- Чем отличаются чувства от эмоций: различия и сходства, определения, таблица отличий
- Понятие и примеры эмоций
- Функции
- Основные характеристики
- Чувства и эмоции. В чем различие?
- Социофорум — бесплатное обучение онлайн
- Состояния и чувства — в чем различие?
- Состояния и чувства — в чем различие?
- Состояния и чувства — в чем различие?
- Состояния и чувства — в чем различие?
- Состояния и чувства — в чем различие?
- Состояния и чувства — в чем различие?
- Состояния и чувства — в чем различие?
- Состояния и чувства — в чем различие?
- Состояния и чувства — в чем различие?
Чем отличаются чувства от эмоций: различия и сходства, определения, таблица отличий
Вопрос о том, чем отличаются чувства от эмоций, в психологии раскрыт. Мы все прожили и одно, и другое в первый раз еще в раннем детстве. Однако их глубина и многогранность поражают. Всегда есть немного боли в словах «У меня все отлично», сочувствия во фразе «Мне все равно», сарказма в каждом «Я пошутил». Наше сердце обеспечивает движение крови и танцует от радости, разрывается от боли, замирает от страха. Мы прячем переживания и выставляем их напоказ, страдаем и наслаждаемся, находимся у них в плену и управляем ими.
Понятие и примеры эмоций
Начну с определения. Это спонтанные состояния, эффекты, вызванные внешними и внутренними сиюминутными раздражителями. У них есть важные черты:
- возникают во время значимых событий и ситуаций;
- являются ответом на конкретное явление в четкий временной промежуток «здесь и сейчас»;
- проявляются неосознанно;
- связаны с выбросом гормонов и активностью нейромедиаторов;
- выражаются быстро и импульсивно, поэтому более заметны.
Это может быть восторг, обида, злость, радость.
Они дают возможность адаптироваться к ситуации и принять адекватное решение. Например, остановиться перед несущимся на высокой скорости автомобилем –поможет страх, а раздражение от того, что «ты – не ты, когда голоден» пройдет, если съесть что-нибудь вкусненькое. Эмоции и чувства – не одно и тоже, хотя на житейском уровне эти понятия иногда взаимозаменяются. Внешняя реакция последует незамедлительно, когда вас напугала собака или вы получили повышение. Скрыть ее практически невозможно. Она проявляется:
- на физиологическом уровне, изменяя гормональный фон;
- в поведении, горькими слезами или неконтролируемым восторженным верещанием;
- в познании, оставляя историю пережитого в памяти.
Функции
Представьте, что секретарь сообщила вам, что сегодня состоится совещание у руководителя. Тема планерки неизвестна, но она точно знает, что это очень важно. Как вы будете реагировать? Расстроитесь или испугаетесь, разволнуетесь или разозлитесь, проявите равнодушие – все имеет значение для получения результата. Вы можете положиться на свои эмоции или выбрать тактику контроля над ними.
Когда ставки высоки, избавиться от темпераментного поведения бывает очень сложно, наши реакции направляют нас и указывают правильные действия и решения. Но иногда мы упираемся и не хотим говорить и вести себя под их влиянием.
Проблема в том, что если бы нам удалось найти кнопку и на время выключить эмоциональный фон, наши дела пошли бы еще хуже. Нас сразу же обвинят в бессердечии, равнодушии и замкнутости.
Ярко чувствовать оттенки жизни, сопереживать тому, что происходит вокруг и одновременно вести себя сдержанно и адекватно бывает очень трудно. Я сталкивалась и с такими людьми, которые выражают свое внутреннее состояние неожиданно для окружающих или держат его при себе. В результате их начинают сторониться, считают странными или излишне холодными.
В наших силах научиться держать эмоции в узде, сдерживать и смягчать их проявление, чтобы не жалеть о своем поведении и не стыдиться своих поступков и слов. Главное, не переусердствовать и не стать чересчур чопорными и сухими.
Эмоциональность выполняет следующие функции:
- облегчают выбор, подготавливают людей к действию;
- сообщают о том, что мы чувствуем в данный момент;
- стимулируют наши поступки, делают их обоснованными.
Основные характеристики
Одним из способов передачи и восприятия информации является эмоциональная окраска. Мы научили свои смартфоны передавать выражение лица, отправляя в письменном сообщении нужный смайлик. Он помогает выразить то, что мы испытывали или переживали.
- Неожиданность, которая провоцирует любопытство, подталкивает к исследованию и изучению нового.
- Неприязнь способствует защите от вредного и опасного, сохраняет здоровье. Она связана с инстинктом самосохранения.
- Позитивность приносит радость и добро, на уровне сознания улучшает память и развивает эрудицию.
- Страх и трусость, которые защищают от опасности, делают реакцию молниеносной.
- Ярость и раздражение – это наша самозащита, они сметают препятствия как ураган и ведут к достижению поставленных целей.
- Тоска и уныние несут не только серость и апатию. Когда мы грустим, мы становимся ближе с другими людьми, останавливаем бег событий и обращаем внимание на те стороны жизни, которые до этого оставались за пределами.
Если кратко сказать, чем отличаются эмоции от чувств – они не являются приватными. К примеру – семейная ссора, жена обвинила мужа, что он не успевает забрать ребенка из школы. Они говорят на повышенных тонах, в голосе звучит раздражение и досада. Но даже если бы они оба молчали, их лица, тело и глаза выдали бы их. Большинство наших реакций имеют сигналы, которые доступно и легко сообщают окружающим о том, что мы чувствуем. В то время как наши мысли остаются недоступными.
Источник
Чувства и эмоции. В чем различие?
В чем различие между чувствами и эмоциями? Можно ли управлять своим состоянием? Для того чтобы научиться контролировать и управлять своей эмоционально-чувственной областью жизни, нам необходимо разобраться в разнице между эмоциями и чувствами. С точки зрения психологии, эмоции – это психические процессы, которые существуют в форме переживаний, что отображают личностное значение и оценку внешних и внутренних ситуаций в жизнедеятельности человека. Зачастую они возникают неосознанно и спонтанно, что напрямую связано с биологическими процессами, которые происходят в организме человека. Поэтому чаще всего, их относят к сфере неосознанного или подсознательного поведения.
А чувства – это отображение в сознании человека его отношения к действительности, которое возникает при удовлетворении или неудовлетворении его высших потребностей. В отличие от эмоций, чувства проявляются более осознанно, поэтому связаны с сознательными действиями и осознанными проявлениями. Это говорит о предметном и более конкретном проявлении чувств и их неразрывной связи с социальной сферой в жизнедеятельности человека.
Исходя из этого, можно прийти к выводу, что эмоции являются мгновенной реакцией человека на предмет раздражения, его удовлетворенность или неудовлетворенность от внешних условий, в то время, когда чувствами можно назвать состояние, более продолжительное во времени. Это и есть первое различие между этими процессами: эмоции – мгновенные и краткосрочные, а чувства – постепенные (продолжительные) и долгосрочные.
Например, эмоция радости возникает при виде определенного человека, как вспышка. Этот человек стал запускающим механизмом данного эмоционального процесса, но эта вспышка кратковременна, так как мы не можем долго удержать состояние радости, не подпитывая его мыслительным процессом. Но если копнуть глубже, то можно прийти к выводу, что эмоции могут перейти в определенные чувства, что говорит о тесной их взаимосвязи. Давайте посмотрим на ту же эмоцию радости, о которой мы только что говорили. Мы определили раздражитель – человек, при виде которого возникает данная эмоция. Если при этом мы испытали радость, то это говорит о том, что по отношению к данному субъекту мы испытываем положительные чувства. Это может быть любовь, благодарность, интерес, уважение, добродушие и т.д. Все сугубо индивидуально. То есть, эти чувства берут начало с наших эмоций – мгновенных реакций, а уже с течением времени закрепляются в процессе мышления. Но иногда можно проследить и обратный процесс, когда из чувств возникают определенные эмоции. Например, при контакте с человеком, по отношению к которому мы испытываем чувство обиды, реакция на его поведение может проявиться в таких эмоциях, как злость, раздражение, агрессия, отвращение. Или же, при контакте с человеком, которого мы любим, мы будем испытывать эмоции интереса и радости. Это все говорит о том, что нельзя полностью отделить эмоции от чувств и поставить между ними рамки. Они проявляются в тесной взаимосвязи: эмоции переходят в чувства или выражают их. Это и есть второе различие.
Третьим различием между чувствами и эмоциями есть то, что первые – проявляются внутри, а вторые – снаружи. Например, эмоция страха, при виде предмета раздражения, проявляется на физиологическом уровне в застывшем от ужаса выражении лица, крике, нервных физических движениях тела и т.д., в то время, как чувство страха может присутствовать в подсознании человека все время (страх высоты, пауков), не имея внешне никаких проявлений до тех пор, пока раздражитель не появляется в физическом пространстве. Но это чувство есть – оно никуда не исчезает, хотя и может определенный период времени не давать о себе знать.
Таким образом, мы плавно подошли к четвертому различию чувств и эмоций – бессознательное и сознательное проявление. Бессознательно или неосознанно имеют свойство проявляться эмоции, а чувства являют собой более осознанное (сознательное) проявление. Если, при виде паука, мы мгновенно и неосознанно испытываем эмоцию страха, то чувство страха у нас к данному раздражителю есть осознанное и закрепленное в сознании на протяжении длительного периода времени.
Все это говорит о том, что проявление наших эмоций и чувств, связано, непосредственно, с убеждениями, представлениями, верованиями и личностными оценками реальности – отражением нашего отношения к другим, к миру, к себе. Получается, если реальность соответствует нашим представлениям, то мы испытываем положительные эмоции, если не соответствует, то – отрицательные.
Пятое различие между эмоциями и чувствами заключается в том, что вызванные эмоции ведут к изменению настроения, а чувства – к изменению ощущения. Возьмем эмоцию задумчивости. Человек, на предмет раздражения проявил такую реакцию – застыл с задумчивым выражением лица. Раздражитель, неся в себе определенного рода информацию, привел человека, к процессу размышления. Когда эта эмоциональная вспышка прошла, мы можем увидеть реакцию человека в его настроении – оно или стало хорошим, что проявилось в радостном эмоциональном состоянии, или пропало – в поникшем состоянии. Это, в свою очередь, вызвало чувства либо разочарования, либо понимания. Получается такая эмоционально-чувственная цепочка:
Эмоция задумчивости — процесс мышления — чувство разочарования (непринятия) или понимания (принятия).
Изменение настроения и ощущения очень субъективные и зависят от личностных оценок ситуативной реальности. Это все индивидуально, так как реакции на раздражитель у каждого разные.
Далее, шестым различием, можно выделить поведенческие реакции человека, которые вызывают эмоции и чувства. При испываннии эмоций, человек проявляет телесную (внешнюю) активность – задействованы мимика, жесты, черты. А при испытании чувств – доминирует внутренняя активность, которая проявляется в мозговой деятельности и душевном состоянии.
Из этого можно выделить и седьмое различие – эмоции являют собой реакцию, а чувства – состояние.
Эмоции берут начало в наших физиологических потребностях – поиск удовольствия, голод, жажда, сексуальное влечение и удовлетворение, избежание боли. Так как человек, кроме своих инстинктов имеет сознание, то реакция его будет иметь, как физиологический аспект, в удовлетворении своих потребностей, так и психологический – в зависимости от представлений о себе. Это ведет к восьмому различию – эмоции проявление физиологическое, а чувства – психологическое.
Например, когда вам кто-то говорит, что вы некрасивы, то вы эмоционально реагируете на данные слова. Это происходит потому, что идет личностная оценка вас. Ваша реакция будет вызвана, как реакция на физическое нападение, реальную угрозу вашему физическому существованию. А если вам скажут то же самое о постороннем человеке, то ваша реакция не будет эмоциональной, потому что это не задевает ваших чувств и личностных представлений, так как вы не проводите отождествление себя с данным человеком, о котором пойдет речь.
Исходя из всего изложенного, можно прийти к выводу, что точное разграничение между чувствами и эмоциями сделать не так просто. Очень часто одна и та же эмоция может выражать разные чувства и наоборот – одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Но, тем не менее можно проследить интенсивность, продолжительность, модальность, силу, глубину, пространственно-временное смещение, то есть отличительные характеристики эмоционально-чувственной сферы жизнедеятельности человека.
Источник
Социофорум — бесплатное обучение онлайн
Курсы, тренинги, тесты, консультации. Отношения, знакомства, дневники, игры. Психология и соционика
- Список форумов‹Психология‹Направления психологии‹Психология эмоций
- Изменить размер шрифта
- Версия для печати
- FAQ
- Новости
- Медали
- Фотогалерея
- Регистрация
- Вход
Состояния и чувства — в чем различие?
Состояния и чувства — в чем различие?
Oleg » Пт июн 20, 2008 7:12 pm
Состояния и чувства — в чем различие?
Gita » Сб июн 21, 2008 1:42 pm
Состояния и чувства — в чем различие?
razumnichka » Сб июн 21, 2008 5:30 pm
Состояния и чувства — в чем различие?
Так » Пн июн 23, 2008 1:12 pm
Состояния и чувства — в чем различие?
Раян » Пт июн 27, 2008 9:45 pm
Состояния и чувства — в чем различие?
Gita » Пт июн 27, 2008 10:32 pm
Получается, что чувства первичны по отношению к эмоциям?
Во всех известных мне исследованиях утверждается как раз обратное.
Состояния и чувства — в чем различие?
Раян » Пт июн 27, 2008 11:51 pm
Состояния и чувства — в чем различие?
Gita » Ср июл 02, 2008 7:56 pm
Хотя бы и дифференциальная теория эмоций Изарда.
Или вот неплохая статья, хотя перевод немного запутал терминологию:
Там автор рассматривает как «первичные чувства» удовольствие и страдание или же удовлетворение/неудовлетворение (это действительно можно трактовать как «отношение к внешним событиям», но они существовали и до развития когнитивных функций, стало быть, не обязательно связаны с сознанием, в отличие от позднейших сложных чувств, а состояния как таковые он не рассматривает). И далее:
Попытаемся сопоставить сложные чувства, или «производные эмоции», и собственно эмоции, первичные и смешанные, учитывая, что все конкретные эмоциональные переживания в развитой психике являются образованиями, в которых подлинные и производные эмоции, абстрактно нами разделенные, смешаны.
Сложные чувства, так же как и простые, возникают в зависимости от успешности или неуспешности осуществления наших устремлений. Они влияют на дальнейшую судьбу побуждений, от которых они сами произошли, усиливая их и поддерживая, когда баланс чувственного тона находится на стороне удовольствия, или задерживая их и отклоняя, когда баланс чувств на стороне страдания.
С другой стороны, подлинные эмоции предшествуют успеху или неуспеху и от них не зависят; они возникают вместе с актуализацией соответствующих побуждений и продолжают окрашивать в особый тон переживания каждого из устремлений, придавая свое специфическое качество всему образованию, независимо от величины успеха или неуспеха, как действительного, так и предвосхищаемого. Они не оказывают прямого влияния на изменение силы устремлений. Являясь качеством субъективного переживания, они лишь свидетельствуют о природе телесных приспособлений, органически связанных с каждым фундаментальным видом устремлений. В развитой психике, однако, они косвенным путем влияют на протекание произвольных действий: открывая самосознающему организму природу действующих побуждений, они создают некоторую возможность контроля и управления ими.
Сложные чувства, кроме того, зависят от развития познавательных функций и по отношению к этому процессу вторичны. Можно, пожалуй, утверждать, что они присущи только человеку, хотя простейшие их формы доступны, вероятно, и высшим животным. С другой стороны, следует думать, что подлинные эмоции появляются на значительно более ранних этапах эволюционного развития. На протяжении большей части процесса эволюции они выступают просто как побочный продукт импульсивных устремлений животного, и только у человека они становятся важным источником самопознания и, следовательно, самоуправления. (. )
Указанные сложные чувства (такие как надежда, тревога, раскаяние) не представляют собой отдельно существующих явлений и не происходит из каких-либо особых установок организма. Каждое из названий, употребляемое нами для описания такого рода чувств, обозначает, пожалуй, просто плохо очерченную часть широкого диапазона, который в целом может обнаружиться в процессе удовлетворения любого сильного желания, независимо от его природы и происхождения. По мере того как субъект, движимый желанием, перемещается по этому диапазону сложных чувств, каждая из частей, обозначаемых тем или иным названием, переживается отдельно и постепенно переходит в соседнее качество; следовательно, здесь нет смешения этих качеств.
С другой стороны, всякое подлинное первичное эмоциональное качество возникает при актуализации соответствующей целенаправленной установки, являющейся неотъемлемым свойством психической структуры организма; следовательно, каждое из этих качеств переживается только в связи со специфическим побуждением или желанием. Далее, поскольку в игру одновременно могут вступить две или более таких установок, порождая содействующие друг другу или же противоречащие желания, то точно так же могут одновременно появиться и смешаться или слиться друг с другом в различных пропорциях соответствующие первичные эмоциональные качества. Я проиллюстрирую эти противоположные особенности примерами. Надеждой мы называем сложное чувство, возникающее у нас при действии любого сильного желания и при предвосхищении успеха; в случае появления новых затруднений надежда уступает место тревоге или отчаянию, но ни в коем случае нельзя сказать, что она смешивается с отчаянием, порождая тревогу; скорее всего, по мере уменьшения благоприятности обстоятельств, чувство, коренящееся в нашем желании, изменяется незаметными градациями от надежды к тревоге и далее — к отчаянию. Противоположный случай можно проиллюстрировать эмоцией, которую мы называем любопытством или интересом, и ее отношением к эмоции, которую мы называем страхом. Некоторая степень эмоционального качества, называемого интересом, всегда сопровождает побуждение или желание исследовать и лучше освоить какой-либо объект; интерес, не связанный с таким побуждением, просто невозможен. Процесс исследования ведет к проникновению в природу объекта, а это, в свою очередь, может вызвать страх — качество, всегда сопровождающее побуждение избежать объект, или желание от него удалиться. Но с появлением этого нового побуждения и характерного для него эмоционального качества интерес вовсе не обязательно вытесняется или задерживается; побуждение к исследованию может сохраниться наряду с побуждением удалиться, и в этом случае мы переживаем эмоциональное качество, которое обнаруживается сходство как с интересом, так и со страхом, и которое нам кажется возможным изображать как своего рода смесь этих двух первичных качеств.
Источник