает совсем уж нечасто, в агрессии ребенка замечают расстройство психики и прибегают к консультации психиатра.
Надо признать, что обращение к психиатру является «последним аргументом». К нему прибегают в самых крайних случаях, когда ребенок/подросток совершает садистские действия, ломает мебель, наносит телесные повреждения и т. д. Почему к психиатру обращаются так редко и поздно? Родители не хотят видеть в ребенке психические аномалии. Педагоги и работники милиции не могут в полной мере выявить психопатологию. Пока не существует возможности обнаружить болезненную подоплеку агрессивности с помощью каких-либо анализов. На сегодняшний день маркеры патологической агрессии в крови и моче не выявлены. Поэтому раскрыть ее сущность, определить болезнь можно только при помощи опроса, анализа поведения, рассказов родителей и учителей.
Наверное, ни один способ терапии агрессивного поведения не может быть с успехом использован изолированно. Нельзя уповать только на психологический подход, игнорируя использование лекарств. Только одни наказания или только лекарства также не способны изменить поведение в лучшую сторону. В книге изложены приемы, тактика лечения, учитывающая различные параметры агрессии и способы ее коррекции. Говорится о том, как правильно вести себя при встрече с агрессивностью ребенка, куда обратиться за помощью, какие лекарства являются максимально эффективными.
Источник
Агрессивность детей и подростков
Раздражительность, конфликтность, «непочтительное» отношение к старшим… Родители не всегда правильно реагируют на подобные проявления, не знают, как надо вести себя с агрессивным ребенком, куда обратиться за помощью. Особенно актуальна проблема оптимального совмещения методов воспитания с лечебным воздействием. В этой книге затрагиваются основные вопросы, возникающие в связи с проявлением агрессивности у ребенка, исследуется механизм агрессивного поведения, называются симптомы агрессии, ее мотивы и движущие силы, описываются ее ранние признаки, наиболее рациональные приемы терапии и профилактики.
Оглавление
- Введение
- Глава 1. Виды агрессивного поведения
- Глава 2. Эмоциональные основы агрессии
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Агрессивность детей и подростков предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Эмоциональные основы агрессии
Расстройства настроения имеют важное значение в процессе формирования агрессивного поведения. Эмоциональные симптомы отражают состояние психики, являются своего рода проекцией, «видимой частью айсберга», внешним выражением глубинных психических процессов, в том числе процессов зарождения и развития агрессивности. Параметры эмоций на протяжении онтогенетического [1] развития свидетельствуют о той или иной степени выраженности расстройств психики, причем как «видимой», так и «невидимой» ее части. Они свидетельствуют о степени свободы воли в агрессивном поступке.
2.1. Общая структура эмоциональной патологии
Понятие «настроения» относится к длительному эмоциональному состоянию человека, которое может наблюдаться дни, недели, месяцы. Под «аффектом» понимается временное, наиболее концентрированное выражение настроения или мощный эмоциональный разряд с двигательным возбуждением и вегетативными* явлениями. Отражая те или иные стороны человеческого характера и его реакции на окружающий мир, эмоции тесно связаны с личностью.
Источник
О монографии Ю. Б. Можгинского «Эмоции. Поведение. Агрессия»
(Корень Е. В.) («Юридическая психология», 2012, N 2)
О МОНОГРАФИИ Ю. Б. МОЖГИНСКОГО «ЭМОЦИИ. ПОВЕДЕНИЕ. АГРЕССИЯ»
——————————— Можгинский Ю. Б. Эмоции. Поведение. Агрессия. М.: Миклош, 2012. 169 с.
Корень Евгений Владимирович, руководитель отдела психической патологии детского и подросткового возраста ФГУ «Московский НИИ психиатрии» Минздравсоцразвития России, кандидат медицинских наук.
Данная монография является редким примером комплексного исследования психопатологии агрессивного поведения. Вместе с тем она затрагивает наиболее значимые аспекты психологического, педагогического, психосоциального подходов к коррекции этого вида расстройств. Проблема патологической агрессии сохраняет свою актуальность на всех этапах истории психиатрии. Весьма значительная часть всех госпитализаций, мотивов обращения к психиатру в амбулаторной сети связана именно с фактами агрессивного поведения. В то же время психопатологический аспект агрессии как целостного феномена в психиатрической литературе разработан явно недостаточно. Наиболее важным представляется изучение агрессивного поведения в детском и подростковом возрасте, в период зарождения и последующего формирования поведенческих и эмоциональных расстройств. С учетом профилактической направленности общественного здоровья особую значимость приобретают вопросы выявления патологии на донозологическом уровне и организации полипрофессиональной помощи детям и подросткам как специальным целевым группам, имеющим определенные особенности психического и социального статуса. Не менее важен и тот факт, что в настоящее время фиксируется тенденция к неуклонному росту числа детей и подростков с непсихотическими формами психической патологии и агрессивными формами нарушенного поведения, сопровождающимися стойкой психосоциальной дезадаптацией, что негативным образом сказывается на уровне социального функционирования и последующем психическом развитии детей. С учетом комплексного характера проблем ребенка одним из приоритетов становится создание содержательной базы для осуществления вмешательств в системе комплексной помощи детям и подросткам с целью расширения возрастного диапазона адаптивных способов эмоционального и поведенческого реагирования ребенка, обучение его необходимым навыкам самоконтроля и эффективного взаимодействия с окружающими. Это предполагает создание системных модульных пространств, охватывающих значимые для ребенка сферы (семья, школа, улица) и определенную организацию помощи, основанную на мультидисциплинарном взаимодействии специалистов, работающих в сфере охраны психического здоровья детей и подростков. Это, пожалуй, одна из главных проблем, с которыми приходится сталкиваться школьным педагогам, психологам, воспитателям детских учреждений. Одна из задач психиатра в системе полипрофессионального подхода к данной проблеме состоит в выявлении и лечении патологической основы расстройств поведения, и выработке наиболее оптимальной стратегии и тактики, направленной на индивидуализацию, с учетом принципов этапности и преемственности, оказываемой комплексной помощи. Также неоспоримым является то, что расстройства поведения у детей самым тесным образом связаны с нарушениями в эмоциональной сфере. Взаимосвязь состояния аффективной сферы с формированием деструктивных тенденций отмечали еще основоположники клинической психиатрии. Одним из важных вопросов является необходимость четкого разграничения патологических форм агрессии от «нормальных» адаптивных реакций с необходимостью изучения роли личностной предиспозиции, влияния микросоциального окружения, возрастных и социальных факторов на формирование и динамику этих состояний. Материал данной книги приближает решение этой задачи в контексте мультидисциплинарного понимания проблемы. Автор, по существу, вводит новое направление в психопатологии: изучение патологических форм феномена детской и подростковой агрессии, нацеленное на раннее выявление, дифференциацию и своевременное комплексное вмешательство. Агрессия впервые подробно описана автором именно с точки зрения ее самостоятельного значения. Приводятся клинико-диагностические критерии агрессивного поведения, базирующиеся на наличии симптомов в двигательной, эмоциональной и когнитивной сферах. Это позволяет клинически дифференцировать патологические и непатологические варианты указанного расстройства, наметить конкретные подходы к лекарственному воздействию и использованию иных коррекционных и лечебно-реабилитационных подходов. Дети, обнаружившие агрессивные поведенческие проявления, чаще всего первыми попадают в поле зрения педагогов и психологов. В то же время патологическая агрессия имеет свою клиническую динамику, которая, естественно, не корригируется только лишь усилиями данных специалистов. Именно эту сторону проблемы патологического агрессивного поведения, затрагивая ее психопатологическую основу, раскрывает в своей монографии автор, чего раньше практически не делалось. В книге разработана собственная классификация агрессивного поведения, его градация по степени тяжести. Исследована роль аффективности, структурно-динамическое взаимодействие депрессивных расстройств и агрессии. Как показано в монографии, в ряде случаев этим определяется целесообразность сочетания нейролептиков и антидепрессантов в терапии патологических форм агрессивного поведения. Опора на собственный клинический материал обеспечивает достоверность выводов и обобщений, представленных в монографии, четкую практическую направленность в сторону профилактики и лечения агрессивных расстройств поведения в контексте мультидисциплинарного подхода. Благодаря этим качествам монография может послужить ценным руководством для специалистов, работающих с детским и подростковым контингентом, в изучении, раннем выявлении, эффективной курации и профилактике агрессивного поведения.
Источник
Скачать «Агрессивность детей и подростков [Распознавание, лечение, профилактика.]»
На этой странице вы можете скачать книгу
«Можгинский Юрий Борисович, Агрессивность детей и подростков [Распознавание, лечение, профилактика.]».
rtf.zip
Скачивание архива «Можгинский Юрий Борисович, Агрессивность детей и подростков [Распознавание, лечение, профилактика.]» займет какое-то время и зависит от скорости вашего соединения с интернетом.
Раздражительность, конфликтность, «непочтительное» отношение к старшим. Родители не всегда правильно реагируют на подобные проявления, не знают, как надо вести себя с агрессивным ребенком, куда обратиться за помощью. Особенно актуальна проблема оптимального совмещения методов воспитания с лечебным воздействием.
В этой книге затрагиваются основные вопросы, возникающие в связи с проявлением агрессивности у ребенка, исследуется механизм агрессивного поведения, называются симптомы агрессии, ее мотивы и движущие силы, описываются ее ранние признаки, наиболее рациональные приемы терапии и профилактики.
Читайте еще:
Глава 2. Я – Тарзан, ты – Джейн: биология полаЭтой тенденции противятся и другие организации, либо категорически отказываясь принимать женщин, либо пытаясь препятствовать их членству, либо не допуская их в какие-то помещения или к каким-то удовольствиям, либо ограничивая доступ в определенные часы или на определенные клубные мероприятия.
ГЛАВА 10. ДЕНЬГИСледует признать, что предположение, что все полностью независимы от вас является безосновательным. Когда вы спите и видите сон, предполагаете ли вы, что все персонажи сна независимы от вас? Вероятно, вы допускаете такую возможность пока спите, но когда вы просыпаетесь, вы понимаете, что это не.
Это старый медицинский принцип назначать цену за лечение в соответствии с возможностями пациентаМожно написать целую книгу о символическом значении денег в аналитическом процессе. К сожалению, никто этого не сделал. Вероятно, из-за того, что у этой проблемы столь много оттенков значений и разных вариаций, она кажется неисчерпаемой. Поэтому мы будем рассматривать эту тему и особенно вопрос.
Объединяет все эти значения только тоВопрос об этой свободе человека, о его возможности выбирать свой путь, о соотношении воли и судьбы зачастую считается второстепенным, ничего не меняющим по сути. Доходит даже до того, что в рамках одного учения, одной религии, философии или идеологии разные люди решают его по-разному, причем.
Карл Густав ЮнгЭрнст не объясняет, что за „тайну“ он имел в виду. Чуть ниже в этой главе я попробую показать, что „тайны“ современных художниковне очень отличаются от тайн старинных мастеров, которые были знакомы с „духом камня“.
ГЛАВА 2. Пишите самые убедительные посланияЭто применительно и к взрослым. Действуйте последовательно во взаимоотношениях, на работе, в любой ситуации общения, тогда другие будут знать, чего от вас ожидать и как действовать, чтобы получить определенный отклик. Таким образом, вы достигаете от других повышенной уступчивости.
Источник