Об эмоциях и их создании
Размышления Ефима Шевченко
Мастер портретного жанра Ефим Шевченко, который не только снимает сам, но и обучает других в Академии фотографии, объясняет, как создать красочный, эмоциональный, живой портрет.
Уф-ф-ф, через два дня я буду нежиться возле бассейна недалеко от Таллина. Не экзотика, конечно, но тоже приятно. Вернусь лишь в августе, где-то первого числа, тогда же стартует мой очередной курс в Академии фотографии.
Расскажу-ка я тебе, как создаются эмоции. Они бывают разными, но их объединяет один неотъемлемый элемент: это мимика, точнее, мимические мышцы и морщины. Так что я объясню тебе, как с ними управляться и как добиваться от людей необходимых состояний.
Давным-давно, когда на Земле все было очень страшно и негигиенично, у первобытных людей появился первый язык. Этот язык и есть эмоции (та-а-ам там та-да-дам). К примеру, пасется где-то племя наших предков, и тут к ним несется сородич с широко открытыми глазами, поднятыми бровями и открытым ртом, кричит и машет руками. Племя тут же понимает, что за его спиной явно что-то нехорошее, мягко говоря, пи…дец, и нужно либо защищаться, либо убегать.
Первоначально каждая эмоция несла (и несет) физическую необходимость для организма. Сейчас объясню. Например, испуг: широко открываются глаза, поднимаются брови, резко набирается воздух в грудь. Глаза открываются широко, чтобы больше видеть, брови поднимаются по той же причине, воздух набирается в грудь, чтобы можно было сделать резкий рывок и бежать без оглядки. Или серьезность: помимо ярко видимого нахмуривания бровей происходит напряжение верхнего и нижнего век, что увеличивает зрительную концентрацию на видимом объекте, как при прищуре (даже если этот объект лишь в воображении, а не прямо перед человеком).
Ты там еще не спишь? Нет? Хм, значит, я что-то делаю не так…
Сегодня, когда за нами не гоняются хищники, у эмоций появился враг, который в повседневной жизни побеждает постоянно: это комплексы и социальные нормы поведения. Даже при проявлении одной из самых несдерживаемых эмоций, смеха, в первые мгновения у многих людей мимические мышцы вокруг рта тянутся вниз, и лишь затем вверх. Мы привыкли скрывать свои эмоции. Люди снимают каменные маски лишь перед близкими, да и то не всегда.
Вот мы и подошли к вопросу съемки.
К нам пришел человек, которого мы видим в первый раз в своей жизни (а я зачастую и в последний). И мы должны сделать хороший, красочный, эмоциональный портрет этого человека. Вот так вот все внезапно, мой милый друг. Конечно, все люди разные, всем идут разные эмоции, и, не зная человека, сложно определить, что с ним делать.
Мимика и мимические морщины – вот кладезь информации для портрета. Портрет человека с плоским спокойным лицом скучен и быстро читаем. Но, опять же, все люди разные, и нам как фотографам необходимо определить эмоциональный спектр, который сможет выразить модель. Для этого мы проводим эмоциональный прогон.
Эмоциональный прогон – это частичное напряжение мимических мышц и чтение мимических морщин. У каждого человека есть в среднем три эмоции, которые смотрятся ярко и хорошо читаемы по сравнению с другими. По сути, это кривляние. Сначала мы просим модель максимально поднять брови (это спектр эмоций удивления, изумления, страха и прочего), затем нахмуриться (серьезность, сосредоточенность, злость, недоверие и так далее), поднять одну бровь (сарказм, насмешка, недоверие), поставить брови домиком (жалость, страх, мольба), прищурить глаза (сосредоточенность, серьезность и тому подобное), широко открыть глаза (удивление, изумление, страх, жалость), а также проверяем взгляд исподлобья и последнее – улыбку, смех.
Во время эмоционального прогона необходимо смотреть на то, как складываются мимические морщины, и выбирать те эмоции, которые смотрятся ярче других (морщины глубже, утрированно говоря). Конечно, выбранные эмоции нужно соотносить с типажом модели.
Большинству моделей непривычно кривляние при незнакомых людях, поэтому приходится объяснять, что мы устраиваем эмоциональный прогон, для того чтобы увидеть их мимические возможности. Проговорив это вслух, вы настроите модель на сотрудничество с вами, и она будет более податлива в работе.
Вот мы и подошли к самой съемке. Мы уже определились с эмоциями, которые будем создавать на лице модели, подобрав их в соответствии с типажом, возможностями и собственными желаниями.
Существует два вида работы с эмоциональным состоянием модели: механическое построение и транс. Транс – это такая работа с моделью, при которой та вводится в необходимое фотографу эмоциональное состояние. Механическое построение – это искусственное создание эмоций, при котором фотограф строит мимическое напряжение мышц для достижения необходимого эффекта.
И то и другое смотрится естественно, если все сделать правильно, ведь зритель не видит процесса съемки, он видит лишь результат. При работе с помощью транса необходимо сразу учесть окружающие условия и постановку модели. Ведь если ты, мой добрый друг, введешь ее в какое-либо состояние, а потом попросишь изменить позу или дислокацию, то модель начнет больше думать о твоих словах, нежели переживать собственные эмоции. Так что перед съемкой мы вынуждены учесть весь свет, положение модели, ее одежду и прочее, прочее, прочее.
Как же вводить человека в эмоциональное состояние? Довольно просто. На наше состояние влияет множество факторов. Помести человека в необходимую среду (например, нам нужны напряжение, серьезность или испуг – можно поставить модель посреди дороги в час пик; или нам необходимы спокойствие, позитив – можно поместить модель в ванную со свечами; главное, не увлекаться); музыка также влияет на настроение (Slipknot явно не успокоит и не расслабит вашу модель); и самое важное орудие в создании эмоций с помощью транса – это беседа.
К примеру, достижению серьезных эмоций помогает беседа о родителях: об их профессиях, отношениях в семье и прочем. Во время беседы фотограф ловит момент создания эмоций. Получается серия фотографий, из которых выбираются те, что несут в себе больше эстетики и информации.
При искусственном же создании нужно помнить о том, что каждая эмоция зависит от напряжения глаз. Если глаза расслаблены, то, как бы ни было лицо искажено гримасой, эмоция мертва. Поэтому мы используем как минимум две группы мышц: это всегда глаза (нижнее и верхнее веко) и какая-либо еще группа мышц. Например, для искусственного создания серьезности мы просим модель нахмурить брови и напрячь верхнее веко (как при взгляде исподлобья). Для спокойствия же достаточно попросить закрыть глаза.
Конечно, мой друг, все будет выглядеть искусственно, если четко не описать модели, что она должна делать. Легче всего показать на себе, так что разрабатывай и собственную мимику.
Самое главное – поймать момент создания эмоции, когда мышцы только напряглись. В этот момент она смотрится естественной и настоящей. Я обычно считаю до трех и создаю кадр. Если ты не успел заснять ее создание, делай еще один дубль.
Когда же модель противится нашим действиям, комплексует, говорит, что она нефотогенична, и истерит, можно произнести следующую мантру: «Я фотограф, я учитываю все факторы создания фотографии, и если ты хочешь хорошие снимки, то делай то, что я говорю». Произнести эти слова нужно вслух, чтобы модель их слышала, тогда она начнет больше думать о том, что ей необходимо сделать, а не о том, как она смотрится: люди ведь по большей своей части разумны, и если уж они пришли к тебе на съемку, то согласны помогать тебе в работе.
Какая же скучная получилась запись, бр-р-р. Аж дрожь берет. Обычно, когда я рассказываю это вживую, все выглядит куда веселей и забавней.
И это лишь малая часть того, что необходимо учитывать во время съемки. Композиция (геометрическая, цветовая, информационная и световая), психология зрителя, свет и прочее – тот еще кладезь, который сложно описать в тексте; но если все это изучить, фотографии становятся намного лучше и интересней.
Надеюсь, моя писанина пришлась тебе, дружище, по душе, и ты будешь учиться и учиться. Пускай даже не у меня. Тьфу, что это я. У меня, конечно. Так что звони, пиши, присылай телепатические сообщения, буду рад. Пойду покупать набор для оливье, ведь завтра мой день рождения. Мне исполняется четверть века, не много и не мало. В самый раз.
Источник
Портретная съемка – язык тела
by Dean Bradshaw
Фотография не может передавать голоса других людей, поэтому фотограф не в состоянии изобразить то, что люди говорят о себе. Однако слова, которые произносятся людьми, не всегда точно отражают те мысли и ощущения, которые люди переживают. Очень часто человеком включается некий фильтр, демонстрируется определенный стиль поведения, при помощи которых ему кажется, что он выражает то, что происходит внутри, а на самом деле поведение или демонстрация чувств не имеет ничего общего с тем, что переживается реально.
Психологи считают, что невербальный язык общения может показать гораздо больше, чем произнесенное вслух слово. Внешность людей: как они одеваются, двигаются и позиционируют себя, говорит о многом. Значительная часть из того, что демонстрируется языком тела, происходит фактически без осознания. Люди, конечно, контролируют себя в определенной степени, но часто их физические движения передают чувства гораздо красноречивее, чем человек мог бы или хотел озвучить вслух, потому что эти чувства являются бессознательными. Например, исследования показывают, что люди, даже не осознавая этого, немного наклоняются вперед, думая о будущем, и слегка откидываются назад, когда думают о прошлом. Человеческое тело не умеет лгать!
Как же научиться понимать язык тела?
Фотографы, кто любит портретную съемку, могут получить реальную пользу для своей практики, если ознакомятся с основными моментами языка тела модели, которые отвечают, в частности, за изображение эмоций или психического состояния. Группа физических сигналов составляет закономерность, более достоверно отражающую психическое состояние человека, чем какой-то один аспект позы тела.
Фотографы могут использовать это знание, чтобы поймать нужный момент для портретной съемки, или напрямую указать модели, что ей необходимо делать и как себя вести. Если вам приходится часто позировать или есть желание улучшить свои модельные навыки, тоже следует ознакомиться со смесью сигналов и мимических выражений лица, чтобы иметь возможность «дать настоящие эмоции» по первому требованию фотографа.
Давайте рассмотрим те нюансы языка тела, которые можно захватить камерой. «Прочувствуем» объяснение психологической составляющий даже кажущихся изначально противоречивых друг другу (сжатый кулак вместе с улыбкой на лице) проявлений человеческой личности.
Хмурый взгляд, оскаленные зубы, покрасневшее лицо с напряженным телом, стиснутые кулаки, резкие угрожающие или оскорбительные жесты.
Похоже, что кто-то вторгся на чужую территорию и можете с лихвой отхватить ненужные или враждебные последствия от тесного телесного контакта.
Концентрация и внимание
Очень спокойный, с пристальным взглядом, нахмуренным лбом или со сведенными бровями, открытое лицо, тело или голова наклоненные в сторону персоны или объекта, на котором сконцентрировано внимание.
Похоже, что человек не подозревает об отвлекающих факторах.
Зевота с усталым видом, отсутствующее выражением лица, сутулая спина или общая расслабленность тела, взгляд на часы, барабан пальцами.
Кажется, человеку нет дела до того, на кого или на что должно быть сконцентрировано его внимание.
Скрещенные руки, лодыжки или ноги, взгляд вниз или в сторону. Может быть, человек даже полностью обхватит себя руками.
Наверняка предпринята попытка что-то скрыть, «держать себя в руках». Естественное желание «свернуться калачиком», словно в позе, напоминающей положении плода.
Оборона и защита
Скорее всего человек обхватит руками уязвимые части тела, опустит подбородок, скрестит руки, закроется таким образом, а затем скрестит ноги. Будет избегать прямого взгляда.
Руки используются в качестве защитного барьера, чтобы отражать от себя, кажущиеся угрожающими, вещи.
by Dmitry Elizarov
Тело напряженное. Вынужденная улыбка, руки спрятаны в карманах. Внешний вид говорит о том, что человек отвлекается, может даже потеть и будет заметно, что покусывает щеку изнутри. Взгляд в сторону.
Господство и власть
Прямая спина. Весь корпус вытянут и рост кажется выше, чем есть. Ноги широко расставлены, руки уперты в бока. Лицо неодобрительное, хмурое или насмешливое. Взгляд прямо в глаза.
Вы вторгаетесь на личную территорию человека, нарушаете правила приватности, заставляете человека обороняться. Давите на собеседника «энергетикой».
Руки (кисти) сложены шатром, губы поджимаются, взгляд достаточно напряженный, но тело расслаблено. Руки могут касаться губ, подбородка и спинок носа.
Весь вид свидетельствует о том, что человек задумался.
Конечности развернуты в сторону собеседника. Тело и глаза расслаблены. Верхняя одежда перекинута через руку, тугой воротничок может быть расстегнут.
Готовность (на пороге некоторых действий)
Все тело и глаза устремлены в определенном направлении. Тело еще вдобавок слегка напряжено, как будто готовится произвести движение, и руки вот-вот помогут сделать это.
Спокойный взгляд, нежные жесты, кажущиеся со стороны беспечными и счастливыми. Плечи и конечности расслаблены. Все тело выглядит без напряжения, уравновешенным, даже слегка размякшее.
Романтичность и сексуальность
by Syrian Gropius
Расширенные зрачки и неподвижный взгляд. Копирование мимики лица другого человека, поигрывание кончиками пальцев в волосах, прикосновение к своему телу, трогательные прикосновения, облизывание губ.
Перебираясь на личное пространство другого человека прежде всего слегка касайтесь кисти рук, затем уже можно предпринимать более активные действия.
Покорность демонстрируется статикой. Весь образ высветленный, подбородок опущен вниз. Улыбка губами, но не глазами. Прикосновения к себе или открытые позы рук (ладонями наружу) противопоставляются разворотом тела в обратную сторону.
Стремление как можно меньше занять собой внешнего пространства.
Лицо и руки – ваши главные инструменты
Очевидно, что лицо и руки играют важнейшую роль в выражении эмоций. Руки вообще богаты нервными окончаниями, и непропорционально большие участки мозга посвящены обработке информации, которая поступает от ощущений, передающихся через них. Даже если вдруг вы сомневаетесь в важности рук при выражении мыслей или эмоций, учитывайте тот факт, что весь язык жестов вращается как раз вокруг живописных хитросплетений рук и пальцев. Существует множество общепонятных для всех людей жестов, которые «считываются» без лишних слов: поднятый большой палец вверх, рукопожатие, взмах ладони в приветствии, сжатый кулак при раздражении, угроза непоседам указательным пальцем и т.д.
Многие хорошие фотографии демонстрируют зрителю как люди используют жесты рук при разговоре, даже не подозревая сколько информации вкладывается при этом, не осознавая, что делают. Многие психологические исследования показывают, что подобные жесты помогают людям в понимании языка и тренировке памяти. Необходимо запомнить и тренироваться обращать внимание на жесты и движение рук при съемке людей.
by Anton Martynov
Естественно, что важным моментом является и внимание к лицам. Сложности и нюансы мимики отражают разнообразие и тонкость человеческих эмоций. Люди носят свои личности на лицах. Это и является той причиной, почему мы очарованы портретной фотографией. Известный американский психолог Пол Экман в одном из своих исследований обнародовал тот факт, что человек способен передать семь основных выражений лица, которые будут понятны и правильно истолкованы во всем мире.
Веки приопущены, брови приподняты и могут быть чуть сведены к переносице, уголки губ тянутся вниз, нижняя губа может быть оттопырена и выглядеть больше верхней.
Верхние веки и брови подняты высоко, челюсть расслаблена и немного приоткрыт рот. В зависимости от положительности эмоций уголки губ приподняты или опущены.
Глаза сощуренные, брови опущены и подвижны. Интенсивный гнев поднимает верхние веки. Челюсть подается вперед вместе со сжатыми губами. Нижняя губа активная и может даже поджимать верхнюю.
by Ovidiu Oltean
Отражается с помощью одной стороны лица. В презрении верхняя губа растягивается и подтягивается вверх за счет носогубной складки. Иногда о презрении свидетельствует задранный кверху один из кончиков губ.
Нос сморщен, верхняя губа приподнимается за счет носогубной складки. Нижняя губа зачастую выступает вперед.
Глаза расширяются, верхние веки приподняты как при удивлении, но брови при этом сводятся вместе. Губы растянуты по горизонтали.
Улыбка, скрытая в уголках рта. Вверх вытягиваются веки, скулы, шея, при этом внешние уголки бровей опускаются книзу.
Лица людей, конечно же, могут выразить больше, чем эти семь эмоций, которые будут понятны окружающим, поэтому вопрос для психологов остается открытым. Ну, а нам, как фотографам, остается «мотать на ус», потому как трудно игнорировать многие нюансы мимики. Комбинации из приведенных выше семи основных выражений чувств помогут разнообразить портреты, точно пойманные тонкие аспекты выражения лица, выбор фотографировать портрет крупным планом или в анфас – это и значит быть готовым к портретным съемкам во всеоружии.
Природа и контекст языка тела
Язык тела в фотографии, естественно, не находится в вакууме. Другие элементы изображения влияют на то, как мы интерпретируем внешность и даже осанку модели, поэтому стоит рассмотреть роль языка тела в общей композиции кадра.
Как сделать, чтобы линии, образованные лицом, руками, ногами, головой взаимодействовали не только друг с другом, но и с остальными линиями в пространстве кадра? Необходимо, чтобы они усиливали друг друга как в вертикальном, так и горизонтальном пространстве. Мощные вертикали, энергичные диагонали или же ломанные линии, которые конкурируют друг с другом интересными способами, – все является важным в портретной съемке.
Известно давно, что наиболее привлекательными являются кадры, когда плечи и головы портретируемых располагаются под углом друг к другу, вместо того, чтобы быть выстроенными в ряд. Если, конечно, фотограф не ставит задачу сделать кадр в воздухе которого витает агрессивность, твердость и прямолинейность. Существует даже такой термин “анфас угрозы”, когда вы сталкиваетесь с кем-то лоб в лоб.
Если внимательно рассмотреть психологические смыслы, связанные с техническими формами, можно заметить, что, например, кольцевые структуры имеют устойчивость только внутри кольца. Отсюда и защита в виде «кольцевого обхвата руками», руки, сплетенные на груди.
Треугольники говорят о фундаментальности и надежном положении – широко расставленные ноги подтверждают устойчивую опору.
Диагональ, направленная на предмет, выглядит угрожающей. Вообще в в кадре является «указующим» элементом, чем часто и пользуются фотографы. Может быть образована из того же треугольника.
Символические элементы окружающей среды. Именно от них зависит окончательная интерпретация языка тела. Расслабленно лежащий мужчина с повисшей рукой вызовет разные чувства, если будет размещаться дома у себя на диване или в вагоне переполненного метро.
Постобработка помогает расставлять акценты. Мягкий фокус всегда способствует внесению момента нежности. Высокий контраст усилит агрессивность тела. Таким образом появляется возможность управлять общим настроением снимка.
Язык тела для двоих
Какой бы интересной не была психология фотографии одного человека, великая интрига скрывается в снимках, когда мы видим взаимодействие двух или более людей. Особенно интересны фотосъемки группы людей, когда можно прочесть межличностную динамику и даже зачастую неосознанное взаимодействие между людьми, если немного быть знакомым с языком тела. Читая такие фотографии, обращайте внимание на детали.
Все люди имеют невидимую для глаз зону комфорта вокруг своего тела, которая считается собственным личным пространством. Только люди, с которыми наблюдаются близкие отношения, а также домашние животные – могут находиться в этой зоне. Когда кто-либо входит в зону личного пространства, человек чувствует угрозу, дискомфорт и автоматически пытается отдалиться или закрыться. Достаточно посмотреть даже на обнявшихся друзей, чтобы понять насколько искренняя царит между ними дружба или открытость. А двое влюбленных могут не касаться друг друга, но всей направленностью тел демонстрировать единое целое, общность и разделенность чувств.
Расстояние и близость
Перекликается с идеей личного пространства. Мы можем полагаться на физическое расстояние между людьми в группе, как на возможную степень эмоциональной близости между ними.
Ориентированность и трогательность
Прикосновение, взгляды, наклоны, приближение также могут указывать на близость, или желание к ней. Направление – это язык тела, всегда видно направлен он в одну сторону или взаимен.
Видеоканал Фотогора
Источник