- Как ребенку противостоять давлению сверстников
- Практические советы родителям, которые помогут научить детей отстаивать свои убеждения
- «Перестаньте запугивать детей!»: почему школа стала источником стресса
- Чтобы в школе не стреляли: как избежать новых трагедий
- «И тут уже дрожат родители». Что не так с итоговыми собраниями в началке и при чём здесь ВПР
- «Думали до трёх ночи»: почему даже родители не могут справиться с домашкой
- «Папа всегда на периферии семьи»: честные истории многодетных отцов
- 2021 год: когда вручат аттестаты, кто получит медали и будут ли выпускные
- «Хватит на нас давить»: как оценки и экзамены доводят детей до нервного срыва
- Оценки
- Экзамены
Как ребенку противостоять давлению сверстников
Практические советы родителям, которые помогут научить детей отстаивать свои убеждения
«О чем ты думал?», «Разве ты не сказал ребятам, что это неправильно?», «Что ты наделал?!»… Вы переживаете, что ваш ребенок всегда следует за толпой? Ему трудно высказывать свою точку зрения и отстаивать свое мнение? Вы замечаете, что другие дети могут легко заставить его делать то, что они хотят? Они называют его «слабаком» или «трусишкой», ну а вы, конечно, используете более корректные эпитеты: безропотный, ведомый или даже слабовольный.
Сейчас это может казаться не такой уж большой проблемой, но по мере взросления детей давление сверстников становится только жестче. В конце концов, если ребенку сложно говорить «нет» уже в младшем возрасте, причем своим одногодкам, спроецируйте свою озабоченность на более серьезные и страшные проблемы, с которыми он может столкнуться позже, и вы оцените важность этой темы.
Да, ваше беспокойство вполне уместно. Результаты исследования, проведенного американской компанией «Никелодион», опросившей 991-го ребенка в возрасте от девяти до четырнадцати лет, показали, что 36% детей сверстники склоняют курить коноплю, 40% детей сверстники склоняют к интимной близости, 36% заставляют воровать и четверо из десяти детей подвержены психологическому давлению в отношении употребления спиртных напитков.
Но есть и хорошие факты: детей можно научить навыкам ассертивности*. Это никогда не поздно, но чем раньше родители начинают развивать у детей навыки грамотных дружеских отношений, тем увереннее чувствуют себя дети в социальной среде и тем спокойнее при этом родители. Далее в статье приводятся несколько стратегий, которые вы можете использовать, чтобы помочь вашему ребенку переломить негативное давление сверстников и не дать себя в обиду.
Освещайте проблему. Если ваш ребенок страдает от недостатка ассертивных навыков, ему будет сложно решиться на то, чтобы обсудить свою проблему с вами, поэтому берите инициативу в свои руки. «Я заметила, что сегодня на площадке Ваня заставлял тебе бросать песок, и ты это делал. Давай обсудим, почему ты пошел у него на поводу», «Ты знаешь, что родители запрещают Маше приводить в дом посторонних, но ты пошел туда вместе со всеми. Тебе важно научиться противостоять влиянию друзей и делать то, что ты считаешь правильным».
Делитесь своими убеждениями. Родители, которые воспитывают ассертивных, решительных детей, способных постоять за свои убеждения, не делают это случайно. Они прикладывают все усилия, чтобы их дети знали, какие убеждения они отстаивают. «В нашей семье мы не смотрим фильмы, содержащие сцены насилия. Просто и ясно. Поэтому скажи своим друзьям, что ты не пойдешь с ними в кино на боевик». «Меня не волнует, что все твои друзья используют слово из трех букв, тебе это делать непозволительно». «В следующий раз, когда друг посмеет предложить тебе выкурить сигарету, просто развернись и уйди. Ты должен придерживаться того, что считаешь правильным. Я знаю, как ты ненавидишь табачный дым».
Прекратите спасать ребенка. Если ваша роль заключается только в том, чтобы извиняться, объяснять или просто делать что-либо вместо вашего ребенка, остановитесь. Так он никогда не научится стоять за себя и всегда будет прятаться за вашей спиной.
Моделируйте настойчивость. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был уверенным, обладал внутренней силой и умел отстаивать свои убеждения, демонстрируйте ему соответствующий тип поведения. Дети копируют то, что видят.
Учите ребенка говорить «нет». Попросите ребенка выбрать фразы наиболее для него подходящие. Можно говорить просто «НЕТ!». Можно добавлять причину: «Нет, это не в моем стиле». «Нет, спасибо. Мои родители меня убьют». «Нет, мне не хочется это делать». «Нет, я не хочу». «Нет. Я должен идти домой, я уже опаздываю». Или ребенок может предложить свою альтернативу: «Нет. Давай придумаем что-то еще», «Нет. Как насчет того, чтобы вместо этого пойти в кафе?». Скажите ребенку, что ему вовсе не нужно изменять мнение своего друга, но ему самому принципиально важно оставаться верным своим убеждениям.
Учите уверенному языку тела. Слабовольные дети, как правило, стоят с опущенной головой, опущенными плечами, их руки и колени дрожат, а глаза смотрят вниз. Таким образом, даже если ребенок говорит своим друзьям «нет», его тело посылает совсем иной сигнал, вследствие чего его слова становятся неубедительными. Поэтому важно научить ребенка уверенной осанке: пусть он держит голову высоко, расправит плечи, смотрит в глаза и говорит уверенным, твердым тоном. Нужно помочь своему ребенку наглядно увидеть то, как выглядит уверенная осанка. Покажите ему «уверенную позу» и «нерешительную позу», а затем попросите потренироваться в определении «уверенных» или «нерешительных» поз у других людей. Ищите такие примеры повсюду: в торговом центре, на детской площадке, даже у теле- и киногероев. Вскоре ваш ребенок научится определять уверенную осанку, копировать и использовать ее на практике.
Используйте твердый голос. Тон вашего ребенка зачастую важнее, чем то, что он говорит. Попросите ребенка говорить твердым тоном. Без криков или шепота. Пусть он будет дружелюбным, но непреклонным. Пусть просто расскажет другу о своих убеждениях. Простого «Нет» или «Нет, я не хочу» иногда вполне достаточно.
Подкрепляйте уверенность в себе, ассертивность ребенка. Если вы хотите воспитать ребенка способным отстаивать свои убеждения, то подкрепляйте любое его усилие быть напористым и отстаивать свои убеждения. «Я знаю, тебе было тяжело сказать своим друзьям о том, что ты должен уйти пораньше, чтобы успеть к назначенному родителями времени. Я горжусь, что ты смог отстоять свое мнение и не поддался на их уговоры».
Проводите семейные дебаты. Лучшее место для детей, где они могут научиться выражать себя, – это родной дом, так почему бы не начать «Семейные дебаты» или, если вы предпочитаете более мягкий по звучанию подход, то, скажем, «Семейные собрания»? Начните с имплементации этих пяти правил.
- 1. Каждый должен быть выслушан.
- 2. Оскорбления недопустимы.
- 3. Можно не соглашаться, но делать это уважительно.
- 4. Разговоры ведутся спокойным тоном.
- 5. Каждый высказывается по очереди.
Темами для обсуждения могут стать актуальные мировые, школьные или домашние проблемы. Вот несколько возможных тем для обсуждения: домашние правила, родственные конфликты, карманные деньги, домашние обязанности, время прихода домой с улицы, родительские ограничения категорий фильмов для просмотра. «Мировые» проблемы могут включать в себя: революции, войны, законопроекты о снижении возрастного ценза на выборах, легализации наркотиков и т. д. Независимо от темы, побуждайте вашего застенчивого ребенка высказываться и быть услышанным.
Не терпите оправданий. Вы хорошо поработали над развитием соответствующих навыков у ребенка, но он все еще соглашается делать то, что считает неправильным, идет на поводу у толпы, например, тайком проникает на просмотр фильма для взрослых или использует бранные слова. Если это происходит, предпримите четкие действия, чтобы исправить собственные правила и все-таки научить ребенка противостоять давлению сверстников.
Противостоять толпе нелегко. Все хотят нравиться. Но, для того чтобы ваш ребенок был уверенным в себе, независимым и успешным в жизни, важно, чтобы он научился отстаивать собственные убеждения. Впредь поддерживайте каждое усилие ребенка в этом направлении, и помогайте ему практиковать навыки ассертивности, стойкости, настойчивости до тех пор, пока он не сможет с уверенностью использовать их сам. И, прежде всего, помните: простые изменения приводят к большим результатам. Так что не сдавайтесь.
* Ассертивность – поведение, сочетающее внутреннюю силу и вежливость по отношению к окружающим. Это способность в ситуации внешнего давления корректно отстаивать свои интересы и свою линию поведения, спокойно говорить «нет» тому, что вас не устраивает и продолжать в социально приемлемой форме эффективно настаивать на своих правах.
Источник
«Перестаньте запугивать детей!»: почему школа стала источником стресса
Это была тяжелая неделя. Наши блогеры, конечно, не могли не написать о событиях в Казани. Поэтому у нас появился пост о том, можно ли избежать массшутинга. Текст об итоговых родительских собраниях превратился в рассуждение об атмосфере в школе. И, конечно, не обошлось без вопросов про аттестаты и выпускные.
Чтобы в школе не стреляли: как избежать новых трагедий
11 мая бывший ученик казанской гимназии № 175 Ильназ Галялиев открыл стрельбу в школе по детям и учителям. Можно ли было это предотвратить? И есть ли хоть какая-то возможность сделать так, чтобы такое не повторилось? Наш блогер, психолог и куратор школы безопасности Анастасия Беренова, объясняет, почему надеяться на охрану и мониторинг социальных сетей бесполезно. Куда важнее говорить о диагнозах и работать с травлей в коллективах.
«Уповать на турникеты и охрану не надо. Сколько их должно быть? Два, три, забор с проволокой? Если человек захочет, он найдет способ зайти в помещение с оружием. При этом с каждым новым турникетом теряется положительный образ школы — а именно это сможет остановить человека от подобных действий».
«И тут уже дрожат родители». Что не так с итоговыми собраниями в началке и при чём здесь ВПР
Наш блогер Юлия Рих рассказывает, как проходят итоговые собрания в начальной школе. Удивительно, но атмосфера в этом тексте напоминает ту, о которой говорит Анастасия Беренова: школа — это контроль и запугивание, а не поддержка и вдохновение. О каком тогда положительном образе школы мы можем говорить?
«Я бы хотела попросить учителей немедленно снизить градус истерии. Избавить нас, родителей, от мыслей о ВПР в майские праздники. Мне хочется забыть об учебе и наслаждаться совместными праздниками с семьей. Перестаньте запугивать детей! Вспомните, что учеба это — знания, а знания — свет».
«Думали до трёх ночи»: почему даже родители не могут справиться с домашкой
А это рассказ о случае с домашкой, которую наш блогер делала аж в 2002 году. И уже тогда это было непростым делом: пришлось подключить и родителей, и знакомых, чтобы всю ночь делать одну задачу по черчению. А вы говорите: «Пускай дети сами учатся!»
«В три часа ночи к нам присоединился мой папа, кандидат технических наук. Но проклятая деталь (точнее, то, что было нарисовано в учебнике для заданного упражнения) так и не хотела поддаваться разгадке. В общем, кое-как, дотерев чертеж почти до дыр, я легла спать часов в пять, и то только потому, что „ночное инженерное собрание“ было разогнано мамой».
«Папа всегда на периферии семьи»: честные истории многодетных отцов
Кстати, часто ли отцы помогают детям с домашкой? В наших блогах о сложностях со школой, воспитанием и образованием чаще всего пишут мамы. Узнать, что думают отцы об отношениях в семье, не так-то просто. Поэтому наш блогер Евгения Наумова записала монологи многодетных отцов. Там разные выводы и истории, но все они интересные и точно заслуживают внимания.
«Конечно, отцы чувствуют на определенном этапе выпадение из семьи. Но мне кажется, это все-таки зависит от мамы. Важно, чтобы мама отмечала, что папа тоже член семьи, говорила об этом детям, не занимала все пространство собой, тогда получится какой-то баланс».
2021 год: когда вручат аттестаты, кто получит медали и будут ли выпускные
К нам приближается ЕГЭ: осталось две недели до начала экзаменов. А что дальше? Наш блогер Михаил Ланцман подробно рассказывает, когда и в каком формате пройдут выпускные, кому дадут медали и какие экзамены надо сдать, чтобы получить аттестат.
«В 2020/2021 году много нового. Главное изменение — те выпускники 11-х классов, которые не планирует поступать в вуз, могут не сдавать ЕГЭ, достаточно написать государственный выпускной экзамен (ГВЭ-аттестат) по русскому языку и математике. Это совсем новая практика».
Фото на обложке: Shutterstock / Melinda Nagy
Источник
«Хватит на нас давить»: как оценки и экзамены доводят детей до нервного срыва
В жизни примерно каждого человека присутствует школа. В России обучение в школе составляет 11 лет. И с класса восьмого ребёнок начинает задумываться: «Для чего вообще нужны оценки?», «Почему я не учусь дома?» и так далее. Меня однажды посетили эти же вопросы.
В современных школах дети всегда депрессивны. Мне кажется, это из-за давления в школе. Учеников заставляют гнаться за оценками и пугают экзаменами. Из-за этого у многих детей нервные срывы и ссоры с родителями. В такие моменты кажется, что жизнь пошла не тем путём.
Оценки
Оценки стали показателями успеваемости. Кто-то переживает из-за них, а кто-то нет. Я из-за каждой «плохой» оценки сильно переживаю. А из-за большого количества переживаний я, как и обычный человек, впадаю в уныние. Кроме того, из-за тех же самых оценок не хватает времени: ребёнок закрывается в себе и отсюда возникают недопонимания и ссоры с родителями.
Почему учителя вбивают ученикам в головы, что оценки — это самое важное в жизни?
Ведь если ребёнку интересны языки, то он начнёт читать книги и смотреть фильмы/сериалы на том языке, который он изучает. Если ученик интересуется математикой, то он дома будет разбирать и углубляться в нужный ему материал. Когда ребёнку интересен тот или иной предмет, и он хочет им заниматься, то он будет это делать независимо от времени и места. К сожалению, учителя считают по-другому.
Учитель считает, что есть только его предмет и не существует больше ничего, поэтому он задает огромное количество домашнего задания. Ученики не всегда со всем справляются и переживают за поставленную оценку. Некоторые учителя даже запрещают исправлять эти поставленные оценки! Дети не должны гнаться за оценками, но сейчас это только так.
Экзамены
Экзамены тоже не остаются без негативного внимания учеников. Я считаю, что такие экзамены как ГИА и ЕГЭ должны проводиться, но в более мягкой форме. В каждой школе есть учителя, которые запугивают детей такими словами «вы никогда не сдадите экзамены». Я хочу обратиться к этим учителям.
Уважаемые учителя! Если вы думаете, что от слов «вы не сдадите» и «мне проще подписывать справки, чем печатать аттестаты» дети побегут учиться, то это не так. Из-за таких слов у учеников только опускаются руки. Они перестают делать даже то, что хорошо делали до этого. Иногда такие слова приводят учеников в панику. Они перестают верить в себя. К тому же современные дети сами по себе очень эмоциональные, экзамены создают в их головах негативные мысли, а ещё вы давите. Возможно, именно поэтому некоторые маленькие напуганные жизни заканчиваются в самые неожиданные моменты. Пожалуйста, задумайтесь об этом.
Что касается составителей экзаменов, я думаю, им тоже пора задуматься о сложности подростковой жизни и давлении со стороны взрослых. Любой ученик очень сильно переживает за оценку, которую ему поставят за тот или иной экзамен.
Министерство образования почему-то считает правильным каждый год что-то менять в системе обучения и сдаче ГИА и ЕГЭ. Это тоже сильно давит на детей
Я понимаю, что каждый ребёнок, родившийся в России, должен пройти одиннадцатилетнее обучение и в конце 4, 9 и 11 классов сдать своеобразные экзамены, которые якобы решают дальнейшую жизнь. Мне кажется, пора подумать не только об образовании детей, но и об их эмоциональном здоровье. Да, есть в мире психологи и психотерапевты, но не каждый ребёнок, тем более подросток откроется постороннему человеку и расскажет, что у него происходит в голове и твориться в душе. Не расскажет, как ему бывает больно из-за просто обычных мимолетных слов. Вспомните, каково это — терпеть оскорбления и насилия, причиненные одноклассниками. Люди получают удовольствие, причиняя боль кому-то другому, тем самым освобождая себя от неё.
Как было сказано выше, современные дети очень эмоциональные и любая «двойка», поставленная в журнал, может стать последним событием в жизни ребёнка. Дети нуждаются в помощи больше, чем кто-либо другой. И в школе должны это понимать.
Источник