Беседа для детей дошкольного возраста «Детям о грибах»
Селезень Татьяна
Беседа для детей дошкольного возраста «Детям о грибах»
Детям о грибах
Грибы – загадочные организмы, которые ученые выделяют в отдельное царство – царство грибов.
Огромное количество грибов существует на Земле, некоторые из них опасны, а некоторые, наоборот, очень полезны для человека. Одни едва заметны человеческому глазу, а другие достигают довольно-таки внушительных размеров. Одни человек употребляет в пищу, а другие обходит стороной. И конечно, их нужно знать в лицо, даже детям. Так что же рассказать детям о грибах?
Грибы – это особые организмы, которые растут на земле и имеют очень не продолжительный срок жизни (примерно, 7 дней). Растут грибы преимущественно вблизи деревьев, и некоторые из них даже получили свое название от среды, в которой растут, например, подберезовик, подосиновик, дубовик и т. д.
Почему именно вблизи деревьев (в лесу или посадке?
Такое место обитания объясняется тем, что грибы не могут самостоятельно обеспечить себя всеми необходимыми для существования веществами, как это делают, например, растения. А вот через корни деревьев получить продукты, которых не хватает, – это очень даже просто для грибов.
Из чего состоят грибы?
Сами грибы, которые мы употребляем в пищу, состоят из ножки и шляпки, поэтому их и называют – шляпочные (это лишь одна из разновидностей, существующих на Земле, грибов).
Шляпка и ножка – это плодовое тельце гриба. А основная его часть находится под землей и называется грибница. Грибница – это сплетение тонких ниточек, которые пронизывают весь верхний слой почвы.
Грибница, на самом деле очень большая, она может быть такой большой, как целая комнаты и весить почти как слон или бегемот, но только мы ее не видим – она под землей.
Но вернемся к шляпкам грибов, ведь они то и позволяют нам отличать грибы друг от друга. Шляпки у грибов очень разные и по размеру, и по цвету, и по форме и по характеру поверхности (плотная, мягкая, гладкая, шершавая, маслянистая и т. д.).
По шляпке человек определяет вид и название гриба, а уже по ним может сказать съедобен гриб или нет.
К съедобным грибам относят: опята, подберезовики, подосиновики, белые грибы и т. д.
К несъедобным – опасным грибам относят мухомор, бледную поганку, ложные опята и т. д.
Несъедобные грибы, как правило, ядовиты. Один съеденный маленький кусочек ядовитого гриба может привести к смерти человека. Об этом должны знать и взрослые, и дети! Самым известным и самым ярким представителем опасных ядовитых грибов является мухомор, и ваш малыш, наверняка, уже ни раз видел его на картинках в книжках. Вместе с ребенком рассмотрите на картинках ядовитые грибы.
Расскажите о том, что ни в коем случае их нельзя даже трогать руками. Но кроме грибов, которые резко отличаются от съедобных представителей грибного царства, есть еще и ядовитые двойники съедобных грибов, например, ложные опята или лисички. И они тоже опасны для здоровья человека.
Расскажите ребенку о том, кому и для чего нужны грибы:
— людям для употребления в пищу. Грибы солят, маринуют, жарят, варят, используют как начинку для пирогов, готовят много всяких вкусных блюд.
-животные также употребляют грибы в пищу и даже запасают их на зиму. Интересно, но даже ядовитые для человека грибы, могут очень быть полезны для животных. Белки, например, едят даже мухоморы.
— для деревьев, трав и цветов грибы настоящие друзья. В процессе жизнедеятельности они обмениваются необходимыми веществами и помогают друг другу расти. И тут не важно съедобный гриб или нет. Так, например, мухомор лучший друг соснам, березам, елям и другим растениям.
— для леса, в целом, грибы полезны тем, что помогают перерабатывать остатки растений, пни, упавшие ветки. Грибы – санитары леса.
Загадайте малышам загадки
Кто растет в лесу
Есть у них шляпки
И ножки. (Гриб)
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Если заберусь в корзину –
Будет вам запас на зиму.
Очень я хорош на вкус!
Догадались? Это … (Груздь).
Водят дружный хоровод
Каждый сразу тут поймет:
Перед ним … (Лисички).
На пеньке сидит отважно
Их легко узнает каждый:
Кто ж не знает про ….(Опят?
Я, поганка не простая, —
Да, представьте, я такая,
Тайной вся покрытая! (Бледная поганка)
«Символ Рождества — Пуансеттия» беседа по познанию для детей старшего дошкольного возраста Хочется поделиться с коллегами сведениями, которые можно рассказать детям старшего возраста в канун Рождества,о таком красивом цветке,.
«Утро весны». Беседа и художественное творчество детей старшего дошкольного возраста Зима недаром злится Прошла ее пора Весна в окно стучится И гонит со двора. Ф. И. Тютчев Интеграция образовательных областей. «Познавательное.
Беседа «Для чего нужна вода?» для детей младшего дошкольного возраста Цель: способствовать формированию понимания детьми значения воды на земле. Программное содержание: показать значение воды для всего живого;.
Источник
Конспект занятия «Знакомство с грибами»
Екатерина Панкова
Конспект занятия «Знакомство с грибами»
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня нам предстоит очень дальнее и интересное путешествие. А вот куда мы отправимся, узнаем чуть позже. А пока нам надо подготовиться, чтобы у нас было хорошее настроение, чтобы мы были добрыми и веселыми!
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята улыбнулось,
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем,
Лучи солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.
Воспитатель: Ребята, посмотрите-ка, кто это прилетел к нам в группу?
Воспитатель: Да, это сова!
Сова: Здравствуйте, ребята. Я к вам прилетела, так как меня прислал из леса Ёжик. Он передал вам вот это письмо на листочке.
Воспитатель: Сова, а что-же на листочке-то написано, давай я ребятам прочитаю. Ёжик загадал нам загадку. Когда мы её отгадаем, то узнаем, что ёж любит больше всего собирать в лесу? (Загадка на кленовом листе)
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки
Встала шляпка из травы –
Нет под шляпкой головы? (гриб)
Дети: Это — гриб.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Сова, а ты всё про грибы знаешь?
Воспитатель: Нет? Ну, тогда послушай, и вы, ребята, внимательно слушайте и смотрите.
Сообщение темы. Беседа.
Воспитатель: Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба). Что есть у грибов? (Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки. Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами, называют грибниками. Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем, так можно повредить грибницу, тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно срезать ножом.
Воспитатель: У каждого гриба есть свой дом, где он растёт. Белый гриб – боровик растёт в сосновом и еловом лесу. В сосновом лесу растут маслята. Шляпка у них скользкая, словно маслом смазана. Под осиной растет подосиновик, а под березой – подберезовик. А вот в густой траве растут лисички – рыжие, как лесной зверь – лиса. А на пеньках растут грибы — это опята – дружные ребята, растут они большими семьями на пеньках. Мы сейчас говорили про съедобные грибы. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить. На полянках мы можем встретить и вот такой гриб. Отгадайте про него загадку, может быть вы уже видели и знаете его.
Этот гриб в лесу растет
Не клади его ты в рот!
Он совсем не сладкий
Крапинки на шляпке
Красный, словно помидор
Воспитатель: Правильно – это мухомор. Мухомор – это ядовитый гриб. Его нельзя кушать. Ребята, а как вы думаете, для чего в лесу растут мухоморы, если они несъедобные и даже ядовитые? Ребята мухоморами лечатся некоторые звери и птицы. А если мухоморы — лекарство для лесных жителей, то стоит ли сбивать шляпки и топтать эти несъедобные и даже ядовитые грибы? (ответы детей — нет).Запомните ребята: в природе ничего бесполезного нет.
Воспитатель: Теперь вы знаете, какие грибы — съедобные, а какие – ядовитые. Пойдёмте в гости к Ёжику. Возьмём с вами лукошко (как это делают грибники – люди, которые собирают грибы) и по дороге соберём ему гостинец – съедобные грибы, которые нам встретятся. Покажи Сова нам дорогу к норке Ёжика.
Сова: Идемте за мной!
Воспитатель: Вставайте, ребята, подходите ко мне, беритесь за руки и цепочкой пойдём по извилистой тропинке в лес за Совой.
Выполняется мало-подвижная игра «Мы по лесу шли-шли».
Мы по лесу шли-шли подберёзовик нашли.
Сели, сорвали и дальше пошли.
Мы по лесу шли-шли подосиновик нашли.
Сели, сорвали и дальше пошли.
Мы по лесу шли-шли сыроежку нашли.
Сели, сорвали и дальше пошли.
Мы по лесу шли-шли боровик нашли.
Сели, сорвали и дальше пошли.
Мы по лесу шли-шли и лисичку нашли.
Сели, сорвали и дальше пошли.
Мы по лесу шли-шли и поганку нашли.
Встали, посмотрели и дальше пошли.
Мы по лесу шли-шли и маслёнок нашли.
Сели, сорвали и дальше пошли.
Мы по лесу шли-шли мухомор нашли.
Постояли, посмотрели и дальше пошли.
Воспитатель: Молодцы ребята! Дорога к ежику долгая, поэтому пока мы идем, я расскажу вам правила поведения в лесу.
1. За грибами приходите, но в лесу себя ведите тихо.
2. На грибы не наступайте, просто так их не срывайте.
3. Аккуратно срежьте ножку и сложите их в лукошко.
4. Вы грибы запоминайте, только полезные срывайте.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая большая поляна грибов. Давайте соберем их в нашу корзину.
Дидактическая игра «Найди гриб – отгадай загадку».
Сова: Кто гриб найдёт, берите листочек, на нём загадка.
(Дети находят грибы и берут рядом листочки с загадками).
Воспитатель: Ну-ка, отгадайте, что это за гриб.
Я в красной шапочке расту под стройною осиною.
Меня узнаешь за версту, зовусь я….(подосиновик)
Притаились под кусточком
Под берёзой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (Подберёзовик)
Ножка белая, прямая,
Шляпка красная такая,
А на шляпке, на верхушке
Беленькие конопушки. (Мухомор)
Воспитатель: Ребята, почему вы мухомор в лукошко не положили? Ответы детей.
Сова: Правильно друзья, мухомор не надо в лукошко класть, но и топтать его не стоит. Оставьте, пусть растёт. Вот мой знакомый лось лечится мухоморами. Давайте ему оставим этого красавца в красной шляпке.
Воспитатель: Какая же долгая дорога к ежу. Сова — мы уже немного устали. Давайте немного отдохнем.
Все зверюшки на опушке Дети идут друг за другом.
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, Скачут поскоками, в конце
Рыжики срывали. приседают («срывают грибок»)
Лисичка бежала, Легкий бег, в конце срывают
Лисички собирала. воображаемый гриб.
Скакали зайчатки, Прыгают на обеих ногах, в
Искали опятки. конце останавливаются и
оглядываются по сторонам.
Медведь проходил – Ходят на внешнем своде
Мухомор раздавил. стопы, в конце топают ногой
Снова мы идем по Ходьба на месте.
А вокруг – так интересно Потягивания – руки в
Отдохнуть пора, дружок. стороны.
Мы присядем на пенек.
Сова: Мы уже почти пришли. Вон видите раскидистое дерево стоит, под ним норка Ежа. (Дети с воспитателем подходят к дереву. Появляется из-за дерева игрушка – Ёжик.)
Ежик: Здравствуйте, ребята, как я рад, что вы пришли! Я наблюдал за вами, пока вы по лесу шли. Вы такие молодцы!Бережно к лесу относитесь и к его обитателям: ни одной веточки не сломали, ни одного гриба и ягодки не затоптали, не шумели. А давайте мы с вами немного поиграем. Я буду называть грибы, которые вы сегодня изучили. Если гриб съедобный, дети хлопают, если ядовитый – не хлопают. В конце игры Ёжик хвалит детей.
Выполняется дидактическая игра «Что в лукошко мы берем?»
Воспитатель: Ёжик, мы по дороге к тебе набрали полное лукошко съедобных грибов. Угощайся сам и угости сову.
Ёжик: Молодцы, ребята! Вы мне очень понравились. Спасибо за грибы. И я с вами поделюсь своими припасами. (Из-за дерева появляется лукошко с грибами – печеньем.) Угощайтесь, но помните, эти грибочки не простые, а волшебные. Как только съедите их, окажитесь снова в своей группе. До свидания. Приходите ещё!
(Дети благодарят за угощение, прощаются с Ёжиком и Совой)
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы снова в своей группе. Понравилось вам путешествие? Какой гриб мы не стали срывать? (Мухомор) Сегодня мы узнали, что мухомор – лекарство для лесных жителей. Я предлагаю вам стать маленькими волшебниками и превратить пластилин в вот такой мухомор (показ образца). Занимайте свои места.
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе сделаем гимнастику для пальчиков.
Топ-топ-топ (пальчики шагают по столу).
В кузовочке 5 грибов (переплели пальцы обеих рук, большие пальцы — ручка; показали 5 пальцев)
Мухомор красный — гриб опасный (на каждою строку дети загибают по одному пальчику на одной руке, начиная с мизинца)
А второй лисичка — рыжая сестричка.
Третий гриб — волнушка, розовое ушко.
А четвёртый гриб сморчок, бородатый старичок.
Пятый гриб белый, ешь его смело!
Дети лепят мухоморы из пластилина.
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая лесная полянка у нас получилась. Как ровно и правильно сделаны шляпки и ножки у всех грибов. Как аккуратно слеплены белые кружочки-горошины. Теперь мы с вами знаем, какие бывают грибы. Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями!
Акция «Пасхальное яйцо» (фотоотчет) (апрель 2013 года).» … когда дети ощущают себя частицей родного города» В апреле 2013 года по замыслу отца Феодосия — настоятеля прихода.
Занятие по развитию эмоционально-личностной сферы с использованием мультимедиа для старших дошкольников «Мир эмоций» Цели: 1)Развитие эмоциональной сферы дошкольников; 2)Развитие способности общаться с помощью пантомимики, мимики, жестов; 3)Умение распознавать.
Источник