Душа не чувствует грехов

Хочу исповедаться, но не чувствую грехов, меня не тянет к Исповеди. Подскажите, как мне быть?

Вопрос задан:
17 сентября 2019

На вопрос отвечает: Протоиерей Димитрий Шушпанов

Дорогой Дмитрий, не удивляйтесь своему душевному состоянию. С Вами происходит то, что на языке православной аскетики именуется «окамененным нечувствием греха». Дело это обычное: как физически больного человека далеко не всегда тянет к врачу, на лечение, предполагающее принятие горьких лекарств, уколов, а то и операций, так и человека, пораженного болезнями духа – грехами (а поражены им все, без исключения, люди), не тянет во врачебницу духовную – Церковь, к лекарствам – Таинствам, к болезненным процедурам лечения – покаянию и борьбе с грехом. Что с этим состоянием делать?

1.Взять на себя молитвенное правило для того, чтобы Сам Бог коснулся Вашего сердца, и исцелил его от духовного нечувствия. Для этого, почитайте ежедневно, в течение недели, двух, Покаянный Канон Иисусу Сладчайшему, а в течение всего дня упражняйтесь в молитве Иисусовой. При этом нужно помнить, что действенность молитвы зависит от соблюдения соответствующих духовных законов. Например, правильная молитва имеет три существенных признака: внимание, благоговение, и покаяние. Нарушение законов правильной молитвы приводит, не только, к её не действенности, но и самого молящегося к состоянию прелести. Подробнее о святоотеческом понимании молитвы Вы можете почитать в творениях свят. Игнатия (Брянчанинова).

2.Чтобы исцелиться от нечувствия грехов своих, нужно понуждать себя к упражнению ежедневного личного покаяния Богу, и регулярного участия в Таинстве Исповеди, где покаяние получает своё завершение.

3.Очень важным условием исцеления от окаменения сердечного является, по словам преп. Симеона Нового Богослова, «тщательное исполнение заповедей Божиих, научающее человека его немощи». Иными словами, жизнь по заповедям открывает человеку, кто он есть на самом деле. Это душевное состояние у Отцов именуется видением своих грехов. Отсюда, в христианине рождается смирение и покаяние. Исцеляется Богом и его нечувствие к своим грехам.

Бог Вам в помощь на пути к этому спасительному состоянию души.

На главную страницу Задать свой вопрос священнику

Источник

Зачем мне исповедь, если я не чувствую за собой никакого греха?

Недавно я начал посещать храм и приобщаться к православию. Крестили меня еще в младенчестве, поэтому никакого огласительного периода мне проходить не пришлось. Но вот в чем проблема: для причастия необходимо исповедоваться, и вот тут у меня возникают некоторые вопросы. Дело в том, что никакого греха за собой я не чувствую. Церковь учит, что «несть человек, иже жив будет, и не согрешит», что безгрешен только Бог. Однако при всей рефлексивности своей натуры, как бы ни всматривался я в свое настоящее и ни оглядывался бы в прошлое, никакого греховного поступка за собой я не нахожу. Может быть, проблема в том, что понимать под грехом? Понятие греха четко изложено в Евангелиях — это неисполнение Закона. Проповедь Исуса, посланного спасти «только погибшия овцы дома Израиля», была обращена к евреям. Апостол Павел освободил всех неевреев от необходимости следовать Закону Моисееву, оставив в силе другой, высший закон — закон Любви, данный Христом. Ничего другого от нас не требуется. Всякие постные диеты с четким регламентом того, что можно и чего нельзя кушать в такие-то дни, никакого отношения к евангельскому благовестию и самому духу христианства не имеют; следовательно, их неисполнение не может считаться грехом. Кто верит в душеспасительную силу постной похлебки — пусть верит себе на здоровье. Это поздняя церковная традиция — воздействовать на человека через регламент питания. Ведь и учеников Исуса обвиняли в том, что они не постятся. И все мы знаем, что Христос на это ответил. Никто не сможет мне доказать, что несоблюдение пищевого режима, в особенности для взрослого, физически работающего человека, — грех.Я человек непьющий и некурящий, воспитал троих сыновей, ухаживаю за престарелой, давно прикованной к постели матери. В чем же я грешен, спрашиваю себя? Зла в своей жизни я никогда никому не сделал, совесть моя чиста. Почему же я должен идти на исповедь и обязательно в чем-то каяться? И если человек, как учит церковь, грешен уже по определению, то пусть тогда мне кто-нибудь объяснит, в чем мой грех. Если грех объективен, сделать это будет нетрудно. А вот если свою греховность знает только сам человек, то тут уж, как говорится, простите, грех существует только в нашей голове. Не пора ли церкви перестать увязывать причастие с исповедью, и сделать ее факультативной для тех, для кого она необходима? А то ведь иначе я должен оговаривать себя и чувствовать себя «без вины виноватым».

Читайте также:  Изменения функционального состояния сердечно сосудистой системы при стрессе

Доброго! Совершенно с вами согласен, что исповедь в вашем духовном состоянии совершенно не нужна, да и причастие тоже. Зачем оно вам?

Очень, кстати, советую вам внимательно следить за распространением своих фотографий, как бы не начали прикладывать куда в поисках исцелений…

Вы можете не поверить, но за двадцать лет поповства я не знаю ни одной из Заповедей, ни Закона, ни Заповедей Блаженства из Нагорной Проповеди, нарушая которые человек не нашел бы для себя оправдания. Причем обычно в себе. Можно верить во всякое разное, от колдовства до буддизма, признавать одновременно все религии и йоги, при этом считать себя православным. Можно не молиться ни в Церкви, ни дома, ведь главное — Бог в душе. Можно брать чужое, ведь у кого-то больше, значит, нужно перераспределить, особенно если в «мою» пользу. Зависть и осуждение, пожелание всего и вся — но ведь это как у всех: я не хуже, чем, сосед, а даже лучше — он-то гад совсем, чего только не творит… Человек может блудить направо и налево, но он не виноват, т.к. это для «здоровья» и без насилия.

Совершенно согласен с вами и в вопросе о постах: «похлебка» не спасает, необходимо сознательное желание придерживаться Церковных установлений, если хотите — осознанная дисциплина. У Святых Отцов встречаются слова, что пост и молитва — два крыла, на которых душа может достичь Неба. Но в принципе можно искать свои пути, как бы только в болоте не оказаться.

Есть изумительный автор — преподобный Петр Дамаскин, его мягкие и прошедшие многовековую практику советы, возможно, со временем, смогут пригодиться и вам. Вот, например, он пишет: «Первым признаком начинающегося выздоровления души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской». Сейчас он есть и в интернете, и в бумажных изданиях.

Очень просил бы вас обратить внимание на лекции проф. А.И. Осипова, их можно слушать и с карандашом в руке за столом, выписывая интересные мысли, а можно за рулем, в автомобильной пробке, занимаясь хозяйством или чем иным. То, что вы сможете или захотите услышать, вы услышите. Это будет всяко полезно. Для святых — я не знаю. Не встречал.

Попробуйте почитать Священное Писание и Святых Отцов, помолиться, прося об открытии вам ваших грехов. Потрудиться духовно. Господь милостив!

Постарайтесь обрести себе настоящего духовного отца. Не «волшебного и чудотворного» старца, а спокойного священника, который всей своей душей захочет помочь вам в трудах Спасения, подскажет, вразумит, остережет, помолится о том, чтобы ваша душа вновь обрела христианскую чувствительность, возможность видеть и плакать о себе!

Могу также порекомендовать статью протоиерея Евгения Чунина о покаянии: http://rpso.ru/o-pokayanii-vo-grehah/

О разделе

Вопрос священнику — раздел сайта «Русская вера», который пользуется особенной популярностью. Мы получаем новые вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.

Читайте также:  Корней чуковский радость читательский дневник

Мы знаем как это бывает сложно, — переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую. И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.

Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!

Источник

«Даруй ми…»

Преподобный Ефрем Сирин

На протяжении жизни человек считает врагами многих. В категорию врагов могут попадать отдельные люди или целые нации, политические партии и тайные общества; враги могут быть безличностны, как безличностна бедность или болезнь. И только после смерти в полной мере осознает человек, что вредная теща и глупый начальник, сосед, за стеной работающий дрелью после 11 вечера, и бывший друг, пустивший клевету, совсем даже и не страшны на фоне главного врага, проявившего себя в полной мере.

Наш главный враг это – грех. Это он не пустит нас в рай, когда мысль о теще, начальнике и соседе отлетит, подобно дыму. «Рада бы душа в рай, да грехи не пускают», – чеканно-кратко и чеканно-точно говорит об этом народ.

О, если бы не грех! Как красив, силен, талантлив и благороден был бы человек! Сколько добродетелей расцвело бы в наших душах, если бы грех не высушивал ум, не застилал взор, не очерствлял сердце, не делал бы человека трупом еще при жизни! «Ржа точит железо, а лжа – человека», – говорит один из чеховских персонажей. Начавшись с дьявольского обмана, ядом впрыснутого в уши доверчивой жене, грех отравил человеческий род и подверг его мучительному умиранию. Если только почувствовать эту горечь нравственных утрат, нанесенных грехом, станут понятны слова одной из молитв святителя Димитрия Ростовского: «Возврати мне добродетели, через грех погибшие».

После грехопадения мир двоится. Многое рискует стать – и по временам становится – двусмысленным. Двусмыслен и сам грех. С одной стороны, он известен, а с другой – утаен. То, что грех известен, высказано Давидом в покаянном псалме: «Беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною» (Пс. 50: 5). А о том, что грех утаивается, тоже говорит Давид, только в ином псалме: «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня» (Пс. 18: 13).

Эту двойственность греха мы исповедуем часто, когда каемся в грехах «вольных и невольных, ведомых и неведомых».

Какие же из грехов более опасны? Первые или вторые?

Опаснее тот грех, который способен рождать из себя прочие грехи и через это умножаться и распространяться. Лукавый творцом не является. Он всего лишь – мастер искусных подделок. И если в отношении Бога и Его творения сказано, что «из невидимого произошло видимое» (Евр. 11: 3), то и в отношении грехов можно сказать то же. Из невидимых грехов, из принятых и усвоенных бесовских мыслей, из ложных намерений происходят все прочие виды грехов, заметных глазу, слышимых, ощущаемых.

Очень ошибочно думать, что свои собственные грехи я знаю в точности. Что-то я, конечно, знаю, почему и повторяю часто: «Грех мой всегда предо мною». Но очень многого я не знаю, поскольку «кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня».

Знание, хотя бы даже и теоретическое, того, что всеми грехами может согрешить всякий человек, способно действенно смирить нашу душу. Вот кто-нибудь горделиво рассуждает: дескать, как это земля носит и этих вот злодеев, и тех вот грешников? Я, говорит человек, конечно, способен сделать и такой грех, и вот такой грех. Но чтобы я делал это (тут упоминается нечто очень безобразное по мысли оратора)?! Да ни за что и никогда!

Читайте также:  Могут ли у бывших остаться чувства

Вы, наверно, слыхали подобные разговоры. Возможно, и сами произносили подобные монологи. А не угодно ли знать, что слышали эти монологи не только люди, но и Сам Господь? И Он, Господь, знающий внутреннюю гнилость человека, имеет право взвешивать и испытывать сынов человеческих. Многие, будучи испытанными, очень вскоре после гордых речей делали именно то, о чем говорили: «Я? – Никогда». «Ты взвешен на весах и найден очень легким», – было написано таинственной рукой на стене во время Валтасарова пира (См.: Дан. 5: 27). «Очень легким» может быть найден всякий, кто не знает о состоянии своего грешного нутра и по этой причине произносящий «надутое пустословие» (2 Пет. 2: 18).

Мы подошли вплотную к мудрейшей просьбе, которую учит нас произносить святой Ефрем: «Ей, Господи Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».

В этой просьбе – защита от совершения новых грехов.

Тот, кто не чувствует своих грехов и не видит их многообразия, чтобы прийти в разум, будет принужден грешить явно и ощутимо еще и еще и будет оскверняться вновь и вновь, чтобы наконец посреди мучений совести прозреть и исповедовать: «Верно и всякого приятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1: 15).

А тот, кому известно его больное и грешное нутро, смиряется и без прибавления греха к греху, от одного только смиренного сознания своей немощи.

Кроме того, знание своих недугов отбивает всякую охоту разбираться в чужих ошибках и слабостях. Это знание закрывает слух для сплетен, связывает язык для осуждения, убивает злорадство, прогоняет зависть. Где суета? Где погоня за беззаботностью и удовольствиями? Разве плачущий о собственном мертвеце способен интересоваться новостями шоу-бизнеса?

Соблазнительный мир на наших глазах смывает с себя грим и снимает фальшивую бижутерию, превращаясь из красавицы в увядшую потаскуху, если хотя бы несколько слез о своих грехах промыли наше зрение.

Мир блекнет в наших глазах по мере покаяния, зато ближний вырастает! В идеале для кающегося человека окружающие люди видны, как живые иконы. Сквозь дорожную пыль и греховную мглу кающееся око видит в человеке образ Божий.

Кто человеконенавистник? – Самодовольный гордец.

Кто человеколюбец? – Смиренный богомолец.

Люди прекрасны в Духе Святом. Святыми видит людей кающийся человек, а грешником – одного себя. И это, пожалуй, пред-райское состояние.

Вот два пса, захлебываясь от злости, лают друг на друга. О чем они лают? «Я – хороший. Ты – плохой!» – лает один. «Я – хороший. Ты – плохой!» – без тени оригинальности отвечает ему другой. Бьюсь об заклад, вы слышали подобные диалоги.

Но вот Зосима, склоняясь до земли, просит в пустыне Марию: «Благослови меня, мать». А она, склоняясь еще ниже, отвечает: «Благослови меня ты, ибо ты – священник». И долго никто из них не решается произнести первым благословения, но только слышно с обеих сторон: «Благослови меня ты». – «Нет, ты благослови меня».

Не будь Великого поста, не будь Матери-Церкви с ее открытыми для всех, но не всеми востребованными богатствами, мы давно бы уже залились лаем и встали на четвереньки. Но, слава Богу, Церковь есть, и читается на пятой седмице житие Марии Египетской, и продолжает звучать молитва святого Ефрема.

«Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь!»

Источник

Оцените статью