Чувствовал ли иисус боль

Иисус и боль. КД199

Стороной обходят вопрос о боли и Иисусе!
Как лечил Иисус?Чувствовал ли он боль тех,кого излечивал?
Чувствовал ли вообще Иисус боль по праву рождения?

Первый пункт — чувствовал ли боль Иисус больных,которых излечивал?
Да!
Именно эта боль и приводила его в растерянность,поскольку он не чувствовал боль по праву рождения от святой Марии.
Боль появлялась в том месте у Иисуса — где была боль больного и потому он знал и причину и силу болезни.Излечивал потому как хотел избавиться от боли в теле своем,как о инородном состоянии тела.Знал силу болезни и причину и потому говорил:Не делай больше греха и болезнь к тебе не вернется!
Иисус имел полный доступ в духовную библиотеку судеб людей,и он конкретно знал причину, и историю болезни любого человека на земле.

Как лечил Иисус?Он видел корень болезни — грех.Через боль он изгонял беса из тела человека,потому как болезнь это подсадка беса в конкретное место человека и по конкретной слабости человека в духе.Человек совершал грех и потому болел.Боль эта мера его отступления от Бога.Многих Иисус вылечил,но многие вновь грешили и болезни возвращались.Иисусу надо было понять — почему боль не останавливает человека перед совершением греха?Ведь именно совершение греха и приводит человека к боли и к болезни.Человек не видит единого в этих понятиях и потому вновь совершает грех.Иисусу остается одно — пройти путь человека от греха к боли и дать право человеку не быть привязанным совершать вновь грех.

Как это сделать безвинному человеку и богочеловеку?Его примут за преступника и осудят среди преступников.Он встанет на место преступника и возьмет на себя его роль.Подмена может пройти,если включить человеческие законы,а не божественные и потому Иисусу мало принять роль преступника с терпением и смирением,надо не сойти с Креста до последней минуты.И Иисус молит Бога отца дать силу на это — не сойти с Креста.

И сейчас ходит мнение среди неверующих- если тебя бьют то ты виноват.Это правило фарисеев и тех кто распял Иисуса, и нашел этому оправдание.Иисус исполнил обещание, и принял Кару за другого.Испытал полную боль человека,не сошел с Креста и умер как человек в теле.Это была плата тем людям,которые будут иметь стигматы и лечить людей,испытывая боль на руках и ногах от гвоздей и от боли,которую причиняет бес вошедший в душу человека через совершенный грех.Сейчас существует отряд целителей,которые лечат стигматами на руках и ногах,порой не зная имя и лицо больного.Боли возникают у целителя по месту боли у больного,и причина порой тоже видна и слышна духовными очами и ушами.

Я назвал одну из причин Креста Иисуса,но этих причин много.Порой близко подходишь к этой теме и готов присутствовать на казни полностью,но Время и Пространство ставит свои фильтры,и отдаляет от места казни.Вопросы остаются и ждут ответа веками.Единое способно приблизить к Иисусу,но только на тот миг,как Врата открыты,дальше Тьма.Адепт использует новые инструменты и проникает далеко в Прошлое,на своей волне.Завеса приоткрывается тем,кто сумел пройти по стопам Иисуса.Отпечатки его на камне также видны, как отпечатки Богородицы на камне.Камень не молчит,он молится и потому есть Единое и есть возможность двигаться.Саровский молился 1000 дней и ночей на камне.Он получил свою информацию.Живой Камень рассказал Саровскому многое,о чем нельзя знать в социуме.Назначение каждому приходит в Откровении.Вестник Назначения может иметь статус Стихии.Может иметь любой статус.

Эту статью я должен был написать несколько дней назад,но сил нашел только сегодня.Понимал и Энергию и Врата Доступа.Тот кто должен знать — узнает!Есть следующие Врата и надо просить войти мне в них — Ангелов.
Всем Света и Терпения!

Источник

Страдал ли Христос?

Вопрос : «Хочу представить картину прошлого. Перед тем, как Он был предан, мог ли Он испытывать физические мучения? Например, когда толпа в ярости хотела сбросить Его со скалы, но Он прошел сквозь них и удалился. Возможно ли что уже тогда Его били, издевались, когда вели на смерть, которой Он избежал?»

Здравствовать вам в правде, Юрий!

Не думаю, что я вполне понимаю ваш вопрос, однако отвечу так, как понимаю. Несколько лет назад мне довелось поговорить с одной женщиной, чья мать много болела в жизни, прошла через голод и холод и много чего ещё. Так вот по воспоминаниям моей собеседницы её мать, бывало глядя в сторону висевшего на стене распятия, с горечью говорила: «Ты-то вот всего три дня страдал, а я всю жизнь мучаюсь».

Почему-то нам, когда мы не стремимся вникнуть в написанное в Библии, кажется, что Иисусу всё давалось легко, что не было ни боли, ни напряжения духовных и физических сил, кажется, что Ему было очень легко оставаться победителем в всём, что Ему приходилось делать. И только когда начинаешь внимательно читать повествования Евангелий, перед тобой вдруг предстаёт Иисус, который плакал, уставал, недоедал, Который в последние три с половиной года Своей жизни полностью зависел от гостеприимства людей (Матф.8:20). Только вдумчиво читая Евангелия, вдруг обнаруживаешь, что даже те, кто постоянно ходил с Ним, плохо понимали Его и думали не о Нём, а о своей выгоде от дружбы с Ним. Что уж говорить о тех, чьи сердца уже совсем окаменели и чьи руки постоянно тянулись к камням, чтобы убить Его, говорящего им правду?

Но всё же не это доставляло Ему наибольшие мучения. Были в Его жизни два самых больших мучения, которые мы с вами никогда не испытаем в той полноте, в какой испытал Он.

Помните ли вы, какие горькие слова произнёс Иисус, когда стало окончательно ясно, что Его собственный народ отказался от Него?

«И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих. » (Лук.19:42)

На мой взгляд, нет ничего ужаснее того, чтобы точно знать, как могла бы сложиться судьба народа или судьба человека, если бы он шёл по правильному пути, но при этом видеть, как день за днём этот путь всё больше и больше уклоняется туда, где его встретят мучения и пропасть погибели. Нет ничего ужаснее, предпринимать всё необходимое для спасения этого народа или этого человека, но видеть, что он отказывается принимать твою всемогущую руку помощи. «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Лук.3:34).

Иисус день за днём смотрел в глаза людей, которые могли бы быть счастливы, если бы захотели послушать Его. День за днём Он протягивал им Свою любовь и прощение, чтобы улучшить их жизни, освободить их от гнёта их плоти, дать им покой, Он знал, что если бы они пошли за Ним, вся их жизнь засияла бы светом Неба, но они отказывались. Каждому из них Он мог бы сказать: «о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!» О, если бы ты только знал, какой удивительный покой Я могу дать тебе! Если бы ты только знал, что Моя любовь может полностью изменить твоё каменное сердце! О если бы ты только знал, ЧТО Я принёс в дар тебе!

Пожалуй, только отец или мать, чей ребёнок идёт путём погибели, не желая сворачивать с него, могут хотя бы приблизительно понять, с каким мучением сталкивался Иисус день за днём, видя в уходивших от Него людях тех, кто отказался от самого главного, от самого важного, что вообще когда-либо может быть у человека.

Ещё одно постоянное мучение Иисуса было то, что Он, в отличие от нас, был тем, Кто на Собственном опыте знал, что такое настоящая святость и праведность. Не на словах, на опыте. Поэтому для Него каждый день пребывания на земле, подвергшейся проклятию, среди людей, находящихся под проклятием, был мучителен. Для Него это было всё равно как для нас с вами, если мы вдруг будем вынуждены жить в сточной канаве. Один из проповедников как-то привёл такой страшный, но верный образ: как вы будете себя чувствовать, если всю вашу жизнь к вашей спине будет привязан труп? Так вот для Христа, Чья святость и праведность вечны и определяют святость и праведность всего мироздания , было абсолютным мучением носить на себе человеческое тело, изуродованное тысячелетиями греха. Для Него, Бесконечного и Всесильного, даже плоть только что сотворённого Адама была бы мучением. «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя. » (Фил.2:6-8).

Понимаете? Хотя вся Его жизнь была полна напряжения и постоянных испытаний, через которые приходится проходить людям земли, не в них было Его главное мучение. Вот когда мы начнём понимать это, мы уже не сможем позволить себе упрекнуть Его в том, что Ему было легче, чем нам. Нам никогда не придётся столкнуться со всей силой сатаны, потому что Христос защищает нас, даже тех, кто никогда не примет Его. Нам никогда не придётся почувствовать страдания всего мира и носить эти страдания с себе, как пришлось Христу. Нам никогда не придётся молиться за весь мир, роняя на землю капли кровавого пота, а потом быть распятыми для того, чтобы этот мир, ненавидящий Распятого, получил Билет Домой.

Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни.
Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши;
наказание мира нашего [было] на Нем. (Ис.53)

И знаете, дорогой Юрий, для того, чтобы увидеть всю глубину ужаса событий, происходивших две тысячи лет назад, всякий раз, перед тем, как читать Евангелия, останавливайтесь ненадолго и спрашивайте себя: «А КЕМ является Иисус?» . и если затрудняетесь с ответом, читайте эти слова:

«Все чрез Христа начало быть, и без Христа ничто не начало быть, что начало быть. Во Христе была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин.1) «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти. » (1Тим.3:16)

Так вот это именно Его тащили к краю пропасти, чтобы сбросить вниз. Это в Него плевали. Это Его распяли. Творение распяло своего собственного Творца.

. У подножия креста мы видим не только характер Бога, готового пожертвовать Собой ради нашего спасения, но и характер человечества, готового пожертвовать Богом, ради своего мнимого благополучия.

Источник

Болел ли Господь в Своей земной жизни?

Добрый вечер, батюшка! Благословите!
Помогите пожалуйста разобраться в вопросе о человеческой природе Господа Иисуса Христа.
Если просто, то вопрос звучит так: болел ли Господь в своей земной жизни?
Задала этот вопрос священнику, на который он сразу ответил, что конечно же да.
Если да, то можно предположить, что это могла быть вирусная инфекция, которая попадает в кровь. Как тогда это сопоставить с тем, что мы читаем в молитве перед Причастием: самое Пречистое Тело Твое.

Простите за такие рассуждения. Я пыталась найти ответ на этот вопрос самостоятельно, но дома литературы мало. Пыталась читать прп. Иоанна Дамаскина. Точное изложение православной веры.

Похожие вопросы

4 Ответа

Этот вопрос не догматизирован, но, думаю, что не болел.

Иначе это бы ставило под сомнение Его мессианское достоинство.

Людмила! Что касается Таинства Евхаристии, то мы причащаемся прославленного Тела и Крови Христовых. Напомню вам, что по Воскресении Спаситель обладает не тленным, а нетленным телом (болезнь же — одна из форм проявления тленности).

Относительно вопроса, болел ли Христос или не болел до Своей смерти, отвечу так. Христос испытывал усталость, жажду, голод, боль (возможно, батюшка, ответивший вам, что Спаситель болел, имел в виду именно это).

Вместе с тем, замечу, что Писание не даёт повода считать, будто Христос был подвержен таким, например, заболеваниям, как генетические, инфекционные, кардиологические, легочные, желудочные, почечные, кожные и др. Напротив, Писание даёт множество оснований видеть, что Господь обладал высоким совершенством и по человеческому естеству.

Насколько мне известно, среди отвечающих здесь на вопросы людей нет священников. Поэтому обращение «батюшка» едва ли уместно.

Нет, Христос не болел инфекциями и тому подобными недугами, так как болезнь — это результат греха, а Христос безгрешен. Он страдал только от голода, усталости и так далее, то есть от вещей, которые свойственны человеческой природе, а также от тех ран, которые Ему наносились.

Я не священник, и сразу скажу, что по моему личному мнению, Ваш вопрос о состоянии человеческой природы Господа нашего Иисуса Христа прямо не связан со спасением и представляет больше теоретический интерес.

Ещё важно, что он очень сложен, потому что в богословских концепциях множество нюансов, каждый из которых представляет из себя целый мир.

Я попытаюсь изложить своё понимание максимально доступно, стараясь избегать сомнительных утверждений, но заранее прошу прощения, если в своих попытках неудачно выражусь.

В Священном Писании мы не встречаем явных указаний на то, что Христос болел какими-либо болезнями. Вместе с тем в Писании всячески подчеркивается, что Христос истинный и совершенный Человек, во всём подобный нам кроме греха. Но не просто Человек, а Богочеловек в одном Лице. И этот постулат крайне важен для домостроительства нашего спасения.

Православные богословы имеют возможность дискутировать на предмет теоретической возможности того, что Христос мог болеть.

По воскресении Христовом обожение человеческого естества привело к изменению его свойств из тленных в нетленные. То есть после Воскресения плоть Христова становится не подверженной болезням, уже не в силу соединения с Божеством, но в силу изменения качеств самой человеческой природы Христа.

Источник

В чем трагедия страданий Христа на Кресте? Ведь Он знал, что воскреснет

Приблизительное время чтения: 15 мин.

Христос неоднократно предупреждал учеников: Его ждут побои, издевательства и смерть — но в третий день Он воскреснет. Как Бог, Он знал о Своем грядущем Воскресении заранее. Но так ли велика была сила Его страданий, раз они были временными?

Этот вопрос не выдуман, он звучит в той или иной форме во многих письмах и комментариях, адресованных в редакцию «Фомы». И за ним стоит по-человечески понятное рассуждение. Христос — Бог; Он не переставал быть Богом, даже страдая на Голгофе. И конечно, знал, что эти страдания скоро прекратятся, что Он воскреснет, вознесется на Небо, с которого однажды сошел в наш мир, и все снова будет «как прежде». А вот мы, люди, зачастую страдаем без надежды на какое-то облегчение. Выходит, мы намного более несчастны, чем Христос!

Давайте разберемся, что не так в этом рассуждении.

Тезис 1: О страданиях Мессии говорит еще Ветхозаветное Писание

О том, что Спаситель, или по-еврейски Мессия, будет Мессией страдающим, пророчествовало еще Писание Ветхого Завета. Ко времени Рождества Христова память об этом основательно стерлась из памяти иудеев: возобладала идея, что Мессия явится как народный вождь-триумфатор, под началом которого иудеи одолеют всех врагов и по всему Израилю установится царство мира и изобилия…

Но еще за 700 лет до воплощения Христа пророк Исаия написал по вдохновению Божию о Мессии, Который предал хребет… биющим и ланиты… поражающим; лица… не закрывал от поруганий и оплевания (Ис 50:6). Пророчество Исаии точь-в-точь описывает все то, что должен будет впоследствии претерпеть Христос. Приведем этот поразительный фрагмент целиком:

Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его (Ис 53:3–10).

В восприятии пророка Исаии судьба Христа — подлинная трагедия, несмотря на то, что финал действительно триумфален: пострадавший Мессия получит часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем (Ис 53:12).

Так что мысль о страдании Спасителя не изобретение христианской Церкви, она прозвучала существенно раньше.

Тезис 2: Страданием была полна вся человеческая жизнь Христа

На Голгофе страдания Христа достигли наивысшей точки, предельного напряжения и остроты. Но Спаситель нес на Себе наказание мира нашего (Ис 53:5) уже задолго до Голгофы. В каком-то смысле вся Его человеческая жизнь была чередой более или менее мучительных страданий. Жертва Христова начала совершаться в тот самый момент, когда Бог — безграничный, всемогущий и бесстрастный, то есть непричастный ни к какому страданию — стал Человеком, вошел в наш ограниченный, больной и полный страдания мир.

Иисус был еще крохотный Малыш — а Его уже начал преследовать иудейский царь Ирод, так что Богородице и Иосифу Обручнику пришлось спешно бежать с Ним в Египет. В отроческие годы Иисус — всемогущий Бог, управляющий всем, от рождения новых звезд до мельчайших химических реакций в головном мозге человека, — смиренно подчинялся Своей Матери и названному отцу Иосифу. Выйдя в тридцатилетнем возрасте на проповедь, Он постоянно был окружен людьми, искавшими от Него то исцелений, то наставлений, то пропитания, и так изнемогал, что засыпал, как только появлялась малейшая возможность отдохнуть, хотя бы и на борту лодки в бурном озере (см., напр., Мк 4:38). Как Человек, Он страдал от голода — вспомним сорокадневное пребывание Спасителя в пустыне, где Он постился и напоследок взалкал (Мф 4:2). Страдал Он и от жажды — вспомним, как, утрудившись от пути, Христос сел отдохнуть у колодца и попросил воды у женщины-самарянки (Ин 4:6-7). Он был скитальцем, и Сам говорил о Себе так: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф 8:20). Он искренне сострадал, сталкиваясь с человеческим горем: сжалился над вдовой из города Наина, у которой умер единственный сын (Лк 7:13); прослезился у гроба Лазаря, семью которого хорошо знал и часто навещал (Ин 11:35). Обратим внимание: Спаситель прекрасно знал, что через мгновение Сам же вернет к жизни обоих — и сына наинской вдовы, и Лазаря. И тем не менее сострадал людям в их горе. Знание о том, что будет, не исключает горя о том, что есть.

Знал Спаситель и о том, что рядом с Ним ходит предатель, и это было для Него дополнительной и тяжелой душевной мукой: Он, всемогущий, скорбел о происходившем в душе Иуды и о невозможности помочь ученику покаяться (хотя все попытки были предприняты)…

И когда настал час, Христос — всемогущий Бог, даже по-человечески умевший, когда было нужно, проходить посреди Своих обидчиков и избегать расправы (Лк 4: 29–30), — отдал Себя во власть вождей иудейского общества — первосвященников, книжников и старейшин. Добровольно претерпел унижения, побои, издевательства. И в конце концов, был убит.

Как лаконично сказал об этом апостол Павел: Христос вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление (Евр 12:2).

Тезис 3: Как Бог, Христос точно знал об ожидавших Его муках — и уже это было тяжелейшим испытанием

Господь Иисус Христос знал не только о том, что Он воскреснет. Он точно, в мельчайших подробностях, знал и о том, какой казни будет подвергнут. А ведь казнь через распятие была, по свидетельству Цицерона, самой страшной из всех смертельных пыток, изобретенных человеческим умом.

Изобразить кошмар Страстной Пятницы с возможной исторической точностью постарался Мел Гибсон в своем фильме «Страсти Христовы». Вся цепочка событий того дня, начиная с ночного ареста Спасителя в Гефсимании и заканчивая Его распятием на Кресте — нескончаемый «конвейер» пыток, издевательств и смертных страданий. Слабые попытки Пилата заменить смертный приговор Христу на бичевание привели к тому, что безгрешный Сын Человеческий был наказан дважды. Сначала римские легионеры исхлестали Его в кровь бичами с железными наконечниками (следы этой экзекуции запечатлело изображение на Туринской плащанице). А затем — распяли.

Многие люди признавались, что даже фильм не смогли досмотреть до конца — настолько невыносимое это оказалось зрелище. А что же должен был чувствовать Сын Божий, Который перенес все это на самом деле? Который желал встретить смерть лицом к лицу и потому отказался от предложенной Ему римскими солдатами «милости» — смеси вина со смирною (Мк 15:22), напитка, который затуманивал сознание и мог бы облегчить последние часы?

«Смерть от распятия, по-видимому, включала все, что пытка или смерть могут иметь мучительного и страшного: головокружение, судороги, жажду, голод, бессонницу, воспаление ран, столбняк, публичный позор, долговременность страданий, ужас предчувствия смерти, гангрену разорванных ран, — писал в начале XX веке архиепископ Кинешемский Василий (Преображенский), который и сам прошел путь страданий — более 20 лет провел в советских тюрьмах и лагерях, перенес страшные пытки и скончался в дальней ссылке, тяжко проболев много лет. — Все эти страдания усиливались до крайней, самой последней степени, насколько их мог выносить человек. Надобно вообразить неестественное положение тела с простертыми вверх, пригвожденными руками, причем малейшее движение сопровождалось новою, нестерпимою болью.Тяжесть повисшего тела все более раздирала язвы рук, которые становились поминутно все острее и жгучее… артерии, особенно головные, вздувались и вызывали страдания от притока крови; затрудненное, неправильное кровообращение вызывало в сердце невыносимое мучительное томление, длительную предсмертную тоску; к этому прибавлялись муки жгучей и доводящей до отчаяния жажды…»

К этому надо прибавить еще человеческую тоску Спасителя, Которому, как писал митрополит Сурожский Антоний, в последние часы перед смертью было попущено испытать весь ужас богооставленности. Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? — такой вопль вырвался из уст Христа незадолго до смерти (Мф 27:46).

А можем ли мы вообразить себе ужас схождения Его душою во ад, которое, как пишут апостолы Петр (1 Пет 3:18–19; 4:6) и Павел (Еф 4:8–9), последовало за телесной смертью на Кресте. Да, Христу предстояло вывести из ада всех ветхозаветных праведников, все души, стремившиеся к Богу. Да, мы говорим теперь, что Христос сокрушил ад. Но каково же было Ему, Богу, входить в это место темноты, тоски и безнадежности.

Все эти события Христос не просто предвидел — Он точно знал, как все будет. Знал — и страдал. Недаром Он просил самых близких учеников — Петра, Иоанна и Иакова — не оставлять Его в последний час, быть рядом с Ним накануне взятия под стражу. Душа Моя скорбит смертельно, — признавался Он им (Мф 26:38); а придя в Гефсиманский сад, молился Отцу: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия (Мф 26:39). Молился исступленно, до кровавого пота (Лк 22:44).

Читайте также:

Если вы заранее, в подробностях, знаете весь ужас, который вам предстоит пережить в будущем, вам будет легче или тяжелее? Представьте на минуту, что вы знаете, знаете доподлинно, несомненно: через неделю вы тяжело заболеете и надолго лишитесь возможности жить обычной жизнью, вас ожидают месяцы изнуряющей боли, скитаний по больницам, череда тяжелейших операций, и только потом врачи, наконец, поставят вас на ноги.

Укрепит ли вас такое знание, поможет ли? Или уж лучше без него?

А Сын Божий знал обо всем.

Страха смерти как полного исчезновения, растворения в небытии у Него, безусловно, не было. Он знал, что воскреснет. Но могло ли знание о грядущем Воскресении хоть немного ослабить те страдания, которые Он терпел в ту страшную пятницу? «Отменить» боль в пробитых руках и ногах.

Тезис 4: Церковь давно опровергла мнение, будто Господь страдал «иллюзорно»

Люди могут сами не отдавать себе в этом отчета, но когда они спрашивают, а действительно ли Христос так уж страдал на Кресте, то часто исходят из представления, будто жертва, принесенная Христом на Голгофе, была не реальной трагедией, через которую прошел живой Человек, а чем-то вроде «кино» или «спектакля», показанного нам исключительно в назидательных целях.

Мы все знаем: актеры могут порой выкладываться в спектакле до изнеможения, отдавать все силы, буквально «проживать» свою роль на сцене, но потом занавес все-таки закрывают, и они расходятся по домам (или даже ресторанам) жить своей обычной жизнью. Так же и с Богом, предполагает секулярно Секуляризм — точка зрения, согласно которой религия — это нечто отделенное от повседневной жизни, существующее обособленно, никак не влияющее на т.н. реальную жизнь мыслящий человек. Бог всемогущ и бессмертен. Значит, Он ничем всерьез не рисковал, когда позволил иудейским начальникам расправиться с Собой, рассуждает такой человек. Это был своего рода «спектакль», и «доказательством» тому — то, что уже на третий день Он воскрес.

Подобным рассуждениям почти столько же лет, сколько и христианству. Уже в конце I века по Р. Х. святой апостол Иоанн Богослов, автор четвертого Евангелия, обличал последователей докетизма (от греч. δοκεῖν — «казаться») — религиозного направления, в основе которого было убеждение, что воплощение Господа с самого начала было призрачным, а не реальным. Людям, мол, лишь казалось, что Иисус Христос — Человек из плоти и крови, в действительности же Он всегда оставался только бесплотным Духом. Соответственно, и мучения Спасителя на Кресте были иллюзорными, считали докеты: Бог не мог страдать.

Впоследствии эти идеи подхватили гностики (от греч. γνῶσις — «знание»). Этим словом называют представителей разных сект, которых объединяло абсолютно превратное представление о Христе. Христа они изображали как такого «посредника» между Богом и людьми, который пришел в первую очередь просветить людей от тьмы невежества (а не спасти от греха и смерти!) и для вящей убедительности продемонстрировал им свою смерть, которой «в действительности» не было. Некоторые из гностиков заходили еще дальше и выдвигали версии, будто распяли в итоге вообще другого человека, а Христос в последний момент чудесным образом избежал казни. Все эти домыслы звучат абсолютно отвратительно, и мы не стали бы о них упоминать, если бы не хотели показать, где корни сегодняшних сомнений в подлинности страданий Спасителя.

На самом деле, читая Евангелие, невозможно ни на минуту предположить, что страдания Господа были какие-то «фальшивые» или «театральные». Хотя — обратите внимание! — уже в Евангелии находятся люди, которые как раз ставят их подлинность под сомнение и издеваются над страдающим Спасителем! Кто же именно? Во-первых, книжники, первосвященники, старейшины и фарисеи, те, кто были врагами Христу с самого начала, верхушка иудейского общества. Они откровенно веселятся над своим распятым Богом: Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын (Мф 27:42–43). И во-вторых, один из злодеев, распятых рядом со Христом: он злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас (Лк 23:39). Все это люди, закосневшие во зле и бессердечности, за которых Христос продолжает из последних человеческих сил молиться Отцу: Прости им, ибо не знают, что делают (Лк 23:34).

Важнейшее свидетельство истинности Его страданий — раны от гвоздей на руках и ногах и ребро, пробитое ударом копья; следы истязаний, которые остаются на теле Господа и после Его Воскресения. Это свидетельство убедило апостола Фому, что перед ним действительно воскресший Иисус Христос, а не кто-либо другой. Более того, увидев эти раны, Фома окончательно уверовал во Христа как в Бога: Господь мой и Бог мой, — воскликнул он, и Христос одобрил это исповедание (Ин 20:28–29).

Церковь опровергла заблуждение о «призрачности» Христовых страданий, зафиксировав основы христианского вероисповедания в виде Символа веры, который былутвержден на Первом Вселенском Соборе (в 325 году) и дополнен на Втором (в 381 году). Символ веры ясно и однозначно гласит, что христиане верят в Господа Иисуса Христа, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием» (выделено редакций. — Прим. ред.).

Будучи истинным Богом, Христос был и остается истинным Человеком. Он жил, страдал и умирал реально.

Тезис 5: Страдания Бога — это тайна, постигнуть которую можно, только самому следуя за Христом

Докеты и гностики претендовали на то, чтобы рационально объяснить воплощение и страдания Бога. И не они одни. История христианства вообще знает много попыток «объяснить», как это Христос может быть Богом и Человеком одновременно; как, оставаясь Богом, Он мог по-человечески страдать и умереть. Несториане, монофизиты, монофелиты — это представители только самых известных из из множества христианских движений, дававших свои варианты ответов на эти вопросы.

Но в том-то и дело, что «объяснить» тут ничего невозможно. Воплощение Сына Божия — это тайна, которую невозможно понять, а можно только облечь в аккуратные и целомудренные слова, обозначающие меру нашего непонимания. В 451 году отцы IV Вселенского Собора, состоявшегося в Халкидоне (место близ Константинополя), нашли удачную и точную формулировку, обозначающую, как Бог соединился с Человеком: неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно. Четыре «не-» — это очень характерная для православного богословия формула, показывающая, что наше знание о Боге в высшей степени приблизительное, что мы можем скорее сказать, чем Бог не является, нежели понять, каков Он Сам и как действует Его Промысл.

Апостол Павел противопоставлял всем претензиям рационально постигнуть Христа и объяснить «механизм» Его прихода в мир юродство (то есть кажущееся безумие. — Прим. ред.) проповеди о распятом Боге. …И Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, — не стыдился признать апостол Павел (1 Кор 1:21, 22–23). Как Божество во Христе соединилось с человеком? Как Бог мог быть распят и убит? Как Человек мог воскреснуть? Все эти и подобные вопросы разрешаются не интеллектуальными и отвлеченными рассуждениями, а верой. И еще — личным опытом жизни со Христом.

Пока рассуждаешь отвлеченно, невозможно представить себе, зачем Тому, Кто абсолютно свят, живет в полноте радости и ни в чем не имеет недостатка, Самому становиться человеком и идти на немыслимые страдания на самом деле… Но это становится понятнее, когда выходишь из личной «зоны комфорта» и сам сталкиваешься с бедой. Как страдают родители тяжело болеющих детей, как хотели бы переложить груз их болезни на свои плечи, хоть немного облегчить их состояние — если бы только это было возможно! Но для Бога возможно все. Поэтому Он сделал именно то, что хотел бы сделать всякий родитель для своего болеющего ребенка: взял на Себя наши немощи и понес наши болезни (Ис 53:4). Бог воспользовался Своим всемогуществом не для того, чтобы изменить нас и превратить из «плохих» в «хороших», из грешных — в святых. А для того, чтобы Самому стать Человеком и собственной смертью спасти людей от греха — «наследственной болезни», доставшейся нам еще от Адама и выражающейся в склонности жить поперек законов, установленных Богом для всего сотворенного Им мира. И — от смерти, как неизбежного последствия греха.

Известный московский проповедник протоиерей Димитрий Смирнов приводил такой пример: «Представим себе, что мы идем по лесу и видим гнилое дерево, которое уже наклонилось так, что, если будет более или менее сильный ветер, оно упадет. А при корне дерева — большой муравейник, и если оно упадет, то муравейник будет разорен. Нам стало очень жалко этих муравьев и захотелось их спасти. Как это сделать? Если мы будем их убеждать, чтобы они покинули свои жилища, они подумают, что это какой-то гром с неба. Если мы будем пытаться оттаскивать их в другое место, они тут же побегут назад. Единственный способ — это самому стать муравьем и на их муравьином языке постараться объяснить, что им угрожает опасность и тот, кто за нами пойдет в безопасное место, тот будет спасен».

Нечто подобное сделал Господь Иисус Христос. Будучи всемогущим Богом, Он стал беззащитным человеком и, будучи бессмертным, Сам отдал Себя на смерть для того, чтобы спасти людей.

Источник

Оцените статью