- Эмоция удивления, ее характеристики и особенности проявления на лице
- Какие факторы вызывают удивление?
- Внешние проявления удивления в области глаз и бровей
- Как выражается удивление в нижней части лица?
- Чувствуя удивление от того что
- Удивление – это когда я жду одного результата, а получаю другой.
- Удивление (состояние замешательства)
Эмоция удивления, ее характеристики и особенности проявления на лице
По сравнению с другими эмоциями, эмоция удивления очень краткосрочна. Возникая внезапно, она длится всего лишь мгновение. Поводом для удивления, как правило, служит неожиданное событие, непредвиденный вкус, запах, тактильное ощущение, зрительный образ и т.д.
Какие факторы вызывают удивление?
Удивительным может стать и псевдонеожиданное развитие событий, когда вместо ожидаемого и прогнозируемого человек сталкивается с новым и нехарактерным. Например, дегустируя пирог с начинкой, которая очень похожа на шоколад, человек внезапно и невольно удивляется, обнаружив, что блюдо начинено мясом и грибами.
Удивительными могут быть не только физические объекты окружающего мира, но также невещественные идеи, концепции, замечания и высказывания других людей или свои собственные. Именно за счет такого свойства, как неожиданная развязка, детективы пользуются большой популярностью. Анекдоты, которые эксплуатируют ложные ожидания, также имеют большой эффект и удивляют нас.
Эмоция удивления никогда не возникнет там, где есть возможность предсказать и предугадать то или иное событие. Напротив, удивление будет тем интенсивнее и дольше, чем меньше разумных объяснений мы можем дать происходящему. Удивленный человек теряется и сбивается с толку, пока не может осмыслить всю цепочку причин и следствий удивительного события. Когда же последнее наконец оценивается, на место удивлению приходят другие эмоции.
Эмоция удивления имеет нейтральный заряд с точки зрения удовольствия, хотя иногда мы говорим, что удивлены приятно. Такая приятность относится на счет сменяющей удивление позитивной эмоции, например, радости от встречи со старым другом. Если же за удивлением следует страх или отвращение, то негатив сопрягается с удивлением, которое расценивается как отрицательное с гедонистической точки зрения. Если человек удивлен опасным происшествием, с которым он не в силах справиться, то он испытывает страх – самое распространенное следствие удивления. Если же он способен преодолеть угрозу и пресечь ее, то удивление сменяется гневом.
За счет своей молниеносности эмоция удивления быстро смешивается мимически со следующей за ней эмоцией. Наблюдатель может заметить, как в течение нескольких мгновений взлетевшие удивленные брови и распахнутые удивленные глаза дополняются присоединяющейся улыбкой, которая распространяется в нижней части лица и сигнализирует о радости. Вместо улыбки уголки рта могут податься немного назад, и в этом случае мимика удивления сочетается с мимикой страха.
Интенсивность рассматриваемой эмоции варьирует от слабо выраженной до предельной. На пике реакции испуга – предельного удивления, вызываемого резким и громким стимулом – человек откидывает назад голову, закрывает глаза, смыкает губы и вздрагивает. Такой опыт всегда расценивается как крайне неприятный.
Зачастую и другие эмоции, следующие за удивлением, переживаются как неприятные, однако нужно помнить, что существуют люди, находящие радость и удовольствие в острых, негативных ощущениях. Они стремятся испытывать удивление как можно чаще и склонны ко всему новому и неизвестному. Напротив, большинство людей отрицательно относятся к эмоции удивления и ненавидят неожиданности. Они стремятся к максимальному контролю любой ситуации, которая в силу этого не может подложить им «свинью».
Внешние проявления удивления в области глаз и бровей
Эмоция удивления находит свое отражение во всех трех зонах лица.
Брови реагируют первыми – они поднимаются и приобретают характерный удивленный изгиб. За счет этого кожа, находящаяся под ними, растягивается, а кожа на лбу собирается горизонтальными длинными складками. Такие морщины совсем не наблюдаются у детей и становятся тем отчетливее, чем старше человек. Их не следует путать с т.н. постоянными морщинками, которые образуются на некоторых нейтральных лицах у людей среднего возраста. Постоянные складки при эмоции удивления станут еще более выраженными и отчетливыми.
Если удивленные брови сохраняют приподнятое положение в течение некоторого времени, это свидетельствует о том, что человек (как правило, слушатель) сомневается по поводу того, что ему говорят, или желает задать собеседнику вопрос. Сомнение и скепсис могут быть ироничными или серьезными. Если такие брови сопровождаются движением головы назад или в сторону, то это свидетельствует о восклицании собеседника. Восклицание приобретает явный недоверчивый оттенок, если голова покачивается взад и вперед. Категорическое неверие слушателя выражается гримасой отвращения.
Если удивленные брови взлетели и опустились на место в мгновение ока, это может означать приветствие (сопровождается также наклоном головы) или акцент внимания.
Широко открытые глаза – понятный каждому признак удивления. Нижняя их граница расслаблена, а верхняя – поднята. За счет этого над радужкой глаза отчетливо видна склера. В зависимости от глубины посадки глаз белок глаза видим или невидим и под радужной оболочкой.
Зачастую удивленные глаза дополнены такими же бровями и ртом, но если они присутствуют на нейтральном лице, то говорят о быстро возникшей заинтересованности или используются для ударения на том или ином элементе беседы.
Как выражается удивление в нижней части лица?
Когда человек переживает эту эмоцию, его челюсти невольно размыкаются. Опущение нижней челюсти приводит к разжиманию зубных рядов. Рот становится расслабленным, его губы находятся в разомкнутом положении. О подобной мимике удивления часто говорят «челюсть отвалилась», так как рот выглядит открытым максимально естественно.
Степень такой открытости может быть умеренной или значительной. Слегка открытый рот может демонстрировать верхние резцы, но чем сильнее удивление, тем больше виден язык. Отвисшая челюсть может быть единственным знаком удивления на лице и демонстрировать ошеломление. Чем оно сильнее, тем вероятнее появление таких характерных звукосочетаний, как «О-о» или «Ого».
Подводя итог, можно описать мимику удивления следующим образом:
- поднимаются и изгибаются брови, которые натягивают кожу верхних век;
- на лбу собираются морщины удивления;
- глаза максимально открыты и демонстрируют склеру над радужкой;
- челюсти размыкаются, обнажая зубы.
Источник
Чувствуя удивление от того что
Удивление для меня это когда происходит что-то приятное, то, чего не ждешь.
Удивление относится к разряду чувств, которые я хочу испытывать.
Потому что, когда я чему-то удивляюсь, означает, что я видоизменяю свою привычную картину мира, испытываю чувство новизны и открываю для себя какие-то новые грани реальности.
Удивление для меня – это неожиданная радость.
Я хочу находить как можно больше поводов для удивления в повседневной жизни.
Я не помню, чтобы я когда-то глушил это чувство.
Возможно, бывало такое изредка, в тех случаях, когда мне не хотелось показывать на людях свои эмоции.
Да, я скрываю иногда удивление, для того, чтобы не показаться кому-то по-детски наивным и глупым. И я хотел бы научиться проживать это чувство открыто, не опасаясь того, что подумают обо мне другие.
Удивление – это когда я жду одного результата, а получаю другой.
Удивление – это когда я жду одного результата, а получаю другой, и чаще этот результат оказывается лучше того, что я ожидала.
Мне нравится проживать это чувство, потому что у меня оно сопровождается, как правило, положительными эмоциями и радостью.
На фоне моей эмоциональности, удивление может перерасти в ликование.
У меня сразу улучшается настроение. Я наполняюсь положительной энергией, которой мне хочется делиться с окружающими.
Внешне мое удивление проявляется в блеске моих глаз и улыбке.
От неожиданного для меня результата, я могу растеряться или в каких-то ситуациях даже смутиться, но удивление мне всегда приятно испытывать.
Мне и в голову никогда не приходило убежать от него. Недавно я испытала это чувство, когда после моих долгих и безуспешных поисков работы, моя давнишняя подруга позвонила мне и предложила работу.
Удивлению моему не было границ и мне так радостно от того, что ко мне возвращается доверие людей.
Я сразу вспомнила про свою ВС и удивилась тому, как вовремя Она посылает мне помощь.
Моя жизнь меняется, а это значит, что я буду продолжать удивляться и продолжать радоваться этому.
Источник
Удивление (состояние замешательства)
Удивление — когнитивная эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации. Адекватная реакция на отклонение от нормы.
Если неожиданная ситуация окажется опасной, то удивление переходит в страх.
Если неожиданная ситуация окажется безопасной, то удивление переходит в интерес.
Если неожиданная ситуация окажется приятной, то удивление переходит в радость. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).
Кэррол Э.Изард в книге «Психология эмоций» повествует, что «удивление весьма кратковременное состояние, — оно наступает внезапно и так же быстро проходит, В отличие от других эмоций, удивление не может длительно мотивировать поведение человека. Основная функция удивления состоит в том, чтобы подготовить человека к эффективному взаимодействию с новым, внезапным событием и его последствиями.
Причины удивления:
Чувства
1. Синонимы удивления: испуг, шок;
2. Неожиданное осознание чего-то;
3. Растерянность, смущение, конфуз;
4. Физическая или психическая стимуляция;
5. Чувство, что введен в заблуждение, обида; чувство, что тобой воспользовались;
6. Синонимы страдания: угнетенность, печаль;
7. Синонимы стыда: смущение, стеснительность;
8. Другие чувства.
Мысли
1. Мысли о какой-нибудь ошибке, несообразности;
2. Мысли об определенном человеке или деятельности;
3. Неожиданное осознание чего-то;
4. Оригинальная, творческая мысль
5. Другие мысли
Действия
1. Оригинальное, творческое действие;
2. Неожиданный успех или неудача;
3. Глупое, ошибочное действие;
4. Реакция на стимул;
5. Другие действия.
Последствия удивления
Чувства
1.Синонимы удивления
2. Растерянность, смущение;
3. Синонимы страха;
4. Синонимы интереса;
5. Счастье или печаль, в зависимости от контекста;
6. Синонимы удовольствия;
7. Синонимы стыда;
8. Другие чувства.
Мысли
1. Мысли о причине, вызвавшей удивление;
2. Мысли о том, что удивляться не следовало бы;
3. Ожидание последствий;
4. Мысли о возможных положительных последствиях;
5. Мысли о том, как вновь обрести контроль над собой и ситуацией;
6. Другие мысли
Действия
1. Попытки понять причину удивления;
2. Попытки обрести контроль над собой и ситуацией;
3. Выражение удивления, вербальное и физическое;
4. Действия продиктованные ситуацией, необходимые действия;
5. Ожидание последствий
6. Панические, иррациональные действия;
7. Выражение удовольствия
8. Другие действия.
Чарлзуот (Charlesworth,1969) определяет проблему удивления как функцию ошибки ожидания (в отличие от неожиданности). Реакция удивления является критерием развития определенных когнитивных процессов и может служить показателем этапов когнитивного развития[c.193-195]/
Ильин Е.П. в книге «Психофизиология состояний человека» пишет: «Об удивлении как побудителе познания писал еще Аристотель. У него оно служит как бы переходом от познания простых вещей к более сложным. При этом эмоция удивления развивается в ходе познания. Р. Декарт развил мысль Аристотеля о том, что познание начинается с удивления. В ряду шести основных «чувств» на первое место он ставил «чувство» удивления. Им высказан ряд важных мыслей. Он, например, писал, что поскольку мы удивляемся до того, как мы определяем ценность предмета, то удивление есть первая из всех страстей. Удивление не имеет противоположной себе эмоции. Если объект не имеет в себе ничего необычного, он не затрагивает нас, и мы рассматриваем его без всякой страсти.
Удивление выполняет в познании полезную роль, так как при его возникновении душа внимательно рассматривает предметы, кажущиеся ей редкими и необычными.
И. Кант (1900) определял удивление как состояние замешательства при встрече с чем-либо неожиданным. При этом в развитии эмоции удивления он выделял две стадии: первоначально оно задерживает развитие мысли и вследствие этого бывает неприятным, а потом содействует приливу мыслей и неожиданных представлений и потому становится приятным.
Т. Рибо (1898) в понимании интеллектуальных чувств, и в частности удивления, исходил из представлений о любопытстве. Рассматривая становление интеллектуальных чувств в онтогенезе, он выделял три периода: утилитарный, бескорыстие и страсть. В первом периоде им выделялись три этапа: изумление, удивление и чисто утилитарное любопытство.
Глубокий анализ эмоциональному состоянию удивления дал Ушинский. Он полагал, что в удивлении к чувству неожиданности присоединяется сознание трудности примирить новое для нас явление с теми представлениями, которые уже имеются у человека. Пока мы не обратим внимания на эту трудность, будем испытывать только чувство неожиданности или чувство обмана. По мнению Ушинского, дело не в самом явлении или образе, нас поражающем, а в его отношении к нашим убеждениям и рядам наших мыслей, обусловливающих наши ожидания. «Явление, поражающее химика или ботаника, может вовсе не поразить человека, незнакомого с этими науками, и наоборот, то, что поражает человека, не знающего химии и физики, вовсе не поразит специалиста в этих науках, и не поразит не потому, что химик или физик привыкли к данному явлению (они могли его прежде никогда и не видеть), но потому, что они знают, что ожидаемое явление должно произойти, и будут, напротив, удивлены, если оно не произойдет» (1974, с. 434). Ушинский для доказательства своей позиции приводит мнение Броуна, который утверждал, что удивление предполагает предварительные знания, которым новое явление противоречит, и поэтому удивление невозможно при полном невежестве. Развивая эту мысль, Ушинский отмечает, что для младенца все явления новы, но он ничему не удивляется. «Мы удивляемся новому, неожиданному для нас явлению именно потому, что чувствуем всю трудность внести его как новое звено в вереницы наших представлений, и как только мы это сделаем, так и чувство удивления прекратится. » (с. 435).
Ушинский соглашается с мнением Декарта, что одни люди способнее других к чувству удивления, но сетует на то, что тот смешал это чувство со страстью удивляться (в современной терминологии последнее, очевидно, относится к любознательности). Он полагает, что людей, не ищущих удивления (нелюбознательных), действительно можно встретить, как и вообще людей, равнодушных к приобретению знаний; но людей, неспособных удивляться, нет. Ушинский пишет о трех видах людей, которые редко удивляются. Во-первых, те, которые настолько увлечены своим делом, что мало интересуются всем остальным. Во-вторых, те, у которых много разнообразных знаний и которых редко чем можно удивить. В-третьих, люди, которые знают все поверхностно, но которые, как им кажется, могут все объяснить (т. е. дилетанты).
Ушинский поднимает важный вопрос о том, что традиционные воспитание и обучение детей, когда ребенку на все даются готовые ответы, убивает способность удивляться, смотреть на природу зрелым умом и с младенческим чувством. Он считает, что свежее детское (непосредственное) и в то же время мудрое удивление присуще глубоким мыслителям и великим поэтам, останавливающимся часто перед такими явлениями, на которые все давно перестали обращать внимание. Поэтому талантливый человек всегда кажется толпе несколько ребенком. Ушинский справедливо считает такое удивление одним из сильнейших двигателей науки: часто нужно только удивиться тому, чему еще не удивлялись другие, чтобы сделать великое открытие. «Правда, — пишет Ушинский, —ученый уже не удивляется тому, чему еще дивится невежда, но зато он удивляется тому, чему невежда не может удивиться» (с. 437).
Выражение удивления. Мимическое выражение удивления состоит в следующем: брови высоко подняты, из-за чего на лбу появляются продольные морщины, а глаза расширяются и округляются. Приоткрытый рот принимает овальную форму.
Переживание, сопровождающее эмоцию удивления, носит позитивный характер. Изард (2000) считает, что в ситуации удивления люди, как правило, испытывают примерно такое же удовольствие, как и при сильном интересе. Однако приписывая удивлению переживание удовольствия, нельзя не учитывать, что Кант говорил и о недовольстве при удивлении, когда удивление задерживает развитие мысли. Да и Изард пишет: «. если Ребекка чаще испытывала неприятное удивление. » (с. 195), — соглашаясь, по сути, с тем, что удивление может переживаться и как негативная эмоция. Поэтому в обыденной речи можно услышать: «Ты меня неприятно удивил!»
Причины удивления. Еще Декарт писал, что удивление возникает при встрече человека с новым объектом. Но если это так, то эмоция удивления должна отождествляться или же быть хотя бы частью (переживанием) ориентировочной реакции или рефлекса «что такое?» по Павлову. С точки зрения Изарда, удивление порождается резким изменением стимуляции. Внешней причиной удивления, как он полагает, служит внезапное, неожиданное событие. Это ближе к истине, но тоже не совсем точно. Внезапный звук может не удивить, а испугать человека. Следовательно, нужна еще какая-то характеристика стимула, которая только одна и может привести к удивлению как психической реакции, а не только физиологической. Более точно сказано С. И. Ожеговым (1975): удивление — это впечатление от чего-нибудь неожиданного, странного, непонятного. Вот эта-то необычность стимула (оттого он и становится неожиданным, не отвечающим нашим ожиданиям, представлениям), а не просто новизна и внезапность, и является, очевидно, главной причиной появления удивления. В этой связи В. Чарлзуорт (Charlsworth, 1969) определяет удивление как ошибку ожидания.
Но такое понимание удивления, замечает Изард, исключает возможность его появления раньше пяти-семимесячного возраста, так как новорожденный ребенок из-за недостаточного развития когнитивных функций еще не способен к формированию ожиданий и предположений.
Другая точка зрения высказана Т. Бауэром (Bower, 1974), который приводит данные, что реакция испуга или удивления (для него это одно и то же) наблюдается у младенцев уже по прошествии нескольких часов после рождения. Однако, чтобы согласиться с ним, нужно все-таки выяснить, что же наблюдалось у младенцев — испуг или удивление, поскольку очевидно, что это разные эмоциональные реакции.
Стадии возникновения удивления. И. А. Васильев (1974), связывающий удивление с формированием проблемы, выделяет три стадии возникновения и развития этой эмоции.
Первая стадия — недоумение. Оно возникает при относительно малой уверенности в правильности прошлого опыта, когда некоторое явление не согласуется с этим опытом. Противоречие еще осознанно слабо, смутно, а прошлый опыт еще недостаточно проанализирован. Направленность недоумения четко не выражена, а его интенсивность незначительна.
Вторая стадия связана с «нормальным» удивлением. Она является следствием заострения противоречия, осознания несовместимости наблюдаемого явления с прошлым опытом.
Третья стадия — изумление. Оно возникает, когда человек был абсолютно уверен в правильности предыдущих результатов мыслительного процесса и прогнозировал результаты, противоположные возникшим. Изумление часто протекает как аффект с соответствующими выразительными движениями и вегетативными реакциями.
Васильев полагает, что с помощью удивления эмоционально окрашивается и выделяется нечто «новое», имеющее ценность для человека . Эмоция удивления презентует сознанию еще не осознанное противоречие между старым и новым и на этой основе дает возможность человеку осознать необычность ситуации, заставляет внимательно ее проанализировать и, следовательно, ориентирует его в познании внешней действительности. В то же время данная эмоция является и тем механизмом, который побуждает и направляет мотивы мыслительной деятельности, дает толчок к выбору средств для преодоления обнаруженного противоречия (Е.П.Ильин Психофизиология состояний человека).
В «Психологической энциклопедии» под редакцией Р Корсини, А. Ауэрбаха записано:
«Удивление — кратковременная , быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие. Существовавшая до этого активность резко обрывается. Выражение лица приобретает характерные черты: широко раскрытые глаза, поднятые брови, наморщенный лоб и полуоткрытый рот. При крайней степени удивления, особенно при испуге, наблюдается моргание глаз и поступательные реакции. Это из наиболее легко распознаваемых и универсальных эмоций. Удивление может быть неприятным, приятным или тем и другим одновременно.
Томкинс описывает удивление как состояние «сброса», при котором разум на долю секунды очищается от мыслей.
Удивление может варьировать от сравнительно рефлекторной до высокой степени когнитивной реакции. В форме рефлекторной реакции оно тесно связано с испугом и ориентировочным рефлексом. Оно так же тесно связано с когнитивным несоответствием – рассогласованием, дисбалансом или диссонансом. В более узком смысле – это реакция на внезапное изменение в уровне согласованности.
Удивление – первичная эмоция и практически неизменно входит в состав каждого известного перечня первичных эмоций (радость, печаль, принятие, отвергание, страх, гнев, предвкушение). Внезапность необходима для удивления.
Удивление связано с ориентировочной реакцией, или реакцией на новые раздражители, при которой животное или человек ориентирует своё тело и органы чувств в направлении этих раздражителей.
При научении . Л.Клеймен высказал предположение, что для вырабатывания условной реакции раздражитель должен вызвать удивление. Вагнер высказал предположение, что все уровни научения взаимосвязаны через понятие удивительности раздражителя.
Удивление и юмор . З.Фрейд проводил различия между «тенденциозным» и «безобидным» остроумием. Этим двум разновидностей остроумия соответствует два семейства теории юмора.
Первая разновидность остроумия («тенденциозность») рассматривает остроумие (и остроты) как косвенное выражение сексуальных табу и агрессивных мотивов.
Вторая разновидность когнитивного остроумия (безобидное остроумие), объясняется, как несоответствие ( то есть несогласованность) или удивление. И состоит из трех частей:
а) «установки», в ходе которой оформляется контекст событий и ожидания слушателя;
б) «кульминационного пункта», когда внезапно вводится несоответствие;
в) «соли», или развязки, посредством которой слушатель внезапно разрешает несоответствие. Если развязка происходит не сразу, слушатель испытывает удивление дважды: сначала вследствие внезапного несоответствия самого кульминационного пункта, и второй раз – в процессе развязки.
Существуют многочисленные свидетельства того, что комическое напрямую связано с удивительным и «безобидным», или основанном на несоответствии, юморе. Имеются так же некоторые данные, что тенденциозные остроты воспринимаются более смешными, если они не вызывают особенного удивления, — свидетельство того, что доставляющие наибольшее удовольствие тенденциозные остроты скорее должны подтверждать наши ожидания или предубеждения, нежели опровергать их. Таким образом, удивление играет противоположные роли в этих двух разновидностях остроумия [с. 933-934].
Литература:
1. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека.
2. Психологическая энциклопедия под редакцией Р Корсини, А. Ауэрбаха, СПб.:Питер,2003.
Растерянность: отупение и ступор
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/rasteryan.
Растерянность — состояние некоторого отупения и ступор. Перестает работать голова, отсутствует концентрация внимания и воля, снижается адекватность, человек не знает что он хочет и что ему делать, ему трудно ответить даже на простые вопросы. Иногда трясутся руки, часто возникает беспомощность в выполнении даже несложных действий, человек застывает или начинает хаотично выполнять ненужные действия.
Растерянности, как трансовому психическому состоянию, противоположна собранность и разумная активность.
Растерянность часто возникает при встрече с серьезным затруднением, с чем-то для человека страшным, с важной и трудной ситуацией. Надо заметить, что прямой связи ступора и растерянности с трудной ситуацией нет: у других людей точно в такой же ситуации появляются другие защитные эмоции: не ступор и не растерянность, а, например, злость или ярость.
Была бы привычка впадать в эмоции, а эмоция — всегда найдется.
Когда человек в страхе и растерянность, он перестает соображать. Часто не может ответить на самые простые вопросы.0
Как формируется растерянность у детей?
Растерянность часто считают чем-то естественным, тем, что появляется само. Правда здесь в том, что дети осваивают и выучивают растерянность в достаточно раннем возрасте, обычно в возрасте от 3 до 7 лет, и к нему за многие годы привыкают.
Растерянность – не базовая и неврожденная эмоция, а выученное состояние. Его смысл и выгода — снятие с себя ответственности: «Я растерялся — а что я в этом состоянии могу поделать?!» Смотри Теория социального психоанализа эмоций
Многие родители невольно участвуют в формировании и укреплении у ребенка состояния и поведения растерянности.
Так, мамы, видя ребенка растерянным, обычно начинают его жалеть, проявляют к нему повышенное внимание, стараются его защитить от трудной для него ситуации и что-то за ребенка сделать, — по факту, положительно подкрепляют его ступор и демонстрацию беспомощности. Если же на ребенка, вошедшего в растерянность и ступор, недовольно кричит отец, то ребенок ему в ответ только усиливает ступор. Отец остается в дураках, ребенок снова выигрывает. Кричать на детей — малоэффективно, а вот приучить их слушаться и не давать им (даже по мелочам — все начинается с мелочей!) входить в ступор — полезно и вполне реалистично.
Если ребенок видит и чувствует, что ступор ему по факту взрослые разрешают, он проходит путь самонаучения от ситуативной растерянности до выученной беспомощности по жизни. Через какое-то время вроде бы взрослый, а по сути человек-ребенок провоцирует у себя возникновение чувства растерянности, разрешает себе быть в растерянности и нередко длит у себя состояние растерянности, превращая его в фоновое состояние по жизни. Взрослый человек не разрешает себе это состояние и, при случайном его возникновении, быстро собирает себя.
Как выходить из растерянности?
Отнестись к этому спокойно: растерянность проходит, а вы остаетесь. Не надо ни паниковать, ни винить себя — это не помогает точно. Что помогает? Помогает сделать простые действия, с которыми вы справитесь всегда.
Например, начинающим учителям в новом классе растеряться — элементарно. Так вот, не обязательно начинать сразу разговаривать с классом, можно поправить стул у стола, подойти к окну и открыть окно (или закрыть окно), найти мел и написать что-то на доске. Это привлечет внимание класса, класс затихнет, а учительница поймет, что у нее здесь многое вполне получается.
Если вы одни — поднять и опустить руку. Присесть и встать. Зачем? А затем, чтобы возвращать себе власть над своими действиями.
Если рядом друг или близкий человек, сказать: «Я, кажется, растерялся!» — Это лучше, чем совсем тупо стоять. Если вспомните, хорошо сказать или сделать что-то смешное, например сказать «О-па!» и вытаращить глаза. Когда вернете глаза на место, пройдет и растерянность.
А самое главное, приучите себя к простым и важным привычкам, которые исключат у вас состояние растерянности. Привычки две:
• всегда смотреть по жизни вперед и составлять план действий: внутренне готовиться к предстоящей ситуации, продумывать «что скажу» и «что буду делать».
• представлять энергичный и собранный образ себя: в любой ситуации внутренним взором видеть, как вы себя уверенно ведете, что вы делаете и что вы говорите.
Когда в голове есть план будущих действий и картинка собственного поведения, вы сделаете лучшее из возможного.
Как приводить в чувство того, кто растерялся
Если человек растерялся, а от него нужны адекватные действия, то быстрее всего его приводит в чувство:
• спокойная уверенность,
• убедительная похвала,
• простые вопросы, на которые человек может и должен ответить,
• простые и четкие инструкции, что сейчас нужно делать.
Источник