- Чувствует ли младенец запахи
- Учебное видео проводящий путь тактильной чувствительности
- Обоняние у ребенка
- Что чувствует новорожденный
- Новорожденный: любимые запахи и полезные ощущения
- Обоняние и осязание новорожденного: что может сделать мама
- Обоняние новорожденного
- Развитие осязания
- Запах матери успокоил младенцев
Чувствует ли младенец запахи
Все вышесказанное свидетельствует о том, что в раннем детском возрасте можно получить только общие представления о расстройстве чувствительности.
При некоторых патологических состояниях (менингит, субарахноидальное кровоизлияние, гипертензионно-гидроцефальный синдром) у детей можно отметить гиперестезию кожных покровов. Из-за боли дети отказываются идти на руки к матери.
Снижение болевой реакции наблюдается в прекоматозном и коматозном состоянии, при тяжелых соматических заболеваниях. Описана врожденная нечувствительность к боли вследствие недоразвития чувствительных путей. Нарушение формирования реакции щекотания (ее отсутствие или запаздывание) наблюдается при органических поражениях мозга, хронических расстройствах питания, тяжелом рахите.
Учебное видео проводящий путь тактильной чувствительности
Обоняние у ребенка
Формирование периферической части обонятельного анализатора начинается на 2-м месяце внутриутробного развития и заканчивается к 7-му месяцу. Новорожденный ребенок реагирует на пахучие вещества. Корковый отдел обонятельного анализатора формируется к 2—3 годам. Однако имеются данные, указывающие на то, что еще во внутриутробный период начинается регрессивное развитие обонятельного анализатора и что грудной ребенок ощущает запахи больше, чем дети более старшего возраста и взрослые.
Дифференциация приятных и неприятных запахов возможна уже на 2—3-м месяце постнатальпой жизни, она хорошо выражена в возрасте 4 мес. Возможность дифференциации различных веществ по запаху развивается к 2—3 годам. Прежде чем исследовать обоняние, надо выяснить, нет ли у ребенка врожденных дефектов носовых ходов и перегородки, насморка. Носовые ходы должны быть чистыми и свободными.
Исследование обоняния у новорожденных и грудных детей производится путем изучения реакции на пахучие вещества. Ребенку подносят поочередно пахучие вещества, не раздражающие слизистую носа (мятные капли, настойку валерианы). При этом исследующий вначале сам нюхает эти вещества.
Новорожденные и грудные дети на запахи реагируют неудовольствием: смыкают веки, морщат лицо, кричат, у них учащается пульс и дыхание. Эта реакция становится более постоянной с 3—4 мес. При обследовании детей 2—3 лет можно просить ребенка нюхать пахучие вещества и охарактеризовать их. Для этого должен быть контакт с ребенком.
Снижение обоняния (гипосмия) может быть врожденным, особенно у детей с органическим поражением центральной нервной системы. Оно чаще одностороннее. Временное снижение обоняния обычно связано с воспалительным поражением слизистой носа при катаре верхних дыхательных путей. Постоянная потеря обоняния наблюдается при тяжелой травме головы, воспалении орбиты, опухолях, поражении периферических рецепторов или их врожденном недоразвитии.
Источник
Что чувствует новорожденный
К моменту рождения органы чувств малыша уже сформированы, однако функционируют они не полностью из-за недостаточно развитых подкорковых центров. Что чувствует малыш, едва появившись на свет?
Чувствовать боль ребенок может уже в конце первого триместра внутриутробной жизни. Правда, порог болевой чувствительности у только что родившегося малыша значительно ниже, чем у взрослых.
Тактильная чувствительность. Осязание у плода появляется уже на 5-6-й неделе внутриутробного развития. Это первые ощущения, которые испытывает зародыш. Самые восприимчивые места — зона носогубного треугольника, кожа половых органов и внутренней поверхности бедер, ладони, стопы.
Тактильная чувствительность это самые первые ощущения, с помощью которых воспринимает окружающий его мир плод и затем новорожденный.
Терморегуляция. В первые часы после рождения происходит физиологическое снижение температуры тела младенца. Новорожденный адаптируется к изменившейся температуре своего окружения. Чувствительность ребенка к охлаждению выше, чем к перегреванию, так как холодовых рецепторов почти в 10 раз больше, чем тепловых.
Слух. Формирование слуха происходит с 5-й недели внутриутробной жизни, к 20-й неделе внутреннее ухо достигает того же размера, что и внутреннее ухо взрослого человека. В это время плод начинает различать частоту и интенсивность звука. У новорожденного младенца слуховые рецепторы функционируют — ребенок обладает слухом. Однако височная область коры головного мозга, которая дает возможность различать звуки, продолжается до 5-6 лет.
Уже к 3-му месяцу слух становится отчетливым, в 3-4 месяца малыш различает высоту звука в пределах от 1 до 4 октав.
Зрение. Развитие глаз начинается на 3-й неделе внутриутробного развития. У новорожденного глаза почти все время закрыты, зрачки сужены, взгляд не фиксируется. Фиксация формируется в возрасте от 5 дней до 3-5 месяцев. Мигательный рефлекс у новорожденного отсутствуе и формируется к 1,5-2 месяцам.
У новорожденного ребенка развиты слезные железы, однако плачет он без слез — еще недоразвиты соответствующих нервные центры. Слезы при плаче детей появляются лишь после 1,2-2 месяцев.
Глаза у здорового малыша ясные, роговица прозрачная, зрачки круглые, реакция на свет живая. А первые дни жизни у деток присутствует дальнозоркость (гиперметропия) до 7 диоптрий. Постепенно зрение нормализуется.
Вкусовые ощущения. На последних месяцах внутриутробного развития у ребенка формируется ощущение вкуса. После рождения вкус ребенок чувствует, полное развитие вкусовых рецепторов завершается к 4-5 месяцам. У новорожденного малыша вкусовой порог выше, чем у взрослого
Обоняние. Орган обоняния развивается на 2-7-й месяц внутриутробного развития. Новорожденный различает резкие запахи, узнает запах молока своей матери. Обоняние играет важную роль в узнавании малышом своей мамы и привязанности к ней.
Источник
Новорожденный: любимые запахи и полезные ощущения
Обоняние и осязание новорожденного: что может сделать мама
Завершаем серию статей психолога Екатерины Бурмистровой об эмоциональном, сенсорном и физическом развитии младенца в первые сорок дней. В прошлый раз мы говорили о развитии слуха, полезных и вредных слуховых впечатлениях. Сегодня — о том, какие запахи и тактильные ощущения полезны малышу первых месяцев жизни.
Обоняние новорожденного
Обоняние — огромный источник информации для младенца. Этого не осознают многие взрослые, потому что мы через обоняние получаем довольно мало информации в нашей культуре. Младенец получает через обоняние информации в первый месяц жизни больше, чем через зрение. И естественно точкой комфорта, местом покоя является запах мамы, запах материнского молока.
Под запахом мамы имеется в виду не тот парфюм, который мама использует, а именно запах самой мамы. Запах мамы — это запах тела мамы, который состоит из тех же химических компонентов, что и околоплодная жидкость.
Как раз на химические запахи, на парфюмерные запахи у многих детей может быть неоднозначная реакция, особенно у детей, склонных к аллергии, с отягощенным анамнезом аллергическим. С парфюмерией нужно быть очень аккуратным и использовать не аэрозольные средства, а средства твердые — менее летучие.
Маме надо включить интуицию, понимая, что родные человеческие запахи ребенку полезны, а химические запахи скорее вредны и могут восприниматься как агрессивные. Есть такое направление — ароматерапия, когда лечат ароматами, т.е. веществами содержащимися в воздухе в малом количестве. Так вот ароматерапию до двух месяцев применять запрещено.
Касается все сказанное и курения. Но есть очень существенный момент, когда курящие папы, которые не могут расстаться с этой привычкой, подвергаются невероятному остракизму со стороны жен. Конечно же, нельзя курить в комнате, где находится ребенок. Но если у мужа нет цели или нет возможности расстаться с этой привычкой — это не повод его отгонять от малыша. Будет больше ущерба, если папа отдалится от новорожденного.
С обонянием малыша связан и один секрет, который может помочь молодым семьям: если вам нужно ненадолго отойти от малыша, он будет гораздо спокойнее спать, если вы оставите около его колыбели. в коляске или в кроватке футболку или рубашку, которую вы поносили. Точно так же ребенок должен быть знаком с запахом папы, и тогда он будет реагировать на него, как на привычный, надежный, комфортный. Если папа в первые недели жизни младенца мало берет его на руки, не возникнет этой связи через обоняние.
Обоняние является очень большим по объему источником информации. Запах обволакивает малыша. И если вы идете в гости, вам тоже стоит взять с собой не только одеялко или подстилку для него, но и что-то такое, что будет издавать сильный запах дома — плед или вашу одежду, которую вы носили.
Те запахи, которые на него обрушатся в новом месте, будут слишком сильной информацией. Маленькие дети часто очень беспокойно спят в гостях у бабушки или, скажем, в машине, пока не привыкнут, — именно потому, что они еще ничего там не видят. То, что они видят, похоже на домашнее — тот же белый потолок у бабушки. Но запах другой. Поход в поликлинику именно обилием своих запахов — довольно большой стресс для малыша первых месяцев жизни. Если по-другому пахнет, значит, это другое пространство.
Мы привыкли отбивать у себя привычку реагировать на запах. Это культурно заложено. Не в каждой культуре это так, но в нашей культуре это так. Мама может немножко помочь себе настроиться на эту длину волны с младенцем, вспоминая, как все пахло в первый триместр беременности. Обычно первый триместр беременности — это обострение запахов и чувствительности, и женщина помнит, насколько неприятен был для нее, например, запах из холодильника. Так вот, обоняние новорожденного еще сильнее, чем обоняние беременной женщины в первом триместре. Вспомните свое состояние — и вы лучше почувствуете состояние малыша. Так что избегайте чужеродных запахов, химических запахов и каких-то специальных запахов.
Развитие осязания
Обоняние тесно связано с осязанием. Осязание — еще одно из чувств, и через него новорожденный получает максимум информации в первый месяц жизни. 80% информации исходит от впечатлений, связанных с осязанием.
Чтобы понять, что его окружает, малышу нужно соприкоснуться с этим кожей. Еще не работает как следует зрение. А осязание, видимо, работает потому, что ребенку полезно сначала воспринять информацию о том, что имеет отношение непосредственно к нему, с чем он соприкасается. Потом с помощью зрения и других чувств он будет исследовать большее пространство.
Очень важно, с чем соприкасается ребенок, и что соприкасается с ним. Прежде всего, это, конечно же, ткани. Ни для кого не секрет, что только натуральные ткани, из натуральных волокон должны использоваться в уходе за совсем маленьким ребенком. Нужно избегать синтетики, даже примеси синтетики в пеленках. Кроме того, пеленки для новорожденного должны быть несколько раз постираны и прокипячены, потому что совсем новая ткань, даже натуральная, может быть очень грубой для кожи ребенка, вплоть до того, что оставлять отпечатки на очень нежной и тонкой коже новорожденного.
Нужно ли гладить пеленки? Это спорный момент. Наши мамы традиционно гладили — считалось, что это необходимо для соблюдения режима стерильности. Сейчас, по новым исследованиям, глажение вызывает образование слоя положительно заряженных ионов на пеленке, и это не полезно для кожного баланса ребенка. Поэтому если вы стирали их при высокой температуре, сушили в нормальной обстановке, глажение не считается обязательным. Но если вам нравится, если ваши эстетические чувства коробятся при виде неглаженых пеленок, тогда гладьте.
Если вы привыкли гладить все. Представьте, что женщина, которая привыкла гладить все: постельное белье, нижнее белье, наволочки, всю одежду — как она может не погладить ребенку? И если это не в ущерб вашему здоровью: иногда на глажку уходит остаток сил молодой мамы, и это обидно.
Еще один вопрос, связанный с осязанием: варежки, так называемые «царапки», которые надевают малышам на ручки, — мешают ли они осязанию? Тормозят ли развитие?
Я противник варежек всем, кроме детей очень нервных, потому что обычно как раз в первые сорок дней ладони, на которых сосредоточена основная рецепторная поверхность, закрыты, и ребенок сильно поцарапать себя не может закрытым кулачком. И если надевать варежки — это совсем сократит приток впечатлений к рецепторам.
Говоря об осязании, нельзя не сказать о контакте «кожа к коже» и контакте со спокойными руками мамы и папы. Ребенок чувствует состояние взрослого, который его держит, непосредственно через тактильное ощущение. Он чувствует настрой взрослого по тонусу мышц. Если руки напряженные, деревянные, немножко потные — ребенок чувствует тревогу, начинает вести себя беспокойно. Вот, скажем, дают ребенка папе, который его до этого мало держал, ему не доверяли: руки скованные, положение не то — ребенок плачет. И папа пугается и говорит: «Он у меня плачет, забери». То, что ребенок начинает плакать на руках у кого-то из близких, — сигнал, что нужно этому человеку учиться его держать, а не прерывать контакт.
Так что осязание — мощнейший источник информации. И очень полезно овладеть простыми навыками массажа, так называемый материнский массаж освоить — это поможет сделать руки материнские и отцовские более уверенными, а для ребенка обеспечит хороший приток осязательных впечатлений.
По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом
Источник
Запах матери успокоил младенцев
Sarah Jassen et al. / bioRxiv, 2019
Младенцы менее интенсивно реагируют на негативную визуальную стимуляцию, если чувствуют запах матери. Это выяснила немецкий невролог, изучив активность мозга семимесячных детей при просмотре испуганных и веселых лиц, положив с ними рядом либо чистую футболку, либо футболку, которую до этого носила мать ребенка или чужой человек. Если с младенцем рядом лежала футболка его матери, то активности мозга, характерной для воздействия негативного стимула, на энцефалограмме не наблюдалось. Препринт с описанием работы выложен на bioRxiv.
В первое время после рождения жизнь ребенка полностью зависит от матери, причем не только в вопросах питания и безопасности, но и психического состояния: младенцы привязываются к тем, кто проявляет к ним заботу в первые дни их жизни, и успокаиваются, находясь рядом. Не всегда понятно, однако, нужно ли физическое присутствие матери для того, чтобы ребенок почувствовал себя в безопасности: например, известно, что мозг младенцев реагирует на материнский голос даже в самом раннем возрасте, и это стимулирует его развитие.
Проверить, может ли успокоить ребенка материнский запах, решила Сара Йессен (Sarah Jessen) из Университета Любека. Для этого она изучила активность мозга 76 семимесячных младенцев в ответ на визуальную стимуляцию с помощью электроэнцефалографии. Так как узнавать эмоции на лицах людей младенцы могут уже в возрасте полугода, в качестве стимулов были выбраны женские лица либо с испуганным (негативная стимуляция), либо радостным выражением лица (позитивная стимуляция).
Во время эксперимента младенцев усаживали в детское кресло перед экраном, а сверху на них клали футболку. В зависимости от группы (всего их было три) футболка была либо чистая, либо ношеная: для этого Йессен просила либо мать, либо чужого младенцу человека в течение трех ночей подряд перед экспериментом спать в одной и той же футболке, а затем предоставить ее в лабораторию для эксперимента.
Активность мозга младенцев автор изучала с помощью электроэнцефалографии: Йессен сосредоточилась на негативном вызванном потенциале Nc (Negative central — регитрируется с электродов, расположенных посередине области лобных долей), который появляется в промежутке между 400 и 800 миллисекундами после предъявления стимула и регистрируется у младенцев во время обработки визуальной информации.
Ученые обнаружили, что амплитуда Nc на энцефалограмме была выше при негативной стимуляции (p = 0,001), то есть в том случае, когда младенцы видели испуганные лица. Интереснее, однако, то, что в том случае, когда рядом с младенцем лежала футболка, которую до этого носила мать, реакции на устрашающий стимул практически не наблюдалось. Другими словами, запах матери приводил к тому, что интенсивность реакции на негативный стимул существенно снижалась. При этом реакция младенцев также зависела о того, кормили ли их до сих пор грудью: увеличение Nc наблюдалось только у тех детей, которые находились на грудном вскармливании.
Наличие компонента Nc на энцефалограмме после предъявления стимула для младенцев, рядом с которым находилась футболка с материнским запахом, без запаха и с чужим запахом
Источник