Чувствуем познаем размышляем ильина

Программа «Чувствуем, познаем, размышляем»
рабочая программа по коррекционной педагогике

Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?

Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества,

но… не опаздывайте и, помогая… думайте сами.

Творческие дети — ценная, но хрупкая часть нашего общества. Они представляют собой его культурный и научный потенциал, от них зависит, как будут развиваться наука, техника и культура. Особо подчеркивается роль творческих возможностей и способностей ребенка, определяемых как креативность. Она проявляется в мышлении, общении, разных видах деятельности и характеризует личность в целом или в рамках отдельных способностей.

Скачать:

Вложение Размер
chuvstvuem_poznayom_1.pdf 500.28 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели работы кружка.1.Развивать мелкую моторику.2.Формировать предпосылки к трудовой деятельности:-закреплять интерес к результату своего труда и чувство гордости за него, стремление совершенствовать к.

ИКТ-игра направлена на развитие познавательных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Материал для родителей с рекомендациями разития мышления у дошкольников.

Уважаемые родители!Вопросы подготовки детей к школе возникают в каждой семье, имеющей детей-дошкольников. Вы задумываетесь о том, как лучше развить способности ребёнка, как подготовить его к обу.

Данный мастер класс связан с экспериментальной деятельностью детей старшего дошкольного возраста.Цель мастер класса — продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, ль.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же вкусе, запахе. Значен.

Источник

Ваш IP заблокирован

Убедитесь, что Вы не используете анонимайзеры/прокси/VPN или другие подобные средства (TOR, friGate, ZenMate и т.п.) для доступа к сайту.

Отправьте письмо на abuse[at]twirpx.club если Вы уверены, что эта блокировка ошибочна.

В письме укажите следующие сведения о блокировке:

Кроме того, пожалуйста, уточните:

  1. Каким Интернет-провайдером Вы пользуетесь?
  2. Какие плагины установлены в Вашем браузере?
  3. Проявляется ли проблема если отключить все плагины?
  4. Проявляется ли проблема в другим браузере?
  5. Какое программное обеспечение для организации VPN/прокси/анонимизации Вы обычно используете? Проявляется ли проблема если их отключить?
  6. Давно ли в последний раз проверяли компьютер на вирусы?

Your IP is blocked

Ensure that you do not use anonymizers/proxy/VPN or similar tools (TOR, friGate, ZenMate etc.) to access the website.

Contact abuse[at]twirpx.club if you sure this block is a mistake.

Attach following text in your email:

Please specify also:

  1. What Internet provider (ISP) do you use?
  2. What plugins and addons are installed to your browser?
  3. Is it still blocking if you disable all plugins installed to your browser?
  4. Is it still blocking if you use another browser?
  5. What software do you often use for VPN/proxy/anonymization? Is it still blocking if you disable it?
  6. How long ago have you checked your computer for viruses?

Источник

Ваш IP заблокирован

Убедитесь, что Вы не используете анонимайзеры/прокси/VPN или другие подобные средства (TOR, friGate, ZenMate и т.п.) для доступа к сайту.

Отправьте письмо на abuse[at]twirpx.club если Вы уверены, что эта блокировка ошибочна.

В письме укажите следующие сведения о блокировке:

Кроме того, пожалуйста, уточните:

  1. Каким Интернет-провайдером Вы пользуетесь?
  2. Какие плагины установлены в Вашем браузере?
  3. Проявляется ли проблема если отключить все плагины?
  4. Проявляется ли проблема в другим браузере?
  5. Какое программное обеспечение для организации VPN/прокси/анонимизации Вы обычно используете? Проявляется ли проблема если их отключить?
  6. Давно ли в последний раз проверяли компьютер на вирусы?

Your IP is blocked

Ensure that you do not use anonymizers/proxy/VPN or similar tools (TOR, friGate, ZenMate etc.) to access the website.

Contact abuse[at]twirpx.club if you sure this block is a mistake.

Attach following text in your email:

Please specify also:

  1. What Internet provider (ISP) do you use?
  2. What plugins and addons are installed to your browser?
  3. Is it still blocking if you disable all plugins installed to your browser?
  4. Is it still blocking if you use another browser?
  5. What software do you often use for VPN/proxy/anonymization? Is it still blocking if you disable it?
  6. How long ago have you checked your computer for viruses?

Источник

Коррекционно-развивающая программа для обучающихся ОВЗ 5-9 класс «Чувствуем, познаем, размышляем»
методическая разработка

Скачать:

Вложение Размер
prog.zan_.s_ovz_5-9.docx 54.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чарковская средняя общеобразовательная школа -интернат»

Пр. № 230 от 26.08.20

для обучающихся ОВЗ

«Чувствуем, познаем, размышляем»

2020 – 2021учебный год

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешного обучения и социальной адаптации.

Проанализировав специальную литературу, ориентируясь на собственный опыт и опыт других педагогов, возникла необходимость создание корренкционно-развивающей программы так как, ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности, требуются глубокие знания психологических закономерностей, объясняющих специфику развития ребенка на всех возрастных этапах.

Дети с интеллектуальной недостаточностью особенно нуждаются в целенаправленном обучении, они не усваивают общественный опыт спонтанно. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.

Учебный план образовательной школы включает в себя часы коррекции познавательной деятельности.

Тематический план предмета коррекции познавательной деятельности направлен на коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально – волевой сферы воспитанников 5-9классов. В данной программе уменьшается количество упражнений и игр, направленных на развитие моторики и сенсомоторных процессов, имеющих большое значение в развитии познавательной сферы учащихся начальной школы. Вместе с тем много внимания уделяется играм и упражнениям, направленным на формирование коммуникативных навыков. Умственно отсталые подростки часто испытывают сложности при установлении контакта с собеседником, при необходимости передать или принять информацию. Такие умения нужны в обучении, профессиональном становлении, личном общении.

Содержание плана будет последовательно реализовываться по четырем учебным четвертям, предлагается в начале и конце года проводить психодиагностику и соответствующую психокоррекцию психологического развития детей с помощью ниже указанных развивающих игр, заданий, упражнений, ситуаций и т.д.

Предлагаемая программа создана на основе собственных подходов и модернизации существующих. Программа сопровождается набором игр и упражнений по развитию познавательных процессов, диагностическими методиками, протоколом индивидуального обследования учащихся, набором наглядных демонстрационных материалов.

Критериями количественно и качественной оценки результатов обучения будет отслеживание уровня психических процессов учащихся, успеваемости по учебным предметам.

Данная программа разработана для обучающихся с ОВЗ и детьми-инвалидами сроком на 5 лет, на основе документов регламентирующих работу с детьми ОВЗ:

Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 ).

Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 17 июля 2015 г.).

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

1 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю.)

2 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю)

3 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю)

4 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю)

5 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю)

Длительность занятий: 40 минут.

Основной целью создания данной программы является:

Формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности, повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, а так же оказание помощи умственно отсталым детям на основе создания оптимальных возможностей и условий проявления личностного потенциала ребенка.

  1. Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью:
  • развитие пространственного восприятия;
  • коррекция концентрации, устойчивости, распределения, переключения, объема внимания;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие памяти (зрительной, слуховой);
  • опосредованного запоминания
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • развитие мышления.
  • развитие мыслительных операций;
  • развитие понятийного мышления;
  • развитие воображения;
  1. Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным нормам.
  2. Формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться поддержать беседу диалог.
  3. Повышение мотивации к учебной деятельности.

Программа состоит из трех основных блоков:

«Личность» — направлен на осознание обучающимися своих личностных особенностей и оптимизацию отношения к себе;

«Деятельность» — Осознание себя в системе учебной деятельности;

«Общение» — Осознание себя в системе отношений с другими людьми.

Планируемые результаты освоения обучающимися получит возможность научиться:

  • эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;
  • чувство единства, умение действовать согласованно;
  • готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
  • целостная психолого-педагогическая культура;
  • учебные мотивы;
  • устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;
  • основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);
  • адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
  • адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;
  • нравственно-моральные качества:
  • повышение уровня развития психических функций;
  • улучшение социальной адаптации;
  • преодоление моторной неловкости;
  • расширение зоны ближайшего развития ребенка;
  • формирование и закрепление познавательных интересов
  • развитие любознательности,
  • сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности важных качеств в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления
  • сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
  • анализировать текст познавательной задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данное и искомое;
  • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
  • моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково в символические средства для моделирования ситуации;
  • конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
  • выбирать наиболее эффективный способ решения;
  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи, использовать его в ходе самостоятельной работы;
  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
  • анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
  • включаться в групповую работу: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки
  • анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные
  • применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками;
  • выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
  • анализировать расположение деталей в исходной конструкции
  • выявлять закономерности;
  • объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
  • объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы и явления, обобщать и делать выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий

В программе предлагаются следующие формы и методы при построении коррекционных занятий:

  • Методы объяснительно-иллюстративного обучения: чтение, рассказ, беседа, объяснение, самостоятельная работа над учебным материалом.
  • Методы репродуктивного обучения: упражнения, практикум.
  • Методы проблемно-поискового обучения: проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический, или сократический), исследовательский, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций.
  • Коммуникативные методы обучения: дискуссия, диалог.
  • Имитационно-ролевые методы обучения: ролевая игра, тестирование, элементы аутотренинга.

Эти формы работы предполагают как групповые, так и индивидуальные занятий с детьми.

Классификация развивающих методик (психотехник, игр, упражнений, приемов, процедур), используемых в программе.

  • Традиционные обучающие приемы;
  • Ритуалы знакомства, представления, прощания;
  • Приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;
  • Техники релаксации;
  • Психотехники самооценки и взаимооценки;
  • Упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию;
  • Экспрессивные техники (приемы самовыражения);
  • Развивающие — тренировочные упражнения
  • Путешествие
  • Игра

Программа коррекции познавательной сферы составлена с учетом специфики психического развития детей с нарушениями интеллекта. В ее основе лежат требование по усвоению знаний, умений и навыков, определяемых требованиями программно – методических материалов коррекционно – развивающего обучения детей с ОВЗ и детьми – инвалидами и включает в себя:

— упражнения и игры по развитию навыков общения, сплочения коллектива.

— игры и упражнения на развитие моторики, ощущений, воображения, мышления, внимания, памяти, произвольности, на развитие пространственных представлений, внутреннего плана действий.

Так же использование на занятиях учебного материала (из школьной программы). Это стихотворения, тексты по чтению, счетный материал, выполнение грамматических заданий по письму, другие задания из школьной программы. Данные виды работу помогут осуществлению целенаправленной, дифференцированной коррекции познавательных психических процессов учащихся школы. Такая комплексная психолого – педагогическая задача обеспечит усвоение не только совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и поможет сформулировать у учащихся представление об общественных приемах и способности выполнения различных действий, что в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.

На уроках по коррекции познавательной деятельности уточняется значение новых понятий, слов, продолжается работа над текстом, пословицами и поговорками, образными выражениями, разбираются тексты об природных явлениях, образе жизни людей, зверей, птиц, внешнем виде, что предусматривает тесное взаимодействие с учебными предметами, такими как русский язык, чтение, мир вокруг, естествознание, математика, культура поведения, изобразительное искусство, социально — бытовая ориентировка, трудовое обучение.

Системные психолого – педагогические исследования дают основание рассматривать развитие как сложный структурный, разноуровневый и противоречивый процесс, отражающий как общечеловеческие, так и индивидуальные особенности и возможные отклонения в социально – психологическом становлении личности ребенка. Выраженность отклонений в развитии определяется состоянием основных психических образований: интеллекта, памяти, речи, мотивации, воли, а так же сформированностью механизмов произвольной саморегуляции и межличностного взаимодействия. Одним из объективных показателей неблагополучия в психическом развитии, становлении личностных качеств ребенка является школьная успеваемость и поведение.

Принципы построения коррекционных занятий заключаются в моделировании ситуаций, демонстрирующих недостаточную успешность деятельности ребенка в соответствии с изначально присущими ему поведенческими стереотипами, и демонстрации результатов, свидетельствующих о возможности повышения эффективности, успешности этой деятельности при их изменении.

Чтобы обеспечить эффективную коррекционную работу, важно обеспечить положительную мотивацию участия ребенка в предлагаемой взрослыми деятельности. Выполнение данного требования является решающим в организации всей коррекционной работы. Положительных сдвигов социальной реабилитации можно достичь только при положительном отношении ребенка к тому, что предлагает взрослый, если ребенок принимает предложение взрослого как собственное, как необходимое.

Стартовый , позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся.

— прогностический, т.е. проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

-пооперационный, т.е. контроль, за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящий в состав действия;

— рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

— контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполнения операций с образцом.

— Творческие работы учащихся

— Самооценка и самоконтроль определение обучающимся границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей.

В результате обучения формируются следующие знания:
— о психических процессах: ощущении, восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;
— о пользе развития данных психологических процессов;
— об эмоциональных состояниях человека;
— о настроении человека и управлении им;
— о правилах общения между людьми;
— о волевых качествах человека;
— о способах проявления индивидуальных качеств характера человека;
— о мире профессий и способах выбора профессии;
— о влиянии отношения других людей на отношение человека к самому себе;
— о самооценке и уровне притязаний;
— о сходствах и различиях между людьми, о способах понимания, принятия других людей;
— о способах поведения в социальных ситуациях разного типа;
— о конфликтах и способах их разрешения;
— о социальных ролях и ролевых функциях человека;
— о социальных возможностях человека.

В результате обучения формируются следующие умения:
— умение анализировать особенности своего характера;
— умение характеризовать другого человека, его поступки;
— умение анализировать отношение других людей к самому себе;
— умение анализировать мотивы своего и чужого поведения;
— умение организовывать поведение в социальных ситуациях разного типа;
— умение предупреждать и разрешать конфликты;
— умение выявлять причины, управлять своим настроением;
— умение регулировать свое поведение и поступки;
— умение определять цель деятельности, планировать действия для достижения цели;
— умение выбирать свою будущую профессию.

Диагностические методики исследование познавательных процессов умственно отсталых детей.

1 Обследование речи умственно отсталых учащихся

На занятиях исследуется речь умственно отсталого школьника и изучают данные медицинского, психолого-педагогического и логопедического обследования.

I. Изучение импрессивной речи.

1. Обследование понимания слов:

  • часто встречающихся в разговорной речи; редко встречающихся в разговорной речи;
  • имеющих собирательное, обобщенное значение;
  • близких по значению.

2. Обследование понимания простых предложений:

  • односложных конструкций;
  • более распространенных.

3. Обследование понимания интонационного характера предложений.

4. Обследование понимания грамматических категории (род, число, падеж) происходит с помощью вопросов по картинке.

5. Обследование понимания контекстной речи (восприятие текстов):

  • выбрать картины, соответствующие читаемому тексту;
  • определить переносный смысл отдельных слов, простых текстов, метафор, пословиц, поговорок.

II. Обследование экспрессивной речи.

1. Обследование грамматического строя речи. Выяснение особенностей грамматических связей слов и состава предложений (простых, сложных, распространенных):

  • употребить падежные окончания в зависимости от предлогов по картинкам (предлагаются вопросы: «Где лежит книга? Откуда взяли тетрадь? К чему подошел мальчик? Чем покрыт стол? Чего нет у мальчика?»);
  • составить предложение по сюжетной картинке и по вопросам;
  • составить предложение по опорным словам: пионеры, летом, отдыхать, в лагере;
  • проанализировать предложение (Сколько слов в предложении?);
  • составить рассказ по сюжетной картинке;
  • пересказать прослушанный рассказ;
  • составить рассказ по сюжетной картинке.

При анализе рассказа выясняется правильность, логичность, последовательность, самостоятельность, темп, ритм, плавность речи, голосовые данные — модуляция голоса, степень громкости, выразительность.

Анализируя монологическую и диалогическую речь, следует также выявить полноту, развернутость и мотивацию речи.

2. Обследование письменной речи:

  • чтение — слоговое или слитное;
  • письмо — списывание, изложение, сочинение, составление деловых текстов; наличие и характер ошибок;
  • соотношение устной и письменной речи.

3. Выявление грубого нарушения речи: косноязычие, заикание, алалии, дислалии, дизартрии, дисграфии, дислексии.

2 Исследование ощущений и восприятий умственно отсталых школьников

1. Исследование целостности восприятия.

а) Педагог предлагает узнать, какие предметы (дом, птица и т. д.) изображены прерывистым контуром.

б) Педагог просит ученика сложить из частей геометрическую фигуру, предметную картинку, сюжетную картинку.

2. Исследование дифференцированности зрительных восприятий.

Учащимся предлагается узнать, что изображено на картинках, повернутых на 90 и 180°.

3. Исследование особенностей обозрения многопредметного пейзажа (по картине).

Учащемуся предъявляется картинка. Затем его просят ответить на вопросы и выполнить задание: «Что здесь изображено? Чем заняты люди? Дай картине название».

4. Восприятие времени.

а) Педагог производит по два удара рукой по столу. При этом он просит ученика определять, сколько времени прошло от одного удара до другого (удары следует производить с интервалами в 1, 2, 3 секунды ив 1, 2, 3 минуты).

б) Затем педагог просит ученика производить удары рукой по столу через те или иные промежутки времени.

5. Слуховые восприятия:

а) исследование точности направления локализации звука при моноуральном и биноуральном слушании с закрытыми глазами (звук бубенчика, звонка, свистка, голоса).

б) дифференциация высоты и силы звучания камертонов (разных октав).

в) восприятие шепотной речи на расстоянии 4—6 м.

г) узнавание песни по мелодии.

а) узнавание предметов (гриб, яблоко, груша и т. д.) по их плоскостному изображению.

б) Узнавание предметов по их объемному изображению.

в) Узнавание букв алфавита.

7. Кинестетические ощущения и восприятия.

Педагог предлагает ученику закрыть глаза. Затем берет его руку в свою и производит движения, соответствующие начертанию букв и цифр. При этом он каждый раз спрашивает испытуемого о том, какая буква или цифра воспроизводится.

3 Исследование внимания умственно отсталых школьников

1. Изучение устойчивости внимания

Необходимый материал: бланк корректурной пробы.

Ход выполнения задания

Ученику предлагается, прослеживая строку за строкой, вычеркивать какие-нибудь две буквы (например, к, и). По сигналу учитель (одновременно включается секундомер) ученик начинает вычеркивать заданные буквы. По истечении каждой минуты исследователь ставит вертикальную черту в том месте бланка, где ученик остановился (отсчет минут необходим для установления динамики устойчивости внимания).

После выполнения задания подсчитывается количество ошибок (корректур) в каждой строчке и затраченное время. Устойчивость внимания определяется по формуле: Q = S/M , где Q — показатель устойчивости, s — количество строк, m — общее количество ошибок. Близкая к норме устойчивость равна единице.

2. Изучение переключения внимания

Необходимый материал: черно-красная таблица цифр (таблица Шульте).

Примечание. В приведенной здесь таблице красный цвет представлен полужирным шрифтом.

Ход выполнения задания

1-я серия.Ученику предлагается показать по таблице числа черного цвета в возрастающем порядке от 1-9.

2-я серия.Ученику предлагается показать по таблице числа красного цвета в убывающем порядке от 9 — 1.

3-я серия. Ученику предлагается показать по таблице числа черного цвета в возрастающем порядке и сразу же показать числа красного цвета в убывающем порядке.

Обработка полученных данных

Проводя три серии исследования, следует определить суммарное время, затраченное на выполнение первой и второй серий эксперимента. Затем надо установить разницу между этим суммарным временем и временем, затраченным на выполнение задания третьей серии. Полученная разница и будет временем переключения.

3. Изучение распределения внимания

Необходимый материал: бланк корректурной пробы.

Ход выполнения задания

Просматривая корректурную пробу, ученик должен как можно быстрее найти и зачеркнуть букву в, а подчеркнуть букву о. По истечении каждой минуты педагог ставит вертикальную черту на месте предела. На основании этих знаков представляется возможность учитывать динамику продуктивности деятельности.

Подсчитывается количество ошибок и количество строк. Распределение внимания подсчитывается по формуле R == s/ m, где R — показатель распределения, s — количество строк, m — количество ошибок.

Близкая к норме распределяемость равна единице.

4 Исследование памяти умственно отсталых школьников

1. Исследование логической и механической памяти

Необходимый материал: заранее подготовленные пары слов. В одной колонке пары слов со смысловыми связями, в другой — пары слов, не связанные по смыслу, например: 1) нож — резать, ручка — писать, ученик — школа, курица — яйцо, лед — коньки; 2) небо — рак, рыба — песня, ботинки — стол, дерево — крыша, спички — кровать.

Ход выполнения задания

Педагог медленно зачитывает пары слов из первой, а затем из второй колонки. Ученику предлагается их запомнить. После этого педагог называет начальные слова из первой колонки, ученик должен назвать соответствующее парное слово. Аналогичная работа производится со словами второй колонки. Затем сопоставляются те и другие данные.

2. Исследование зрительной памяти

Необходимый материал: заранее подготовленные два десятка картинок.

Ход выполнения задания

Педагог предъявляет (с интервалом в две секунды) картинки из первого десятка. Затем нужно сделать десятисекундный перерыв. Следует перемешать предъявлявшиеся картинки с картинками из второго десятка. Затем надо разложить все двадцать картинок на столе. После этого ученику предлагается назвать те картинки, которые были ему предъявлены в начале задания. Полученные результаты выражаются в процентах.

3. Исследование словесно-логической памяти

Необходимый материал: короткий рассказ с четкими смысловыми единицами.

Ход выполнения задания

Педагог читает рассказ и просит ребенка воспроизвести его содержание.

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби приняли ее как свою, накормили, но она не удержалась и закричала по-галочьи. Тогда голуби увидели, что она галка, и выгнали ее. Она вернулась было к галкам, но те ее не признали и тоже не приняли.

Подсчитывается количество и полнота воспроизведенных смысловых единиц.

4. Исследование условий продуктивного запоминания

Необходимый материал: заранее подготовленные две колонки слов.

Ход выполнения задания

Ученику предлагается переписать первую колонку слов. Затем дается задание переписать вторую колонку слов и при этом вставлять пропущенные буквы. После этого письменная работа забирается. Ребенку предлагается назвать все слова, которые он помнит, из первой, а затем из второй колонки. В итоге подсчитывается и сопоставляется количество воспроизведенных слов из первой и второй колонок. В выводах отмечается влияние особенностей деятельности на продуктивность запоминания.

5. Исследование полноты и точности представлений

Необходимый материал: заранее подготовленная картинка с изображением рыбы.

Ход выполнения задания

Ученику предлагается рассмотреть картинку, а затем воспроизвести ее в собственном рисунке. Затем педагогу следует проанализировать рисунок в сопоставлении с картинкой, учитывая полноту и точность воспроизведения.

5 Исследование мышления умственно отсталых детей

1. Исследование уровня развития процессов обобщения и отвлечения

Необходимый материал: набор карточек с изображением различных предметов, растений.

Ход выполнения задания

Учитель раскладывает на столе один из наборов карточек (демонстрационный вариант). Объясняет учащимся смысл задания — карточки надо сгруппировать так, чтобы в группах были родственные предметы. Например, картинки с изображением ножа, карандаша, книги, стакана, циркуля, тарелки можно разделить на две группы: 1) нож, стакан, тарелка — посуда; 2) карандаш, книга, циркуль — школьные принадлежности.

После этого на столе раскладывается другой набор карточек и испытуемым предлагается выполнить аналогичное задание самостоятельно.

Результаты протоколируются, рассуждения испытуемых фиксируются. В заключение делается вывод об особенностях обобщения и отвлечения.

2. Исследование уровня осмысления проблемной ситуации

Необходимый материал: серия картинок с изображением какого-либо сюжета, например: «Пожар», «Наводнение» и др. На картинках должны быть изображены отдельные события: ребенок в отсутствие взрослых играет со спичками; воспламеняется какая-нибудь часть интерьера; из окна дома валит дым; едут пожарные; пожарные тушат огонь; пожарник держит на руках испуганного мальчика.

Ход выполнения задания

Учитель раскладывает на столе картинки, нарушая последовательность развития сюжетной линии. Ученику предлагается разложить картинки соответственно логике развития сюжета. Деятельность учеников протоколируется. В заключение делается вывод о правильности, быстроте и глубине осмысленности выполнения предложенного задания.

3. Исследование процесса абстракции

Необходимый материал: несколько общеизвестных пословиц и метафор.

Ход выполнения задания

Ученику называют пословицы и метафоры: «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Яблоко от яблони недалеко падает», «Золотые руки», «Каменное сердце», «Заячья душа». Предлагается истолковать переносное значение этих пословиц и метафор. Буквальное истолкование метафоры или пословицы свидетельствует о нарушении процессов абстракции и обобщения. Делается вывод о глубине абстракции и обобщения.

4. Исследование критичности мышления

Необходимый материал: заранее подготовленный небольшой рассказ с пропущенными в отдельных фразах словами, например:

«Лев стал. и не мог ходить на. . Тогда он решил жить хитростью: залег в своей берлоге и притворился. . И вот другие звери стали приходить навещать больного. . А когда они приходили, он набрасывался на них и. . Пришла лисица, но в берлогу не вошла, а остановилась у. . Лев спросил у нее: «Что же ты не войдешь ко мне?» А. отвечала: «Я вижу много следов, которые ведут к твоей. , но не вижу. , которые вели бы обратно».

Ход выполнения задания

Ребенку предъявляется текст рассказа. Он должен его прочитать и вставить пропущенные слова. Педагог должен сделать вывод о качестве выполненной работы. Анализ вставленных испытуемым слов дает возможность определить не только степень критичности мышления учащегося, но и выявить нарушения целенаправленности и мотивации его мышления.

Оценивая результаты, следует исходить из того, что критичность мышления представляет собой умение действовать, исходя из адекватно осознаваемой цели задания, умение контролировать и исправлять свои действия.

Предложите ученику рассказ с веселыми и грустными оттенками в содержании.

«В парке на скамейке сидела девочка и горько плакала. Слезы крупные, как горошины, стекали по ее лицу.

«Что случилось?» — вдруг услышала она за спиной ласковый голос. Девочка оглянулась. Перед ней стояла старушка с добрыми глазами.

«Я упала в грязь и испортила свое новое пальто»,— грустно ответила девочка.

«Не плачь,— сказала старушка,— пойдем со мной».

Старушка привела девочку к себе домой, сняла с нее пальто, напоила горячим чаем с вареньем. Девочка успокоилась, стала улыбаться и благодарить старушку. Погладив девочку, старушка сказала: «А теперь надевай пальто и иди домой».

Девочка собралась было вновь плакать, но вдруг увидела, что пальто совсем чистое и никаких следов грязи на нем нет».

Задайте ученику следующие вопросы:

а) Заметил ли ты в рассказе что-нибудь грустное? Расскажи об этом.

б) Есть ли в рассказе приятные события? Какие? Проанализируйте результаты беседы с учеником и определите его способность к дифференцированному восприятию чувств действующих в рассказе лиц.

Предложите ученику последовательно две картинки: одну с грустным содержанием, а другую с веселым, например: «Тройка» В. Г. Перова и «Прибыл на каникулы» Ф. Решетникова.

Задайте ученику следующие вопросы:

а) Какая картина тебе больше нравится? Почему?

б) Почему другая картина тебе нравится меньше?

в) Изображены ли на какой-нибудь картине грустные события? Изображены ли на какой-либо картине приятные события?

Затем педагог анализирует ответы ученика и его способность определять характер воспринятых им картин.

Предложите ученику рассказ из школьной жизни: «На следующий день после контрольной работы по математике учитель раздавал тетради, комментируя выставленные отметки: «С контрольной работой не все справились одинаково. Часть ребят получили хорошие и отличные отметки. Но есть и такие, которые написали работу на тройку и даже на двойку».

Некоторые ребята в классе насторожились. При словах «на двойку» один вздохнул, двое ерзали за партой и беспокойно оглядывались, а кто-то сказал: «Наверное, мне два». Но были и такие, которые равнодушно смотрели на учителя или разглядывали что-то на парте, никак не реагируя на его слова.

Все шло своим чередом, когда учитель стал выдавать тетради тем ученикам, которые написали работу на хорошо и отлично. Одни, получив тетрадь, быстро открывали ее и показывали свою отметку товарищу, другие смотрели на свою отметку и широко улыбались, третьи клали тетрадь на парту, даже не заглянув в нее.

Но вот учитель взял Юрину тетрадь, недовольно нахмурился и сказал: «Ты всегда получаешь хорошие отметки, а сегодня написал работу на двойку, я тобой не доволен». Юра схватил тетрадь и, весело улыбаясь, стал всем показывать свою «двойку». Некоторые ребята улыбались, другие отворачивались и слушали, что говорил учитель про Юру».

После прочтения рассказа надо проанализировать, какие особенности чувств проявлялись у учащихся во время урока.

Предложите школьникам рассказы-коллизии:

«Алеша ехал в трамвае и смотрел в окно. С ним рядом сидела женщина. На одной из остановок она вышла. Алеша повернулся и увидел рядом с собой на сиденье коробку конфет и кошелек с деньгами. Что, по-вашему, сделал Алеша?»

«Костя выучил все уроки и собрался идти на улицу играть в футбол. В это время раздался звонок. К Косте пришел товарищ из его класса и попросил помочь решить задачу. Но на улице Костю ждали ребята. Что, по-вашему, сделал Костя?»

«Олю после уроков всегда встречала бабушка, потому что Оля жила далеко от школы. Они поехали домой в автобусе. Когда они вошли в автобус, там было одно свободное место. Что, по-вашему, сделала Оля?»

Отметьте положительные и отрицательные проявления чувств учеников. Зафиксируйте, были ли ученики, не ответившие на вопросы. Если да, то в чем причина?

6 Изучение особенностей воли умственно отсталых школьников в деятельности

1. «Метод пресыщения» А. Карстен.

Ученику дается задание нарисовать на листе бумаги кружочки. При этом учитель говорит: «Постарайся нарисовать так много, как только сможешь. И мы сейчас же закончим эту работу».

Педагог должен обратить внимание на мотивы работы ученика, длительность выполнения задания, наличие стремления соблюсти инструкцию, особенности отвлечений, характер окончания задания.

2. Игра «Пройди через лабиринт».

Учитель предлагает ученику «пройти» по одному из вариантов лабиринта: «Как мышке попасть в свою норку? Как мальчику пройти домой?»

Затем надо проанализировать целенаправленность, настойчивость и планомерность выполнения задания.

7 Изучение особенностей характера умственно отсталых школьников

Проверьте сформированность нравственных черт характера у умственно отсталых учащихся с помощью следующих рассказов:

1. Весь класс поехал на экскурсию. Ребята вошли в трамвай, в нем было много свободных мест, на которые они сразу же уселись. На остановках входили пассажиры: взрослые и дети, старики и старушки. «Ну и пусть стоят, я пришла раньше их»,— думала Лена. А что думали другие ребята?

2. Уходя на работу, мама оставила Тане деньги, чтобы она купила в магазине продукты. Деньги мама положила на стол. Скоро к Тане пришла подруга и позвала ее покупать мороженое. «У меня нет денег»,— сказала Таня. «А вот деньги, на столе лежат»,— сказала подружка. Таня ответила: «Это мама оставила для покупки хлеба и крупы». «Ну, скажешь ей, что потеряла», — посоветовала Тане подружка. Что, по-вашему, сделала Таня? Почему?

3. В 5-м классе учился мальчик. Он успевал хорошо, но физически был слабым, редко играл с детьми, вел себя спокойно. Некоторые ребята над ним смеялись. Правильно ли они делали? Почему?

Источник

Оцените статью