В начале 20 в. язык классического балета казался устаревшим, не способным выразить дисгармонию изменившегося мира и человека, вера в которого была потеряна. Появились идеологи свободного танца, в США он получил название танца модерн, в Европе – contemporary dance/современный танец.
У истоков модерна в Германии стоял теоретик и балетмейстер Рудольф Лабан (1878–1958), на основе теории свободной пластики создавший школу экспрессионизма, выразительного танца и воспитавший учеников: хореографа К. Йосса, танцовщиц М. Вигман, Х. Хольм, Г. Палукка, Х. Кройцберг, И. Георги.
Экспрессивный танец, выражавший эмоциональные состояния аффекта: страха, отчаяния, душевной боли был построен на импровизации, нарочито некрасивых, изломанных и угловатых движениях больших партерных прыжках, перегибах корпуса, выразительности жестов. Уродливое и страшное эстетизировалось и возводилось в символ.
Курт Йосс (1901–1979), пионер немецкого театра танца, создал «Фольквангшуле», первую немецкую профессиональную труппу и школу современного танца. Расширив круг балетных тем, в 1932 сочинил знаменитый антивоенный балет Зеленый стол на музыку Ф. Коэна, ставший культовым в истории модерн-хореографии. Механическая четкость ритма, утрированная выразительность жеста, судорожная пластика корпуса характеризовали поведение человека-марионетки, машины для истребления себе подобных. Йосс стал учителем многих западных хореографов, в том числе знаменитых постмодернистов Марты Куллберг и Пины Бауш.
Источник
Роль танца в гармонизации личности человека
Через эмоциональную сферу мы воспринимаем окружающий мир, а следовательно, от ее здоровья зависит не только наше мировоззрение, но даже здоровье физического тела и эфирного.
Проявления человека в танце, его манера исполнения, яркость, передача музыки, образа, эмоциональная окраска во многом зависят от состояния чувственной сферы и осознания человеком последней. Стиль танцовщицы может зависеть от темперамента человека. Меланхолик наверняка будет выразителен в медленных движениях и танцах, холерики предадут все буйство своей натуры в быстрых, зажигательных связках и комбинациях. [11, С.146.]
По манере исполнения, по внешнему виду танцора, по его глазам, по телу, рукам и т.д. можно судить о состоянии, в котором находится человек, можно судить, насколько танцор погружен в сам процесс танца.
Чем больше человек осознает себя в жизни, тем проще ему быть осознанным в процессе танца, легче понять, что творит его тело, что выражает, что пытается сказать и передать. Естественно, настоящий профессиональный танцор прежде всего несет задуманный образ, пытается донести всю его гамму, красоту и эмоциональное переживание.
Танец может выступать средством достижения гармонии в семье. Ко всему прочему, предложение потанцевать не так настораживает, как, скажем предложение пойти к психотерапевту. Вот несколько несомненных достоинств танца: танец — это общение, он может выполнять как диагностическую, так и терапевтическую функцию; в танце происходит отражение и переобучение.
В семейных взаимоотношениях посредством танца человек может проследить и отрегулировать цикл развития семьи, распределение власти, супружеское общение, установки на брак, и т.д. В танце многие процессы выполняются парами. Но в этом, опять же, очень разные уровни взаимодействий — и не обязательно мужчины и женщины. Например, отец и ребенок, мать и дочь. Все эти отношения можно проигрывать, использовать и выражать в движении.
Танец — это совершенная форма игры. Очень многие сценарии отношений можно оптимизировать. В танце очень легко менять роли. Только что ты вел — и вот уже ведет твой партнер!
Только что было напряжение, конфликт — и вот уже все меняется! Восприятие отношений, которые есть в жизни семьи — не только восприятие, но и развитие. Умом мы понимаем, что любые отношения изменяются, живут во времени, в жизни же очень часто отношения фиксируются.
Танец — своеобразное напоминание и уму, и телу, что отношения постоянно нужно развивать.
Заключение
Мир танца диктует свои законы отображения действительности, основанные не на буквальном соответствии жизненного и художественного материала, а на степени верности метафорическому, поэтическому отражению жизни.
Танец, в силу своих изобразительно-выразительных возможностей более, чем другой вид искусства, чужд натуралистической подробности, житейской повседневности, обыденной достоверности. Язык танца — это прежде всего язык человеческих чувств и если слово что-то обозначает то танцевальное движение выражает, и выражает только тогда, когда находясь в сплаве с другими движениями, служит выявлению всей образной структуры произведения.
В настоящее время перед отечественной психологией и психопрактикой встает задача поиска новых эффективных, наиболее адекватных природе человека диагностических и психокоррекционных методов.
Таким методом является танец. На сегодняшний день традиционным является использование танца как средства выражения эмоций, снятия психологического напряжения, улучшения эмоционального состояния, стимулирования творческой активности и т. д.
Использование танца как средства диагностики и коррекции отношений в группе еще требует своего обоснования.
На настоящий момент существует весьма противоречивое представление о танце. Почти все исследователи сходятся в том, что танец -это ритмическое движение.
Ритму приписываются различные функции, вплоть до магических и космологических. Но дальше рассуждения ученых идут по различным направлениям. Так, одни полагают, что «происхождение танца, по-видимому, чисто сексуального характера», трактуя танец, как моторно-ритмическое выражение сексуальной энергии, как высвобождение эротизма.
Примыкают к этим взглядам и представления о генетической связи танцев людей и танцев животных. Но, как показывает Круткин В. Л., «движения человеческого тела сразу складываются как человеческие, мы нигде не найдем перестроение животных движений в человеческие».
Рассматривая, таким образом, танец как чисто человеческое приобретение, как особый социокультурный феномен, немецкий ученый К. Бюхер на основании большого количества этнографических материалов доказывает, что источником ритмических танцевальных движений первобытного человека является ритмический строй работы. Плеханов Г. В. также подчеркивает взаимосвязь первобытных плясок и технологических процессов того времени, соглашаясь, однако, с тем, что любовные пляски не могут быть объяснены с этой точки зрения и являются все же «выражением элементарной физиологической потребности и. имеют немало общего с любовной мимикой больших человекоподобных обезьян». В противовес этим взглядам И. Хейзинга рассматривает танец как наиболее чистую и совершенную форму игры. С этим нельзя согласиться, так как уже на ранних этапах развития человечества танец играл значительную роль в жизни общества. Как показывает исследование Э. А. Королевой, первобытный танец являлся не только способом психоэмоциональной разрядки и сонастройки членов племени, но и средством накопления, сохранения и передачи опыта подрастающему поколению, средством познания окружающей действительности и самопознания, средством общения между полами. Кроме того, танец приобретает знаковую функцию, становясь своеобразным социальным маркером, признаком принадлежности к тому или иному роду.
Таким образом, с точки зрения психологического подхода танец — это текст, который мы понимаем как совокупность знаков, имеющих пространственно-временную структуру и несущих информацию о состояниях чертах характера и отношениях личности. Именно на этом принципе построен «новый танец» А. Дункан, который определяется ею как «движение, в совершенстве выражающее данное индивидуальное тело, данную индивидуальную душу».
Кроме биологического, социокультурного и психологического подходов к танцу, в литературе можно встретить идеи космического смысла танца , которые основаны на понимании танца как «движения особого рода» , выражающего ритмы Вселенной, ритмы самой Жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что танец — это сложный и многогранный феномен, который может быть понят только в единстве биологического, психологического, социокультурного и философско-космологического аспектов. Исходя из этого, танец можно определить, как
1.Форму невербального катарсиса. С этой точки зрения танец выполняет ряд функций, а именно:
· функцию катарсического высвобождения сдерживаемых, подавляемых эмоций, в том числе — социально нежелательных;
· как результат первых двух — функцию саморегуляции.
2.Спонтанные движения человека, имеющие пространственно- временную структуру и выражающие всю сущность исполнителя: его характер, состояния, отношения.
Таким образом, с психологической точки зрения, танец является элементом спонтанного невербального поведения человека и является пусковым механизмом процессов интерпретации в общении /см. 23/. Функции танца в этом контексте следующие:
· функция показателя активного эмоционального состояния партнера;
· функция создания образа партнера по танцу;
· функция индикации сложившихся отношений между партнерами и их изменений.
Список литературы
1. Бебик М.А. Использование танце-двигательной терапии в решении проблемы самопринятия. М., МГУ, 1997, 100с.
2. Гельниц Г., Шульц-Вульф Г. Ритмика — музыкальная двигательная терапия, как основа психогигиенического подхода к ребенку. // Психогигиена детей М: Медицина, 1995. — С. 186-208.
3. Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. 1998. N 4. С.50-63.
4. Гленн Вильсен. Психология артистической деятельности. Москва, Когито-центр, 2001.
6. Дункан А. Моя жизнь. Танец будущего. – М.: Книга, 2005 – 345с.
7. Желателев Д.В. Образ тела в самосознании старшеклассника и оценка его педагогом. Автореферат диссертации канд. психол. наук. СПб., 1999. 16с.
8. Захаров Р. Слово о танце. – М.: Молодая гвардия, 1989.
9. Каган М. С. Морфология искусства.–М.: Искусство, 2004 – 324с.
10. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. — М.: Искусство, 2003 – 424с.
11. Карла Л. Ханнафорд. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Пер. с англ. Москва, 1999. 238с.
12. Кнастер Мирка. Мудрость тела. Москва, ЭКСПО, 2002.
13. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. М., 2005. 255 с.
14. Круткин В. Л. Антология человеческой телесности. – Ижевск: Радуга, 2003 – 356с.
15. Куракина С. Н. Феномен танца (социально-философский и культурологический анализ). Автореф. на соиск. учен. Степ. канд. философск. наук. — Ростов-на-Дону, 1994 – 70с.
16. Лабунская В. А. Введение в психологию невербального поведения. Ростов-на-Дону, 2004 – 415с.
24. П.Фейдимен Д., Фрейгер Р. Вильгельм Райх и психология тела // Личность и личностный рост. Выпуск 2. – М.: Исток, 2003 – 453с.
25. Пасынкова Н. Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности//Психол. журнал. – 2002. – №4. – С. 142-146.
26. Роджерс Н. Творчество как усиление себя //Вопросы психологии. — 1999.–№1.–С. 164-168.
27. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М.: Прогресс, 2005 – 478с.
28. Руднева С.Д., Пасынкова Н. Б. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения// Психологический журнал. — 1992.–№3–С. 84-92.
29. Руководство по телесно-ориентированной терапии. СПб: Речь, 2000. 256с.
30. Старк А. и Хендрикс К. Танцевально-двигательная терапия. Пер. с англ. // Ярославль, 1994. 116с.
31. Танцевально-двигательная терапия //Журнал практического психолога. Специальный выпуск №3, 2005.
32. Фельденкрайз М. Искусcтво движения. Уроки мастера. Москва, ЭКСМО, 2003. 148с.
33. Фельденкрайз М. Осознавание через движение: 12 практических уроков. М.- СПб, 2000. 160с.
34. Фомин А.С. Танец: понятие, структура, функции. М.: Книга, 1990 32 с.
35. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии. Сост. Баскаков В. // Москва, 2001, 238с.
37. Шкурко Т. А. Теоретическое обоснование использования танца как средства коррекции отношении в семье // Современная семья: проблемы и перспективы. — Ростов-на-Дону, 1998. – С. 67-68.
Теоретические положения, цели и задачи танцевально-экспрессивного тренинга
Коррекционная работа психолога в школе — Психотерапия
1. Личностно-динамический подход к экспрессии человека
В основу танцевально-экспрессивного тренинга положен развиваемый В. А. Лабунской личностно-динамический подход к экспрессии человека. В работах В. А. Лабунской [1989, 1990, 1999, 2009, 2010] представлены личностно-динамический подход к феномену «экспрессия человека», структурно-функциональный подход к анализу экспрессивного, невербального общения, подход к интерпретации экспрессивного поведения как творческому процессу. Она определяет экспрессивное поведение как «социально и биологически обусловленный способ организации невербальных средств выражения личностной „структуры»» [Лабунская, 1999, с. 34], как форму «объективации внутреннего мира человека». Невербальное поведение является инструментом познания внутреннего мира личности, так как «оно и есть часть этого мира, форма его существования» [Лабунская, 1999, с. 33]. В связи с этим невербальное поведение рассматривается В. А. Лабунской в качестве внешнего экспрессивного «Я» личности, внешней формы существования и проявления ее психического мира.
Рассматривая экспрессивное поведение как сложное, многокомпонентное образование, В. А. Лабунская доказывает следующие положения: 1. Экспрессивное поведение полисемантично, оно несет информацию о состояниях, психологических и социально-психологических качествах личности, а также об особенностях ее взаимоотношений с другими. 2. Формирование невербального поведения личности осуществляется на стыке природных форм выражения переживаний, отношений и социокультурных способов поведения, взаимодействие между которыми опосредовано общением. 3. Взаимосвязь между определенным экспрессивным поведением и какими-либо психологическими особенностями человека не является однозначной. Исходя из этого, В. А. Лабунская говорит о «поле психологических значений» невербального поведения. 4. Экспрессивное поведение имеет многокомпонентное строение и включает в себя акустическую, оптическую, тактильно-кинестетическую, ольфакторную и проксемическую структуры, каждая из которых в свою очередь делится на подструктуры и компоненты. 5. Экспрессивное поведение предстает в общении в двух видах: невербального поведения личности и невербального поведения диады, группы или невербальной интеракции. Эффект «невербальной интеракции» создает взаимодействие между кинеси- ческой, такесической структурами невербального поведения и пространственно-временными компонентами общения — проксемикой (вид ориентации партнеров друг относительно друга — варьирует от «лицом к лицу» до «спина к спине»; месторасположение в пространстве общения; дистанция между партнерами; персональное пространство каждого из них, время общения). 6. На основе анализа ряда экспериментальных исследований зарубежных ученых В. А. Лабунской подчеркивается, что невербальная интеракция, ее кинесико-проксемические паттерны несут информацию о трех главных компонентах межличностных отношений: 1) аффилиации (притяжении, любви) — отталкивании, ненависти; 2) доминировании — подчинении; 3) включенности — «отсутствии». Эти три компонента соответствуют трем группам отношений, которые были выделены в исследовании отечественных психологов В. В. Столина, Н. И. Голосовой [1982] и рассматриваются ими как основные координаты эмоционального отношения человека к человеку: симпатия — антипатия; уважение — неуважение; близость — отдаленность. Этот вывод доказывает, что в ходе общения участникам невербальной интеракции, а также ее наблюдателям, с помощью кинесико-проксемических форм невербальной интеракции, в которые включены кинесиче- ская структура невербального поведения каждого из партнеров, дистанция, ориентация, месторасположение партнеров и их персональное пространство, становится представленной для осознания, оценки, изменения системы их взаимоотношений. Данная система взаимоотношений становится более очевидной при подключении в структуру невербальной интеракции такой подструктуры невербального поведения, как такесика (система прикосновений). В. А. Лабунская пишет: «Нет более четкого и ясного индикатора затрудненного общения, изменения отношений между людьми, чем такесика» [Лабунская, 1999, с. 229]. Если исходить из этого, то диадный танец представляет собой «идеальную» модель для изучения, развития и изменения отношений между партнерами. 7. Кинесико-проксемические паттерны взаимодействия выполняют разнообразные функции, среди которых для нас представляют особый интерес диагностические, регулятивные и образовательные (создание образа о человеке). Известно, что состояния, качества личности, отношения не даны воспринимающему непосредственно, а «закодированы» в особенностях поведения и деятельности человека. С помощью социально-психологической интерпретации, которая понимается В. А. Лабунской как «процесс установления всей иерархии связей» [Лабунская, 2009, с. 77] между объектными и субъектными свойствами человека, между «внешним»» и «внутренним»», личность воспринимаемого человека во всем многообразии его качеств и отношений становится представленной субъекту восприятия в образе-представлении. Интер — претация достаточно субъективна, содержит в себе личностные определения одного человека другим, выражает отношение субъекта к объекту суждения. 8. Невербальное поведение другого человека является пусковым механизмом разворачивания процессов социально-психологической интерпретации. Осознанное же установление связей между невербальным поведением и психологическими особенностями субъекта восприятия осуществляется личностью в том случае, если в общении возникает некоторая проблема или перед ней ставятся соответствующие задачи. Содержание интерпретации зависит как от «эталонных», так и от индивидуальных интерпретационных схем, в которых закреплен опыт, накопленный личностью при соотнесении внешних, наблюдаемых элементов невербального поведения человека и его психологических характеристик. В результате исследований, проведенных В. А. Лабунской (1990), была создана «Методика свободной семантической оценки невербального поведения», позволяющая выявить структуру и содержание «эталонных», «деперсонализированных» интерпретационных схем. Эти схемы дают представление о различных индикативных и функциональных возможностях экспрессивного поведения личности и экспрессивного поведения диады, группы («невербальной интеракции») в плане формирования образа человека и его отношений. Так, например, в центре «семантического поля» психологических значений поз человека находится категория «отношение», мимики — «эмоциональные состояния», невербального поведения диады, группы — «формы взаимодействия». То есть мимика оценивается воспринимающим субъектом в первую очередь как знак эмоциональных состояний, поза — отношений, а невербальная интеракция служит индикатором сложившихся между партнерами форм взаимодействий.
6.2. Сравнительный анализ танца и экспрессии
Структурные схемы индивидуального, диадного и группового кругового танца Проведем сравнительный анализ таких явлений, как экспрессия и танец, с точки зрения некоторых критериев: время и источник возникновения, детерминанты формирования, основные свойства, виды, функции, структура и схемы анализа. 1. Время и источник возникновения. В самом общем смысле к экспрессии относят выразительные движения. Большинство исследователей [Горелов, 1980; Лабунская, 2009; Луговая, 1991; Ромм, 1994, 2006] подчеркивают историческую древность экспрессивного поведения, существование выразительных движений уже в «доречевой эпохе». Согласно этой позиции выразительные движения предшествовали звуковой речи и служили средством общения и взаимодействия для человека. Танец же — это «ритмичные» выразительные движения [Королева, 1977]. И. Курис отмечает: «В начале танцев, как таковых, не существовало, были экспрессивные телодвижения, естественно выражающие эмоциональные порывы, которые постепенно приобретали определенный ритм и значение» [Курис, 1994, с. 97]. То есть, с данной точки зрения, экспрессия — более древнее явление, чем танец. Одновременно и танец, и экспрессия имеют своим источником исторически первую форму языка — «всеобщий телесный жест» [Луговая, 1991]. Таким образом, экспрессивное поведение и танец имеют один источник и время (доречевая эпоха) возникновения. 2. Детерминанты формирования. Известно, что формирование экспрессивного поведения осуществляется под влиянием многообразных биосоциальных факторов [Лабунская, 2009]. Что же касается танца, то выделенные нами выше его основные характеристики также свидетельствуют о многообразной обусловленности его функций в истории человечества. 3. Основное свойство экспрессии человека и танца — это движение. К описанию и анализу экспрессивного поведения и танца могут быть применены такие параметры движений, как произвольность-непроизвольность, интенсивность-расслабленность, стереотипность-разнообразие, спонтанность-конвенциальность, гармония-дисгармония, симметрия-асимметрия, типичность-индивидуальность и др. [Лабунская, 1999], а также система описания движений, предложенная Р. Лабаном [Laban, 1960]. Отличие между экспрессивными и танцевальными движениями — в большей ритмичности последних. 4. Основные виды. Экспрессивное поведение представлено в трех видах: индивидуального невербального поведения, невербального поведения диады и невербального поведения группы. Проведенный нами анализ различных исследований в области истории развития танца [Шкурко, 2005] также позволяет говорить о трех основных видах танца: индивидуальном, диадном (парном), групповом. 5. Функции. Танец и экспрессивное поведение выполняют сходные функции. Экспрессивное поведение, в отличие от танца, выполняет также в общении определенные функции, связанные с речью. Но основными функциями как для экспрессивного поведения, так и для танца являются индикативно-диагностические, регулятивные и коммуникативные. Эти функции по-разному представлены в различных видах танца. Близкая дистанция в парном танце, наличие прикосновений, расположение «лицом к лицу» и пересечение персональных пространств партне — ров, которые имеют, по некоторым данным [Лабунская, 1999], эллипсообразную форму, свидетельствуют о близком личностном общении партнеров. Групповой танец предполагает не очень близкую дистанцию и взаимонепересекающиеся персональные пространства партнеров, что рассматривается нами как реализация внутригрупповых отношений. Индивидуальный танец, осуществляемый в одиночестве, без обращенности к реальному или воображаемому партнеру, рассматривается нами как аутокоммуникация, основная цель которой — самопознание и саморегуляция. 6. Структура экспрессивного поведения и танца. К танцу (индивидуальному, парному и групповому) могут быть применены схемы анализа невербального поведения, предложенные В. А. Ла- бунской [Лабунская, 1999, 2009]. Так, танец может быть проанализирован с точки зрения его структуры. Круг структур танца уже круга структур невербального поведения. Индивидуальный танец состоит преимущественно из двух основных структур: кине- сической (оптическая система отражения) и такесической (так- тильно-кинестизическая система отражения). Значение акустической структуры невелико — в данном случае имеется в виду роль слухового анализатора при восприятии различных звуков, производимых танцором, так называемых «авербальных действий». Несколько иная структура танца парного и группового. К кинеси- ческой и такесической структуре подключается проксемическая. Такая структура экспрессивного поведения, как система запахов, приобретает особое значение в ситуации парного танца мужчины и женщины. Схема невербальной интеракции полностью применима к анализу парного и группового танца. Так, парный (рис. 10) и групповой (рис. 11) танец могут быть проанализированы с точки зрения кинесико-такесико-проксемических форм танцевальных интеракций. Основными компонентами этих форм являются: 1) кинесико-такесическая структура партнеров (разнообразные движения тела, их сочетание и система прикосновений); 2) дистанция; 3) персональное пространство; 4) месторасположение партнеров; 5) ориентация относительно друг друга.
Рис. 11. Структурная схема группового танца Таким образом, танцевальное взаимодействие партнеров — это, по сути, невербальная интеракция. Значит, в танцевальном взаимодействии также проявляются три главные компоненты межличностных отношений: симпатия — антипатия, уважение — неуважение, близость — отдаленность, и, следовательно, становятся представленными партнерам по танцевальной интеракции для осознания, анализа и изменения. Вышесказанное позволяет обосновать использование танца при разработке новых методов социально-психологической работы, к которым мы относим и предлагаемый здесь танцевально-экспрессивный тренинг. Результаты сравнения экспрессивного поведения и танца по выделенным выше критериям позволяют сделать вывод о том, что эти два явления имеют одну и ту же природу, источник возникновения, одни параметры описания, к ним применимы одни и те же схемы анализа. Однако круг компонентов и функций танца уже, чем круг компонентов и функций экспрессивного поведения, что позволяет говорить о танце как об особой форме экспрессивного поведения. Понятие «экспрессивное поведение» (невербальное поведение) является для понятия «танец» родовым.
3. Основные теоретические положения ТЭТ
В основу разработки программы танцевально-экспрессивного тренинга легли следующие теоретические положения: 1. Базовым представлением, лежащим в основе танцевальноэкспрессивного тренинга, является представление о танце как особой форме экспрессивного поведения человека. 2. Положение о полифункциональности танца (его социально-психологических, психотерапевтических и психофизиологических функциях) — функции выражения чувств, отношений личности; функции установления и регуляции отношений; функции диагностики отношений; функции создания образа; функции самопознания и познания других; функции понимания и взаимопонимания; объединяющей функции; катарсической функции; функции психофизической регуляции. 3. Положение о трех основных видах танца: индивидуальном танце, диадном танце и групповом танце. Индивидуальный танец, осуществляемый в одиночестве, без обращенности к реальному или воображаемому партнеру, рассматривается как аутокоммуникация, основная цель которой — самопознание и саморегуляция. Диадный танец рассматривается как реализация межличностных отношений, а групповой танец — как актуализация внутригрупповых отношений. 4. Положение о строении танца как особой формы экспрессивного поведения, которое включает преимущественно три основные невербальные структуры: кинесику, такесику и проксемику. Диадный и групповой танец представляют собой невербальную интеракцию или «танцевально-экспрессивную интеракцию». 5. Положение об интерпретации танца: категория «отношение» является центральной в структуре социально-психологической интерпретации различных паттернов танцевального взаимодействия. Рассмотрение танцевального взаимодействия через призму невербальных (такесико-проксемико-кинесических) паттернов взаимодействия дает его участникам доступ к системе отношений каждого из них: к отношениям к себе, к Другому (к конкретному Другому и к Обобщенному Другому), к миру — к глубинным проблемам личности: проблемам любви и ненависти, дружбы — вражды, симпатии — антипатии, уважения — неуважения, близости — отдаленности к Другим. Индивидуальный танец рассматривается, таким образом, как экспрессивная презентация личности, ее системы отношений; диадный танец в этом контексте рассматривается как реализация системы отношений личности, в первую очередь отношений к конкретному Другому; а групповой танец — как реализация преимущественно внутригрупповых отношений: отношения к себе как члену группы, отношения к другим как членам группы, отношения к группе как целому, отношения к Обобщенному Другому. Особое место среди вышеназванных видов танца принадлежит диадному танцу. Его исполнение предполагает взаимность, некий баланс самовыражения участников, баланс включения и контроля, баланс ответственности, баланс доминирования и подчинения. В силу того, что в диадном танце задействована такая подструктура невербального поведения, как такесика, становится возможным использовать диадный танец в качестве модели для изучения близких эмоциональных отношений личности. Диад- ный танец в танцевально-экспрессивном тренинге рассматривается в качестве мощного диагностического и коррекционного инструмента. Запуск танцевального взаимодействия в тренинговой группе дает возможность участникам «столкнуться» с большим количеством разнообразных других, не похожих на свои собственные форм самовыражения, сопряженных с отношениями и взаимоотношениями; запуск процессов интерпретации в группе — осознать свои реальные отношения: к группе, к себе, к конкретным Другим, к миру в целом, а также причины этих отношений.
4. Цели и задачи танцевально-экспрессивного тренинга
Целью танцевально-экспрессивного тренинга является развитие и изменение системы отношений и взаимоотношений личности, которая конкретизируется в следующих задачах: 1) осознание участниками своего танцевально-экспрессивного репертуара, сопряженного с определенными паттернами межличностных отношений и отношений в группе; 2) развитие участниками репертуара межличностных отношений (как позитивных, так и негативных) за счет расширения и развития танцевально-экспрессивного репертуара; 3) отреагирование участниками группы негативных чувств и отношений; 4) повышение спонтанности участников в выражении различных чувств и отношений; 5) стимулирование у участников активности и инициативы в установлении и поддержании отношений; 6) возникновение общих позитивных чувств и взаимоотношений между участниками группы. Дополнительными целями тренинга являются: 1) признание участниками тренинга за собой и другими права на непохожесть, нетипичность, уникальное существование; 2) развитие чувствительности к разнообразным проявлениям личности другого человека; 3) развитие способности к эмпатии и безоценочному принятию другого человека; 4) актуализация и изменение отношений в группе, развитие членов группы как субъектов отношений, оптимизация социально-психологического климата.
5. Основные понятия танцевально-экспрессивного тренинга
5.1. Понятие невербальных паттернов взаимодействия Невербальные паттерны взаимодействия — «относительно устойчивые, взаимообусловленные совокупности элементов невербального поведения и проксемики общения, отличающие один вид взаимодействия от другого. Они выполняют не только социальные функции регуляции, идентификации, стратификации, адаптации, но и социально-психологическую функцию демонстрации отношения к другому, к самому себе, принятия себя и ожидания определенного поведения от других» [Лабунская, 1999, с. 38]. 5.2. Понятие экспрессивного репертуара и его основные характеристики Экспрессивный репертуар личности — совокупность многообразных форм и паттернов движений, формирование которых осуществляется на стыке природных форм выражения переживаний, отношений и социокультурных способов поведения и опосредовано общением. Основными характеристиками экспрессивного репертуара являются: степень дискретности — континуальности, степень произвольности — непроизвольности, степень осознанности — неосознанности, степень целенаправленности — нецеленаправленности, степень интенциональности — непреднамеренности, степень определенности — неопределенности, степень абстрактности — конкретности, степень устойчивости — вариабельности, степень однозначности — многозначности, линейность — пространственновременная целостность, интенсивность, динамичность, симметрия — асимметрия, гармония — дисгармония, типичность — индивидуальность [Лабунская, 1999]. Также экспрессивный репертуар и отдельные движения могут быть проанализированы по факторам пространства (прямые — непрямые), силы (мощные — легкие), времени (быстрые — медленные) и течения (свободные — ограниченные) [Laban, 1960]. 5.3. Понятие танцевально-экспрессивного стереотипа Под танцевально-экспрессивным стереотипом мы будем понимать совокупность устойчивых (при изменении обстоятельств), стандартизированных, общепринятых паттернов танцевально-экспрессивных движений, складывающихся под влиянием личностных и социальных факторов. Следует различать индивидуальный танцевально-экспрессивный стереотип, обусловленный индивидноличностными и социально-психологическими особенностями человека (темперамент, характер, пол, возраст, качества личности, система отношений, статус и т. д.), и «деиндивидуализированный», складывающийся под влиянием социокультурных факторов (политическое, социально-экономическое, духовное развитие общества). Индивидуальный танцевально-экспрессивный стереотип состоит из устойчивых, стандартизированных экспрессивных движений, отражающих «типичные» для данного человека формы его отношений к себе, к другим и к миру в целом. «Деиндивидуализированный» танцевально-экспрессивный стереотип отражает особенности отношения группы людей к себе, их взаимоотношений с другими людьми и с миром, является признаком принадлежности к определенной социальной (или возрастной) группе. Овладение деиндивидуализированным танцевально-экспрессивным стереотипом служит условием включения в данную группу [Шкурко, 2005]. Источник Шкурко Т. А. Танцевально-экспрессивные технологии в психологической практике: танцевальная психотерапия и танцевально-экспрессивный тренинг: учебник / Т. А. Шкурко ; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2017. — 224 с.