Эмоции их виды чувства воля

Лекция 14. Воля. Эмоции.

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это — способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений. Основные признаки волевого акта : а) приложение усилий для выполнения волевого акта; б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта; в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения; г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя. В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью. Видимо, такое положение с изучением воли связано с ведущейся еще с начала XX века борьбой между реактивной и активной концепциями поведения человека. Для первой концепции понятие воли практически не нужно, ибо ее сторонники представляют все поведение человека как реакции человека на внешние и внутренние стимулы. Сторонники же активной концепции человеческого поведения, которая в последнее время становится ведущей, поведение человека понимают как изначально активное, а самого человека наделенным способностью к сознательному выбору форм поведения.

Волевая регуляция поведения. Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного режима активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении. Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т.е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием. На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких свойствах как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели), настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей), выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения), энергичность и др. Это — первичные (базовые) волевые личностные качества, определяющие большинство поведенческих актов. Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе позже, чем первичные, волевые качества: решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения), смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия), самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач), уверенность в себе . Эти качества следует рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. К третичным следует отнести волевые качества, теснейшим образом связанные с нравственными: ответственность (качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку), принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении), обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину), организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда), исполнительность (старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей) и т. д. Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т. е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий. Волевые действия можно подразделить на простые и сложные . В простом волевом акте побуждение к действию (мотив) переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решений, возникновение намерения его осуществить, составление плана его осуществления и т. д. Развитие воли у человека связано: а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные; б) с приобретением человеком контроля над своим поведением; в) с выработкой волевых качеств личности; г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени. Формирование волевых качеств личности можно рассматривать как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным качествам.

Свобода воли и личностная ответственность. Рассмотрение психологической трактовки личности предполагает истолкование феномена духовной ее свободы. Свобода личности в психологическом плане — это, прежде всего свобода воли. Она определяется по отношению к двум величинам: по отношению к витальным влечениям и по отношению к социальным условиям жизни человека. Влечения (биологические импульсы) преобразуются в нем под влиянием его самосознания, духовно-нравственных координат его личности. Более того, человек — это единственное живое существо, которое в любой момент может сказать «нет» своим влечениям, и которое не должно всегда говорить им «да» (М. Шелер). Человек не свободен от социальных условий. Но он свободен, занять позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обусловливают его полностью. От него — в пределах его ограничений — зависит, сдастся ли он, уступ» ли он условиям (В. Франкл). В этом плане свобода — это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро, или уступить злу (Ф. М. Достоевский). Однако свобода — это лишь одна сторона целостного феномена, позитивный аспект которого — быть ответственным. Свобода личности может перейти в простой произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности (В. Франкл). Человек обречен на свободу и, вместе с тем, не может уйти от ответственности. Иное дело, что для многих людей спокойствие оказывается дороже свободного выбор между добром и злом, и поэтому они с готовностью «списывают» свои грехи (неблагородные поступки, подлость, предательство) на «объективные условия» — несовершенстве общества, плохих воспитателей, неблагополучность семей в которых они выросли, и т. п. Марксистский тезис о коренной зависимости добра и зла в человеке от внешних (социальных) условий всегда был предлогом для ухода от персональной ответственности.

Виды и роль эмоций в жизни человека. Под эмоциями понимают, с одной стороны, своеобразное выражение субъективного отношения человека к предметам и явлениям окружающей действительности в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного (эмоции в широком значении слова), а с другой — лишь реакция человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, связанная с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей (эмоции в узком значении слова). Через эмоции как систему сигналов человек узнает о потребностной значимости происходящего. Эмоции могут быть положительными , связанные с переживанием приятного, и отрицательными , когда переживается неприятное; стеническими , повышающими активность личности, и астеническими , снижающими ее активность. Эмоции подразделяются на эмоциональный тон ощущений, эмоции в узком смысле слова (о чем говорилось выше), и чувства. Некоторые авторы в этот же ряд ставят и аффекты. Эмоциональный тон ощущений — это непосредственные переживания, сопровождающие отдельные ощущения (например, температурные, вкусовые, слуховые) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению. Чувство — отражение в сознании человека его отношений к действительности, которые возникают при удовлетворении или неудовлетворении ваших потребностей. По направленности чувства делятся на: моральные (переживания, связанные с отношением человека к социальным учреждениям, к государству, определенной партии, к другим людям, к самому себе — любовь, ненависть и т. д.), интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью — сомнение, уверенность, любознательность и т. д., любовь к истине как вершина интеллектуальных чувств), эстетические (переживание прекрасного или безобразного, проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни — чувство красоты или безобразия, чувство величественного и т. д.). Аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, возникшее в связи с резким и неожиданным изменением актуальных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождающиеся явно выраженными двигательными и висцеральными (внутриорганическими) проявлениями. Многие авторы выделяют и практические чувства, связанные с трудом, учением, спортом. Интеллектуальные, эстетические, практические чувства возникают вместе с нравственными и обогащаются за счет последних. Определим еще некоторые понятия, характеризующие человеческие эмоции. Амбивалентность — несогласованность, противоречивость переживаемых эмоций к определенному объекту (любовь, ненависть, радость и горе и т. д.). Апатия — вызванное утомлением, тяжелым переживанием или болезнью эмоциональное состояние безразличия, упрощения чувств, равнодушия к событиям окружающей жизни, ослабления побуждений. Депрессия — подавленное аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, снижением побуждений, заторможенностью интеллектуальной деятельности и двигательных реакций. Настроение — сравнительно устойчивое переживание каких-либо эмоций. Страсть — сильное, стойкое и всеохватывающее чувство, главенствующее над другими чувствами человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. Стресс (эмоциональный) — эмоциональное состояние, возникшее в ответ на разнообразные экстремальные действия (стрессоры) — угрозу, опасность, обиду и т. д. Эмпатия — сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение, в чуствование в эмоциональный мир другого человека.

Теории эмоций. Необходимо отметить, что число психологических теорий эмоций не существует. Все они затрагивают физиологические и иные связанные с ними вопросы, так как всякое эмоциональное состояние сопровождается многочисленными физиологическими изменениями в организме. Эволюционная теория (Ч. Дарвин) исходит из того, что эмоции появились в процессе эволюции живых существ как приспособительные (адаптационные) механизмы к обстоятельствам жизни. По концепции Джемса-Ланге, названной в честь американского психолога и физиолога Уильяма Джемса (1842-1910) и датского медика и физиолога Карла Георга Ланге (1834-1900) , развивающей эволюционную теорию, органические изменения являются первопричиной эмоций. У человека в динамике эмоций не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когниции (знания). Исходя из этого, были предложены новые концепции эмоций. Теория когнитивного диссонанса , автором которой является американский психолог, ученик К. Левина Леон Фестингер (1919-1989) исходит из того, что положительные эмоциональные переживания возникают тогда, когда ожидания человека сбываются и когниции претворяются в жизнь, то есть, когда реальные результаты поведения находятся в консонансе (соответствии) с намеченными. Отрицательные же эмоции возникают, функционируют и усиливаются тогда, когда между ожидаемыми и наступившими результатами имеется диссонанс (несоответствие, расхождение). По существу, когнитивистской является и информационная концепция , предложенная отечественным физиологом академиком П. В. Симоновым, исходя из которой, сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном итоге определяется силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в данной ситуации.

Эмоции и личность. Эмоции теснейшим образом связаны с личностью, неотделимы от нее. Эмоции, прежде всего, отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей. В эмоциональном плане люди как личности отличаются друг от друга эмоциональной возбудимостью, длительностью и устойчивостью возникающих эмоциональных переживаний, доминированием стенических или астенических, положительных или отрицательных эмоций и т. д. Но главное различие — в силе и глубине чувств, в их содержании и предметной отнесенности. Сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность. Эмоциональность является врожденной, но аффекты, и, тем более, чувства развиваются в ходе жизни, что означает личностное развитие человека. Такое развитие связано: а) с включением в эмоциональную сферу человека новых объектов; б) с повышением уровня сознательного волевого управления и контроля своих чувств; в) с постепенным включением в нравственную регуляцию более высоких нравственных ценностей (совести, долга, ответственности, порядочности и т. д.).

Источник

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Лекция «Эмоционально — волевая сфера: чувства, эмоции и воля»
Лекции и практикум по психологии — Общая психология

1. Общая характеристика эмоциональных явлений и их функции.
2. Классификации эмоциональных явлений.
3. Психологический анализ эмоциональных состояний, оценочные параметры.
4. Воля как сознательный регулятор деятельности. Основные функции. Структура волевого акта.

Общая характеристика эмоциональных явлений и их функции

Ранее рассматривался вопрос о том, что любой психический процесс выполняет функции отражения и регулирования. Можно выделить процессы с преобладающей функцией отражения (к ним относятся познавательные процессы) и психические процессы с преобладающей функцией регулирования (к ним относятся эмоции и воля).
В любой деятельности, которую выполняет человек, можно выделить компонент его отношения к конкретной ситуации, эмоциональной окраски происходящего. Эмоции как сквозная линия проходят сквозь все действия человека, тесно переплетаясь с мотивом, и являются основным побудителем всех планов, целей. Вместе эмоции и мотив образуют эмоционально побудительный всплеск, без которого деятельность не сможет осуществиться.
Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет его в определенное русло. Как говорит зарубежный исследователь Карл Изард: «Если вы охвачены гневом, вы не броситесь наутек, а если вы перепуганы, вы вряд ли решитесь на агрессию. Эмоция регулирует или, вернее сказать, фильтрует наше восприятие. Счастье заставляет человека воспринимать мир через пресловутые розовые очки: умиляться самым обыденным вещам, вроде запаха полевого цветка и парения птицы на закате, и идти по жизни легкой, пружинистой походкой.»
Итак, поговорим об общей характеристике эмоциональных явлений и их функциях.
Сейчас очень важно разобраться с основными понятиями, которые будем употреблять — это эмоции, настроения, эмоциональные свойства и чувства. Выделив данные понятия можно напомнить ранее уже обозначаемые психические процессы, свойства и состояния. Так же и в эмоциональной сфере — процессы или реакции — это эмоции, наравне с психическими свойствами можно поставить эмоциональные свойства, близки психическим состояниям будут эмоциональные состояния, которые называются настроения и добавляется еще одна область — это отношения — именно чувства.
Теперь более подробно об этом.
Эмоции — (от лат. потрясаю, волную) — субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей; проявляются в виде удовольствия, неудовольствия, радости, страха и т. д., сопровождая любые проявления организма, отражают в форме непосредственного переживания значимость явлений, ситуаций, состояние организма и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
Можем выделить основные функции эмоций:
— оценочная,
— побудительная,
— регулирующая,
— предвосхищающая,
— дезорганизующая,
— активирующая и мобилизующая,
— защитная,
— экспрессивная и коммуникативная.
Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. Чтобы воспринимать эмоцию в целом необходимо учитывать, что это внутреннее переживание, наличие физиологической активации (процессы нервной системы) и выразительные внешние комплексы эмоции (мимика, поведение).
Настроение — самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. (Сравнительно устойчивое состояние человека.) Настроение имеет свойство сопровождать и постоянно влиять на поведение человека. Можно рассмотреть такой пример, что если у человека мрачноватое настроение, печальное, грустное, то, скорее всего, он будет находиться в несколько похожем состоянии — это состояние утомления. Движения будут медленнее, чем в другом состоянии, более плавными и размеренными. Если же человек в веселом расположении духа, улыбается, то его действия будут энергичными, бодрыми, ловкими, в таком человеке будет чувствоваться энергия.
Эмоциональные свойства позволяют говорить о двух группах явлений. Первое, это свойство, проявляющееся в отношении к кому-либо: жизнерадостность, злорадство, зависть, сочувствие и др. Второе, это выражение свойства как характеристики эмоциональной сферы: эмоциональная
чувствительность, эмоциональная реактивность, эмоциональная устойчивость, эмоциональная лабильность.
Под эмоциональной чувствительностью понимается именно восприимчивость к различным стимулам, появление ответной эмоциональной реакции на малый раздражитель, стимул, ситуацию, человека.
Эмоциональная реактивность — как свойство эмоциональной сферы конкретного человека, проявляющееся в быстром или медленном протекании его обычной деятельности, близко связано с быстротой возникновения эмоционального отношения.
Эмоциональная устойчивость — проявляется в постоянстве эмоционального фона по силе протекания, длительности, т.е. качественный аспект.
Эмоциональная лабильность — характеристика момента смены одного эмоционального явления другим в достаточно короткий промежуток времени.
Часто даже смена на противоположную эмоцию — печаль на радость, злость на страх и т. д. (Говорят, таким образом, то о взлетах, то о падении настроения.)
Чувства — устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отношения человека к чему-либо или к кому-либо.
В психологической литературе можно встретить несколько пониманий именно чувств:
1. в элементарном смысле ощущения, на все различные приходящие извне и изнутри раздражители.
2. социальные эмоции, так называемые высшие чувства, которые не присутствуют у человека. (Пример, патриотизм.) Высшие чувства выделяют: познавательные, нравственные и эстетические.
З.эмоционьльное свойство — устойчивая характеристика — личностное свойство. (Пример, чувство прекрасного, чувство трагического, чувство юмора и т.д.)
Чтобы не терять нить рассуждений, то предлагаю обозначить, что нашему пониманию чувств ближе третий предложенный вариант.
Все основные эмоциональные явления можно разбить на предчувствия и чувства, как на положительные, так и на отрицательные.

Итак, из всего выше сказанного можно заключить, что эмоциональные явления являются выражением отношения к окружающему миру, проявляющегося в форме переживания.
Теперь наиболее удобно обозначить, что все перечисленные и некоторые другие эмоциональные явления можно упорядочить по устойчивости протекания.
Самым не устойчивым выделяется аффект.
Аффект — эмоциональное состояние человека, характеризующееся бурным и относительно кратковременным протеканием. Состояние аффекта способно словно захватить человека на какой-то промежуток времени, захватить достаточно интенсивно.
Более длительными эмоциональными состояниями называют собственно эмоции. Они могут быть реакцией, как на свершившиеся события, так и на вероятностные или вспоминаемые, как уже говорилось, предвосхищают результат действия.
Чувства считают еще более устойчивым психическим состоянием.
А самым длительным и сопровождающим своей окраской все поведение человека считается — настроение.
Теперь об основных характеристиках эмоциональных явлений:
1. Предметность. (Обязательно связаны с предметом либо внешнего мира, либо внутреннего состояния, ощущения себя самим собой.)
2. Амбивалентность. (Одновременно выражены оба полюса, представлены противоположные эмоциональные состояния, принятие и отвержение. Например, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость. Так же можно вспомнить, как одновременно существуют любовь и ненависть при ревности в человеке.)
3. Интенсивность. Ранее уже говорилось о проявлении, выраженности эмоциональных явлений. Самым интенсивным необходимо отметить аффект. Своего рода яркая вспышка, которая достаточно быстро разворачивается и исчезает.
4. Продолжительность. По большей продолжительности, как отметили ранее, выделяется настроение человека.
5. Осознанность. По степени осознанности можно выделить наиболее осознаваемое эмоциональное явление — настроение, наименее осознаваемым является аффект. (Пример, можно представить таким образом, что человек часто не понимает, даже не помнит, что совершает в таком состоянии.)
6. Происхождение. Происхождение каждого эмоционального явления можно связывать со стимулом внешней или внутренней действительности — это может быть и ситуация, и событие, и появление значимого предмета, значимого как положительно, так и отрицательно.
7. Направленность. Как подчеркивалось ранее можно говорить о внешней и внутренней направленности эмоционального явления.
Для полноты картины, чтобы в целом, хотя и достаточно кратко, представить себе все аспекты эмоциональной сферы, необходимо еще назвать такие черты как действие на организм. Эмоции, исходя из перечисленных функций, могут побуждать и мобилизовать в деятельности, а могут защищать и подавлять, парализовать активность. Таким образом, и действие на организм различно. Стимуляция организма придает силы и приток энергии человеку, а подавление активности приводит к остановке всех жизненных процессов, реакций. Еще важно отметить, что сдерживание эмоций, подавление (о чем говорил еще Фрейд) приводит к психосоматическим реакциям, а позже и к различным заболеваниям организма человека. (Сдержали гнев, злобу, подавили свой страх, а потом голова болит, сердце колет, желудок режет и т. д.)
Эффект заражения так же очень важный аспект протекания эмоций. Легко наблюдаем в толпе, группе людей, когда одна эмоция, особенно если направлена на сохранение жизнедеятельности человека, передается всем членам группы, захватывает и начинает, изменяясь, то увеличивать свое действие, то уменьшать. (Повышение тревожности именно возле кабинета, где происходит экзамен.)
Эмпатичностъ — свойство личности, способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, разделять их переживания.

Классификация эмоциональных явлений

Уже частично затрагивался вопрос о классификации эмоциональных явлений, сейчас можно обозначить другие основания классификации, которые также важны и часто применяются в науке.
Итак, отметьте выделяемую ранее классификацию эмоциональных явлений по устойчивости протекания. (Аффект, эмоции, чувства и настроение.)
Еще рассматривали такое деление: предчувствия и собственно чувства человека.
Далее будем говорить о классификации непосредственно эмоций человека.
По основанию — знак эмоции — можно выделить положительные и отрицательные эмоции, в некоторых источниках также выделяются нейтральные эмоции. Среди отрицательных эмоций выделяют 3 группы эмоций:
-страх (боязнь, испуг, паника, тревога и т. д.),
-гнев (раздражение, ярость, бешенство, исступление, неудовольствие и т. д.),
-печаль (грусть, тоска, скорбь, сплин — депрессия, меланхолия, ностальгия, горе и т. д.).
Положительные эмоции: радость, любовь, любопытство, удовольствие, блаженство, ликование, восхищение, гордость, предвкушение и др. оттеночные моменты.
Нейтральные эмоции: удивление, безразличие.
Выделяя положительные и отрицательные эмоции необходимо помнить, что даже такие, выделенные отрицательные эмоции, как страх, гнев, даже печаль, во многих случаях могут влиять на человека позитивно, спасти жизнь. Например, человек в момент сильного испуга может настолько собраться с силами, что совершит невозможное — поднимет автомобиль и спасет жизнь кому-то еще. Или, другой пример, в сильном гневе, в агрессивном состоянии человек может обогнать всех бегунов и выиграть денежный приз, обезвредить преступника и др. Также и выделяемые положительные эмоции могут повлиять на человека крайне негативно. Пример, от чрезмерного любопытства человек может попасть в неприятную историю. Огромная радость может перейти во всеобщее доверие окружающим, человека обманут и ему будет уже не так радостно, как было. Поэтому для того, чтобы относить эмоции к негативным или позитивным, стоит отмечать аспект действия того или иного последствия эмоции.
Другая классификация предлагает делить все эмоции на низшие и высшие. Низшими будут эмоции, которые появились в онтогенетическом смысле первыми — радость, удовольствие, горе, страдание (схожи с животными и присутствуют у них так же, как и у человека). Высшие эмоции — те, которые человек воспитывает у себя в течении жизни — юмор, азарт и др.
Традиционно в науке эмоции также делят на стенические и астенические. Стенические — возбуждающие (радость). Астенические — ослабляющие (горе, печаль, тоска, страх). Здесь рассматривается механизм физиологического воздействия на организм проявления эмоции, хотя и это влияние может изменяться в зависимости от конкретной ситуации.
Можно еще выделить коммуникативные и не коммуникативные эмоциональные явления. Не коммуникативные, те чувства, которые не проявляются в чистом виде в виде экспрессии человека, в его мимике, жестах, пантомимике, поведении. Можно здесь говорить о чувстве голода, о том же патриотизме. А коммуникативные эмоции — это страх, радость и др., которые имеют устоявшееся и различаемое проявление у людей, часто схожи у разных рас, национальностей, не различимы по возрастам.

Психологический анализ эмоциональных состояний, оценочные параметры

Среди эмоциональных состояний можно выделить такие: настроение, аффективные состояния, состояние стресса, состояние фрустрации, беспокойства, тревоги и др. Можно выделять и далее различные очень узко обозначенные состояния, но они чаще протекают индивидуально у каждого человека, и очень трудно выделить их общие закономерности.
О настроении и аффективных состояниях уже говорили подробно ранее. Только важно напомнить, что настроение сопровождает всю деятельность человека, чем бы он ни занимался, а аффект — возникает на короткий промежуток времени и протекает наиболее бурно, в отличие от других эмоциональных состояний.
Поговорим о стрессовых состояниях. Чаще под стрессом в психологии понимают состояние или реакцию завышенной напряженности. В книге Ганса Селье «Стресс без дистресса» описан очень иллюстративный пример. «Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих; диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания — это сотни погибших; спортсмен, безумно жаждущий победы; муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, — все они испытывают стресс». Эти проблемы различны, но организм на них реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых — справиться с возросшими требованиями к человеческому организму. Факторы, вызывающие стресс — стрессоры — различны, но запускают одинаковую биологическую реакцию.
Получается, что стресс — неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. С точки зрения стрессовой реакции, не имеет значения приятна или неприятна ситуация, с которой человек столкнулся. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации, т. е. интенсивности требований к приспособительной способности организма. Стресс является адаптационным синдромом, с его помощью происходит перестройка ресурсов организма и адаптация к стимулам внешней действительности.
Любое действие, деятельность человека вызывает стресс, но этот стресс не обязательно вреден. Вредоносный стресс или неприятный — дистресс.
Таким образом, получается, что стресса нельзя избежать, освобождение
от стресса — означает смерть.

Г. Селье выделил 3 стадии стресса:
1. стадия тревоги, во время этой стадии происходит шок и противошок;
2. стадия резистентности — повышения устойчивости и сопротивления, организм, используя свои защитные ресурсы, сопротивляется;
3. стадия истощения — исчерпываются все адаптационные ресурсы, система разрушается.
Каким образом можно совершать профилактику стресса? Если стрессреакция завышенной напряженности, то профилактика стресса — это ослабление этого напряжения разными способами. Это: дистанцирование — отдаление от себя стрессора; изолирование стрессора, причем как реальное, так и воображаемое; переоценка ситуации. Коррекции стресса близки такие понятия, как психотерапия и психологическая коррекция. Коррекция занимается корректированием отклонения от нормы, а психотерапия — лечением и терапией болезни, патологических нарушений.
Теперь поговорим о фрустрации.
Фрустрация — специфическое эмоциональное состояние, которое возникает когда человек на пути к достижению цели сталкивается с препятствиями и сопротивлениями, которые или реально непреодолимы или воспринимаются им как таковые. Состояние фрустрации неприятно и напряженно.
Условия возникновения фрустрации:
1. наличие потребности как источника активности, мотива как конкретного проявления потребности, цели и первоначального плана действия;
2. наличие препятствия (фрустратора).
Поведение в состоянии фрустрации может быть различным, оно зависит от возрастных особенностей, личностных свойств, от силы фрустратора.
Личность формируется и развивается благодаря наличию препятствий как внутренних, так и внешних. Они стимулируют поисковую активность личности, расширяют спектр связей личности с миром, делают их глубже и разнообразнее. Если же человек будет пытаться избегать фрустрирующих его ситуаций, то это можно расценить так, что человек пытается убежать от мира.
Такие состояния, как беспокойство и тревога, постоянно возникают в жизни человека. Любые изменения равновесия системы человек — внешняя среда, ведущие к нарушению удовлетворения актуальной потребности, тем более к ломке самой системы потребностей или же предвидение такой ломки порождает состояние тревоги.
Тревога — чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, неопределенного беспокойства или как ощущение неопределенной угрозы, характер и время которой не поддаются предсказаниям. Тревога может появляться в результате фрустрации, а также быть первым психологическим проявлением стресса. С возникновением тревоги происходит усиление поведенческой активности, изменение самого характера поведения, происходит включение дополнительных физиологических механизмов адаптации к изменившимся условиям. Важно отличать тревогу от тревожности — относительно устойчивая личностная характеристика, дающая представление о предрасположенности человека к тревоге, о его склонности воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на эти ситуации появлением состояния тревоги различного уровня.
Итак, рассмотрели основные эмоциональные состояния человека. Возможно, что теперь, попадая в то или иное состояние, вы сможете определить, что с вами происходит, что к этому привело, что стоит ожидать в дальнейшем, в случае необходимости стремиться что-то изменить, искать другой выход.

Воля как сознательный регулятор деятельности. Основные функции

Структура волевого акта
Воля — это способность человека управлять собой, сознательно регулировать свое поведение и деятельность, выражающаяся в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Основной функцией воли является повышение эффективности деятельности.
Развитие воли у человека происходит постепенно. Первоначально — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, затем — человек приобретает контроль над собственным поведением, а уже далее — развивает волевые качества личности.
Говоря о волевом акте, можно рассматривать простой волевой акт и сложный. Простой волевой акт состоит в том, что у человека присутствует цель деятельности и есть необходимые действия для реализации этой деятельности. Сущность воли здесь — произвести деятельность. Сложный волевой акт предполагает дополнительные звенья в структуре деятельности между побуждением и конкретными действиями. Дополнительными являются — возбуждение побуждения и постановка цели; обсуждение и борьба мотивов; принятие решения и исполнение.
Существенные признаки воли:
— приложение усилий для принятия решения и их реализации;
— присутствие плана осуществления;
— сосредоточение внимания на выполняемом действии и возможное отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в результате выполнения.
Когда человек совершает волевой акт, то его деятельность описывается фразой: «Я должен». Таким образом, происходит замена привычного
положения: «Я хочу», на целенаправленное, осознанное действие.
Пример: не волевое действие — ребенок, убегая от разъяренной собаки, пробегает огромное расстояние и забирается на дерево. Волевым действием будет такое действие, при котором человек осознает свои действия, сознательно ставит цель, ищет план реализации и достигает цель. Это может быть спортсмен, который тренируется для скорости преодоления определенного расстояния, поэтому он бегает очень быстро на стадионе, ходит 3 раза в неделю в спортивный зал на тренировки.

Источник

Оцените статью