Дело художника рождать радость кто
Моему преданному другу Татьяне Алексеевне Паустовской
Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти.
Всегда следует стремиться к прекрасному.
Многое в этой работе выражено отрывочно и, быть может, недостаточно ясно.
Многое будет признано спорным.
Книга эта не является ни теоретическим исследованием, ни тем более руководством. Это просто заметки о моем понимании писательства и моем опыте.
Важные вопросы идейного обоснования нашей писательской работы не затронуты в книге, так как в этой области у нас нет сколько-нибудь значительных разногласий. Героическое и воспитательное значение литературы ясно для всех.
В этой книге я рассказал пока лишь то немногое, что успел рассказать.
Но если мне хотя бы в малой доле удалось передать читателю представление о прекрасной сущности писательского труда, то я буду считать, что выполнил свой долг перед литературой.
Не могу припомнить, как я узнал эту историю о парижском мусорщике Жанне Шамете. Шамет зарабатывал на существование тем, что прибирал мастерские ремесленников в своем квартале.
Жил Шамет в лачуге на окраине города. Конечно, можно было бы обстоятельно описать эту окраину и тем самым увести читателя в сторону от основной нити рассказа. Но, пожалуй, стоит только упомянуть, что до сих пор в предместьях Парижа сохранились старые крепостные валы. В то время, когда происходило действие этого рассказа, валы были еще покрыты зарослями жимолости и боярышника и в них гнездились птицы.
Лачуга мусорщика приткнулась к подножию северного крепостного вала, рядом с домишками жестянщиков, сапожников, собирателей окурков и нищих.
Если бы Мопассан заинтересовался жизнью обитателей этих лачуг, то, пожалуй, написал бы еще несколько превосходных рассказов. Может быть, они прибавили бы новые лавры к его устоявшейся славе.
К сожалению, никто из посторонних не заглядывал в эти места, кроме сыщиков. Да и те появлялись только в тех случаях, когда разыскивали краденые вещи.
Судя по тому, что соседи прозвали Шамета «Дятлом», надо думать, что он был худ, остронос и из-под шляпы у него всегда торчал клок волос, похожий на хохол птицы.
Когда-то Жан Шамет знал лучшие дни. Он служил солдатом в армии «Маленького Наполеона» во время мексиканской войны.
Шамету повезло. В Вера-Крус он заболел тяжелой лихорадкой. Больного солдата, не побывавшего еще ни в одной настоящей перестрелке, отправили обратно на родину. Полковой командир воспользовался этим и поручил Шамету отвезти во Францию свою дочь Сюзанну – девочку восьми лет.
Командир был вдовцом и потому вынужден был всюду возить девочку с собой. Но на этот раз он решил расстаться с дочерью и отправить ее к сестре в Руан. Климат Мексики был убийственным для европейских детей. К тому же беспорядочная партизанская война создавала много внезапных опасностей.
Во время возвращения Шамета во Францию над Атлантическим океаном дымилась жара. Девочка все время молчала. Даже на рыб, вылетавших из маслянистой воды, она смотрела не улыбаясь.
Шамет, как мог, заботился о Сюзанне. Он понимал, конечно, что она ждет от него не только заботы, но и ласки. А что он мог придумать ласкового, солдат колониального полка? Чем он мог занять ее? Игрой в кости? Или грубыми казарменными песенками?
Но все же долго отмалчиваться было нельзя. Шамет все чаще ловил на себе недоумевающий взгляд девочки. Тогда он наконец решился и начал нескладно рассказывать ей свою жизнь, вспоминая до мельчайших подробностей рыбачий поселок на берегу Ла-Манша, сыпучие пески, лужи после отлива, сельскую часовню с треснувшим колоколом, свою мать, лечившую соседей от изжоги.
В этих воспоминаниях Шамет не мог найти ничего такого, чтобы развеселить Сюзанну. Но девочка, к его удивлению, слушала эти рассказы с жадностью и даже заставляла повторять их, требуя все новых подробностей.
Шамет напрягал память и выуживал из нее эти подробности, пока в конце концов не потерял уверенность в том, что они действительно существовали. Это были уже не воспоминания, а слабые их тени. Они таяли, как клочья тумана. Шамет, правда, никогда не предполагал, что ему понадобится возобновлять в памяти это давно ушедшее время своей жизни.
Однажды возникло смутное воспоминание о золотой розе. Не то Шамет видел эту выкованную из почернелого золота грубую розу, подвешенную к распятью в доме старой рыбачки, не то он слышал рассказы об этой розе от окружающих.
Нет, пожалуй, он однажды даже видел эту розу и запомнил, как она поблескивала, хотя за окнами не было солнца и мрачный шторм шумел над проливом. Чем дальше, тем яснее Шамет вспоминал этот блеск – несколько ярких огоньков под низким потолком.
Все в поселке удивлялись, что старуха не продает свою драгоценность. Она могла бы выручить за нее большие деньги. Одна только мать Шамета уверяла, что продавать золотую розу – грех, потому что ее подарил старухе «на счастье» возлюбленный, когда старуха, тогда еще смешливая девушка, работала на сардинной фабрике в Одьерне.
– Таких золотых роз мало на свете, – говорила мать Шамета. – Но все, у кого они завелись в доме, обязательно будут счастливыми. И не только они, но и каждый, кто притронется к этой розе.
Мальчик с нетерпением ждал, когда же старуха сделается счастливой. Но никаких признаков счастья не было и в помине. Дом старухи трясся от ветра, а по вечерам в нем не зажигали огня.
Так Шамет и уехал из поселка, не дождавшись перемены в старухиной судьбе. Только год спустя знакомый кочегар с почтового парохода в Гавре рассказал ему, что к старухе неожиданно приехал из Парижа сын-художник – бородатый, веселый и чудной. Лачугу с тех пор было уже не узнать. Она наполнилась шумом и достатком. Художники, говорят, получают большие деньги за свою мазню.
Однажды, когда Шамет, сидя на палубе, расчесывал Сюзанне своим железным гребнем перепутанные ветром волосы, она спросила:
– Жан, а мне кто-нибудь подарит золотую розу?
– Все может быть, – ответил Шамет. – Найдется и для тебя, Сузи, какой-нибудь чудак. У нас в роте был один тощий солдат. Ему чертовски везло. Он нашел на поле сражения сломанную золотую челюсть. Мы пропили ее всей ротой. Это во время аннамитской войны. Пьяные артиллеристы выстрелили для забавы из мортиры, снаряд попал в жерло потухшего вулкана, там взорвался, и от неожиданности вулкан начал пыхтеть и извергаться. Черт его знает, как его звали, этот вулкан! Кажется, Крака-Така. Извержение было что надо! Погибло сорок мирных туземцев. Подумать только, что из-за какой-то челюсти пропало столько людей! Потом оказалось, что челюсть эту потерял наш полковник. Дело, конечно, замяли, – престиж армии выше всего. Но мы здорово нализались тогда.
– Где же это случилось? – спросила с сомнением Сузи.
– Я же тебе сказал – в Аннаме. В Индокитае. Там океан горит огнем, как ад, а медузы похожи на кружевные юбочки балерины. И там такая сырость, что за одну ночь в наших сапогах вырастали шампиньоны! Пусть меня повесят, если я вру!
До этого случая Шамет слышал много солдатского вранья, но сам никогда не врал. Не потому, что он этого не умел, а просто не было надобности. Сейчас же он считал святой обязанностью развлекать Сюзанну.
Шамет привез девочку в Руан и сдал с рук на руки высокой женщине с поджатыми желтыми губами – тетке Сюзанны. Старуха была вся в черном стеклярусе и сверкала, как цирковая змея.
Девочка, увидев ее, крепко прижалась к Шамету, к его выгоревшей шинели.
– Ничего! – шепотом сказал Шамет и подтолкнул Сюзанну в плечо. – Мы, рядовые, тоже не выбираем себе ротных начальников. Терпи, Сузи, солдатка!
Источник
Дело художника – рождать радость
Эта мысль Паустовского созвучна творчеству художника и директора ДХШ №2 имени Дейнеки Евгения Болховитина. 7 августа он отмечает юбилей – 65-летие. А самой школе – 30!
Несколько лет назад я искала работу. Узнала, что в школе есть вакансия. Пришла на собеседование. Директор Евгений Евтеевич сел напротив и стал «прожигать» взглядом. Было некомфортно под пристальным взглядом руководителя. Но, оказалось, директор просто не мог вспомнить, где видел меня раньше.
До школы он более 10 лет работал художником в театре кукол, куда я часто приходила за материалом для газеты. Там и встречались в кабинете заведующей литературной частью театра Надежды Рыжковой. Евгений Евтеевич и Надежда Ивановна дружат до сих пор.
В студенческие годы он часто ездил на пленэр по области, писали монастыри, были поездки также в Приозерск (Карелия), Псков, Новгород, Москву, Ленинград на экскурсии. Незабываемые впечатления остались и от работы в стройотрядах. Запомнилась поездка в Касторенский и Льговский районы.
После окончания вуза его распределили в Дьяконовскую среднюю школу, в которой преподавал рисование и черчение в течение четырех лет.
Евгений Евтеевич почерпнул много полезного за годы обучения: он легко справляется с любой работой, да и житейские трудности не пугают его. До женитьбы на Екатерине, с которой сидел за одной партой восемь школьных лет, он три года жил в общежитии института. Так совпало, что у будущих супругов и фамилия была одинаковая (очень распространена на их родине). Воспитали двоих детей, сейчас растят внуков – Илью и Екатерину. Дочь Елена окончила музыкальную и художественную школы, колледж культуры и худграф и сейчас работает в ДХШ №2. Сын Евгений после индустриально-педагогического факультета КГУ работает бригадиром.
Дороги ведут. в театр
Во время турпоездки в Югославию Евгений Евтеевич познакомился с Людмилой Плотниковой, в то время директором театра кукол. Она пригласила Болховитина на работу.
Его работы – декорации к спектаклям «Теремок», «Очень страшная сказка» и многим другим.
Коллеги до сих пор вспоминают его теплыми словами.
Ирина Куцевол, заслуженная артистка России:
– Евгений Евтеевич – человек трудолюбивый, жизнерадостный, озорной. Мы работали в паре как дедушка Мороз и Снегурочка. Он нравился детям, работал с куражом, легко и непринужденно. Человек он компанейский, у него много друзей. Это редкий случай, когда люди сохраняют дружбу на долгие годы.
Владимир Савелов, актер театра кукол:
– Помню, как с коллективом театра ездили в Болгарию. Тогда мы открыли, что у него шикарный голос. Он мог бы выступать как профессиональный певец, если бы выбрал этот путь в жизни. Добрый, отзывчивый. Школе очень повезло, что у нее такой руководитель.
Последняя запись в трудовой
В ДХШ №2 его привел сосед Александр Стародубцев, с которым вместе заканчивали худграф. Он рассказал, что открывается новая художественная школа, набирают коллектив. Евгений Евтеевич работал преподавателем, позднее завучем, а потом и директором. Руководит школой более 10 лет.
В этом году ей исполняется 30 лет. А само решение Курского горисполкома №140-р «Об открытии Детской художественной школы №2» было принято 5 июня 1986 года.
В 1999 году школе присвоили имя художника Дейнеки, выделили помещение на Кулакова, 7.
Школа – это девять аудиторий по рисунку, живописи и композиции, кабинет истории искусств, графического дизайна и компьютерной графики и скульптурная мастерская.
Воспитанники и педагоги завоевывают дипломы на международных, региональных и городских конкурсах.
Школа ежегодно организует городской конкурс «Калейдоскоп». В фойе проходят выставки учеников и преподавателей, студентов худграфа, с которым школа тесно сотрудничает.
– Евгений Евтеевич – профессионал: и как руководитель, и как специалист, – считает коллега, директор ДШИ №1 имени Свиридова Лариса Широбокова. – Увлеченный, внимательный, чуткий человек.
Коллектив «ГИ» присоединяется к поздравлениям и желает юбиляру здоровья и жизнелюбия, успехов в творчестве и на поприще руководителя.
Татьяна Харитонова.
Оставить комментарий
Последние новости Курск
11/10/2021 В Курске «Квадру» накажут за срыв сроков подачи тепла в два дома на улице Конорева
Заместитель губернатора Алексей Дедов и глава Курска Виктор Карамышев вечером прибыли на улицу Конорева. Здесь, между домами №18 и №20 «Квадра» должна была завершить ремонт сетей. Сегодня же ресурсоснабжающая компания обещала начать запуск тепла в расположенные рядом многоэтажки.
11/10/2021 Юные футболисты из Курска стали вторыми на межрегиональном турнире
В Орле завершился межрегиональный турнир по футболу на призы ОРОО «ОФС Орловщина». Команда ребят 2013 года рождения «Спортивной школы №4» завоевала серебряные медали соревнований.
11/10/2021 В Курске выросло количество вызовов врача на дом
За неделю в Курске произошло 9746 вызовов скорой помощи, это на 350 больше, чем на прошлой неделе. Выросло и количество вызовов врачей на дом – за сутки инфекционной бригаде приходится обслуживать до 70 вызовов.
11/10/2021 Житель Курска украл у тети деньги и внедорожник
Молодой человек воспользовался сложной жизненной ситуацией, которая сложилась у его тети и обокрал ее. От родственницы мужчина скрылся в Москве.
11/10/2021 В Курске разыскивают 55-летнюю женщину
Поисковый отряд «ЛизаАлерт» просит курян оказать содействие в розыске 55-летней Винокуровой (Заикиной) Галины Валентиновны. С 10 октября ее местонахождение неизвестно.
11/10/2021 В учреждения культуры и общепита курян пустят только по QR-коду
В курском Доме журналиста состоялась пресс-конференция, посвященная распоряжению губернатора Курской области Романа Старовойта о введении новых ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции. Подробности нововведения сообщили заместитель губернатора Оксана Крутько, главный государственный санитарный врач по Курской области Олег Климушин и директор юридического департамента Курской области Наталья Суходольская.
11/10/2021 Износ конструкции на Сумской, 13 в Курске составляет 80%
Под руководством главы Курска Виктора Карамышева прошло внеочередное заседание комиссии КЧС и ОПБ города Курска по вопросу ликвидации последствий обрушения потолочного перекрытия в доме №13 на улице Сумской.
11/10/2021 Для лечения COVID-19 в Курской области закупили лекарство на 51 млн рублей
Для стационарного лечения коронавирусной инфекции в Курской области закуплено 2000 упаковок дорогостоящего препарата «Лейтрагин». Стоимость закупки — 51 млн рублей.
11/10/2021 В курских ТЦ проверяют соблюдение масочного режима
Сотрудники комитета экономического развития администрации города Курска и управления по делам ГО и ЧС проверили соблюдение масочного режима в торговых центрах в северо-западном микрорайоне.
11/10/2021 В Курске самосвал сбил столб и выехал на трамвайные пути
Сегодня, 11 октября в Курске на ПЛК столкнулись самосвал и «Шевроле Ланос». Автомобили получили серьезные повреждения.
Источник
Дело художника рождать радость кто
Константин Ваншенкин
Неизвестный художник .
Неизвестный художник давнишнего века —
Может, был он известен, но в узком кругу —
Написал на холстине портрет человека
Показать полностью.
Так, что глаз от него оторвать не могу.
Краска лупится, трещинки как паутина.
Реставратор, волнуясь, трясет головой.
Но живет и поет о бессмертье картина,
Потому что написана кистью живой.
И рождается отзвук в сердцах и на лицах,
Потому что и замысел в сердце рожден.
Неизвестный — в каталогах всех и в таблицах
Меж другими, известными, значится он.
Я стою, пораженный искусством чудесным,
Чей в веках сохранился отчетливый след.
Я бы только мечтал стать таким Неизвестным
Где-нибудь через триста-четыреста лет.
Вижу это лицо — губы, сжатые плотно,
Утомленный и все понимающий взгляд…
Пусть живут мастеров Неизвестных полотна,
Как светильники в честь Неизвестных солдат.
Татьяна Лаврова — Словно волшебнику радужной сказки .
Словно волшебнику радужной сказки,
Бог дал Художнику кисти и краски,
Чудо – палитру, мольберт и холстину,
Чтоб сотворил он такую картину,
Показать полностью.
Где будут горы, восход и закаты,
Синее море и злые пираты,
Желтый песок, белоснежные льдины…
Все, что в душе – то на этой картине.
Молча, Художник стоит у мольберта,
Кисти мелькают, как птицы под ветром.
Лучик от солнца и брызги прибоя,
Горсть янтаря, что прибило волною,
Гроздья рябины, как капельки крови,
Зелень травы, хмурость тучи над морем,
Нежность любимой, улыбку ребенка –
Все написал своей кисточкой тонкой.
В это творенье вложил он всю душу,
Сердце свое беспокойное слушал.
Глянул Всевышний, слегка удивился –
На полотне целый мир уместился!
Знание всех смежных областей искусства — поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки — необыкновенно обогащает внутренний мир прозаика и придает особую выразительность его прозе. Последняя наполняется светом и красками живописи, емкостью и свежестью слов, свойственными поэзии, соразмерностью архитектуры, выпуклостью и ясностью линий скульптуры и ритмом и мелодичностью музыки.
Показать полностью. Всё это — добавочные богатства прозы, как бы ее дополнительные цвета. Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний. И еще: одна из основ писательства — хорошая память.
Ощущение жизни как непрерывной новизны — вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство. Нужно дать свободу своему внутреннему миру, открыть для него все шлюзы и вдруг с изумлением увидеть, что в твоем сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты предполагал.
Тот, кто лишен чувства печали, так же жалок, как человек, не знающий, что такое радость или потерявший ощущение смешного. Выпадение хотя бы одного из этих свойств свидетельствует о непоправимой духовной ограниченности. А вообще дело художника — рождать радость.
ЮЛИЯ ВИХАРЕВА
Вот свет. Вот снег. Вот облака.
Вот небеса пронзают ели.
Держа палитру с акварелью,
Колдует мастера рука.
Показать полностью.
А тут избушка в три окна.
А там заснеженные горы.
За покосившимся забором
Фигура женская видна.
В забытом богом уголке
Стоит одна под снегопадом.
И никого с бедняжкой рядом –
Лишь лес да горы вдалеке.
Вдруг кисть застыла над холстом.
Вдруг кисть застыла на мгновенье:
Эскиз хорош, но тем не менее
Чего-то нет в его простом
Сюжете из полутонов.
Да, не хватает в нём чего-то! —
Как в песне самой яркой ноты,
Как в книге самых нужных слов.
Рука, приняв души совет,
Макнула кончик кисти в краску,
С особым трепетом и лаской
Дорисовав в окошках свет.
И на снегу от санок след,
А дальше – кошку на заборе…
И рядом с той фигурой вскоре
Мужской, высокий силуэт.
Закончив рисовать, рука
Сложила тюбики в коробку.
И подписав картину робко,
Вздохнул художник: всё, пока…
Мольберт поставил у окна,
Прошаркал в кухню еле-еле…
А вслед ему с холста смотрели
ОН и, конечно же, ОНА.
И оглянись старик назад,
Узрел бы он, как свет в окошках
Сиял всё радостней. И кошка
Довольно щурила глаза.
Источник