Научная электронная библиотека
1.3. Психологические исследования в области межполушарных дихотомий
Согласно одному из центральных положений нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган: в осуществлении любой психической функции всегда задействованы оба полушария, каждое из которых выполняет свою роль. (Лурия А.Р., 1969, 1973; Мосидзе В.М., 1986; Хомская Е.Д., 1987, 1996).
Мозг представляет собой сложную, иерархически организованную систему, состоящую из отдельных компонентов (мозговых структур), объединенных жесткими и гибкими звеньями. Удельный вес последних существенно нарастает в ходе индивидуального развития (Бехтерева Н.П., 1971).
Развитие мозга идет в направлении дифференциации и специализации его элементов с их последующей пластичной функциональной интеграцией (Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., 1996). «Согласно современным представлениям, сложившимся в науках о мозге, закономерности межполушарного взаимодействия (и межполушарной асимметрии как его частного случая) относятся к важнейшим, фундаментальным основам работы мозга как парного органа. Они характеризуют системные интегративные свойства работы мозга как единой системы, единого мозгового субстрата психических процессов» (Выготский Л.С., 1983).
Значительная доля в исследованиях функциональной межполушарной асимметрии головного мозга отводится выявлению межполушарных дихотомий.
Дихотомия — разделение или классификация на две, не обязательно равные части (Бехтерева Н.П., 1971).
Левое полушарие — вербальное, логическое, «рассудочное», пользуется механизмами последовательного анализа информации как об одном, так и о нескольких стимулах, обработка информации происходит аналитически, последовательно. Левое полушарие (у праворуких) служит для смыслового восприятия и воспроизведения речи, письма, тонкого двигательного контроля пальцев обеих рук, самосознания, арифметического счета, логического, аналитического, абстрактного мышления, музыкальной композиции, пространства цветов, положительных эмоций, оно хорошо понимает время, глаголы. С этим полушарием связаны речевой слух, чтение, письмо, положительные эмоции, восприятие приятного, смешного. Выключение левого полушария приводит к депрессии.
Правое полушарие — невербальное, образное, ассоциативное, оно воспринимает действительность целиком, обработка информации происходит глобально (холистически) (Фишман М.Н., 1989). Правое полушарие предназначено для пространственно-зрительных функций, интуиции, музыки, интонационных особенностей речи, грубых движений всей руки, эмоционально-целостного восприятия, синтетического, ситуационного мышления, отрицательных эмоций. Правое полушарие способно геометрически воспринимать мир. Оно обрабатывает информацию одномоментно (холистически), целостно, обрабатывает одновременно большое количество элементов, что обеспечивает образный охват ситуации, формируя полный образ из фрагментов. С правым полушарием связан анализ звуков, интонации и образность речи, оно почти не понимает глаголов, абстрактных терминов, не способно на ложные высказывания, понимает юмор. Выключение правого полушария приводит к эйфории (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1988; Денисов З.В., 1978; Ильюченок Р.Ю. и др. 1989; Спрингер С., Дейч Г., 1983;).
По данным В.Л. Бианки (1983), в случае одновременного предъявления серии зрительных раздражителей доминирует правое полушарие, а в случае последовательного — левое. При этом время опознания раздражителей правым полушарием меньше такового для левого полушария, что может быть связано с последовательным перебором признаков сигналов в левом полушарии. Конкретные и абстрактные аспекты восприятия, по его мнению, латерализованы в правом и левом полушариях соответственно.
Способности к формально-логическим операциям традиционно связываются с функционированием левого полушария (Симерницкая Э.Г., 1978; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Хомская Е.Д., 1988).
При пространственно-зрительном анализе стимула преобладающим оказывается правое полушарие, а при анализе семантических черт доминирует левое полушарие, особенно его затылочная область (Будохоска В. и др., 1990).
Исследования нейрофизиологов, проведенные в последнее время, показали, что к анализу вербальной информации левое и правое полушария подходят по-разному. В левом полушарии анализ проходит по фонологическому принципу: через звуковой анализ и синтез, а правое полушарие воспринимает слово целиком, через гештальт. При этом лексикон правого полушария формируется не сразу и имеет свои особенности: вероятно, он меньше, в нем имеются не только целостные образы слов, но и отдельных выражений, фраз. Это относится как к устной, так и к письменной речи.
В последние 5-10 лет появились данные о том, что преобладание одного из полушарий по ряду функций не абсолютно, что в каждом полушарии заложены как лингвистические, так и пространственные способности, однако весьма различается степень их выраженности. Таким образом, способности к восприятию речи у правого полушария ненамного меньше, чем у левого, но способности к устной речи весьма ограничены. «Немое» правое полушарие обладает и некоторыми способностями к письменной речи. В литературе описан случай, когда больной с расщепленным мозгом по просьбе нейропсихолога мог левой рукой собрать из букв разрезной азбуки некоторые слова, но не мог назвать их. Можно предположить, что у левшей эта способность правого полушария более выражена, чем у праворуких. С этим, видимо, связан феномен «зеркального письма», наблюдающийся у 85% леворуких детей.
Сторонники теории о связи сознания с языком считали, что оно расположено в левом полушарии, а правому полушарию оставляли только бессознательное мышление, сходное с работой компьютера. Однако, вероятно, оба полушария равноценны по уровню мышления, но одно из них «говорящее», а второе «немое».
Детальный анализ, проведенный в одной из работ Сперри, показал, что отдельное правое полушарие воспринимает, думает, обучается, принимает решения, только делает это бессловесно. Правое полушарие хорошо понимает устные инструкции, читает графически представленные слова. Оно способно накапливать опыт, вспоминать те задания текста, которые оно «видело» или «ощущало» при тестировании несколько дней или недель тому назад.
Накопление знаний о специфике работы левого и правого полушарий мозга и закономерностях их взаимодействия подтверждает справедливость положения о том, что в осуществлении любой функции принимает участие весь мозг в целом — и левое и правое полушарие. Однако каждое полушарие делает это, используя присущие ему стратегии.
Итак, с левым полушарием связаны следующие формы мышления: логическое, абстрактное, последовательное, линейное, символическое, вербальное, временное, дискретное основанное на реальности. С правым — интуитивное, хаотическое, конкретное, невербальное, образное, вневременное, аналоговое, ориентированное на фантазии.
Наличие такого множества концепций в отношении право-левых дихотомий, порой противоречивых, свидетельствует, очевидно, о весьма тонкой специфической морфофункциональной организации левого и правого полушарий головного мозга человека. Проявление той или иной функции в нормальных условиях отражает не только специфику участия каждого из полушарий, но связано с их интегративной деятельностью. Оно является результатом взаимодополняющего сотрудничества правого и левого полушарий, выполняющих неравнозначную роль на определенных стадиях обработки информации.
Межполушарная организация психических процессов носит динамический характер: роль каждого полушария может изменяться в зависимости от задач деятельности, структуры ее организации, сформированности в онтогенезе. При этом у человека направление и степень выраженности функциональной асимметрии мозга во многом зависит от вида и качества обучения (Кураев Г.А., 1982; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1994; Ермаков П.Н., 1988).
Таким образом, каждое полушарие вносит свой вклад, играет свою собственную роль в реализации высших психических функций. Анализ практически любого психического процесса позволяет выделить компоненты, обеспечиваемые структурами, как левого, так и правого полушария.
В психофизиологической и психологической литературе проблема функциональной межполушарной асимметрии головного мозга человека в последние годы все больше обсуждается в связи с ее непосредственным отношением к проблеме «мозг и сознание» (Спрингер С., Дейч Г., 1983; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Симонов П.В., 1990, 1994).
Вопрос о совместной работе левого и правого полушарий в осуществлении сложных форм психической деятельности человека имеет в настоящее время большое теоретическое и практическое значение. В теоретическом плане выявление закономерности работы интактного мозга расширили не только естественнонаучное понимание кортикальных процессов, но и философское осмысление принципа симметрии-асимметрии (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1986).
В практическом направлении проблема функциональной межполушарной асимметрии мозга в настоящее время все более привлекает внимание психологов и психофизиологов с точки зрения взаимосвязи функциональной межполушарной асимметрии головного мозга с особенностями психического склада человека, его адаптивных возможностей, особенностей обучения и общения, развития творческих способностей личности (Ермаков П.Н., 1988; Москвин В.А., 1990, 1999; Ахутина Т.В. и другие, 1996).
Источник
Правда ли, что одно полушарие мозга отвечает за логику, а другое — за эмоции и творчество?
Отвечает Ольга Драгой — к. ф. н., директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ
Еще в одном из медицинских кодексов XI–XII веков говорится, что в голове находится два мозга и каждый отвечает за свои функции. К такому выводу люди пришли, связав обескровленный после смерти левый желудочек сердца как вместилища души с левым полушарием мозга. Последнему они приписали контроль над интеллектом как высшей, духовной частью. А левому осталось восприятие, то есть ее низшая часть.
Разумеется, вывод был сделан ошибочно. Но даже в наше время, спустя века нейробиологических исследований, подобные радикальные формулировки о «левом» и «правом» мозге встречаются повсеместно. Только сейчас любят говорить о «логике слева» и «творчестве справа».
В действительности ни одна из функций мозга не является строго латерализованной (то есть реализуемой за счет только одного полушария), даже очень простая. Например, известно, что мозг контролирует движения конечностей контралатерально: нервные волокна, идущие от левой части тела, в определенный момент перекрещиваются и приходят в правое полушарие, и наоборот.
Однако и это не жесткое правило: до 20% волокон не перекрещиваются и приходят в полушарие той же стороны. Что же касается памяти, внимания, речи и других высших психических функций, их сложная организация не оставляет никакой возможности для того, чтобы за них отвечало одно полушарие. Тем не менее об относительной функциональной асимметрии говорить можно.
Например, в речи больше задействовано левое полушарие, по крайней мере у большинства людей. Это подтверждают и нейровизуализационные исследования, в которых регистрируется мозговая активность, связанная с речью и пониманием, и клинические данные — инсульт в правом полушарии редко становится причиной выраженных речевых расстройств. Тем не менее известно, что в обработку громкости, скорости, ритма речи в большей степени вовлечены височные структуры правого полушария. Также есть данные о том, что человек выбирает тип речевого поведения за счет правых лобных отделов.
Ни одна из функций мозга не является строго латерализованной
Но в природе не бывает все гладко. Случается, что мозг травмируется или в нем развивается злокачественная опухоль. В таком случае всей функциональной системе приходится перестраиваться: вовлеченность отделов меняется, иногда подключаются новые структуры. Если патология развивается медленно или серьезная травма нанесена на ранних этапах развития мозга, то есть ребенку, велик шанс, что произойдет перераспределение обязанностей. И даже если проблема охватит, к примеру, все левое полушарие, вполне вероятно, что заметных нарушений в речи не будет. Функция успеет реорганизоваться.
Источник
Где в мозге правшей и левшей находятся эмоции
Согласно новой модели эмоций в мозге, нынешнее лечение наиболее распространенных проблем психического здоровья может быть неэффективным или даже вредным для примерно 50 процентов населения, — пишет medicalxpress.com.
Сотни исследований, проведенных с 1970-х годов, показывали, что каждый тип эмоций базируется в определенном полушарии. Нейронная система эмоций, связанных со взаимодействием с миром — счастье, гордость и гнев — живет в левой части мозга, а эмоции, связанные с избеганием — отвращение и страх, — расположены справа.
Но эти исследования проводились почти исключительно на праворуких людях. По словам Даниэля Касасанто — доцента человеческого развития и психологии, этот простой факт дал перекошенное понимание того, как эмоция действует в мозге.
Модель не действует у левшей, у которых такие эмоции, как собранность и решительность, расположены в правой части мозга. Кроме того, есть люди, одинаково хорошо действующие и правой, и левой рукой – у них все эмоции распределяются по разным частям мозга.
«Старая модель предполагает, что каждое полушарие специализируется на одном типе эмоций, но это не так, — объясняет Касасанто. — Подходящие эмоции размыты по обоим полушариям в соответствии с тем, какой рукой вы пишете и насколько это для вас принципиально… Большой теоретический сдвиг заключается в том, что мы больше не говорим, что эмоция в мозгу является его собственной системой. Эмоция в коре головного мозга базируется на моторных нейронах».
Гипотеза «меч и щит», на которой построено исследование, возникла из наблюдения Касасанто, что мы используем наши доминирующие руки для действий, ориентированных на взаимодействие с миром, в то время как недоминирующие руки используются для избегающих движений.
«Вы бы держали меч в своей доминирующей руке, чтобы совершать действия, связанные с приближением, например, наносить удары врагу, и использовали бы щит во второй руке, чтобы отбивать атаку, — сказал он. — Твоя доминирующая рука получает то, что ты хочешь, а твоя недоминирующая рука отталкивает то, чего ты не хочешь».
Исследователи предположили, что эмоции подхода и избегания основаны на нейронных системах для действий по приближению или избеганию действия.
«Если гипотеза меча и щита верна, — сказал он, — отсюда следуют три вещи: за мотивацию подхода у правшей отвечает левое полушарие, как это было в тоннах предыдущих исследований. У левшей наоборот – правое полушарие. Для всех, кто находится в середине спектра и могут действовать как левой, так и правой рукой, эмоции подхода должны зависеть от обоих полушарий».
Ученые протестировали эту идею, стимулируя два полушария мозга у 25 здоровых участников безболезненным электрическим током. Цель состояла в том, чтобы увидеть, могут ли они заставить участников испытать эмоции, связанные с подходом — в том числе энтузиазм, интерес, силу, волнение, решительность и бдительность — в зависимости от того, какое полушарие мозга стимулируется: правое, левое или посередине, между ними. Участников исследования тестировали по 20 минут в день в течение пяти дней и фиксировали степень выраженности таких эмоций, как гордость и счастье, до и после стимуляции током.
Эксперимент сработал — и подтвердил первое исследование гипотезы «о мечах и щитах». Правши, которым воздействовали на левое полушарие, испытали сильный подъем позитивных эмоций. Равно как и левши, которым стимулировали правое полушарие. Но когда у левшей воздействуют на левое полушарие, а у правшей на правое, то в некоторых случаях не происходит никаких изменений в переживании позитивных эмоций, а в других наступает обратный эффект: человек испытывает меньше эмоций, связанных со взаимодействием с миром.
Работа имеет последствия для нынешнего лечения беспокойства и депрессии, которое заключается в мягкой электрической или магнитной стимуляции левой части мозга для пробуждения связанных с ней эмоций. Касасанто предполагает, что лечение может нанести ущерб левшам. Стимуляция левого полушария для них уменьшает проявление жизнеутверждающих эмоций подхода. «Если вы дадите левшам стандартное лечение, вы, вероятно, сделаете еще хуже», — сказал Касасанто.
«И поскольку многие люди не являются ни правшами, ни левшами, стимуляция не будет иметь для них никакого значения, потому что у них эмоции подхода распределены по обоим полушариям», — сказал он.
Это говорит о том, что правильное лечение сейчас получают только абсолютные правши, а их всего 50 процентов.
Источник