Экспериментальные исследования эмоций
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:49, реферат
Краткое описание
Эмоции — внутренние психические субъективные состояния, характеризующиеся специфичным для них ярким телесным выражением, которое проявляется в сосудистых реакциях, в изменениях дыхания и кровообращения, в своеобразной мимике и жестах, в интонационных особенностях речи и т. д.
Изменение дыхания при эмоциях. Многие эмоции связаны с усилением мышечной деятельности и повышением голоса. Этим объясняется большая роль, которую играют в эмоциях дыхательные движения, выполняющие, как известно, двойную функцию: усиление газообмена, обеспечение необходимого для повышенной мускульной работы кислорода и пропускание воздуха через голосовую щель и обеспечение требуемой вибрации голосовых связок.
Изменения кровообращения при эмоциях. Эти изменения характеризуются частотой и силой пульса, величиной кровяного давления, расширением и сужением кровеносных сосудов. В результате этих изменений убыстряется или замедляется ток крови и соответственно наблюдается приток крови к одним и ее отток отдругих органов и частей тела. Соответственные изменения наблюдаются в величине кровяного давления.
Содержание
Выражение эмоций у человека и животных.
Физиологические показатели эмоций.
Основные направления экспериментального изучения эмоций.
Тревожность: аспекты её изучения.
Фрустрация: характеристика состояния.
Некоторые аспекты учения о стрессе.
Эмоции как свойства личности. Представление об эмпатии.
Вложенные файлы: 1 файл
Экспериментальные исследования эмоций.doc
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Волгоградский государственный медицинский университет
Кафедра общей и клинической психологии
Самостоятельная работа студента на тему:
«Экспериментальные исследования эмоций»
Выполнила: студентка 102 КП
Свиридова Светлана Николаевна.
- Выражение эмоций у человека и животных.
- Физиологические показатели эмоций.
- Основные направления экспериментального изучения эмоций.
- Тревожность: аспекты её изучения.
- Фрустрация: характеристика состояния.
- Некоторые аспекты учения о стрессе.
- Эмоции как свойства личности. Представление об эмпатии.
- Выражение эмоций у человека и животных.
Эмоции — внутренние психические субъективные состояния, характеризующиеся специфичным для них ярким телесным выражением, которое проявляется в сосудистых реакциях, в изменениях дыхания и кровообращения, в своеобразной мимике и жестах, в интонационных особенностях речи и т. д.
Изменение дыхания при эмоциях. Многие эмоции связаны с усилением мышечной деятельности и повышением голоса. Этим объясняется большая роль, которую играют в эмоциях дыхательные движения, выполняющие, как известно, двойную функцию: усиление газообмена, обеспечение необходимого для повышенной мускульной работы кислорода и пропускание воздуха через голосовую щель и обеспечение требуемой вибрации голосовых связок.
Изменения кровообращения при эмоциях. Эти изменения характеризуются частотой и силой пульса, величиной кровяного давления, расширением и сужением кровеносных сосудов. В результате этих изменений убыстряется или замедляется ток крови и соответственно наблюдается приток крови к одним и ее отток отдругих органов и частей тела. Соответственные изменения наблюдаются в величине кровяного давления.
Мимические выразительные движения. Человек обладает сложной мускулатурой лица, которая в своей значительной части выполняет только функцию мимических движений в соответствии с характером испытываемых человеком эмоциональных состояний. С помощью мимики — координированных движений глаз, бровей, губ, носа — человек выражает самые сложные и разнообразные эмоциональные состояния.
Ч. Дарвин считал, что у животных предков человека эти выразительные движения имели практическое значение, помогая в борьбе за существование: оскал зубов и сопровождающее его рычание устрашало врага; поза и мимика смирения снижала его агрессивность; мимика удивления облегчала ориентировочный рефлекс и т д. У человека же эти мимические движения утратили свое непосредственное жизненно практическое значение и остались всего лишь в виде простых пережитков.
Выражение эмоций в речевой интонации. Поскольку речь играет огромную роль в жизни человека, большое значение во взаимоотношениях людей приобрело выражение эмоций с помощью повышения, или понижения, или ослабления голоса. При этом методика и динамика речи может иметь выразительное значение безотносительно и даже в противоречии со смыслом и содержанием произносимых слов. Выразительное значение имеют также и тембр голоса, темп речи и ее ритмическое (акцентное) членение с помощью пауз и логического ударения.
Животным в той же степени, что и людям свойственно проявление эмоций, однако список эмоций у животных беднее.
Чем более развитый организм, чем выше его эволюционная ступень, тем больше у него эмоций, тем они сложнее.
Эмоции животным служат, а не просто появляются, как реакции.
Кроме радости, животные чувствуют жалость, депрессию и даже скорбь.
2. Физиологические показатели эмоций
Как и другие психические процессы, эмоции и меют рефлекторную природу, возникая в ответ на внешние или внутренние раздражения. Эмоции представляют собой центральную часть рефлекса.
Физиологические механизмы эмоций состоят как из более древних процессов, протекающих в подкорковых центрах и в вегетативной нервной системе, так и из процессов высшей нервной деятельности в коре головного мозга, при господстве последних.
Эти механизмы могут быть представлены в следующем виде: нервные возбуждения, вызванные в коре головного мозга теми или другими внешними и внутренними раздражителями, широко захватывают при этом область подкорковых центров и вегетативной нервной системы. Это приводит к соответствующим изменениям вегетативных процессов, вызывая сосудодвигательные реакции, побледнение или покраснение лица, отлив крови от внутренних органов, выделение продуктов внутренней секреции и т. д. Вегетативные изменения, со своей стороны, через афферентные проводники снова передаются в кору головного мозга, наслаиваются на имеющиеся там возбуждения и создают сложную картину нервных процессов, которые и составляют основу того или иного эмоционального состояния.
Эмоции выражаются в уровне тонического напряжения мышц. Многие рассматривают мышечный тонус как показатель отрицательного эмоционального состояния, состояния тревоги. Лица, страдающие от различных конфликтов и особенно с невротическими отклонениями, характеризуются большей скованностью движений.
Одним из наиболее чувствительных индикаторов изменения эмоционального состояния человека является его голос. По мере возрастания эмоционального напряжения ширина частотного спектра произносимых слов и звуков расширяется и сдвигается в область более высокочастотных составляющих. Для отрицательных эмоций спектральная энергия имеет тенденцию концентрироваться в более низкочастотной части, а для положительных эмоций — в его высокочастотной зоне.
Важным компонентом эмоций являются изменения активности вегетативной нервной системы: изменения сопротивления кожи, ЧСС, артериальное давление, диаметр просвета сосудов, гормональный и химический состав крови и другие реакции. Известно, что во время повышенной тревоги количество адреналина в крови увеличивается, повышается артериальное давление, увеличивается диаметр зрачков, ЧСС.
Однако в одной и тоже ситуации, характеризующейся ростом эмоционального напряжения, могут возникать как стенические эмоции, так и астенические, в основе которых лежит различное соотношение активностей симпатической и парасимпатической систем. В случае стенических эмоций — будет преобладание активности симпатической нервной системы.
В 1937 году Пейпец выдвинул гипотезу о том, что различные структуры мозга образуют функциональный синцитий для формирования эмоций. Эта система — замкнутая цепь: гипоталамус — передневентральное ядро таламуса, поясная извилина — гиппокамп — мамиллярные ядра гипоталамуса. Мак-Лин в 1952 году предложил назвать эти образования лимибической системой. Источником возбуждения является гипоталамус. Сигналы от него следуют в средний мозг и нижележащие отделы для инициации вегетативных и психомоторных реакций. Одновременно сигналы посылаются в таламус, далее к поясной извилине. Поясная извилина является субстратом осознанных эмоций. Далее сигналы через гиппокамп возвращаются в гипоталамус. Однако на данный момент времени отвергается участие в возникновении эмоций гиппокампа и таламуса. Другие структуры мозга так же участвуют в формировании эмоций: миндалина, лобная и височная кора. Миндалина взвешивает конкурирующие потребности, порожденные конкурирующими потребностями, и тем самым определяет выбор поведения.
В височной коре располагаются нейроны детекторы, настроенные на выделение эмоциональных выражений лиц, от них информация поступает к миндалине (далее к гипоталамусу) и формируется соответствующее эмоциональное поведение.
Поражение лобной коры приводит к глубоким нарушениям эмоциональной сферы: развивается эмоциональная тупость.
Согласно современным данным поясная извилина имеет связи со многими подкорковыми структурами, — предполагается, что она интегрирует различные системы мозга, вовлекаемые в организацию эмоций.
3. Основные направления экспериментального изучения эмоций
Психология на рубеже XIX-XX вв., когда в связи с развитием техники расширились возможности экспериментального исследования, сделала резкий поворот к экспериментальному как более надежному источнику данных. В гласном и негласном виде в психологической науке распространилось требование непременной «объективности» научного исследования, обязывающее ставить и обсуждать проблемы лишь в той мере, в которой они доступны эмпирической проверке.
По сравнению с психологией познавательных процессов, для которой эксперимент стал не только источником фактов, но и мощным стимулом общего развития, экспериментальные исследования в области эмоций носят более ограниченный характер.
Причины столь различной эффективности психологического эксперимента заключаются прежде всего в интимности эмоциональных переживаний человека, их прямой связи с тем, что в повседневном языке называется «личной жизнью», обстоятельствами, в силу которых человек может не проявлять желания ни вовлекаться в некоторые эмоционально значимые ситуации, ни давать отчет об испытываемых в них переживаниях. Существуют и другие причины, обнаруживающиеся, в частности, при сравнении принципиальной схемы исследований в области эмоций и в области познавательного отражения.
Так, в случае познавательных процессов обычно существует возможность опираться на два ряда явлений: объективный и субъективный, отражаемый и отраженный. По отношению к субъективному отражению первый ряд может служить своего рода образцом, «эталоном» того, что, например, должно или могло бы быть воспринято, запечатлено, заучено, постигнуто мышлением и т.п. Именно сопоставление объективного «эталона» с тем, как он отражается субъектом, открывает широкие возможности выявления особенностей познавательного отражения: пороговых характеристик, закономерностей, динамики и т. п.
При исследовании же эмоций такой возможности не существует. Эмоции выполняют функцию не отражения объективных явлений, а выражения субъективного к ним отношения. Объект или событие может вызвать эмоцию, быть ее поводом, но не может служить образцом для ее анализа и описания. Поэтому данные о том или ином эмоциональном переживании мы можем сравнивать лишь с данными о других эмоциональных переживаниях у одного и того же человека или у других людей, а не с некоторым объективным «эталоном».
При исследовании эмоциональной сферы в клинической практике главное значение придается беседе и наблюдению за эмоциональными реакциями пациента, а также анализу поведения больного, о котором могут сообщить врачу его родственники или сослуживцы по работе.
Обращают внимание на выражение лица и мимику, позу и пантомимику, особенности речи. К объективным признакам эндогенной депрессии, кроме поведенческих особенностей, можно отнести наличие тахикардии, мидриаза, спастических запоров, нарушений менструаций, сухости во рту и иных вегетативных сдвигов.
Психиатрами описан ряд специфических симптомов — внешних признаков депрессии: «фигура омеги» (складка между бровей, похожая на греческую букву «омега»), признак Верагута (нависание наружных половин верхних век) и другие. Иногда можно обнаружить на коже рубцы — следы бывших попыток к самоубийству (в области шеи, сердца или локтевых вен).
Источник
Экспериментальное изучение эмоций (Джемс, Дарвин, Ланге, Моссо, Фере, Тарханов и др.).
Существенным толчком к экспериментальному изучению элементарных чувств и эмоций явилась моторная теория эмоций Джемса-Ланге, выдвинутая почти одновременно и независимо друг от друга американским ученым В.Джемсом (1884) и датским физиологом С.Ланге (1885). Согласно названной теории эмоции представляют собой осознание телесных органических изменений, вызванных восприятием какой-либо ситуации. Различие точек зрения В.Джемса и С.Ланге состояло лишь в том, что у первого теория имела более общий характер, тогда как теория С.Ланге связывала эмоциональные переживания только с динамикой вазомоторных реакций.
Истоки возникновения теории Джемса-Ланге восходят к античной эпохе. Известно, что уже древними учеными была замечена тесная связь аффектов с двигательными проявлениями. Особенно в отчетливой форме эту связь устанавливали Аристотель и Гален. В средневековье Авиценна провел ряд оригинальных экспериментов, которые, вероятно, следует считать первыми в области изучения эмоций у человека и животных. Авиценна, например, впервые воспользовался показаниями пульса в качестве индикатора интенсивности аффективных переживаний. В Новое время Р.Декарт во всей полноте показал неразрывную связь «страстей» с течением «животных духов» и движениями тела. В XVIII в. французский врач и философ Ж.Ламетри также указывал на органическую связь эмоций и чувств с внутрителесными изменениями, подчеркивая, что «горе сжимает диаметр сосудов» [65, с.86].
В XIX в. положение о телесном выражении эмоций все более укореняется. Особую роль здесь сыграли исследования английских ученых Ч.Белла и Ч.Дарвина. Ч.Бел-лом было показано, что эмоциональное состояние ярко выражается особыми сочетаниями движений мышечных групп лица. В этой связи он считал полезным для художников и скульпторов изучение анатомии и физиологии человека. К этому же призывал художников Леонардо да Винчи в эпоху Возрождения.
В генетическом плане сходное положение было обстоятельно раскрыто в работе Ч.Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1872). В этой книге Ч.Дарвин выдвинул теорию эмоций, опирающуюся на три основные принципа. Главным среди них является принцип «полезных ассоциированных привычек», согласно которому выразительные движения при эмоциях являются рудиментами ранее биологически полезных для организма движений. Например, выражение печали есть ослабленная форма подлинного плача младенца. Самим Ч.Дарвиным был введен один из методов, который станет в психологии типичным приемом для изучения эмоций по выражению лица. Им брались фотографии с изображениями различных эмоциональных состояний. От испытуемого требовалось определить содержание выражаемой эмоции.
Все сказанное выше и явилось исторической предпосылкой рождения моторной теории Джемса-Ланге, получившей первоначально широкое распространение. Оставляя пока в стороне спорные положения в этой теории, следует, вместе с тем, признать ее положительное значение с точки зрения возможности использования экспериментальных методов при изучении эмоций. Ценность теории Джемса-Ланге в том и заключалась, что она открывала широкий простор для внедрения физиологических методов исследования в эту область психологии. Положение о том, что эмоциональные состояния сопровождаются комплексом моторных и сосудистых изменений, вело к мысли о принятии этих физиологических симптомов в качестве объективных и экспериментально-измеряемых индикаторов различных эмоциональных реакций. Приемы, с которыми было связано экспериментальное изучение эмоций по их телесным и органическим проявлениям, были названы немецким психологом О.Кюльпе общим именем — «методом выражения». Метод выражения предполагает инструментальную регистрацию различных двигательных и вегетативных изменений, сопровождающих эмоциональные переживания. Техника и аппараты, необходимые для этой цели, были заимствованы психологией у физиологии, где они были созданы и широко применялись при изучении механики дыхания, сердца, сосудов и т.п.
Из технических средств для регистрации изменений дыхательных функций чаще всего применялись пневмограф и аппарат для записи потока воздуха. Для регистрации сердечно-сосудистых реакций употреблялись плетизмографы, с помощью которых определялся объем сосудов, сфигмограф, фиксирующий изменения силы и скорости пульса, сфигмометр, определяющий величину давления крови, кардиотахометр, предназначенный для оценки скорости ударов сердца. Кожногальваническая реакция измерялась гальванометрами различной модификации. Мышечное напряжение и сила движения регистрировались эргографами, динамометрами, динамографами.
Первые экспериментальные исследования эмоциональных состояний по методу выражения были проведены А. Моссо (1881), Ш. Фере (1888) и И.Р.Тархановым (1890). Наиболее известные работы А. Моссо были связаны с выяснением влияния умственной работы и некоторых эмоциональных переживаний на объем мозга и других частей тела (руки, ноги). Для этой цели использовался изобретенный им самим плетизмограф. Кроме объема мозга А. Моссо регистрировал сдвиги и других физиологических функций: напряжение мышц (эргограф Моссо), температура тела и мозга.
В 1887 г. Ш. Фере также попытался установить различие в симптоматике отдельных чувств и аффектов при помощи движений, которыми они сопровождаются. Через год Ш.Фере обнаруживает психогальванический феномен, проявляющийся в повышении электрического тока, приложенного к коже при воздействии сенсорных раздражителей (звук метронома, запах, цвет), а также при стенических формах эмоций. Автор связывал этот феномен с понижением электросопротивления кожи в результате потоотделения при выполнении какой-либо психической деятельности и при стенических эмоциональных переживаниях.
Как уже отмечалось выше, аналогичное явление независимо от Ш. Фере было открыто И.Р.Тархановым. Он нашел, что между двумя участками кожи всегда образуется разность потенциалов (внутрисоматический ток). Если эту разность потенциалов снять внешним током обратного направления, а затем испытуемому предложить различные сенсорные раздражения или какую-нибудь умственную работу, или вызвать какой-либо аффект, то оказывается, что во всех этих случаях происходит понижение сопротивления кожи, в результате которого вновь обнаруживается действие внутрисоматического тока, отклоняющего стрелку гальванометра в ту или другую сторону. Психогальванический метод, открытый Ш. Фере и И.Р.Тархановым, станут широко применять в конце XIX и особенно в начале XX столетия.
Общим итоговым выводом большинства первых экспериментальных исследований (А. Моссо, Ш. Фере, И.Р.Тарханов, А. Бине, М. Леманн, П. Менц, Э. Мейман, В.Вундт) был вывод о том, что при чувстве удовольствия все физиологические симптомы повышаются и усиливаются, тогда как при чувстве неудовольствия они снижаются и ослабляются. Экспериментальные данные показали также, что телесные проявления чувств наступают позднее самих аффектов а это значит, что исходные принципы теории Джемса-Ланге оказались несостоятельными. В последующем периферическая моторная теория эмоций Джемса-Ланге и вовсе была отвергнута под влиянием новых данных, полученных в исследованиях В. Кеннона, Ч. Шерингтона, и тем более в современных физиологических и нейрофизиологических исследованиях. Хотя теория Джемса-Ланге в основе своей оказалась неправильной, полностью снять ее значение для развития психологии, особенно экспериментальной, было бы неверно. Эта теория послужила в конце XIX в. теоретическим ориентиром для применения физиологических, объективных методов к изучению эмоциональной жизни человека.
Наряду с методом выражения, широко вошедшим в практику психологических исследований, большую роль в изучении эмоций сыграл и так называемый «метод впечатления». Начало этому методу было положено И.Гете, изучавшим действие цвета на чувства, но полную методическую разработку этого приема осуществил Г. Фехнер, когда он занимался вопросами экспериментальной эстетики. Вначале метод впечатления был предназначен для изучения эстетических чувств и суждений. Психологи же стали его применять для изучения элементарных чувств и эмоций.
Цель фехнеровских опытов в области эстетики сводилась к определению того, как и в какой степени разнообразные ощущения цвета, света, цветовых тонов и их сочетаний в пространстве и времени оказывают на человека эстетическое воздействие. Так, в области зрения источником эстетического чувства могут быть световые и цветовые комбинации, различные пространственные формы. В области слуха — это гармония (сочетание тонов), ритм, в области движений — пространственно-временные отношения слуховых и зрительных восприятии.
Существенным для метода впечатления является прием субъективного сравнения и оценки двух или более одновременно или последовательно предъявляемых раздражений, на основе которых субъект производит выбор предпочитаемого или отвергаемого внешнего предмета. Опыты Г. Фехнера были связаны в основном с эстетической оценкой различных геометрических форм (прямоугольники, треугольники, эллипсы и др.). Определение эстетической оценки проводилось тремя способам, или их комбинациями. Первым из них является метод выбора, при котором испытуемому предлагается выбрать наиболее приятный из предъявляемых объектов. Второй прием, названный методом изготовления или репродукции, предполагал самостоятельное изготовление таких геометрических форм и отношений, которые человеку более всего нравятся. Третий способ, известный под названием «метод применения,» заключался в выяснении того, как часто в практической жизни применяются те или другие геометрические формы различных предметов обихода (форма, размер, цвет книг, визитных карточек, конвертов, плиток шоколада и т.п.).
Впоследствии все эти приемы использовались в лаборатории В.Вундта, а также в лабораториях других стран. Итогом подобных исследований было построение для каждого из испытуемых аффективных кривых удовольствия и неудовольствия. В 90-х гг. XIX в. намечается тенденция объединения метода впечатления с методом выражения. Эта новая тенденция объясняется стремлением обеспечить объективный контроль тех субъективных оценок, которые даются человеком при методе впечатления (П.Менц, Э.Мейман, М.Браун).
Кроме двух основных экспериментальных методов изучения эмоций, очень часто применяли различного рода опросники, фото-киносъемку для регистрации мимики лица, позы тела и других выразительных движений, сопровождающих эмоции человека.
Итак, к началу XX столетия была поставлена на экспериментальную основу еще одна область психологии. Созданная экспериментальная база для разработки проблемы эмоций позволила психологии совместно с другими примыкающими к ней науками (физиология и нейрофизиология, психофизиология и нейропсихология) в течение всего последующего периода развернуть широкий фронт экспериментальных исследований, создать новые оригинальные методы, позволившие в свою очередь раскрыть многие тайны и продвинуть далеко вперед наши знания о природе и механизмах эмоций.
Источник