Простые способы рассказать ребенку об эмоциях
Советы о том, как научить ребенка распознавать и выражать широкий спектр эмоций
Как утверждают ученые, в языке эскимосов и других северных народов есть как минимум 50 слов на обозначение различных оттенков снега. Дети-эскимосы слышат эти слова в речи взрослых и постепенно начинают видеть связь между словами и явлениями окружающего мира. Подобным образом, когда родители говорят об эмоциях, дети учатся распознавать их в себе и в других людях. Понимание и принятие своих эмоций – первый шаг к тому, чтобы научиться управлять ими.
Человек может испытывать большое количество эмоций. Психологи изображают все их разнообразие в виде так называемого «колеса эмоций». Согласно этой схеме, все чувства человека сводятся к четырем основным:
- Счастье, с которым связаны любовь, радость и умиротворение. Это наше естественное состояние, когда мы увлечены чем-либо.
- Страх – наша реакция на различные угрозы. С ним связаны чувства ужаса и беспокойства (страх перед неявной угрозой), бессилия и беспомощности. У животных чувство страха может переходить в злость – это своего рода защитная реакция.
- Печаль является реакцией на утрату и разочарование. С ней связаны чувства горя, подавленности и одиночества. Многие люди защищаются от чувства грусти, выражая при этом злость.
- Злость – реакция на внешнюю или внутреннюю угрозу. С ней связаны раздражение, фрустрация и ярость. Когда человек не замечает чувство злости, она может направляться внутрь, переходя в депрессию или нечувствительность.
Как научить ребенка понимать свои эмоции? Просто наблюдайте за его чувствами и чувствами других людей и объясняйте их ребенку без осуждения. Так ребенок научится распознавать свои эмоции и эмоции окружающих.
В течение дня ищите возможности поговорить с ребенком об эмоциях, признавайте его чувства:
- «Ты выглядишь расстроенным»
- «Ты не можешь усидеть на месте! Должно быть, ты взволнован!»
- «Я понимаю: ты чувствуешь себя безопаснее, когда знаешь, что будет происходить. Я тоже»
- «Я слышу тебя! Тебе не нравится шпинат, и ты не хочешь его есть».
Когда вы говорите с ребенком об эмоциях, постарайтесь воздержаться от нравоучений. Вместо этого задавайте вопросы, чтобы путем размышлений научить его понимать свои эмоции. Например, вы можете задавать такие вопросы:
- «Если ты разозлился на своего друга, что ты можешь сделать?»
- «Если ты злишься на меня, что ты можешь сделать?»;
- «Если ты разозлился из-за того, что твоя игрушка сломалась, что ты можешь сделать?»
- «Когда ты принимаешь более правильные решения: когда злишься или когда спокоен?»
- «Что помогает тебе успокоиться, когда ты злишься?»
Когда вы с ребенком видите, как плачет другой ребенок, задайте ему вопросы:
- «Этот мальчик выглядит несчастным. Как ты думаешь, чем он расстроен?»
- «Как ты думаешь, чего он хочет?»
- «Как ты думаешь, мы можем ему чем-нибудь помочь?»
Такие вопросы учат ребенка сочувствию. Например, когда родители вслух при ребенке размышляют о том, что чувствует или чего хочет его младший брат, ребенок развивает сочувствие к брату, и взаимоотношения между ними становятся более близкими. Когда родители читают маленькому ребенку книги и разговаривают с ними о том, что чувствуют другие дети, он становится более дружелюбным и менее агрессивным по отношению к своим сверстникам.
Когда родители признают, что эмоции – это важная часть полноценной жизни, и позитивно говорят об эмоциях, дети учатся распознавать и выражать их. Это становится первым шагом на пути к тому, чтобы научиться управлять своими чувствами.
Источник
Консультация для воспитателей «Что такое эмоции?»
Елена Колесник
Консультация для воспитателей «Что такое эмоции?»
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребёнку приспособится к той или иной ситуации. Эмоции ребёнка — это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.
Ребёнок — дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.
Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека. Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и воспитателей вопросов
«Что такое хорошо? Что такое плохо?». Так, если с точки зрения норм данного общества или сообщества ребёнок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.
Люди различают шесть основных эмоций – радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх. В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно со взрослыми, придавая их жизни особую выразительность. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребёнка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда ласково относятся к ребёнку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищённости. Обычно в этих условиях у ребёнка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.
Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта. При изучении эмоциональных явлений психологи разделяют их в зависимости от того, какое место занимают они в регуляции поведения и деятельности. К первой группе относятся настроения – более или менее длительные эмоциональные состояния, образующие исходный фон жизнедеятельности. Ко второй –чувства: устойчивые эмоциональные отношения к определённому человеку или предмету. К третьей – собственно эмоции, реализующие психическое отражение и состояние организма. Так ребёнок старшего дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей. У получившего признание окружающих ребёнка преобладает радостное настроение. Если же со стороны близких людей ребёнок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздражённым, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева или приступами страха. Это свидетельствует о том, что его потребность не удовлетворена. И тогда можно говорить о эмоциональном неблагополучии ребёнка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие. Эмоциональное неблагополучие может возникать в разных ситуациях, например при переживании неуспеха в каком – либо виде деятельности, особенно в спортивных и других соревнованиях, на занятиях или в ситуациях жёсткой регламентации жизни в детском саду.
Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребёнок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Отрицательные эмоции, вызванные взаимоотношениями с окружающими,выступают в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха.
Большое влияние на эмоции и чувства детей оказывает игра. Игра представляет интерес для детей только тогда, когда она реализуется в эмоционально насыщенной форме.
Наблюдая определённые игровые ситуации, воспитатель может понять, какие эмоции испытывает ребёнок и какое влияние могут иметь обнаруженные эмоциональные состояния на развитие его личности. В процессе наблюдения за детской игрой воспитателям необходимо обращать внимание на следующее. Хотят ли дети поиграть вместе или стараются избегать друг друга? Как включаются в игровое обучение? Принимают ли чужую инициативу или сопротивляются ей? Кто всегда находится в центре игры, а кто молча наблюдает издали? Какие отношения преобладают в игре – доброжелательные или конфликтные? Какие эмоции преобладают – положительные или отрицательные?
Положение ребёнка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От этого зависит, на сколько ребёнок чувствует себя спокойным, удовлетворённым, находится в состоянии эмоционального комфорта.Известные детские психологи предлагают следующие типы детей в зависимости от их положения в группе сверстников:
«Предпочитаемые» дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние; за способность быстро реагировать в разных ситуациях и быть лояльным; за уверенность в себе; за способность не колеблясь брать на себя ответственность, не боятся риска и пр.
«Пренебрегаемые, изолированные» часто чувствуют по отношению к себе равнодушие сверстников или их снисходительность. Их принимают в игру на роли, которые другие не захотели играть. Они обидчивы, зачастую восстают против навязанных условий жизни в группе, становятся агрессивными или идут по пути беспрекословного подчинения лидеру, превращаются в его тень и, таким образом, получают его защиту, купаются в отблесках его славы.
Эмоциональное благополучие детей зависит не только от того, как их оценивают взрослые, но от мнения сверстников. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения.
Первый – это неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность приводят к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Однако эти проявления ситуативные, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.
Второй тип поведения характеризуется негативным отношением к общению. Обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти, но они более сдержаны, чем дети первого типа. Эмоциональное неблагополучие этих детей связано с неудовлетворённостью отношением к ним воспитателя, недовольством детьми, нежеланием посещать детский сад.
Основной чертой поведения детей третьего типа является наличие у них многочисленных страхов. Начиная с первого года жизни у них может развиться множество страхов. Некоторые возникают в ответ на реальные обстоятельства. В других случаях виноваты сами взрослые,которые пугают детей возможным наказанием типа: «Если ты себя будешь себя плохо вести, я отдам тебя плохому дяде». При нормальном эмоциональном развитии страх бывает связан с какими – либо пугающими предметами, животными, иногда с неопределённостью ситуации. В этом страх является необходимым эмоциональным звеном в поведении, мобилизующим действия, направленные на самосохранение или преодоление опасности.
У детей с эмоциональным неблагополучием страх, как правило, не связан с какими – то предметами или ситуациями и проявляется в форме тревоги, беспричинного, беспредметного страха. Если пугливый ребёнок попадает в трудную ситуацию, он начинает вести себя непредсказуемым образом. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребёнка, тем больше возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребёнка с внешним миром. Ребёнок становится малоконтактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи; у него неадекватная самооценка. Другие дети, наоборот, начинают проявлять агрессивное поведение, однако сила и форма их действий могут быть совершенно неадекватной реакции на ситуацию.
Повышенная агрессивность не означает, что ребёнок злой и жестокий, потому что он такой от природы. Такое его поведение провоцируется, как правило, отношением к нему взрослых или сверстников. Он боится получить отрицательную оценку своих действий со стороны родителей, воспитателей или других детей. Может быть, такой ребёнок боится не справится с заданием, а гнев и раздражительность являются его поведенческими реакциями на конкретную жизненную ситуацию.
Создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, когнитивная сфера, овладение ребёнком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведение в группе сверстников, усвоение и овладение им социальным опытом.
Классный час для 7–9 классов «Что такое хорошо и что такое плохо» Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 7-9 классов «Что такое хорошо и что такое плохо» 1. Расширение знаний о вреде курения. 2.
Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» (5–6 лет) Цель: 1. Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в себе и друзьях положительные и отрицательные качества характера,.
Консультация для педагогов «Что такое вебинар?» Общаясь с друзьями и коллегами по цеху, пришла к выводу, что многие интересуются такой формой общения и обучения как вебинар, но не все.
Консультация для родителей «Азбука безопасности: что такое хорошо и что такое плохо» Бывают ситуации, когда лучшие грани детского характера — доверчивость, открытость, дружелюбие, любознательность — приводят к неприятностям,.
Консультация для родителей «Что такое мелкая моторика?» Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать Так что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Сенсомоторное развитие.
Консультация для родителей «Что такое музыкальность?» «Музыкальность — не врождённый талант, а способность, которая, как и каждая способность может быть развита» «… Любой ребенок, обученный.
Консультация для родителей «Что такое творческие способности» ЧТО ТАКОЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ? Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело — задача,.
Консультация для родителей «Что такое дисциплина» Возможно использовать, как памятку в родительском уголке ДОУ. Что такое дисциплина и с чем её едят? Дисциплина – это, прежде всего, бесконфликтные.
Консультация для воспитателей: «Как помочь ребенку преодолеть негативные эмоции?» С раннего возраста ребенок посещает детский сад, где получает много новых впечатлений, испытывая различные чувства. Эти чувства часто противоречивы.
Самообразование воспитателей, что это такое? Самообразование — это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся.
Источник