Эмоции это причина потребностей

Научная электронная библиотека

§ 2.2.2. Взаимосвязь эмоций и потребностей (Interrelation between emotion and needs)

Взаимосвязь эмоций и потребностей рассмотрена в «Биологической теории эмоций» П.К. Анохина, «Фрустрационной теории» Дж. Дьюи, «Информационной теории эмоций» П.В. Симонова[75]. По Анохину, возникновение потребности приводит к возникновению отрицательной эмоции, при удовлетворении потребности возникают положительные эмоции. По Дьюи эмоция возникает лишь тогда, когда осуществление инстинктивных действий или произвольных форм поведения наталкивается на препятствие. По Симонову эмоции появляются вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Его знаменитая «формула эмоции», выведенная еще в 1964 году выглядит следующим образом:

Эмоция (уровень возбуждения) = Потребность × (СИ – СН), (2.1)

где СИ – средства имеющиеся у субъекта эмоции для реализации своей потребности; СН – средства необходимые для осуществления данной потребности.

Из данной формулы следует, что низкая вероятность удовлетворения потребности (СН больше, чем СИ) ведет к возникновению отрицательных эмоций. Возрастание вероятности достижения цели (СИ больше, чем СН) порождает положительные эмоции.

Перечисленные переменные являются определяющими, необходимыми и достаточными факторами для возникновения какой-либо эмоции. Но кроме них следует иметь в виду также:

– индивидуально-типологические особенности субъекта;

– фактор времени, в зависимости от которого эмоция приобретает характер кратковременного аффекта или длительного настроения;

– качественные особенности самой потребности.

Информационная теории эмоций на протяжении 20 лет подвергалась резкой критики, вследствие чего, в конце концов, Симонов принимает замечания, ему предъявленные оппонентами и пишет, что, к сожалению, его «формула эмоций» не является универсальной единицей измерения потребностей, эмоций и прагматической ценностью информации[76]. Его оппоненты верно подметили, что Симонов не внес ясность в понятие «информации», которое он просто заимствовал из кибернетики. Предлагали потребность заменить мотивацией, считали, что его формула обозначает только зависимость величины эмоции от величины потребности[77].

На наш взгляд формула эмоций Симонова имеет смысл при внесении в нее следующей ясности. Во-первых, необходимо учесть разницу между информацией для машины и для человека (1.1.3). Во-вторых, иметь в виду, что субъектом эмоции является не человеческое сознание, а бессознательные механизмы. В-третьих, понимать под потребностью некий очаг возбуждения (эмоциональный центр), сгусток энергии, информации (3.1.2.5°). В данном случае, средства, имеющиеся у субъекта эмоции для реализации его потребности (СИ) – количество открытых ионных каналов для рассредоточения данной энергии. А средства необходимые для осуществления данной потребности (СН) есть количество каналов, которое должно бы быть для свободного прохождения сигнала (2.2.5).

Остановимся на соотношении эмоций и потребностей.

Дадим характеристику различным эмоциям и чувствам с точки зрения их причины (определим, какая потребность стоит за той или иной эмоцией или тем или иным чувством). Кроме того, укажем, какие процессы (с точки зрения включения и выключения тех или иных эмоциональных центров, связанных с потребностью) происходят на физиологическом уровне при испытании той или иной эмоции.

● Эмоции ожидания и прогноза

ü Волнение – сознательная возможность нереализации потребности (возбуждается эмоциональный центр, говорящий об опасности).

ü Тревога – подсознательная возможность нереализации потребности (также возбуждается эмоциональный центр, говорящий об опасности).

ü Ожидание – непреодолимое препятствие на пути к потребности (необходимый эмоциональный центр активирован, но не включен в работу).

ü Нетерпение – нежелание ждать в связи с наличием актуализированной потребности (эмоциональный центр включен и требует снятия его возбуждения).

ü Надежда – многообещающее (с большой вероятностью положительного исхода) побуждение удовлетворить потребность. / Необходимый эмоциональный центр не включен, включены компенсационные.

ü Страх, ужас (сильный страх) – основной сигнал потребности избегания (возбуждается эмоциональный центр, говорящий об опасности).

ü Отчаяние – увеличение препятствия на пути к реализации потребности (не включение нужного эмоционального центра, связанного с актуализированной потребностью).

● Удовлетворение и радость

ü Удовлетворение – реализация потребности (начиная от физиологической и выше). / Снятие возбуждения эмоционального центра.

ü Радость – награда за реализацию потребности (гормональное сопровождение, происходящее в момент снятия возбуждения эмоциональных центров).

— Обида – нереализованная самоутверждаемая потребность. / Как известно, в основе любого самоутверждения лежат комплексы неполноценности. / Возбуждение эмоционального центра.

— Разочарование – реализация потребности, необходимость в реализации которой отпала по субъективным и объективным причинам. / Не снятие напряжения с одного эмоционального центра и возбуждение другого эмоционального центра.

— Досада – нереализованная потребность в получении награды за исполнение данной потребности. / В этой эмоции (как и в других фрустрационных эмоциях) всплывает общая неуверенность человека, его недальновидность, за которыми скрывается определенная «органика», низкая энергия. В некоторых случая на уровне психологической защиты человек может самооправдываться тем, что всего предусмотреть невозможно. / Не отреагирование одного эмоционального центра и включение других.

— Гнев, ярость (сильный гнев) – невозможность удовлетворить самоутверждаемую потребность при наличии возможности сиюминутно отреагировать фрустрацию. / Возбуждение помимо основного эмоционального центра других центров.

— Злость (бессильный гнев) – невозможность удовлетворить самоутверждаемую потребность при отсутствии возможности сиюминутно отреагировать фрустра-
цию. / Возбуждение нескольких эмоциональных центров.

— Грусть, печаль – реакция на не реализацию активированной потребности (эмоциональные центры, связанные с активированной потребностью, не включены).

— Скука – ложная потребность, блокирующая другие высшие потребнос-
ти. / Обычно отражает гедонистический паттерн. / Также не включены необходимые эмоциональные центры, способные удовлетворить насущную активированную потребность, в основном связанную с легким гедонистическим паттерном.

— Одиночество, тоска, ностальгия – результат нереализации активированной потребности. / Не отреагирование нужных эмоциональных центров («тлеющих гештальтов»), которые бы сняли накопившееся напряжение.

— Горе – утрата возможности реализации активированной потребности при увеличении этой потребности по объективным причинам. / Возбуждение различных эмоциональных центров (4.1.2.4°).

— Веселье – потребность радоваться. / Прореагирование эмоциональных центров. / Достигнуть эмоции радости человек может разными способами. Из них (по принципу траты наименьшей энергии) предпочтение отдается

2) общению в виде шуток, рассказов анекдотов, произнесением пародий;

3) шутливым действиям и т.д.

Для чего человеку нужна радость? Как мы уже отмечали в гормональных теориях – для получения гормонов радости, в частности серотонина. Для чего нужен серотонин? Серотонин – это важный гормон настроения, для его выработки нужна незаменимая аминокислота (триптофан), которая используется также как строительный материал для других молекул и клеток. Снижение серотонина – это снижение метаболизма всего организма. Поэтому удовлетворение основных физиологических потребностей (в еде) является жизненной необходимостью организма. За поступление пищи организм вырабатывает награды – гормоны, в том числе серотонин, который воспринимается людьми как появление хорошего настроения. В то же время радость можно получить и выше описанными способами, что и составляет один из вариантов гедонистического паттерна многих людей/.

— Смущение – смешение потребностей, наложение одну на другую (например, человек хочет создать контакт, но боится и избегает его) из-за сбоя в работе мозга (гормональной системы). / Работа разных (взаимоисключающих) эмоциональных центров.

— Стыд – реализация потребности (попытка ее реализации или же даже мысленное представление об этом) неправильным способом (противоречащим общепринятым нормам и нравственной позиции человека). Помимо работы одного эмоционального центра (или центров) включение другого эмоционального центра (или центров) без «системы наград».

— Вина – реализация потребности путем обмана, самообмана или иного бессознательного импульсивного действия. / Включение нескольких эмоциональных центров.

— Презрение – результат обиды, враждебности при нереализованной потребности (например, презрение возникает у одного человека (первого) к другому (второму), когда второй не ответил ролевым ожиданиям первого). / Активация эмоционального центра.

— Пренебрежение – отсутствие потребности. / Не включение эмоционально-
го центра.

— Отвращение – отреагированная потребность в излишних количествах при дополнительном наборе антипатии и несовместимостей. / Возникновение очага возбуждения (совокупности эмоциональных центров) негативных эмоций.

— Удивление – преодолимое препятствие на пути к потребности. / Включение нового эмоционального центра.

— Интерес – диктуется потребностью. / Возбуждение эмоционального центра.

— «Чувство» юмора – потребность радоваться при наличии способности создавать эмоцию веселья. / Включение эмоциональных центров, связанных «системой наград».

— Эмоция догадки (озарения) – реализация потребности радоваться (гедонистический паттерн второго уровня). / Включение эмоциональных центров в результате установления устойчивой связи между замкнутыми нейронными цепями.

— «Чувство» сомнения (неуверенности) – борьба потребностей. / Работа разнополярных эмоциональных центров, имеющих разную информацию.

— Эстетические чувства (симпатия-антипатия) – бессознательная потребность в отождествлении образов (совмещение, не совмещение эротического контура). / Вклю-
чение или не включение эмоциональных центров («сексуальных гештальтов»).

— Привязанность – форма социальной потребности, на основе трудности реализации других (первичных) потребностей. / Работает комбинация эмоциональных центров.

— Дружба – обоюдная потребность реализации общих целей (при эквивалентности вложений (см. § 3.2.1.1°)). / Работает целый спектр эмоциональных центров.

— Влюбленность – комбинация различных эмоций и потребностей, в том числе базовых. Включаются в работу различные эмоциональные центры, локализованные в том или ином очаге возбуждения.

— Враждебность – необоюдная потребность реализации общих целей (при неэквивалентности вложений). Работа разных эмоциональных центров.

— Зависть – обнаруженная нереализованная потребность. Включение в работу нового эмоционального центра.

— Ревность – лишение права собственности при потребности в этой собственности. Включение в работу других эмоциональных центров.

— Чувство благодарности (признательности) – устойчивая потребность в реализации потребности при помощи других. / Напряжение с эмоциональных центров снято, «система наград» получена.

— Удовлетворенность – реализованы все потребности на данный момент времени. / Эмоциональные центры отработаны, включается «система наград».

— Счастье – реализованная потребность, связанная с преодолением больших препятствий на пути к большой цели. Включены многие эмоциональные центры с «системами наград».

— Чувство собственного достоинства и гордости – реализованная самоутверждаемая потребность. / Актуализирован эмоциональный центр.

— Чувство долга, ответственности, обязанности – псевдопотребность надсознания, элемент совести. / Включены различные эмоциональные центры.

Дальнейшее раскрытие сущности потребностей с точки зрения физиологических механизмов, а также выделение базисных и позитивных эмоций приводятся в §2.2.4.

В данном параграфе впервые представлена идея о принципиальной возможности сопоставления конкретной эмоции ее физиологическим эквивалентам. Получается, что все многообразие эмоций можно свести к «работе» эмоциональных центров (совокупности нейронных сетей).

Источник

Эмоции и потребности

Эмоции и потребности

Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины. Действуя, он не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей и сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих собственных действий и поступков, изменяющих его взаимоотношения с окружающими; он переживаетто, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношениячеловека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций. Чувствочеловека — это отношениеего к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Эмоции можно предварительно в чисто описательном феноменологическом плане охарактеризовать несколькими особенно показательными признаками. Во-первых, в отличие, например, от восприятии, которые отражают содержание объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции, во-вторых, обычно отличаются полярностью, т. е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие — неудовольствие, веселье — грусть, радость — печаль и т. п. Оба полюса не являются обязательно внеположными. В сложных человеческих чувствах они часто образуют противоречивое единство: в ревности страстная любовь уживается с жгучей ненавистью.

Существенными качествами аффективно-эмоциональной сферы, характеризующими положительный и отрицательный полюса в эмоции, являются приятное и неприятное. Помимо полярности приятного и неприятного в эмоциональных состояниях сказываются также (как отметил В.Вундт) противоположности напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности. Независимо от того, будут ли они признаны, наравне с приятным и неприятным, основными «измерениями» чувств (как это делал Вундт в своей трехмерной теории чувств), или же напряжение и разрядка, возбуждение и подавленность будут рассматриваться лишь как органические ощущения аффективного характера (как это имеет место у ряда психологов: О.Кюльпе, Г.Эббингауз, Ж.Дюма), во всяком случае нужно признать, что роль их в эмоциях и чувствах весьма значительна. Наличие напряжения, возбуждения или противоположных им состояний вносит существенную дифференциацию в эмоции. Наряду с возбужденной радостью (радостью-восторгом, ликованием) существует радость покойная (растроганная радость, радость-умиление) и напряженная радость, исполненная устремленности (радость страстной надежды и трепетного ожидания); точно так же существует напряженная грусть, исполненная тревоги, возбужденная грусть, близкая к отчаянию, и тихая грусть — меланхолия, в которой чувствуется разрядка и успокоенность. Этим, конечно, тоже не исчерпывается реальное многообразие чувств. В действительности чувства представляют большое многообразие различных качеств и оттенков. При этом эмоции никак не сводимы к голой эмоциональности, или аффективности, как таковой. Эмоциональность, или аффективность, — это всегда лишь одна, специфическая, сторона процессов, которые в действительности являются вместе с тем познавательными процессами, отражающими — пусть специфическим образом — действительность. Эмоциональные процессы, таким образом, никак не могут противопоставляться процессам познавательным как внешние, друг друга исключающие противоположности. Сами эмоции человека представляют собой единство эмоционального и интеллектуального, так же как познавательные процессы обычно образуют единство интеллектуального и эмоционального. И одни и другие являются в конечном счете зависимыми компонентами конкретной жизни и деятельности индивида, в которой в единстве и взаимопроникновении включены все стороны психики.

Для подлинного понимания эмоций в их отличительных особенностях необходимо выйти за пределы намеченной выше чисто описательной их характеристики.

Основной исходный момент, определяющий природу и функцию эмоций, заключается в том, что в эмоциональных процессах устанавливается связь, взаимоотношение между ходом событий, совершающимся в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом его деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, с одной стороны, и течением внутренних органических процессов, захватывающих основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом, — с другой; в результате индивид настраивается для соответствующего действия или противодействия.

Соотношение между этими двумя рядами явлений в эмоциях опосредовано психическими процессами — простой рецепцией, восприятием, осмысливанием, сознательным предвосхищением результатов хода событий или действий.

Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам; отношение индивида к ним и к ходу деятельности, протекающей в силу совокупности объективных обстоятельств в соответствии или вразрез с ними, определяет судьбу его эмоций.

Взаимоотношение эмоций с потребностями может проявляться двояко — в соответствии с двойственностью самой потребности, которая, будучи испытываемой индивидом нуждой его в чем-то ему противостоящем, означает одновременно и зависимостьего от чего-то и стремлениек нему. С одной стороны, удовлетворение или неудовлетворение потребности, которая сама не проявилась в форме чувства, а испытывается, например, в элементарной форме органических ощущений, может породить эмоциональное состояние удовольствия — неудовольствия, радости — печали и т. п.; с другой — сама потребность как активная тенденция может испытываться как чувство, так что и чувство выступает в качестве проявления потребности. То или иное чувство наше к определенному предмету или лицу — любовь или ненависть и т. п. — формируется на основе потребности по мере того, как мы осознаем зависимость их удовлетворения от этого предмета или лица, испытывая те эмоциональные состояния удовольствия, удовлетворения, радости или неудовольствия, неудовлетворения, печали, которые они нам доставляют. Выступая в качестве проявления потребности — в качестве конкретной психической формы ее существования, эмоция выражает активную сторону потребности. Поскольку это так, эмоция неизбежно включает в себя и стремление, влечение к тому, что для чувства привлекательно, так же как влечение, желание всегда более или менее эмоционально. Истоки у воли и эмоции (аффекта, страсти) общие — в потребностях: поскольку мы осознаем предмет, от которого зависит удовлетворение нашей потребности, у нас появляется направленное на него желание; поскольку мы испытываем саму эту зависимость в удовольствии или неудовольствии, которое предмет нам причиняет, у нас формируется по отношению к нему то или иное чувство. Одно явно неотрывно от другого. Вполне раздельное существование функций или способностей эти две формы проявления единого ведут разве только в некоторых учебниках психологии и нигде больше.

В соответствии с этой двойственностью эмоции, отражающей заключенное в потребности двойственное активно-пассивное отношение человека к миру, двойственной или, точнее, двусторонней, как увидим, оказывается и роль эмоций в деятельности человека: эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей; возникая, таким образом, в деятельности индивида, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, являются вместе с тем побуждениями к деятельности.

Однако отношение эмоций и потребностей далеко не однозначно. Уже у животного, у которого существуют лишь органические потребности, одно и то же явление может иметь различное и даже противоположное — положительное и отрицательное — значение в силу многообразия органических потребностей: удовлетворение одной может идти в ущерб другой. Поэтому одно и то же течение жизнедеятельности может вызвать и положительные, и отрицательные эмоциональные реакции. Еще менее однозначно это отношение у человека.

Потребности человека не сводятся уже к одним лишь органическим потребностям; у него возникает целая иерархия различных потребностей, интересов, установок. В силу многообразия потребностей, интересов, установок личности одно и то же действие или явление в соотношении с различными потребностями может приобрести различное и даже противоположное — как положительное, так и отрицательное — эмоциональное значение. Одно и то же событие может, таким образом, оказаться снабженным противоположным — положительным и отрицательным — эмоциональным знаком. Отсюда часто противоречивость, раздвоенность человеческих чувств, их амбивалентность. Отсюда также иногда сдвиги в эмоциональной сфере, когда в связи со сдвигами в направленности личности чувство, которое вызывает то или иное явление, более или менее внезапно переходит в свою противоположность. Поэтому чувства человека не определимы соотношением с изолированно взятыми потребностями, а обусловлены их местом в структуре личности в целом. Определяясь соотношением хода действий, в которые вовлечен индивид, и его потребностей, чувства человека отражают строение его личности, выявляя ее направленность, ее установки; чтооставляет человека равнодушным и что затрагивает его чувства, чтоего радует и чтопечалит, обычно ярче всего выявляет — а иногда выдает — истинное его существо.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

I. Потребности

I. Потребности Первая предпосылка всякой деятельности есть субъект, обладающий потребностями. Наличие у субъекта потребностей ? такое же фундаментальное условие его существования, как и обмен веществ. Собственно, это ? разные выражения одного и того же.В своих первичных

Я и мои потребности

Я и мои потребности Мои внешние черты обычно причиняли мне мало беспокойства. Я привык к тому, что быстро устаю, подолгу сплю и не могу, например, развить нужную быстроту во время игры в баскетбол. То, что у меня память была лучше, чем у других, или я быстрее мог

Потребности

Потребности Прежде всего обратимся к рассмотрению сущности, структуры и содержания понятия «потребность». Это важнейшая категория многих наук — социологии, философии, психологии, педагогики. В «Педагогической энциклопедии» потребность трактуется как «. объективная

16. Потребности

16. Потребности Для того чтобы жить, люди должны удовлетворять различные потребности: в пище, одежде и многом другом. Потребность – это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития. Потребности отражают устойчивые требования внутренней

ПОТРЕБНОСТИ В “СИГНАЛАХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ” — НОВЫЕ ЛИ ЭТО ПОТРЕБНОСТИ?

ПОТРЕБНОСТИ В “СИГНАЛАХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ” — НОВЫЕ ЛИ ЭТО ПОТРЕБНОСТИ? Первое направление, в котором осуществляется выработка человеком приобретаемых при жизни потребностей есть ни что иное, как выявление им в процессе практического взаимодействия со

ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ)

ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ) Второе направление, в котором осуществляется формирование приобретенных потребностей, представляет собой становление потребностей в навыках

РЕЗЮМЕ. ПОТРЕБНОСТИ В СИГНАЛАХ ВОЗМОЖНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ — ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

РЕЗЮМЕ. ПОТРЕБНОСТИ В СИГНАЛАХ ВОЗМОЖНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ — ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ Подведу итог.Потребности в способах (навыках) деятельности, в деятельности и в деятельном состоянии, в эмоциональном тонусе, приобретаемые или развивающиеся при жизни, являются

Потребности

Потребности Личность — это прежде всего живой человек из плоти и крови, потребности которого выражают его практическую связь с миром и зависимость от него. Наличие у человека потребностей свидетельствует о том, что он испытывает нужду в чем-то, что находится вне его, —

Эмоции, имеющие первостепенное значение, и второстепенные эмоции

Эмоции, имеющие первостепенное значение, и второстепенные эмоции Некоторые эмоции естественно исчезают или просто трансформируются после работы над ними в этом процессе. Если ваши эмоции постепенно исчезают или трансформируются, значит, они были тем, что мы называем

9. Потребности

9. Потребности В этой главе мы рассмотрим потребности собаки и способы их удовлетворения. Перечислим некоторые из них: избегание опасности, потребность в обществе, в играх, в укрытии, в тепле и прохладе, в сне, сексуальные потребности и потребность в партнере.Потребности

Потребности

Потребности (Глава из предыдущей книги)Основная мысль этой главы следующая – не бывает плохих, извращенных или неправильных потребностей. Абсолютно все потребности, присущие человеческому существу, естественны и физиологичны.У меня возникает впечатление, что многие

Шаг 2: Мои потребности

Шаг 2: Мои потребности Вот несколько типичных потребностей, о которых люди говорят на втором этапе. Осознайте все потребности, которые вы испытывали в то время. Выслушайте с сочувствием описание потребностей своего партнера.1. Чтобы меня выслушали.2. Чтобы меня

Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей

Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей Заблуждение, что удовлетворять собственные потребности — признак эгоизма, столь распространено среди христиан именно потому, что всем нам хочется быть любящими и

О потребности в сне

О потребности в сне Но, как бы ни привык человек к деятельности, как бы ни переменял он ее, настает, наконец, минута, когда он должен дать совершенный и полный отдых своему организму, когда он не только не может работать, ходить, стоять или заниматься чем бы то ни было, но даже

Источник

Оцените статью