- Родительское собрание «Чувства и эмоции в разговоре с подростком» материал (9 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Эмоции и чувства подростков
- Что нужно знать об эмоциях
- Эмоциональные реакции и психика подростков
- Что делать родителям слишком эмоционального подростка?
- Эмоциональный интеллект и подростки
- Программы для детей и родителей в тренинг-центре К.О.Т.
Родительское собрание «Чувства и эмоции в разговоре с подростком»
материал (9 класс) на тему
Бесспорно, чувства и переживания подростка заслуживают внимания со стороны родителей. Именно принятие, сопереживание и внимание со стороны родителей и есть основа доверительных отношений в семье, залог настоящего и будущего взаимопонимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod.sobr_._chuvstva_i_emocii_v_razgovore_s_podrostkom.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Востроколенко Ирина Валерьевна
Социальный педагог НРМОБУ «ПСОШ №2»
«Чувства и эмоции в разговоре с подростком»
» Души побеждаются не оружием,
а любовью и великодушием».
Спиноза.
Воспитание подростков — нелегкая задача. Ведь большую часть времени они находятся под влиянием других людей: учителей, друзей и знакомых, просто сверстников. Многие родители чувствуют, что не могут больше контролировать поведение своего ребенка, оказывать на него влияние. Как следствие — отсутствие взаимопонимания, конфликты, проблемы…
А ведь часто причиной такого положения является родительская неподготовленность, непонимание особенностей подросткового возраста, что и сводит на нет все воспитательные усилия. Однако большинство подростковых проблем может быть частично или полностью решено, если исчезнет натянутость во взаимоотношениях детей и родителей.
Несомненно, большинство родителей по-настоящему любит своих детей. И это прекрасно, ведь потребность в любви — одна из основных человеческих потребностей. Ее удовлетворение — необходимое условие нормального развития ребенка.
Подростки — это еще дети, которые находятся на пути к взрослой жизни. И их потребности — это еще потребности детей. И им также (а может еще больше) необходимо знать, что их любят и принимают такими, какие они есть, что о них заботятся, что они кому-то небезразличны. И хотя большую часть времени подросток находится под влиянием других людей, именно семья может создать для подростка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе. Если у подростка нет неоспоримых доказательств этой любви, он перестает стремиться быть лучше и в результате становится неспособным выявить лучшие свои качества. Именно осознание своей ценности, важности, «любимости» помогает ему психологически развиваться.
В основе прочных взаимоотношений с ребенком лежит безусловная любовь , не зависящая от качеств и особенностей ребенка. Только такая любовь способна помешать развитию у подростка обидчивости, оградить от ощущения собственной ненужности и неполноценности. Если нет безусловной любви, дети становятся обузой, они мешают и раздражают.
Это вовсе не значит, что нам всегда должно нравится их поведение. Можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие. Если мы любим подростка, только когда он оправдывает наши ожидания и отвечает нашим требованиям, он будет чувствовать себя неудачником. Он уверится в бесполезности любых стараний быть хорошим, потому что их всегда будет недостаточно.
Потребность в любви удовлетворяется, когда мы сообщаем ребенку, что он нам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержаться в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, различных знаках внимания, в словах поддержки и поощрения.
К сожалению, мы живем в такое время, когда очень многое оказывает влияние на наших подростков, и многие из этих влияний разрушительны и даже гибельны. Подросток должен чувствовать нашу любовь на деле, в поступках и поведении. Только тогда у него появится способность трезво оценивать себя и быть ответственным за свое поведение.
Именно родители могут вернуть мир в семью, наладить взаимоотношения, сделать шаг навстречу. Ведь у взрослых больше знаний, больше способности контролировать себя, больше жизненного опыта…
Бесспорно, чувства и переживания подростка заслуживают внимания со стороны родителей. Именно принятие, сопереживание и внимание со стороны родителей и есть основа доверительных отношений в семье, залог настоящего и будущего взаимопонимания.
Но как быть в тех случаях, когда в понимании нуждается родитель? И как общаться с подростком в тех случаях, когда его поведение отклоняется от норм и правил, принятых в семье, или просто каким-то образом оказываются задеты чувства родителей?
Сообщать ребёнку о чувствах, испытываемых родителями, можно по-разному. К сожалению, часто мы делаем это неэффективно. Гнев, раздражение или обида, даже справедливые, — плохие советчики. Поддавшись этим эмоциям, мы можем повышать голос, требовать незамедлительного послушания, грозить наказанием, позволяем себе негативные высказывания в адрес ребёнка… Делаем мы это с благими намерениями — изменить в лучшую сторону нежелательное поведение — и безрезультатно. Подросток реагирует агрессивно, не реагирует вообще, замыкается, и взаимные обиды и непонимание не исчезают, а растут. Однако, даже убедившись в неэффективности этого подхода, многие родители продолжают действовать прежним образом, не видя другого выхода.
«Сколько раз повторять: немедленно убери бардак в своей комнате!» «Ты прогуливаешь уроки и хочешь остаться неучем!»
«Ты никогда не приходишь вовремя! В следующий раз будешь ночевать под дверью!»
Ошибка этих и подобных высказываний заключается в том, что все они в негативной форме оценивают не только поведение, но и саму личность подростка, а директивный тон и преувеличения делают эти высказывания очень эмоциональными, но не способствуют решению проблем. Из-за преобладания местоимений «ты», «тебе», «у тебя» они названы «Ты — высказываниями».
Между тем, психологи рекомендуют для выражения своих чувств использовать более эффективные «Я — высказывания» . Вот их основные признаки:
1. Описание чувств и эмоций, испытываемых родителем в данной проблемной ситуации.
2. Безоценочное краткое и конкретное (без перехода на личности, обобщений и сравнений) описание волнующей ситуации или проступка ребёнка. Описание должно касаться только нежелательного поведения, но не личности в целом.
3. Формулировка желательного результата.
Вот как можно изменить высказывания, приведённые выше в качестве примера:
» Мне становится неловко, когда гости видят неубранную постель. Под покрывалом она смотрится гораздо лучше».
» Сегодня звонила классная руководительница по поводу твоей посещаемости. Мне было очень стыдно во время разговора, и я хотела бы избежать этих переживаний. Каждый сам отвечает за свои поступки, а если тебе нужна помощь, мы можем поговорить об этом».
» Когда в семье кто-то приходит позже, чем мы договаривались, я волнуюсь так, что не нахожу себе места. Мне хочется видеть тебя дома к десяти часам вечера, а в особых случаях мы можем договариваться отдельно. Тогда я буду чувствовать себя спокойно».
Несмотря на кажущуюся простоту подобных высказываний, их использование даётся большинству родителей нелегко. Непривычно в такой форме говорить о своих чувствах, трудно удержаться от оценивания, от проявления родительской власти. Да и результат использования » Я — высказываний» вряд ли будет мгновенным.
И, тем не менее, этот способ эффективен уже тем, что основан он на доверии и уважении. Не содержащее обвинений ни в чей адрес, » Я — высказывание» даёт ребёнку представление о переживаниях взрослого и о том, чем именно нежелательно его поведение. Оно же может служить переходом к диалогу и поиску решения проблемы.
Наиболее распространенные ошибки поведения родителей
Ошибка первая. Не конгруэнтность (полное НЕ соответствие между его мыслями, чув ствами и внешним проявлением) родительского поведе ния.
Ошибка вторая. Неосознанный отказ сообщать ребенку о своих чувствах.
Ошибка третья. Нестойкое эмоциональное отношение со стороны родителей, особенно матери.
Ошибка четвертая. Чрезмерное использование слов «Надо », «Ты должен», «Ты обязан».
Ошибка пятая. Уверенность, что родитель всегда пони мает ситуацию лучше, чем ребенок.
Ошибка шестая. Попытка поддерживать в глазах ребен ка образ человека, который всегда все знает и никогда не оши бается.
А искренние отношения родителей и детей опираются на умения открыто показывать свои мысли, чувства, сомнения и убеждения.
Источник
Эмоции и чувства подростков
Сегодня мы поговорим о том, какую роль эмоциональность играет в жизни подростков.
Что нужно знать об эмоциях
Начиная разговор, стоит сказать, что здесь тесно связаны 2 науки — психология и биология. Эмоции – это один из видов психических процессов, отражающих отношение человека к себе и к окружающему его миру.
Это переживание человеком чего бы то ни было в данный момент времени. Сила переживания зависит от того, насколько значима данной ситуации для человека.
Но помимо переживания, психического компонента, существует биологическая составляющая — определенные физиологические изменения — которые протекают в организме параллельно переживанию
Чувства – это очень важная часть каждого из нас.
Они помогают понять истинные желания, познать себя. По микроэмоциям лица можно определить, например, врет человек или нет.
Кстати, а вы знаете, что не бывает «плохих» и «хороших» эмоций? Такую классификацию психологи не используют.
Они могут быть позитивными и негативными. Но каждая н их низ нужна и важна для человека, выполняет определенную функцию. Более подробно про классификацию можно узнать в нашей статье
Эмоциональные реакции и психика подростков
Подростковый возраст – период интенсивного развития и изменения эмоциональной сферы
В 11-14 лет, особенно характерны резкие перепады настроения, возбудимость. В принципе все то, что они переживают, очень полярно –все то слишком хорошо, то плохо…
Важно обращать внимание на проблемы детей, помогать их решать, с пониманием относиться к ребенку этого возраста.
После 14 лет молодые люди продолжают исследовать себя и мир, но их эмоциональное состояние постепенно становится спокойнее.
Новые события не приносят такой бури чувств, как раньше. Они лучше умеют управлять собой.
В целом в подростковом возрасте формируется общая эмоциональная направленность, поэтому именно сейчас стоит уделить время развитию этой сферы.
Что делать родителям слишком эмоционального подростка?
Для начала – не паниковать. И не пытаться изменить его сразу, здесь и сейчас. Как минимум, потому что это так не работает.
5 советов психологов как помочь подростку:
А вот почему это действительно важно. Потому что если все, что вы хотите знать о своем ребенке, ограничивается только учебой…
Неудивительно, почему на контакт подросток особо не идет.
В случае повышенной эмоциональности разговоры особенно важны.
При каждом «выходе из себя», дайте возможность успокоиться, а после – говорите. И, успокаивая ребенка, не жалейте, а слушайте его и общайтесь с ним. Не в духе «не переживай, мой золотой, все вокруг плохие, ты один хороший», ни в коем случае.
Учите его осознавать, что происходит и решать свои проблемы с помощью коммуникации, а не посредством крика.
- Не запрещать проявлять эмоции
Вы даже не представляете, как это плохо для будущего ребенка. Из детей, которым родители не разрешали выплескивать чувства, вырастают очень скрытные взрослые, которые потом всю жизнь мучаются от того, что не могут позволить эмоциям выйти наружу.
Скрытые эмоциональные реакции – частая причина психосоматических заболеваний.
Говоря про проявление чувств, нельзя обращаться
К полу ребенка – чаще всего это происходит в сторону мальчиков – «что ты плачешь, как девчонка?».
К возрасту – «такой большой, а плачешь!».
К чувствам, которые сейчас «не вовремя» испытывать – «не плачь, это совсем не больно!» — спрашивается, а как вы узнали, больно ему или нет?
Научить выражению эмоций
Останавливаться и осознанно говорить о том, что сейчас происходит. Понимать, в адрес кого и почему возникло то или иное чувство. Например, сказать: я злюсь, потому что ты обещала мне сходить в кино, и не сделала этого, вместо криков, слёз и обид.
Также стоит освоить способы выплеснуть энергию и негативные чувства. Хорошо помогает движение и спорт, занятия творчеством, арт-терапия – каждому своё. Нужно искать свой способ.
Следите за собой
То, как вы себя ведете в присутствии ребенка, очень сильно на него влияет. И если вы кричите, от вас постоянно слышны оскорбления, не удивляйтесь, если в дальнейшем вы услышите тоже самое от ребенка.
Речь о том, что родителям нельзя показывать, что они чувствуют. Нужно говорить об этом правильно.
Разговаривайте с подростками
Некоторым этот совет может показаться странным. «Ну, спрашиваю я у него, как дела, как оценки в школе, доброе утро и спокойной ночи тоже говорю. Он отвечает «нормально» и на этом диалог заканчивается. От меня-то что еще нужно?!»
Развивайте эмоциональный интеллект
Как свой, так и своего ребенка.
Смотрите на каждый эмоциональный всплеск не с точки зрения проблемы, а с точки зрения очередной возможности для развития.
Эмоциональный интеллект и подростки
Эмоциональный интеллект – это умение распознавать чувства других людей и управлять своими
Владение помогает в жизни лучше налаживать контакты с другими людьми, разбираться в своих чувствах, грамотно просить помощи, и уметь говорить «нет», поддерживать и понимать окружающих.
Сейчас этот навык актуален, как никогда – это не только собственный психологический комфорт, но и большой плюс практически для любой профессии.
Не зря эмоциональный интеллект назван, важнейшим навыком 21 века и присутствует практически во всех списках требований работодателей к сотрудникам.
Несмотря на это, способностью узнать и назвать то, что сейчас чувствуешь, обладает достаточно немного людей.
Если эмоциональный интеллект развит и у родителей, и у ребенка – представляете, насколько сильно это укрепляет связь между ними и на какой новый уровень может выйти общение?
Программы для детей и родителей в тренинг-центре К.О.Т.
В тренинг центре К.О.Т. проводятся специальные бесплатные семинары для родителей–занятия, на которых профессиональные психологи помогают разобраться в проблемах воспитания детей и отвечают на вопросы родителей. Одна из важных тем – эмоциональный интеллект. Выбирайте подходящую дату и время и записывайтесь на семинар!
Курс «Властелин эмоций» для детей и подростков поможет научиться выражать негативные чувства, не обижая окружающих, лучше понимать себя и контролировать своё поведение. В итоге курса участники становятся более эмоционально устойчивыми.
В принципе, психология не делит мир на строго черное и белое. И эмоции – не исключение. Они – верные помощники, с которыми стоит учиться находить общий язык.
Вам интересно, на сколько Ваш ребенок умеет понимать и выражать свои чувства? Пройдите короткий тест, и вы получите ответ и рекомендации психологов!
Источник