Чувствовать красоту окружающего мира

Воспитание красотой окружающего мира
консультация

Уважаемые, родители! Для ребенка нет ничего важнее возможности обратиться к нам, взрослым, рассказать о том, что его поразило, порадовало или, наоборот, напугало.

Скачать:

Вложение Размер
vospitanie_krasotoy_okruzhayushchego_mira.docx 15.19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Воспитание красотой окружающего мира.

Ребенок является частицей окружающего мира. Человек и природа едины. Важно научить ребенка мудрости природы, умению видеть взаимозависимость человека и природы, привить любовь к животному и растительному миру, тому, что его окружает. Быть способным замечать, чувствовать красоту окружающей действительности – это значит быть счастливым человеком, жить в гармонии с окружающим миром, с другими людьми, с самим собой.

Уважаемые, родители! Для ребенка нет ничего важнее возможности обратиться к нам, взрослым, рассказать о том, что его поразило, порадовало или, наоборот, напугало.

Зададимся вопросом, а всегда ли мы готовы выслушать, поддержать ребенка, понаблюдать вместе с ним? Умеем ли мы сами видеть прекрасное в разных сферах человеческой жизни – в природе, в быту, а главное в других людях? Знаем ли мы, как показать ребенку тронувшую нас красоту? Что считает красивым современный ребенок? Как происходит воспитание эстетического отношения к окружающему миру? Как помочь детям проявить себя в заботе о красоте, в добрых поступках?

Воспитание красотой, по мнению В.А. Сухомлинского, является началом сложного духовного взаимодействия взрослого и ребенка. Научить детей чувствовать красоту, а в красоте видеть добро, сердечность, значит помочь детям увидеть прекрасное в себе, в других людях. Эстетическое восприятие красоты мира взрослых и детей имеет отличие. Восприятие красоты взрослым – это любование, созерцание. Восприятие ребенка – это эмоция-действие, то есть эмоция выражается в мимике, жесте, действии мгновенно. Ребенок стремится дотронуться, повернуть, даже подбросить привлекший внимание предмет. Высокая эмоциональная отзывчивость на действительность и умение взрослыми подать, рассказать о красоте окружающего мира, воспитает в детях желание быть добрыми, чувственными, сострадательными и отзывчивыми к окружающему, научатся понимать и видеть красоту.

«Глядя на прекрасное, и слушая о прекрасном, человек улучшается», — так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой – всем прекрасным, чем сможем! И это не так уж трудно сделать, если, конечно, захотеть. Природа, произведения искусства, литература – все это в меньшей или большей мере может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать!

Уважаемые, родители! Эстетическое воспитание – это важная сторона полноценного развития ребёнка, т.к. оно способствует:

• развитию эмоционально – чувственной сферы;

• формируется сенсорная культура ребёнка (дети слушают звуки леса, пение птиц, шорох листвы; рассматривают красоту и окраску деревьев; вдыхают ароматы цветов, лугов, полей);

• формируются эстетические представления о поступках, манерах поведения;

• эстетическое воспитание усиливает:

умственное воспитание (развивается воображение, слуховая и зрительная память, расширяются знания о народно – прикладном искусстве, музыке);

физическое воспитание (музыка, художественное слово, красочная атрибутика способствуют формированию темпа, ритма движений, пластики, положительного отношения к физической культуре);

нравственное воспитание , т.к. в красоте природы, искусстве заложена самая огромная воспитательная сила, которая заставляет ребёнка соблюдать правила бережного отношения к природе, к окружающей обстановке.

Желаем Вам быть интересными для Ваших детей! Любите, общайтесь, развивайтесь и играйте с ними!

Игра «Волшебные пузыри»

Цель : учить детей видеть красоту природы, обращать внимание на эстетическое разнообразие ее объектов и явлений.

Малыш, давай пускать мыльные пузыри! А ты замечал, что пузыри отражают все вокруг? Целый мир! Волшебный воздушный пузырь отражает все, что ему нравится и кажется красивым. Давай понаблюдаем за пузырями. Что ты видишь? Да, можно увидеть небо! А какого цвета небо? Небо переливается всеми цветами радуги! Вот как волшебный пузырь раскрасил небо! Что еще ты видишь? Деревья. Улицу. Двор. Меня?

По возвращению с прогулки можно предложить нарисовать свой волшебный пузырь, который бы отражал все самое красивое, по мнению ребенка.

Источники: 1.В.А. Деркунская, А.Г.Рындина «Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста» 2.http://dohcolonoc.ru/cons/2836-konsultatsiya-dlya-vospitatelej-tema esteticheskoe-vospitanie-v-doshkolnom-uchrezhdenii.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«…ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуков, в сказке и в игре, в собстве.

Консультация посвященна методическим подсказкам для воспитателей по использованию игровых приемов привлечения внимания детей к красоте окружающего мира.

Консультация для родителей.

Философы утверждают, что эстетическое воспитание формирует высокую культуру чувств, готовит подрастающее поколение к жизни в обществе, создает предпосылки для единства чувств и разума человека. Поэтом.

В статье освещается опыт работы по повышению мотивации к познанию красоты окружающего мира у детей с ограниченными возможностями здоровья.

материал может быть использован для работы с дошкольниками в воскресной школе или семейном детском саду.

Познание окружающего мира посредством экологического воспитания. «Деревья наши друзья»Экологическое образование детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальная проблема настоящего времен.

Источник

«Учимся замечать красоту окружающего мира»
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Философы утверждают, что эстетическое воспитание формирует высокую культуру чувств, готовит подрастающее поколение к жизни в обществе, создает предпосылки для единства чувств и разума человека. Поэтому необходимо развивать в ребенке чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить красоту и богатства родной природы.

Скачать:

Вложение Размер
publikatsiya.odt 9.59 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся замечать красоту окружающего мира

Современные дети с каждым годом все меньше замечают красоту окружающего мира, меньше передают ее в речи и в творчестве.

Философы утверждают, что эстетическое воспитание формирует высокую культуру чувств, готовит подрастающее поколение к жизни в обществе, создает предпосылки для единства чувств и разума человека.

Поэтому необходимо развивать в ребенке чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить красоту и богатства родной природы.

Работа по развитию эстетического восприятия природы детьми дошкольного возраста ведется в нашем дошкольном учреждении на протяжении нескольких лет.

Большое внимание мы отводим наблюдениям за сезонными явлениями природы. С открытия детьми их естественной красоты, изменчивости красок в зависимости от времени дня и года, с образного и эмоционального восприятия их и начинается воспитание эстетического отношения к природе. Мы стремимся к тому, чтобы сам процесс восприятия был эмоционально-радостным, вызывал у детей положительное отношение к воспринимаемому, желание изобразить увиденное.

Большое внимание в работе по воспитанию эстетического видения, на мой взгляд, необходимо отводить восприятию цветовой гаммы в природе. Так, дети с радостью находят красивые сочетания цветов и оттенков вокруг себя.

Чтобы показать богатство, красоту и своеобразие окружающего мира, мы обращаем внимание детей на его разнообразие. На прогулках дети с восторгом отмечают богатство осенней гаммы красок, волшебную красоту зимних деревьев, яркую зелень первых листочков. Мы исходим из того, что наблюдение красоты природных явлений – неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Для нас, педагогов, важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, высказывать свои суждения, связанные с увиденным.

Восприятие произведений искусства, музыкальных и литературных произведений, в которых отражены мотивы природы, позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой. Знакомство старших дошкольников с произведениями А.С.Пушкина, С.Есенина, А.Фета, Ф,Тютчева, И.Бунина помогает детям лучше почувствовать красоту природы и отразить ее в своих творческих работах.

Чтение специально подобранной литературы («Четыре художника» Г. Скребицкого, «Береза» И.Соколова-Микитова, «Разговор деревьев» М.Пришвина и др.) заметно обогащает представления детей об эстетической ценности объектов и явлений природы. Было замечено, что прочитанные произведения, с одной стороны, пополнили уже имеющиеся представления детей, научили выделять закономерности природных явлений, а с другой – воспитывали в детях чувство любви к природе, умение видеть ее красоту.

Большое внимание в своей работе мы отводим рассматриванию иллюстраций и репродукций с картин известных русских художников (И.Грабарь «Февральская лазурь», И.Шишкин «Зима», С.Жуковский «Иней», И.Левитан «Март», «Березовая роща», А.Куинджи «Березовая роща»). Дети сравнивают, как по-разному художники изображают одно и то же время года, одни и те же объекты природы.

В ходе работы было замечено, что эффективность формирования эстетического отношения к природе детей повышается, если дети отражают свои впечатления в творческой деятельности, тем самым они осознают личный опыт восприятия прекрасного в природе. Поэтому большое внимание уделялось отражению впечатлений детей, полученных от общения с природой, в рисунке и слове.

Чтобы дети учились в слове выражать свои впечатления и переживания, во время прогулок или после них детям предлагалось описать тот или иной объект природы. Например, рассказать, чем понравилась им береза или колокольчики, рассказать так, чтобы можно было отгадать и нарисовать. С большим интересом дети выполняли такие творческие задания, как лексические упражнения на подбор эпитетов, сравнений, синонимов (например: одуванчик, как солнышко). Это помогало детям при составлении описания того или иного природного объекта.

Предложение изобразить увиденное в природе в рисунке всегда встречало у детей положительный отклик. В своих рисунках они изображали родную природу в разные сезоны, в разную погоду: «Золотая осень», «Чародейка-зима», «Белая береза», «Яблони в цвету» и др..

В процессе работы по формированию эстетического восприятия природы проводились и такие занятия, результатом которых была одна общая работа. Это помогало детям полнее выразить свои эмоции, чувства. Большое удовлетворение детям доставлял общий результат, который, как было замечено, был богаче и интереснее по содержанию, производил на детей более глубокое впечатление, чем индивидуальная работа.

Велика роль воспитателя в работе по формированию у детей эстетического восприятия природы. Влияние взрослого на характер эстетических переживаний ребенка, на его эмоциональное отношение к природе углубляет эмоциональную реакцию, вооружает ребенка эстетическими понятиями для оценки красоты при встрече с природой.

1.Доронова Т.Н., Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М.: Просвещение, 2003.

2.Каменева Е.А. О чем рассказали яблони. – М.: Малыш, 1986.

3.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.:АСАДЕМА,2002.

4.Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995.

5.Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.

6.Маврина И. Художественная литература о природе. – Дошкольное воспитание, 2002, №6, с.65-71.

7.Николаева С. Н. Как приобщить ребенка к природе. – М.: Новая школа, 1993.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«…ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуков, в сказке и в игре, в собстве.

Консультация посвященна методическим подсказкам для воспитателей по использованию игровых приемов привлечения внимания детей к красоте окружающего мира.

Консультация для родителей.

Природа предоставляет широкий простор для наблюдений. Помогает обогащать знания ребёнка о предметах и явлениях. Гуляя с ребёнком в парке, в саду или просто по улице вы можете.

В статье освещается опыт работы по повышению мотивации к познанию красоты окружающего мира у детей с ограниченными возможностями здоровья.

материал может быть использован для работы с дошкольниками в воскресной школе или семейном детском саду.

Уважаемые, родители! Для ребенка нет ничего важнее возможности обратиться к нам, взрослым, рассказать о том, что его поразило, порадовало или, наоборот, напугало.

Источник

Консультация для родителей «Учить детей видеть красоту окружающего мира»

Наталья Леднёва
Консультация для родителей «Учить детей видеть красоту окружающего мира»

«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.

Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».

В. А. Сухомлинский

Конечно, не каждый человек может стать композитором, писателем, скульптором, художником, но каждый может научиться любить, ценить и понимать прекрасное в искусстве, природе, в общественной жизни, в поступках человека, и в быту.

Умение чувствовать красоту делает жизнь человека более осмысленной, богатой, яркой. Однако прекрасное не только доставляет наслаждение, радует, вдохновляет на высокие, добрые чувства и мысли, на большие дела и подвиги. Стремление к красивому в поведении, в одежде, в быту, понимание красоты творческого труда неразрывно связано с правильными нравственными убеждениями, с воспитанием хорошего вкуса.

Чудесный мир красок и звуков, обаяние поэзии, красоты природы открываются только тому, кто любознателен и пытлив, кто чувствует потребность расширять и углублять знания, связанные с восприятием прекрасного, кто много читает, размышляет, наблюдает.

Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасноене приходит само собой: его надо систематически развивать с ранних лет.

Стремиться к этой цели – это значит осуществлять эстетическое воспитание, которое способствует развитию гармонической личности.

В чем же конкретно заключаются задачи эстетического воспитания?

Во-первых, в том, чтобы средствами искусства оказывать благотворное влияние на мировоззрение, нравственные понятия, поведение детей.

Во-вторых, воспитывать способность замечать, понимать красоту в природе, в общественной жизни, в искусстве.

В третьих, развивать эстетический вкус, помогать вырабатывать верные эстетические суждения, оценки.

В четвертых, развивать художественные способности детей, приобщая их к художественному творчеству.

Красота – общепризнанное понятие, но у неё нет единых стандартов. Один и тот же объект кому-то может показаться прекрасным, а для кого-то – неэстетичным и вульгарным. Всё дело во вкусе и эстетическом восприятии, личных представлениях о красоте каждого из нас. Эти понятия закладываются в семье и должны воспитываться с самого раннего детства.

Что могут сделать родители для воспитания в своих детях хорошего вкуса и чувства прекрасного?

В первую очередь они сами должны быть такими. Дети ещё не способны давать личную оценку каким-либо объектам, их мнение формируется в результате наблюдения за реакциями взрослых, их комментариями. Дети перенимают отношение родителей к окружающему пространству, способность обращать внимание на то, что их окружает.

Эстетика должна быть с рождения с рождения

«Бытие определяет сознание». Это изречение Карла Маркса постоянно находит подтверждение в повседневной жизни.

Для того чтобы у детей возникала привязанность к прекрасному, нужно стараться окружать их всем красивым. Именно поэтому хорошо оформленный интерьер группы, красивое убранство детской спальни, правильно подобранное постельное белье, из какой посуды ест ребенок, какие вещи его окружают в повседневной жизни. Всё это определяет осознание прекрасного.

Особое внимание нужно уделять детской литературе. Дети по-своему, очень тонко чувствуют настроение произведения и не сразу улавливают связь между его содержанием и средствами художественной выразительности. Это мы обращаем внимание на рифмы, ритм стихотворения, его смысл, а дети испытывают эмоции от содержания. Воспринимая и усваивая информацию из произведений, ребёнок формирует свои ассоциации и образы, каждый раз дополняя их новыми деталями. Нужно обращать внимание на то, какие сравнения и приёмы использует автор для выражения своих мыслей. Очень полезно учить пересказывать тексты, а также сочинять свои сказки вместе с ребёнком, это развивает воображение и формирует речь.

Очень важный момент – иллюстрации. Они должны быть спокойными, не слишком яркими и броскими, соответствовать смыслу. Хорошо, если они содержат множество мелких деталей, которые можно подолгу рассматривать, и каждый раз находить что-то новое. Подробное устное описание того, что изображено на картинке помогает научиться концентрировать внимание, подбирать слова, строить предложения.

Любое творчество – созидательная деятельность. Детям собственное творчество необходимо для развития, для них важна познавательная составляющая. Обязательно нужно знакомить детей с произведениями великих художников, композиторов, скульпторов, архитекторов для того, чтобы они понимали, какого мастерства можно достичь и как много рассказать миру о своих чувствах и настроении через произведение. Посещение музеев, выставок, галерей, концертов, балета открывает для ребёнка огромный и неизведанный мир искусства и вызывает множество положительных эмоций. К сожалению мы не можем часто посещать выставки и ходить в музеи, но мы можем об этом рассказывать показывать детям.

Детям нравится творить и нужно поощрять любые творческие проявления. Почти все дети охотно рисуют, изображая разные объекты, явления и события, они учатся оценивать их, с эстетической точки зрения, наблюдать за тем, что происходит вокруг, запоминать и придумывать сюжеты. Рисование развивает личность ребёнка во многих направлениях и его нельзя заменить ни одним другим видом творчества.

Кроме того, всесторонне развиваться помогают занятия пением, музыкой, танцами. Совершенствуя способности управлять своим телом или голосом, дети развивают нейронные связи полушарий мозга, а это положительно влияет на интеллектуальные способности и развитие в целом. Любые искусства помогают развивать и совершенствовать личностные качества и художественный вкус.

Наблюдение за природой

Приучая ребёнка с раннего детства обращать внимание на всё красивое и интересное, можно научить его быть наблюдательным, внимательным и жизнерадостным. Бывают дети, которые, по мнению родителей, мало интересуются окружающим миром. На самом деле они просто не показывают своей заинтересованности, но всё запоминают и видят. Интересы тоже нужно учитывать, ведь не каждому интересно рассматривать цветочки и листики, кому-то больше по душе наблюдение за животными или насекомыми, а кому-то – изучение явлений природы или расположения небесных тел.

Важно использовать любые возможности для продуктивного общения. В наши дни у родителей всё меньше времени для неспешных прогулок с детьми, но всегда можно найти минутку для того, чтобы показать ребёнку красивый закат, радугу, необычного вида луну, причудливой формы облако. Разумеется, для этого нужно взрослым хоть иногда поднимать голову и оглядываться вокруг. Важно уметь замечать всё интересное и не забывать обращать на это внимание детей, вместе анализировать увиденное. Взять, к примеру, тот же снег. Что в нём интересного? А стоит посмотреть на него в лучах заката, и вы удивитесь, какого он может быть красивого цвета. Можно просмотреть вместе с ребёнком репродукции картин разных художников, на которых изображён снег, и поговорить о том, насколько по-разному его можно изобразить.

Выходя на прогулку, остановитесь на несколько минут, порадуйтесь весеннему солнышку, обратите внимание, что изменилось в природе за последние дни. Пять минут ничего не изменят, но за это время можно расширить детский кругозор, обратив внимание на красивый мох, яркий осенний лист, снежинки на рукаве, красивую бабочку, пение птиц.

Сейчас многие родители перекладывают свою роль в эстетическом развитии детей на школу, детский сад, творческие студии. Но не стоит забывать, что самое главное дети получают именно в семье. Семейные традиции, уютное жильё, тёплые отношения, неторопливые семейные прогулки – это то, чего ребёнок не получит ни от учителей, ни из интернета, ни от сверстников. Это тот фундамент, который складывается в самом начале и на всю жизнь. Никто, кроме нас, не научит детей доброте, внимательному отношению к природе и умению замечать, как прекрасен мир вокруг нас.

Консультация для родителей «Учить детей любить книгу» Учить детей любить книгу. Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверно, нет таких родителей,.

Консультация для родителей «Как учить детей различать и называть основные цвета» Как учить детей различать и называть основные цвета (консультация для родителей) 1. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины.

Консультация для родителей «Как учить стихи» Консультация для родителей «Как учить стихи» Мы легко запоминаем то, что эмоционально «пережили». С интеллектуальной памятью дело обстоит.

Консультация для родителей «Как учить стихи с ребенком» Консультация для родителей «Как учить стихи с ребенком». Красивая, образная речь всегда притягивает внимание собеседников. Формированию.

Консультация для родителей «Учить детей любить книгу» Каждые мама и папа хотят, чтобы ребенок был не только умным,но и всесторонне развитым. Но ребенок тем раньше начнет развиваться, чем большую.

Консультация для родителей детей подготовительной группы «Помогите ребёнку полюбить красоту окружающего мира» Консультация для родителей: «Помогите ребёнку полюбить красоту окружающего мира» Подготовила воспитатель Борзенко Е. И. «Подлинную красоту.

Консультация для родителей «Как учить детей рисовать» Оксана Стеблова Консультация для родителей : «Учим детей рисовать» От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают.

Консультация для родителей «Учим детей видеть прекрасное в природе» Консультация для родителей «Учим детей видеть прекрасное в природе» в средней группе. Ребенок пришел в большой мир окружающий его. Мы должны.

Консультация на тему «Экспериментирование с природными объектами как способ исследования окружающего мира» В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые.

Открытое занятие «Летит вперёд железная дорога нам открывая мира красоту» «Летит вперёд железная дорога,нам открывая мира красоту». Цель : пополнять и закреплять знания детей о железной дороге. Образовательные.

Источник

Оцените статью