Экспериментальное изучение эмоций (Джемс, Дарвин, Ланге, Моссо, Фере, Тарханов и др.).
Существенным толчком к экспериментальному изучению элементарных чувств и эмоций явилась моторная теория эмоций Джемса-Ланге, выдвинутая почти одновременно и независимо друг от друга американским ученым В.Джемсом (1884) и датским физиологом С.Ланге (1885). Согласно названной теории эмоции представляют собой осознание телесных органических изменений, вызванных восприятием какой-либо ситуации. Различие точек зрения В.Джемса и С.Ланге состояло лишь в том, что у первого теория имела более общий характер, тогда как теория С.Ланге связывала эмоциональные переживания только с динамикой вазомоторных реакций.
Истоки возникновения теории Джемса-Ланге восходят к античной эпохе. Известно, что уже древними учеными была замечена тесная связь аффектов с двигательными проявлениями. Особенно в отчетливой форме эту связь устанавливали Аристотель и Гален. В средневековье Авиценна провел ряд оригинальных экспериментов, которые, вероятно, следует считать первыми в области изучения эмоций у человека и животных. Авиценна, например, впервые воспользовался показаниями пульса в качестве индикатора интенсивности аффективных переживаний. В Новое время Р.Декарт во всей полноте показал неразрывную связь «страстей» с течением «животных духов» и движениями тела. В XVIII в. французский врач и философ Ж.Ламетри также указывал на органическую связь эмоций и чувств с внутрителесными изменениями, подчеркивая, что «горе сжимает диаметр сосудов» [65, с.86].
В XIX в. положение о телесном выражении эмоций все более укореняется. Особую роль здесь сыграли исследования английских ученых Ч.Белла и Ч.Дарвина. Ч.Бел-лом было показано, что эмоциональное состояние ярко выражается особыми сочетаниями движений мышечных групп лица. В этой связи он считал полезным для художников и скульпторов изучение анатомии и физиологии человека. К этому же призывал художников Леонардо да Винчи в эпоху Возрождения.
В генетическом плане сходное положение было обстоятельно раскрыто в работе Ч.Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1872). В этой книге Ч.Дарвин выдвинул теорию эмоций, опирающуюся на три основные принципа. Главным среди них является принцип «полезных ассоциированных привычек», согласно которому выразительные движения при эмоциях являются рудиментами ранее биологически полезных для организма движений. Например, выражение печали есть ослабленная форма подлинного плача младенца. Самим Ч.Дарвиным был введен один из методов, который станет в психологии типичным приемом для изучения эмоций по выражению лица. Им брались фотографии с изображениями различных эмоциональных состояний. От испытуемого требовалось определить содержание выражаемой эмоции.
Все сказанное выше и явилось исторической предпосылкой рождения моторной теории Джемса-Ланге, получившей первоначально широкое распространение. Оставляя пока в стороне спорные положения в этой теории, следует, вместе с тем, признать ее положительное значение с точки зрения возможности использования экспериментальных методов при изучении эмоций. Ценность теории Джемса-Ланге в том и заключалась, что она открывала широкий простор для внедрения физиологических методов исследования в эту область психологии. Положение о том, что эмоциональные состояния сопровождаются комплексом моторных и сосудистых изменений, вело к мысли о принятии этих физиологических симптомов в качестве объективных и экспериментально-измеряемых индикаторов различных эмоциональных реакций. Приемы, с которыми было связано экспериментальное изучение эмоций по их телесным и органическим проявлениям, были названы немецким психологом О.Кюльпе общим именем — «методом выражения». Метод выражения предполагает инструментальную регистрацию различных двигательных и вегетативных изменений, сопровождающих эмоциональные переживания. Техника и аппараты, необходимые для этой цели, были заимствованы психологией у физиологии, где они были созданы и широко применялись при изучении механики дыхания, сердца, сосудов и т.п.
Из технических средств для регистрации изменений дыхательных функций чаще всего применялись пневмограф и аппарат для записи потока воздуха. Для регистрации сердечно-сосудистых реакций употреблялись плетизмографы, с помощью которых определялся объем сосудов, сфигмограф, фиксирующий изменения силы и скорости пульса, сфигмометр, определяющий величину давления крови, кардиотахометр, предназначенный для оценки скорости ударов сердца. Кожногальваническая реакция измерялась гальванометрами различной модификации. Мышечное напряжение и сила движения регистрировались эргографами, динамометрами, динамографами.
Первые экспериментальные исследования эмоциональных состояний по методу выражения были проведены А. Моссо (1881), Ш. Фере (1888) и И.Р.Тархановым (1890). Наиболее известные работы А. Моссо были связаны с выяснением влияния умственной работы и некоторых эмоциональных переживаний на объем мозга и других частей тела (руки, ноги). Для этой цели использовался изобретенный им самим плетизмограф. Кроме объема мозга А. Моссо регистрировал сдвиги и других физиологических функций: напряжение мышц (эргограф Моссо), температура тела и мозга.
В 1887 г. Ш. Фере также попытался установить различие в симптоматике отдельных чувств и аффектов при помощи движений, которыми они сопровождаются. Через год Ш.Фере обнаруживает психогальванический феномен, проявляющийся в повышении электрического тока, приложенного к коже при воздействии сенсорных раздражителей (звук метронома, запах, цвет), а также при стенических формах эмоций. Автор связывал этот феномен с понижением электросопротивления кожи в результате потоотделения при выполнении какой-либо психической деятельности и при стенических эмоциональных переживаниях.
Как уже отмечалось выше, аналогичное явление независимо от Ш. Фере было открыто И.Р.Тархановым. Он нашел, что между двумя участками кожи всегда образуется разность потенциалов (внутрисоматический ток). Если эту разность потенциалов снять внешним током обратного направления, а затем испытуемому предложить различные сенсорные раздражения или какую-нибудь умственную работу, или вызвать какой-либо аффект, то оказывается, что во всех этих случаях происходит понижение сопротивления кожи, в результате которого вновь обнаруживается действие внутрисоматического тока, отклоняющего стрелку гальванометра в ту или другую сторону. Психогальванический метод, открытый Ш. Фере и И.Р.Тархановым, станут широко применять в конце XIX и особенно в начале XX столетия.
Общим итоговым выводом большинства первых экспериментальных исследований (А. Моссо, Ш. Фере, И.Р.Тарханов, А. Бине, М. Леманн, П. Менц, Э. Мейман, В.Вундт) был вывод о том, что при чувстве удовольствия все физиологические симптомы повышаются и усиливаются, тогда как при чувстве неудовольствия они снижаются и ослабляются. Экспериментальные данные показали также, что телесные проявления чувств наступают позднее самих аффектов а это значит, что исходные принципы теории Джемса-Ланге оказались несостоятельными. В последующем периферическая моторная теория эмоций Джемса-Ланге и вовсе была отвергнута под влиянием новых данных, полученных в исследованиях В. Кеннона, Ч. Шерингтона, и тем более в современных физиологических и нейрофизиологических исследованиях. Хотя теория Джемса-Ланге в основе своей оказалась неправильной, полностью снять ее значение для развития психологии, особенно экспериментальной, было бы неверно. Эта теория послужила в конце XIX в. теоретическим ориентиром для применения физиологических, объективных методов к изучению эмоциональной жизни человека.
Наряду с методом выражения, широко вошедшим в практику психологических исследований, большую роль в изучении эмоций сыграл и так называемый «метод впечатления». Начало этому методу было положено И.Гете, изучавшим действие цвета на чувства, но полную методическую разработку этого приема осуществил Г. Фехнер, когда он занимался вопросами экспериментальной эстетики. Вначале метод впечатления был предназначен для изучения эстетических чувств и суждений. Психологи же стали его применять для изучения элементарных чувств и эмоций.
Цель фехнеровских опытов в области эстетики сводилась к определению того, как и в какой степени разнообразные ощущения цвета, света, цветовых тонов и их сочетаний в пространстве и времени оказывают на человека эстетическое воздействие. Так, в области зрения источником эстетического чувства могут быть световые и цветовые комбинации, различные пространственные формы. В области слуха — это гармония (сочетание тонов), ритм, в области движений — пространственно-временные отношения слуховых и зрительных восприятии.
Существенным для метода впечатления является прием субъективного сравнения и оценки двух или более одновременно или последовательно предъявляемых раздражений, на основе которых субъект производит выбор предпочитаемого или отвергаемого внешнего предмета. Опыты Г. Фехнера были связаны в основном с эстетической оценкой различных геометрических форм (прямоугольники, треугольники, эллипсы и др.). Определение эстетической оценки проводилось тремя способам, или их комбинациями. Первым из них является метод выбора, при котором испытуемому предлагается выбрать наиболее приятный из предъявляемых объектов. Второй прием, названный методом изготовления или репродукции, предполагал самостоятельное изготовление таких геометрических форм и отношений, которые человеку более всего нравятся. Третий способ, известный под названием «метод применения,» заключался в выяснении того, как часто в практической жизни применяются те или другие геометрические формы различных предметов обихода (форма, размер, цвет книг, визитных карточек, конвертов, плиток шоколада и т.п.).
Впоследствии все эти приемы использовались в лаборатории В.Вундта, а также в лабораториях других стран. Итогом подобных исследований было построение для каждого из испытуемых аффективных кривых удовольствия и неудовольствия. В 90-х гг. XIX в. намечается тенденция объединения метода впечатления с методом выражения. Эта новая тенденция объясняется стремлением обеспечить объективный контроль тех субъективных оценок, которые даются человеком при методе впечатления (П.Менц, Э.Мейман, М.Браун).
Кроме двух основных экспериментальных методов изучения эмоций, очень часто применяли различного рода опросники, фото-киносъемку для регистрации мимики лица, позы тела и других выразительных движений, сопровождающих эмоции человека.
Итак, к началу XX столетия была поставлена на экспериментальную основу еще одна область психологии. Созданная экспериментальная база для разработки проблемы эмоций позволила психологии совместно с другими примыкающими к ней науками (физиология и нейрофизиология, психофизиология и нейропсихология) в течение всего последующего периода развернуть широкий фронт экспериментальных исследований, создать новые оригинальные методы, позволившие в свою очередь раскрыть многие тайны и продвинуть далеко вперед наши знания о природе и механизмах эмоций.
Источник
Экспериментальные исследования эмоций: аффект и стресс, тревога и тревожность, фрустрация.
Аффект нарушает всю энергетику организма, а так как корни всякого аффективного состояния сосредоточены, конечно, в деятельности его нервной системы, дающей ответы и на внешние, и на внутренние раздражители, то ясно, что максимальные отклонения при аффекте наблюдаются именно в высших нервно-психических процессах: мышлении, скорости и правильности ответов организма, распределении и устойчивости его внимания, закреплении и сохранении его навыков и т.д. Совершенно понятно, что психологи именно здесь старались найти характеризующие аффект явления; ряд психиатров, работавших в Крепелина, и особенно ряд психологов школы Юнга установили, что аффект прежде всего нарушает нормальное течение ассоциаций, что при сильном аффекте ассоциации обычно резко задерживаются.
Опишем метод, применявшийся до сих пор исследователями для экспериментальной диагностики причастности к преступлению.
Задачи экспериментальной диагностики причастности сводятся к тому, чтобы уметь вызвать искомые аффективные следы и, с другой стороны, уметь их объективно проследить, зафиксировать.
Обе эти задачи осуществлялись в одном методе, который приобрел достаточное оправдание в диагностике аффективных следов, именно в методе ассоциативного эксперимента. Метод этот состоит в том, что испытуемому предъявляется какое-нибудь слово, на которое он должен ответить первым словом, пришедшим ему в голову. Дело резко меняется, когда мы предъявляем испытуемому слово, возбуждающее у него то или иное аффективное воспоминание, тот или иной аффективный комплекс. В этих случаях ассоциативный процесс сильно тормозится; испытуемому или приходит в голову сразу много ответных слов, которые путают его обычный ход ассоциаций, или же ничего не приходит в голову, и он долго не может дать требуемой от него ассоциативной реакции. Предъявляя сидящему перед нами испытуемому одно за другим слова из составленного нами списка в качестве слов-раздражителей, мы просим его каждый раз отвечать любым первым пришедшим ему в голову словом; мы записываем данный им ответ и регистрируем в десятых (или сотых) долях секунды время, затраченное на этот ассоциативный процесс.
Для того чтобы выявить скрытые при ассоциативном процессе механизмы, мы связываем словесный ответ с нажимом руки, регистрируемым очень точным способом. Оказывается, что состояние моторной сферы очень точно отражает нервно-психическое состояние испытуемого и дает объективную характеристику структуры протекающей реакции.Каждое колебание испытуемого, столкновение различно направленных тенденций, возбуждение, задержка и вытеснение пришедшего в голову ответа — короче, все процессы, недоступные для непосредственного наблюдения, с достаточной резкостью отражаются именно на моторной сфере.
ТЕОРИЯ ДЖЕМСА-ЛАНГЕ. Ланге (1890), Джемс(1892) выдвинули теорию, что эмоции есть восприятие ощущений, вызванных изменениями в теле вследствие внешнего раздражения. Внешнее раздражение, служащее причиной возникновения аффекта, вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхания, в кровообращении, в тонусе мышц Т.е эмоции являются суммой органических ощущений. Вследствие этого во всем теле при эмоции испытываютяс разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоций.
Обыкновенно говорят: мы потряли близкого человека, огорчены, плачем; мы повстречали медведя, испугались, дрожим; мы оскорблены, приведены в ярость, наносим удары. А согласно теории Джемса-Ланге, порядок событий формулируется так: мы опечалены, потому что плачем; боимся, потому что дрожим; приведены в ярость, потому что бъем. Если бы телесные проявления не следовали немедленно за восприятием, то, по их мнению, не было бы и эмоции. Они независимо друг от друга создали перферическую теорию эмоций, согласно которой эмоция является вторичным явлением — осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах , сосудах и органов в момент реализации поведенческого акта. Их теория сыграла положительную роль связав внешний раздражитель, поведенческий акт и эмоциональное переживание.
Стресс (по Селье) – общая неспецифическая физиологическая реакция организма на действия раздражителей самой разной природы. Он подвергал крыс низкой температуре, физическим нагрузкам, ядам и пр. Реакция стресса протекает в 3 этапа: 1). Активизируется симпатическая нервная система. Тревожное эмоциональное состояние или душевный подъем 2) Мобилизация организма. Реакция резентности (сопротивления). Человек может эффективно решать задачи, требующие значительного усилия, которое выходит за рамки обычных, 3) Истощение. Возникает дистресс, который ведет к значительным нарушениям как психической активности, так и физического здоровья человека.
Поведенческая реакция: чтоб уменьшить или вытерпеть требования в стрессе. Последствия стресса: негативные (ухудшается качество исполняемых действий, нарушается работа познавательных процессов, выгорание и пр.) и позитивные (есть базовая потребность организма в напряжении сил и возбуждении, способствует личному развитию, закаляет человека).
Т.Холмс и Р.Раэ разработали перечень типичных жизненных ситуаций, вызывающих стрессовое состояние. Наиболее стрессогенной оказалась ситуация смерти супруга (100 баллов). За негативными ситуациями, как тюремное заключение (63 балла) и травма (53 балла) следуют позитивные ситуации как брак (50 баллов), рождение ребенка (40 баллов).
Важнейшим фактором благополучного преодоления стресса является уверенность в том, что ситуация останется под контролем. Эксперимент. Две крысы одновременно получали болезненный удар током. Одна из них никак не могла повлиять на ситуацию, а другая, дернув за кольцо, контролировала болевое воздействие. На самом деле сила и продолжительность удара была одинакова. Однако у пассивной крысы развивались язва желудка и снижался иммунитет, а активная сохраняла устойчивость к действию болевого стрессора.
Фрустрация – препятствие на пути достижения цели, в итоге наступает агрессия, или уход, или регрессия. Тревожность (ситуативная) – эмоциональное состояние, возникающее в ситуации угрозы. Тревожность – Тревожность (личностная) – устойчивая черта человека, характеризующая его склонность воспринимать различные ситуации как угрожающие.
Конфликты разделяются на три вида: приближение—приближение, избегание—избегание и приближение—избегание. Впервые эти виды конфликтов описал Курт Левин и тщательно исследовал Нил Миллер.
В конфликте типа приближение—приближение требуется сделать выбор между двумя привлекательными целями.
В конфликте избегание — избегание человеку приходится выбирать между двумя непривлекательными целями.
В случае конфликта приближение—избегание нужно принять решение о том, стоит ли стремиться к достижению цели, имеющей как привлекательные, так и отталкивающие стороны.
Конфликты приближение—избегание часто приводят к колебаниям, когда человек в нерешительности движется то вперед, к цели, то отступает назад. Такое поведение свойственно не только людям. Много лет назад Нил Миллер наблюдал подобные колебания в своих новаторских экспериментах на крысах. Он создавал у голодных крыс конфликт приближение—избегание, попеременно выдавая им то пищу, то удар током в одном и том же месте экспериментальной установки. На полпути к этому месту крысы начинали кружить, то приближаясь к нему, то отступая назад.Миллер обнаружил, как именно возрастают стремление приблизиться к цели и стремление отдалиться от нее по мере приближения к этой цели. Он выяснил, что мотивация избегания усиливается быстрее, чем мотивация приближения. На основе этого Миллер сделал вывод, что, пытаясь разрешить конфликт приближение—избегание, нужно в первую очередь прилагать усилия к ослаблению мотивации избегания, а не к усилению мотивации приближения.
Хотя стресс может вызвать практически любую эмоцию, Вулфоук и Ричардсон утверждают, что наиболее вероятным является развитие эмоций в следующих направлениях: 1) раздражение, злость, гнев; 2) опасение, страх, ужас; и 3) печаль, грусть, горе.
Основные виды стресса — это фрустрация, конфликт, изменения и давление. Фрустрация возникает, когда какие-то препятствия мешают нам достичь намеченной цели. Конфликт может быть трех типов: приближение—приближение, избегание—избегание и приближение—избегание. Последний из них является особенно стрессогенным. Обычной реакцией на него являются колебания и нерешительность. Большое количество исследований с применением SRRS подтверждает, что изменения создают стресс. Это может быть так, но сейчас стало ясно, что SRRS скорее измеряет стресс вообще, а не конкретно стресс, связанный с переменами. Два вида давления ( выполнения и соответствования) также вызывают стресс.
Спилбергер разработал опросник «Состояние и свойство тревожности» (State-Trait Anxiety Inventory; Stal)1. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (Т-состоя-ние; состояние тревожности). На 4-балльной шкале испытуемые отмечают крестиком, как себя чувствуют в определенный момент времени (к примеру: «Я нервничаю»). При определении тревожности как диспозиции (Т-диспозиция; свойство тревожности) указывается некоторое типичное чувство (например: «Мне не хватает уверенности в себе»). Что понимает Спилбергер2 под обеими мерами тревожности, видно из следующей цитаты:
«Состояния тревожности (Т-состояния) характеризуются субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервной системы. Тревожность как черта личности (Т-свойст-во), по-видимому, означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая предрасполагает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них Т-состояниями, интенсивность которых не соответствует величине объективной опасности».
Значения Т-диспозиции и Т-состояния у одного и того же испытуемого должны определенным образом коррелировать. У имеющего высокий показатель по Т-диспозиции в угрожающих самооценке ситуациях Т-состояние проявляется заметнее, чем у индивида с более низким показателем. Помимо зависимости по интенсивности следует также ожидать и взаимосвязь по экстенсивности: чем сильнее представлена у индивида Т-диспозиция, тем шире круг ситуаций, которые могут переживаться как угрожающие и вызывать Т-состояние. Однако здесь необходимо ввести одно ограничение. В ситуациях, которые вызывают боль или таят какую-либо иную физическую угрозу, индивиды с высокой Т-диспозицией не имеют никакого более выраженного Т-состояния по сравнению с обладающими менее высокой Т-диспозицией. Этого нельзя сказать про ситуации общения, когда другие ставят под сомнение самоуважение или авторитет индивида.
ФРУСТРАЦИЯ А. Задачи, не имеющие решения. Дембо предлагала своим испытуемым — студентам университета — задачи, не имеющие решения, что, однако, не являлось очевидным с первого взгляда. В экспериментах первого типа испытуемый сидел на расстоянии 3,5 м от стола, на котором стояли две бутылки. Испытуемый получал 10 деревянных колец диаметром 15 см. По инструкции от него требовалось набрасывать кольца на одну из бутылок до тех пор, пока ему не удастся набросить все 10 колец подряд. Предварительно экспериментатор установил, что в данных условиях решить эту задачу практически невозможно. В эксперименте второго типа испытуемый находился на огороженной квадратной площадке (со стороной 2,5 м), образованной деревянными планками, лежащими на полу лаборатории. Внутри квадрата стоял стул. На расстоянии 120 см от квадрата находилась подставка (высотой 110 см), на которой лежал цветок. По инструкции требовалось достать цветок рукой таким образом, чтобы ноги все время оставались на квадрате. Испытуемый вскоре находил способ сделать это (встав на колени). Тогда экспериментатор просил его найти второй способ. Часто испытуемый находил второе решение; он помещал стул между цветком и квадратом и доставал цветок, опираясь на стул и не отрывая ног от квадрата. Ободренный успехом, испытуемый получал задание найти третий способ, хотя это было невозможно, несмотря на неоднократные требования экспериментатора. Таким образом создавалась новая для испытуемого ситуация неразрешимой задачи. Дембо ободряла испытуемого и, если это было необходимо, оказывала на него некоторое давление, чтобы испытуемый продолжал поиски в течение одного-двух часов, а то и больше. В отдельных случаях опыт продолжался даже 2—3 дня подряд. Такая ситуация, постепенно становившаяся для испытуемого все более напряженной и невыносимой, позволяла исследователю изучать возникновение гнева. Он мог быть иногда настолько силен, что вызывал дурные реакции по отношению к некоторым предметам и даже по отношению к экспериментатору.
Б. Новые понятия. В работе Дембо впервые были использованы многие понятия, которые позднее стали предметом изучения в целом ряде экспериментальных исследований. Отметим, в частности, понятия уровня притязаний в связи с переживанием успеха и неудачи, замещения, степени реальности и ирреальности действия, а также известные топологические схемы Левина, воспроизводящие различные структуры личности и социальных отношений. Что касается препятствий, то Дембо описала ситуацию и реакцию испытуемого как конфликт между барьерами двух видов. К первому виду относятся внутренние барьеры, препятствующие достижению цели. Такими барьерами могут быть материальные объекты, а также сложность задачи или неумение испытуемого. Внешние барьеры, согласно Дембо,— это барьеры, которые мешают испытуемому уменьшить напряжение путем выхода из поля, т.е. путем отказа от задачи; в данном случае таковыми являются вся совокупность социальных отношений между экспериментатором и испытуемым, равно как и то, что последний принял задачу и должен, таким образом, выполнить ее. Дембо отмечает в поведении испытуемого суетливое чередование приближений и удалений от барьера внутри поля, что свидетельствует об амбивалентном характере препятствия и вызывает реакции невротического характера. Именно в такой все более мучительной для испытуемого ситуации можно изучать некоторые характерные процессы. Упомянем прежде всего уход в область ирреального, т.е. отход испытуемого — с помощью познавательных способностей и воображения — от реальной ситуации, чтобы найти решения в воображении. В воображении внутренние и внешние барьеры становятся менее ригидными, т.е. более преодолимыми для испытуемого. Над планом реального, где испытуемый оказывается внутри некоторого поля действия и отделенным от объекта-цели (крест) сплошной линией, постепенно надстраивается план ирреального, в котором барьеры являются менее плотными (точечные линии). Испытуемый может фактически оставаться внутри поля, но представлять себе путь к цели как менее сложный; случается также — и это другой очень важный процесс — что испытуемый «выходит из поля». Испытуемый, например, может приступить к чтению газеты после того как он пытался убедить экспериментатора закончить опыт. Но даже выйдя из поля, испытуемый тем не менее еще не полностью освободился от задачи. В его поведении проявляется определенная связь с полем: он не чувствует себя свободным и ждет новых инструкций. Еще одним важным процессом, описанным Дембо, является разрушение поля. Структуры внутри поля и структуры личности деформируются, причем не только препятствия или барьеры приобретают отрицательную валентность, но и все поле, включая экспериментатора, становится враждебным миром; с другой стороны», случается так, что испытуемый становится более откровенным (дезинтеграция психических структур).
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Экспериментальные исследования эмоций: аффект и стресс, тревога и тревожность, фрустрация.
Экспериментальные исследования эмоций: аффект и стресс, тревога и тревожность, фрустрация.
Источник