- Откуда берутся эмоции и чувства. Как ими управлять?
- Что такое эмоции и чувства
- Состояние аффекта
- Мотивирующие к действию, позитивные эмоции и чувства
- Избегание опасностей, тормозящие, негативные эмоции и чувства
- Откуда тело знает, как реагировать на конкретную ситуацию?
- Когда зародились эмоции?
- Сколько эмоций испытывает человек?
- 9 теорий, откуда берутся эмоции
- К.Э. Изард: «эмоции — это чувства»
- А.Н. Леонтьев: «эмоции показывают значение ситуации для вас»
- Дарвин: «эмоции — это остатки полезных реакций»
- Джеймс-Ланге: «эмоции — это сигнал организма мозгу»
- Кэнн-Бард: «физиология синхронна с эмоциями»
- Шахтер-Зингер: «Джеймс-Ланге кое-чего недоговаривает»
- Оценочная теория: «эмоция возникает уже после мысли и физиологической реакции»
- Теория обратной связи лица: «сначала показываете эмоцию, потом испытываете»
- Теория психоанализа: «эмоции — это бессознательное»
- ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНИ +
- Эмоции: основные принципы и как они работают
- Первый принцип
- Второй принцип
- Третий принцип
- Четвертый принцип
- Эмоция как ускоритель
Откуда берутся эмоции и чувства. Как ими управлять?
Ученые всего мира высказывали свои теории о причинах происхождения эмоций. Несмотря на различия в их позициях, все они сошлись в едином мнении, что эмоции – эволюционное приспособление организма к тем или иным ситуациям. Наше тело подсказывает нам, как реагировать на определенные условия – могут ли они нам навредить или, напротив, быть полезными. Но обо всем по порядку.
Что такое эмоции и чувства
Эмоция – это переживание или ответная реакция человека на события и окружение вокруг.
Эмоции заложены природой для адаптации и выживания. Благодаря эмоциям человек избегает опасностей (боится, осторожен) или стремиться действовать (радость, удовольствие).
Чувство – это высшая стадия, переживание одновременно нескольких эмоций.
Например, чувство превосходства, ревности, надменности или любовь, забота, вдохновение.
Однако, в современной науке нет чёткого определения чувствам: одни считают чувства и эмоции одним и тем же, другие — что это разные процессы.
Состояние аффекта
Аффект — максимально сильная и быстрая эмоция на стрессовую ситуацию. В состоянии аффекта психика тормозится, невозможно думать. Мозг принимает почти рефлекторно решения — нападать или бежать. Это «аварийное состояние» человека, как если он может умереть в эту секунду.
Мотивирующие к действию, позитивные эмоции и чувства
- Радость
- Удовольствие
- Увлечение, стремление
- Забота
- Любовь
- Вожделение
- Эйфория
- Вдохновение
- Энтузиазм
- Воодушевление
- Вера
- Гнев
- Ярость
Избегание опасностей, тормозящие, негативные эмоции и чувства
- Грусть, печаль
- Апатия, уныние
- Скука
- Усталость
- Растерянность
- Оцепенение
- Осторожность
- Страх
- Паника
- Эмоциональный шок
Списки можно продолжать, эмоций действительно очень много.
И все они важны, т.к. позволили нам выжить в суровом мире.
Откуда тело знает, как реагировать на конкретную ситуацию?
Это сложный психический процесс. Зачастую эмоции связаны с воспоминаниями. Именно поэтому все мы на одни и те же вещи реагируем по-разному: одни смеются при виде клоунов, потому что они забавные, а другие плачут, потому что испугались цирковых артистов еще в детстве.
Когда зародились эмоции?
Эмоции зародились, когда у первобытного человека появилась потребность в познании мира ради выживания. Тело начало подавать сигналы в мозг об опасности или безопасности тех или иных факторов. Впоследствии эти примитивные эмоции переросли в другие чувства.
Сколько эмоций испытывает человек?
Современный человек испытывает огромное количество эмоций. Подсчитать их точное число не представляется возможным.
Парадоксально, но факт – в этот момент мы одновременно испытываем два противоположных чувства – злость и радость.
Злимся мы на его низкие и подлые поступки, а радуемся тому, что мы лучше и выше этого.
Интересно, что и ненависть – довольно сложное чувство.
Помимо гнева мы испытываем интерес к объекту и удивление по отношению к его поступкам.
9 теорий, откуда берутся эмоции
Ученые давно изучают вопрос, однозначного ответа сегодня нет.
Их мнения в чем-то схожи, но в чем-то различны. Предлагаю выслушать каждого, чтобы понять для себя, чья теория ближе к истине.
К.Э. Изард: «эмоции — это чувства»
Кэррол Изард не видит четкой границы между эмоциями и чувствами. Американский психолог полагает, что эмоция – это и есть нечто, что переживается как чувство.
В своем труде «Психология эмоций» ученый отмечает, что это чувство мотивирует и направляет восприятие, мышление и действие в нужное русло и вызывает правильную реакцию на происходящее.
По сути это подтверждает теорию о первобытной эмоции, которая возникла с целью выживания и посылала сигнал в мозг о надвигающейся опасности.
А.Н. Леонтьев: «эмоции показывают значение ситуации для вас»
Эмоции отражают то, какое значение и смысл имеет для человека та или иная ситуация либо объект.
В этот момент человек может испытывать удовольствие, неудовольствие, страх, интерес – да все, что угодно.
Простейшие эмоциональные процессы выражаются в двигательных, секреторных и органических изменениях (мимике, движениях, потоотделении) и принадлежат к числу врожденных реакций.
С формированием личности человек начинает испытывать более сложные эмоции и чувства, которые связаны с какими-то социальными, эстетическими и интеллектуальными аспектами.
Давайте рассмотрим эту теорию на простом примере.
Ваш друг рассказал вам анекдот – эта ситуация вызывает у вас улыбку, потому что во-первых, шутку рассказал вам друг, а общение с ним для вас имеет большое значение, а во-вторых, сам анекдот оказался действительно смешным и вы понимаете, что в данной ситуации будет уместно улыбнуться.
Дарвин: «эмоции — это остатки полезных реакций»
Мимика человека сформировались из «полезных движений», или реакций, которые в мире животных имели какое-то приспособительное значение.
Животные реакции сегодня на человеческом уровне воплощаются и распознаются как выражение эмоций.
Так, у современного человека, когда он испытывает страх, могут потеть руки.
Сегодня кроме дискомфорта это ничего не приносит. В то время, как у обезьяноподобных приматов, которые также могли чего-то испугаться, ладони потели и становились более липкими, что позволяло им легче карабкаться по деревьям, спасая свою шкуру.
Джеймс-Ланге: «эмоции — это сигнал организма мозгу»
Ситуация сначала вызывает физиологическое возбуждение, а уже потом человек интерпретирует эту реакцию. Так, по мнению Джеймс-Ланге, возникает эмоция.
Так, тело подает сигнал в мозг и вы осознаете, что испугались.
Получается, что вы заметили изменения в своем организме, и интерпретировали их как подготовку тела к опасности.
При этом, если удается блокировать возбуждение, то и эмоцию вы не испытаете.
Если бы ладони не вспотели, а сердце не стало биться чаще, страха вы бы не ощутили, а значит приближающиеся в темной аллее шаги не представляют для вас ничего опасного.
Кэнн-Бард: «физиология синхронна с эмоциями»
Эта теория утверждает, что человек испытывает физиологическое и эмоциональное возбуждение одновременно.
Так, в одно и то же время вы потеете, дрожите и осознаете, что испытываете страх во время той же прогулки по темной аллее.
Шахтер-Зингер: «Джеймс-Ланге кое-чего недоговаривает»
Шахтер-Зингер согласился с теорией Джеймс-Ланге, согласно которому событие вызывает физиологическое возбуждение.
Однако по версии Шахтер-Зингера мы не сразу интерпретируем это возбуждение – сначала мы определяем его причину.
Если взять уже знакомый нам пример с прогулкой по темной аллее, человек сначала начинает дрожать и потеть, затем понимает, что прогулка в ночное время суток может быть опасной и только потом приходит осознание страха.
Оценочная теория: «эмоция возникает уже после мысли и физиологической реакции»
Сначала возникает мысль, затем физиологическое возбуждение и только потом эмоция.
Иными словами, вы сначала думаете о ситуации (например, что приближающиеся шаги позади вас могут принадлежать маньяку или грабителю), затем сердце начинает биться быстрее, а ладони потеют – вы осознаете, что вам страшно.
Теория обратной связи лица: «сначала показываете эмоцию, потом испытываете»
По этой теории, эмоции происходят из-за изменения в наших лицевых мышцах.
Так, от улыбки человек испытывает счастье или удовольствие, а от того, что он хмурится, на душе появляется тоска и печаль.
Эти изменения лицевых мышц подают сигнал в мозг, тем самым создавая основу эмоций.
К примеру, друг рассказал вам анекдот, вы улыбнулись и мозг интерпретировал эти изменения лица как эмоцию радости.
Теория психоанализа: «эмоции — это бессознательное»
Эта теория рассматривает эмоции как бессознательное.
Любые психологические барьеры основаны на каких-то нерешенных проблемах прошлого (чаще всего эти проблемы идут из детства, когда сознание человека только формируется).
Анализируя причины произошедшего, можно понять, почему в той или иной ситуации человек поступает так, а не иначе.
Психаонализ, ко всему прочему, может помочь победить страхи и сомнения. Так, покопавшись в себе и найдя истинную причину страха, в следующий раз прогуливаясь по темной аллее, вы уже не будете бояться.
Источник
ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНИ +
Эмоции: основные принципы и как они работают
Значение эмоций в жизни человека невероятно высоко. Оказывается, что эмоции являются полезным инструментом, который можно активно использовать. Было доказано, что низкий градус эмоций вносит дезорганизацию, а высокий – приводит к стремительному истощению.
Для каждого человека работают основные настройки эмоций, однако вы можете организовать их под себя, создать оптимальные режимы. Давайте посмотрим, как это работает, какие четыре основных закона действуют в этой области:
Первый принцип
Чем выше эмоциональное возбуждение, тем качественнее человек выполняет свою работу. Эффективность действий возрастает. Постепенно эмоциональное возбуждение доходит до своего пика, который также известен как оптимальное эмоциональное состояние. Затем, если эмоциональное возбуждение продолжает расти, то эффективность выполнения работы снижается. Это подтверждается законом Йеркса-Додсона. Он гласит, что существует оптимальный эмоционально-мотивационный уровень, к которому необходимо стремиться. Если эмоции превосходят эту планку, то у человека пропадает желание обучаться, он заинтересован только в результате. Появляется страх не получить этот результат. Слишком сильные эмоции становятся вашим врагом, они влияют на появление деятельности другого рода, концентрируют ваше внимание не на том, что нужно в данный момент.
Второй принцип
Этот принцип, объясняющий влияние эмоций на человека, вытекает из закона силы И. П. Павлова. Закон гласит, что возбуждение может перейти в запредельное торможение, если на организм воздействуют сильные раздражители.
Один из наиболее сильных раздражителей – это волнение. Всем нам знакома ситуация, когда из-за волнения мы не можем сосредоточиться на выполнении работы, забываем элементарные вещи, которые ранее не вызывали сложностей. Например, первый полет курсанта летного училища будет проходить под строгим контролем командира, который озвучивает все действия по посадке самолета. Хотя курсант отлично знал всю процедуру, но из-за волнения все забыл. Деструктивное влияние может оказывать и радость. Слишком сильная радость от предстоящей победы может повлиять на выступление спортсмена, и он покажет худший результат, чем мог бы показать.
Второй принцип не так прост, здесь есть ряд оговорок. Высокий уровень возбуждения положительно сказывается на выполнении простых действий. Человек бодрится, перестает быть вялым и пассивным. Средние по сложности дела должны сопровождаться средним возбуждением. А при выполнении серьезных задач стоит снизить влияние эмоций на деятельность человека, чтобы сделать их хорошо.
Если вы ощущаете высокий уровень возбуждения, то лучше не приступать к сложным заданиям. Переключитесь на то, что не требует серьезной мозговой деятельности. Уберитесь на столе, приведите в порядок бумаги. В спокойном состоянии стоит обратить внимание на более сложные дела. Так можно достичь максимальной концентрации внимания и эффективности.
Иногда повышенное возбуждение возникает во время трудового или учебного дня, когда необходимо выполнять сложные задачи. В этом случае нельзя стимулировать тревожность или напряжение. Постарайтесь снять перевозбуждение. Можно ненадолго переключиться на более простые действия, пошутить, использовать жесты поддержки, чтобы снять влияние эмоций.
Третий принцип
Чем выше эмоциональное напряжение, тем хуже мы делаем выбор. Очаги возбуждения приобретают силу, они начинают доминировать над памятью. Так мы перестаем видеть правильные решения. Интенсивные эмоции заставляют игнорировать контраргументы. Человек считает себя абсолютно правым.
Четвертый принцип
Этот принцип сходен с правилом движения по реверсивной полосе. Существует две группы эмоций. Первая – активные, положительные эмоции человека, также называемые стеническими. Сюда относятся те чувства, которые благоприятно влияют на организм, например, восхищение, радость, удивление. Вторая группа – это пассивные эмоции, также называемые астеническими. Скука, грусть, апатия, стыд. Они негативно сказываются на жизненных процессах нашего организма. Обе группы эмоций работают по принципу одностороннего движения.
Работа стенических эмоций происходит следующим образом. Если человек испытывает радость или удивление, то его мозг и другие органы получают дополнительное питание из-за расширения кровеносных сосудов. Человеку несвойственна усталость, наоборот, он старается больше работать, находиться в движении. Нам знакома эта ситуация, когда радость вынуждает бегать, кричать, прыгать от восторга, громко смеяться и сильно жестикулировать. Мы ощущаем дополнительную энергию, силу, которая заставляет нас двигаться. Радостный человек чувствует прилив бодрости. Более того, расширение кровеносных сосудов стимулирует мозг на продуктивную работу. У человека могут возникнуть яркие и неординарные идеи, он быстрее думает и лучше соображает. Во всех областях наблюдается положительная роль эмоций в жизни человека.
Прямо противоположное влияние эмоций на человека наблюдается при астенических эмоциях. Кровеносные сосуды сужаются, из-за чего внутренние органы и, самое главное, мозг испытывают недостаток питания, анемию. Грусть (или другие астенические эмоции) стимулируют бледность кожи, снижение температуры. Человек может чувствовать озноб, затруднение дыхания. Естественно, что качество умственной деятельности снижается, возникает апатия и вялость. Человек теряет интерес к выполнению задач, медленнее соображает. Астенические эмоции провоцируют усталость и слабость. Появляется желание сесть, так как ноги перестают держать. Если пассивные эмоции оказывают долгосрочное воздействие на организм, то и все жизненные процессы начинают испытывать их негативное влияние (может возникнуть депрессия, выйти из которой не всегда просто).
Правило одностороннего движения, о котором говорилось выше, работает в случае однозначных эмоций. У этого правила есть незначительные исключения. Но 90% однозначных эмоций могут либо снизить человеческий потенциал, либо увеличить его.
Но влияние эмоций на деятельность человека не может быть настолько простым. Существуют также неоднозначные эмоции, которые и выступают в качестве полос с реверсивным движением. Они могут обладать разной направленностью, от которой зависит, будет ли влияние на организм благоприятным или отрицательным.
Лучше понять принцип работы поможет такая эмоция как гнев. Если гнев используется в качестве психологического влияния на окружение, то эффективность работы группы и ее равновесие разрушаются. Изменяются эмоции и поведение человека в группе. Зато гнев может стимулировать внутреннюю силу человека, что наоборот, повышает эффективность его работы.
Гнев может оказывать положительное воздействие на конфликтные ситуации, когда они развиваются медленно. Он стимулирует появление разногласий, которые ранее не появлялись, не были обговорены. Гнев обостряет конфликт, что ведет к его разрешению. Поэтому эмоции человека можно распределить по следующим группам:
- однозначные эмоции, положительно влияющие на деятельность;
- однозначные эмоции, отрицательно влияющие на деятельность;
- неоднозначные эмоции, оказывающие двойственное влияние в зависимости от их направленности.
Эмоция как ускоритель
Влияние эмоций на деятельность человека может существенно повышать ее эффективность. За это отвечают разные эмоции. Воздействие оказывается не только на интеллектуальную сферу, но и на остальные области жизни. В группу эмоций, положительно сказывающихся на деятельности, можно отнести:
Принятие. С принятия начинается доверие. Доверие проецирует защищенность и веру в человека, мнение или ситуацию. При наличии доверия мы можем полностью положиться на другого, избавить себя от необходимости контроля, от изучения определенного вопроса.
Доверие. Доверие становится причиной появления многих эмоций, некоторые из них полярные. Например, доверие может стимулировать и любовь, и ненависть. Может стать причиной возникновения разных состояний – и комфорта, и стресса. Атмосфера доверия является благоприятной, однако само это чувство не является мотивацией. Обычно начало работы над многими проектами начинается с принятия и доверия. Они соседствуют с эффективностью деятельности. Чем ниже доверие, тем ниже эффективность. Его наличие определяет внутреннюю атмосферу в любом коллективе. Наблюдается положительное влияние эмоций на деятельность человека.
Ожидание. Ожидание связано с нашими представлениями о результате. Оно возникает еще до того, как появился результат, выражает эмоцию предвосхищения. Ожидание имеет большую силу, чем принятие и доверие. Оно стимулирует деятельность человека, он готов к выполнению любой работы, которая будет направлена на достижение желаемого результата.
Радость. Эта положительная эмоция вызывает ощущения удовлетворения и активности. Она появляется весьма стремительно, часто граничит по силе с аффектом. Человек ощущает радость, когда получает желанный или приятный подарок, новость и так далее. Творчество сильно связано с радостью и с интересом. Эти эмоции в совокупности настраивают нас на конструктивный и продуктивный творческий процесс. Даже если радость не имеет отношения к рабочему процессу, положительное влияние этой эмоции может перейти на деятельность, увеличить ее эффективность. Радость – это сильный стимул, большим по силе будет только удивление.
Удивление. Эта эмоция вызвана сильным впечатлением от необычного или странного предмета или события. Часто удивление называют эмоцией, отвечающей за очищение каналов, т.к. именно оно готовит нервные пути к активности, освобождает их. С помощью удивления мы можем выделить и отметить что-то новое и необычное для нас. Человек отличает старое от нового, стимулирует внимание к нетипичной ситуации, заставляет провести ее анализ. Так повышается эффективность умственной деятельности, так как мозг хочет полностью изучить явление или событие, которое побудило в нем удивление.
Восхищение. Восхищение возникает на небольшой промежуток времени. Иногда это чувство путают с восторгом. Отличие заключается в направленности – восхищение появляется к определенному человеку или предмету. Из всех описанных эмоций восхищение является самой сильной. Она существенно влияет на активность и деятельность, заставляет работать на получение результата. Если человек чувствует восхищение, это значит, что он видит определенное положительное качество. Когда подчиненные следят за ведением успешных переговоров, они стараются достичь тех же высот, которых достиг их руководитель. Когда проект восхищает его участников, то увеличивается их ответственность за результат. А если восхищение соседствует с интересом, то этот симбиоз уже становится верным рецептом успеха.
Разобравшись и поняв, как эмоции влияют на нашу деятельность и жизнь в целом, можно научиться их контролировать. Развитие эмоционального интеллекта – один из этапов в построении внутренней гармонии и серьезный шаг на пути к большому успеху.
Источник