Диагностика тревожности
Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний
Инструкция: Ребята, следующее задание позволит вам узнать свой уровень тревожности в ситуациях проверки знаний. Для этого поставьте в колонку с ответами «Да» (если, вы согласны с утверждением) или «Нет» (если не согласны).
ПАМЯТКА «Как стать оптимистом»
Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах.
Никогда не говорите о себе плохо.
Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе.
Ваши друзья и близкие тоже испытывают неуверенность. Помогите им!
Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим целям, хвалите себя.
Помните, что вы — воплощение надежд ваших родителей, вы — творец своей жизни.
СОВЕТЫ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ УЧЕНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Советы родителям: Как помочь детям подготовиться к экзаменам
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
Пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
Внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования, не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
Если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
И помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Источник
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Стандартизация методик диагностики тревожности Ч. Спилбергера — Ю. Ханина и Дж. Тейлор |
Лекции и практикум по психологии — Психодиагностика |
Ю.А. Зайцев, А.А. Хван (Зайцев Ю.А., Хван А.А. Стандартизация методик диагностики тревожности Ч. Спилберге ра — Ю. Ханина и Дж. Тейлор // Психологическая диагностика. — 2011. — №3. — С. 19-34.) В последние годы внимание практических психологов, психотерапевтов, школьных психологов все больше привлекает проблема тревожности в детском и подростковом возрасте. Уровень тревожности современных детей и подростков находится на довольно высоком уровне, часто приводя к формированию и закреплению эмоциональных расстройств. Большинство авторов, исследовавших проблему тревожности и связанных с ней эмоциональных расстройств, придерживаются мнения, что эмоциональные нарушения у детей не проходят бесследно, проявляются в особенностях личности и находят отражение в последующей жизни [8, 10, 15]. Так, при хронической тревожности человек постоянно находится в напряженном ожидании, легко пугается, всегда серьезен и озабочен. Общение у тревожных людей избирательное, эмоционально неровное, затрудняются контакты с незнакомыми людьми. Общепризнанным является представление, что тревога — это некое эмоциональное состояние, связанное с предчувствием опасности, угрозы. Физиологические, психологические и поведенческие проявления данного состояния весьма разнообразны. Психологически состояние тревоги проявляется, как правило, в виде субъективно неприятных, диффузных ощущений, предчувствия какой-либо опасности, ощущением беспомощности, неуверенностью в себе; физиологически — ощущением пустоты в подложечной области, чувством стеснения в груди, сердцебиением, потливостью, дрожью. Поведенческие проявления могут быть как в виде возбуждения с хаотической деятельностью, так и в виде апатии с отказом от какой-либо деятельности. В когнитивном аспекте тревога проявляет себя в виде затруднений, связанных с выбором действий в той или иной ситуации и неуверенностью в отношении будущего. Таблица 1 Источник |