Для чего усиление эмоциональности

Чем полезна и чем вредна эмоциональность

Человеческие эмоции незаметно, но неуклонно обесцениваются по мере течения жизни. Ни в колыбели, ни в детском саду никто из нас и не думал чем-то их ограничивать. Мы смотрели на недовольных родителей с искренним непониманием и продолжали заливисто смеяться в голос и корчить веселые рожицы. Эмоциональность – это то, что начинают активно подавлять в младшем школьном возрасте: не кричи, не бегай, не смейся громко, не канючь, не реви и масса схожих одергиваний и придирок внезапно сваливается на неокрепшие плечи младшего школьника. Взрослые называют это «воспитанием», а воспитанным считается ребенок, спокойный во всех отношениях.

А вы заметили, что дети не умеют долго держать обиду на кого-то? Это потому, что им нечего «держать», они все выплакали при первом порыве. Взрослый же способен на месяц застрять в черной депрессии. Задумайтесь.

Но разве может и разве должен быть спокойным ребенок, которому некуда девать бьющую фонтаном жизненную энергию, экспрессивность, энтузиазм и кипучее любопытство? Спокойствие ребенка такого возраста – это повод отвести его к врачу, т. к. оно указывает прежде всего на апатию и безразличие. Тем не менее, чтобы не злить школьных учителей и родителей, мы учимся воспринимать открытое выражение эмоций как нечто, заслуживающее порицания, и с малых лет начинаем справляться с чувствами, а вернее – трудиться над разрушением собственного эмоционального фона. Чем дальше уводит нас жизнь, тем больше мы привыкаем бороться с эмоциональностью, прячась за масками и скрывая свои настоящие чувства.

Эмоциональность – это выход чувств

В зрелом возрасте мы стремимся к идеалу сильного человека, способного контролировать эмоции, оставаясь невозмутимым перед лицом любой непредвиденной ситуации. Эмоциональность бывает повышенной, пониженной и «средней». Повышенная эмоциональность у женщин и мужчин воспринимается как признак незрелости или недостатка воспитания, причем не только у себя, но и у окружающих. Под давлением стереотипа мы склонны бросать косые взгляды на взрослых людей, которые по каким-то причинам себя не сдерживают: если это громкий смех – мы возмущаемся, если ссора и негодование – стараемся держаться подальше.

Человек, не сдерживающий или плохо сдерживающий эмоции, выходит за рамки общепринятой модели поведения в обществе, а потому кажется непредсказуемым и даже опасным.

На самом же деле, человек, выражающий эмоции открыто и своевременно, не стремящийся победить каждый порыв чувств, поступает верно. Тем не менее, избавиться от эмоциональности реально, но это может привести к серьезным негативным последствиям. Подавленная и удержанная эмоция никуда не девается, она остается внутри и ждет своего часа. Спустя какое-то время человек снова пытается снизить эмоциональность, убрать чувства подальше, и нереализованной энергии становится больше. В конечном счете, какая-нибудь мелочь непременно сыграет роль снежка, с которого начинается сход лавины, и тогда человек действительно покажет себя в самом нелицеприятном ракурсе. Так что подумайте дважды, прежде чем душить себя масками.

Психология вопроса

Причины повышенной эмоциональности кроются глубоко внутри. И женские, и мужские эмоции как явление представляют собой своего рода индикаторы, по которым вы лучше ориентируетесь в окружающей действительности. Эмоция, которую у вас вызывает какое-либо явление, придает ему характер и определяет ваше отношение к происходящему.

Читайте также:  Сильная потливость при стрессах

Эмоции могут указывать на:

  • опасность,
  • необходимость,
  • срочность,
  • важность,
  • приоритетность и прочее.

Благодаря этим индикаторам вы относитесь к разным вещам по-разному. Например, вы больше беспокоитесь о здоровье матери, чем о своевременном появлении на работе, потому что новость о ее болезни вызывает у вас эмоцию такой силы, что все остальное отходит на второй план.

Не путайте эмоциональность с импульсивностью. Импульсивность – это склонность к необдуманным действиям под давлением сильных эмоций. Корни этой проблемы в недостаточном навыке контроля над поведением и неумении взвешивать риски. Бороться с импульсивностью путем подавления эмоциональности – неправильный путь.

Повышенная эмоциональность

Высокая эмоциональность как свойство личности означает манеру принимать все близко к сердцу, делать из мухи слона, психовать по любому поводу. Слишком эмоциональные люди не обязательно импульсивны. Эти явления связаны между собой примерно так же, как воздух и огонь: без воздуха не может быть горения, но это не значит, что воздух огнеопасен. Излишняя эмоциональность у мужчин и женщин сопровождается главной проблемой эксцентриков – они испытывают стресс чаще других, и статистически более подвержены нервным расстройствам и заболеваниям сердечно-сосудистой системы.

Низкая эмоциональность

Низкая эмоциональность, если это не намеренно развитое качество, может свидетельствовать об упадке жизненных сил, апатии и депрессии. Человек, не проявляющий здоровых эмоциональных реакций (пусть даже скрытых от чужих глаз), равнодушен ко всему: его жизнь ровная и пустая, ничто в ней не кажется достойным ни радости, ни грусти, ни внимания. Отсутствие эмоциональности осложняет общение, т. к. такой человек может представлять интерес лишь как носитель ценной информации, но сам процесс общения с ним разочаровывает.

Золотая середина – наши советы

И как всегда, некая средняя «нормальность», за рамки которой так любит вырываться бунтующая молодежь, оказывается самым оптимальным средством и от инфаркта в 40 лет, и от клинического занудства одновременно. Потому что все хорошо в меру. Чтобы успешно держать средний уровень эмоциональности, с эмоциями нужно подружиться.

  1. Для начала поймите, что чувствительная эмоциональность – это не посторонняя стихия, захлестнувшая вашу жизнь, это вы сами. Точно так же как вы управляете своей рукой или ногой, вы можете управлять своим психическим состоянием, за исключением редких случаев, когда запускаются экстренные процессы.
  2. Как только вы это поймете, запишитесь на любые курсы саморазвития, в программе которых присутствует тренировка эмоций.
  3. Если не знаете, какие курсы выбрать, выбирайте школу актерского мастерства для взрослых. Направление обучения вы сможете определить сами – все виды подойдут: от упора на коммуникативное совершенствование до бизнес-театра и личной эффективности. Развитием интеллектуальной эмоциональности человека занимаются на всех курсах по актерскому мастерству без исключений.

Источник

Как развить эмоциональность

Любая ситуация, событие, впечатление у человека сопровождаются эмоцией. Психологи понимают под этим словом переживание своего отношения к происходящему, прошедшему или тому, что может произойти. В обычной речи слово «эмоция» трактуется более широко: психический компонент – переживание, дополняется физиологическим – сопутствующими изменениями в организме. Есть люди, которые от природы испытывают слабые эмоции, однако при желании можно развить эмоциональность.

Эмоция выполняет важные функции:

  • она побуждает к действию, регулирует поведение. Бывает, что под воздействием эмоций отключается мышление – тогда вы действуете, не осознавая, что делаете. Это мотивационная функция;
  • выраженная эмоция позволяет понять человека, не зная его языка. Это коммуникативная функция;
  • выразительные движения, мимика, отражающие эмоцию, позволяют сообщить окружающим о своих потребностях, предупредить их об ожидающей опасности или, наоборот, удовольствии. Это сигнальная функция;
  • защитная функция позволяет человеку спастись от опасности. Под воздействием эмоции в кровь выделится тот или иной гормон и человек замрет или побежит. Эти механизмы вырабатывались тысячелетиями эволюции и до сих пор сильны.
Читайте также:  Как долго лечиться стресс

Что такое эмоциональность

В психологии эмоциональность характеризует качество, содержание и динамику эмоций. Она может быть сильной, когда эмоции ярко выражены, а может быть слабой, когда событие не оставляет следа в душе человека или когда этот след не заметен окружающим.

Люди, далекие от психологии, под эмоциональностью понимают эмоции, выраженные ярко, заметно для окружающих. Эмоциональным называют человека с непосредственным, живым, восприятием.

Особенности развития эмоций у детей

Человек не рождается с готовым набором эмоций – в течение жизни происходит развитие эмоций, они превращаются из простых в сложные, увеличивается их количество. Самое глобальное эмоциональное развитие случается в раннем детстве.

Первые эмоции появляются у младенца в связи с удовлетворением или не удовлетворением его начальных потребностей. Он испытывает удовольствие, когда сыт, когда ему комфортно. Если ребенку холодно или жарко, если он не может уснуть или голоден, то он испытывает недовольство.

Когда ребенок становится старше, его эмоции усложняются, они развиваются в процессе игры и исследовательского поведения. На первой ступени развития эмоций малыш получает удовольствие при достижении результата. Потом доставлять радость начинает сама игра – здесь эмоции связаны с протеканием процесса деятельности, но не с его завершением.

Ребенок растет и учится предвосхищать эту эмоциональную палитру. В таком варианте развития эмоции зарождаются в начале действия, и уже результат и процесс выполнения не являются главными для него. Это момент соединения эмоции и интеллекта, в этом случае у будущего поступка оцениваются и последствия с результатами, и его общий смысл с предполагаемыми переживаниями.

К школьному возрасту эмоции усложняются, они обретают более широкий смысл, разные переживания объединяются или борются друг с другом. Это развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста и младших школьников приводит к возникновению внутренней стороны жизни ребенка. Эмоции по-прежнему возникают из ситуаций, отношений, существующих во внешнем мире. Но их интерпретация в сознании, описательные «картинки» о них формируются под воздействием уровня желаний ребенка. От этой внутренней логики также зависит, в какие события ребенок включается, а какие оставляет без внимания, и как он себя ведет.

Разделение внутренней и внешней жизни – признак готовности ребенка к школе. Общение с учителем и коллективом на уроках, учебная деятельность требуют сдерживать свои чувства, не выплескивать их на окружающих. Первое время ребенку это трудно, потому что дошкольник обычно сопровождает свои эмоции мимикой, движениями тела, междометиями. Для него это одно из средств общения, ведь роль эстетических эмоций в развитии личности ребенка огромна. А в начальной школе эти моторные реакции начинают постепенно заменяться речевыми. К концу младших классов речь ребенка становится заметно выразительнее, интонации обогащаются. Младший школьник учится справляться с волнением – держать его в себе. Он уже может отложить свои желания, подчиниться требованиям учителя и сконцентрироваться на занятиях.

Упражнения для детей

Детство – время, когда закладывается основа гармоничного развития эмоциональности. Для становления личности важно осознавать свои чувства. Для общения необходимо понимать состояние собеседника. Как и языку, ребенок учится этому самостоятельно, схватывая буквально из воздуха. Но все же не стоит пускать на самотек развитие эмоциональной сферы.

Читайте также:  Как называется то чувство когда что то чувствовал

Чтобы помочь ребенку развить эмоциональную сферу:

  • в первую очередь не отгораживайтесь от ребенка гаджетами, больше разговаривайте с ним обо всем;
  • пока ребенок совсем маленький, проговаривайте его эмоции за него, рассказывайте, как с ними можно справляться;
  • когда ребенок подрос, регулярно спрашивайте его, что он чувствует в данный момент, что понравилось ему сегодня в садике, а что огорчило;
  • поощряйте сюжетные игры на разные темы и дидактические игры на развитие эмоций;
  • вместе слушайте музыку и обсуждайте ее с малышом;
  • сообща читайте литературу, обсуждайте поведение героя, его мотивы, переживания;
  • не ограничивайте контакты ребенка со сверстниками;
  • следите, чтобы чувства ребенка не заключались сугубо пределами личных переживаний, но могли быть реализованы в конкретных действиях;
  • поощряйте труд, который может быть полезен для окружающих;
  • развивайте у ребенка эмпатию.

Упражнения для взрослых

Проведен не один тренинг по сдерживанию эмоций, опубликовано множество советов на эту тему. Их полезно использовать в деловом общении: с начальством, коллегами.

Если речь заходит о гармоничном развитии, когда взрослый человек или подросток задумывается о развитии творческого начала, эмоции лучше не сдерживать. Переживания придают остроту ощущениям, делают личность яркой и интересной для окружающих.

Значение эмоций в жизни человека неоценимы. Они обеспечивают нам способность к переживанию и сопереживанию, поддерживают живой интерес к окружающей действительности. Эмоции помогают личности глубже познать себя. С помощью переживаний человек узнает уровень своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков.

При встрече двух людей кто-то один из них непременно берет на себя доминирующую функцию создания эмоциональной атмосферы. Но кто это будет и какой настрой он создаст? Лучше самому быть автором эмоциональной атмосферы, уметь легко настраивать окружающих на позитив. Для этого и нужно развивать эмоциональность.

Существуют определенные особенности развития эмоций. Следующее упражнение делайте после предыдущего, не меняйте порядок:

  1. Лицевая гимнастика. Неразработанные мимические мышцы блокируют эмоциональную выразительность. Если вы склонны к порядку, по очереди шевелите всеми мышцами лица. Если любите импровизировать – корчите рожи.
  2. Выразительное чтение. Найдите текст, прочтите его, пометьте нужные для каждого предложения или даже слова интонации. А теперь сыграйте этот текст перед зеркалом или друзьями, запишите на магнитофон, проанализируйте.
  3. Повышение энергетического уровня и темпоритма. Начните двигаться чуть быстрее своего обычного темпа. Делайте привычные действия с большей энергией.
  4. Тренировка акцентов. Сначала попробуйте отработать настоящие удары, имитируя рубку дров. Потом подключите «ударные» выдохи, их лучше сопровождать звуком «ха!» Далее попытайтесь делать такие «удары» в речи – акценты.
  5. Гимнастика для «прокачки» эмоций – это тренинг для быстрой смены состояния. Практикуйте ее по утрам, чередуйте позитивные/негативные энергичные/вялые состояния. Последним пусть идет энергичное и позитивное состояние, это взбодрит вас, и ваш день пройдет активно.

Приходите на курсы обучения актерским навыкам в театральную школу Бенефис.

  • Как снять зажимы и раскрепоститься
  • Как работать с камерой
  • Как работать со своим спектром эмоциональных состояния
  • Как импровизировать
  • Как сделать свой голос сильным и уверенным

И многое другое

Выберете для себя наиболее подходящий курс. Мы проводим занятия для взрослых и детей в центре Москвы.

Источник

Оцените статью